Научная статья на тему 'КЛАССИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

КЛАССИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пинчук А.С.

В статье представлен консолидированная её автором информация о классических направлениях и актуальных приоритетах реализации муниципальной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе, полученная в качестве обобщенного опыта деятельности органов местного самоуправления отечественных муниципальных образований в названной сфере. Самостоятельное исследование проводилось на основании анализа официальных сайтов нескольких десятков муниципальных образований из более чем десяти регионов Российской Федерации, анализа отчетной документации местных администраций, анализа содержания действующих либо в самом недавнем прошлом действовавших профильных отраслевых документов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пинчук А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASSIC DIRECTIONS AND CURRENT PRIORITIES OF THE IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL POLICY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY AT THE PRESENT STAGE

The article presents the author's consolidated information about the classical directions and current priorities of the implementation of municipal policy in the field of road safety at the present stage, obtained as a generalized experience of the activities of local self-government bodies of domestic municipalities in this area. The independent study was conducted on the basis of the analysis of the official websites of several dozen municipalities from more than ten regions of the Russian Federation, the analysis of the reporting documentation of local administrations, the analysis of the content of existing or in the most recent past, the relevant industry documents of strategic planning.

Текст научной работы на тему «КЛАССИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 1

Пинчук А.С.

магистрант РАНХиГС (г. Екатеринбург, Россия)

КЛАССИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье представлен консолидированная её автором информация о классических направлениях и актуальных приоритетах реализации муниципальной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе, полученная в качестве обобщенного опыта деятельности органов местного самоуправления отечественных муниципальных образований в названной сфере. Самостоятельное исследование проводилось на основании анализа официальных сайтов нескольких десятков муниципальных образований из более чем десяти регионов Российской Федерации, анализа отчетной документации местных администраций, анализа содержания действующих либо в самом недавнем прошлом действовавших профильных отраслевых документов стратегического планирования.

Ключевые слова: безопасность, транспортная безопасность, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, вопросы местного значения, органы местного самоуправления, муниципальное управление, муниципальная политика.

Актуальность исследования деятельности органов публичной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, что создание условий безопасного дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности в Российской Федерации, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения

качества жизни населения страны.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в целом ряде документов стратегического планирования федерального и регионального уровней определены в качестве важнейших приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

В частности, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [1], сокращение уровня смертности и травматизма населения, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий признано одним из главных направлений демографической политики страны.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [2], в свою очередь, выдвигает бескомпромиссные требования к результатам деятельности органов власти, которые должны быть направлены на резкое повышение уровня безопасности транспортной системы страны, сокращение темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших.

Несмотря на то, что вопросами обеспечения вопросов безопасности дорожного движения в России, в основном, естественно, занимается Госавтоинспекция, всё же определенная группа полномочий имеется и у органов местного самоуправления. Ряд из них прямо обозначен в профильном отраслевом Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3]. Ряд - закреплен соответствующими положениями пункта 5 части 1 статьи 14, пункта 5 части 11 статьи 15, пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4]. Например, Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] в статье 7 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных

районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения, в частности, относит:

1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

2) ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления.

В остальном следует отметить, что механизм деятельности органов публичной власти Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников реализации политики.

Решение задачи по формированию и эффективному управлению вопросами обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется путем обоснованного выбора форм и методов публичного управления на основе разграничения уровней управления и распределения функций по вертикали и горизонтали между уполномоченными органами власти и управления.

К деятельности органов власти и управления по обеспечению безопасности дорожного движения на территории страны привлекаются не только органы местного самоуправления муниципальных образований, но и территориальные подразделения федеральных органов государственной власти в субъектах Федерации, а также хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством.

Сами же органы местного самоуправления, в пределах собственных полномочий и установленных федеральным, региональными нормативными актами ограничений, традиционно полностью самостоятельно определяют и вырабатывают основные цели и задачи, направления, принципы и приоритеты деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, способствующие снижению уровня смертности на автомобильных дорогах, достижению иных целей единой государственной политики, в каждом конкретном муниципальном образовании, что в совокупности и образует содержание муниципальной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Проблемная ситуация, породившая идею и творческую необходимость подготовки настоящей статьи заключается в том, что на сегодняшний день в специальной, учебной и научной литературе практически полностью отсутствуют обобщенные данные, содержательно описывающие как деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, так и классические, традиционные её направления, а равно - и актуальные приоритеты и тенденции развития муниципальной политики в рассматриваемой сфере. Подобная информация, конечно, существует, однако она весьма разобщена и требует тщательной консолидации, так как, по общему правилу, содержится лишь в реальных практических управленческих документах местных властей.

С учётом собственных научных интересов, автором настоящей статьи в рамках её подготовки была предпринята попытка преодоления вышеописанного теоретико-методологического пробела. Самостоятельное исследование официальных сайтов нескольких десятков муниципальных образований из более чем десяти регионов Российской Федерации, исследование отчетной документации местных администраций, анализ содержания действующих либо в самом недавнем прошлом действовавших профильных отраслевых документов стратегического планирования, принимаемых муниципалитетами во исполнение

положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ № «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6] позволили установить и утверждать, что к сегодняшнему дню на территории Российской Федерации, реализуемая органами местного самоуправления муниципальная политика в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в самом обобщенном и укрупненном виде, осуществляется, как правило, именно в рамках следующих классических направлений:

1. Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

2. Участие в развитии системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;

3. Организация мероприятий, направленных на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

4. Совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в границах муниципального образования;

5. Планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, тяжести их последствий;

6. Планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение «правового нигилизма» населения в части соблюдения правил дорожного движения, а равно - формирование стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения;

7. Планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения;

8. Создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

9. Проведение разъяснительной и предупредительно-профилактической работы среди населения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения с использованием СМИ;

