Научная статья на тему 'Китайский взгляд на Всемирную историю размышления в связи с выходом в свет монографии: gotelind Muller. Documentary, World History, and National Power in PRC: Global Rise in Chinese Eyes. Routledge, 2013. 264 p'

Китайский взгляд на Всемирную историю размышления в связи с выходом в свет монографии: gotelind Muller. Documentary, World History, and National Power in PRC: Global Rise in Chinese Eyes. Routledge, 2013. 264 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайский взгляд на Всемирную историю размышления в связи с выходом в свет монографии: gotelind Muller. Documentary, World History, and National Power in PRC: Global Rise in Chinese Eyes. Routledge, 2013. 264 p»

Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2015. Вып. 2

Н. А. Самойлов

КИТАЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВСЕМИРНУЮ ИСТОРИЮ

Размышления в связи с выходом в свет монографии: Gotelind Müller. Documentary, World History, and National Power in PRC: Global Rise in Chinese Eyes. Routledge, 2013. 264 p.

Существуют самые разные пути формирования исторического сознания и исторической памяти. С раннего детства мы узнаем отрывочные сведения из отечественной и мировой истории. Затем на формирование исторического сознания индивидуума начинают влиять школьные учебники, средства массовой информации, художественная литература. В настоящее время существенным элементом развития исторического сознания и воздействия на историческую память становятся документальные фильмы, показываемые по телевидению и присутствующие в Интернете. Порой их воздействие бывает столь велико, что они переворачивают и видоизменяют некоторые устойчивые представления об истории, присутствующие у значительной части населения.

В каждой стране существует свой подход к созданию таких документальных фильмов и воплощению их содержания. В последнее время документальные телевизионные сериалы на исторические темы становятся все более популярными и в Китае. В их создании активное участие принимает государственное телевидение. Однако если раньше все китайские исторические фильмы были ориентированы на популяризацию национальной истории в массовой аудитории, то в последнее время все больше внимания уделяется углубленному рассмотрению событий всемирной истории и истории отдельных зарубежных стран. Во многом эти фильмы создаются с целью осмысления и освещения места и роли Китая как в истории человечества, так и в глобальной перспективе.

В 2013 г. вышла в свет монография профессора Гейдельбергского университета Го-

телинд Мюллер, являющейся сегодня одним из наиболее известных китаеведов Германии: «Documentary, World History, and National Power in PRC: Global Rise in Chinese Eyes».

Автор предприняла попытку проанализировать современные китайские документальные сериалы и на основе их содержания выявить новые подходы к изложению всемирной истории и определению исторического места Китая, которые сегодня внедряются в сознание населения КНР. Наверное, проще всего было бы объяснить новые тенденции изменениями идеологических подходов, назвав это «идеологическим заказом», однако автор не стремится к упрощениям и поэтому не делает этого. Профессор Мюллер обращает пристальное внимание на такие факторы, как культурная память, функционирование истории в обществе, восприятие исторических событий через призму визуальных образов и воздействие на сознание устойчивых образов и стереотипов, а также на степень и формы их трансформации. Конкретный материал, взятый автором в качестве основы для исследования, благоприятствует поставленным целям и задачам. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что перед нами поистине новаторское исследование, проведенное на стыке востоковедения, имагологии, медиа-исследований, а также «memory studies» — нового направления, рассматриваемого сейчас в качестве одной из парадигм современного гуманитарного научного знания.

В предисловии к своей книге профессор Мюллер отмечает, что документальные фильмы в последнее время стали очень популярными и востребованными на китайском телевидении. Данный формат, будучи овеянным «аурой объективности и научности» (с. 1), хорошо принимается массовой аудиторией.

Предметом изучения стали три китайских документальных сериала: «Подъем великих держав» (^Шй®), «Путь к возрождению» (Ж^^®-) и «Пребывая в спо-

койствии, помни об опасностях» появившиеся в 2006-2007 гг. и имевшие очень большой резонанс. Профессор Мюллер скрупулезно проанализировала каждую серию и дала взвешенную оценку их содержанию, а также формам и методам преподнесения исторического материала.

«Подъем великих держав» (^Шй®) — это 12-серийный документальный телесериал, созданный на Центральном телевидении Китая (ССТУ, ФИФ^^Ши — главная телевещательная компания на территории КНР). Впервые сериал был показан по 2-му центральному каналу в ноябре 2006 г. Тогда он демонстрировался в прайм-тайм (с 21.30 по местному времени), что говорит о том значении, которое государственное телевидение придавало его воздействию на аудиторию. Каждая серия длилась примерно по 50 минут.

