Научная статья на тему 'Классические исследования в информационной антропологии: Маршалл маклюэн о человеке коммуницирующем'

Классические исследования в информационной антропологии: Маршалл маклюэн о человеке коммуницирующем Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
510
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Отюцкий Г. П.

В статье дается понимание информационной антропологии как научного направления, исследующего антропологические проблемы в тесной связи с анализом информационных процессов в обществе. В связи с таким пониманием классическими исследованиями по информационной антропологии могут считаться работы М. Маклюэна. В статье характеризуются антропологические аспекты информационных революций, которые анализируются в работах М. Маклюэна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классические исследования в информационной антропологии: Маршалл маклюэн о человеке коммуницирующем»

довательная рационализация, упрощение и упорядочение производственной техники с целью создания свободного пространства и свободного времени для получения людьми дальнейшего образования. Также можно говорить о повышении уровня естественнонаучных и гуманитарных исследований для расширения познания мира и жизни. Усиленно применяется техника для интенсификации обучения и образования. Происходит упорядочение и повышение уровня коммуникационной техники для углубления межчеловеческих отношений во всем мире.

Каждый человек ответственен за то, что он делает с этим миром, как перед самим собой, так и перед другими людьми и в настоящем, и в будущем. Именно на нем лежит ответственность за подлинное человеческое бытие, которое заключается не в выживании человечества, как вида, а в проявлении свобод достойного человека, ставящего положительные цели, и стремящегося к ним.

Список литературы:

1. Антология исследований культуры. Глобальный мир в XXI веке / Под редакцией Л.В. Полякова. - СПб., 1997. - Т. 1.

2. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб., 2000.

3. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 апреля 2007 года. Москва, Кремль, Мраморный зал.

4. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. - М., 1997.

5. Сурков В. Основные тенденции и перспективы развития современной России / В. Ю. Сурков. - М., 2006.

6. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. - М., 2006.

7. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. - СПб, 1998.

8. Хайдеггер М. Вопрос о технике. - М.,1993. - С.221-238, 316-326.

КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ АНТРОПОЛОГИИ: МАРШАЛЛ МАКЛЮЭН О ЧЕЛОВЕКЕ КОММУНИЦИРУЮЩЕМ

© Отюцкий Г.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье дается понимание информационной антропологии как научного направления, исследующего антропологические проблемы в тесной связи с анализом информационных процессов в обществе. В

* Профессор кафедры Социальной философии, доктор философских наук, профессор.

связи с таким пониманием классическими исследованиями по информационной антропологии могут считаться работы М. Маклюэна. В статье характеризуются антропологические аспекты информационных революций, которые анализируются в работах М. Маклюэна.

Информационная антропология, рассматривая человека во всем богатстве его свойств и характеристик, может характеризоваться как научное направление, исследующее антропологические проблемы в тесной связи с исследованием информационных процессов в обществе. При этом исследуются процессы не только в современном информационном обществе, но и анализируется система таких процессов в человеческом обществе вообще, в связи с социальной историей информационно-обменных процессов. При таком понимании информатизация - лишь частное проявление общих закономерностей, связанных с реализацией информационных отношений в социуме [см., напр.: 4].

Таким образом, информационный подход является плодотворным не только для анализа антропологических характеристик информатизирующе-гося общества (для характеристик человека такого общества часто предлагается термин «человек кибернетический» [1]). «Ното ЫогтаИсш» при этом может быть рассмотрен как совокупность информационных характеристик человека любого общества.

Если понимать содержание информационной антропологии именно в таком аспекте, то можно сказать, что классические труды этого направления уже написаны и получили мировую известность. Так, классическим примером реализации информационного подхода к исследованию человека и общества являются книги Маршалла Маклюэна (1911-1980) «Механическая невеста: Фольклор человека индустриального века» (1951), «Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры» (1962), «Понимание Медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Средство коммуникации есть сообщение» (1967), «Война и мир в глобальной деревне» (1968), «Культура - наш бизнес» (1970). В них показаны принципиальные изменения как в социально-антропологических характеристиках человека, так и в культуре тех обществ, в которых развертывается конкретный тип информационной революции. В данном случае речь идет о революции, связанной с книгопечатанием, и революции, связанной с появлением технологий средств массовой коммуникации. По сути дела Маршалл Маклюэн пишет о становлении «человека печатающего» и «человека электронного».

