Научная статья на тему 'Китай – страны АСЕАН: территориальные споры в Южно-Китайском море'

Китай – страны АСЕАН: территориальные споры в Южно-Китайском море Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2188
959
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / АСЕАН / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / СПРАТЛИ / ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шляпина Алёна Олеговна

Статья посвящена территориальному спору вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли в Южно-Китайском море между Китаем и рядом стран Юго-Восточной Азии. Автор исследует состояние конфликта на начало XXI в., выявляя новые моменты в обострении ситуации вокруг спорных островов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китай – страны АСЕАН: территориальные споры в Южно-Китайском море»

УДК 327.5 (510:59АСЕАН)

Шляпина А.О. Shlyapina Ä^.O.

Китай - страны АСЕАН: территориальные споры в Южно-Китайском море

China - ASEAN Nations: Territorial disputes in the South China Sea

Статья посвящена территориальному спору вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли в Южно-Китайском море между Китаем и рядом стран Юго-Восточной Азии. Автор исследует состояние конфликта на начало XXI в., выявляя новые моменты в обострении ситуации вокруг спорных островов.

Ключевые слова : Китай, АСЕАН, Южно-Китайское море, Спратли, Парасельские острова, конфликт

The article is devoted to the territorial disputes over Paracel and Spratly Islands in the South China Sea between China and several Southeast Asian countries. The author analyses the current status of conflict at the beginning of the 21st century, reveals the new aspects in the escalation of the conflict over disputed islands.

Key words : China, ASEAN, South-China Sea, Spratly, Paracel Island, conflict

Роль и значение Азиатско-Тихоокеанского региона в современном мире неуклонно возрастает. Многие зарубежные и отечественные исследователи считают, что, так же как Великобритания повлияла на ход истории XIX в., а США на большую часть XX в., XXI век может вполне получить название "азиатского". Это обстоятельство является причиной огромного интереса исследователей к проблемам и вызовам, с которыми сталкиваются страны АТР на современном этапе.

Сегодня мы являемся очевидцами небывалого и, сохраняющегося на протяжении продолжительного времени, резкого роста Китая как в экономическом, так и в политическом плане. Очень популярны стали прогнозы аналитиков о том, что к 2020 г. КНР обгонит США по своему развитию и станет крупнейшей экономической державой в мире. Таким образом, политика Китая как одного из наиболее ярких игроков в азиатском регионе, да и в мире в целом, проводимая в отношении ближайших соседей, непосредственно оказывает влияние на общую атмосферу в регионе.

Так, однако, в панораме эффективно проводимой Китаем политики добрососедства и стратегического партнёрства со странами Юго-Восточной Азии, встречаются некоторые проблемные моменты, затрудняющие межгосударственное сотрудничество и создающие очаги напряжённости в регионе. Одним из таких очагов напряжённости является территориальный конфликт, развернувшийся за Парасельские

ШЛЯПИНА Алёна Олеговна, студентка факультета международных отношений Амурского государственного университета (г. Благовещенск). E-mail: aoshlyapina@gmail.com

Рис.1. Парасельские острова и архипелаг Спратли

острова (Paracel Islands, кит. - вьет. - Quan dao Hoang Sa) и архи-

пелаг Спратли (Spratly Islands, кит. - Й^ШЙ, вьет. - Quan dao Traong Sa) в Южно-Китайском море между Китаем и некоторыми странами Юго-Восточной Азии.

На Парасельские острова свои претензии высказывают Китай, Тайвань и Вьетнам, на архипелаг претендуют в свою очередь уже гораздо большее число стран, а именно Китай, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Малайзия (см. рис. 1) [13].

Говоря о том, из-за чего конкретно развязался спор, во-первых, стоит отметить особое военно-стратегическое значение островов для стран региона, а также пролегание основных торговых путей через акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ). Через Южно-Китайское море, как связующее звено между Индийским и Тихим океанами, проходит около 50 % мирового торгового трафика и 80 % транспортировок сырой нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань [16]. Во-вторых, это богатые залежи энергетических ресурсов в шельфе островов. По данным оценки неразведанных ресурсов газа и нефти в мире Геологической службой США (USGS), в Южно-Китайском море сосредоточено около 2,5 млн. баррелей нефти [8]. При этом стоит отметить, что некоторые исследователи более пессимистично оценивают роль Южно-Китайского моря для энергетической стратегии КНР. Так, например, М. Тэйлор Фревел отмечает тот факт, что основные месторождения нефти расположены вблизи побережья Брунея, Малайзии и Индонезии, на которые Китай не претенду-

Рис. 2. Остров Юнсин (Парасельские острова)

ет [15, р. 514]. Китайский эксперт Дай Сунъян приходит к выводу, что диверсификация импорта углеводородов развивается по модели "один морской маршрут, три азиатских" (—#НМ), т.е. через Южно-Китайское море, Мьянму, из России и Центральной Азии [2].

