https://doi.org/10.29013/EJA-19-3-43-47
Fedorova Alexandra Valentinovna, is a graduate of the Department of Music and Music Ethnography of the Odessa National Musical Academy named after A. V. Nezhdanova E-mail: [email protected]
CLASSICAL MUSIC AS A SUBSTRUCTURE OF THE MEDIA-SPACE
Abstract. The article reveals a new approach to the role of classical music in contemporary culture. The use of fragments, melodic and texture ideas of musical classics we observe in various spheres of modern media: radio, cinema, television, the Internet, video games, applied genres, ringtones on phones, social networks. The main conclusion: the exploitation and devaluation of classical music in the areas of its use as a soundtrack and advertising in the media communication system is a part of modern culture that differs from the meaning of the classical music proper and makes the direction of the media cultural space a special form of synthesis of two spheres: classical art and communication process.
Keywords: modern culture, musicology, classical music, media space, communications.
Фёдорова Александра Валентиновна, Соискатель кафедры музыки и музыкальной этнографии Одесской Национальной Музыкальной Академии
им. А. В. Неждановой E-mail: [email protected]
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗИКА В КАЧЕСТВЕ ПОДСТРУКТУРЫ МЕДИА-ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. В статье раскрывается новый подход к роли классической музыки в современной культуре. Развитие технологий воспроизводства и передачи информации, взаимопроникновение средств различных отраслей культуры вызвало целесообразность использования материала классической музыки (что далеко не всегда приемлемо с точки зрения классического музыковедения). Использование фрагментов, мелодичных и фактурных идей музыкальной классики мы наблюдаем в различных сферах современного медиа: радио, кино, телевидение, интернет, видео игры, прикладные жанры, рингтоны на телефонах, социальные сети. Основной вывод: эксплуатация и девальвации классической музыки в областях использования ее в качестве саундтрека и рекламы в системе медиа коммуникаций - часть современной культуры, отличная от смысла собственно классического музыкального материала и составляет направление медиа-культурного пространства как особую форму синтеза двух сфер: классического искусства и процесса коммуникации.
Ключевые слова: современная культура, музыковеденье, классическая музыка, медиа-пространство, комуникация.
В современной культуре классическая музыка заняла весомое место в массмедиа-про-странстве. Интенсивное развитие технологий воспроизведения и передачи информации, взаимопроникновение средств разных областей культуры в значительной мере вызвало целесообразность использования материала классической музыки (что далеко не всегда приемлемо с точки зрения классического музыкознания). Использование фрагментов, мелодических и фактурных идей музыкальной классики мы наблюдаем в разных сферах современного медиа: радио, кино, телевиденье, интернет, видео игры, прикладные жанры, рингтоны на телефонах, социальные сети. Данное направление как объект современного медиа-культурного пространства представляет собой форму синтеза двух сфер: классического искусства и коммуникации.
С начала 20-х годов ХХ века, как особого периода развития коммуникативного пространства, появляются труды по осмыслению данного направления. Появившийся культурологический феномен слияния далёких друг от друга направлений, которые создали новую жанровую форму эмоционального общения в обществе представлен в работах таких исследователей, как М. Хайдегер, Т. Адорно [1], Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, В. Беньямин, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Г. Дебор, Г. Мар-кузе, Т. Дж. Митчелл, К. Силверман, Ж. Бодрий-яр, Г. Полок, М. Маклюэн [3], С. Жижек, Б. Гройс, Х. Ортега-и-Гассет, В. Михайлов, А. Скорик, Н. Б Кирилловой [2], К. Рычкова, О. О. Олениной [4], И. Л. Савранский [5], Б. В. Слющи нський, Н. В. Сороки, Ю. Стракович, Н. А. Шматко [7], Л. А. Шевченко, М. Уинклера, нек. др. Сейчас данное явление также вызывает огромный интерес и у современных исследователей в сфере культуры и искусства ввиду его масштабности и процессе быстрого формирование новых технических и культурных тенденций в современности.
