Научная статья на тему 'Китайско-казахстанские гуманитарные связи'

Китайско-казахстанские гуманитарные связи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КАЗАХСТАН / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДВУХСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / CHINA / KAZAKHSTAN / CULTURAL RELATIONS / BILATERAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кадырова Лейсан Ильдусовна

Данная статья посвящена гуманитарному сотрудничеству между Китаем и Казахстаном на современном этапе. В ней рассматриваются основные тенденции развития двухсторонних культурных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China-Kazakhstan cultural relations

The article deals with modern cultural relations between Kazakhstan and China. It analyzes the main trends in development of present bilateral cultural relations.

Текст научной работы на тему «Китайско-казахстанские гуманитарные связи»

Л.И. Кадырова* Китайско-казахстанские гуманитарные связи

АННОТАЦИЯ: Данная статья посвящена гуманитарному сотрудничеству между Китаем и Казахстаном на современном этапе. В ней рассматриваются основные тенденции развития двухсторонних культурных связей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Китай, Казахстан, гуманитарное сотруд -ничество, двухсторонние отношения.

Для укрепления своих позиций в мире, власти Китайской Народной Республики не ограничиваются экономическими и политическими методами, всё большее внимание уделяя продвижению гуманитарного сотрудничества как способа популяризации китайской модели в других странах. Наиболее сильно это проявляется в юго-восточном и центральноазиатском направлении внешней политики КНР. Развитие китайско-казахстанских культурных связей может служить прекрасным тому примером. Если первые годы двусторонних отношений характеризовались в основном только политическим, правовым и экономическим взаимодействием, что вполне естественно, то постепенно руководители двух стран начали расширять сферы сотрудничества. В 2000-е гг. китайско -казахстанские гуманитарные связи уже приобрели постоянный характер и всё более расширялись. Толчком для этого послужило приятие в 2001 г. плана мероприятий по расширению двустороннего культурного обмена.

Гуманитарное сотрудничество Китая и Казахстана проявляется прежде всего при проведении официальных мероприятий (дни культуры и т.п.), в ходе реализации программы по обмену студентами, при

* Кадырова Лейсан Ильдусовна, Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Казань, Россия; E-mail: [email protected]

© Кадырова Л.И., 2015

546

открытии образовательных учреждений, внедрении национальных СМИ (газеты, радио и др.), ведении литературно-просветительской деятельности (перевод литературных произведений классики и работ современных авторов), туризм и т.п. Наиболее активно развивается обмен учащимися. На территории Китая обучается примерно 9 000 казахстанских студентов (по государственным грантам «Болашак» и самостоятельно). Они изучают китайский язык, а потом продолжают обучение по выбранному профилю. Китайские студенты также приезжают в Казахстан на стажировки в рамках студенческих обменов, а также в частном порядке.

Изучение языка является одним из важнейших двигателей гуманитарного сотрудничества. Со стороны Китая самым мощным локомотивом образовательных программ является система Институтов Конфуция. В Казахстане на данный момент функционируют уже четыре Института Конфуция: в Алматы (при Казахском Национальном Университете), в Астане (при Евразийском Национальном Университете), в Караганде (при Карагандинском Государственном Техническом Университете) и в Актобе (при Актюбинском Государственном Педагогическом Университете). В этих учреждениях ведётся преподавание китайского языка, проводятся различные праздничные мероприятия и конкурсы, разрабатываются учебные пособия и т.п. Спрос на изучение китайского языка в Казахстане постоянно растёт. Это заслуга во многом именно Институтов Конфуция, которые прекрасно справляются с задачей популяризации китайского языка и культуры. Возможность изучать китайский язык есть также во многих высших учебных заведениях Казахстана и на многочисленных курсах.

В плане распространения казахского языка в Китае всё намного сложнее. Его преподавание ведётся только в рамках обучения на специализированных факультетах в некоторых университетах (в Пекине, Урумчи и Или), а также в национальных школах на территории СУАР. Таким образом в сфере образования имеет место явный перекос в сторону Китая, что объясняется, в том числе, продуманной и эффективной политикой китайского правительства. Аналогичная ситуация наблюдается с области туристического обмена. Казахстан не входит в число наиболее популярных среди граждан КНР туристических стран, несмотря на наличие уникальной природы и богатого культурного наследия. А вот спрос на туристические поездки в Китай в Казахстане только растёт. Казахстанцев привлекают как достопримечательности, так и курорты, а также медицинские учреждения КНР.

В будущем гуманитарное сотрудничество двух стран продолжит развиваться. Благодаря открытости двух стран проблем в этой области не возникает. Однако, необходимо учитывать фактор значительного

547

перекоса в сторону Китая, культурное проникновение которого в Казахстан набирает всё большие обороты.

L.I. Kadyrova* China-Kazakhstan cultural relations

ABSTRACT: The article deals with modern cultural relations between Kazakhstan and China. It analyzes the main trends in development of present bilateral cultural relations.

KEYWORDS: China, Kazakhstan, cultural relations, bilateral relations.

* Kadyrova Leysan Ildusovna, Institute of International Relations, History and Oriental Studies of Kazan Federal University, Kazan, Russia; E-mail: [email protected]

548

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.