УДК 1:316
Ильченко Дмитрий Николаевич
аспирант кафедры социальной философии
Российского государственного социального университета
ssss9@mail.ru
Ilchenko Dmitry Nikolaevich
graduate student of chair of social philosophy Russian state social university ssss9@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
РЕВОЛЮЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
ИНФОРМАЦИОННОГО
IMPACT OF INFORMATION AND COMMUNICATION REVOLUTIONS IN THE FORMATION OF THE QUALITY OF HUMAN INFORMATION
Аннотация: в статье дается характеристика влияния информационно-коммуникационных революций на формирование качеств человека информационного. Анализируется протогенез, генеративная ситуация информационно-коммуникационных революций и информационно-коммуникационная парадигма как порождение таких революций. Выявлены основные типы человека информационного в связи с его местом в системе «человек - информационно-коммуникационная техника.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная революция, информационно-коммуникационная парадигма, человек информационный, человек компьютирующий, протогенез и генеративная ситуация информационно-коммуникационных революций.
Abstract: This article describes the impact of information and communication revolutions in the formation of the quality of human information. Analyzed proto-genez, generative situation of information and communication revolution and information and communication paradigm is a product of such revolutions. The basic types of human information in connection with its place in the "man - information and communication technology.
Keywords: information and communication revolution, information-communication paradigm, the person information, the person kompyutiruyuschy, pro-togenez and generative situation awareness-communications revolution.
Совокупность качественных характеристик личности, определяющих место человека в конкретных коммуникационных процессах, характеризует «человека информационного». Каждая информационно-коммуникационная революция формировала свои требования к таким качествам, способствовала становлению конкретной коммуникационной парадигмы (как способа функционирования системы «человек - информационная техника») и конкретного типа человека информационного.
Вербальная революция и становление «человека вербального». Сущность первой информационной революции заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи [2, 3 и др.]. Развитие языка стало важнейшим инструментом развития сознания людей. В результате посредством языка была сформирована основа рациональной организации материального производства. Протогенез (как совокупность объективных предпосылок) этой революции фактически совпадает с протогенезом становления человека как социального существа. Человеческая речь остается важнейшим средством информационно-коммуникационных процессов в любом обществе по сей день. Становление и развитие членораздельной речи сопровождалось процессом совершенствования голосового аппарата человека, развитием речевых и слуховых центров головного мозга [1. С. 71 - 92].
Вербальная революция позволила формировать и сохранять собственно социальную информацию с помощью системы естественных языков. Сформировался первый тип человека информационного - «человек вербальный». В эпоху вербальной революции все компоненты информационно-коммуникационных процессов: формирование информации, ее хранение, кодирование, передача, раскодирование, понимание, освоение и применение - непосредственно связаны с процессами жизнедеятельности человека. Технологическую основу информационных процессов в этот период составляют биологические процессы, связанные, прежде всего, с деятельностью речевого и слухового аппаратов человека.
Таким образом, основные ограничения, накладываемые в этот период на характеристики информационно-обменных процессов в обществе, связаны с биологическими ограничениями человека как информационной системы [см.: 6].
Революция письменности и формирование «человека пишущего».
Протогенез этой революции связан с переходом от периода дикости к периоду цивилизации и образованию государств. С изобретением письменности был снят целый ряд ограничений, накладываемых биологическими особенностями человека. По мнению А.В. Соколова, письменность явилась «детищем художественного канала», стала первооткрывателем технических каналов, способствовавших эффективности социальной коммуникации: оперативности передачи, повышению тиражности, увеличению дистанционности, комфортности и др. [ 7. С. 104.].
Изобретение письменности позволило обеспечить достаточно надежное хранение накопленных знаний; увеличился объем социальной памяти; удалось повысить достоверность информации, расширить распространение информации. Сформировались новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями: исторические летописи, поэзия и литература. Сформировались условия для распространения философии и науки, зародилась информационная культура.
Таким образом, вторая информационно-коммуникационная революция положила начало становлению нового типа человека информационного, а именно «человека пишущего» и «читающего написанные тексты». Важное
следствие этой революции - становление новой коммуникационной парадигмы, парадигмы скриптизации, доныне сохраняющей свое актуальное значение в системе коммуникаций посредством письменных сообщений.
Революция книгопечатания и становление «человека печатающего и читающего печатные тексты». В эпоху Возрождения потребности развития общества требовали массовых тиражей социально значимых текстов. Для прежней информационной парадигмы это было невозможным.
Широкое внедрение книгопечатания в социальную практику привело к первому информационному взрыву. В эпоху «Вселенной Гутенберга» именно печатный текст стал главным хранителем и источником знаний. Относительная простота процесса книгопечатания и большие тиражи печатных книг привели к существенному уменьшению их стоимости по сравнению с рукописными книгами. С повышением экономической и территориальной доступности информации существенно расширились возможности для получения знаний. Сформировался новый тип человека информационного - «человек, читающий печатную книгу».
Подробный анализ этого типа человека информационного осуществлен М. Маклюэном, показавшим, что двигателем исторического прогресса выступает смена технологий, которая влечет за собой смену способов коммуникаций. Конкретный тип общества в значительной мере определяется доминирующим в этом обществе типом коммуникации: «Различие между человеком печатной и рукописной культуры почти столь же велико, как и различие между человеком грамотным и неграмотным» [5. С. 170.].
