Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
868
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВНУШАЕМОСТЬ / САМООЦЕНКА / ИНТРОВЕРСИЯ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Пятаева Евгения Владимировна

Введение. Статья посвящена изучению особенностей личности студентов с разным уровнем интернет-зависимости. В связи с быстрым повсеместным распространением интернета проблема зависимости от глобальной сети приобретает все бо́льшую актуальность. Однако приходится констатировать наличие противоречия между необходимостью профилактики интернет-зависимости у молодежи и недостаточной изученностью личностных особенностей студентов, склонных к интернет-зависимому поведению. Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, тестирование: тест на интернет-зависимость К. Янг (в адаптации В. А. Лоскутовой), тест «Самооценка» Л. Д. Столяренко, личностный опросник «Внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю, личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Ю. Айзенка, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. Для статистического анализа эмпирических данных был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что среди респондентов нет людей с ярко выраженной интернет-зависимостью. Выявлены потенциальные интернет-аддикты - студенты, чрезмерно увлеченные интернетом. Они чаще всего имеют низкие показатели самооценки и более подвержены внушению по сравнению с обычными пользователями Сети. Большинство студентов, склонных к интернет-зависимому поведению, имеют высокий и слишком высокий уровень мотивации избегания неудач, в то время как для большей части обычных пользователей характерен высокий уровень. По шкале интроверсия - экстраверсия между группами респондентов не наблюдается каких-либо значимых различий. Статистический анализ полученных данных подтвердил наличие достоверных различий между студентами, являющимися потенциальными аддиктами, и студентами - обычными пользователями интернета, в показателях самооценки и внушаемости. Обсуждение и заключение. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что студенты, чрезмерно увлеченные интернетом, отличаются от сверстников - обычных пользователей Сети склонностью к низкой оценке собственных качеств и более высокой внушаемостью. Также для них характерен более высокий уровень мотивации избегания неудач. Полученные нами данные могут быть использованы при разработке программ профилактики интернет-зависимости у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS, INCLINED TO INTERNET-ADDICTED BEHAVIOUR

Introduction. The article is devoted to the study of personality traits of students with different levels of Internet addiction. In connection with the rapid ubiquitous spread of the Internet, the problem of dependence on the global network is becoming more and more urgent. However, we have to state that there is a contradiction between the need to prevent Internet addiction among young people and insufficient knowledge of the personal characteristics of students who are prone to Internet addictive behaviour. Materials and Methods. The research used the following methods: theoretical analysis of scientific literature, testing (test for Internet addiction (K. Young (adapted by V. A. Loskutova)), test “Self-assessment” (L. D. Stolyarenko), personality questionnaire “Suggestibility” (S. V. Klauchek and V. V. Delariu), personality questionnaire EPI (Eysenck Personality Inventory) (G. Eysenck), methodology for diagnosing failure avoidance motivation (T. Ehlers)). For statistical analysis of empirical data, the Student’s test was used for independent samples. Results. The study found that among the respondents there are no people with a pronounced Internet addiction. Identified potential Internet addicts - students overly keen on the Internet. They tend to have low self-esteem scores and are more susceptible to suggestion than regular web users. Most students who are prone to Internet-addicted behaviour have a high and too high level of motivation for avoiding failure, while the majority of ordinary users are characterized by a high level. There are no significant differences between the groups of respondents on the introversion and extraversion scale. Statistical analysis of the data obtained confirmed the presence of significant differences between students who are potential addicts and students who are ordinary Internet users in terms of self-esteem and suggestibility. Discussion and conclusion. The analysis of the results of the study allows us to conclude that students who are overly keen on the Internet differ from their peers - ordinary Internet users by their tendency to a low assessment of their own qualities and a higher suggestibility. They also have a higher level of failure avoidance motivation. The data obtained by us can be used in the development of programs for the prevention of Internet addiction among students.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Психология

Psychology

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.189-202

УДК: 159.9:616.89-008.48-057.875

М. С. Ионова1, Е. В. Пятаева2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: pyataeva99@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: ionovams@mail.ru