В данной статье представлен аналитический подход к использованию классического музыкального материала в основных видах массмедиа и его новым формам воздействия на потребителя. Мы рассматриваем использование классической музыки в том или ином (с точки зрения культурной значимости) аспекте в актуальных медиа-коммуникативных средствах.
Радиопространство. Пространство радиоэфира ориентировано на слуховое восприятие (как музыка в целом и классическая музыка в частности). В широком смысле - мировое радиопространство, в большинстве своём, представлено современной музыкальной культурой и её многочисленными жанрами. Как средство прикладной музыкальной практики, радио является формой ретрансляции звукового материала и одним из самых массовых «музыкальных» проявлений в медиакультуре.
В узких рамках классической музыки как основного ретрансляционного материала, мы собрали информацию о радиостанциях, которая показывает успешное существовании классической музыки по всему миру [6].
География стран и направлений позволяет утверждать, что на уровне масштабного воспроизведения классического материала в этой части массмедиа пространства, - классическая музыка успешна, и востребовано продолжает существовать в её «чистом» культурно-историческом виде и сохранять статус ретрансляционной, не теряя своего высокого качества. Мы определяем «высокий статус» классической музыки, воспроизводимой без купюр и обработки. На таком уровне находится радиопространство Германии, Нидерландов и Италии. В пространстве радиоэфира классическая музыка может выступать как прикладная, в качестве сопровождения и музыкальной подложки к основному тексту (реклама, передачи). Но в данном амплуа классическая музыка теряет свой художественный статус.
Кино. В данной области классическая музыка берет на себя роль саундтрека к фильму, звуковой дорожки. Если рассматривать современный кинематограф (мировые кинопремьеры), то в качестве примера можно привести такие фильмы: Люк Бессон «Пятый элемент» (1991 г.) - [01:27:46]; Оливер Стоун «Дорс» (1991 г.) - [01:03:40]; «Прирожденные убийцы» (1996 г.) - [00:54:12]; «Крепкий орешек 3» - [01:32:11] - [01:38:11]; Ке-трин Харвинг «Сумерки» (2008 г.) - [01:08:10]; Милош Форман «Человек на луне» (1999 г) -[00:11:46]; Дональд Питри «Мой любимый марсианин» (1999 г. ) - [00:11:46]; Стивен Содер-берг «11 друзей Оушина» (2001 г.) - [01:47:03]; Жан-Жак Анно «Семь лет в Тибете» (1997 г.) -[01:55:44]; Джеймс МакТиг «В значит Вендетта» (2006 г.) - [01:35:40]; [02:02:29]; Род Лури «Соломенные псы» (2011 г. ) - [00:10:52]; Стивен Спилберг «Особое мнение» (2002 г.) - [00:39:25]; Бернард Роуз «Анна Каренина» (1997 г.) - [01:28:46]; Никита Михалков «Сибирский цирюльник» (1998 г.) [01:58:10] - [02:12:06]; Баз Лурман «Ромео + Джульетта» (1996 г.) - [01:50:30]; Ларс фон Триер «Меланхолия» (2011 г.) - [00:00:14]; Тер-ренс Малик «Новый свет» (2005 г.) - [00:03:24]. Приведённые примеры ясно указывают на актуальность классической музики в роли саундтрека. Мы можем увидеть, что один и тот же классический музыкальный трек используется в комедии, трагедии, мелодраме и мультфильме. Это связанно с особой эмоционально-энергетической напол-неностью некоторых призведений. Наибольшей популярностью пользуется у режиссёров музыка эпохи романтизма в виду её особой эмоциональной экспрессии. Особенно популярны среди музыкальных прецедентов жанровой сферы медиа-культуры произведения Р. Вагнера, Р. Штрауса, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Л. Бетховена.
Использование классической музыки в кино (на телевидении) во многом обогащает увиденное, сообщая ему новые эмоционально-духовные качества. Кино дает возможность музыке быть
неизменной и завершенной в художественно-функциональном отношении, так как кинопленка фиксирует ее, и при дальнейшем показах фильма она повторяется, уже не может быть изменена. Кино приближает музыку к статическим видам искусств, что создает своего рода противоречие ее сущности. Обратная сторона данного синтеза - появление «музыкальных» клише у массовой аудитории зрителей, а также привязки использованного классического музыкального произведения к «неправильным» образам.
