Научная статья на тему 'КИНОТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

КИНОТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / ОБЩЕНИЕ / КИНОТРЕНИНГ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Резепова Наталья Владимировна, Курдюкова Алёна Александровна

Статья посвящена изучению возможности применения кинотренинга в качестве средства развития коммуникативной сферы студентов с разным уровнем интернет-зависимости. Актуальность данного исследования определяется неуклонным увеличением числа пользователей сети Интернет во всем мире. Та же тенденция характерна и для нашей страны. Для развития коммуникативных способностей у студентов целесообразно использовать кинотренинг, обладающий широкими возможностями в данном направлении. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, тестирование (Тест на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)), Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), Тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский), Тест-опросник коммуникативного контроля (М. Шнайдер)). Для статистического анализа эмпирических данных применялся критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Эмпирически установлено отсутствие среди респондентов студентов с ярко выраженной интернет-зависимостью. Выявлены потенциальные интернет-аддикты - студенты, чрезмерно увлеченные Интернетом. Чаще всего они имеют низкие показатели общительности и эмпатии по сравнению с обычными пользователями сети. Статистический анализ полученных данных подтвердил наличие достоверных различий между студентами, являющимися потенциальными аддиктами и студентами - обычными пользователями Интернета, в показателях общительности и эмпатии. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что студенты, чрезмерно увлеченные Интернетом, отличаются от обычных пользователей сети уровнем коммуникативности и эмпатии. У студентов, склонных к интернет-зависимости, более высокий уровень замкнутости и не коммуникабельности. При этом показатели эмпатии ниже, чем у обычных пользователей. Низкий уровень коммуникативного контроля продемонстрировали только студенты, чрезмерно увлечённые Интернетом. Соответственно, кроме замкнутости, у интернет-зависимых людей могут быть и другие проблемы в общении, обусловленные непосредственностью и открытостью в сочетании с излишней прямолинейностью и навязчивостью. Результаты данного исследования могут быть использованы в целях повышения качества работы психологов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в вузах и ссузах, профессиональной деятельности клинических психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Резепова Наталья Владимировна, Курдюкова Алёна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM TRAINING AS A MEANS OF DEVELOPING THE COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENTS PRONE TO INTERNET-DEPENDENT BEHAVIOR

The article is devoted to the study of the possibility of using film training as a means of developing the communicative sphere of students with different levels of Internet addiction. The relevance of this study is determined by the steady increase in the number of Internet users worldwide. The same trend is typical for our country as well. To develop students' communicative abilities, it is advisable to use film training, which has extensive opportunities in this direction. In the course of the study, the following methods were used: theoretical analysis of scientific literature, testing (Test for Internet addiction (K. Young (adapted by V.A. Loskutova)), a method for diagnosing the level of empathic abilities (V.V. Boyko), a test for assessing the level of sociability (V.F. Ryakhovsky), a test questionnaire for communicative control (M. Schneider)). The t-student criterion for independent samples was applied for statistical analysis of empirical data. The absence of students with pronounced Internet addiction among the respondents was empirically established. Potential Internet addicts have been identified - students who are overly enthusiastic about the Internet. Most often, they have low rates of sociability and empathy compared to ordinary netizens. Statistical analysis of the data obtained confirmed the presence of significant differences between students who are potential addicts and students who are regular Internet users in terms of sociability and empathy. The analysis of the results of the study allows us to conclude that students who are overly enthusiastic about the Internet differ from ordinary Internet users in the level of communication and empathy. Students who are prone to Internet addiction have a higher level of isolation and lack of communication skills. At the same time, the indicators of empathy are lower than those of ordinary users. The low level of communicative control was demonstrated only by students who were overly enthusiastic about the Internet. Accordingly, in addition to isolation, Internet-dependent people may have other communication problems due to spontaneity and openness combined with excessive straightforwardness and obsession. The results of this study can be further used to improve the quality of work of psychologists who carry out their professional activities in universities and colleges, the professional activities of clinical psychologists.

