ГО РЯ ЧИЕ ТОЧ КИ РЕ ГИО НА
УДК: 327 (265.7)
Тер ри то ри аль ные спо ры в Вос точ ном мо ре
Восточное море издавна называлось Восточным, в то время как в мире его ошибочно переименовали в Южно-Китайское. Оно обладает важным стратегическим положением, богато природными ресурсами, что имеет значение не только для Юго-Восточной Азии, и прежде всего Вьетнама, но и для всех стран региона. Конфликт по поводу суверенных прав на расположенные здесь Парасельские острова и о-ва Спратли, исключительную экономическую зону и континентальный шельф возник и по настоящий день существует между Вьетнамом, Китаем, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Тайванем. Конфликт этот чрезвычайно сложен и требует больших усилий в разрешении.
Ключевые слова: Восточное море, конфликт, территория, Парасельские острова, о-ва Спратли, стратегическое положение, Вьетнам, Китай, Филиппины, Малайзия, Тайвань.
Territorial disputes in the Eastern Sea
Vu Zyong Phuan, Cand. Sc. (History), Vietnamese Consulate General in Vladivostok.
The Eastern Sea has had this name for a long time but the world calls it the South China Sea. It has an important strategic location, rich in natural resources not only for the countries of the South East Asia, first of all Vietnam, but also for all the countries in the region. There was and there is a conflict for the sovereign rights to Parasel Islands and Spratly Islands, exclusive economic zone and continental shelf between five countries and six parties which are Vietnam, China, Philippines, Malaysia, Brunei and Taiwan. Demands of all parties are very different. This conflict is extremely complicated and cannot be easily solved. Key words: the Eastern Sea, conflict, territory, Parasel Islands, Spratly Islands, strategic location, Vietnam, China, Philippines, Malaysia, Taiwan.
Восточное море, расположенное на краю западной части Тихого океана, называется по-английски The South China Sea и по-французски La mer de Chine meridionale. Изначально его называли Жао Тьи Зыонг (‘море, расположенное в районе Жао Тьи’) или Донг Зыонг Дай Хай (‘огромное море Индокитая’), сокращённо Донг Хай (название на китайский лад) и Би-ен Донг (название на вьетнамский лад).
Португальцы обогнули сначала западную часть Африки, затем мыс Доброй Надежды, взяли курс на восточную часть Африки и добрались
кандидат исторических наук, доцент, Генеральное консульство Вьетнама во Владивостоке
E-mail: [email protected]
до Индии. Они обнаружили Юго-Восточную Азию, которую называли «Presqu’il de l’Inde de le Gange», что означает ‘Индия, которая расположена на той стороне Ганга’. А часть моря между Вьетнамом и архипелагом Paracel (нынешние Парасельские острова и о-ва Спратли) западные страны в то время отметили на своих картах как Golfe de la Cochinchine. Это наименование было ошибочным. Ведь Cochinchine на самом деле было названием двух стран — тогдашнего Вьетнама (Жао Тьи, франц. Cochin) и Китая в период правления династии Цинь (франц. Chine). Более того, Cochin было в то же время названием небольшого района в Индии. Для различения указанной части моря и этого района Индии португальцы называли её Cochinchine. Когда в XIX в. стало известно, что эта часть моря не принадлежит Индии, португальцы переименовали её в Chine.
Таким образом, в XVIII в. Юго-Восточную Азию отмечали на картах как l’Inde de le Gange и только в XIX в. переименовали в Индокитай (Indochine), что всё-таки обозначает архипелаг, который расположен на той стороне Ганга. Это ошибочное название существует и сейчас.
Полузамкнутое Восточное море — один из наиболее важных стратегических регионов мира. Располагается оно от 3° до 26° с.ш. и от 100° до 120° в.д., его общая площадь составляет примерно 3,5 млн кв. км. По другим данным, его площадь около 4 млн кв. км, т.е. оно одно из самых больших морей в мире. Его окружают 9 государств — Вьетнам, Китай, Фил-липины, Индонезия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Камбоджа. По приблизительным подсчётам, с ним непосредственно связано около 300 млн жителей этих стран.
Восточное море — стратегически важная территория не только для стран Юго-Восточной Азии, но и для Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Соединённых Штатов Америки. О суверенитете над Па-расельскими островами и о-вами Спратли, а также над континентальным шельфом и буферными исключительными экономическими зонами в Восточном море спорят 5 государств (6 сторон) — Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Тайвань, относящийся к Китаю. На Парасельские острова претендуют лишь Вьетнам, Китай и Тайвань. Стороны спорят также о богатых природными ресурсами зонах, расширенными в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
ВОСТОЧНОЕ МОРЕ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ Парасельский архипелаг и архипелаг Спратли
Парасельский архипелаг (Yellow Beach) по-вьетнамски Чыонг Ша европейцы называют Paracel или Pracel, а китайцы — Сиша (Xisha). Расположен он между 111° и 113° в.д. (площадь примерно 95 морских миль) и между 17°5' и 15°45' с.ш. Общая площадь Парасельского архипелага составляет от 15 до 16 тыс. кв. км. Расположен на той же параллели, что и провинции Куанг Чи, Тхыа Тхиен — Хуэ, Куанг Нам и часть пров. Куанг Нгай.