Реклама. В данной коммерческой области массмедиа классическая музыка используется довольно широко: реклама автомобилей Nissan Murano Commercial (2011 г.)-С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» - «Танец рыцарей»; Renault Megane - ^CE OF PARTS (2008 г.) - А. Вивальди «Времена года» «Лето»; Citroen - The Sleeping Supporter (2014 г.) Э. Григ «Пер Гюнт» «Утро»; реклама банка DnB Nor (George Clooney) (2011 г.) -И.С. Бах - «Воздух»; гастрономия Мираторг - Мы кормим людей (2011 г.) -Ф. Шопен «Ноктюрн Es - dur»; реклама средств контрацепции: Durex - Protect Yourself(20ll г.) -Л. В. Бетховен - «Лунная соната»; парфюмерия Chanel № S (Nicole Kidman) (2004 г.) - К. Дебюсси Прелюдия «Лунный свет»; техника «Samsung GalaxyS4» - А. Вивальди «Времена года» «Лето»; корм для животных «PerfectFit» -Дж. Пуччини опера «Лючия де Лямермур» ария «O Mio Bobbino Caro»; вермишель «Роллтон» -П. И. Чайковский - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром; конфеты «M&M's» - П. И. Чайковский «Щелкунчик » - «Танец феи драже».
Реклама является самой парадоксальной формой использования классического материала. Классическая музыка, которую используют в этой сфере медиа-коммуникационного жанра, приобретает несвойственные ей качества и, с точки зрения её художественности, напрочь обесценивается.
Интернет. В интернет пространстве размещено огромное количество сайтов, на которых
представленны сборники или отдельные композиции классической музыки. Следует классифицировать их по следующим категориям: сайты классических профессиональных музыкальных организаций (радио, театры, филармонии, оркестры, исполнители и т.д.), музыкальные библиотеки (жанровые подборки, сайты, посвящённые определённым композиторам или произведениям, музыкальные библиотеки). В первой категории профессиональных классических организаций или исполнителей качество представленного музыкального материала будет достаточно высоким. Во второй - стоит констатировать не очень качественное, местами не полное и обрывочное представление музыкального материала, а также не всегда грамотно собранное и описанное.
Рассматривая ретрансляции классической музыки в интернете, отметим статью Шарлотты Хи-гинс (Charlotte Higgins), главного редактора по культуре и искусству всемирно известной газеты «The Guardian». Статья вышла под заголовком: «Большой спрос на классические загрузки - музыка для ушей звукозаписывающей индустрии» («Big demand for classical downloads is music to ears of record industry») [8]. Речь идёт об актуальности оцифровки классических каталогов для интернет-ресурсов. В данной статье автор приводит результаты статистических иследований, которые свидетельствуют об актуальности классической музики, и о больших поисковых запросах в интернете. Загрузки классической музыки намного превышают продажи CD дисков.
Видеоигры - категория синтетического современного искусства, искусство виртуальной реальности, популярна в среде современного молодёжного (и не только) общества. Видеоигры являются важной частью медиасферы и современной масскультуры. Данная область является компонентом новой артмедиа-культуры, то есть культуры созданной на основе технических средств масмедиа и реализованной в ней же самой (искусственное искусство). С точки зрения самого
продукта - «видео игра» - это скорее средство для развлечения масс и ухода в иную синтетическую виртуальную реальность. Но, фактически, это вид нового «современного артмедиа-искусства». Во первых - для создания видеоигры нужен замысел, сюжет; во вторых - работа художников-аниматоров (создание персонажей, прорисовка игрового мира), видеомонтажёров - создание картинки, третье - подбор музыки и звуков, работа звукорежиссёра. Парадоксально, что категория видеоигр, одна из наиболее сложных в творческом плане создания, создаётся для развлечения.