Текст научной работы на тему «КИНОТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 12PSMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ионова, М. С. Кинотренинг как средство развития коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению / М. С. Ионова, Н. В. Резепова, А. А. Курдюкова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN123.pdf

For citation:

Ionova M.S., Rezepova N.V., Kurdyukova A.A. Film training as a means of developing the communicative sphere of students prone to Internet-dependent behavior. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 12PSMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

УДК 159.9:004.738.5-057.87

Ионова Мария Сергеевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»,

Саранск, Россия Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: ionovams@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4982-9691 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=702977

Резепова Наталья Владимировна

ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова»,

Москва, Россия

Доцент кафедры «Русского и иностранного языков» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков № 2» Кандидат филологических наук, доцент E-mail: natalia0309@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1660-0812 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=673095

Курдюкова Алёна Александровна

ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск», Саранск, Россия

Специалист по социальной работе

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»,

Саранск, Россия

Е-mail: kuala09092000@gmail.ru; kuala09092000@gmail.com

Кинотренинг как средство развития коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению

Аннотация. Статья посвящена изучению возможности применения кинотренинга в качестве средства развития коммуникативной сферы студентов с разным уровнем интернет-зависимости. Актуальность данного исследования определяется неуклонным увеличением числа пользователей сети Интернет во всем мире. Та же тенденция характерна и для нашей страны. Для развития коммуникативных способностей у студентов целесообразно использовать кинотренинг, обладающий широкими возможностями в данном направлении.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, тестирование (Тест на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)), Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), Тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский), Тест-опросник коммуникативного контроля (М. Шнайдер)). Для статистического анализа эмпирических данных применялся критерий ^Стьюдента для независимых выборок.

Эмпирически установлено отсутствие среди респондентов студентов с ярко выраженной интернет-зависимостью. Выявлены потенциальные интернет-аддикты — студенты, чрезмерно увлеченные Интернетом. Чаще всего они имеют низкие показатели общительности и эмпатии по сравнению с обычными пользователями сети. Статистический анализ полученных данных подтвердил наличие достоверных различий между студентами, являющимися потенциальными аддиктами и студентами — обычными пользователями Интернета, в показателях общительности и эмпатии.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что студенты, чрезмерно увлеченные Интернетом, отличаются от обычных пользователей сети уровнем коммуникативности и эмпатии. У студентов, склонных к интернет-зависимости, более высокий уровень замкнутости и не коммуникабельности. При этом показатели эмпатии ниже, чем у обычных пользователей. Низкий уровень коммуникативного контроля продемонстрировали только студенты, чрезмерно увлечённые Интернетом. Соответственно, кроме замкнутости, у интернет-зависимых людей могут быть и другие проблемы в общении, обусловленные непосредственностью и открытостью в сочетании с излишней прямолинейностью и навязчивостью.

Результаты данного исследования могут быть использованы в целях повышения качества работы психологов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в вузах и ссузах, профессиональной деятельности клинических психологов.

Ключевые слова: интернет-зависимость; коммуникативная сфера; общение; кинотренинг; студенты

Общение занимает важное место в жизни каждого человека. В настоящее время в современном мире возникли новые формы общения в интернет-среде. Их значение в нашей жизни стремительно возрастает. Особую роль в организации процесса общения в виртуальном пространстве играют социальные сети. Не вызывает сомнений тот факт, что жизнь современного студента невозможно представить без общения в социальных сетях и мессенджерах [1].

Такая популярность онлайн-платформ для общения ведет к риску возникновения чувства одиночества, тревожности, снижению уровня коммуникации в обычной жизни. Виртуальное общение не компенсирует в полной мере реальное. Взаимодействие с людьми в обычных ситуациях вызывает все больше затруднений [1]. При этом зависимость от сети Интернет возрастает.

По статистике интернет-зависимость в России (как и во всем мире) набирает обороты. Доступ к Интернету уже в 2019 г. имели 76 % россиян. Из них около 5-8 % интернет-зависимы.1

1 Daily Storm: О цифровых тенденциях начала нового десятилетия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dailystorm.ru/detali/rossiyane-voshli-v-top-15-zavisimyh-ot-intemeta-naciy (дата обращения: 11.02.2020).

Страница 2 из 13

Введение

12PSMN123

Интернет-зависимость определяют как непреодолимую тягу к Интернету, не смотря на его негативное влияние на многие жизненный сферы индивида [2]. Критерии диагностики интернет-зависимости разделяют на физические и психологические. Все эти критерии тесно связаны между собой, а о наличии зависимости можно судить по выявлению как минимум трех из них [3].