По отношению к материку он ближе к Вьетнаму, чем к Китаю: расстояние от о-ва Тритона (Triton island) до мыса Ба Ланг Ан (cap Batangan) составляет 135 морских миль, до острова, находящегося недалеко от о-ва Хайнань (Китай), — 14G, а до континентальной части Китая минимум 235 морских миль. На китайских веб-сайтах написано: «к юго-востоку от острова Хайнань расположен архипелаг Сиша, который является одним из четырёх самых крупных архипелагов нашей страны в Южном море. Если взять центром о-в Винь Хынг (Woody Island), то данный архипелаг находится в 33G морских милях от порта Юйлинь городка Там А (Sanya) и на таком же расстоянии от порта Тхань Лан (Wenchang xian), городка Ван Сы-онг (Qinglan gang)». Тридцать островов и рифов Парасельского архипелага можно отнести к двум группам: Круассан (Crescent group) на юго-западе и Амфитрит (Amphitrite group) — на востоке.
Архипелаг Спратли французы называют archipel des oles Spratleys, англичане и американцы — Spratley Islands или Spratlies, китайцы — Нань-ша / Nan Wei, а филиппинцы — Kalayaan. Он расположен в 35G милях от самого близкого острова Парасельского архипелага и 5GG милях от его самого далёкого острова. Ближайшие к Спратли точки побережья Вьетнама — Камрань (25G миль) и Фантхиет (27G миль).
Спратли расположены между 6°5G' и 111°28' с.ш., 112° и 115° в.д. В Китае считают, что самая южная точка о-вов Спратли расположена на 4° с.ш. и граничит с Борнео. Таким образом, общая площадь о-вов Спратли по утверждению китайской стороны больше, чем в понимании вьетнамской стороны. В состав архипелага входят более 1GG островов, рифов и отмелей, площадь которых составляет от 16G до 18G тыс. кв. км. Однако площадь островов, рифов и отмелей, которые видны на поверхности моря, лишь 11 кв. км.
Природные ресурсы Восточного моря
Восточное море со своими природными ресурсами (морепродукты, нефть и газ, туристический потенциал) играет важную роль в жизни и экономическом развитии региона. Его считают одним из пяти крупнейших бассейнов нефти и газа. Континентальные шельфы, богатые нефтью и газом — это бассейны Bruney—Saba, Sarawak, Malay, Pattani Thai, Нам Кон Шон (Nam Con Son), Меконг, Красная река, устье р. Сицзян. Здесь добывают и перерабатывают нефть и газ Китай, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Индонезия и Таиланд. В территориальном море и на континентальном шельфе Вьетнама были обнаружены осадочные бассейны со значительными запасами нефти и газа, среди которых Кыу Лонг и Нам Кон Шон считаются самыми перспективными. Общий объём нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама, по геологическим расчётам, составляет примерно 1G млрд т в нефтяном эквиваленте, в том числе разведанные запасы нефти — 2 млрд т и прогнозируемые запасы газа — 1 тыс. куб. м. Установленный запас нефти в Восточном море, по оценкам Министерства энергетики США, составляет 7 млрд баррелей с добычей 2,5 млн баррелей в день. А по оценкам китайской стороны, запас нефти и газа в Восточном
море составляет 213 млрд баррелей, а запас нефти на архипелаге Спратли может достичь 105 млрд баррелей. По другим оценкам Китая, архипелаг располагает 225 млрд баррелей нефти и большими запасами природного газа: здесь можно добывать нефть и газ в течение 15—20 лет. Нетронутыми, но потенциальными районами являются континентальный шельф в устье Тонкинского залива, побережье центральной части Вьетнама и континентальный шельф Ты Тинь. Вьетнам по запасам и добыче нефти и газа находится в одном ряду с Таиландом и Малайзией, занимая среднее место в региональной иерархии.
По мнению российских специалистов, в водах островов Спратли и Парасельских островов содержится большое количество газогидратов — вид замороженного газа (запас газогидратов во всём мире сопоставим с запасом нефти и газа, которые они могут в ближайшем будущем заменить). Именно этот неразработанный запас нефти и газа служит важной мотивацией, усиливающей требования сторон по суверенитету над
0-вами Спратли, Парасельскими островами и прилегающей морской зоной. Кроме того, огромен рыболовный потенциал Восточного моря. Лидируют в добыче и разведении рыбы странами региона Китай, Таиланд, Вьетнам, Индонезия и Филиппины. В настоящее время вылов рыбы всего региона составляет 7—8% общего вылова стран мира, где Китай занимает
1-е место (примерно 4,38 млн т в год), а Таиланд — 10-е (1,5—2 млн т в год).
Стратегическая значимость Восточного моря
Восточное море соединяет Северо-Восточную Азию и запад Тихого океана с Индийским океаном, Ближний Восток с Европой. С Восточным морем связаны пять из десяти крупнейших в мире морских торговых маршрутов: восточноазиатский маршрут в Австралию, Новую Зеландию, на юг Тихого океана; в Западную Европу и Северную Америку через Средиземное море; в Индию, Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию через Суэцкий канал; к восточному берегу Северной Америки и Карибско-
Спорные части моря, над которыми требуют суверенитета все стороны. Источник: http://www.eia.doe.gov/cabs/South_ China_Sea/Full.html.
му морю через Панамский канал и маршрут от северо-запада Америки до Восточной Азии и Юго-Восточной Азии.
Транспортные пути через Восточное море считаются вторыми в мире по интенсивности движения судов. Robert D. Kaplan (учёный, занимающийся вопросами Азии) отметил, что значимость Восточного моря в регионе сделала его «Средиземным морем Азии». Каждый день через него проходит от 15G до 2GG кораблей, из них около половины грузоподъёмностью свыше 5 тыс. т и более 1G% — от 3G тыс. т.
