Научная статья на тему 'Миссионеры и женское образование в современном Китае'

Миссионеры и женское образование в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСТВО / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЗАПАДНЫЙ ОБРАЗЕЦ / РАВЕНСТВО / ЦЕРКОВНЫЕ ЖЕНСКИЕ ШКОЛЫ / WOMEN’S EDUCATION / WOMEN’S CHURCH SCHOOLS / THE MISSIONARY WORK / SOCIO-ECONOMIC GROWTH / THE WESTERN MODEL / EQUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейхун Чжэн, Вейли Чжэн

В статье рассматривается миссионерский этап в развитии образования в Китае, который ускорил проникновение идей западного образования в традиционную культуру, укрепил связи Китая с Западом, содействовал улучшению качества современного образования. Миссионеры принесли новые возможности для всей системы образования, открыли доступ к образованию китайским женщинам, оказали сильное влияние на китайское женское образование в современном Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARIES AND WOMEN’S EDUCATION IN MODERN CHINA

The article is devoted to a missionary stage in the development of education in China, which accelerated the penetration of the ideas of Western education in traditional culture, strengthened China’s ties with the West, facilitated the improvement of the quality of modern education. Missionaries have brought new opportunities to the entire system of education, provided access to education to Chinese women, had a strong influence on Chinese women’s education in modern China.

Текст научной работы на тему «Миссионеры и женское образование в современном Китае»

ПУБЛИКАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Миссионеры и женское образование в современном Китае

Ч. Вейхун**, Ч. Вейли***

Аннотация. В статье рассматривается миссионерский этап в развитии образования в Китае, который ускорил проникновение идей западного образования в традиционную культуру, укрепил связи Китая с Западом, содействовал улучшению качества современного образования. Миссионеры принесли новые возможности для всей системы образования, открыли доступ к образованию китайским женщинам, оказали сильное влияние на китайское женское образование в современном Китае.

Ключевые слова: миссионерство; женское образование; социально-экономический рост;

западный образец, равенство; церковные женские школы.

Missionaries and Women’s Education in Modern China

Ch.Veikchun, Ch.Veily

Abstract. The article is devoted to a missionary stage in the development of education in China, which accelerated the penetration of the ideas of Western education in traditional culture, strengthened China’s ties with the West, facilitated the improvement of the quality of modern education. Missionaries have brought new opportunities to the entire system of education, provided access to education to Chinese women, had a strong influence on Chinese women’s education in modern China.

Keywords: the missionary work; women’s education; socio-economic growth; the Western model, equality; women’s church schools.

Проблемы образования актуальны для совре- существовало специализированных образова-менного Китая по той причине, что их решение тельных женских школ.

создает почву для дальнейшего ускоренного куль- Начало созданию таких школ было положено

турного и социально-экономического роста. Одно христианами-миссионерами. Чтобы ускорить из измерений проблемы — это участие женщин в темпы распространения христианского Еванге-социальном строительстве и, следовательно, обра- лия, после так называемой «опиумной войны» зовательный потенциал современной китаянки. традиция устраненности женщин от образова-Исторически в феодальном обществе Китая ния была нарушена, и возникли женские шко-у женщины не было права на образование и не лы. В 1844 году миссионер А. Эрдесэ создает

* Исследование поддержано Баодинским университетским фондом «Христианство и социальное развитие Китая». Проект № 2012S01.

** Вейхун Чжэн— доктор философии Баодинского университета Китая (Баодин, Китай).E-mail: [email protected]

*** Вейли Чжэн — доктор политики Пекинскиого института национальной оперы и драмы Китая (Пекин, Китай).E-mail: [email protected]

церковную женскую частную школу Нинбо, причем «до 1926 года церковных школ, созданных миссионерами, было всего 15000, в которых учились 800 тысяч человек. Девочек в различных церковных женских школах насчитывалось 116251 человек»1. Жившие в Китае миссионеры, занимавшиеся проблемой женской образовательной деятельности, не только способствовали распространению христианства. Их влияние было гораздо шире: миссионерские идеи потрясли сами основания традиционного китайского феодального образования, разрушили мнение, что «женщины без знания добродетельны». Резонанс нового подхода был таков, что постепенно возникала новая система образования, ее новое содержание, новые методы, истоки которых восходят к западным концепциям образования, перенесенным на китайскую почву.

