Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
органы местного самоуправления / безопасность / транспортное обслуживание / население муниципального образования / полномочия / local government bodies / safety / transport service / population of the municipality / credentials

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денилханов Ш.Ш.

Организация безопасности населения муниципального образования – ключевая задача органов местного самоуправления в общем, а обеспечение безопасности дорожного движения, в частности. Органы муниципальной власти обладают необходимыми ресурсами для выполнения этой задачи и от эффективности принимаемых решений, зависит ее выполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND ORGANIZATION OF ROAD SAFETY BY LOCAL GOVERNMENT BODIES

the organization of the safety of the population of the municipality is the key task of local governments in general, and ensuring road safety, in particular. Municipal authorities have the necessary resources to fulfill this task, and its implementation depends on the effectiveness of the decisions made.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11028 ДЕНИЛХАНОВ Ш.Ш.

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического института ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», Ставропольский край, г. Пятигорск, е-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: Организация безопасности населения муниципального образования - ключевая задача органов местного самоуправления в общем, а обеспечение безопасности дорожного движения, в частности. Органы муниципальной власти обладают необходимыми ресурсами для выполнения этой задачи и от эффективности принимаемых решений, зависит ее выполнение.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, безопасность, транспортное обслуживание, население муниципального образования, полномочия.

DENILKHANOV Sh.Sh,

Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law Law Institute PSU FSBEI HE «(Pyatigorsk State University»

LEGAL REGULATION AND ORGANIZATION OF ROAD SAFETY BY LOCAL GOVERNMENT BODIES

Annotation. the organization of the safety of the population of the municipality is the key task of local governments in general, and ensuring road safety, in particular. Municipal authorities have the necessary resources to fulfill this task, and its implementation depends on the effectiveness of the decisions made.

Key words: local government bodies, safety, transport service, population of the municipality, credentials.

Правовое регулирование организации безопасности дорожного движения имеет своей направленностью законодательно закрепить основы социально-экономического управления,определенные полномочия,а также порядок деятельности всех субъектов данных правоотношений. Значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывает проводимые в данной области работы различного толка. Так зачастую само дорожное полотно не отвечает требуемым стандартам, что во многом объясняется и сложившейся системой законодательства, финансово-экономическими показателями, которые подталкивают к удешевлению проводимых работ. Сюда также можно отнести и постоянный рост интенсивности движения транспорта как легкового, так и грузового.

Огромную роль в области обеспечения безопасности дорожного движения играет и человеческий фактор, который включает в себя множество различных аспектов. Общими словами данные аспекты можно охарактеризовать как поведение

самих водителей на дороге, так и пешеходов. По общему мнению, увеличение сознательности и дисциплинированности водителей и пешеходов положительно влияют на показатели обеспечения безопасности дорожного движения, однако о таком повышении пока говорить преждевременно, что во многом объясняется культурным развитием общества. По стойкому убеждению диссертанта, данная проблема решается путем повышения финансово-экономического благосостояния населения. Также автор считает, что повышение качества обеспечения безопасности дорожного движения на всех уровнях публичной власти во многом можно обеспечить путем повышения финансирования данного направления из различных источников. Однако следует констатировать факт, что на данный момент в государстве нет четкой системы финансирования данной отрасли, что во многом объясняется и устаревшими механизмами финансирования, которые не отличаются свой надежностью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Следует отметить, что само обеспечение безопасности дорожного движения требует множества финансовых затрат, здесь существенную роль могут сыграть и страховые компании. Так рассматривая зарубежную практику финансирования отрасли обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо указать на практику европейских стран, а также опыт США, где существует налог на страховые взносы, который отчисляется на мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Подобного рода налог создает плодотворную почву для сотрудничества органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также частных страховых компаний. Так в Финляндии страховые взносы облагаются налогом в размере 1%, все собранные средства направляются на мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения. Так автор считает, что страховые компании сами должны быть заинтересованы в повышении качества безопасности дорожного движения, дабы снизить финансовую нагрузку при выплате страховых премий. Однако также следует сказать о необходимости урегулирования на федеральном уровне, дабы эта налоговая нагрузка не легла на плечи страхователей.