В исследованиях Маклюэна показано, что двигателем исторического прогресса выступает смена технологий, которая влечет за собой смену способов коммуникаций. Ученый заявляет, что тип общества (а, следовательно, тип культуры) в значительной мере определяется доминирующим в этом обществе типом коммуникации: «Различие между человеком печатной и рукописной культуры почти столь же велико, как и различие между человеком грамотным и неграмотным» [2, с. 170].

В свою очередь, важнейшим фактором выступает технологическая основа конкретного типа коммуникации. Маклюэн подчеркивает, что «западный человек неуклонно переформировывался медленным технологическим взрывом, растянувшимся на две с половиной тысячи лет. Однако с тех пор, как появился телеграф, западный человек стал жить в условиях имплозивного сжатия» [2, с. 307].

Он утверждает, что тип коммуникации определяет социальную организацию общества, поскольку конкретные средства коммуникации:

- определяют структуру знания,

- регулируют принципы восприятия пространства и времени, навязывая их индивиду и обществу,

- типом коммуникаций формируется и конкретный информационный тип человека.

Маклюэн М. настаивает на том, что развитие и экономической, и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса. И частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества на основе общего избирательного права становятся возможными только в условиях массового распространения печатного слова, поскольку исходный элемент такого общества, а именно - изолированная человеческая индивидуальность - формируется именно печатным, а не устным, и даже не письменным словом.

Он убежден, что все виды коммуникации имеют или визуально-про -странственный (линейный, последовательный, перспективный), или слуховой (сферический, синхронный, имманентный) способ организации. Письменно-печатную культуру М. Маклюэн относит к устной, а кино и фотографию - к визуальной коммуникации. Телевидение же, в его понимании, требует от зрителя активного участия, «постоянного творческого диалога с кинескопом», а посему представляет собой осязательные, тактильные средства общения.

Маклюэн М. убежден в том, что создание новых технических средств, доступных обществу, носит революционный характер. Путь развития цивилизации, по Маклюэну, пролегает от алфавита и письма к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации. В соответствии с этим в истории цивилизации он выделяет три основных этапа:

- первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;

- письменно-печатная культура («галактика Гутенберга»), эпоха дидактизма и национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией и детрайбализацией,

как естественноисторическим процессом сближения этнических общностей, роста взаимопонимания и всестороннего взаимодействия между ними;

- современный этап существования социума, возрождающий естественное аудио-визуальное, многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе - на основе радиотелевизионных и сетевых средств массовых коммуникаций.

В эпоху устной речи человек воспринимал мир «слухово», гармонически. Изобретение алфавита, письменности, а в Новое время - создание типографского станка привели к тому, что человек стал переживать вещи подобно буквам в тексте - линейно и последовательно: «Только алфавитные культуры овладели связными линейными последовательностями как всепроникающими формами психической и социальной организации» [2, с. 97]. Центр восприятия оказался переключенным со слуха на зрение. Следовательно, все остальные каналы сенсорного восприятия, кроме визуального, были атрофированными.

На смену «племенному» человеку, жителю деревни, пришел человек «типографский и индустриальный», а линия, ряд стали основной моделью приложения сил. Именно технология книгопечатания породила сборочный конвейер и первое массовое производство, разобщающее людей: «Печать со съемных наборных форм была первой механизацией сложной ручной работы и стала архетипом всей последующей механизации <...> Как и любое другое расширение человека, книгопечатание имело психические и социальные последствия, вызвавшие неожиданный сдвиг в прежних границах и образцах культуры» [2, с. 192]. Человечество вступило в механистическую эпоху, продолжающуюся по сей день.

С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека. Печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Оно оказало существенное влияние и на многие другие сферы культуры. Так, Маклюэн специально исследует влияние книгопечатания на развитие языков. В числе прочих он отмечает три важных социальных следствия:

1. «Превратив национальные языки в средства массовой коммуникации или закрытые системы, книгопечатание привело к развитию современного национализма с присущими ему функциями консолидации и централизации» [3, с. 346].

