ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Селезнева Д.И.
Селезнева Дианна Игорьевна - магистрант, направления подготовки «Общая психология и история психологии», АНО ВО «Открытый университет экономики, управления и права», г. Москва
Аннотация: в статье анализируются понятия интернет - зависимости и самооценки. Была проведено эмпирическое исследование, в ходе которой была выявлена взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем интернет - зависимости у студентов вуза. Студенты, являющиеся потенциальными интернет - аддиктами, имеют самооценку достоверно ниже, чем студенты, являющиеся обычными пользователями Интернета. Ключевые слова: интернет-зависимость, самооценка, корреляция, студенты вуза.
EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH OF THE CORRELATION BETWEEN THE LEVEL OF INTERNET ADDICTION AND SELF-ESTEEM AMONG UNIVERSITY
STUDENTS Selezneva D. I.
Selezneva Dianna Igorevna - Master's student, DIRECTION OF TRAINING "GENERAL PSYCHOLOGY AND THE HISTORY OF PSYCHOLOGY", ANO VO "OPEN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND LAW", MOSCOW
Abstract: the article analyzes the concepts of Internet addiction and self-esteem. An empirical study was conducted, during which the relationship between the level of self-esteem and the level of Internet addiction among university students was revealed. Students who are potential Internet addicts have significantly lower self-esteem than students who are ordinary Internet users.
Keywords: Internet addiction, self-esteem, correlation, university students.
УДК 159.923.3
Подрастающее поколение настолько сосредотачивается на своей жизни в виртуальном пространстве, что иногда полностью отказывается от реальности. Это реализуется с помощью компьютерной игры в интернете, которая в свою очередь служит средством удовлетворения тех потребностей, которые по какой-либо причине не могут быть удовлетворены в реальной жизни. Из-за этого развитие личности происходит не в реальном мире, а в виртуальном, что влечёт ряд серьёзных проблем в развитии и формировании самой личности, в частности самооценки молодого человека. Задачей нашего исследования стало эмпирическое изучение взаимосвязи уровня интернет - зависимости и самооценки у студентов вуза.
B научной и популярной литературе часто встречаются термины «компьютерная аддикция», «зависимость от Интернета», «аддикция» или «адикция», «чрезмерное разрушительное использование Интернета» и т. п. термины указывают на различные аспекты зависимости от виртуальной реальности, создаваемой эффектами компьютеров и Интернет - пространства. Выдвинувший в 1990-x годах критерии зависимости И. Гольдберг, сделал это в качестве шутки, поскольку он не верил в существование зависимости от Интернета. Данную точку зрения поддерживают Д. Грохот, C. Стерн, возражающие против самой логики присвоения психическому заболеванию такого наименования, как «Интернет-зависимость», полагая, что Интернет следует рассматривать лишь как передаточное средство [1]. А. Ю. Егоров утверждает, что феномен интернет - зависимости представляет собой комплекс разных поведенческих зависимостей (общения, сексуальной, любовной, игровой и т. д.), реализующих себя через компьютер [2]. С чем может быть связана интернет-зависимость? Вопрос факторов данной аддикции является актуальным в условиях возрастающего количества интернет -пользователей в мире. Нами была поставлена задача изучения взаимосвязи интернет - зависимости и самооценки у студентов вуза.
В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 23 лет разных курсов и направлений подготовки вузов г. Саранска, их них 42 девушки и 18 юношей. Исследование проводилось на базе иппотерапевтического клуба «Доверие» г. Саранска. Участники исследования являются членами данного клуба. В ходе исследования были использованы следующие методики: тест на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)); тест «Самооценка» (Л.Д. Столяренко). Для математической обработки полученных данных был использован такой метод математической статистики, как t-критерий Стьюдента для независимых выборок, также применялся корреляционный анализ Пирсона.
На первом этапе исследования мы определили уровень интернет- зависимости у студентов с помощью Теста на интернет-зависимость (К. Янг (вадаптации В.А. Лоскутовой)). Полученные результаты представлены в таблице 1.
Категории студентов Студенты
Абс. %
Обычный пользователь Интернета 38 63
Чрезмерное увлечение Интернетом 22 37
Интернет - зависимые - -
Итого 60 100
Применение Теста на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)) позволило получить следующие данные - большинство студентов (63 % или 38 человек) являются обычными пользователями интернета. У таких студентов отсутствует интернет-зависимость, они способны контролировать свое время, проведенное в сети. Остальная часть выборки (37 % или 22 человека) оказались в категории чрезмерно увлеченных Интернетом. Интернет оказывает влияние на их жизнь и является возможной причиной некоторых проблем. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать респондентов данной группы в качестве потенциальных аддиктов.
Интернет - зависимых студентов в нашем исследовании выявлено не было, что является достаточно оптимистичным показателем. Полученный результат может быть связан с тем фактом, что интернет-зависимость, как правило, формируется в первые годы с момента начала использования сети Интернет. Знакомство современных студентов с Интернетом пришлось на детский и подростковый возраст. Опираясь на полученные эмпирические данные, мы сформировали две группы студентов. В группу А вошли потенциально склонные к интернет- зависимости студенты (22 человека), а в группу В - обычные пользователи сети (38 человек).
На следующем этапе эмпирического исследования мы изучили уровень самооценки у студентов обеих групп при помощи Теста «Самооценка» Л. Д. Столяренко. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня самооценки.
Студенты
Уровень самооценки Группа А (чрезмерно увлеченные Интернетом) Група В (обычные пользователи) t-критерий Стьюдента
Абс. % Абс. %
Неадекватно низкий 1 5 1 3
Низкий б 27 5 13
Ниже среднего 7 31 2 5
Средний 4 18 6 16 3,4**
Выше среднего 2 9 9 23
Высокий 1 5 1 3
Неадекватно высокий 1 5 14 37
Итого 22 100 38 100
Примечание: *2 при p<0,05; **2,66 при p<0,01
Анализ данных, полученных при помощи Теста «Самооценка» (Л.Д. Столяренко) показал, что у обычных пользователей Интернета преобладает неадекватно высокий уровень самооценки, а также уровень вышесреднего (37 % и 23 % респондентов соответственно), тогда как у студентов, чрезмерно увлеченных Интернетом, преобладает уровень самооценки ниже среднего и низкий (31 % и 27 % респондентов соответственно). Причем доля студентов, обладающих средней самооценкой, примерно одинакова как в группе А, так и в группе В (18 % и 16 % респондентов соответственно).
По t-критерию Стьюдента для независимых выборок t3=3,4 (p<0,01) - обнаружены статистически достоверные (значимые) различия. Таким образом, можно утверждать, что студенты, являющиеся потенциальными интернет - аддиктами, имеют самооценку достоверно ниже, чем студенты, являющиеся обычными пользователями Интернета.
Студентам, обладающим низкой самооценкой, сложнее реализовывать свои способности как в учебном, так и в межличностном плане, сложнее достигать поставленных целей из-за неуверенности и чрезмерной критичностик себе. Чрезмерная робость в социальных контактах и отсутствие веры в собственные возможности могут оказаться факторами, способствующими уходу человека в виртуальную реальность.
Список литературы/References
1. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета / Е.В. Шумакова // Профессиональное образование. Столица, 2019. № 6. С. 39-40
2. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с интернет - зависимостью / А.Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2018. № 2. С. 20-27