«Кроме того, в зарубежных странах создана довольно эффективная система взаимодействия страховых сообществ и государственных органов по вопросам обеспечения безопасности движения. Представители страховых сообществ входят в состав и участвуют в работе различных государственно-общественных организаций и структур, комиссий и советов, занимающихся вопросами безопасности дорожного движения. В России эта система только начинает развиваться».1

Определенную долю, в отрицательном смысле, в обеспечение безопасности дорожного движения вносит и устаревший автотранспорт, что предполагает разработку механизмов способствующих списанию такого транспорт или недопущение данного транспорта на дороги, где также свою роль могут сыграть страховые компании. Таким образом, к нормативным правовым актом в области регулирования обеспечения безопасности дорожного движения, помимо ранее отмеченных ПДД, можно отнести Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»2 и Федеральный закон от

25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»3. К основным задачам комиссии относится обеспечение совместных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и разработка этих самых направлений; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке программ по повышению безопасности дорожного движения; совершенствование механизмов взаимодействие данных органов. На данный момент комиссию возглавляет Шувалов И.И., который также по совместительству является председателем Внешэкномбанка.

Однако, переходя к рассмотрению правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения на муниципальном уровне, следует отметить, что на местном уровне расположен достаточно обширный транспортный комплекс, включающий в себя как автотранспорт, так и транспорт иного типа. Сюда можно отнести и различные юридические лица с различной организационно-правовой формой деятельности, осуществляющие различные виды деятельности, будь то проектные работы, работы строительного типа, работы по ремонту дорог и так далее.

Управление данным комплексом осуществляет Министерство транспорта во взаимодействии со своими территориальными подразделениями, государственными органами власти и органами местного самоуправления. Данное министерство осуществляет управления всеми видами транспорта на территории страны, в том числе участвуя и в разработке программ и законопроектов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Также министерство принимает активное участие и в программах направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду всех видов транспорта. Министерство транспорта РФ обладает и иным объемом полномочий в исследуемой области.4

Всю систему обеспечения безопасности дорожного движения можно условно разделить на различные блоки, где присутствует своя система органов и отдельный объект управления. Так нами

1 Влияние обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на состояние аварийности (Третьякова Е.Н.) («Административное право и процесс», 2007, N 3)

2 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от

31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

28.01.2018) // СПС КонсультантПлюс

3 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.09.2017) // СПС КонсультантПлюс

4 Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 19.12.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

уже отмечалось ранее, что к полномочиям органов местного самоуправления относится комплекс вопросов, в том числе и обеспечение безопасности дорожного движения, что нашло отражение в ФЗ «Об общих принципах...». Согласно закону к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14, 15, 16). Нормы указанных статей закона, ввиду исчерпывающего перечня вопросов местного значения, были закреплены во всех уставах муниципальных образований не только субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, но и устава муниципальных образований иных регионов.

Анализируя положения данного закона, следует сказать о том, что в рамках обеспечения безопасности дорожного движения установка каких-либо рекламных конструкций или информационных щитов, которые не соответствуют техническим требованиям, нормативным правовым актам безопасности дорожного движения, либо не относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, не могут располагаться на обочинах дорог. Также следует сказать о том, что в отношении земельных участков, располагающихся по обе стороны от дороги, устанавливается особый правовой режим использования для обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и для проведения в дальнейшем ремонтных работ, реконструкции дороги либо иных мероприятий.1

Так ст. 11 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «ОБДД») закрепляет требования обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве дорог, их проектировании, а также реконструкции. Четкое исполнение данных требований способствует ликвидации причин ДТП на дорогах, в частности речь идет о технических требованиях, предъявляемых при проектировании дорог, их строительстве и реконструкции. Часть таких требований содержится в регламенте Таможенного союза2, которые

1 Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере автомобильных дорог // СПС КонсультантПлюс

2 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (ред. от 12.10.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») // СПС Консультант Плюс.