Сериал посвящен истории подъема и расцвета девяти великих держав. В начальных титрах выделяется строка: «500 лет — 9 великих мировых держав», что подчеркивает важность осмысления китайцами исторического пути человечества за последние полтысячелетия. Отдельные серии были посвящены Португалии, Испании, Нидерландам, Великобритании, Франции, Германии, Японии, царской России, Советскому Союзу (отдельная серия) и США. Кроме того, были отсняты и показаны вводная и заключительная обобщающая серии.

Очень показательны названия этих серий, носящие в определенном смысле дидактический характер. Они броски и должны хорошо запоминаться, создавая фон для восприятия исторических примеров массовой телеаудиторией: «Эпоха моря» (Ш^Н^

— Испания и Португалия; «Маленькая страна, большие дела» ('ЫШ^^) — Нидерланды; «На пути к модернизации» (^^ВД

— Великобритания; «Эпоха страсти» (Ш Ш&Я) — Франция; «Весна и осень империи» (ФШ^^) — Германия; «100 лет реформ» (Н ^ШШ) — Япония; «Поиски путей усиления»

— царская Россия; «Выдающийся новый путь» (М^^Й) — Советский Союз; «Новое государство, новая мечта» (^И^ Щ — США.

Во всех сериях присутствует изложение основных исторических событий, называ-

ются имена наиболее выдающихся деятелей, делаются выводы относительно ключевых и поворотных точек исторического развития. В документальное повествование включены интервью как с китайскими учеными, так и с историками из тех стран, о которых идет речь. Например в серии, посвященной истории России, о петровской эпохе подробно рассказывают и дают свои оценки академик Российской академии наук Ю. С. Пивоваров, член-корреспондент РАН А. Н. Сахаров и другие отечественные историки.

Стоит отметить, что в «российской» серии этого фильма присутствует элемент сте-реотипизации, поскольку авторы сосредотачивают внимание зрителей лишь на деятельности трех фигур русской истории — это Петр Великий, Екатерина II и Лев Толстой. Даже события Крымской войны и последующих лет излагаются через призму взглядов и деятельности Л. Н. Толстого. Здесь можно полностью согласиться с мнением профессора Мюллер о том, что фигура великого русского писателя выбрана авторами не случайно: он хорошо известен в Китае, он был участником Крымской войны и смог точно описать ее события, и, главное, в его взглядах очень рельефно обозначилась амбивалентность восприятия в России процессов модернизации (с одной стороны, учиться у Запада, а с другой — видеть темные стороны западного капитализма и те социальные проблемы, которые несет вестернизация) (с. 60). Все это очень существенно и для китайского массового сознания — отсюда и то место, которое уделили китайские документалисты фигуре Толстого, чьи взгляды и в прошлом, и в настоящем созвучны некоторым тенденциям в китайской общественной мысли.

Шестисерийный телевизионный документальный фильм «Путь к возрождению» (Й^^ЙО был создан сразу же после «Подъема великих держав» практически тем же авторским коллективом. Он должен был проиллюстрировать сегодняшнее истолкование основных событий новой и новейшей истории Китая, сосредоточив основное внимание на периоде реформ и превращении Китая в современную державу. Таким образом, последние десятилетия китайской истории были освещены в сериале наиболее подробно и ос-

новательно. Одной из целей фильма стало стремление вписать историю китайской модернизации во всемирную историю становления великих держав.

Название третьего китайского документального сериала можно перевести на русский язык так: «Пребывая в спокойствии, помни об опасностях», хотя возможны и несколько иные варианты перевода: «Готовясь к опасности, пребываешь в безопасности», «Живя спокойно, думай об опасностях» или еще более кратко: «Будь осмотрительным!», «Умей предвидеть!». В отличие от двух предыдущих, он был создан не на Центральном телевидении Китая, а подготовлен Академией общественных наук КНР, по инициативе которой в 2000 г. была создана специальная исследовательская группа под руководством вице-президента АОН Ли Шэньмина (^Ш Щ). Этот фильм обращен к особой аудитории: партийным кадрам КПК. Цель данного сериала: ответить на вопрос, почему рухнул Советский Союз и какие исторические уроки должны извлечь в КНР, чтобы избежать подобной участи.