Так, к психологическим симптомам интернет-зависимости относят: ощущение эйфории при пребывании в Интернете, неспособность остановиться по собственному желанию, постоянное увеличение времени пребывания в Сети, пренебрежение другими сферами жизнедеятельности (работа, учеба, семья, друзья), ощущение дисфории и пустоты при пребывании не за компьютером, ложь близким о свой деятельности в Интернете [4].

Согласно исследованию, проведенному М.И. Дрепа, на сегодняшний день около 70 % студентов имеют средний и высокий уровень интернет-зависимости, они постоянно посещают социальные сети, не контролируя при этом затраченное время и пренебрегая личными делами. У таких студентов нарушается связь с реальной жизнью, появляются проблемы с учебой, страдает эмоциональная, волевая и когнитивная сферы. Появляются проблемы в сфере межличностной коммуникации [5].

Было выявлено, что средний возраст интернет-зависимой личности составляет 21 год. Причем группу риска образуют мужчины, старше 21 года, которые не состоят в браке, продолжают образование. При этом в прошлом имели различные аффективные расстройства и опыт зависимости [6].

Следовательно, наиболее интенсивно Интернет-ресурсы используют представители молодежных групп.2 Кроме очевидных преимуществ Интернет-среды (удобства, доступности в больших масштабах и др.), существует проблема, связанная с угрозой развития интернет-зависимости. Так чрезмерное и неконтролируемое интернет-хобби может привести к интернет-аддикции, и, соответственно, к проблемам в коммуникативной сфере.

Одним из эффективных средств профилактики интернет-зависимости и развития коммуникативной сферы студентов является кинотренинг.

Кинотренинг — это метод самосознания и саморазвития, который включает в себя просмотр и обсуждение фильма с использованием техник постановки вопросов и модерации группового процесса [7]. Анализ собственного восприятия образов в фильме способствует сознательной коррекции своих действий участниками тренинга.

Как правило, человек склонен понимать и объяснять поведение и действия героев фильма исходя из своих проекций (особенно если есть психологическая связь с одним из персонажей). Поэтому он практически не замечает тех нюансов поведения, которые указывают на иную интерпретацию действий, других движущих мотивов и т. д. Кинотренинг помогает участникам лучше понять логику действий и поступков других людей. В ходе анализа и обсуждения вскрываются тайные мотивы персонажей. В результате участники группы объясняют поведение «героев», опираясь на их личностные особенности, а не собственные проекции [8].

При просмотре фильма можно мысленно переместиться на место героя — увидеть себя на его месте. Еще один вариант — поставить героя на своё место. Данные позиции составляют основу восприятия, сочувствия и понимания фильма. Терапевтический эффект фильма состоит

2 Интернет в России: динамика проникновения. / FOM.RU: Интернет-газета Фонда Общественного Мнения. — 2018. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fom.m/SMI-i-intemet/13999.html (дата обращения: 25.11.2020).

в том, чтобы «поменявшись местами» с героем фильма, увидеть возможные изменения в своей реальной жизни под влиянием нового культурного опыта.3

В рамках данного исследования мы поставили перед собой цель изучить возможности применения кинотренингав качестве средства развития коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению.

Эмпирическое исследование было проведено на базе Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва. В нем приняли участие 47 студентов направлений подготовки «Психология» и «Лечебное дело». Среди них 6 юношей и 41 девушка. Возраст участников исследования — от 18 до 22 лет. По национальному составу 70 % — русские, 27 % — мордва, 3 % — татары.

Для того, чтобы исследовать уровень интернет-зависимости респондентов нами был использован Тест на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)). Данный тест состоит из 40 вопросов, на которые респонденты отвечают в соответствии с 5-балльной шкалой Ликкерта. Методика помогает выявить людей, имеющих патологическое пристрастие к Интернету, а также потенциальных аддиктов [5].

Изучение уровня эмпатии проводилось с помощью Методики диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко). Данная методика позволяет определить степень выраженности эмпатических способностей и значимость каждого из шести параметров в структуре эмпатии [9].

Для определения уровня общительности мы применили Тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский). Данный тест, разработанный В.Ф. Ряховским, оценивает общий уровень общительности [10].

Уровень коммуникативного контроля выявлялся при помощи Теста-опросника коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Студенты, принимавшие участие в исследовании, должны были внимательно прочитать высказывания, отражающие реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из высказываний необходимо было оценить относительно себя как верное или неверное.

¿-критерий Стьюдента для независимых выборок использовался с целью математической обработки полученных данных.