гармонизированы с Европейским соглашением о международных автомагистралях3.

«Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям» (ст. 1 регламента Таможенного союза).

Также, анализируя положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4, в рамках территории муниципального образования, органы местного самоуправления осуществлять мобилизационную подготовку автомобильных дорог в целях возможности их использования в военное время (ст. 23). В соответствии с нормами данного закона, на федеральном уровне устанавливается особый режим провидения ремонтных работ в местах пересечения либо примыкания автомобильных дорог. Установление такого рода правового режима объясняется необходимостью получения разрешения владельца в целях проведения ремонтных работ, также проведение данных мероприятий осуществляется на основании разрешения на строительство и так далее.

Получение соответствующего разрешения закреплено в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации5, в случае если при проведении работ могут быть затронуты конструктивные особенности дороги, ее надежность либо безопасность эксплуатации. Согласно положениям данного закона, такого рода дорожная деятельность в отношении дорог местного значения может осуществляться как муниципальными организациями, так и иными субъектами в порядке осуществления закупок в форме аукциона или конкурса. Здесь стоит опять упомянуть ФЗ «ОБДД», согласно ч. 2 ст. 27 которого, использование дорог местного значения определяется органами местного самоуправления самостоя-

3 «Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА)» (Вместе с «Международной сетью «Е», «Условиями, которым должны отвечать международные автомагистрали» и «Идентификацией и маршрутными марками для обозначения дорог Е») (Заключено в г. Женеве 15.11.1975) // СПС Консультант-Плюс

4 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

5 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СПС КонсультантПлюс

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

тельно. «Названные нормы носят бланкетный характер, включают в себя лишь перечень источников правового регулирования порядка использования автомобильных дорог без указания конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эти вопросы. В зависимости от принадлежности автомобильной дороги к федеральной, региональной, муниципальной собственности правила пользования ими определяются соответствующими нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, включая и законы, и подзаконные нормативные документы».1

Органы местного самоуправления, как диссертантом отмечалось неоднократно, самостоятельно отвечают за организацию дорожного движения на территории муниципального образования. Сюда законодатель относит различного рода мероприятия, в частности организацию парковоч-ных мест, в целях повышения безопасности дорожного движения. Также закон устанавливает ответственность взаимного характера. Ответственность как для владельцев дорого, так и их пользователей. Закон закрепляет право пользователя автомобильных дорог требовать компенсацию вреда причиненного жизни, здоровью либо имуществу вызванного проведением строительных или ремонтных работ с нарушением требований технических норм и действующего законодательства.

Так законодательство устанавливает и обязанности в отношении самих пользователей, куда относится запрет использования на дорогах транспортных средств, способных нанести повреждения дорожному полотну, запрет загрязнения дорог, создавать условия, которые могут способствовать препятствию обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять прогон скота в непредназначенных местах, каким-либо иным способом повреждать дорожное полотно. Диссертант указывал на то, что большей объем полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения можно отнести на долю разработки и принятия различных муниципальных программ в данной области.

На уровне субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ также был принят ряд нормативных правовых актов направленных на урегулирование обеспечения безопасности дорожного движения на уровне муниципальных образований. Так в КЧР был принят закон «О

профилактике правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике»2 на основе Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»3. Согласно ст. 5 Закона КЧР органы местного самоуправления вправе разрабатывать свои целевые программы, направленные на профилактику правонарушений, в том числе и нарушений в области безопасности дорожного движения. Данные целевые программы финансируются из средств местного бюджета. В соответствии со ст. 5.3 данного закона, информационное обеспечение местного населения по профилактике правонарушений осуществляется посредством СМИ, где органы местного самоуправления выступают учредителем, также статья закрепляет возможность создания муниципальными образованиями собственных сайтов в данной области.

