Научная статья на тему 'Методологические основания анализа информационных революций'

Методологические основания анализа информационных революций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Отюцкий Г. П.

В статье рассматривается один из важнейших аспектов информационной антропологии как формирующегося междисциплинарного научного направления. Показывается, что центральной проблемой информационной антропологии выступает выявление антропологических характеристик информационных революций, а также исследование конкретных типов человека информационного как результатов и следствий таких революций. Выявляются важнейшие методологические основания анализа информационных революций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основания анализа информационных революций»

твердость характера, определенность его убеждений. Ибо, по образному выражению И.А. Ильина, совесть есть «тот духовный камень, на котором он может строить» [1, с.181].

Список литературы:

1. Ильин И. Путь к очевидности. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

© Отюцкий Г.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье рассматривается один из важнейших аспектов информационной антропологии как формирующегося междисциплинарного научного направления. Показывается, что центральной проблемой информационной антропологии выступает выявление антропологических характеристик информационных революций, а также исследование конкретных типов человека информационного как результатов и следствий таких революций. Выявляются важнейшие методологические основания анализа информационных революций.

В числе важнейших проблем, исследуемых информационной антропологией, следует выделить комплекс антропологических аспектов информационных революций [5, с. 86-93; 6, с. 10-19]. В предельно общем понимании информационные революции могут быть поняты как переход к новому типу информационных процессов. Становление информационных революций сопряжено с формированием новых технологических оснований коммуникативных процессов в обществе, с принципиальным изменением способа бытия информационной реальности [1].

Методологически важным для исследования информационных революций является конкретный философско-мирововоззренческий подход к пониманию общества. Плодотворен, в частности, цивилизационный подход. Его основу составляет представление об обществе как последовательной смене (и сосуществовании) различных типов цивилизаций, а также о том, что становление конкретной цивилизации в значительной мере предопределяется результатами соответствующих технологических революций. При этом под технологической революцией понимается принципиальное и существенное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется развитием средств и способов

* Профессор кафедры Социальной философии, доктор философских наук, профессор.

организации общественного производства. Сам же технологический уклад, изменяясь, приводит к изменению и культурно-духовного уклада общества.

Наиболее известна классификация цивилизаций Арнольда Тойнби, который выделил 21 тип цивилизаций. Наиболее обобщенную классификацию предлагает Элвин Тоффлер [8], анализируя современную технологическую революцию и выделяя три основные цивилизации, возникающие в ходе глобальных социотехнологических революций.

Первой социотехнологической революцией является аграрно-ремеслен-ная. Ее результат - возникновение исторически первой цивилизации, в основе которой в сфере производства лежат земледельческие и ремесленные технологии. В ее рамках складываются и развиваются рабовладельческая и феодальная формации и так называемый азиатский способ производства.

Вторая социотехнологическая революция может быть названа индустриальной. Она охватывает, по крайней мере, период с XVII до начала XIX в., а в некоторых странах и регионах совершается еще позднее. Ее результатом является возникновение индустриальной и урбанистической цивилизаций, в рамках которых складываются системы хозяйств, ориентированных на индивидуально-групповую инициативу.

Третьей, происходящей на наших глазах социотехнологической революцией, является информационно-компьютерная. Она реализуется как процесс информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека.

В основе каждой социотехнологической революции лежат особые технологические системы. Для информационной революции эту роль играет информационная технология. Ее конечным результатом, по Э. Тоффлеру, должно стать создание новой информационной цивилизации.

Современная информационная революция, как и любая иная революция в техносфере, в своей основе имеет систему технологических инноваций. Ее технологическая составляющая выступает как компьютерная революция, радикально трансформирующая все технические средства обработки, передачи и производства информации. Тем самым компьютерная революция становится важнейшим определяющим фактором современной мировой истории.