Конфликт вокруг этих островов в ЮКМ между КНР и странами региона имеет давнюю историю и носит хронический характер, периодически "затухая". Новый этап обострения конфликта приходится на 2000-е годы.

Рис. 3. Страница загранпаспорта китайских граждан нового образца

В начале 2002 г., признав Южно-китайское море очагом нестабильности в АТР, Китай и АСЕАН подписали Декларацию поведения сторон в Южно-китайском море (англ. - The Declaration on the Conduct of Parties in the South-China Sea, кит. - TÄag ) для регулирования по-

литики стран в отношении островов в ЮКМ, претендующих на спорные территории. В дальнейшем одним из пунктов Декларации предусматривалась выработка Кодекса поведения сторон в Южно-китайском море (англ. - Code of conduct in the South China Sea, кит. - ФШШШ^Т^^Ш) [11]. Но до сих пор по различным недоговорённостям заинтересованных сторон этого сделано не было.

И хотя в 2002 г. в Пномпене было подписано соглашение между этими странами о сохранении статус-кво в Южно-Китайском море, в последние несколько лет в районе спорных островов участились случаи конфронтации между военными и гражданскими судами стран-претендентов. Абсурд ситуации состоит в том, что хотя принадлежность территорий до конца не выяснена, каждая из сторон, негласно, считает данные территории за свою особую экономическую зону, а любое вторжение в территориальные воды островов - нарушением суверенитета страны.

Обострение обстановки вокруг спорных островов

В июле 2012 г. прошла официальная церемония открытия г. Сань-ша (Н^) на китайском острове Юнсин (англ. - Woody Island, кит. - Ж

вьет. - Báo Phú Lam) в провинции Хайнань, который является самым крупным по площади из Парасельских островов (см. рис. 2) [12]. По заявлениям китайских властей в будущем город станет центром нового административного района, куда войдут спорные острова ЮКМ. Церемония прошла с торжественным поднятием государственного флага

КНР и вызвала возмущение властей Ханоя. После этих событий во Вьетнаме прошли протесты против "агрессии" Китая [3]. Филиппины также не признали принадлежности города Китаю, а после власти Вьетнама обвинили Пекин в нарушении международного права. США также осудили "односторонние действия" Китая по присвоению острова в ЮжноКитайском море, отметив, что территориальные споры должны решаться дипломатами всех заинтересованных стран. Что же касается Китая, то г. Саньша существует и по сей день, и считается частью КНР. Кроме того, Китай не думает менять стиль своей политики — по заявлениям китайских властей к маю 2013 г. будет открыт новый туристический маршрут на всё ещё спорные Парасельские острова.

Затем в ноябре 2012 г. происходит очередное событие, вызвавшее волну возмущений в странах Юго-Восточной Азии. КНР выпустила новую серию биометрических загранпаспортов с изображением карты страны, где спорные территории, а именно о. Тайвань, Парасельские острова, архипелаг Спратли, а также р-н Аксайчин и штат Аруначал-Прадеш (спорные территории между Китаем и Индией) были обозначены девяти-пунктирной (ЛШШ) линией как неотъемлемая часть КНР (см. рис. 3) [9]. Данной выходкой Китая несказанно остались недовольны власти Филиппин и Вьетнама. На требования исправить "ошибку", власти КНР заявили, что новые паспорта соответствуют всем международным стандартам и что карта в новых паспортах "не направлена против третьих стран". В официальном заявлении МИД КНР призвало не придавать особого значения размещению карты в паспортах. В качестве ответа на действия Пекина Вьетнам и Филиппины отказались ставить визовые штампы в новые паспорта китайских граждан, дабы не признавать действия Китая правомерными. Теперь виза для граждан КНР ставиться в отдельном бланке.