Личностные особенности студентов, склонных к интернет-зависимому поведению

Введение. Статья посвящена изучению особенностей личности студентов с разным уровнем интернет-зависимости. В связи с быстрым повсеместным распространением интернета проблема зависимости от глобальной сети приобретает все большую актуальность. Однако приходится констатировать наличие противоречия между необходимостью профилактики интернет-зависимости у молодежи и недостаточной изученностью личностных особенностей студентов, склонных к интернет-зависимому поведению. Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, тестирование: тест на интернет-зависимость К. Янг (в адаптации В. А. Лоскутовой), тест «Самооценка» Л. Д. Столяренко, личностный опросник «Внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю, личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Ю. Айзенка, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. Для статистического анализа эмпирических данных был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что среди респондентов нет людей с ярко выраженной интернет-зависимостью. Выявлены потенциальные интернет-аддикты - студенты, чрезмерно увлеченные интернетом. Они чаще всего имеют низкие показатели самооценки и более подвержены внушению по сравнению с обычными пользователями Сети. Большинство студентов, склонных к интернет-зависимому поведению, имеют высокий и слишком высокий уровень мотивации избегания неудач, в то время как для большей части обычных пользователей характерен высокий уровень. По шкале интроверсия - экстраверсия между группами респондентов не наблюдается каких-либо значимых различий. Статистический анализ полученных данных подтвердил наличие достоверных различий между студентами, являющимися потенциальными аддик-тами, и студентами - обычными пользователями интернета, в показателях самооценки и внушаемости. Обсуждение и заключение. Анализ результатов проведенного исследования

© Ионова М. С., Пятаева Е. В., 2021

позволяет сделать вывод, что студенты, чрезмерно увлеченные интернетом, отличаются от сверстников - обычных пользователей Сети склонностью к низкой оценке собственных качеств и более высокой внушаемостью. Также для них характерен более высокий уровень мотивации избегания неудач. Полученные нами данные могут быть использованы при разработке программ профилактики интернет-зависимости у студенческой молодежи. Ключевые слова: аддикция, интернет-зависимость, внушаемость, самооценка, интроверсия, экстраверсия, мотивация избегания неудач, мотивация достижения успеха, студенты.

Для цитирования: Ионова М. С., Пятаева Е. В. Личностные особенности студентов, склонных к интернет-зависимому поведению // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - № 2. - С. 189-202. DOI: 10.15507/2078-9823.54.021.202102.189-202.

Maria S. Ionova1, Evgenia V. Piataeva2

1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail:pyataeva99@mail.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail:ionovams@mail.ru

Personal Characteristics of Students, Inclined to Internet-addicted Behaviour

Introduction. The article is devoted to the study of personality traits of students with different levels of Internet addiction. In connection with the rapid ubiquitous spread of the Internet, the problem of dependence on the global network is becoming more and more urgent. However, we have to state that there is a contradiction between the need to prevent Internet addiction among young people and insufficient knowledge of the personal characteristics of students who are prone to Internet addictive behaviour. Materials and Methods. The research used the following methods: theoretical analysis of scientific literature, testing (test for Internet addiction (K. Young (adapted by V. A. Loskutova)), test "Self-assessment" (L. D. Stolyarenko), personality questionnaire "Suggestibility" (S. V. Klauchek and V. V. Delariu), personality questionnaire EPI (Eysenck Personality Inventory) (G. Eysenck), methodology for diagnosing failure avoidance motivation (T. Ehlers)). For statistical analysis of empirical data, the Student's test was used for independent samples. Results. The study found that among the respondents there are no people with a pronounced Internet addiction. Identified potential Internet addicts - students overly keen on the Internet. They tend to have low self-esteem scores and are more susceptible to suggestion than regular web users. Most students who are prone to Internet-addicted behaviour have a high and too high level of motivation for avoiding failure, while the majority of ordinary users are characterized by a high level. There are no significant differences between the groups of respondents on the introversion and extraversion scale. Statistical analysis of the data obtained confirmed the presence of significant differences between students who are potential addicts and students who are ordinary Internet users in terms of self-esteem and suggestibility. Discussion and Conclusion. The analysis of the results of the study allows us to conclude that students who are overly keen on the Internet differ from their peers - ordinary Internet users by their tendency to a low assessment of their own qualities and a higher suggestibility. They also have a higher level of failure avoidance motivation. The data obtained by us can be used in the development of programs for the prevention of Internet addiction among students.

Keywords: Addiction, Internet addiction, suggestibility, self-esteem, introversion, extraversion, failure avoidance motivation, success motivation, students.

For citation: IonovaM. S., Piataeva E. V. Personal Characteristics of Students, Inclined to Internet-addicted Behaviour // Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(2): 189-202 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.189-202.

'IQri Гуманитарии : актуальные проблемы тчт т ^mi

гуманитарной науки и образования ' " '

Введение

XXI в. - век информации и высоких технологий. С каждым годом технический прогресс достигает все большего развития и затрагивает все больше сфер нашей жизни: общение, развлечения, профессиональную и учебную деятельность. В связи с глобальной компьютеризацией и информатизацией уместно поставить вопрос об их индивидуально-психологических и социальных последствиях.

Интернет - сеть, объединяющая множество компьютеров по всему миру. Согласно данным статистики по России за 2019 г., 75,5 % населения являются активными пользователями Сети, тогда как в 2000 г. их насчитывалось лишь 3,6 %. Столь быстрое внедрение интернета в нашу жизнь, к сожалению, привело к появлению интернет-зависимости [13]. По результатам российских исследований, на сегодняшний день 5-8 % пользователей глобальной сети являются интернет-зависимыми1.

