Научная статья на тему 'Классические исследования в информационной антропологии: мануэль Кастельс о культуре информационального общества'

Классические исследования в информационной антропологии: мануэль Кастельс о культуре информационального общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
889
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Отюцкий Г. П.

В статье дается характеристика информационной антропологии как научного направления, исследующего антропологические проблемы в тесной связи с анализом информационных процессов в обществе. В связи с таким пониманием классическими исследованиями по информационной антропологии могут считаться работы М. Кастельса. В статье характеризуются антропологические аспекты культуры «информационального общества», проанализированные в работах М. Кастельса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классические исследования в информационной антропологии: мануэль Кастельс о культуре информационального общества»

КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ АНТРОПОЛОГИИ: МАНУЭЛЬ КАСТЕЛЬС О КУЛЬТУРЕ ИНФОРМАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

© Отюцкий Г.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье дается характеристика информационной антропологии как научного направления, исследующего антропологические проблемы в тесной связи с анализом информационных процессов в обществе. В связи с таким пониманием классическими исследованиями по информационной антропологии могут считаться работы М. Кастельса. В статье характеризуются антропологические аспекты культуры «информа-ционального общества», проанализированные в работах М. Кастельса.

Информационная антропология может характеризоваться как научное направление, исследующее антропологические проблемы в тесной связи с исследованием информационных процессов в обществе, что позволяет анализировать социальную историю этих процессов. При таком понимании информатизация современного общества выступает лишь частным проявлением общих закономерностей, связанных с реализацией информационных отношений в социуме на всех этапах его развития [см., напр.: 6].

Если понимать содержание информационной антропологии именно в таком аспекте, то фундаментальные труды этого направления уже написаны и получили мировую известность. Так, классическим примером реализации информационного подхода к исследованию человека и общества являются исследования М. Кастельса, которые в антропологическом смысле представляют собой продолжение работ М. Маклюэна. Если М. Маклюэн описывает «человека печатающего» и соответствующую этому человеку «Галактику Гутенберга» [см.: 4, 5], то в работах М. Кастельса исследуется «человек эпохи Интернет» и, соответственно, - «Галактика Интернет» [см.: 1, 2].

Целый ряд теоретических концепций Мануэля Кастельса (род. 1942) можно рассматривать в качестве существенного вклада в развитие информационной антропологии в ее социокультурном аспекте. В их числе:

- ценностная характеристика общества информационной эпохи;

- анализ роли новых информационных технологий в развитии информационной культуры;

- исследование процесса формирования новых социальных структур;

- выявление влияния Интернета на развитие человека, культуры и социальных отношений в обществе и др.

* Профессор кафедры Социальной философии, доктор философских наук, профессор.

Фактически М. Кастельсом разработана целостная теория, позволяющая оценить фундаментальные последствия воздействия на человека (и на изменения этого человека) современной революции в информационных технологиях.

Прежде всего следует отметить характеристику информационального общества. Мануэль Кастельс выступает против упрощенной методологии технологического детерминизма, подчеркивая, что «в процесс научных открытий, технологических инноваций и их социальных применений вмешиваются многие факторы, включая индивидуальную изобретательность и предпринимательский дух» [1, с. 29].

Существенным вкладом М. Кастельса в развитие социокультурной антропологии является исследование новой универсальной социальной структуры, которая проявляется в различных формах применительно к конкретным культурам и институтам. Эта структура ассоциируется им с возникновением нового способа развития - информационализма. Термин «информационное общество» фиксирует роль информации в обществе, но в историческом плане он является неопределенным, поскольку информация необходима в любом обществе. «В противоположность этому, термин «информа-циональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [1, с. 42].

Кастельс подчеркивает, что омоложенный информациональный капитализм [1, с. 40] сложился после ликвидации этатизма (т.е. социализма) как системы и представляет собой систему капитализма, более жесткую в целях, но несравненно более гибкую в средствах, чем система, сформировавшаяся в 1930-1940-х годах.

Уровень продуктивности процессов производства, по Кастельсу, выступает функцией использования средств производства путем применения энергии и знаний. Кастельс настаивает на том, что необходимо различать способы производства (капитализм; этатизм, или социализм) и способы развития (индустриализм, информационализм): «Способы развития - это технологические схемы, через которые труд воздействует на материал, чтобы создать продукт, детерминируя, в конечном счете, величину и качество экономического излишка» [1, с. 39].

В отличие от прежних способов развития: аграрного и индустриального -«специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» [1, с. 39]. Отсюда разница способов развития: «индустриализм ориентирован на экономический рост, т.е. на максимизацию выпуска; информационализм ориентирован на технологическое развитие, т.е. на накопление знаний и более высокие уровни сложности в обработке информации» [1, с. 39].

Сложившаяся в конце XX - начале XXI вв. экономика является инфор-мациональной (потому что эффективность ее агентов зависит в первую очередь от способности «генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях» [1, с. 81]) и глобальной (потому что «в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети» [1, с. 81]) По мнению историков науки, до Кастельса такого подхода к экономической глобализации не было [7, с. 14].

По сути дела, в работах Кастельса в числе прочих рассматривается широкий круг проблем антропологии информационального общества. В этом обществе, в частности, в известной мере исчезает различие между пользователями и создателями, поскольку зачастую, как в случае с Интернетом, пользователи могут держать под контролем технологию. Впервые в истории человеческая мысль прямо, непосредственно становится производительной силой, а не просто некоторым элементом производственной системы.