Все эти события сопровождались громкими антикитайскими акциями протеста во Вьетнаме и Филиппинах. Толпы людей выходили на улицы городов с плакатами с изображением Ху Цзиньтао и лозунгом "мир на словах, насилие в действиях" ("peace in speech, violence in action").

Что же касается карты, то эта "девяти пунктирная линия" напоминает своими очертаниями латинскую букву "U", другие же (жители Вьетнама) разглядели схожесть линии с коровьем языком, отчего в различных изданиях и публикациях можно увидеть такие названия как Путь "буквой U" (кит. - и^Ш) или Путь "коровий язык" (кит. - "^^Ш", вьет. - Duong luai bo).

Важное значение в усилении напряжённости имеет и выпуск нового "Положения о пограничной охране и обеспечении общественного порядка в приморских районах" провинции Хайнань, где говорилось, что местные пограничные катера вправе останавливать для досмотра, задерживать и выдворять в нейтральные воды иностранный суда, входящие в 12-мильную зону вокруг Парасельских островов и остров Спратли, бросающие там якорь, а также совершающие иные действия, направленные на подрыв суверенитета Китая над островами [7]. На вопрос СМИ "чем мотивировано такое действие китайской стороны" на пресс-конференции 29 ноября 2012 г. официальный представитель МИД КНР Хун Лэй заявил, что "морское управление в соответствии с законодательством является законными правами страны" [5]. Вьетнам же, не отставая от своего соседа, в 2012 г. принимает новое "Морское право Вьетнама" ( англ. - Vietnamese Law of the Sea, кит. - вступившее в силу

1 января 2013 г., в котором группа Парасельских островов и Спратли, а также прилегающие к ним акватории, были обозначены как территория Вьетнама [7]. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин за-

явил, выразив отношение Китая к этому документу, что Китай обладает неоспоримым суверенитетом над Спратли и Парасельскими островами и прилегающими к ним акваториями. Претензии любой страны на территориальный суверенитет над этими островами, а также любые действия, предпринимаемые на основе этих претензий, являются незаконными и недействительными. Китайская сторона также высказала серьёзные опасения о негативном влиянии, которое может оказать на ситуацию в Южно-Китайском море вступившее в силу "Морское право Вьетнама", и требует от Вьетнама отказаться от шагов, усложняющих и раздувающих существующие и без того сложные отношения [4].

При таких обстоятельствах, Вьетнаму и Филиппинам ничего не оставалось делать, как прибегнуть к помощи остальных стран-участниц АСЕАН с просьбой поддержки их в осуждении агрессии Китая в ЮКМ. Что и было сделано Филиппинами на 45-м Совещании министров иностранных дел АСЕАН в Пномпене, которое прошло в июле 2012 г. Филиппины выступили инициативой включить в заключительное коммюнике критику Китая за его поведение в ЮКМ. Но Камбоджа, являющаяся председателем АСЕАН вплоть до 2014 г., ответила отказом, аргументируя, что этот вопрос должен решаться в двустороннем порядке. Решения же на встречах АСЕАН всегда принимаются консенсусом, а раз удовлетворяющего всех, решения не было найдено, впервые за 45 лет на Министерской встрече АСЕАН не было принято финальное коммюнике из-за разногласий в позициях по вопросу о конфликте в Южнокитайском море.

Министр иностранных дел Филиппин Альберт дель Росарио, возмущённый отказом, сказал, что укрепление суверенитета Китая в Южно-Китайском море "представляет собой угрозу миру и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе", добавив: "Если это не остановить, то повышение напряжённости, которая будет развиваться и в дальнейшем, может привести к дальнейшей эскалации конфликта, чего никто не хочет" [14].

После такой неоднозначной реакции стали говорить о возросшем в последние годы влиянии Китая на Камбоджу. А именно о довольно внушительных инвестициях Китая в экономику Камбоджи. Так же в апреле 2013 г. прошла встреча премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна и премьер-министра Камбоджи Хун Сена в Пекине на которой стороны договорились укрепления всеобъемлющего стратегического партнёрства и сотрудничества и подписали коммюнике касательно двусторонней торговли, в котором поставлена цель к 2017 г. достигнуть объёмов в размере 5 млрд. долларов [6].

