ПРОБА ПЕРА
О ПОЗИЦИИ ВЬЕТНАМА ПО ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ В СВЯЗИ С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ СПОРОМ В ВОСТОЧНОМ МОРЕ
Ле Куинь Нга
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются вопросы, связанные с территориальными противоречиями между группой стран по вопросу принадлежности архипелага Спратли и Парасельских островов. Обосновывается позиция Вьетнамской стороны по этому вопросу.
Ключевые слова: Социалистическая Республика Вьетнам, Китайская Народная Республика, Восточное море, архипелаг Спратли, Парасельские острова, территориальные воды.
Социалистическая Республика Вьетнам расположена в Юго-Восточной Азии, граничит на севере с Китаем, на западе с Лаосом и на юго-западе с Камбоджой. На востоке страну омывает Восточное, или Южно-Китайское (как называет его китайская сторона) море. Различие в названии объясняется прежде всего тем, что Китай претендует на акваторию этого моря, а вьетнамская сторона намерена подтвердить суверенитет и юрисдикцию в отношении своих морских территориальных вод. Восточное море является вторым по величине среди мировых морей и имеет важное стратегическое значение. Его площадь составляет 648 тыс. кв. км. Через Восточное море проходят важные международные морские транспортные сообщения, соединяющие Тихий океан с Индийским океаном. По этим морским путям перевозят необходимые для современных экономик товары, такие как нефть и газ из стран Ближнего Востока в индустриально быстро развивающиеся страны — Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай. По этому же морю промышленные товары из этих стран обратно доставляются в страны Ближнего Востока и другие регионы мира. Кроме того, акватория Восточного моря весьма привлекательна для таких стран, как США, Россия и Китай — кроме важного геополитического положения в его водах возможно, при необходимости, развернуть военно-морские силы.
Стратегическая важность Восточного моря заключается и в том, что в недрах его таятся огромные ресурсы полезных ископаемых, в первую очередь, это «черное золото» современного мира — нефть. По данным ООН, Восточное море входит в число 10 регионов мировых океанов, обладающих большим количеством нефти и газа. Так, начиная с 1972 г., многие нефтегазовые компании Западных стран уже выявили и начали добывать нефть в регионе Парасельских островов и архипелага Спратли. Первая разведка нефти в районе Спратли была проведена
Республикой Филиппины в 1976 г. По данным министерства энергетики США, запасы нефти Восточного моря составляют 7 млрд баррелей. А по данным Центра геологических разведок США, выявленные и невыявленные запасы нефти Восточного моря составляют примерно 28 млрд баррелей. Обращают на себя внимание данные китайской стороны, согласно которым прогнозы по запасу нефти в недрах Восточного моря могут доходить даже до 200 млрд баррелей [6]. Восточное море обладает также большим запасом морских ресурсов, особо ценными породами морских рыб и морепродуктов, в том числе особых сортов рыб, крабов, раков, водорослей, которые могут расти только в теплых морях.
Стратегическая важность, как с точки зрения геополитического положения, так и экономического, необычайно важна. Не случайно Восточное море привлекает особое внимание не только прибрежных стран, но и других мировых держав. Такие прибрежные страны, как Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Индонезия и Тайвань уже заявили о своем суверенитете в отношении территориальных вод и шельфов Восточного моря. Китай, Тайвань и Вьетнам объявили о суверенитете и своей юрисдикции в отношении Парасельских островов. Филиппины, Малайзия, Тайвань и Бруней объявили суверенитет в отношении отдельных частей Па-расельских островов, а Китай и Вьетнам заявили о суверенитете в отношении Спратли в целом. В настоящее время почти на 45 островах, принадлежащих архипелагу Спратли, уже размещены военные силы ряда стран, претендующих на суверенитет над этими островами. При этом каждая из сторон приводит свои аргументы, опирается на географические или исторические факты. Основным международным документом по вопросу принадлежности территориальных вод является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в которой четко говорится о том, что прибрежные государства имеют право на суверенитет в отношении особой морской экономической зоны, ширина которой равняется 200 милей от основной линии, находящейся в 12 милях от берега [5].