В Юго-Восточной Азии работают 536 морских портов, самые крупные и современные среди них — Сингапур и Гонконг. Кроме того, торговля и морская промышленность в регионе набирают оборот. Торговля между АСЕАН и США в 2GG8 г. составила 181 млрд долл., между АСЕАН и Японией — 212 млрд, между АСЕАН и Китаем — 198 млрд, а инвестиции США в страны АСЕАН превысили 1GG млрд долл. От маршрутов через Восточное море в значительной степени зависят экономики Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и даже Китая. По этим маршрутам перевозят нефть, природные ресурсы и товары из Ближнего Востока и ЮВА в Японию, РК и КНР. Известно, что 9G% мировых товаров перевозится морским путём, из них 45% — через Восточное море. Объём нефти и сжиженного газа, перевозимых через Восточное море, в 15 раз превышает объём перевозимых через Панамский канал.
Среди 16 мировых стратегических морских путей, пролегающих в ЮВА, в районе Восточного моря расположены 4 пролива — Малакка, Ломбок, Сунда, Омбай-Ветар. Пролив Малакка считают вторым по пропускной способности после пролива Хормуз. Количество кораблей, перевозящих нефть через этот канал, в 3 раза превышает количество идущих через Суэцкий и в 5 раз — через Панамский канал. Бруней, Малайзия и Вьетнам сейчас экспортируют нефть, а Китай, наоборот, с 1993 г. вышел на уровень ведущих стран по её импорту и в мае 2GG8 г. занимал второе место после Японии. Только в 2GG9 г. Китай потреблял 1G—12 млн баррелей нефти ежедневно, 53% из которых ввозили из-за рубежа. Сейчас Китай импортирует 46% нефти с Ближнего Востока, 32% из Африки, 5% из Восточной Азии. 8G% нефти доставляется в Китай через Малаккский пролив. Каждый год по Восточному морю провозится 7G% импортируемой нефти и 45% экспортируемых японских товаров. По данному морю проходит 29 из 39 морских маршрутов Китая и 6G% импорта и экспорта страны. В Восточном море случаются преступления, связанные с пиратством и терроризмом, особенно необходимо отметить преступление террориста-смертника на французском танкере в октябре 2GG2 г.
Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть, что Восточное море имеет огромное значение для всех стран, особенно для США и Японии, в геостратегическом, оборонном, навигационном и экономическом плане. Более того, оно оказывает определённое влияние на другие регионы мира, прежде всего на Ближний Восток. Однозначный контроль над ним какой-либо стороны негативно скажется на оборонных, политических и экономических интересах стран региона.
Центральное расположение Парасельского архипелага, архипелага Спратли и других островов в Восточном море имеет большое значение для многих стран с точки зрения стратегической национальной обороны. Среди значимых в Азии морских маршрутов необходимо отметить Малаккский пролив, через который провозятся товары стран Юго- и Северо-Восточной Азии, а также маршруты вокруг этих архипелагов. По ним проходит 42% экспорта Японии, 55% экспорта стран Юго-Восточной Азии, 26% экспорта новых индустриальных стран, 40% экспорта Австралии и 22% экспорта Китая (в денежном выражении около 31 млрд долл. США).
Если Малаккский пролив по каким-то причинам перестанет работать, относящиеся к территории Индонезии проливы Сунда, Ломбок и Makascha будут использованы для перевозки товаров с Индийского океана в СевероВосточную Азию, однако увеличатся соответственно протяжённость перевозок и затраты. А если обострится кризис в Восточном море и корабли пойдут по новым маршрутам или в обход южной части Австралии, то стоимость перевозки товаров увеличится в 5 раз, что впоследствии приведёт к их неконкурентоспособности на мировом рынке.
Стратегическое положение Парасельского архипелага и архипелага Спратли в Восточном море позволяет контролировать морские маршруты в регионе и устанавливать радарные сооружения, коммуникационные, заправочные станции. Западные разработчики стратегий считают, что Восточное море полностью контролирует тот, кто владеет архипелагом Спратли.
Споры по Восточному морю
История споров фактически началась ещё век тому назад. Можно осуществить периодизацию в соответствии с процессом колонизации Францией Вьетнама или ходом развития международного морского права. В этой статье мы основываемся на ходе развития событий, который можно поделить на 4 периода: до возникновения споров; 1909—1974 гг. (с возникновения споров до захвата островов насильственным путём); 1974—2009 гг. (заинтересованность других сторон) и с 2009 г. по настоящее время (окончание срока подачи документов в ООН о континентальном шельфе прибрежного государства).
Первый период: до возникновения споров
До XVII в. на островах сезонно жили вьетнамские и китайские рыбаки. В начале XVII в. оба архипелага на картах Вьетнама были отмечены как Бай Кат Ванг (‘желтопесочная отмель’) и отнесены к территории района Бинь Шон провинции Куанг Нгай (Вьетнам). Позднее, короли Нгуены (1558—1783), императоры династии Тэй Шон (1786—1802) и императоры династии Нгуен (1802—1945) непрерывно осваивали острова, атакже занимались на них различным промыслом. Солдаты групп Хоанг Ша и Бак Хай каждый год работали на архипелагах от 6 до 8 месяцев, ловили рыбу, поднимали вещи с затонувших кораблей. В 1753 г. произошёл несчастный слу-
чай: восемь солдат вышли на берег, а двое остались на корабле. Начался тайфун, оторвался якорь, и этих солдат занесло в порт Китая Тхань Лан (Wenchang xian). Китайский мандарин после расследования случившегося отпустил их домой. Позднее, в 1816 г., император Жа Лонг (династия Нгуен) официально освоил архипелаги, приказав установить национальный флаг и начать изучение морских приливов и отливов. Затем в 1835 г. император Минь Манг (династия Нгуен) приказал построить храм, установить каменные стелы, деревянные столбы и посадить деревья.