Таким образом можно сделать вывод о неоднозначности сложившейся обстановки вокруг спорных островов. На официальных выступлениях представители КНР высказывают "искреннее" стремление и желание скорейшего разрешения конфликта мирным путём, поддерживая при этом процесс выработки "Кодекса поведения в Южно-Китайском море", но при этом оговаривается, что переговоры должны непременно проводиться на двусторонней основе, и интернационализация вопроса неприемлема вовсе. В действительности же, Китай осуществляет довольно агрессивную политику в отношении спорных территорий, нарушая все договорённости. Это похоже на поступательную и изматывающую "войну", ожидание, когда страны сами откажутся от каких-либо претензий, оказавшись в экономической зависимости от своего соседа.

Литература

1. Гревцова А.Н. Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических интересов / А.Н. Гревцова // Молодой учёный. 2012. № 4. С. 120-123.

2. Дай Сунъян. Чжун-мянь юанью гуаньдао (Китайско-мьянманский нефтепровод) // Чжунго нэнъюаньван (Китайская энергетика) [Электронный ресурс]. URL: http://www.china5e.com/show.php?contentid=75126. (дата обращения: 15.04.2013.).

3. Китай делает новый шаг в диспуте о Парасельских островах // Euronews [Электронный ресурс]. URL: http://ru.euronews.com/2012/07/24/china-establishescity-on-disputed-island/. (дата обращения: 20.04.2013.).

4. Ответ официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин на вопрос журналистов по поводу «Морского права Вьетнама» // Генеральное Консульство КНР в г. Хабаровске [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinaconsulate.khb. ru/rus/fyrth/t1002217.htm. (дата обращения: 20.04.2013.).

5. Пресс-конференция 29.04.2012 официального представителя МИД КНР Хун Лэя // Генеральное Консульство КНР в г. Хабаровске [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/fyrth/t994550.htm. (дата обращения: 20.04.2013.).

6. Чжунго хэ Цзяньпучжай фабяо «ляньхэ гунбао» (Китай и Камбоджа подписали совместное коммюнике) // Цзяньхуа Жибао [Электронный ресурс]. URL: http://www.jianhuadaily.com/2013/04/ . (дата обращения: 23.12.2013.).

7. Юго-Восточная Азия становится зоной всё более ожесточённых конфликтов за ресурсы // Русский репортёр [Электронный ресурс]. URL: http:// rusrep.ru/article/2012/12/12/islands_china_etc/. (дата обращения: 20.04.2013.).

8. An Estimate of Undiscovered Conventional Oil and Gas Resources of the World, 2012 // U.S. Geological Survey [Электронный ресурс]. URL: http://pubs. usgs.gov/fs/2012/3042/fs2012-3042.pdf. (дата обращения: 20.04.2013.).

9. Another Twist to the South China Sea dispute // Center for strategic communication [Электронный ресурс]. URL: http://csc.asu.edu/2012/12/01/ anothertwist-to-the-south-china-sea-dispute/ (дата обращения: 15.05.2013.).

10. China to Open Disputed Islands to Tourism / CNN: Cable News Network [Электронный ресурс]. URL: http://edition.cnn.com/2013/04/08/travel/china-islandtourism. (дата обращения: 20.04.2013.).

11. Declaration on The Conduct of The Parties in The South China Sea, Nov. 2002 // ASEAN : official site [Электронный ресурс]. URL: http://www.asean.org/ asean/external-relations/china/item/declaration-on-the-conduct-of-parties-in-thesouth- china-sea. (дата обращения: 20.04.2013.).

12. Sansha be the sea // Beijing Review [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bjreview.com.cn/Cover_Story_Series/2012-07/02/content_466987_4.htm (дата обращения: 15.05.2013.).

13. South China Sea hotly debated // Radio Free Asia [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfa.org/english/news/cambodia/south-china-sea-11202012190537. html (дата обращения: 15.05.2013.).

14. Symonds Peter. ASEAN summit breaks up amid feuding over South China Sea // World Socialist Web Site [Электронный ресурс]. URL: http://www.wsws.org/ en/articles/2012/07/asea-j14.html (дата обращения: 15.05.2013.).

15. Taylor Fravel, M. International Relations Theory and China's Rise: Assessing China's Potential for Territorial Expansion / M. Taylor Fravel // International Studies Review. 2010. № 12. P. 505-532.