Миссионеры принесли новые возможности для всей системы образования, открыли доступ к образованию китайским женщинам, оказали сильное влияние на китайское женское образование в современном Китае. «Усилия западных миссионеров сыграли очень важную роль в нашей культуре религии, а также в развитии национальной культуры»2.

Согласно многовековой традиции женщины получали знание в основном в форме семейного воспитания, основным содержанием которого являлись женская добродетель, ведение хозяйства и т. д.

В 50-х и 60-х годах XIX века миссионерами в Китае были основаны газеты «Бей Хуа Динт Бао» и «Мирный бюллетень». В этих периодических изданиях впервые были опубликованы статьи об обычаях жизни женщин в разных странах мира, и, что более важно, в них проводилась идея равенства между мужчинами и женщинами и приводились конкретные сведения об образовании женщин на Западе. В целом с 70-х годов XIX века до начала XX века, «Мирный бюллетень», издаваемый Линь Лэч-жием (Young John Allen), опубликовал около 30 статей по проблемам женщин, например, экспертные статьи по проблемам женщин

вообще и женского образования в частности. В ряде статей сравнивались системы западного образования и традиционного китайского, анализировался опыт создания женских образовательных учреждений в Китае. Основные выводы из нашумевших публикаций можно структурировать следующим образом.

Во-первых, миссионер Линь Лэчжием (Young John Allen) доказывает, что китайское образование по сравнению с западными странами носит ограниченный характер: в Китае нет женских школ, женщины вообще удалены от получения знаний. В западных странах важнейшим фактором цивилизационного развития выступает «активизация женского образования»3. Отставание Китая в этом вопросе лишает его такого эффективного фактора развития.

Во-вторых, продукты и методология системы женского образования западного образца, в том числе и американского, должны быть доступны китайскому обществу. «Сегодня в западных странах и в Соединенных Штатах обучение женщин столь же важно, как и для мужчин, право образования у женщин и мужчин равное»4.

В-третьих, был подвергнут критике традиционный образ жизни китайских женщин. Миссионеры справедливо указывали на то, что «муж неправильно относится к жене, это вредные привычки варварства»5. Лин Аллен доказывает, что невежество приносит женщинам явный вред, препятствует гармоничным и гуманным отношениям в обществе.

Миссионерская пропаганда необходимости женского образования оказала существенное влияние на состояние современной китайской мысли. Часть китайских интеллектуалов начала обращаться к западным идеям образовательного процесса, извлекая из них то содержание, которое могло быть применено в контексте китайской культуры. Так, Кан Юньвей предложил использовать принцип равного образования мужчин и женщин как фундаментальную основу обучения грамотности и знаниям.

1 Общество христианского образования. Дело христианского образования Китая.Шань У. 1992. С .22.

2 Ван Лихун,Чжоу Гунь. О роли западных миссионеров в распространении западной и китайской культуры / Вестник Байчэнского педагогического университета, 2010, № 4. С. 28

3 Вань Лисин. Американские миссионеры и модернизации поздней Цин Китая.

4Шу гац. Продолжение полезных в китайских и западных школах.

5 Линь Лэчжи. Определиние верности.

Вначале только немногие женщины приняли эти идеи, но их деятельность, в основном публицистическая, оказалась только началом кардинальных изменений в активном содействии практическому применению принципа равенства. Лу Цень публикует статью, в которой сравнивает китайскую женщину с западной и высказывает уверенность в том, что китайская женщина, как и западная, хочет быть не только домашней хозяйкой, но и чувствовать себя патриоткой Родины, служить ей столь же активно, как это способна делать интеллектуальная элита6. Люн Женлань также публикует своеобразный манифест о необходимости образования для женщин, отмечая, что «к росту или гибели страны причастны женщины, осознающие лежащую на них ответственность»7. Именно в этой исторической ситуации стремление к системе женского образования является и голосом времени, и способом формирования нового мировоззрения. Как бамбук после дождя, со времени первых публикаций росток нового подхода к образованию женщин укоренился и привел к тому, что в 1898 году в Шанхае была открыта первая женская школа, давшая прообраз будущим государственным, общественным и частным учебным заведениям. Право на образование обрели китайские женщины, которые реально стали участниками кардинальных социокультурных сдвигов. Обретя это право, женщины становились полноправными субъектами социального развития, общественного прогресса.