10. Информационно-пропагандистское обеспечение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

11. Выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий;

12. Планирование и совместное участие в мероприятиях, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;

13. Планирование и совместное участие в мероприятиях, направленных на максимальное снижение тяжести травм в дорожно-транспортных происшествиях;

14. Организация и развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

15. Совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения и повышение эффективности её функционирования;

16. Профилактика ДТП среди несовершеннолетних;

17. Регулярное освещение проблем по безопасности дорожного движения в средствах массовой информации;

18. Организация безопасных пешеходных переходов в условиях прохождения региональной автодороги внутри населенного пункта;

19. Обеспечение безопасного движения школьных автобусов;

20. Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

21. Осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

22. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в иных формах;

23. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

24. Развитие целевой системы воспитания и обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах;

25. Совершенствование организации движения транспорта и пешеходов на территории муниципального образования;

26. Ликвидация и профилактика возникновения опасных для дорожного движения участков на сети дорог общего пользования муниципального и межмуниципального значения;

27. Оборудование перекрестков светофорами;

28. Обеспечение контроля за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

29. Обеспечение контроля за проведением предрейсовых и послерейсовых, а также текущих медосмотров водителей транспортных средств, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки;

30. Организация, планирование и содействие деятельности по предупреждению аварийности на автомобильных дорогах и дорогах общего пользования;

31. Обеспечение безопасности дорожного движения путем проведения работ в рамках содержания автомобильных дорог;

32. Планирование, разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, происходящих как по техническим причинам, так и в связи с «человеческим фактором»;

33. Планирование, разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности, включающие меры по антитеррористической защищенности объектов автомобильного транспорта и внедрению современного оборудования и технологий обеспечения безопасности в целом и безопасности дорожного движения в частности (например, информационно-технических комплексов, видеокамер, систем слежения, распознавания лиц и видеонаблюдения и т.д.);

34. Установка дорожных и иных знаков, ремонт знаков безопасности, устройство искусственных неровностей, нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на территории жилых зон и иных территориях муниципального образования, не относящихся к автомобильным дорогам;

35. Обеспечение комфортных и безопасных условий движения по внутрипоселковым дорогам поселений муниципальных районов, районам городских округов и иным внутренним территориям муниципалитетов;

36. Обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке организованных групп детей;

37. Повышение качества предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа;

38. Привлечение к организации деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций.

Дополнительное самостоятельное исследование официальных сайтов нескольких десятков муниципальных образований из более чем десяти регионов Российской Федерации, исследование отчетной документации местных администраций, анализ содержания действующих либо в самом недавнем прошлом действовавших профильных отраслевых документов стратегического планирования, принимаемых муниципалитетами во исполнение положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ № «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6] позволили установить и утверждать, что к сегодняшнему дню на территории Российской Федерации, реализуемая органами местного самоуправления муниципальная политика в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в самом обобщенном и укрупненном виде, сфокусирована на следующих ключевых тенденциях и актуальных приоритетах:

Во-первых, снижение детского дорожно-транспортного травматизма, а

равно - уменьшение числа детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;

Во-вторых, снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов;

В-третьих, предупреждение опасного поведения на дорогах детей дошкольного и школьного возраста - участников дорожного движения;

В-четвертых, создание эффективной системы профилактических мер, направленных на повышение уровня правового воспитания участников дорожного движения, культуры их поведения, формирование у участников дорожного движения законопослушного поведения;

В-пятых, сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий, а равно - уменьшение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, к уровню предыдущих периодов (года, квартала);

В-шестых, максимальное уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния дорог;

В-седьмых, максимальное уменьшение доли дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие и в условиях неблагоприятных дорожных условий.

В-девятых, максимальное уменьшение случаев травматизма на дорогах, в том числе со смертельным исходом.

В заключение статьи её автор выражает надежду на то, что представленные результаты исследования могут быть и интересны, и полезны как для молодых ученых и исследователей в области современных тенденций отечественного муниципального управления, так и, вероятно, для практикующих специалистов местных администраций, задействованных реализации полномочий органов местного самоуправления по рассматриваемому направлению. Своевременный и учёт и знание классических направлений и актуальных приоритетов реализации муниципальной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, сложившихся к

сегодняшнему дню в реальной практической деятельности органов местного самоуправления, в случае их имплементации в деятельность коллег из всех иных муниципалитетов, может иметь не только теоретическую, методологическую и практическую ценность, но и в действительности максимально положительно повлиять на управленческие и социально-экономические показатели муниципалитета, воспринявшего предложенный обобщенный опыт, способствуя достижению таких позитивных эффектов как, например, снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций, повышение общей безопасности дорожного движения, сокращение количества и роста дорожно-транспортных происшествий и потерь от них (тяжести их последствий), но главное - снижение числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федерального закон от 29 декабря 2017 года № 443-Ф3. Доступ из справ.-

правовой системы «КонсультантПлюс».

О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Pinchuk A.S.

Master's student RANEPA (Ekaterinburg, Russia)

THE CLASSIC DIRECTIONS AND CURRENT PRIORITIES OF THE IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL POLICY IN THE FIELD OF ROAD

SAFETY AT THE PRESENT STAGE

Abstract: the article presents the author's consolidated information about the classical directions and current priorities of the implementation of municipal policy in the field of road safety at the present stage, obtained as a generalized experience of the activities of local self-government bodies of domestic municipalities in this area. The independent study was conducted on the basis of the analysis of the official websites of several dozen municipalities from more than ten regions of the Russian Federation, the analysis of the reporting documentation of local administrations, the analysis of the content of existing or in the most recent past, the relevant industry documents of strategic planning.

Keywords: safety, transport safety, road safety, road accidents, issues of local significance, local self-government bodies, municipal administration, municipal policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.