Из результатов Теста на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)) можно увидеть, что большинство студентов (60 % или 28 человек) являются обычными пользователями Сети. Вторая часть выборки (40 % или 19 человек) оказались чрезмерно увлеченными Интернетом. В нашем исследования мы будем рассматривать респондентов второй группы (людей склонных к интернет-зависимости) в качестве потенциальных аддиктов. Интернет-зависимых студентов в нашем исследовании выявлено не было.

Полученные эмпирические данные представлены в таблице 1.

3 Дерябина К.А. Кинотренинг как метод психологической коррекции личности. — Аллея науки, 2020. — Т. 1. — № 1(40). — С. 212-217.

Страница 4 из 13

Методы и материалы

Результаты

12PSMN123

Таблица 1

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня интернет-зависимости

Категории студентов Студенты

абс. %

Обычные пользователи Интернета 28 60

Чрезмерное увлечение Интернетом 19 40

Интернет-зависимые — —

Итого 47 100

Составлено авторами

Опираясь на полученные результаты, мы сформировали две группы студентов. В группу А вошли потенциально склонные к интернет-зависимости студенты (19 человека), а в группу В — обычные пользователи сети (28 человек).

При помощи Методики диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко) были получены результаты, свидетельствующие о том, что высокий уровень эмпатии характерен для 16 % студентов группы А (чрезмерно увлеченных Интернетом) и 21 % студентов группы В (обычных пользователей Сети). Средний уровень развития эмпатии преобладает у студентов группы В — 54 %. Среди студентов группы А данный уровень выявлен у 16 %. Заниженный уровень эмпатии, наоборот, преобладает у студентов, чрезмерно увлечённых Интернетом — 47 %. В группе обычных пользователей Сети — 21 %. Очень низкие показатели уровня развития эмпатии продемонстрировали 21 % студентов, чрезмерно увлечённых Интернетом. В группе обычных пользователей Сети очень низкий уровень эмпатии характерен лишь для 4 %.

Между группами обнаружены статистически значимые различия (1эмп = 2,7 при р < 0,05) (1*р = 2,01 при р < 0,05; 1кр = 2,69 при р < 0,01) по данному показателю.

Описанные эмпирические данные отражены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня развития эмпатических способностей

Студенты

Общий уровень эмпатии Группа А (чрезмерно увлеченные Интернетом) Группа В (обычные пользователи) Значение 1эмп

абс. % абс. %

Высокий 3 16 6 21

Средний 3 16 15 54 ¿эмп = 2,7 (p < 0,05)

Заниженный 9 47 6 21

Очень низкий 4 21 1 4

Итого 19 100 28 100

Составлено авторами

Применив в исследовании Тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский), мы выявили, что самый низкий уровень общительности характерен только для чрезмерно увлечённых Интернет-пользователей. Не коммуникабельны 21 % студентов группы А. Замкнутых студентов также значительно больше в группе чрезмерно увлечённых Интернетом — 26 %. В группе обычных пользователей их всего 7 %. Количество достаточно общительных одинаково в группах А и В и составляет 32 % студентов.

Наиболее высокие показатели общительности всё же показывают студенты, являющиеся обычными пользователями Сети. Студенты с нормальным уровнем коммуникабельности в группе А составляют 16 %, а в группе В — 43 %. Данный уровень общительности преобладает

у студентов группы В. Весьма общительные составляют 5 % и 14 % респондентов групп А и В соответственно. Очень общительные в группе А отсутствуют, а в группе В они составляют 4 %.

Обнаружены статистически значимые различия (Ъэмп = 3,1 при р < 0,05; 1*р = 2,01 при р < 0,05; 1кр = 2,69 при р < 0,01) по показателям общительности между студентами групп А и В.