Отрядам Хоанг Ша и Бак Хай было поручено вести промысел на островах, заниматься патрулированием, сбором налогов и защитой архипелагов. Солдаты занимались этим до появления Франции в Индокитае. В 1877 г. власть на острове Labuan, являющемся колонией Британии, выдала британским предпринимателям лицензии на торговую деятельность, установила британский флаг на о-вах Спратли и о-ве An Bang. Эти острова были зарегистрированы как часть территориии Британии (о-в Labuan на севере Борнео был куплен Британией у Брунея в 1846 г.).
В 1884 г. династия Нгуен и Франция подписали в г. Хуэ соглашение
о колониальном режиме во Вьетнаме. А соглашение, подписанное в Тяньцзине между Францией и династией Цин в Китае, положило конец конфликту этих стран; в дополнительной к данному соглашению части, которая была подписана 26 июня 1887 г., определялась государственная граница между севером Вьетнама и Китаем. Однако в 1895—1896 гг. произошёл инцидент с кораблями недалеко от Парасельских островов. В 1895 г. затонул корабль La Bellona, а в 1896 г. — Imeji Mara. Когда рыбаки, проживавшие на о-ве Хайнань, подняли медь с затонувших кораблей, страховые компании, в свою очередь, выдвинули претензии китайским властям. Китай не взял на себя ответственность за инцидент в связи с тем, что Парасель-ские острова не являлись его территорией. Французский генерал-губернатор Индокитая Поль Думер обращался к правительству Франции с предложением построить маяк, однако из-за финансовых трудностей оно было отклонено.
Второй период (1909—1974)
Губернатор китайских провинций Гуангжоу и Гуандун в 19G9 г. отправил адмирала Ли Туана на Парасельские острова и начал спор по данным островам. Позже, в 192G г., компания Mitsui Busan Kaisha попросила у французских властей разрешение на освоение островов, но получила отказ. С того же года французские власти начали контролировать сбор налогов и осуществлять патрулирование этих островов.
8 марта 1921 г. губернатор Индокитая заявил, что Спратли и Парасельские острова являются территорией Франции. 3G марта 1921 г. губернатор провинций Гуангжоу и Гуандун заявил о принадлежности Парасельских островов о-ву Хайнань.
С 1925 г. директор Института океанографии в г. Нья Чанге доктор Krempt проводил научные опыты на островах. В 1927 г. на Парасельские
острова заходил французский корабль De Lanessan. В 193G г. французские корабли La Malicieuse, L’Alerte и L’Astrobale заняли Парасельские острова и установили на них французский флаг. В 1931 г. китайские власти разрешили компании Anglo-Chinese Development собирать гуано на Парасельских островах, против чего выступала французская сторона.
В 1932 г. Франция официально объявила, что Ан Нам (тогдашнее название Вьетнама) имеет исторический суверенитет над Парасельскими островами, которые относятся к территории провинции Тхыа Тхиен. А в 1933 г. Франция объявила о суверенитете над Спратли и передала их в распоряжение администрации провинции Ба Риа, против чего английская сторона не выступала. Франция предлагала китайцам вынести спор на рассмотрение в международный суд, но они отказались. В 1938 г. французские власти установили каменные стелы, маяк, построили метеорологические станции и отправили группу вьетнамских пограничников на защиту о-ва Хоанг Ша (Pattle island), относящегося к Парасельским островам. Тогда же Франция установила ещё одну суверенную стелу на о-ве Ба Бинь (Itu Aba island) и поставила его под свой контроль.
В 1939 г. Британия официально заявила об отказе от требований по суверенитету над островами Чыонг Ша и Ан Банг. Во время Второй мировой войны Япония использовала Спратли и Парасельские острова в качестве военных баз.
В 1945 г. Япония потерпела поражение в войне и ушла с островов, а в 1947 г. Китай захватил их (Itu Aba и Woody). В декабре 1947 г. КНР выдвинула идею об U-образной линии, состоящей из 9 частей (вьетнамская сторона называет её линией, напоминающей коровий язык), заявив, что воды в районе этой линии являются историческими. В знак протеста Франция ввела на острова вьетнамско-французские войска, но впоследствии вынуждена была их вывести в связи с войной на материковой части Вьетнама. Китай и Франция проводили переговоры в Париже, на которых французская сторона предложила разрешить спор в международном арбитраже, но получила отказ.
В 195G г. войска Чан Кайши были выведены с о-ва Вуди. 15 августа 1951 г. на конференции в Сан-Франциско министр иностранных дел Китая Чжоу Эньлай заявил о суверенитете Китая над Спратли и Парасельскими островами. Япония, наоборот, отказалась от требований по суверенитету над всеми, в том числе и данными островами, а премьер-министр тогдашнего Вьетнама (при правлении короля Бао Дай) Чан Ван Хыу подтвердил суверенитет Вьетнама над обоими архипелагами, против чего не выступала ни одна из стран. В соответствии с Женевским соглашением об Индокитае, подписанным в июле 1954 г., Франция вывела войска из Вьетнама, который временно был разделён на две части.