16. The Spratly Islands Dispute: Order-Building on China's terms? // Harvard InternationalReview[Электронныйресурс].URL:http://hir.harvard.edu/thespratly-islands-dispute-order-building-on-china-s-terms. (дата обращения:20.04.2013.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Grevtsova A.N. YUgo-Vostochnaya Aziya kak arena protivostoyaniya kitajskikh i amerikanskikh geostrategicheskikh interesov / A.N. Grevtsova // Molodoj uchyonyj. 2012. № 4. S. 120-123.

2. Daj Sun"yan. CHzhun-myan' yuan'yu guan'dao (Kitajsko-m'yanmanskij nefteprovod) // CHzhungo nehn"yuan'van (Kitajskaya ehnergetika) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.china5e.com/show.php?contentid=75126. (data obrashheniya: 15.04.2013.).

3. Kitaj delaet novyj shag v dispute o Parasel'skikh ostrovakh // Euronews [EHlektronnyj resurs]. URL: http://ru.euronews.com/2012/07/24/china-establishescity-on-disputed-island/. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

4. Otvet ofitsial'nogo predstavitelya MID KNR KHua CHun'in na vopros zhurnalistov po povodu «Morskogo prava V'etnama» // General'noe Konsul'stvo KNR v g. KHabarovske [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.chinaconsulate. khb. ru/rus/fyrth/t1002217.htm. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

5. Press-konferentsiya 29.04.2012 ofitsial'nogo predstavitelya MID KNR KHun Lehya // General'noe Konsul'stvo KNR v g. KHabarovske [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/fyrth/t994550.htm. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

6. CHzhungo kheh TSzyan'puchzhaj fabyao «lyan'kheh gunbao» (Kitaj i Kambodzha podpisali sovmestnoe kommyunike) // TSzyan'khua ZHibao [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.jianhuadaily.com/2013/04/ ФД^ПЖЭДШ

. (data obrashheniya: 23.12.2013.).

7. YUgo-Vostochnaya Aziya stanovitsya zonoj vsyo bolee ozhestochyonnykh konfliktov za resursy // Russkij reportyor [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// rusrep. ru/article/2012/12/12/islands_china_etc/. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

8. An Estimate of Undiscovered Conventional Oil and Gas Resources of the World, 2012 // U.S. Geological Survey [EHlektronnyj resurs]. URL: http://pubs. usgs.gov/fs/2012/3042/fs2012-3042.pdf. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

9. Another Twist to the South China Sea dispute // Center for strategic communication [EHlektronnyj resurs]. URL: http://csc.asu.edu/2012/12/01/ anothertwist-to-the-south-china-sea-dispute/ (data obrashheniya: 15.05.2013.).

10. China to Open Disputed Islands to Tourism / CNN: Cable News Network [EHlektronnyj resurs]. URL: http://edition.cnn.com/2013/04/08/travel/china-islandtourism. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

11. Declaration on The Conduct of The Parties in The South China Sea, Nov. 2002 // ASEAN : official site [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.asean.org/ asean/external-relations/china/item/declaration-on-the-conduct-of-parties-in-thesouth- china-sea. (data obrashheniya: 20.04.2013.).

12. Sansha be the sea // Beijing Review [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.bjreview.com.cn/Cover_Story_Series/2012-07/02/content_466987_4.htm (data obrashheniya: 15.05.2013.).

13. South China Sea hotly debated // Radio Free Asia [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rfa.org/english/news/cambodia/south-china-sea-11202012190537. html (data obrashheniya: 15.05.2013.).

14. Symonds Peter. ASEAN summit breaks up amid feuding over South China Sea // World Socialist Web Site [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.wsws.org/ en/articles/2012/07/asea-j14.html (data obrashheniya: 15.05.2013.).

15. Taylor Fravel, M. International Relations Theory and China's Rise: Assessing China's Potential for Territorial Expansion / M. Taylor Fravel // International Studies Review. 2010. № 12. P. 505-532.

16. The Spratly Islands Dispute: Order-Building on China's terms? // Harvard International Review [EHlektronnyj resurs]. URL: http://hir.harvard.edu/thespratly-islands-dispute-order-building-on-china-s-terms. (data obrashheniya:20.04.2013.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.