Наглядно эмпирические данные представлены в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня общительности

Студенты

Уровень общительности ГруппаА (чрезмерно увлеченные Интернетом) Группа В (обычные пользователи) Значение 1эмп

абс. % абс. %

Не коммуникабельны 4 21 0 0

Замкнуты 5 26 2 7

Достаточно общительны 6 32 9 32

Нормальная коммуникабельность 3 16 12 43 tэмп = 3,1 (Р < 0,05;

Весьма общительны 1 5 4 14

Очень общительны 0 0 1 4

Максимально говорливы 0 0 0 0

Итого 19 100 38 100

Составлено авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень общительности студентов в группах

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

I

Ii .1

^ У / ' / /

¿Г

■ Группа А ■ Группа В

Условные обозначения: ряд 1 — группа А; ряд 2 — группа В; 1 — не коммуникабельны; 2 — замкнуты; 3 — достаточно общительны; 4 — нормальная коммуникабельность; 5 — весьма общительны; 6 — очень общительны

Рисунок 1. Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня общительности (по результатам Теста оценки уровня общительности) (составлено авторами)

Применение Теста-опросника коммуникативного контроля (М. Шнайдер) позволило выявить уровень коммуникативного контроля у респондентов. В обеих группах преобладающим является средний уровень коммуникативного контроля (выявлен у 53 % студентов группы А и 75 % студентов группы В). У 21 % студентов группы А (чрезмерно увлеченных Интернетом) и у 25 % группы В (обычных пользователей) был выявлен высокий уровень коммуникативного контроля. Низкие результаты показали 26 % студентов, чрезмерно увлечённых Интернетом. Совсем отсутствует низкий уровень коммуникативного контроля у студентов группы В.

Результаты применения 1-критерия Стьюдента для независимых выборок свидетельствуют о том, что различия в показателях уровня коммуникативного контроля у студентов групп А и В обнаружены на уровне статистической тенденции — Ъэмп = 2,2 при р < 0,05 (гкр = 2,01 при р < 0,05; ^ = 2,69 при р < 0,01).

Описанные эмпирические данные отражены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня коммуникативного контроля

Уровень коммуникативного контроля Студенты Значение 1эмп

Группа А (чрезмерно увлеченные Интернетом) Группа В (обычные пользователи)

абс. % абс. %

Низкий 5 26 0 0 tэмп = 2,2 (Р < 0,05;

Средний 10 53 21 75

Высокий 4 21 7 25

Итого 19 100 28 100

Составлено авторами

Обсуждение

Установлено, что среди студентов — участников исследования нет интернет-зависимых. Предположительно, это может быть связано с тем, что зависимость от Сети, преимущественно, формируется в первые годы ее использования. Знакомство современных студентов с Интернетом пришлось на детский и подростковый возраст. Соответственно, они либо уже преодолели зависимость, либо она у них и не была сформирована.

Большинство студентов, участвовавших в исследовании, оказались обычными пользователями Сети. Однако значительная их часть характеризуется чрезмерным увлечением Интернетом. Следовательно, они склонны к интернет-зависимости.

Большинство респондентов имеют средний уровень эмпатии, а также приближенный к среднему — заниженный уровень. Такие люди не всегда способны мысленно встать на место другого человека или отозваться на переживания других. Студентов, чрезмерно увлеченных Интернетом, отличает очень низкий и заниженный уровни эмпатии. У обычных же пользователей Сети преобладающим является средний уровень развития эмпатии.4

Замкнутых студентов больше в группе чрезмерно увлечённых Интернетом. Некоммуникабельных студентов среди обычных пользователей не выявлено. Обычные пользователи сети, в целом, характеризуются более высокими показателями общительности. Среди них выше количество студентов с нормальной коммуникабельностью, весьма

4 Ионова М.С., Курдюкова А.А. Возможности развития эмпатии у студентов-психологов средствами кинотренинга. — Текст: электронный / Огарев-online. — 2021. — № 16.

общительных и очень общительных. Ни в одной из групп чрезмерно общительных (максимально говорливых) студентов не оказалось.

В обеих группах средний уровень коммуникативного контроля является преобладающим. Однако только респонденты группы В (чрезмерно увлечённые Интернетом) показали низкий уровень. Мы привыкли думать, что интернет-зависимые люди в большинстве своем замкнуты. Но как оказалось, у них могут быть и другие проблемы в общении, вызванные чрезмерной непосредственностью и открытостью в сочетании с излишней прямолинейностью и навязчивостью.

В ходе исследования выявлены статистически достоверные различия в уровне «эмпатии» и «общительности» между группами студентов, склонных к интернет-зависимости и обычных пользователей Сети. Студенты — обычные пользователи более общительны, чем потенциальные интернет-аддикты. Во многом, это объясняется более высокими показателями эмпатии. Как известно, эмпатия — это способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника. Она способствует сбалансированности межличностных отношений, позволяя партнерам по общению, лучше понять друг друга, построив взаимоотношения на качественно новом уровне.