2. «Фактом своего появления книгопечатание «приговорило» латынь к исчезновению» [3, с. 395].

3. «Книгопечатание способствовало упорядочению и стабилизации языков» [3, с. 397].

В ХХ веке происходит новая информационно-технологическая революция. Она положила конец «галактике Гутенберга» с присущими ей линейно-

стью и человеческой отчужденностью. Появление электрических и электронных средств массовой коммуникации: телеграфа, телефона, радио и телевидения - сокрушили пространство и время, погрузили каждого человека в заботы других людей, восстановили диалог человечества в глобальном масштабе, превратили мир в одну большую «глобальную деревню», в которой все, что происходит, сразу же становится известным всем ее жителям, а каждое новое событие сопрягается с другими: «Современная электронная связь строит мир по образцу «глобальной деревни» [3, с. 71]. По сути дела, современный человек попадает в ситуацию «плюрализма миров и культур». Маклюэн предвидит такое будущее, которое пронизано электроникой, а люди объединяются в единое племя из предшествовавших ему мини-государств.

Особое внимание он уделяет телевидению, выделяя два его аспекта:

а) мозаичность построения телевизионного изображения, представляющего весь мир в качестве набора сообщений, не соединенных однозначной, логической связью;

б) резонанс (взаимоусиление) этих сообщений в воспринимающем их сознании, преодолевающий мозаичную раздробленность, объединяющий их в устанавливаемое восприятием целостное смысловое единство.

Маклюэн показывает, что в современную эпоху не только телевидение, но и вся жизнедеятельность человечества реализуется в соответствии с принципом мозаичного резонанса: «Автоматизация, или кибернетизация, поступает со всеми единицами и компонентами промышленного и рыночного процесса так же, как радио или телевидение комбинируют во взаимный процесс составляющих аудиторию индивидов» [2, с. 401].

Нетрудно видеть, что многие выводы Маклюэна как бы «забегают вперед», а те характеристики, которые он приписывает телевизионной технике, в полной мере оказываются присущими компьютерной технике и сетевым средствам коммуникации. Так, он пишет по поводу пишущей машинки: «Пишущая машинка сплавляет воедино сочинение и публикацию, рождая совершенно новое отношение к письменному и печатному слову» [2, с. 296]. На деле это характеристика не столько пишущей машинки (которой пользовались по большей части профессионалы), сколько системы «компьютер-принтер», как непосредственного помощника не только профессионала, но и «повседневного» человека.

Средства коммуникации рассматриваются канадским ученым как внешние «расширения» человека, непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. В конечном итоге они отделяются от человека и обретают над ним власть.

Такого рода отделение Маклюэн метафорически описывает как «ампутацию»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела

(а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» различных способностей человека: «Любое изобретение и любая технология представляет собой внешнюю проекцию, или самоампутацию, наших физических тел» [2, с. 54].

Формирование электронных средств рассматривается в этом плане как «финальная ампутация» человеческого сознания. Такая ампутация выносит способности человека за пределы самого человека. В свою очередь, вынесенные «вовне» способности приобретают собственную логику, далекую от человеческой, и навязывают эту логику людям. В итоге человек оказывается слабым, а зачастую бессильным перед лицом отчужденной инфраструктуры.

Таким образом, в работах Маклюэна исследуются особенности «человека информационного», «человека коммуницирующего», а сами его книги могут рассматриваться в качестве одного из первых классических источников по информационной антропологии.

Главный его вывод: новые технологии информационного обмена определяют как формирование нового типа «человека информационного», так и формирование нового типа общества. Так, информационному типу «человека печатающего» соответствует «Галактика Гутенберга».

Список литературы:

1. Кладько Н.А. «Человек кибернетический» в информационной культуре // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Мат-лы междунар. научн. конф. - Краснодар, 2006. - С. 172-174.

2. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -2-е изд. - М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. - С. 170.

3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. - М.: Акад. проект, Фонд «Мир», 2005. - С. 346.

4. Отюцкий Г.П. Информационная антропология: необходимость кон-ституирования // Ученые записки РГСУ - 2009. - № 1. - С. 86-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.