Отдельно стоит отметить ст. 20.1 рассматриваемого закона, которая посвящена исключительно профилактике правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Статья закрепляет, что данная профилактика осуществляется путем выявления причин возникновения ДТП и их последующее устранение, совершенствованием организации дорожного движения на территории республики, путем пропаганды безопасности дорожного движения, а также принятием иных мер.

Также на уровне всех субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ созданы комиссии по обеспечения безопасности дорожного движения4. Деятельность данных

1 «Комментарий к Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) (Ласкина Н.В.) // СПС КонсультантПлюс

2 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.05.2015 N 12-РЗ (ред. от 22.02.2017) «О профилактике правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике» (принят Народным Собранием (Парламентом) КЧР 28.04.2015) // СПС КонсультантПлюс

3 Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

4 Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.10.2007 N 377 (ред. от 29.01.2018) «О комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения»; Постановление Правительства КБР от 31.08.2002 N 382 (ред. от 12.03.2015) «О Правительственной комиссии Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения»); Постановление Правительства РД от 03.07.2006 N 132 (ред. от 22.04.2015) «О Правительственной комиссии Республики Дагестан по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии Республики Дагестан по обеспечению безопасности дорожного движения», «Составом Правительственной комиссии Республики Дагестан по обеспечению безопасности дорожного движения»); Постановление Правительства РИ от 24.01.2009 N 19 (ред. от 19.04.2017) «О комиссии Правительства Респу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

комиссий направлена на координацию деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и органов местного самоуправления.

Одним из основных направлений деятельности подобного рода комиссий является оказание содействия органам местного самоуправления в обеспечении безопасности дорожного движения. Также, по мнению диссертанта, интересным представляется закрепление в положении о комиссии в Карачаево-Черкесской республике и Республике Ингушетия нормы, позволяющей данной комиссии вносить предложения по отмене муниципальных правовых актов по вопросам безопасности дорожного движения в случае их противоречия конституционным нормам, федеральному либо региональному законодательству.

Здесь необходимо сказать, что подобного рода комиссии учреждаются и на местном уровне.1 Изучение Положений о данных комиссиях показало, что данные органы осуществляют координационную деятельность по рассмотрению различных предложений в области обеспечения без-

блики Ингушетия по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о комиссии Правительства Республики Ингушетия по обеспечению безопасности дорожного движения»); Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.06.1998 N 128 (ред. от 19.04.2002) «О составе Правительственной комиссии Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности дорожного движения»); Постановление Правительства Чеченской Республики от 04.07.2006 N 68 (ред. от 27.04.2010) «О создании республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения»); Постановление Правительства Ставропольского края от 09.03.99 N 64-п (ред. от 20.08.2018) «О краевой межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о краевой межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС КонсультантПлюс

1 Постановление Главы администрации г. Нальчика КБР от 25.03.2004 N 373 (ред. от 07.04.2014) «О Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации города Нальчика» (вместе с «Положением о Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации г. Нальчика»); Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2011 N 2557 (ред. от 25.05.2018) «Об утверждении комиссии по безопасности дорожного движения при мэрии муниципального образования города Черкесска»; Постановление главы г. Ставрополя от 24.06.2008 N 1579 (ред. от 01.12.2016) «О комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения города Ставрополя» (вместе с «Положением о комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения города Ставрополя») // СПС КонсультантПлюс

опасности дорожного движения на муниципальном уровне. Ввиду специфики своей деятельности, основной задачей данного типа органов местного самоуправления является осуществление координации органов местного самоуправления, внутренних дел и иных субъектов независимо от форм собственности по обеспечению безопасности дорожного движения в границах конкретного муниципального образования.

К основным задачам комиссий относится и внесение предложений по обеспечению безопасности дорожного движения в адрес комиссии субъекта федерации.

