Научная статья на тему 'Позиция Российской Федерации в отношении архипелага Спратли: интересы, риски, возможности'

Позиция Российской Федерации в отношении архипелага Спратли: интересы, риски, возможности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
393
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Луценко Елизавета Александровна

В статье отражена официальная позиция Российской Федерации по территориальному спору вокруг островов Спратли. Особое внимание уделено направлениям сотрудничества России с региональными державами в контексте конфликта. Приводятся ключевые положения, которых России следует придерживаться в отношении островов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиция Российской Федерации в отношении архипелага Спратли: интересы, риски, возможности»

УДК 327

Луценко Е.А. Lutsenko E.А.

Позиция Российской Федерации в отношении архипелага Спратли: интересы, риски, возможности

The posture of the Russian Federation towards Spratly Archipelago: interests, risks, opportunities

В статье отражена официальная позиция Российской Федерации по территориальному спору вокруг островов Спратли. Особое внимание уделено направлениям сотрудничества России с региональными державами в контексте конфликта. Приводятся ключевые положения, которых России следует придерживаться в отношении островов.

Ключевые слова : Южно-Китайское море, Россия, Спратли, АТР,

США

The article defines the official vision of the Russian Federation towards Spratly islands' territorial dispute. Special attention is given to Russian ways of cooperation with regional states in the context of the conflict. Key notions, that Russia should follow in its attitude to the islands, are considered.

Key words : South China Sea, Russia, Spratly, The Asia-Pacific region, The United States

Азиатско-Тихоокеанский регион — это относительно новый, динамично развивающийся экономический и политический центр, привлекательный для построения отношений равноправного партнёрства, реализации совместных экономических проектов, создания благоприятного политического климата и поддержания транспарентной архитектуры безопасности. Подобное определение АТР воспроизводится в каждой редакции Концепции внешней политики РФ на протяжении последних десяти лет.

Российская Федерация активно позиционирует себя как азиатско-тихоокеанская держава. Всесторонняя включённость в регион, заявленная в качестве желанной перспективы для России, означает готовность брать на себя частичную ответственность в решении региональных проблем, от разрешения которых во многом зависит будущий облик АТР: останется ли регион полюсом стабильного развития или обратится в «горячую точку».

Одной из проблем со значительным конфликтогенным потенциалом является застарелый, но неугасающий спор вокруг архипелага Спратли, на владение которым претендуют Китай, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней. За комплексность конфликта эксперты

ЛУЦЕНКО Елизавета Александровна, студентка Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: lili_latz@mail.ru

окрестили акваторию Южно-Китайского моря, где располагаются спорные территории, «пороховой бочкой» Юго-Восточной Азии [8].

Формально Москва не признает суверенитет ни одной из держав над спорными территориями, придерживаясь верховенства международного права в разрешении подобных вопросов. Вместе с тем, попытки применения международного права по отношению к спорным островам не увенчались успехом: большая часть сторон конфликта трактует Конвенцию ООН по морскому праву в свою пользу. Нормативно-правовая база территориального спора ограничивается вышеупомянутой Конвенцией и Декларацией поведения сторон в Южно-Китайском море, которая, ввиду отсутствия обязательной юридической силы, не способна привести к долгосрочному разрешению проблемы.

В ближайшей перспективе найти решение, устраивающее всех участников конфликта, не представляется возможным. Справедливо отметить, что по многим показателям статус-кво удовлетворяет интересам сторон. По существу, все территории, пригодные для использования, уже были освоены сторонами конфликта в ходе столкновений в XX веке. Несмотря на отсутствие права владения, государства осуществляют фактический контроль над островами.

Географически Россия располагается далеко от акватории ЮжноКитайского моря, но Москва также обладает здесь своими интересами, которые при любом качественном изменении ситуации могут быть утеряны. Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения со всеми странами региона, в том числе и с участниками данного конфликта. Более того, Китай и Вьетнам, ближайшие союзники РФ в регионе, по совместительству являются самыми ярыми противниками. Какова же позиция РФ в этом споре? Стоит ли причислять её к третьей стороне конфликта наряду с США? Или имеет смысл говорить о России и её союзниках в ЮВА, оставляя за рамками проблемы ЮКМ?

Для понимания позиции России по территориальному диспуту необходимо оценить разные аспекты её включения в АТР.