Учитывая полученные результаты, проанализировав научную литературу по данной проблеме, считаем необходимым реализовать её в учебно-воспитательном процессе вуза. Мы составили программу развития коммуникативной сферы у студентов, склонных к интернет-зависимому поведению.

Цель данной программы — развитие коммуникативной сферы у студентов.

Задачи программы:

• создать условия для организации согласованного взаимодействия участников;

• способствовать освоению умений установления контакта с людьми;

• развить коммуникативные навыки студентов;

• обеспечить совершенствование умений эмоционально и содержательно выражать мысли, используя мимику и жесты.

Для развития коммуникативных способностей у студентов целесообразно использовать кинотренинг. Как уже было отмечено, занятия в таком тренинге обладающий широкими возможностями в данном направлении [7; 11-13]

Изучив опыт предшественников, проанализировав существующие программы кинотренингов, тренингов с элементами кинотерапии, мы составили программу «Сила общения».5

Работа над ней осуществлялась в несколько этапов.

1. Целевой — определение цели и задач тренинга (обозначение проблем, на решение которых будет направлен тренинг; выделение круга умений и навыков, которые будут развиты у студентов в ходе участия в кинотренинге).

2. Методический — описание формы занятий, их тематики; используемых, техник, приемов; отбор упражнений к каждой технике и приему.6

5 Дудкина С.В. Рабочая программа «Кинотерапия». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-kinotieripiia.html (дата обращения: 30.10.2016).

6 Ситникова Е.Ю. Тренинг коммуникативных умений. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2016/01/14/trening-kommunikativnyh-umeniy (дата обращения: 14.01.2016).

В начале выбиралась форма занятий, наиболее продуктивная для решения задач. Далее определялись темы, объединенные по содержательным блокам. В каждый содержательный блок включался установочный (презентация, цели и задачи тренинга, установка на работу и т. д.), основной (развивающие задания) и завершающий (подведение итогов) блоки. Для каждого тематического блока подбирались методы и техники подачи информации, составлялись задания, прорабатывались детали программы и составлялся сценарий тренинга.

3. Заключительный — подготовка необходимых материалов [14].

Актуальность программы кинотренинга развития коммуникативной сферы у студентов, склонных к интернет-зависимому поведению обусловлена ее значимостью.

Данная программа предназначена для студентов замкнутых, не коммуникабельных, чрезмерно увлечённых Интернетом и имеющих средний и низкий уровень коммуникативного контроля. Они образуют кинотерапевтическую группу.

При составлении программы были учтены следующие принципы: взаимосвязь диагностики и коррекции, личностная активность, постепенное усложнение материала, согласованность обучения, опора на совместную деятельность, свободное выражение идей, эмоций и чувств, реализация множества механизмов эмпатии, постоянство группы [11].

Программа кинотренинга «Сила общения» рассчитана на 7 занятий. Рекомендуется проводить их 1 -2 раза в неделю в свободное от основной учебной деятельности время. Общая продолжительность занятий должна составлять не более часа.

Каждое занятие включает:

• вводную часть (ориентировка в теме занятия, снятие эмоционального напряжения участников, настрой на групповую работу);

• основную часть (развитие коммуникативных навыков студентов в ходе обсуждения художественных фильмов);

• заключительная часть (подведение итогов, формулировка выводов, осознание участниками произошедших позитивных изменений, закрепление положительного эмоционального фона).

Список фильмов, рекомендуемых для использования в кинотренинге, составляется с учетом интересов участников, возрастной специфики, их развивающей ценности. Для снижения временных затрат на кинотренинге, участникам рекомендован предварительный домашний просмотр кинолент с последующим анализом наиболее эмоционально тронувших сюжетов. На занятиях работа осуществляется на основе специально подобранных по темам отрывков [14].

Применение в ходе занятий групповой формы работы позволяет увидеть новое другими глазами, проанализировать иную точку зрению. Способствует развитию навыков сопереживания, способности прогнозировать поведение другого [7; 11-13].

Основой развития коммуникативной сферы студентов следует считать анализ и обсуждение поведения и состояний героев, ситуаций из фильмов. Именно на этой базе осуществляется развитие коммуникабельности на основном этапе тренинга [15].

Данную программу мы планируем внедрить в работу киноклуба «Психологический кинозал», созданного в 2018 г. при Психологической службе Мордовского государственного университета.