Таким образом, для анализа сущности каждой информационной революции и ее антропологических аспектов с позиций цивилизационного подхода целесообразно:

- во-первых, рассмотреть историю развития технического базиса информационных процессов общества;

- во-вторых, эту историю следует сопоставить с историей смены форм и способов информационной деятельности человека и человечества, изменением содержания информационных процессов на конкретных этапах исторического развития, иными словами - необходимо выявить последовательность информационных революций;

- в-третьих, целесообразно рассмотреть специфику социальных последствий рассматриваемых изменений.

В настоящее время существуют различные подходы к выявлению сущности информационных революций. В числе исследователей, анализировавших этот процесс, отметим, в частности, К.К. Колина. Он достаточно убедительно выделяет шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества [2, с. 41-47]. Идеи этого исследователя составляют плодотворную методологическую базу выявления антропологических аспектов информационных революций.

Ракитов А.И. одним из первых российских ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации и показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция. По его мнению, существо информационной революции заключается в изменении:

- инструментальной основы;

- способа передачи и хранения информации;

- объема информации, доступной активной части населения [7].

Другими словами, информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых технических средств информатики и на качественно новый уровень развития информационных процессов.

В современной философии техники существует методологический подход к исследованию технико-технологических революций, основанный на анализе специфики социальных отношений, формирующихся в процессе трудовой деятельности. В ходе трудового процесса человек независимо от того, использует он средства труда или нет, выполняет следующие объективно необходимые функции:

- технологическую (изменение форм или свойств предметов труда);

- транспортную (перемещение объектов в процессе труда);

- энергетическую;

- контрольно-управляющую (управление и контроль в ходе трудового процесса);

- логическую (умственный труд, выполняемый как до начала трудового процесса - планирование, так и по завершении его - анализ результатов).

В связи с этим развитие средств труда может быть рассмотрено на основе принципа функционального дополнения. С такой точки зрения производственные революции происходят тогда, когда очередная функция передается от человека к техническому устройству.

Аналогично рассмотренному подходу при анализе информационных революций, во-первых, анализу должна подвергаться система «человек -информационная техника», во-вторых, целесообразно исходить из того, что в процессе информационной революции от человека к технике последова-

тельно передаются все новые и новые информационные функции. В их числе могут быть рассмотрены, в частности, такие функции как: формирования информации, закрепления информации (функция социальной памяти), кодирования и раскодирования информации, передачи и приема информации и др. Первоначально все они реализуются человеком.

Важнейшим результатом первой информационной революции (вербальной) является формирование особого способа кодирования социальной информации - языка, устной речи. Все аспекты речевой деятельности реализуются непосредственно человеком как биологическим и социальным существом. Изобретение письменности (и последующая информационная революция - революция письменности) впервые позволяет часть информационных функций передать от человека к его «внешнему расширению» (термин М. Маклюэна) - написанному тексту. В свою очередь, формирование все новых расширений - от стилуса до компьютера - требует от человека все новых навыков и умений. Совокупность таких навыков образует тот «срез» социальных качеств человека, который может быть обозначен как «homo informaticus» - человек информационный.

Таким образом, наиболее существенным антропологическим следствием каждой информационной революции является становление особого типа «человека информационного». Примером исследований двух типов человека информационного: эпохи «Вселенной Гуттенберга» и эпохи средств массовой коммуникации - являются работы Маршалла Маклюэна [3, 4].

Применение рассмотренных методологических позиций к анализу последовательных информационных революций (по К.К. Колину) [2] позволяет сделать методологически важные выводы.