Итак, прибрежные страны претендуют на большую часть морских территориальных вод, имеющих важное военно-стратегическое значение. Не редки случаи в истории, когда между этими государствами развязывались военные конфликты по поводу принадлежности остров. Одних привлекают значительные запасы газа и нефти, других — полезные ископаемые, а также значительные запасы морепродуктов Восточного моря. Все это ведет к новой взрывоопасной ситуации в регионе. Разрешение спорных проблем между странами, в первую очередь между Вьетнамом и Китаем, является, безусловно, важнейшим фактором и необходимым условием для сохранения мира и безопасности как в Восточном море в частности, так и в АТР в целом. Китай и Вьетнам не просто соседи по региону, они — крупные прибрежные государства. Две страны имеют богатую историю взаимоотношений. В тысячелетней истории отношений между двумя государствами были и добрососедские, и напряженные, и даже конфликтные периоды. Последнее пограничное столкновение между Китаем и Вьетнамом имело место в начале 1979 г. и продолжалось почти 10 лет. Тогда Китай, воспользовавшись тем, что Вьетнам вовлечен в войну в Камбодже, развязал приграничную войну. После вывода вьет-
намских войск из Камбоджи и неустанных дипломатических усилий, главным образом, со стороны Вьетнама, дипломатические отношения между Вьетнамом и Камбоджой были восстановлены в 1991 г. И сегодня их отношения развиваются по всем направлениям — политическим, экономическим, военным, культурным и другим. Двусторонний торговый оборот составляет свыше 20 млрд долл. Развитие дружественных вьетнамо-китайских отношений способствует сохранению мира как в регионе, так и в мире в целом.
Современный уровень добрососедских отношений двух стран был достигнут благодаря совместным усилиям, направленным на разрешение существующих между ними проблем, в первую очередь пограничных. Благодаря огромным усилиям, иногда и уступкам со стороны обеих сторон, демаркация вьетнамо-китайской границы на суше, протяженность которой составляет свыше 1 тыс. 400 км, уже завершилась. На сегодняшний момент одной из сложных проблем в отношениях между Вьетнамом и Китаем остается разделение морской границы в районе Восточного моря. Как было сказано выше, в территориальных водах Восточного моря таится огромное богатство полезных ископаемых и морских ресурсов, на добычу которых претендуют прибрежные страны, в связи с чем проблема разделения границы в этом регионе приобретает особо острый характер. Такая напряженная ситуация отражается также на ходе многосторонних и двусторонних переговоров по вопросам разделения морских границ, а также по вопросам, касающимся способов и форм использования и эксплуатации морского богатства Восточного моря.
Трудность проблемы демаркации границы на море осложняется неразрешенным до сих пор вопросом — вопросом принадлежности островов, расположенных в Восточном море. На самом деле, два крупнейших архипелага — Парасельский и Спартли — принадлежат к числу спорных. Если острова первого архипелага являются спорными между Китаем и Вьетнамом, то на острова архипелага Спарт-ли, кроме Китая и Вьетнама, претендуют также Филиппины, Малайзия и Индонезия. Не редки случаи в истории, когда между этими государствами возникали военные конфликты по поводу принадлежности островов. Так, в 1974 году, используя удобный момент, когда основные силы вьетнамской армии была сосредоточены на юге Вьетнама, Китай захватил Парасельские острова. По сути, с момента силового захвата Китаем Парасельских островов архипелаг становится спорным. Вьетнам имеет все юридические основания, доказывающие принадлежность этого архипелага. Так, в XVII в. во Вьетнаме при династии короля Нгуен был отдан приказ о создании морского уезда Хоанг Ша, который входил в состав провинции Куанг Нгай [7]. Опираясь на результаты многих научных исследований, а также исторических и географических документов и фактов, 3 мая 2011 года правительство СРВ предоставило комиссии ООН по международному морскому праву ряд документов, определяющих принадлежность Парасельского архипелага. Одновременно вьетнамское правительство опубликовало постановление правительства о создании уезда островов Хоангша (Параселлы), входящего в состав провинции Куангнам-Дананга, третьей по величине провинции Вьетнама. Это решение вьетнамского правительства вызвало со стороны Китая новые волны антивьет-
намской деятельности в районе Восточного моря. Так, например, в последующие месяцы после опубликования постановления вьетнамского правительства, китайские береговые отряды неоднократно арестовывали вьетнамские рыбацкие судна, которые на вполне законных основаниях ловили рыбу в территориальных водах вокруг Парасельского архипелага. Кроме этого, китайская сторона даже запретила вьетнамским рыболовецким судам заходить в бухты архипелага во время штормов, поставив их перед необходимостью, невзирая на метеорологические условия, выходить в море. Не редки случаи ограбления вьетнамских рыбацких судов в ночное время «неизвестными людьми», или даже затопления «неизвестными более мощными судами». Все это создавало и создает напряженную конфликтную ситуацию, угрожающую жизни вьетнамских рыбаков.