В ноябре 1955 г. французские войска собирались напасть на о-в Фу Лам, в декабре того же года Китай захватил о-в Вуди и группу островов Амфи-трит (Amphitrite group) (восточная часть Парасельских островов). В 1956 г., когда французские войска покинули Индокитай, патрульная группа Франции на о-ве Пэттл была заменена группой из Вьетнама.
I июня 1956 г. министр иностранных дел Республики Вьетнам Ву Ван Мау вновь подтвердил суверенитет Вьетнама над Спратли и Парасельскими островами. 22 августа 1956 г. морские силы Республики Вьетнам установили на о-вах Спратли флаг и суверенную стелу.
В 1958 г. премьер-министр Демократической Республики Вьетнам подписал ноту в ответ на заявление Китайской Народной Республики о территориальном море шириной в 12 морских миль.
В 1961 г. администрация Демократической Республики Вьетнам передала Парасельские острова в распоряжение провинции Куанг Нам.
В 1971 г. Тайвань вновь захватил о-в Ба Бинь, Филиппины заняли острова Шонг Ты Донг, Винь Вьен, Лоай Та и Тхи Ты.
В 1973 г. администрация Демократической Республики Вьетнам отнесла Спратли к территории провинции Фыок Туи.
Третий период (1974—2009)
В январе 1974 г. морские и военно-воздушные войска Китая заняли западную часть Парасельских островов, которые находились в распоряжении армии Демократической Республики Вьетнам, открыв тем самым новый период в споре по Восточному морю. Против такого нападения выступили власти и временное революционное правительство Южного Вьетнама. После воссоединения страны в апреле 1975 г. Народная армия Вьетнама заменила армию Республики Вьетнам на о-вах Спратли. 12 мая 1977 г. Вьетнам сделал заявление о территориальном море шириной в 12 морских миль, исключительной экономической зоне шириной в 200 морских миль и континентальном шельфе; 12 ноября 1982 г. — об исходной линии.
В декабре 1979 г. в Малайзии вышли в свет две карты, где были изображены территориальное море и континентальный шельф. Таким образом, в Малайзии считают, что к суверенитету страны относятся острова, расположенные в районе изображённого на этих картах континентального шельфа.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, разработанной в 1982 г. и вступившей в силу в 1994 г., прибрежные государства, включая Вьетнам, имеют право расширить своё территориальное море до 12 морских миль, а исключительную экономическую зону —до 200 морских миль. В 1993 г. Бруней заявил о том, что ширина континентального шельфа составляет 200 морских миль и поэтому риф Луиза, расположенный на данном шельфе, относится к его территории.
II июня 1979 г. на Филиппинах обнародован Указ № 1599 об исключительной экономической зоне площадью 200 морских миль и употреблении филиппинского слова «Каїауаап» для обозначения о-вов Спратли.
В 1983 г. малайские войска захватили о-в Хоа Лау, относящийся к о-вам Спратли. В 1987 г. в Брунее издана карта с указанием района ловли рыбы и континентального шельфа, включая риф Луиза. В 1988 г. малайские войска захватили ещё два острова, относящихся к о-вам Спратли — Ки Ван и Киеу Нгыа.
В марте 1988 г. Китай впервые ввёл войска на о-ва Спратли, занял шесть островов и установил там суверенные стелы. В этих столкновениях погибли 74 вьетнамских солдата. В 199G и 1992 гг. Китай занял ещё два острова, а в 199G г. предложил совместно осваивать о-ва Спратли. 25 февраля 1992 г. в Китае был принят Закон о территоральном море и прилежащей зоне, в мае этого года китайские власти разрешили американской энергетической компании Crestone разведку нефтяных и газовых запасов на отмели Ты Тьинь (кит. Ван Ан Бак), которая, по сути, относится к континентальному шельфу Вьетнама и расположена в 16G морских милях от материковой части Вьетнама и в 6GG морских милях от китайского острова Хайнань. В 1994 г. между Вьетнамом и Китаем произошли столкновения. В Китае приняты регламенты об исходной линии (15 июня 1996 г.) и Закон об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе (26 июня 1998 г.).
1G марта 2GG9 г. на Филиппинах утверждён республиканский Закон № RA 9522 об исходной линии и управлении о-вами Спратли и отмелями Хоанг Ньам (Scarborough) по регламентам, распространяемым на другие острова. Малайзия и Бруней разработали новый подход к решению вопросов о суверенитете над островами, за основу которого была взята Конвенция 1982 г. (в 1966 г. в Малайзии был принят Закон о континентальном шельфе).
На Тайване, в свою очередь, заявили об исключительной экономической зоне (8 октября 1979 г.), издав Закон об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Китая (3G декабря 1992 г.), Закон о территоральном море и прилежащей зоне Китая (2 января 1993 г.) и Заявление об исходной линии (1G февраля 1999 г.).
В январе 1995 г. китайские войска захватили риф Вань Кхан (Mischief Reef), который является коралловой отмелью и, по мнению филиппинской стороны, расположен в её исключительной экономической зоне. Филиппинские войска в ответ задержали четыре китайских корабля с 62 рыбаками на борту, разрушили каменные сооружения, построенные китайской стороной на этом острове. Захват рифа вызвал озабоченность стран АСЕАН, и организация выступила посредником для сдерживания заинтересованных сторон.