Наибольший объем функций перечислен в Положении г. Нальчик. Так комиссия организует выполнение муниципальных программ по обеспечению безопасности дорожного движения, оказывает содействие городским службам в разработке и реализации мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, осуществляет пропаганду безопасности дорожного движения, разрабатывает предложения в области своей деятельности, обладает правом рассматривать предложения по обеспечению безопасности дорожного движения, поступившие в адрес комиссии и так далее.

Отдельно стоит заострить внимание на том, что в соответствии с Положением о комиссии г. Нальчик, указанная комиссия наделяется полномочиями по привлечению лиц к ответственности за нарушение муниципальных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления играют существенную роль в обеспечении безопасности дорожного движения, что также показывает проведенный ранее анализ федерального и регионального законодательства в исследуемой области. В указанных правоотношениях органы местного самоуправления выступаю в роли субъекта управления, наделенного властными полномочиями, выступая также в роли собственника транспортных сетей, транспортной инфраструктуры, а так же, как отмечалось в предыдущем параграфе, в качестве заказчика транспортных услуг.

Положения в области обеспечения безопасности дорожного движения нашли отражение и в основополагающих актах муниципальных образований в соответствии с ФЗ «Об общих принципах.». Это в большей степени касается закрепления в основополагающих актах муниципальных образований вопросов местного значения, перечень которых имеет закрытый характер. Однако, помимо деятельности дорожной, основной объем полномочий органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, указанный в ФЗ «ОБДД», реализу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

ется посредством принятия различного рода программ направленных на повышение качества безопасности дорожного движения.

Так в городском округе Черкесск принята муниципальная программ «Безопасность дорожного движения в городе Черкесске» на 2016-2019 годы1. В рамках данной программы муниципальными властями предполагается достичь следующей цели - это повышение уровня жизни жителей города, в том числе за счет совершенствования и развития дорожной сети. Также в рамках данной программы, муниципальные власти поставили перед собой следующие задачи, а именно создание условий для содержания объектов благоустройства, самих дорог и иных искусственных сооружений; увеличение пропускной способности дорог ввиду возросшего транспортного потока; развитие всей сети дорог; создание условий для повышения безопасности участников дорожного движения. Общий объем финансирования составил около 570 миллионов рублей.

Итогом реализации данной программы должно стать непосредственно повышение уровня безопасности, улучшение дорожной сети, повышение чистоты на дорогах, создание условий ограничивающих возможность перехода дороги в неположенном месте и так далее.

Подобного рода программы были разработаны и приняты во многих муниципальных образованиях субъектов федерации, входящих в Северо-Кавказский округ.

Так, в г. Пятигорск2 такого рода программа была разработана и принята в 2017 году. Данная программа содержит ряд подпрограмм, в частности это непосредственное строительство и модернизация уличной сети города. В рамках данной подпрограммы предполагается ликвидировать очаги аварийности в городе, а также комплексно улучшить состояние дорог в городском округе. Сюда также следует отнести такие подпрограммы как ремонт дорог; ремонт и содержание ливневой системы; организация транспортных перевозок,

1 Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 01.02.2016 N 53 (ред. от 27.06.2017) «Об утверждении муниципальной программы города Черкесска «Безопасность дорожного движения в городе Черкесске» на 2016 - 2019 годы» // СПС Консультант-Плюс

2 Постановление администрации г. Пятигорска от 24.08.2017 N 3537 (ред. от 22.02.2018) «Об утвержде-

нии муниципальной программы «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения»; о признании утратившими силу постановления администрации города Пятигорска от 25.12.2013 N 4819; от 15.12.2014 N 4882; от 17.03.2015 N 1110; от 24.12.2015 N 5899; от 31.03.2016 N 1029; от 23.12.2016 N 5189» // СПС КонсультантПлюс

направленная на обеспечение бесперебойного транспортного обслуживания; диагностика и паспортизация дорог в городе. Наиболее интересной здесь видится подпрограмма по обеспечению безопасности дорожного движения в городе. Основной задачей подпрограммы является предупреждение ДТП и нарушений дорожного движения, в общем. Сроки реализации указанной подпрограммы составляет четыре года с 2018 года. На реализацию данной программы выделено более 36 млн. рублей.