Профессор Мюллер отмечает, что дидактический характер документального сериала прослеживается уже с первых титров, в которых присутствуют важные оценки и суждения. В текстовом предисловии формулируется основной вопрос: как могло случиться, что в 1990-х годах Советский Союз — страна с самой большой территорией и крупная мировая держава — просто рассыпался, и произошло это не в результате иностранного вторжения или иных подобных потрясений. Безусловно, данный вопрос для кадровых работников КПК имеет далеко не историографическое значение — он звучит очень жизненно. Профессор Мюллер отмечает, что еще Арнольд Тойнби указывал на то, что наиболее важные исторические уроки могут быть извлечены из крушения цивилизаций. Поэтому создатели фильма тщательно разбирают и анализируют различные факторы, которые привели к гибели СССР: ошибки экономического характера, окостенение «сталинской модели», этнические конфликты, гонка вооружений, предательство Горбачева и т. д. В документальном сериале приводится мысль, высказанная в 1992 г. Дэн Сяопином,

о том, что основная причина кроется внутри самой КПСС, оказавшейся не готовой принять исторический вызов. Затем следует высказывание Цзян Цзэминя, который разъяснял, что причины изменений в странах Восточной Европы отнюдь не означают несостоятельность научного социализма, а проистекают из того, что эти страны сошли с социалистического пути. Человеческий фактор, по мнению авторов сериала, сыграл решающую роль и в распаде СССР. Такая оценка (негативная роль отдельных исторических личностей), по мнению Г. Мюллер, оказывается ближе к китайской традиции, нежели к марксизму: главным виновником оказался Горбачев. Именно он, по мнению создателей сериала, следуя по стопам Хрущева, способствовал перерождению КПСС. Отдельные серии фильма посвящены анализу конкретных этапов истории СССР и КПСС, теоретической и идеологической работе в партии, партийному строительству, реакции советского партийного руководства на вестернизацию и т. д. Г. Мюллер также обращает внимание на то, что советская история в этом документальном сериале излагается «нетрадиционно» (можно добавить, что там присутствуют более глубокие оценки, чем в обычных учебниках). Большое внимание уделено периоду после «советско-китайского раскола» (Sino-Soviet split).

Отдельно следует остановиться на казалось бы частном, но очень интересном наблюдении автора монографии. Профессор Мюллер обращает особое внимание на музыкальное сопровождение фильма и делает выводы о присутствующем здесь идейном подтексте. Видеоряд в сериале сопровождается саундтреком, состоящим в основном, как она пишет, «из известных русских народных или военных песен или, что более удивительно, саундтреком к современным западным блокбастерам: "Скала" (1996), "Троя" (2004), "Пёрл-Харбор" (2001), "Пираты Карибского моря" (2003)!» (с. 136). Профессор Мюллер отмечает, что все, что связано в фильме с образом Ленина, сопровождается спокойными или героическими народными песнями, а для изложения периода Сталина характерны маршевые мелодии. Правда, справедливости ради, следует отметить, что при внимательном прослушивании саундтрека к фрагментам о Ле-

нине и Октябрьской революции слышна не народная песня, а одна из самых популярных революционных мелодий — так называемая «Рабочая марсельеза» («Отречемся от старого мира», слова народника П. Л. Лаврова на музыку французского революционного гимна). А время индустриализации и начала социалистического строительства (т. е. уже период Сталина) сопровождает песня «Полюшко-поле», которую многие считают народной, но на самом деле она написана в 1933 г. — в разгар индустриализации (музыка Л. К. Книппера, слова В. М. Гусева). Когда появляются кадры военного времени, слышится самая известная советская песня о войне, ассоциирующаяся с ее началом — «Священная война» («Вставай, страна огромная!», музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача).

Все эти уточнения ни в коей мере не умаляют достоинств глубокого анализа са-ундтрека к этому сериалу, который проделала профессор Мюллер. По ее мнению, создатели китайского сериала сознательно сопроводили эпоху Хрущева и Брежнева печальными и мрачными мелодиями из вышеупомянутых западных кинофильмов, поскольку это было время зарождения кризиса. Но особенно мрачно на фоне эры Горбачева звучит, вызывая дурные предчувствия, музыка из «Трои», символизирующая гибель и разрушение.