Другой точкой напряженности в Восточном море является район архипелага Спратли, который находится всего в 460 км от побережья Вьетнама. Ситуация с архипелагом Спратли несколько отличается от ситуации с островами Парасель-ского архипелага. Острова Парасельского архипелага юридически принадлежат Вьетнаму, но фактически оказались во владении Китая. В Спратли вьетнамцы занимают 29 крупных островов и атоллов, которые называются Шонгтытау, Шинг-тон, Шонка и др. [4]. У Вьетнама есть все юридические основания и неоспоримые исторические доказательства, доказывающие принадлежность этих островов. Но Китай настаивает на том, что эти острова полностью находятся в юрисдикции Китая. Между Вьетнамом и Китаем идут неутихающие споры по этому вопросу, приведшие в 1988 г. к военному столкновению между двумя странами вблизи этого архипелага.
Чрезвычайную озабоченность вызывает и то обстоятельство, что совсем недавно, в конце мая 2011 г., группа из трех китайских патрульных катеров вторглась в территориальные воды Вьетнама во Вьетнамское море. Один из них подошел вплотную к вьетнамскому научно-исследовательскому судну, которое проводило работы по изучению сейсмического состояния поверхности морского дна в районе, находящемся всего в 120 морских милях от побережья Центрального Вьетнама, а это означает, что место проведения вьетнамским кораблем работы находится в 84 морских милях от внешней линии исключительной экономической зоны Вьетнама. Интересно отметить, что это место находится в 600 км к югу от китайского острова Хайнань. Угроза китайских патрульных катеров в отношении вьетнамского исследовательского судна закончилась тем, что китайские матросы вывели из строя научно-исследовательское оборудование [1]. В связи с этим официальный представитель Министерства иностранных дел СРВ заявил, что подобные действия китайской стороны серьезно нарушают суверенитет и юрисдикцию Вьетнама в отношении его континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Было подчеркнуто, что СРВ требует, чтобы китайская сторона воздержалась от акций, ставящих под сомнение суверенные права СРВ на его эксклюзивную экономическую зону и территориальные воды. Что касается Китая, то официальный Пекин отвергает обвинения в нарушении норм морского права. Министр обороны Китайской Народной Республики Лян Гуанле обратился за разъ-
яснениями в Международный институт стратегических исследований с целью найти там поддержку китайской позиции. Пекин считает, что подавляющее большинство территории Восточного моря принадлежит Китаю. Вьетнамцы вот уже двадцать с лишним лет, а точнее с 1985 года, ведут разведку и добычу нефти в акватории этого моря. Господин До Ван Хау, представитель вьетнамской нефтяной компании «PetгoVietnam», отметил, что это уже не первый случай, когда китайские корабли вторгаются в территориальные воды Вьетнама и провоцируют конфликты.