Выявляется важный антропологический аспект новой технологической революции: производство в развитых экономиках опирается на образованных людей в возрасте 25-40 лет. В итоге оказываются практически ненужными до трети и более человеческих ресурсов. Следствием такого положения, по М. Кастельсу, скорее всего станет предельная гибкость, подвижность работы, индивидуализация труда и, наконец, высокосегментирован-ная социальная структура рынка труда.

Еще одной ключевой чертой информационального общества является сетевая логика его базовой структуры; общество становится сетевым. Кас-тельс подчеркивает, что он именует информациональное общество сетевым потому, что «оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» [1, с. 505].

Много внимания Кастельс уделяет анализу влияния информационной революции на развитие культуры. Важнейшим фактором в этом процессе выступает потенциальная интеграция в одной и той же системе текстов, изображений и звуков, взаимодействующих из множества различных точек, в избранное время (в режиме реального времени или с запаздыванием), в глобальной сети и в условиях открытого и недорогого доступа. Такая интеграция фундаментально меняет характер коммуникации: «Хотя компьютеры поистине революционизировали процесс коммуникации, а через него -культуру в целом, эта революция распространяется концентрическими кругами, начинаясь на высоком уровне образования и богатства, но, оставаясь, вероятно, неспособной охватить необразованные массы и бедные страны» [1, с. 341].

Кастельс специально анализирует такой компонент новых социальных структур, как виртуальные сообщества. Отмечая рост социальной стратификации среди пользователей мультимедиа, Кастельс прогнозирует, что

«мир мультимедиа будет населен двумя различными популяциями: взаимодействующей и включенной во взаимодействие, т.е. теми, кто способен выбирать свои мультинаправленные цепи коммуникации, и теми, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее «упакованных» вариантов выбора. И ответ на вопрос «кто есть кто» будет определяться главным образом классом, расой, полом и страной [выделено Кастельсом]» [1, с. 350].

Кастельсом обстоятельно исследуется тип культуры, наиболее характерный для информационального общества - культура реальной виртуальности. Здесь Кастельс также парадоксален в противоположность тем многочисленным авторам, которые характерной чертой процессов информатизации считают формирование виртуальной реальности. Он отмечает, что «культуры созданы из коммуникационных процессов. А все формы коммуникации, как учили нас много лет назад Ролан Барт и Жан Бодрийар, основаны на производстве и потреблении знаков. Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Поэтому исторически специфичным в новой коммуникационной системе, организованной вокруг электронной интеграции всех видов коммуникации, от типографского до мультисенсорного, является не формирование виртуальной реальности, а строительство реальной виртуальности [Выделено мной. - Г.О.]» [1, с. 351].

Аргументируя этот вывод, Кастельс показывает, что реальность, так, как она переживается, всегда была виртуальной - она переживалась через символы, которые всегда наделяют практику некоторым значением, отклоняющимся от строгого семантического определения: «Именно диапазон культурных вариаций смысла сообщений позволяет нам взаимодействовать друг с другом во множественности измерений, имплицитных и эксплицитных <...> Все реальности передаются через символы <...> В некотором смысле вся реальность воспринимается виртуально» [1, с. 353]. Нетрудно видеть, что в этих положениях Кастельс развивает применительно к специфике информа-ционального общества основные положения символической антропологии.

Итоговый вывод Кастельса относительно новой культуры: «Материальный фундамент новой культуры есть пространство потоков и вневременное время. Эта культура перекрывает и включает разнообразие передававшихся в истории систем отображения; это культура реальной виртуальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания» [1, с. 353].

Особое место в работах Кастельса занимает анализ роли Интернета в формировании новой культуры и нового человека информационной эпохи: «Если распространение печатных изданий на Западе привело к созданию того, что Маклюэн окрестил «галактикой Гутенберга», то мы сейчас вступаем в новый мир коммуникаций - галактику Интернет» [2, с. 15]. И это действительно всеобъемлющая Галактика, поскольку основные виды экономической, общественной, политической и культурной деятельности в масштабах всей

планеты в настоящее время «структурируются посредством Интернета и вокруг него, а также компьютерных сетей» [1, с. 15], - пишет М. Кастельс.

Наиболее содержательно антропологические аспекты проблемы рассматриваются в связи с исследованием культуры Интернета. При этом, аналогично тому, как этнологами рассматривается культура примитивных племен, Кастельсом анализируется культура техноэлит, культура хакеров, специфика «виртуальных общин».

Кастельс специально анализирует роль Интернета в формировании основ сетевого индивидуализма, или «персонализированных сообществ». Сетевой индивидуализм - это социальная структура, а не собрание изолированных индивидов [2, с. 157]. Системный вывод Кастельса: «Культура Интернета - это культура, построенная на технократической вере в прогресс человечества под воздействием техники, принятая сообществами хакеров, развивающимися на основе свободного и открытого технического творчества, внедренная в виртуальные сети, ставящие своей целью построение нового общества, и материализованная вдохновленными прибылью предпринимателями в творениях новой экономики» [2, с. 80].

Список литературы:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Кастельс Мануэль. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

3. Кладько Н.А. «Человек кибернетический» в информационной культуре // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Мат-лы междунар. научн. конф. - Краснодар, 2006.

4. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -2-е изд. - М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007.

5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. - М.: Акад. проект, Фонд «Мир», 2005.

6. Отюцкий Г.П. Информационная антропология: необходимость кон-ституирования // Ученые записки РГСУ - 2009. - № 1. - С. 86-93.

7. Шкаратан О.И. Мануэль Кастельс - мыслитель и исследователь // Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.