Хотя исследования подтверждают существование интернет-зависимости, а также наличие фактов патологической связи между человеком и компьютерными технологиями, феномен компьютерной или интернет-зависимости до сих пор не признается многими учеными. В связи с этим исследование зависимости от интернета становится важным предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной психологии [1].

Автор термина «интернет-зависимость» А. Голдберг определяет ее как непреодолимую тягу к использованию интернета, при которой отмечается снижение контроля собственного поведения. Ученый отмечает негативное влияние интернет-зависимости на учебную, социальную и психологическую сферы жизнедеятельности человека [2].

В числе первых к изучению зависимости от глобальной сети у студентов обратилась американский психолог К. Янг, автор первого специального опросника, в котором выявлялись такие симптомы интернет-зависимости, как навязчивое желание проверить электронную почту, постоянное ожидание следующего выхода в интернет, жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Сети [25].

М. Орзак, наряду с психологическими симптомами компьютерной зависимости, такими как чувство эйфории за компьютером, ложь близким, пренебрежение работой и учебой, выделяет и физические симптомы: сухость глаз, боли в спине, расстройства сна, нарушение режима питания [24]. Американский исследователь С. Каплан описывает следующие особенности интернет-зависимых лиц: склонность к депрессии и одиночеству, скромность и повышенное самолюбие. Возникновение интернет-зависимости не обязательно связано со степенью активности личности в интернете, а определяется ее собственным отношением к данному процессу [23].

Исследования личностных особенностей интернет-зависимых пользователей проводились и в отечественной психологии [3; 6; 7; 12; 16; 17; 20]. А. Ю. Егоров и А. М. Иванова выявили, что у лиц с интернет-зависимостью наблюдаются снижение самооценки, самоинтереса, выраженности интегрального чувства своего «Я» и повышение уровня самообвинения [10; 11]. Л. Н. Юрьева отмечает, что для интернет-зависимых людей в юношеском и молодом возрасте характерны отдаление от сверстников, сужение круга интересов, трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, инфантилизм, сниженное

1 Интернет в России: динамика проникновения [Электронный ресурс]. - URL: http://fom.ru/SMI-i-intemet/13783.

психология

чувство долга и ответственности2. По мнению А. Е. Войскунского, интернет-зависимость наиболее часто наблюдается среди подростков и юношей. Средний возраст ад-дикта составляет 21 год [4].

С. В. Краснова, описывая интернет-зависимую личность, указывает, что обычно у таких людей наблюдается масса комплексов и проблем в общении. Так, в процессе формирования зависимости происходит «разрушение» личности, когда человек по той или иной причине не решает важные бытовые и социальные проблемы. В подобных ситуациях часто появляются мысли об уходе от реальности, а также о возможных способах его достижения [15].

Основной предпосылкой развития зависимости от интернета у студентов М. И. Дрепа видит неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью, что проявляется в развитии кризиса идентичности с возникновением конфликта между самоидентичностью личности и предлагаемыми социальными ролями и сменяется кризисом интимности с формированием психологической изоляции; интернет-среда привлекательна для разрешения данного кризиса за счет возможности конструирования в ней желаемой реальности [8]. Автор характеризует интернет-зависимых студентов как одиноких и конфликтных, с повышенным уровнем тревожности и враждебности. Их самооценка, как правило, занижена и зависит от окружения. Стрессоустойчивость и сила воли ниже, чем у студентов, являющихся обычными пользователями интернета [9].

В рамках данного исследования мы также поставили перед собой цель изучить личностные особенности студентов с разным уровнем интернет-зависимости. Цель конкретизировалась в следующих задачах:

- определить уровень интернет-зависимости студентов;

- выявить личностные особенности студентов с разным уровнем интернет-зависимости (особенности самооценки, внушаемость, выраженность мотивации избегания неудач, интроверсивная либо экстра-версивная направленность);

- сравнить по изученным личностным характеристикам студентов, склонных к интернет-зависимому поведению, и обычных пользователей Сети.

Методы

Для изучения личностных особенностей студентов с разным уровнем интернет-зависимости нами было проведено эмпирическое исследование на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В исследовании приняли участие 63 студента в возрасте от 18 до 23 лет различных курсов и направлений подготовки (45 девушек и 18 юношей). По этническому составу большинство респондентов русские, около 30 % -мордва, 3 % - татары.

При диагностике уровня интернет-зависимости студентов был использован тест на интернет-зависимость К. Янг (в адаптации В. А. Лоскутовой). Методика представляет собой набор вопросов, на которые респонденты отвечают в соответствии с 5-балльной шкалой Ликкерта. С ее помощью можно выявить лиц, имеющих патологическое пристрастие к интернету, а также потенциальных аддиктов [22].