Россия является крупным поставщиком оружия в страны ЮВА. Например, с 1950 по 2010 годы объём российско-вьетнамской торговли оружием суммарно превысил 23,6 млрд. долларов и составляет 90% импортируемого Вьетнамом оружия [7]. Налажена торговля и с Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Брунеем. С 2000 года экспорт вооружения России вырос в семь раз и составил в 2013 году 15,7 млрд. долларов [6]. Половина от этой суммы приходится на АТР в целом и ЮВА в частности [4].

Таким образом, политическая напряжённость, сохраняющаяся, в том числе, и по причине многостороннего территориального конфликта и подталкивающая страны региона к «гонке вооружений», выгодна России как экспортёру оружия. Следует подчеркнуть, что закупка оружия не означает неминуемого вооружённого столкновения. В XXI веке количество вооружений выступает в качестве гаранта безопасности. Также необходимо отметить, что Россия ни в коей мере не подстрекает страны к росту напряжённости, а выступает в качестве нейтрального лица.

В апреле 2012 года «Газпром» подписал соглашение с вьетнамской компанией PetroVietnam о совместном освоении двух нефтегазовых блоков, частично находящихся внутри «девятипунктирной линии», границы акватории ЮКМ, на которую претендует КНР. Деловое соглашение российско-вьетнамских компаний было расценено как втягивание России в конфликт на стороне Ханоя. В связи с этим, пресс-представитель МИД КНР отметил: «Китай надеется, что предприятия внерегиональ-ных стран будут уважать и поддерживать усилия соответствующих госу-

дарств в решении спорных вопросов путём двусторонних переговоров, не будут втягиваться в конфликт в Южно-Китайском море» [5].

Беря во внимание подобную реакцию, объективно полагать, что в случае удовлетворения требований КНР в Южно-Китайском море (Китай претендует на 80% его акватории) «Газпром» потеряет свою лицензию на разработку месторождения. Открывшуюся нишу, вероятно, займёт индийская ONGC, которая, с одной стороны, также сотрудничала с Вьетнамом на блоке 128, но с другой стороны, подписала меморандум с китайским нефтегазовым гигантом CNPC о совместных поисках ресурсов в третьих странах и расширении сотрудничества в переработке нефти и газа, строительстве и управлении трубопроводами и т. д. [1].

При сохранении статус-кво Россия вынуждена лавировать между трениями «двойки» Китая и Вьетнама в их территориальных разногласиях, тщательно выдерживая баланс отношений в этом «треугольнике».

Если предположить, что один из двух участников спора выйдет победителем, Россия окажется в весьма неудобном положении. С одной стороны окажется Китай, давний союзник, оказавший сдержанную поддержку РФ в отношении Крыма [2]; с другой стороны — Вьетнам, стратегический партнёр, с которым Россию объединяют драматические годы XX столетия. В случае подобного разрешения конфликта, Россия будет «связана по рукам и ногам» в своих словах и действиях. Попытки восстановить нарушенный баланс «треугольника», скорее всего, приведут к охлаждению отношений с одной из сторон. В свою очередь, разлад со своими главными союзниками в регионе способен существенно повлиять на интеграцию России в АТР в целом.

В контексте проблемы Южно-Китайского моря невозможно не упомянуть про курс США на «возвращение в Азию». Стремление Китая использовать тактику силового давления в отношении разрешения спора в 90-х годах привело к информационной кампании Филиппин, направленной на осуждение действий КНР международной общественностью. Более того, уже в 1995 году США негласной поддержкой своего Юго-Восточного союзника проявили знак своей включённости в данный территориальный конфликт. Специальный посланник американского президента в разговоре с президентом Филиппин Фиделем Рамосом «в категоричной форме выразил поддержку попыткам Филиппин остановить китайское проникновение» [3]. После отпора, который страны ЮВА дали КНР, последняя отложила попытки завладеть островами. Пекин осознал, чем грозит устойчивое представления Китая как агрессивной державы. Тем не менее, в первой половине 2011 года столкновения противоборствующих сторон возобновились. На этот раз под усиленным давлением КНР и Вьетнам, вслед за Филиппинами, обратился за помощью к США. Были проведены совместные вьетнамо-американские учения ВМС. В результате, за последние 15 лет территориальный спор в ЮжноКитайском море получил подлинную интернационализацию. Более того, в конфликт вмешалась сверхдержава, которая наряду со странами АСЕАН настаивает на многостороннем формате решения территориального спора.

При любом исходе США будут наращивать своё военное присутствие в ЮВА: либо чтобы защитить слабые государства от нападок Китая, либо в качестве приглашения от благодарных союзников (победа в территориальном споре одной из стран АСЕАН без помощи США маловероятна). Оба расклада не отвечают национальным интересам РФ.