С 1998 года в наше вузе оказывается психологическая помощь студентам и сотрудникам. Сначала это был кабинет психологического консультирования. В 2008 г. создана Психологическая служба. Как следствие — расширение спектра задач. В настоящее время усилия психологов направлены:

• на оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

• профилактику отклонений в социальном и психологическом здоровье студентов;

• содействие преподавателям в воспитательной работе;

• формирование у студентов установки на взаимопомощь, развитие толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов.

Данные задачи решаются в ходе реализации следующих направлений деятельности: психологического просвещения, психологической профилактики, психологической диагностики и консультативной деятельности.

Значительную помощь психологам в их работе оказывают студенты. На базе службы функционирует студенческий психологический клуб «ПсиФактор». Его деятельность непосредственно направлена на психологическое просвещение студентов университета, психологическую профилактику. В частности, члены клуба участвуют в разработке программ мероприятий Психологической службы (просветительских, профилактических мероприятий; тренингов различной направленности и т. п.), а также их последующей реализации. В организации работы клуба «ПсиФактор» ведущую роль играют студенты-психологи, участники Научного психологического объединения «Универсия» при кафедре психологии. Будущие психологи проводят деловые и ролевые игры, занятия с элементами психологических тренингов для студентов различных факультетов и институтов университета, получая таким образом опыт практической работы. За период деятельности объединения студентами направления подготовки «Психология» написано значительное количество научно-исследовательских работ, результаты которых представлены на конференциях различного уровня, опубликованы в научных журналах и сборниках конференций.

По инициативе студентов-психологов на базе Психологической службы созданы арт-клуб и киноклуб.

Деятельность киноклуба «Психологический кинозал» ориентирована на тех, кто смотрит, любит и ценит «психологическое» кино. Участники — студенты разных факультетов и институтов знакомятся с кинокартинами, которые тем или иным образом связаны с психологией. На заседаниях киноклуба они получают возможность обсудить проблемы, поднятые в фильмах, услышать комментарии психологов. Имеющийся на данный момент опыт организации работы «Психологического кинозала» позволяет нам согласиться с распространенным в научной литературе мнением о том, что просмотр и совместное обсуждение «сложных» психологических фильмов, вызывающих сильные эмоции, стимулирующих мыслительную активность, способствует всестороннему развитию личности участников. Именно поэтому мы считаем целесообразным использовать именно этот вариант тренинга для работы со студентами, склонными к интернет-зависимому поведению [15].

Заключение

Полученные в ходе исследования эмпирические данные показали, что среди студентов явление Интернет-аддикции не является распространённым. Однако, нередко можно встретить людей, которые слишком много времени проводят в Интернете. Это и является предпосылкой формирования интернет-зависимости.

Респонденты, склонные к интернет-зависимости, значительно отличаются от обычных пользователей Сети по коммуникативным показателям. Наиболее низким уровнем общительности (по сравнению с обычными студентами) характеризуются потенциальные аддикты. Они закрыты, неохотно вступают в контакт, предпочитают находиться в одиночестве. Существенные изменения в жизни — смена сферы деятельности, необходимость заводить новые знакомства и т. п. могут надолго вывести из равновесия.

Низкий уровень коммуникативного контроля характерен только для потенциальных интернет-аддиктов. Вопреки расхожему мнению о том, что интернет-зависимые люди всегда замкнуты, установлено, что у них могут быть и другие проблемы в общении. Непосредственность и чрезмерная открытость открытостью в сочетании с излишней прямолинейностью и навязчивостью затрудняют общение.

Отличительной особенностью лиц, склонных к интернет-зависимому поведению, являются также заниженные показатели эмпатии. Такие студенты не всегда могут понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на профилактику интернет-зависимости в студенческой среде и развитие коммуникативной сферы обучающихся.

Для решения поставленных задач в учебно-воспитательном процессе вуза может быть реализована программа кинотренинга «Сила общения». В наших последующих работах мы планируем представить результаты применения данной программы в практике работы киноклуба «Психологический кинозал», функционирующего на базе Психологической службы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курдюкова А.А., Ионова М.С. Особенности коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению // В сборнике: Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы VI Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Константинов. — Москва, 2022. — С. 119-126.

2. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость — патология XXI века? // Вопросы ментальной медицины и экологии. — 2000. — Т. VI, № 1 — С. 11-13.