Изучение самооценки проводилось с помощью теста «Самооценка» Л. Д. Сто-ляренко. Методика состоит из четырех наборов слов, характеризующих положительные качества личности. Респондентам было предложено выделить «идеальные» для себя качества, а затем определить, какими из этих качеств они обладают в действительности [19].

2 Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 196 с.

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

~ я том 21, № 2, 2021

гуманитарной науки и образования ' '

Таблица 1

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня интернет-зависимости /

Table 1

Distribution of respondents by categories depending on the level of the Internet addiction

Категория студентов / Categories of Students Студенты / Students

Абс. %

Обычный пользователь интернета / Regular Internet User 38 63

Чрезмерное увлечение интернетом / Excessive Internet Usage 22 37

Интернет-зависимые / Internet addicted - -

Итого / In total 60 100

Для определения уровня внушаемости мы применили личностный опросник «Внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю. Он предназначен для диагностики лиц, обладающих повышенной внушаемостью и, соответственно, высокой готовностью к развитию психогенно индуцированных состояний [14].

Интроверсия - экстраверсия определялись с помощью личностного опросника EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Ю. Айзенка. Он содержит три шкалы: искренность, интроверсия - экстраверсия, нейротизм. Для нашего исследования целесообразно использование показателей по шкале интроверсия - экстраверсия. Под экстраверсией автор понимает ориентацию личности на мир внешних объектов, под интроверсией - ориентацию на субъективный внутренний мир3.

Также мы использовали методику диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. В ее основе - теория о балансе двух ведущих мотивов личности: мотива к достижению успеха и мотива к избеганию неудачи. Данный тест относится к моношкальным методикам. Стимульный мате-

риал представляет собой группы из трех слов, в каждой группе респонденту необходимо выбрать только одно слово, наиболее точно его характеризующее.

Для математической обработки полученных данных был использован ^критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты

Применение теста на интернет-зависимость К. Янг (в адаптации В. А. Лоскуто-вой) позволило получить следующие данные. Большинство студентов (63 %, или 38 чел.) являются обычными пользователями интернета. Остальная часть выборки (37 %, или 22 чел.) оказались в категории чрезмерно увлеченных интернетом. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать респондентов данной группы в качестве потенциальных аддиктов. Интернет-зависимых студентов в нашем исследовании выявлено не было (табл. 1).

Опираясь на полученные эмпирические данные, мы сформировали две группы студентов. В группу А вошли потенциально склонные к интернет-зависимости студенты (22 чел.), а в группу В - обычные пользователи Сети (38 чел.).

3 Психология А - Я : психодиагностические методики, тренинги [Электронный ресурс]. - URL: http:// azps.ru/tests/kit/generaliz_ a.html.

Таблица 2

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня самооценки /

Table 2

Distribution of respondents by categories depending on the level of self-esteem

Студенты / Students

Уровень самооценки / The Level of Self-esteem Группа А (чрезмерно увлеченные интернетом) / Group A (overly addicted to the Internet) Группа В (обычные пользователи) / Group B (regular users) Значение t / эмп Value t emp

Абс. / Absolute % Абс. / Absolute %

Неадекватно низкий / Abnormally Low 1 5 1 3 t = 3,4 эмп 5 (p < 0,05)

Низкий / Low 6 27 5 13

Ниже среднего / Below Average 7 31 2 5

Средний / Average 4 18 6 16

Выше среднего / Above Average 2 9 9 23

Высокий / High 1 5 1 3

Неадекватно высокий / Abnormally High 1 5 14 37

Итого / In total 22 100 38 100

t = 2 при p < 0,05; t = 2,66 при p < 0,01.

Применение личностного опросника EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Ю. Айзенка позволило установить, что в группе А, куда вошли студенты, чрезмерно увлеченные интернетом, 55 % - интроверты, 45 % - экстраверты. Та же тенденция характерна и для группы В - обычных пользователей сети (55 % - интроверты, 45 % - экстраверты). Наглядно данные представлены на рисунке.

Анализ данных, полученных при помощи теста «Самооценка» Л. Д. Столярен-ко показал, что у обычных пользователей интернета преобладает неадекватно высокий уровень самооценки, а также уровень выше среднего (37 % и 23 % респондентов соответственно), тогда как у студентов, чрезмерно увлеченных интернетом, преобладают уровни самооценки ниже среднего и низкий (31 % и 27 % респондентов соответственно). Причем доля студентов, обладающих средней самооценкой, примерно одинакова как в группе А, так и в группе В (18 % и 16 % респондентов соответственно). Между группами обнаружены стати-

стически значимые различия 0: = 3,4 при

* ^ эмп ' *

р < 0,05) (табл. 2).