9 июля 2GG7 г. при обстреле китайской стороной погиб вьетнамский рыбак, много раненых. Китайская сторона считала, что эти рыбаки работали в море, относящемся к китайской морской территории. В декабре того же года китайские власти сформировали административный городок Там Ша, в территорию которого вошли Парасельские острова и о-ва Спратли, что вызвало протест Вьетнама и Филиппин.
В 2GG8 г. Китай произвёл предупредительный выстрел, в результате чего вынудил американскую нефтегазовую группу Exxon—Mobil прекратить участие в совместном с Вьетнамом проекте по разведке нефти и газа на море, которое, по сути, относится к континентальному шельфу и исключительной экономической зоне Вьетнама.
С 16 мая 2GG9 г. китайская сторона в одностороннем порядке ввела запрет на вылов рыбы и морепродуктов в Восточном море и отправила ко-
рабль «Нгы Тинь» (переоборудованный из военного корабля) на патрулирование. В результате многие суда вьетнамских рыбаков были задержаны с требованием выкупа или потоплены.
В соответствии с предложением ООН о расширении континентального шельфа заинтересованные стороны подали доклады с изложением своих позиций. 6 мая 2009 г. Вьетнам и Малайзия совместно подали в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (Commission on the Limits of the Continental shelf, CLCS) доклад о границах расширенного на юге Восточного моря континентального шельфа. А 7 мая 2009 г. Вьетнам подал документы о границах континентального шельфа в северном районе моря. Китай и Филиппины попросили CLCS не рассматривать документы Вьетнама, считая, что данные границы могут повлиять на суверенитет над островами. Впервые китайская сторона официально выдвинула требования по юрисдикции над водами и всеми объектами внутри U-образной морской линии, вьетнамская сторона оперативно выступила против. Индонезия, в свою очередь, в адресованной ООН ноте от 8 июля 2010 г. выразила протест против данного требования китайской стороны, несмотря на отсутствие требования страны по суверенитету над о-вами Спратли и Парасельскими островами. Бруней в документах о границах континентального шельфа 12 мая 2009 г. изобразил природнорасширенный континентальный шельф, проходящий с суши через Опасные земли о-вов Спратли (Dangerous Grounds — Spratly Islands) до океанского края Восточного моря.
В 1974—2009 гг. применение силы или его угроза были основной мерой, периодически использовавшейся Китаем для захвата островов. Кроме того, стороны также проводили демаркацию морской границы на основе двусторонних договорённостей. Это Договор между Индонезией и Малайзией о континентальном шельфе 1969 г., Договор между Малайзией и Таиландом о демаркации морской границы 1974 г., Договор между Вьетнамом и Таиландом о демаркации морской границы 1997 г., Договор между Вьетнамом и Китаем о демаркации морской границы в Тонкинском заливе 2000 г., Договор между Вьетнамом и Индонезией о континентальном шельфе 2003 г., Договор между Брунеем и Малайзией о демаркации морской границы 2009 г., Договор между Вьетнамом и Малайзией о совместной добыче нефти 1992 г., Договор между Малайзией и Таиландом 1979 г.
Более того, на международных конференциях выдвигались предложения по решению споров в международном суде и международном арбитраже, которые оказались нереальными. Были проведены также двусторонние переговоры между Вьетнамом и Китаем о морских вопросах, Филиппинами и Китаем о регламентах по поведению и геологическому изучению, между Вьетнамом и Филиппинами о совместных научных исследованиях. К тому же стороны пытались решить вопросы на многосторонних форумах, между АСЕАН и Китаем была принята Декларация о поведении сторон в Восточном море (2002), Договор о геологическом изучении в определённом районе Восточного моря совместной нефтегазовой компанией, созданной филиппинской, китайской и вьетнамской сторонами (2005).
Четвёртый период (2009)
13 мая 2009 г. закончился срок подачи в ООН документов о расширенном континентальном шельфе. С той поры ведётся урегулирование споров, совершенствование Конвенции 1982 г., устранение ограничений данной конвенции в региональном применении и мирное разрешение споров по Восточному морю. В марте 2010 г. Китай впервые заявил, что ключевым интересом страны являются вопросы о Восточном море, однако никаких официальных заявлений впоследствии не поступало.
Столкновение в марте 2009 г. между американским кораблём «Impeccable» и военно-морским кораблём Китая продемонстрировало возвращение Америки в Юго-Восточную Азию. На XVII Региональном форуме АСЕАН (АРФ) в июле 2010 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон официально заявила, что США имеют национальные интересы в Восточном море. На саммите АСЕАН — США 25 сентября 2010 г. президент США Б. Обама вновь упомянул об интересах США в Восточном море и заявил, что США хотят играть важную роль в регионе, как и Китай. В Совместной декларации АСЕАН — США, подписанной 24 сентября 2010 г., была снова подтверждена важность стабильности и мира в регионе, безопасности и свободы морской навигации, беспрепятственной торговли и разрешения споров мирным путём в соответствии с регламентами, прописанными в международных договорах (Конвенция 1982 г. и другие международные договоры о морской навигации).