Для решения этой сложной и непростой проблемы, думается, кроме наличия доброй воли со стороны обеих стран — Вьетнама и Китая — необходимо активное участие в переговорном процессе других государств и международных институтов. Прежде всего, следует подчеркнуть, что эту проблему необходимо решить только мирным путем, избегая военных вариантов решения проблемы. Вся история отношений между Вьетнамом и Китаем показывает, что необходимо исключить любой фактор, дающий повод для возникновения военного конфликта, особенно в эпоху наличия современного оружия массового уничтожения. Необходимы постоянные двусторонние переговоры правительств обеих стран, создание комиссии всех уровней для обмена мнениями и выработки взаимоприемлемых решений. Требуется привлечь все страны региона и, прежде всего, страны АСЕАН к участию в многосторонних переговорах по разрешению спорных проблем на основе взаимного понимания и уступок. Следует предложить международной общественности, США и России усилить воздействие на Китай, чтобы он отказался от устрашающих действий в отношении его соседей на основе поговорки: «Большие рыбы глотают маленьких», — и уважал общепринятые международные правила. Вьетнамская сторона надеется на активное участие США и России в решении этого непростого вопроса.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что США играют важную роль в сдерживании амбиции Китая, который проводит политику притеснения своих соседей по региону и стремится присвоить себе значительные территории в Восточном море. Об этом недвусмысленно заявил министр обороны США Роберт Гейтс на завершившейся конференции по безопасности в Азии в начале июня 2011 г. в Сингапуре, подчеркнув, что США «сохранят военное присутствие в регионе и не остановятся перед лицом набирающего силу Китая. Вашингтон не станет отказываться от выполнения обязанностей по защите союзников». Несмотря на то, что главный потенциальный противник не назван, он ясно обозначен [3]. Китай не может не обратить внимания на позицию США по этому вопросу. Так, на той же конференции по безопасности в Азии член Госсовета КНР, министр обороны Китая Лян Гуанле, не вступая в полемику с министром обороны США Гейтсом, постарался убедить собравшихся, что растущая военная мощь Китая не представляет угрозы для его соседей. Он подчеркнул, что говорить об агрессивных планах Китая не стоит, так как вооружение китайской армии на два поколения отстает от армии западных стран. Министр обороны Китая подтвердил, что
Пекин привержен подписанному в 2002 г. документу, согласно которому все вопросы по Восточному морю должны разрешаться мирным путем.
По мнению вьетнамской стороны, решение спорных вопросов по Восточному морю зависит также от той позиции, которую займет Россия. Как известно, бывший Советский Союз, а ныне Российская Федерация имеет традиционные и дружественные отношения со странами Юго-Восточной Азии, в первую очередь с Вьетнамом. В 2001 г., во время визита во Вьетнам президента России В.В. Путина, была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам, которая заложила основы новых дружеских отношений в XXI в. Ныне Вьетнам и Россия связаны тысячами нитей политических, торгово-экономических и иных связей. Необходимо отметить, что в настоящее время на вьетнамском континентальном шельфе Восточного моря действует совместное нефтедобывающее предприятие — «Вьет-совпетро», которое является собственностью Вьетнама и России. По оценкам российских экспертов, это предприятие принадлежит к числу самых эффективных российских предприятий, работающих за границей. В рамках этого совместного предприятия Россия также активно участвует в кооперации с Вьетнамом по разработке месторождений нефти и газа на разных участках принадлежащего Вьетнаму континентального шельфа. Все это говорит о том, что Российская Федерация имеет свои экономические интересы в Восточном море. Вьетнамская сторона рассчитывает, что российская сторона предпримет все возможные усилия, направленные на мирное решение данной проблемы, и не допустит военное разрешение вопроса суверенитета над островами. В противном случае все это может подорвать политическую и стратегическую стабильность, все экономическое развитие региона и вновь превратить его в опасный очаг международной напряженности. Как морская держава, Россия непосредственно заинтересована в обеспечении в этом регионе мира и безопасности, стабильной свободы судоходства и морских коммуникаций. В регионе АТР, где проходят важные для России морские и воздушные коммуникации, в последнее время опять возникла высокая конфликтная ситуация, что потребует от России усилий по ослаблению напряженности.