В рамках реализации подпрограммы планируется осуществлять профилактику детского травматизма на дорогах; анализ и распространение различных обучающих программ по обучению детей правилам дорожного движения; разработка совместно с органами внутренних дел методических рекомендаций направленных на профилактику детского травматизма на дорогах; осуществление контроля за перевозкой детей; устройство в базовых предприятиях кабинетов по безопасности дорожного движения; устранение опасных участков дороги; организация работ со службами спасения и так далее.

В том же 2017 году в г. Грозный3 также была разработана и принята муниципальная программа, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения. Данная муниципальная программа носит комплексный характер и направлена на «обеспечение надежного и устойчивого обслуживания участников дорожного движения, снижение износа объектов транспортной инфраструктуры». Также целью муниципальной программы является привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных средств для ее реализации.

Муниципальная власть ставит перед собой следующие задачи в рамках муниципальной программы: развитие дорожной инфраструктуры в городском округе;

- непосредственно обеспечение безопасности в городе; совершенствование самого дорожного движения в границах муниципального образования.

В рамках реализации муниципальной программы планируется улучшить освещение автомобильных дорог в городе; осуществлять как капитальный, так и ямочный ремонт дорог. Также содержание данной программы содержит и прогнозы по развитию инфраструктуры города, где

3 Постановление Мэрии г. Грозного от 30.12.2016 N 175 «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры города Грозного на 2017 - 2021 годы» (вместе с «Перечнем программных мероприятий Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Грозного на 2017 - 2021 годы») // СПС КонсультантПлюс

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

наиболее перспективными направлениями являются: создание широких дорожных магистралей; строительство дублирующих дорог основных направлений; создание новых дорог; выделение дорог для пропуска грузового транспорта.

В отношении непосредственно обеспечения безопасности дорожного движения, местные власти видят основную причину ДТП на дорогах города в отсутствии необходимого количества дорожных знаков. «Строительство транспортных пересечений и пешеходных переходов в разных уровнях, исключение доступа пешеходов на скоростные городские автомагистрали, устройство пешеходных и велосипедных дорожек вдоль автомобильных дорог, проходящих через город. Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории. В настоящее время при проектировании реконструкции участков улично-дорожной сети в обязательном порядке учитывается строительство пешеходных и велосипедных дорожек. Тем не менее, дефицит бюджетных средств не позволяет выполнять работы по реконструкции автодорог в необходимом объеме, поэтому в настоящее время ремонт тротуаров и пешеходных дорожек осуществляется, в основном, при ремонте дорог общего поль-

зования, а также при выполнении мероприятий по обеспечению доступной среды. Велосипедные дорожки проектируются отдельно в специальных зонах отдыха и спорта».

Подобные программы, как отмечалось ранее, приняты во всех муниципальных образованиях субъектов федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ.

Здесь следует перенять опыт зарубежных стран, тем самым привлекая к процессу обеспечения безопасности дорожного движения страховые компании. Так диссертант считает, что необходимо по примеру государства Финляндия, обложить страховые взносы налогами, где 1% от страховых взносов пойдет в местный бюджет, имея исключительно целевой характер. Средства буду направлены на профилактику безопасности дорожного движения, ликвидацию причин ДТП и минимизацию их последствий. Указанная налоговая нагрузка, по мнению диссертанта, не будет являться критической для страховых компания, учитывая, что страховые компании сами заинтересованы в устранении причин ДТП, то позволит сохранить им значительный объем средств. Однако, по стойкому убеждению автора, необходимо предусмотреть механизмы на федеральном уровне, дабы эта налоговая нагрузка не легла на плечи страхователей.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

-ц,

^ Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.