Подводя итог, стоит отметить, что Российской Федерации для поддержания своей позиции в территориальном споре необходимо продолжать следовать курсом исключительно своих национальных интересов; не идти в фарватере чужой политики; отстаивать верховенство права

в международных отношениях; не принимать чью-либо сторону в разрешении конфликтной ситуации. С точки зрения стратегических интересов РФ, особое внимание следует уделить балансировке отношений в треугольнике РФ-КНР-СВР: работать над постепенным сближением по

линии Пекин-Ханой и не допустить полного поворота Вьетнама к США.

Литература

1. Вихров В. Спор за нефть и газ Южно-Китайского моря // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=8644 (дата обращения: 26.03.2014 г.).

2. Двойственная стратегия: позиция Китая по Украине // Ведомости, интернет-газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/ news/23779041/dvojstvennaya-strategiya-poziciya-kitaya-po-ukraine (дата обращения: 16.05.2014 г.).

3. Мосяков Д. На грани фола: политика Китая в Южно-Китайском море // Перспективы. Фонд исторической перспективы [Электронный ресурс]. URL:http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/na_grani_fola_politika_kitaja_v_ juzhno-kitajskom_more_2014-01-16.htm (дата обращения 20.04.2013 г.).

4. Половина экспорта оружия России приходится на Азию // РИА Новости. [Электронный ресурс].http://ria.ru/defense_safety/20131101/974254033.html (дата обращения: 16.05.2014 г.).

5. России следует избегать подачи непонятных сигналов в Южно-Китайском море// «Жэньминьжибао» он-лайн. [Электронный ресурс]. URL: http://russian. people.com.cn/95181/7784759.html (дата обращения: 16.05.2014 г.).

6. Семикратный рост экспорта вооружений // Ростех. [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/news/3107 (дата обращения: 12.05.2014 г.).

7. Центральный Военно-морской портал [Электронный ресурс]. URL: http://flot.com/news/navy/index.php (дата обращения: 19.11.2013 г.).

8. A Sea of Troubles: Asia Today Compared to Europe Before World War I // Time World. [Электронный ресурс]. URL: http://world.time.com/2013/02/01/a-sea-of-troubles-asia-today-compared-to-europe-before-world-war-i/?iid=gs-main-lead/ (дата обращения: 20.04.2013 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Vikhrov V. Spor za neft' i gaz YUzhno-Kitajskogo morya // Mezhdunarodnaya zhizn'. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=8644 (data obrashheniya: 26.03.2014 g.).

2. Dvojstvennaya strategiya: pozitsiya Kitaya po Ukraine // Vedomosti, internet-gazeta. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/ news/23779041/dvojstvennaya-strategiya-poziciya-kitaya-po-ukraine (data obrashheniya: 16.05.2014 g.).

3. Mosyakov D. Na grani fola: politika Kitaya v YUzhno-Kitajskom more // Perspektivy. Fond istoricheskoj perspektivy [Ehlektronnyj resurs]. URL:http:// www.perspektivy.info/oykumena/azia/na_grani_fola_poHtika_kitaja_v_juzhno-kitajskom_more_2014-01-16.htm (data obrashheniya 20.04.2013 g.).

116

QMKyiueHa. 2014. № 2

4. Polovina ehksporta oruzhiya Rossii prikhoditsya na Aziyu // RIA Novosti. [Ehlektronnyj resurs].http://ria.ru/defense_safety/20131101/974254033.html (data obrashheniya: 16.05.2014 g.).

5. Rossii sleduet izbegat' podachi neponyatnykh signalov v YUzhno-Kitajskom more// «ZHehn'min'zhibao» on-lajn. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://russian. people.com.cn/95181/7784759.html (data obrashheniya: 16.05.2014 g.).

6. Semikratnyj rost ehksporta vooruzhenij // Rostekh. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://rostec.ru/news/3107 (data obrashheniya: 12.05.2014 g.).

7. Tsentral'nyj Voenno-morskoj portal [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://flot. com/news/navy/index.php (data obrashheniya: 19.11.2013 g.).

8. A Sea of Troubles: Asia Today Compared to Europe Before World War I // Time World. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://world.time.com/2013/02/01/a-sea-of-troubles-asia-today-compared-to-europe-before-world-war-i/?iid=gs-main-lead/ (data obrashheniya: 20.04.2013 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.