Научная статья на тему 'Опиумная война и образование в Китае'

Опиумная война и образование в Китае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
648
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИУМНАЯ ВОЙНА / КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ КИТАЯ / КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ "5.4"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжэн Чжилянь

Анализируются последствия Опиумной войны, поражение в которой для китайцев возымело эффект разорвавшейся бомбы. После войны китайцы переосмыслили свое положение в мировом контексте, что привело к многочисленным преобразованиям в стране, реформе образования. Война помогла китайскому образованию перешагнуть рамки, установленные феодальным строем, поставило его на путь прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опиумная война и образование в Китае»

Благодаря современным китайским философам (Ян Фань, Чжен Си Дун, Цзяаюй, Тань Сунхуа, Сун Цзянь) разрабатывается тема культурного симбиоза в сфере образования. На основе соединения моделей китайского конфуцианского, советского марксистского и западного позитивистско-прагма-тистского образования появились идеи синтеза традиций китайского образования и западного.

Ценность китайской культуры состоит в том, что она может предложить отличную от западной модель развития современного общества. из этого следует, что образование, как средство ее трансляции, должно быть больше ориентировано на традицию, чем на западные инновации.

Если же Китай действительно собирается каким-то образом войти в ту цивилизацию, которую мы называем развитым миром (а для нас это прежде всего Западная Европа), то, соответственно, мы должны подумать, как приблизить китайское общество к западному.

Список литературы:

1. Лухунцзюнь. Развитие культуры в человеческом обществе. - Пекин: Наука, 2001. - 280 с. - (на кит. яз.).

2. Линь Тунхуа. Этическая Культурология. - Фучжо: Нар. изд-во, 2013. -279 с. - (на кит. яз.).

3. Ло Гуан. Сравнение религии Китая и Запада. - Цунцин: Изд-во «Цун-цин», 1998. - 334 с. - (на кит. яз.).

4. Лу Дадао. Развитие в Китае. - Пекин: Торговое изд-во, 2011. - 163 с. -(на кит. яз.).

5. Хуан Ли. Черное фото. - Пекин. 2000. - С. 76. - Кит. яз.

6. Дэн Сяоман. Антропология в практике. - Пекин, 2000. - С. 76. - Кит. яз.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982. - С. 73.

ОПИУМНАЯ ВОЙНА И ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ

© Чжэн Чжилянь*

Университет науки и технологий, КНР, г. Циндао

Анализируются последствия Опиумной войны, поражение в которой для китайцев возымело эффект разорвавшейся бомбы. После войны китайцы переосмыслили свое положение в мировом контексте, что привело к многочисленным преобразованиям в стране, реформе обра-

* Профессор факультета Русского языка, кандидат философских наук, профессор.

зования. Война помогла китайскому образованию перешагнуть рамки, установленные феодальным строем, поставило его на путь прогресса.

Ключевые слова: Опиумная война, китайское образование, университеты Китая, культурно-идеологическое течение «5.4».

Война жестокая, но в тоже время, она изменила старую систему общества. Опиумные войны быстрыми тепами изменили всю большую архаичную систему образования в Китае, и привести её на новый, современный уровень.

Положительным или отрицательным было влияние войны на образование?

Если мы обратимся к истории образования в Китае, то увидим, что развитие современного китайского образования началось только после Опиумной войны. До этого страна была полностью закрыта от внешних воздействий. Образование оставалось традиционно конфуцианским и, в результате, не развивалось. В науке мало внимания уделялось практическому применению научных знаний созданию новой техники.

После Опиумной войны в Китай стали приезжать христианские миссионеры. После подписания мирного договора, явно ущемляющего права Китая, они получили право легально заниматься проповеднической деятельностью. Они активно занимались благотворительностью, открывали больницы и детские дома, строили христианские храмы, вели проповедь среди китайцев. Для христианина получение образования является духовной обязанностью, поэтому христиане были основателями первых университетов в Европе. После того, как христианство распространилось в Китае, миссионеры начали строительство церковных школ. Эти школы были бесплатными пансионатами, в них принимали детей бедных христиан и бродяг. Церковь выступала в защиту прав женщин, которые были лишены многих свобод при феодальном строе. В начале 20 века, христиане открыли первый в истории Китая институт для женщин, в котором получили образование многие женщины - известные общественные лидеры. После окончания института женщины работали, в основном, в медицине, в образовании, в религии. Под нажимом церкви, китайские руководители также начали заниматься проблемами женского образования, в некоторых больших городах постепенно открывались школы и техникумы для женщин. Первый университет в Китае также открыли христианские проповедники в 1880 году. Учебные заведения, создаваемые христианами, были лишены недостатков традиционных китайских школ. Они обновили содержание образования в Китае и приблизили его к европейскому. Благодаря их усилиям началось развитие высшего образования в Китае.