Стороны выдвигали новые инициативы, новые механизмы безопасности с центральной ролью АСЕАН, такие как встреча министров обороны стран АСЕАН + (ASEAN Defence Ministers’ Meeting Plus, ADMM+), Восточноазиатский саммит. Успех XVII саммита АСЕАН, XVII встречи АРФ, ADMM+1, прошедших в 2010 г., предоставил мировому сообществу возможность рассмотреть и оценить АСЕАН с другого ракурса. В настоящее время АСЕАН и Китай конкретизируют Декларацию о поведении сторон в Восточном море путём разработки Кодекса поведения, однако процесс обсуждения этого кодекса непрост. Китайскими кораблями 25 мая и 9 июня 2011 г. были отрезаны кабели вьетнамских кораблей «Binh Minh 2» и «Viking 2», которые разведывали нефть и газ в исключительной экономической зоне Вьетнама, что вызвало особую озабоченность заинтересованных сторон и подверглось критике мирового сообщества.
Претензии заинтересованных сторон
Бруней претендует на суверенитет лишь над одной частью о-вов Спратли — риф Louisa, который является скрытым под водой природным образованием. Малайзия также претендует на этот риф и заняла его в 1984 г. Претензии Малайзии на исключительную экономическую зону и континентальный шельф направлены на 12 островов, отмелей и рифов Восточ-
ного моря. Малайзия также требует суверенитета и юрисдикции над исключительной экономической зоной и континентальным шельфом вод в том районе, где Сиамский залив омывает страну.
Филиппины претендуют на все о-ва Спратли, кроме самого большого острова (о-в Чыонг Ша), а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф своей страны в Восточном море.
Китайская сторона требует суверенитета почти над всем Восточным морем, а также над о-вами Спратли и Парасельскими островами, на многих из которых созданы военные гарнизоны. Претензии Тайваня по Восточному морю не отличаются от претензий Китая.
Вьетнам требует суверенитета над всеми о-вами Спратли и Парасельскими островами, претендует на юрисдикцию над исключительной экономической зоной и континентальным шельфом своей страны в Восточном море. Страны, которые не претендуют на острова, выдвигают иные требования. Индонезия претендует на ту часть Восточного моря, которая окружена исключительной экономической зоной и континентальным шель фом.
Таиланд претендует на исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Сиамском заливе 36, Камбоджа, в свою очередь, также претендует на часть Сиамского залива, считая, что данная часть является её историческими водами, поскольку расположена в районе исключительной экономической зоны в соответствии с принципом расширения континентального шельфа.
В настоящее время на 45 островах и рифах присутствуют войска Вьетнама, Китая, Тайваня, Филиппин и Малайзии. Китайская сторона заняла все Парасельские острова, девять рифов архипелага Спратли и создала на этих рифах военные базы. В распоряжении Вьетнама семь островов, 16 рифов и три отмели, в том числе и о-в Чыонг Ша, самый крупный остров архипелага Спратли. Малайзии принадлежат семь островов и каменный риф, Филиппинам — семь островов и два рифа, Тайваню — один остров (Itu Aba island) с аэродромом длиной 2 км и один риф. Бруней на острова не претендует, но требует суверенитета над богатой морепродуктами южной частью Восточного моря.
* * *
Огромное Восточное море, обладая большими запасами морепродуктов и полезных ископаемых и важным геостратегическим расположением, очень значимо в военном и навигационном планах для тихоокеанских стран. Сложный спор по Восточному морю существует несколько десятилетий. К сожалению, его пытались решать насильственным путём, что запрещено в Уставе ООН. Заинтересованные стороны чётко изложили позиции. Путь к окончательному решению, который мог бы стать приемлемым для всех спорящих, нелёгкий и длительный. Потребуются усилия не только всех сторон, но и международного сообщества.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Из интервью исследователя Нгуен Динь Дау RFI (Radio France Internatiornle) 6 июля 2G11 г.
2.Хоанг Вьет. Какое разрешение спора по Восточному морю // Новое время. 2G1G. Вып. 19.
3.Хо Бать Тхао. Морская территория Китая при династии Ming [электронный ресурс]. URL: wwwdiendan.оrg/phe-binh-nghiencuu/lanh hai trung quoc.
4. Проект доклада «Стратегия развития морей Вьетнама до ЮЮ г.». Ханой: Ин-т стратегии развития, нояб. 2GG4.
5. Bruce and Jean Blanche. Oil and regional stability in South China Sea // Jene’s Intelligence review. 1995. P. 511—514.
6. Обжиров А.И. История международного сотрудничества ТОИ ДВО РАН сучёными Вьетнама // Российско-вьетнамские отношения — история и современность. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. С. 51—61.
7. Восточное море: геостратегия и экономические потенциальные возможности [электронный ресурс]. URL: http://www.nghiencuubiendong.vn.
8. Abraham M. [электронный ресурс]. URL: http://wwwvietnamnet.vn.
9. Ji Guoxing. Rough water in South China Sea: Navigation issues and confidence building measures. East—West Center, 2GG1.
Ю. Association of Southeast Asian Nations [электронный ресурс]. URL: http://www. asean.org/ASEAN/about/asp.
11. Christopher C. Joyner. Security Flashpoints: Oil // Christopher C. Joyner. Toward a Spratly Resource Development Authority: Procursor Agreement and Confidence Buiding Measures / ed. Myron H. Norquist and John Norton Moroe.
12.Annual Report to Congress: Military Power of the People’ Republic of China, 2GG9, Office of the Secretary of Defence, Department of Defence, United of States of America, P. 4.
13. Институт стратегии развития, проект доклада «Стратегия развития морей Вьетнама до ЮЮ г.». Ханой, май 2GG5 г.