В рамках нашего исследования использования классической музыки, мы нашли удивительный пример видеоигры под названием «Вечная соната» (Trusty Bell: Chopin's Dream) [9]; это ролевая видеоигра, разработанная tri-Crescendo (японский разработчик видеоигр) и выпущенная компанией Namco Bandai Games. Для игровой приставки «Xbox 360» версия игры была выпущена 14 июня 2007 года в Японии, 17 сентября 2007 года в Северной Америке и 19 октября 2007 года в Европе. Игра также была выпущена для игры на приставке PlayStation 3 с дополнительным добавлением части Trusty Bell: Chopin's Dream - Reprise. Игра создана в стиле японского «анимэ». Создатель компании Хирой Хацуши-ба - звуковой программист.
В основе сюжета видеоигры - образ польского композитора Фридерика Шопена, а точнее последние часы его жизни, в которые он вспоминает себя и свою жизнь в виде компьютерного героя, в среде других персонажей. Далее по сюжету компьютерной игры начинается поиск ответов в мире, который постепенно становится его реальностью.
Система игры построена на музыкальных элементах и собрана из произведений Ф. Шопена в исполнении С. С. Бунина (советского и японского пианиста, который в 1983 г. выиграл Международный конкурс имени Лонг и Тибо в Париже, в 1985 г. стал победителем Международного конкурса имени Шопена в Варшаве). Данная игра
примечательна ещё и тем, что использованы не только классические пьесы для фортепиано, но так же и образовательные ролики с настоящими картинами и фотографиями композитора.
Данные статистических исследований показывают, что классическая музыка довольно успешно продолжает существовать в современном медиа-пространстве. Её используют в виду её особой эмоциональной полноты. Охватывая широкий исторический материал, от эпохи барокко, через классику, романтизм и до неоклассики, современное искусство медиа-коммуникаций вычленяет из временной классической музыкальной парадигмы всё лучшее, чтобы привнести в современную общественную жизнь (свободную для ума, творчества и восприятия) некий высокий смысл и идеалы, которые со временем могут забываться и исчезать.
Но трансляция и использование академической музыки всегда требует особого контекста, прежде всего, коммуникативного. Музыкальная
классика всегда будет занимать свою сравнительно небольшую нишу среди других массовых популярных стилей и жанров современной музыкальной культуры и субкультур. При использовании классического репертуара важно сохранить идею академизма. К сожалению, некоторые жанры медиа коммуникаций не способны передать высокий уровень первоначального художественного смысла, заложенного композитором, в виду чего само произведение теряет свои художественные черты. Основной вывод: идея применения классической музыки в качестве саундтрека и рекламы в системе медиа-коммуникаций, с одной стороны - тиражирование классического музыкального материала разнообразными способами, с другой образуют полюса той новой жизни академической музыкальной традиции, которая обеспечивает вхождение классического музыкального репертуара в контекст современной и постсовременной культуры.
Список литературы:
1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты.- М.-Спб., 1997.
2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2e изд.; перераб. и доп.- М.: Академический Проект, 2006.- 448 с.
3. Маклюен Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова.- М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.- 464 с.-ISBN5-86090-102-X
4. Оленша О. Трансформацiя мистецтва в комушкативнш культурi сощуму: монографiя / Олена Оле-нша.- Х., 2010.- 256 с.
5. Савранский И. Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры / Исаак Львович Савранский.- М.: Наука, 1979.- 231 с.
6. Список мировых классических радиостанций - URL:http://www.listenlive.eu/classical.html
7. Шматко Н. А. Блеск и нищета масс-медиа: предисловие / Н. А. Шматко // Бурдье П. О телевидении и журналистике.- М.: Фонд науч. иссл. «Прагматика культуры». Институт эспериментальной социологии, 2002.- С. 7-16.
8. Charlotte Higgins - "Big demand for classical downloads is music to ears of record industry" URL: https://www.theguardian.com/media/2006/mar/28/newmedia.arts
9. Johansen Quijano-Cruz. Chopin's Dream as Reality - A Critical Reading of Eternal Sonata, Eludamos Journal for Computer Game Culture 3 (2), 2009.- P. 209-218. URL:http://www.eludamos.org/index. php/eludamos/article/view/vol3no2-6/131