КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАПАДНУЮ МОДЕЛЬ
© Чжэн Чжилянь*
Циндаоский научно-технический университет, КНР, г. Циндао
Современная китайская система образования ориентирована на социальную ориентацию западно-европейской системы образования. Необходимость модернизации образования в Китае объясняется несоответствием советской модели образования культурным задачам Китая в настоящее время.
Ключевые слова система образования, западно-европейское образование, китайское образование, китайская культура.
В современном мире более 80 % населения грамотно. Никого не удивишь высшим образованием. Во многих странах оно доступно практически каждому, способному учиться. Статья расходов на образование сегодня самая большая в бюджетах развитых стран. Образование понимается как стратегически важная сфера человеческой жизни.
В мировой системе образования строится непрерывная система образования, где последнее рассматривается как реализация неотъемлемого права человека, как часть образа жизни. И только на этом фоне уже готовится специалист.
Очевидно, что необходима фундаментализация образования, так как накоплена огромная информация, которая должна осваиваться людьми в обобщенном виде. Этому служат интенсивные методики обучения: компьютерные средства, доступность информации, что создало тенденцию к интернационализации образования. растет понимание того, что образование должно быть во многом универсальным, не замыкающимся в национальных границах. Так, в странах ЕЭС планируется, что 10 % студентов будет учиться в других странах. Но для этого нужно иметь согласованные планы, программы, необходима сильная государственная политика в сфере образования, придающая последнему единство, не отменяющее однако изменений форм образования.
В связи с интернационализацией образования возникает вопрос о стандартах и образцах. В мире доминируют западные стандарты образования. Это связано с тем, что восточные цивилизации не могут пока создать универсальную и качественную систему образования. Именно поэтому западная система образования транслируется во множестве стран, а между тем она несет в себе иные стандарты жизни, ценности, вступает в конфликт с местными традициями, что вызывает серьезное напряжение.
* Профессор факультета Русского языка, кандидат философских наук, профессор.
160
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Для того, чтобы учить кого-то за рубежом по своим образцам, надо для начала справиться с собственной безграмотностью.
Говоря о положении в нашем, китайском образовании, следует иметь в виде, что рынок, несомненно, создает вектор на образование во всем мире. В Америке, например, такой вектор проявляется очень отчетливо. Оплата низкообразованных людей в послевоенные годы неизменно снижалась, а оплата образованных людей неизменно повышалась. Поэтому, когда юноша идет получать образование, в действительности он делает бизнес. Чем больше у человека знаний, тем больше денег он будет зарабатывать. Также дело обстоит и с языковым образованием, экономическим, юридическим. Начинает эта тенденция проявляться и в социально-политическом образовании.
Вместе с тем хочется отметить, что те традиции, которые есть в Китае, позволяют все-таки решить многие проблемы, потому что при всех сложностях и претензиях, которые мы имеем к образованию, надо иметь в виду, что Китай - один из центров мировой цивилизации и в этом смысле - одна из самых образованных стран мира. У Китая прекрасные культурные традиции, имеется основа для развития науки, искусства, технологии. То, что Китай - одна из самых культурных и образованных стран мира, является общепризнанным фактом.
Для развития китайской культуры важно понимание и принятие китайской культуры, так как лишь при взаимодействии, встрече, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными основания и особенности собственной культуры. На протяжении многих веков именно Китай благодаря торговле с Западом поддерживал межкультурные отношения и благодаря этому процветал.
В нашем понимании, образованный человек является культурным и в том смысле, что он принимает чужие культурные ценности, умеет пойти на компромисс, понимая ценность собственной культуры. Но при этом невозможно избежать и конфликта: не в культурном, а именно в политическом смысле этого слова между конкретными формами существования культур, между ценностями.
Далеко не все заимствования входят в культуру без сопротивления со стороны устоявшихся форм. Можно указать на одно отличие, которое существует в тех требованиях, которые предъявляются к современному западному европейскому и китайскому образованию. Если перед западным образованием стоит задача преодоления раскола культуры на гуманитарную и техническую, то для китайского образования актуально помимо сферы общественных, гуманитарных наук сформировать сферу технического образования, так как Китай еще не достиг того уровня материального благосостояния как на Западе.
В современных условиях модернизации, которая проходит под влиянием научного мировоззрения, советская модель образования уже не соответ-
ствует культурным задачам Китая. Излишняя идеологизация, которая характерна для советского образования, будет тормозить распространение идей науки. Поэтому современная китайская система образования интенсивно заимствует принцип организации, а самое главное, социальную ориентацию именно западно-европейской системы образования. В Китае надеются, что только так можно вовлечь китайские массы в процесс научно-технического развития страны, от чего будет зависеть будущее китайской культуры.
Философско-методологическая гуманитарная проработка идей образования приведет, на наш взгляд, и к другой педагогической парадигме, и к новому пониманию человека и его образования.
Список литературы:
1. Лян Мэн. Натурализм в новом веке. - Нанчжо: Изд-во «Нанчжо», 2002. - 220 с. - (на кит. яз.).
2. Люй Кунь. Личная культура и массовая культура. - Цунцин: Нар. изд-во, 2001. - 380 с. - (на кит. яз.).
3. Лю Сюли. Наука и прогресс. - Шаньхай: Наука, 1999. - 198 с. - (на кит. яз.)
4. Лу Сяньнин. Коллективное познание в Китае. - Пекин: Наука, 1997. -216 с. - (на кит. яз.).
5. Лю Инцзе. Образ жизни Востока и Запада. - Пекин: Кит.академия наук, 1998. - 363 с. - (на кит. яз.).
6. Бай Чжигуа. Семейнная этика в Китае // Научные контакты. - 2002. -С. 32. - Кит. яз.
7. Лю Далинь. Религия и образование ХХ в. в Китае // Вестник университета «Фудан». - 2004. - N0 1. - С. 31. - Кит. яз.
ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА)
© Якушева Л.М.*
Тобольский многопрофильный техникум, г. Тобольск
Согласно всемирной декларации образования для всех всем людям - детям, молодежи и взрослым предоставляются возможности получения обра-
* Доцент практической психологии, кандидат психологических наук, руководитель МФЦПК.