Анализ звуковых образов и ассоциаций очень важен при проведении такого рода исследований. Фактически здесь речь идет не только о том, что хотели при помощи са-ундтрека сказать авторы сериала, но и насколько все это созвучно звуковосприятию китайского зрителя, какие ассоциации могут возникнуть при прослушивании звуковой дорожки. В связи с этим следует отметить, что советские революционные и военные песни закрепились в сознании значительной части китайцев, причем нескольких поколений — они сразу же вызывают у них определенные исторические ассоциации. Однако при Хрущеве, Брежневе и Горбачеве между СССР и КНР практически не было связей и подобные ассоциации не сформировались, советские мелодии того времени не вызвали бы музыкальные слуховые ассоциации, зато мелодии из американских блокбастеров стали повседневностью и, как ни странно, оказались

здесь более уместны. К слову сказать, в начале сериала звучит советская песня «Ленинские горы» (1949, музыка Ю. С. Милютина, слова Е. А. Долматовского). Она должна вызывать теплые чувства у того поколения китайцев, кто учился в СССР в период китайско-советской дружбы.

Рассмотренные китайские документальные сериалы открывают новую страницу в восприятии массовой китайской аудиторией событий всемирной истории. Новый китайский взгляд на историю других стран должен помочь более глубокому осмыслению места самого Китая в мире. Сегодня сериалы создают у китайцев визуальные исторические образы «себя» и «других», конструируют стереотипы восприятия и автостереотипы.

Одним из результатов современного движения Китая в направлении мировой интеграции, по мнению профессора Г. Мюллер, становится «реконфигурация собственной истории и более глубокое осмысление истории других стран» (с. 177-178). Содержание этих трех документальных сериалов должно показать, какие исторические уроки развития других стран кажутся благоприятными и подходящими для копирования в Китае, как можно оценить собственный исторический опыт и где кроются потенциальные опасности для Китая и КПК. То, что сегодня китайцы всерьез заинтересовались всемирной историей, объясняет популярность документального сериала о великих державах.

Тенденция создания сериалов в документальном формате набирает силу. Она обусловлена тем, что при этом возникает возможность создать у китайского зрителя ощущение большей правдивости и компетентности, нежели это делали прежние пропагандистские исторические фильмы. Наряду со старыми фотографиями, документальные фильмы используют «частные», «альтернативные» источники. Но есть и еще один очень важный аспект — возникает эффект того, что картинки или фотографии «не лгут» и что они сами являются документом, причем «таким, каков он есть» (с. 179).

Таким образом, в монографии профессора Мюллер, казалось бы, на очень конкретном материале поднимается целый ряд проблем, имеющих ключевое значение как для совре-

менной исторической науки, так и для отражения истории в массовом сознании, а также для рассмотрения возможности аудиовизуального воздействия на историческую память. Особое место занимает проблема визуализации этой исторической памяти и реконфигурации имеющихся образов и стереотипов. Профессор Мюллер обращает внимание также на то обстоятельство (и по мнению автора это еще более важно), что в нынешних условиях историческую память формируют не только школьные учебники. Исторические документальные фильмы могут оказать чрезвычайно большое влияние на формирование и конструирование восприятия истории своей и других наций в исторической ретроспективе, обладая большим потенциалом, чем учебники и лекции в классных комнатах (с. 203).

Автор рассматриваемой монографии отмечает, что документальные фильмы стали составной частью политики «мягкой силы», декларируемой китайским руководством. «Мирное возвышение Китая» подразумевает возможность построения сильного государ-

ства и достижения статуса великой державы в мирных условиях при условии успешного экономического развития, а этому, в свою очередь, может очень эффективно способствовать формирование нового взгляда на место Китая в мировой истории.

Блестяще осуществленное, многоплановое исследование профессора Готелинд Мюллер заставляет нас задуматься, во-первых, о расширении спектра востоковедных исследований и привлечении новых научных парадигм, характерных для современного гуманитарного знания, во-вторых, о том, что на массовое сознание прямое воздействие оказывают не столько результаты научных исследований, сколько их интерпретация популяризаторами (в данном случае создателями документальных сериалов, и это актуально не только для Китая), и, в-третьих, о том, что сегодня в странах Азии и Африки идут процессы переосмысления места этих стран в мировой истории, и отечественным востоковедам нужно внимательно следить за подобными тенденциями, изучать их и анализировать.

Контактная информация

Самойлов Николай Анатольевич — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; samoylov_nikolay@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.