До появления университетов нового типа содержанием традиционного высшего образования, главным образом, были древняя история и литерату-

ра. В начале 20 века, уровень лучшего университета в Китае был практически равен европейскому. Христианство помогло преодолеть многовековое отставание, существующее между китайским и европейским образованием. После создания церковных университетов количество студентов, которые имели возможность учиться за границей, началось повышаться. Эти студенты привезли с собой из-за рубежа передовые идеи и опыт. После того, как китайцы осознали важность высшего образования, началась его популяризация.

Самым главным последствием Опиумной войны было то, что она подтолкнула китайцев к рефлексии.

Только после Опиумной войны, китайцы сделали попытку осмыслить свое положение в мировом контексте, которая привела к многочисленным преобразованиям в стране.

Поражение в войне, в которой правда была на стороне Китая, возымело эффект разорвавшейся бомбы. Оно сильно задело самолюбие китайцев, заставило их искать причины происшедшего. Мощное воздействие происшедшего на китайскую мысль можно объяснить следующим:

1. Опиумная война перевернула самооценку китайского народа. До войны Китай рассматривал себя как центр мира, что было необъективно. Артиллерийский огонь европейцев разбудил часть интеллигентов и чиновников и заставил их посмотреть на Китай с новой точки зрения. Они вдруг увидели сильные стороны западных политики, экономики и культуры и им пришлось признать отставание собственной страны в этих областях. На это им потребовалось некоторое время: вначале китайская нация признала свою отсталость только в области техники и только позже в сфере политики, культуры и образования.

2. До Опиумной войны все культурные связи Китая с внешним миром сводились к проникновению в страну буддизма. Распространение буддийской культуры происходило мирным путем и вскоре она была ассимилирована традиционной китайской культурой. В итоге традиционная культура сохранила свою ведущую роль в жизни страны.

После Опиумной войны в страну хлынули образцы западной культуры, которые традиционная китайская культура не могла ни игнорировать, ни ассимилировать. Китайская традиционная культура вошла в состояние глубокого кризиса. На фоне культурного кризиса происходило критическое осмысление недостатков китайской системы образования. Чтобы определить место своей культуры в контексте общемировой, китайские интеллигенты занялись тщательным историческим анализом. Он привел к рождению нового направления в культуре и идеологии, получившего название «5.4».

3. Культурно-идеологическое течение «5.4» носило ярко выраженный революционный характер. Оно провозгласило решающее значение личности для процесса модернизации. Иными словами, его представители заявили, что для прогрессивного развития страны необходимы не только пере-

стройка политической системы и экономики, но и изменения стиля мышления, а значит, образования.

Опираясь на эти идеи, тогдашний ректор Пекинского университета Цэй-Иуанпынь предложил проект реформы образования. Он выступал за то, что образование должно так формировать мировоззрение студентов, чтобы для них основной целью стало повышение собственного уровня, а не получение высокооплачиваемой работы, и при этом готовило их к вступлению в самостоятельную жизнь, а не только к выполнению определенных профессиональных функций.

В области структуры высшего образования Цэй-Иуанпынь придерживался мнения, что стране наиболее необходимы специалисты в области техники и филологии, и соответственно, ВУЗы, готовящие таких специалистов. В этом вопросе большое влияние на него оказали принципы организации Берлинского университета, который был основан в начале 19 века.

Еще одним следствием реформы образования было повышение интереса к научному изучению традиционной китайской культуры с целью ее переоценки. Результатом стала гуманизация культуры, ослабление в ней акцента на нуждах коллектива.

Война помогла китайскому образованию перешагнуть рамки образования, установленные феодальным строем, поставило его на путь прогресса.

Список литературы:

1. Фанляни. Восточная религия. - Цзинань: Нар. изд-во, 1995. - 379 с. -(на кит. яз.).

2. Фэй Сяотун. Традиция в Китае. - Пекин: Сяньлянь, 1985. - 281 с. -(на кит. яз.).

3. Хэ Цин. Упадок сознания в Китае. - Пекин: Изд-во Нар. ун-та, 2003. -196 с. (на кит. яз.).

4. Минь Цзябэн. Эволюция - синтетическая теория. - Пекин: Кит. Академия наук, 1990. - 269 с. - (на кит. яз.).

5. Beger К Поведение человечества / Пер. Чжан Гуанчжи. - Пекин: Наука истории, 1993. - 320 с. - (на кит. яз.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.