14. Ле Куи Дон (Le Quy Don, 1726—1778). Записки мандарина / пер. на соврем. вьетнамский яз. Нго Лап Тьи (Ngo Lap Chi): Изд-во Ханойского университета, 1959. С. 47.
15. Данг Минь Тху. Суверенитет над Парасельскими островами и островами Спратли, выпуск 11-й (июль 2GG7 г.) [электронный ресурс]. URL: http://www.thoidaimoi. org.
16. Duniel Dzurek: The Spartly Islands Dispute in the South China Sea: Problem, Policies and Prospects for Diplomatic Accommodation, p. 72. [электронный ресурс]. URL: http://www.american.edu/projects/mandala/TET/ice/spratly.htm.
17. BBC website [электронный ресурс]. URL: http://wwwbbc.co.uk/vietnamese/vietnam/ story/2007/07/07019stimes _spartlys.shtml.
18. Reuters website [электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/ rbssEnergyNews/idUSPEK26391320080722.
19. Официальный сайт ООН [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org? Depts/ los/clcs_new/submisios_ffle/submission_vnm_37_2009 (дата обращения: 13.G5.2GG9).
2G. Официальный сайт ООН [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/Depts/ los/clcs_new/submissions_ffles/myvnm33_09/chn_2009re_mys_vnm_e.pdf (дата обращения: 13.G5.2GG9).
21. Официальный сайт ООН [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/Dept/ los/clcs_new/.../bm2009prehminaryinformation.pdf (дата обращения: G2.G5.2GЮ)
22. Remarks at Press Availability [электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/ secretary/rm/2010/07/145095.htm.
23. [электронный ресурс]. URL: http://wwwonline.wsj.com/article/. (дата обращения: 24.1G.2G1G).
24. Совместная декларация АСЕАН — США от 24 октября 2G1G г., материалы МИД Вьетнама.
25. Christopher C. Joyner: The Spartly Islands Dispute in the South China Sea: Problems, Policies and Prospects for Diplomatic Accomodation.
26. U.S. Energy Information Administration [электронный ресурс]. URL: http://www.eia. doe.gov/cabs/SouthChina Sea/Full.htm.
27. Mark Valenca, Jon M. Van Dyke and Noel A. Ludwig: Sharing the Resources of the South China Sea, University of Hawaii, 1997, p. 33.
28. U.S. Energy Information Administration [электронный ресурс]. URL: http://www.eia. doe.gov/cabs/South China Sea/Full.html.
29. CIA Fact book.
3G. Зыонг Зань Гуи (Duong Danh Huy). Сколько морей и шельфов на Парасельских островах и островах Спратли // Новое время. Вып. 19. (июль 2G1G г.).
31.Данг Минь Тху (Dang Minh Thu). Суверенитет над Парасельскими островами и островами Спратли // Новое время. Вып. 11. (июль 2GG7 г.).
32. Дао Ван Туи (Dao Van Thuy). Позиция Китая в споре о суверенитете над Парасельскими островами и островами Спратли // Новое время. Вып. 11. (июль 2GG7 г.).
33. Хай Биен (Hai Bien). Вопрос Восточного моря в свете международного права, веб-сайт Вьетнамского телеграфного агентства [электронный ресурс]. URL: www. vietnamplus.vn (дата обращения: март 2G11 г.).
34. Хоанг Вьёт (Hoang Viet). Какое разрешение спора по Восточному морю // Новое время. Вып. 19 (июль 2G1G г.).
35.Хо Бать Тхао (Ho Bach Thao). Морская территория Китая при династии Ming [электронный ресурс]. URL: wwwdiendan.оrg/phe-binh-nghiencuu/lanh hai trung quoc.
36. Нгуен Ба Зиен (Nguyen Ba Dien). Применение принципов международного права по освоению территории с целью мирного разрешения споров по Восточному морю [электронный ресурс]. URL: www.nghiencuubiendong.vn (дата обращения:
15.G3.2G1G).
37. Нгуен Хонг Тхао (Nguyen Hong Thao), Восточное море — три периода, четыре вызова, два подхода и одна вера // Новое время. Вып. 2G (ноябрь, 2G1G г.)
38. Нгуен Динь Дау (Nguyen Dinh Dau). Из интервью, данного RFI (Radio France Internatiomle). Вып. от 6 июля 2G11 г.
39. Фыонг Лоан (Phuong Loan). Критика иностранных учёных в адрес требований Китая о морской линии, напоминающей говяжий язык [электронный ресурс]. URL: http://vietnamnet.vn (дата обращения: 31.11.2GG9).
4G. Та Ван Тай (Ta Van Tai). Решение вопроса по Восточному морю // Новый мир. Вып. 2G (ноябрь 2G1G г.).
41. Туи Суан (Thuy Xuan). Неоспоримый суверенитет Вьетнама над Парасельскими островами [электронный ресурс]. URL: http://vietnamnet.vn (дата обращения: 24.G2.2G11).
42. Ву Куанг Вьёт (Vu Quang Viet). Морские споры в Юго-Восточной Азии — поиск мирного решения и правосудия на основании исторических свидетельств и международного права // Новое время. Вып. 19 (июль 2G1G г.).
43. Конфликт в Восточном море уже не является угрозой: (избранные материалы, переведённые с английского, французского и китайского языков) / под общ. ред. Хонг Ле Тхо (Hong Le Tho), USA, 2GG9.
44. East sea (South China Sea) studies [электронный ресурс]. URL: http:// nghiencuubiendong.vn.