Более подробные данные представлены в табл. 3. В обеих группах преобладали лица с умеренной экстраверсией: 45 % - в группе А, 42 % - в группе В. Другая часть студентов в обеих группах является интровертами. Так, среди чрезмерно увлеченных интернетом умеренный и значительный уровень интроверсии выявлен у 32 % и 23 % респондентов соответственно, а среди обычных пользователей интернета - у 26 % и 29 % респондентов соответственно.

Полученные нами результаты противоречат распространенному в научной лите-

194 ГумАнитАрии : актуальные проблемы том 21, № 2, 2021 ж ' ■ гуманитарной науки и образования ' " '

Рисунок

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня интроверсии - экстраверсии /

Fig.

Distribution of respondents by categories depending n the level of introversion and extraversion

ратуре мнению относительно количественного преобладания экстравертов [18; 21]. Предположительно это можно объяснить возрастными особенностями респондентов, в частности, повышенным интересом к своему внутреннему миру. Формируются самосознание и мировоззрение, поэтому процесс рефлексии занимает особое место в жизни юношей [5]. Таким образом, преобладание интроверсии у респондентов можно объяснить скорее возрастными, а не личностными особенностями.

На следующем этапе исследования при помощи личностного опросника «Внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю мы определили уровень внушаемости студентов обеих групп. Низкий уровень внушаемости выявлен только у обычных пользователей Сети - 11 % студентов группы В. У большинства студентов как в группе А, так и в группе В преобладает средний уро-

вень внушаемости. В группе А их число составило 77 %, а в группе В - 84 %. Высокий уровень внушаемости наблюдается у 23 % студентов группы А и лишь у 5 % студентов группы В. Применение ^критерия Стью-дента подтверждает наличие статистически достоверных различий в показателях уровня внушаемости студентов групп А и В (^ = 2,5 при р < 0,05) (табл. 4).

Анализ результатов применения методики диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса показал, что у студентов группы А преобладают высокий и слишком высокий уровни мотивации избегания неудач (36 % и 41 % респондентов соответственно). Среди студентов, являющихся обычными пользователями интернета, явно преобладает высокий уровень (53 %), тогда как слишком высокий уровень выявлен лишь у 18 % студентов данной группы. Средний уровень мотивации избегания не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня интроверсии - экстраверсии /

Table 3

Distribution of respondents by categories depending on the level of introversion

and extraversion

Студенты / Students

Уровеньэкстраверсии -интроверсии / The level of Extraversion and Introversion Группа А (чрезмерно увлеченные интернетом) / Group A (overly addicted to the Internet) Группа В (обычные пользователи) / Group B (regular users) Значение t / эмп Value t emp

Абс. / Absolute % Абс. / Absolute %

Умеренная интроверсия / Moderate Introversion 7 32 10 26 t = 0,6 эмп 5 (p < 0,05)

Значительная интроверсия / Extreme Introversion 5 23 11 29

Умеренная экстраверсия / Moderate Extraversion 10 45 16 42

Значительная экстраверсия / Extreme Extraversion 0 0 1 3

Итого / In total 22 100 38 100

Таблица 4

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня внушаемости /

Table 4

Distribution of respondents by categories depending on the level of suggestibility

Студенты / Students

Уровень внушаемости / Level of Suggestibility Группа А (чрезмерно увлеченные интернетом) / Group A (overly addicted to the Internet) Группа В (обычные пользователи) / Group B (regular users) Значение t / эмп Value temp

Абс. / Absolute % Абс. / Absolute %

Низкий / Low 0 0 4 11 t = 2,5 эмп 5 (p < 0,05)

Средний / Average 17 77 32 84

Высокий / High 5 23 2 5

Итого / In total 22 100 38 100

удач наблюдается у 18 % студентов группы А (чрезмерно увлеченных интернетом) и у 24 % группы В (обычных пользователей). Низкие показатели продемонстрировали 5 % студентов в обеих группах (табл. 5).

Обсуждение

В ходе исследования у студентов не выявлены случаи интернет-зависимости, что является достаточно оптимистичным показателем. Полученный результат может быть

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

том 21, № 2, 2021

гуманитарной науки и образования ' '

Таблица 5

Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня мотивации избегания неудач /

Table 5

Distribution of respondents by categories depending on the level of failure avoidance motivation

Студенты / Students

Уровень мотивациии избегания неудач / Level of Failure Avoidance Motivation Группа А (чрезмерно увлеченные интернетом) / Group A (overly addicted to the Internet) Группа В (обычные пользователи) / Group B (regular users) Значение t / эмп Value temp

Абс. / Absolute % Абс. / Absolute %

Низкий / Low 1 5 2 5 t = 1,5 эмп '

Средний / Average 4 18 9 24 (p < 0,05)

Высокий / High 8 36 20 53

Слишком высокий / Extremely High 9 41 7 18

Итого / In total 22 100 38 100

связан с тем, что интернет-зависимость, как правило, формируется в первые годы с момента начала использования Сети. Знакомство современных студентов с интернетом пришлось на детский и подростковый возраст.