Революция технологических средств массовой информации и становление «пользователя электронных средств массовой информации». Эта революция началась в конце XIX века с появлением телефона, телеграфа, радио, а затем и телевидения. Ее результат - формирование «человека электронного». Отличительной чертой новой революции стало формирование единого мирового информационного пространства и неизмеримо возросшая оперативность информационного обмена. Появление электронных средств массовой коммуникации разрушило границы социального пространства и социального времени, сделало каждого человека причастным к заботам других людей: «Современная электронная связь строит мир по образцу «глобальной деревни» [5. С. 71.].
М. Маклюэн показывает, что теперь вся жизнедеятельность человечества реализуется в соответствии с принципом мозаичного резонанса: «Автоматизация, или кибернетизация, поступает со всеми единицами и компонентами промышленного и рыночного процесса так же, как радио или телевидение комбинируют во взаимный процесс составляющих аудиторию индивидов» [4. С. 401]. Этот эффект в полной мере проявился в компьютерную эпоху как «клиповое мышление».
Информационно-компьютерная революция и становление «человека компьютирующего». Пятая информационная революция началась в сер. XX века с началом использования в социальной практике электронно-вычислительной техники. Появление компьютеров привело к бурному росту
новых информационных технологий. Самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству эта революция, заключается в том, что «впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности» [3. С. 47.]. Важнейшим следствием этой революции стало формирование компьютерно-цифровой коммуникационной парадигмы и становление принципиально нового типа человека информационного - «человека компьютирующего».
Социально значимая мобильность такого человека связана не столько с переносимыми коммуникационными устройствами и формированием локальных систем «человек - компьютер», сколько с возможностью объединить эти устройства в сеть. Именно поэтому формирование глобальной сети Интернет для современной информационно-коммуникационной революции приобрело едва ли не большее значение, чем изобретение самих компьютеров. Только с созданием этой сети социальная коммуникация приобрела качество повседневной глобальности, когда практически в любое время и из любой точки пространства можно установить связь с любой точкой планеты. Поэтому «человек компьютирующией» - это еще и «человек информационно мобильный».
Современная информационно-компьютерная революция формирует ряд социально значимых тенденций, существенно влияющих на человека компью-тирующего: принципиально изменяется взаимодействие компонентов в системе «человек - информационно-коммуникационная техника». Характерной особенностью предыдущих информационных революций выступала необходимость приспособления человека к новым образцам коммуникационной техники путем освоения новых технологий. Таким же образом начиналась и информационно-компьютерная революция: в 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. повсеместно работали компьютерные курсы под лозунгом: «программирование - вторая грамотность». Работа на первых персональных компьютерах даже для рядовых пользователей требовала простейших навыков программирования - человек вынужден был приспосабливаться к компьютеру. Однако теперь «выживают» лишь те гаджеты, которые сами «приспосабливаются» к человеку, пользование которыми для человека оказывается понятным на интуитивном уровне.
Таким образом, революционные этапы развития коммуникационных процессов связаны со сменой информационно-коммуникационных парадигм, обусловленных качественными изменениями технической компоненты систем «человек - информационно-коммуникационная техника». Формирование парадигмы - результат конкретной генеративной ситуации совокупности инновационных идей и технико-технологических инноваций. Эволюционные этапы реализуются в рамках уже сформировавшейся информационно-коммуникационной парадигмы. В системе предпосылок информационно-коммуникационной революции, образующих ее протогенез, выделяются антропологические ограничения информационного обмена. Первые информационные революции фактически явились ответом на биологические ограничения человеческого организма, последующие - ответом на ограничения, вытекающие из технико-технологической специфики конкретных систем «человек - информационная техника».
В условиях каждой новой информационно-коммуникационной парадигмы формируется и адекватный ей новый тип личности. Поэтому в истории социальных коммуникаций возможно выделение ряда типов «человека информационного».
Литература
1. Дубинин Н. П. Что такое человек? - М.: Мысль, 1983.
2. История информатики и философия информационной реальности: учеб. пособие / Под ред. Р.М. Юсупова, В. П. Котенко. - М.: Акад. проект, 2007.
3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. - М.: Акад. Проект, 2002.
4. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. 2-е изд. - М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. С. 401.
5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. - М. : Акад. проект, Фонд «Мир», 2005.
6. Отюцкий Г.П. Информационная антропология: необходимость конституирования // Ученые записки РГСУ. 2009. №1.
7. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб.: РГБ,
2001.
Literature
1. Dubinin N.P. What is man? - M.: Thought, 1983.
2. The history of science and philosophy of information reality: studies. manual /Ed. RM Yusupov, VP Kotenko. - Moscow: Acad. Project, 2007.
3. Colin K. Fundamentals of computer science: social in-formatika. - Moscow: Acad. Project, 2002.
4. McLuhan G.M. Understanding Media: External expansion rights. 2nd ed. -Moscow: Hyperborea, Kuchkovo field, 2007. S. 401.
5. M. McLuhan Gutenberg Galaxy: The Rise of human typing-ing. - Moscow: Acad. Project Foundation, "The World", 2005.
6. Otyutsky G.P. Information anthropology: the need for the constitution / / Proceedings of RSSU. 2009. Number 1.
7. Sokolov A. V. Metatheory of social communication. - St.: RSL 2001.