3. Кузнецова Д.А. Возможности использования кинотерапии в коррекционно-развивающей и образовательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60-3. — С. 434-436.

4. Др есвянников В.Л. Интернет-зависимость. — Новосибирск: Немо Пресс, 2015. — 159 с.

5. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 2. — С. 189-193.

6. Аникеева Д.А. Стадии и признаки интернет-зависимости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 3-7. — С. 10-11.

7. Тарасова Т.В., Ионова М.С. Характеристика межличностных отношений студентов с интернет-зависимым поведением // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия: сборник научных статей. Гродненский государственный университет имени Я. Купалы; Научные редакторы А.В. Ракицкая, О.Г. Митрофанова. — 2018. — С. 251-258.

8. Андронова Н.В. Развитие самоактуализации личности студентов средствами киноискусства. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. Выпуск 13. — С. 91-98.

9. Бойко В.В. Оценка эмпатии личности. — Санкт-Петербург: Сударыня, 2002. — 32 с.

10. Психологические тесты в 2 томах. Под ред.: Карелина А.А. — Москва: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. — Т. 2. — 246 с.

11. Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета. — Москва: ЛКИ, 2011. — 224 с.

12. Сабирова А.И. Общительность как фактор интернет-зависимости / Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6-1. — С. 98.

13. Светличная Т.Г. Социальные факторы риска возникновения интернет-зависимости: монография. — Череповец: ЧГУ, 2018. — 200 с.

14. Русина С.А. Киноклуб как форма профилактики психологического неблагополучия студентов Вуза // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. — 2016. — № 4-2(49). — С. 90-95.

15. Ионова М.С., Курдюкова А.А. Возможности развития эмпатии у студентов-психологов средствами кинотренинга. — Текст: электронный / Огарев-online. — 2021. — № 16. — Режим доступа: http://j ournal .mrsu.ru/arts/vozmozhnosti -razvitiya-empatii-u-studentov-psixologov-sredstvami-kinotreninga (дата обращения: 22.12.2021).

Ionova Mariia Sergeevna

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

E-mail: ionovams@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4982-9691 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=702977

Rezepova Natalia Vladimirovna

Russian State University of Cinematography named after S. Gerasimov, Moscow, Russia Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

E-mail: natalia0309@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1660-0812 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=673095

Kurdyukova Alyona Alexandrovna

Integrated Social Service Center for the City of Saransk, Saransk, Russia National Research OgarevMordovia State University, Saransk, Russia E-mail: kuala09092000@gmail.ru; kuala09092000@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Film training as a means of developing the communicative sphere of students prone to Internet-dependent behavior

Abstract. The article is devoted to the study of the possibility of using film training as a means of developing the communicative sphere of students with different levels of Internet addiction. The relevance of this study is determined by the steady increase in the number of Internet users worldwide. The same trend is typical for our country as well. To develop students' communicative abilities, it is advisable to use film training, which has extensive opportunities in this direction.

In the course of the study, the following methods were used: theoretical analysis of scientific literature, testing (Test for Internet addiction (K. Young (adapted by V.A. Loskutova)), a method for diagnosing the level of empathic abilities (V.V. Boyko), a test for assessing the level of sociability (V.F. Ryakhovsky), a test questionnaire for communicative control (M. Schneider)). The t-student criterion for independent samples was applied for statistical analysis of empirical data.

The absence of students with pronounced Internet addiction among the respondents was empirically established. Potential Internet addicts have been identified — students who are overly enthusiastic about the Internet. Most often, they have low rates of sociability and empathy compared to ordinary netizens. Statistical analysis of the data obtained confirmed the presence of significant differences between students who are potential addicts and students who are regular Internet users in terms of sociability and empathy.

The analysis of the results of the study allows us to conclude that students who are overly enthusiastic about the Internet differ from ordinary Internet users in the level of communication and empathy. Students who are prone to Internet addiction have a higher level of isolation and lack of communication skills. At the same time, the indicators of empathy are lower than those of ordinary users. The low level of communicative control was demonstrated only by students who were overly enthusiastic about the Internet. Accordingly, in addition to isolation, Internet-dependent people may have other communication problems due to spontaneity and openness combined with excessive straightforwardness and obsession.

The results of this study can be further used to improve the quality of work of psychologists who carry out their professional activities in universities and colleges, the professional activities of clinical psychologists.

Keywords: internet addiction; communication sphere; communication; film training; students Страница 13 из 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.