Согласно полученным данным, большая часть выборки оказались обычными пользователями интернета. Однако значительное число студентов демонстрируют чрезмерное увлечение Сетью, соответственно являются склонными к интернет-зависимости.

Рассматривая студентов, склонных к интернет-зависимому поведению, как потенциальных аддиктов, мы предположили наличие у них ряда психологических особенностей, связанных с чрезмерным использованием интернета. Результаты эмпирического исследования подтвердили наши предположения. Для большинства студентов, склонных к интернет-зависимому поведению, характерен низкий уровень самооценки. Такие люди отличаются робостью,

неуверенностью в себе, невозможностью реализовывать способности. У обычных пользователей интернета показатели самооценки распределены более равномерно. Результаты статистической обработки доказывают наличие достоверных различий в уровне самооценки между обычными пользователями Сети и потенциальными интер-нет-аддиктами.

Согласно полученным эмпирическим данным, большинство респондентов независимо от уровня интернет-зависимости являются интровертами. Вероятно, это возрастная интровертированность (временная). В юношеском возрасте молодые люди (как интроверты, так и экстраверты) активно интересуются своим внутренним миром, проявляя черты интроверсии.

В группе студентов, склонных к интернет-зависимости, преобладает умеренная интроверсия, среди обычных пользователей интернета респонденты с умеренной и значительной интроверсией распределены почти равномерно. Для них характер-

ны погруженность в себя, трудность установления контактов, уравновешенность, склонность к самоанализу. Что касается экстравертов, то среди потенциальных ад-диктов были выявлены лишь умеренные экстраверты. Среди обычных пользователей Сети преобладают респонденты с умеренной экстраверсией. Выявлены также респонденты со значительной экстраверсией. Их отличают общительность, импульсивность, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах, ориентированность на внешний мир, непереносимость монотонности.

Среди респондентов обеих групп преобладают студенты со средним уровнем внушаемости. По мнению разработчика теста, данный уровень является оптимальным. Он характеризуется сбалансированностью негативных и позитивных проявлений, обеспечивает наиболее адаптивное поведение. Однако среди обычных пользователей Сети процентная доля студентов со средним уровнем внушаемости выше, чем среди студентов, склонных к интернет-зависимому поведению. Различие показателей внушаемости в обеих группах подтверждают и данные статистического анализа.

Доля студентов с высоким уровнем внушаемости среди чрезмерно увлеченных интернетом значительно выше, чем среди обычных пользователей Сети. «Внушаемые» не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности действий.

Часть обычных пользователей Сети имеют низкий уровень внушаемости. Эти люди наименее восприимчивы к внушению, подражанию. Для них характерна повышенная критичность. Среди студентов, чрезмерно увлеченных интернетом, не обнаружено людей с низким уровнем внушаемости.

198

Большая часть чрезмерно увлеченных Интернетом студентов отличаются высоким либо слишком высоким уровнями мотивации избегания неудач, тогда как большинство студентов - обычных пользователей интернета характеризуются преобладанием высокого и среднего уровней. Люди с выраженной мотивацией избегания неудач испытывают страх перед несчастным случаем, боятся рисковать либо, наоборот, идут на заведомо чрезмерный риск, в котором неудача не будет расцениваться как угроза самооценке. Автор методики Т. Элерс подчеркивает, что в основе данного мотива лежат защитные механизмы личности. В подобном ключе уход в виртуальную реальность можно расценивать как проявление защитного механизма избегания неудач в реальном мире, поскольку интернет-пространство создает иллюзию безопасности и активной включенности в жизнь.

В ходе исследования выявлены статистически достоверные, значимые различия между группами студентов, склонных к интернет-зависимости и являющихся обычными пользователями Сети, по таким показателям, как уровень самооценки и уровень внушаемости.

Заключение

Полученные эмпирические данные показали, что среди студентов явление ин-тернет-аддикции не имеет широкого распространения. Однако достаточно часто встречаются случаи чрезмерного использования Сети, что является предпосылкой формирования интернет-зависимости.

Студенты со склонностью к интернет-зависимому поведению по определенным личностным показателям отличаются от студентов, являющихся обычными пользователями Сети. Так, потенциальные аддик-ты характеризуются сниженным уровнем самооценки по сравнению с обычными студентами. У них могут чаще наблюдаться негативная оценка собственной жизни, ощущение пустоты, бесполезности, невос-

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

том 21, № 2, 2021

гуманитарной науки и образования

требованности, разочарование в способностях. Это создает предпосылки для еще большего ухода от реального мира и погружения в мир виртуальный. Заниженная самооценка также проявляется в неуверенности, постоянных сомнениях в правильности собственных действий и решений. Такие проявления могут найти отражение в привязанности к сетевому общению, где пользователь находит ощущение определенности и подтверждение собственной правоты.