В условиях нынешнего этапа развития глобализации, когда Россию и Китай связывают многие политические и экономические интересы, Вьетнамская сторона, конечно же, заинтересована в мирном разрешении вопроса. Но мы хотим, чтобы Россия, принимала активное участие в процессе нахождения путей для развязки этой затяжной и труднейшей проблемы — найти общий язык для всех стран, имеющих интересы в Юго-Восточной Азии в целом, а также в Восточном море, в частности. Вьетнам приветствует позицию России, высказанную Министром иностранных дел России Лавровым, который заявил в Бангкоке в 2009 году: «Россия выступает за равноправную и транспарентную архитектуру безопасности и сотрудничества в АТР, основанную на коллективных началах, общепризнанных нормах и принципах международного права и использующую в качестве инструмента решения сложных проблем диалог, консультации и переговоры. То есть то, что определяется как «метод АСЕАН». Для этого не нужны военное превос-
ходство, наращивание оборонной мощи, ослабление безопасности других государств, создание в АТР военных баз и оборонных альянсов, формирование способной дестабилизировать стратегический баланс региональной системы ПРО. Продвигаться к созданию такой архитектуры следует через налаживание многосторонней дипломатии, развитие связей между региональными организациями и форумами, а главное — через взаимное уважение и учет интересов друг друга» [2]. Ответственная и взвешенная позиция России по спорным территориальным проблемам в Восточном море получает широкую поддержку и встречает понимание руководства СРВ и других участвующих в спорах государств. Никто не заинтересован в эскалации конфликта. Главное в этих условиях не усиливать напряженность, а искать выход в политическом диалоге на всех уровнях, руководствуясь так называемым «методом АСЕАН», т.е. идти путем терпеливого поиска согласия.
Со своей стороны Вьетнам также должен наращивать вооруженные силы, достаточные для того, чтобы защитить свой суверенитет и юрисдикцию в отношении своих территориальных вод и островов, на которых в настоящее время проживают вьетнамцы, и добиваться того, чтобы Китай прекратил претендовать на вьетнамские острова, в частности Парасельские, в Восточном море. Поэтому считаем, что единственным правильным подходом к разрешениям территориальных вопросов между различными странами в целом, и между Вьетнамом и Китаем в частности, являются взаимное уважение интересов и нахождение взаимоприемлемых решений посредством мирных переговоров.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Виноградов П. Вьетнам и Китай делят Восточное море // Многополярный мир. — 2011, 30 мая.
[2] Выступление Министра иностранных дел РФ С. Лаврова перед студентами Университета в Бангкоке после сессии АРФ в июле 2009 г. // http://www.mid.ru
[3] Скосырев В. США не уступят Азию Пекину // http://www.ng.ru/world/2011-06-06
[4] Материалы для исследований Восточного моря. — Ханой, 2011 (на вьетнам. яз.).
[5] Нгуен Тоан Тханг. Стратегия «переговоров» и «угрозы силой» Китая // www.VnEexpress/2011-06-06 (на вьетнам. яз.).
[6] Фам Тху Чанг. Интересы США в Восточном море. — Ханой, 2010 (на вьетнам. яз.).
[7] www.dantri.com.vn/2009, 26 авг.
REFERENCES
[1] Vinogradov P. V'etnam i Kitai del'at Vostochnoye more // Mnogopolyarniy mir. — 2011, 30 maya.
[2] http://www.mid.ru
[3] Skosyrev V. SHA ne ustupyat Asiu Pekinu // http://www.ng.ru/world/2011-06-06
[4] Materialy dlya issledovanii Vostochnogo morya. — Hanoi, 2011 (viet.).
[5] Nguen Toan Thang. Strategiya peregovorov i ugrosy siloy Kitaya. // www.VnEexpress/2011-06-06 (viet.).
[6] Fam Thu Chang. Interesy SHA v Vostochnom more. — Hanoi, 2010 (viet.).
[7] www.dantri.com.vn/2009, 26 авг.
TOWARDS VIETNAMESE POSITION TO PEACEKEEPING AND SECURITY IN THE TERRITORIAL DISPUTE IN THE EAST SEA
Le Kouin' Nga
Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The problem of territorial contradictions among different countries towards belonging of Spratly and Paracel archipelagoes is examined in the article. The Vietnamese position is proved.
Key words: Socialist Republic of Vietnam, Peoples' Republic of China, East Sea, Spratly archipelago, Paracel islands, territorial waters.