Миссионеры не только принесли концепцию образования для женщин, но и сами оказались практикующими педагогами. В 1844 году, в Нинь Босо госпожа Аль Десаи построила первую женскую школу по образцу церковной школы. Позже, в 1850 году женой миссионера Бриджена была построена женская школа в Шанхае, в 1851 году госпожой Джонс была создана еще одна женская школа в Шанхае.

В целом же с 1844 по 1860-е годы иностранные миссионеры в торговых портах создают 15 церковных женских школ: «где стоит церковь, там стоит женская школа». После второй опиумной войны, когда миссионерам разрешили свободно передвигаться по территории Китая, церковные женские школы постепенно расширяются, выходя за пределы прибрежных районов во внутренние районы по всему Китаю.

Ниже представлены исторические данные по развитию женских школ этого периода (табл. 1)

В этот период масштабы распространения церковных женских школ растут, содержательно изменяется и улучшается качество образования в начальных школах и в школах церковных. На базе частной школы имени Чжюнь Си всего за 10 лет развивается государственная женская школа, в которой используются наработки как частных, так и церковных женских школ. В начале XX века образование в церковных женских школах постепенно трансформируется в высшее образование.

Таблица 1

Количество церковных женских школ и учащихся в 1869-1907 годах

Годы Количество церковных женских школ Количество учащихся

1869 20 576 (не исключая католических девочек)

1876 121 2101

1895 294 7358 (исключая церковные женские начальные и средние школы )

1907 428 15400

6 Лу Цень. О патриотизме женщин / Газета женского образования. Шанхай, 1892, № 2.

7 Лун Женлань. Стимулирование женского образования / Газета женского образования. Шанхай, 1898, №4.

В мае 1905 года китайская ассоциация христианского образования провела в Шанхае совещание, на котором было принято решение о создании четырех женских университетов — в центре, на западе, на юге и на севере. Так, в 1905 году миссионерами был открыт женский университет Хуа Бэй Си Хэй; в 1907 году — женский университет Хуа Чжюнь в Фучжоу. Кроме того, в университете Линь Нань, в университете Сучжоу, в университете Йель, в университете Июнь Динь началось равное совместное обучение мужчин и женщин.

К 1925 году по неполной статистике количество студенток церковных женских школ достигло 530 человек. В этот период церковные женские школы начинают вводить профессиональное образование и специальное образование — открываются педагогические училища, школы медицины и школы медсестер, разные виды политехнических школ, школы для слепых и глухих и т. п. Китайская интеллигенция сочла, что переход от церковных школ к китайским женским школам историческим оправдан. В апреле 1898 года официально открылась школа, основанная Динь Юньшанем. Именно она стала первой китайской женской школой, основанной на западном опыте подготовки специалистов. В начальных церковных школах девушки изучают Библию и Четверокнижие. Но главными остаются такие направления, как домоводство, шитье, кулинария, садоводство.

В 1902 году У Синем была основана женская школа У Бей в Шанхае; также в Шанхае Чэнь Июньбеней была основана женская школа Э Гунь. Кроме этих открылись женская школа И Фэнь в Гуаньдуне, женская школа Чжэ Цунь в Чфнчжоуне, первая женская

школа Лун Нинь в Нанкине, женская школа Э Хуа в Чжэцзяне, женская школа Чжень Дунь в Шанхае, первая женская школа в Хунани (табл. 2).

Благодаря усилиям миссионеров и китайской интеллигенции цинским Правительством 8 марта 1907 года были обнародованы: «Устав женских начальных школ» и «Устав женских школ». Правительство определило цели обучения, правила и требования к женским начальным школам и женским педагогическим училищам. Таким образом, китайское государство легитимировало право женщин на высшее и специальное образование. Женщины стали заниматься естественными и социальными науками, постепенно приобщаясь к западной теоретической мысли. Нельзя недооценивать и социальномировоззренческое значение реформы образования, которая медленно и неуклонно разрушала феодальные стереотипы отношения общества к роли и статусу женщины, к ее возможностям активно участвовать в общественной жизни Китая.

В начале XX века программы церковных женских школ включали в следующие разделы.

1. Курсы религии. «Библия» — центральная тема, вокруг которой группируются другие дисциплины, характерные для западных программ.