Отличительной особенностью лиц, склонных к интернет-зависимости, являет-

ся повышенная внушаемость. Внушаемые люди более подвержены воздействиям извне. Они легко перенимают мысли, настроения и способы поведения других, у них снижена критичность к восприятию информации.

Представленные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости профилактики интернет-зависимости среди студентов и школьников. Полученные результаты могут иметь практическое применение при разработке профилактических программ.

Библиографический список

1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб. : Речь, 2003. - 120 с.

2. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 165 с.

3. Белякова Н. А. Особенности копинг-стратегий у студентов с предпосылками к формированию интернет-зависимости // Молодежь и медицинская наука : материалы II межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых. 20 ноября 2014 г / Тверская гос. мед. акад. ; ред. М. Н. Ка-линкин, И. А. Жмакин, Д. В. Килейников, И. Ю. Колесникова, Е. С. Михайлова . - Тверь : ТГМА, 2014. - С. 39-42.

4. Войскунский А. Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. - 2013. - № 1. - С. 66-83.

5. Гаранина Ж. Г., Баляев С. И., Ионова М. С. Роль самоотношения в личностно-профессио-нальном саморазвитии студентов высшей школы // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. -№ 1. - С. 82-96.

6. Данилова В. Е. Проблема интернет-зависимости у студентов // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3-5 (3). - С. 42-44.

7. Джагарян К. А. Индивидуально-психологические особенности студентов техникума с интернет-зависимостью // Образовательные науки и психология. - 2015. - № 2 (34). - С. 110123.

8. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 189-193.

9. Дрепа М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 75-81.

10. Егоров А. Ю. Нехимические аддикции // Аддиктология. - 2005. - № 1. - С. 65-77.

11. Иванова А. М., Хода Л. Д. Особенности коммуникативных навыков и самооценки у студентов с интернет-зависимостью // Научные исследования и разработки молодых ученых. -2015. - № 5. - С. 89-92.

12. Ионова М. С., Баляев С. И. Особенности социального интеллекта подростков, склонных к интернетзависимому поведению // Пензенский психологический вестник. - 2018. -№ 1 (10). - С. 55-70.

13. Карабанов А. П., Шарковский Д. М. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения // Известия Иркутского государственного университета. - 2018. -Т. 26. - С. 53-62.

14. Клаучек С. В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 2.- С. 123-129.

15. Краснова С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью. - М. : Эксмо, 2008. - 223 с.

16. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. - М. : Издательство ЛКИ, 2011. - 224 с.

17. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость - патология XXI века? // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - Т. VI. - № 1 - С. 11-13.

18. Лэйни М. Непобедимый интроверт. - М. : Эксмо, 2003. - 384 с.

19. Столяренко Л. Д. Основы психологии : Практикум. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 703 с.

20. Тарасова Т. В., ИоноваМ. С. Характеристика межличностных отношений студентов с интернет-зависимым поведением // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия : сб. науч. ст. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы ; науч. ред. А. В. Ракицкая, О. Г. Митрофанова. - 2018. - С. 251-258.

21. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб. : Ювента, 2015. - 219 с.

22. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // МирИнтернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

23. Caplan S. Problematic Internet use and psychological well-being: Development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument // Computers Human Behavior. - 2001. - Vol. 18. No 5. - P. 553-575.

24. OrzackM. H. Computer Addiction: What is it? // Psychiatric Times. - 1999. - № 15 (8). - P. 34-38.

25. Young K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // Cyberpsychology & Behavior. - 1998. - Vol. 1, No 3. - P. 237-244.

References

1. Ajvazova A. E. Psychological aspects of addiction. Saint Petersburg, 2003, 120 p. (In Russ.).

2. BelinskajaE. P., ZhichkinaA. E. Modern research of virtual communication: problems, hypotheses, results. Moscow, 2004, 165 p. (In Russ.).

3. Beljakova N. A. Features of coping strategies among students with prerequisites for the formation of Internet addiction. Molodezh'i medicinskajanauka = Youth and medical science. 2014: 39-42. (In Russ.).

4. Vojskunskij A. E. Alternative identity on social media. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologija = Moscow University Psychology Bulletin. 2013; 1: 66-83. (In Russ.).

5. GaraninaZh. G., BaliaevS. I., IonovaM. S. The role of self-attitude in the personal and professional development of high school students. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2019; V 21; 1: 82-96. (In Russ.).