1. в развитии социально-информационных процессов явно выделяются два основных типа: эволюционный и революционный. Эволюционные этапы протекают на основе уже существующей технологии формирования, закрепления и передачи информации. Революционные этапы характеризуются, прежде всего, принципиальными нововведениями в технико-технологических основаниях информационных процессов;

2. одним из важнейших источников вызревания и реализации информационных революций выступали антропологические ограничения, накладываемые на скорость, объем и надежность информационных процессов. Вначале это были биологические ограничения человеческого организма, затем - ограничения, вытекающие из технико-технологической специфики конкретных систем «человек - информационная техника»;

3. в свою очередь, информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно

они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества;

4. на новом уровне социально-экономического развития общества формируется и адекватный ему новый тип личности. Поскольку характеристики такого типа существенным образом определяются особенностями конкретных информационных революций, то речь может идти об особом способе анализа развития человека, рассматриваемого через призму информационных процессов. Речь идет о выделении в истории человеческого общества нескольких, отличных друг от друга, типов «человека информационного»;

5. в результате информационных революций принципиально меняется социально-информационная стратификация общества. Формируются новые страты информационных профессионалов: писцов, чтецов, печатников, работников СМИ. Вместе с тем о завершении конкретной информационной революции можно говорить лишь тогда, когда навыки, прежде свойственные информационным профессионалам, приобретают социально значимые массы населения. Обычно такое происходит лишь в эпоху следующей информационной революции.

Так, революция письменности не могла быть завершена без наступления «Вселенной Гутенберга», поскольку без печатных букварей и азбук обучение грамоте не могло быть повсеместным и массовым. Но только наличие всеобщей грамотности привело к ликвидации сакральной касты писцов. В свою очередь, революция Гутенберга получает свое завершению лишь в эпоху информационно-компьютерной революции, когда наличие ноутбука и принтера позволяет превратить в типографию каждый письменный стол, а исчезнувшие как профессиональная страта машинистки прошлого века с завистью бы смотрели на сегодняшних школьников, одним пальцем показывающие чудеса информационной скорости при наборе текстов SMS.

Список литературы:

1. История информатики и философии информационной реальности / Под ред. Р.М. Юсупова, В.П. Котенко. - М.: Акад. Проект, 2007.

2. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. - М.: Акад. проект, 2000.

3. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -2-е изд. - М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. - М.: Акад. проект; Фонд «Мир», 2005.

5. Отюцкий Г.П. Информационная антропология: необходимость кон-ституирования // Ученые записки РГСУ - 2009. - № 1.

6. Отюцкий Г.П. Культура через призму информации // Ученые записки РГСУ - 2009. - № 6.

7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991.

8. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2009.

О ЕДИНСТВЕ ИДЕИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ СОЦИУМА

© Степанова С.Н.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Сургут

В статье актуализируется проблема неразрывного единства идеи университета с жизнью современного общества, дается исторический обзор идей классиков философской науки по определению социокультурной роли университета в обществе.

Идею неразрывной связи университета с жизнью современного общества поддерживали многие исследователи. Так, по мнению М. Вебера, личность должна соответствовать требованию дня как человечески, так и профессионально» [см. об этом: 2, с. 21]. Вебер М. полагал, что при этом непременным условием развития личности являются объективные знания. По мнению К. Маннгейма, не любование абстрактной истиной должен воспитывать университет, а социально активную личность, способную отстаивать свои позиции на основе ясного понимания сути происходящего в обществе [4, с. 335]. Веблен Т. видел смысл образования в том, чтобы способствовать более легкому приспособлению к нынешней экономической ситуации [1, с. 356]. Университет, согласно его теории, должен встраиваться в социально-экономическую структуру общества и воспитывать личность, способную адаптироваться в современной социальной системе. Возросший спрос на прикладные знания обусловил появление тенденции в трансформировании университета в профессиональную школу, среди целей которой, как отмечают Е.С. Ля-хович и А.С. Ревушкин, перестают доминировать культура и образованность [3, с. 26].

С этого времени знания стали рассматриваться как товар, а наука - как побочный продукт производственного процесса, что служит показателем проявления утилитарного подхода к пониманию и развитию данной сферы. Тенденция превращения знаний в товар, который можно обменять на «мирские преимущества», была замечена Дж. Ньюменом, писавшим о том, что «если золото есть могущество, богатство, власть; если уголь есть могущест-

* Заведующий кафедрой Менеджмента и маркетинга, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.