2. Курсы английского языка и западных наук, в том числе астрономия, география, зоология и ботаника, история мира, химия, философия и т. д. Примечательно, что обучение английскому языку занимает центральное место.

3. Курсы китайской культуры. Решается основная проблема конвергенции китайской и западной культуры, сопоставления конфуцианской этики с христианской этикой.

Таблица 2

Рост женского образования в Китае до 40-х годов8

Период Начальная школа Школа Педагогическое училище Профессиональнотехническое училище Университет

1922-1923 403, 742 3249 6724 3209 887

1930-1931 1,598,690 56,851 22,612 10,923 3,526

1940-1941 2,999,999 6,836 481 443 10,200

5 Жжэн цуниань. Миссионеры и современное женское образование. Религиоведение, 2007, №4. С. 218.

4. Домоводство и другие практические курсы. Миссионеры считали, что в церковных женских школах девушки не только должны стать «полезными для даосизма», но и стать «хорошими женами и хорошими мамами». Кроме того, в церковных женских школах существовали также спортивные, музыкальные, танцевальные и другие курсы, что помогало гармонизировать душевное и телесное здоровье.

Распорядок дня в церковных женских школах достаточно строгий: в школе каждый день с 8.45 до 12 часов. С мая месяца занятия начинаются после обеда в 13.30 и заканчиваются в 17.00 . С октября с 13.00 до 16.30. Во время отдыха свободное времяпрепровождение, но выходить за пределы школы запрещается. Каждое воскресенье ученицы ходят в церковь и читают Библию. Неуспевающие ученицы остаются на второй год9. Если школьники не соблюдают нормы и правила школы, то для начала им объявляется строгий выговор с предупреждением, но если же игнорирование норм продолжается, то ученицу отчисляют из школы.

В церковной женской школе уделяется большое внимание китайской традиции: школьницы овладевают представлениями о почтительном сыне, поэзии династии Тан, учатся классическому китайскому языку, арифметике, географии, рисованию, медицине, живописи, художественной гимнастике, музыке, женскому рукоделию.

В начале женская школа Цзинь Чжэн приглашала четырех учительниц и двух руководителей — китайского и западного. Женская школа Э Гунь официально была открыта в декабре 1902 года и включила в обучение курсы этики, географии, китайского языка, математики, английского языка, восточного (японского) языка, гимнастики, гигиены и другие.

После движения «Четвертого Мая» современные китайские женские школы восприняли идеи западной феминистской мысли и обратились к развитию интеллекта, нравственности и физического здоровья женщин. Интересы и мотивации женщин в результате проникновения феминизма в традиционную китайскую культуру претерпели большие изменения от узкосемейных до общественных. Все больше и больше новых современных знаний постепенно входят в содержание школьных программ. Женские профессионально-технические школы, медицинская школа, медицинский университет, педагогическая школа, спортивная школа приближены к своим западным аналогам и готовят женщин-специ-алистов для современного Китая.

Таким образом, миссионерский этап в развитии образования в Китае ускорил проникновение идей западного образования в традиционную культуру, укрепил связи Китая с Западом, содействовал улучшению качества современного образования.

Литература

1. Общество христианского образования. Дело христианского образования Китая .— Шанхай: Шань У, 1992.

2. Ван Лихун, Чжоу Гунь. О роли западных миссионеров в распространении западной и китайской культуры // Вестник Байчэнского педагогического университета. 2010. № 4.

3. Вань Лисин. Американские миссионеры и модернизация поздней Цин Китая. — Тяньцзин-ское издательство Народ, 1997.

4. Цжэн Шу гац. Продолжение полезного в китайских и западных школах // Мирный бюллетень. — Шанхай, 1882.

5. Линь Лэчжи. Определение верности // Мирный бюллетень. — Шанхай, 1859. — № 4.

6. Лу Цень. О патриотизме женщин // Газета женского образования. — Шанхай, 1892. — № 2.

7. Лун Женлань. Стимулирование женского образования // Газета женского образования. — Шанхай, 1898. — №4.

8. Жжэн Цуниань. Миссионеры и современное женское образование // Религиоведение. — 2007. — № 4.

9. Гэй Гуньчжэн . О создании женских школ. — 1886. —№ 12.

9 Гэй Гуньчжэн. О создании женских школ. 1886, № 12. С. 525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.