6. Danilova V. E. The problem of Internet addiction among students. Vestnik nauchnyh konferencij = Bulletin of Scientific Conferences. 2015; 3-5(3): 42-44. (In Russ.).

7. Dzhagarjan K. A. Individual psychological characteristics of college students with Internet addiction. Obrazovatel'nye nauki ipsihologija = Education Science and Psychology. 2015; 2(34): 110-123. (In Russ.).

8. Drepa M. I. Internet dependence as an object of scientific reflection in contemporary psychology. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. 2009; 2: 189-193. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Drepa M. I. Psychological portrait of the student with the Internet-addiction. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2009; 4: 75-81. (In Russ.).

10. EgorovA. Ju. Non-chemical addiction. Addiktologija = Addictology. 2005; 1: 65-77. (In Russ.).

11. Ivanova A. M., Hoda L. D. Features of communication skills and self-esteem among students with Internet addiction. Nauchnye issledovanija i razrabotki molodyh uchenyh = Research and development of young scientists. 2015; 5: 89-92. (In Russ.).

12. Ionova M. S., Baliaev S. I. Features of the social intelligence of adolescents prone to Internet-dependent behaviour. Penzenskijpsihologicheskij vestnik = Penza psychological newsletter. 2018; No 1 (10): 55-70. (In Russ.).

13. Karabanov A. P., Sharkovskij D. M. Current status of the problem of measuring Internet addicted behaviour. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bulletin of Irkutsk State University. 2018; V 26: 53-62. (In Russ.).

1ЛП ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

2ии - я том 21, № 2, 2021

гуманитарной науки и образования

14. Klauchek S. V. Development of a screening method for detecting a tendency to develop induced conditions. Psihologicheskij zhurnal = Psychological Journal.1997; V 18; 2: 123-129. (In Russ.).

15. Krasnova S. V. How to deal with computer addiction. Moscow, 2008, 223 p. (In Russ.).

16. Kuznecova Ju. M., Chudova N. V. Psychology of Internet residents. Moscow, 2011, 224 p. (In Russ.).

17. Loskutova V. A. Internet addiction - a pathology of the XXI century? Voprosy mental'noj mediciny i jekologii = Mental medicine and ecology issues. 2000; V VI; 1: 11-13. (In Russ.).

18. LaneyM. Invincible introvert. Moscow, 2003, 384 p. (In Russ.).

19. Stoljarenko L. D. Fundamentals of Psychology: Workshop. Rostov-on-Don, 2001, 703 p. (In Russ.).

20. Tarasova T. V., Ionova M. S. Characteristics of interpersonal relations of students with internet-dependent conduct. Aktual'nyeproblemypsihologii lichnosti i social'nogo vzaimodejstvija. sbornik nauchnyh statej. Grodnenskij gosudarstvennyj universitetim. Ja. Kupaly; Nauchnye redaktory A. V. Rakickaja, O. G. Mitrofanova = Actual problems of personality psychology and social interaction. collection of scientific articles. Grodno State University named after I. Kupala; Scientific editors A. V Rakitskaja, O. G. Mitrofanova. 2018: 251-258. (In Russ.).

21. Jung C. G. Psychological types. Saint Petersburg, 2015, 219 p. (In Russ.).

22. Young K. Diagnosis - Internet Addiction. Mir Internet = World of Internet. 2000; 2: 24-29. (In Russ.).

23. Caplan S. Problematic Internet use and psychological well-being: Development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument. Computers Human Behavior. 2001; V. 18; 5: 553575. (In Eng.).

24. OrzackM. H. Computer Addiction: What is it?. Psychiatric Times. 1999; 15 (8): 34-38. (In Eng.).

25. Young K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder. Cyberpsychology & Behavior. 1998; V 1; 3: 237-244. (In Eng.).

Поступила 16.01.2021.

Сведения об авторах

Ионова Мария Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: проблемы развития профессионального мышления, психологическое сопровождение школьников и студентов, проблемы профессиональной деятельности психолога в поликультурном пространстве. Автор более 120 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4982-9691.

E-mail: ionovams@mail.ru

Пятаева Евгения Владимировна - бакалавр IV курса направления подготовки «Психология» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: педагогическая психология, психология зависимостей, клиническая психология. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-6134-5921.

E-mail: pyataeva99@mail.ru

Submitted 16.01.2021.

About the authors

Maria S. Ionova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests:

problems of the development of professional thinking, psychological support for schoolchildren and students, problems of the psychologist's professional activities in a multicultural space. The author of more than 120 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4982-9691.

E-mail: ionovams@mail.ru

Evgeniia V. Pyataeva - bachelor (4th year) in Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: educational psychology, addiction psychology, clinical psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6134-5921.

E-mail: pyataeva99@mail.ru

202

Гуманитарии : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования

том 21, № 2, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.