Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ И ЭКСТРАВЕРСИИ ИНТРОВЕРСИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ И ЭКСТРАВЕРСИИ ИНТРОВЕРСИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-зависимость / самооценка / корреляция / студенты вуза.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Дианна Игорьевна

в статье анализируются понятия интернет зависимости и экстраверсии-интроверсии. Было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была выявлена взаимосвязь между проявлением экстраверсии или интроверсии и уровнем интернет зависимости у студентов вуза. Студенты, являющиеся потенциальными интернет аддиктами проявляют признаки умеренной интроверсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ И ЭКСТРАВЕРСИИ ИНТРОВЕРСИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ И ЭКСТРАВЕРСИИ -ИНТРОВЕРСИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Селезнева Д.И.

Селезнева Дианна Игорьевна - магистрант, направления подготовки «Общая психология и история психологии», АНО ВО «Открытыйуниверситет экономики, управления и права», г. Москва

Аннотация: в статье анализируются понятия интернет - зависимости и экстраверсии-интроверсии. Было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была выявлена взаимосвязь между проявлением экстраверсии или интроверсии и уровнем интернет - зависимости у студентов вуза. Студенты, являющиеся потенциальными интернет - аддиктами проявляют признаки умеренной интроверсии. Ключевые слова: интернет-зависимость, самооценка, корреляция, студенты вуза.

УДК 159.923.3

Впервые термин «интернет-зависимость» был описан и введён в оборот в 1995 году психиатром Айвеном Голдбергом, который, как и клинический психолог Кимберли Янг феномен зависимости от интернета определил, как «подобие» алкогольной или наркотической зависимости. Информатизация общества нарастает с каждым днём; с каждым днём растёт количество пользователей сети интернет, а большинство людей, с каждым днём, предпочитают виртуальную жизнь реальной. В то же время юношеском возрасте активно развивается личность, умение общаться и решать, интернет в таком случает вытесняет реальное общение молодых людей. Какие личностные особенности интернет - зависимых представителей студенческой молодежи? Мы попытались проанализировать данную проблему на эмпирическом материале представителей студенчества г. Саранска.

В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 23 лет разных курсов и направлений подготовки вузов г. Саранска, их них 42 девушки и 18 юношей. Исследование проводилось на базе иппотерапевтического клуба «Доверие» г. Саранска. Участники исследования являются членами данного клуба. В ходе исследования были использованы следующие методики: тест на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В. А. Лоскутовой)); личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) (Г. Айзенк (в адаптации А.Г. Шмелева)); Для математической обработки полученных данных был использован такой метод математической статистики, как t-критерий Стьюдента для независимых выборок, также применялся корреляционный анализ Пирсона.

На первом этапе исследования мы определили уровень интернет- зависимости у студентов с помощью Теста на интернет-зависимость (К. Янг (вадаптации В.А. Лоскутовой)). Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня интернет - зависимости.

Категории студентов Студенты

Абс. %

Обычный пользователь Интернета 38 63

Чрезмерное увлечение Интернетом 22 37

Интернет - зависимые - -

Итого 60 100

Применение Теста на интернет-зависимость (К. Янг (в адаптации В.А. Лоскутовой)) позволило получить следующие данные - большинство студентов (63 % или 38 человек) являются обычными пользователями интернета. У таких студентов отсутствует интернет-зависимость, они способны контролировать свое время, проведенное в сети. Остальная часть выборки (37 % или 22 человека) оказались в категории чрезмерно увлеченных Интернетом. Интернет оказывает влияние на их жизнь и является возможной причиной некоторых проблем. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать респондентов данной группы в качестве потенциальных аддиктов.

Интернет - зависимых студентов в нашем исследовании выявлено не было, что является достаточно оптимистичным показателем. Полученный результат может быть связан с тем фактом, что интернет-зависимость, как правило, формируется в первые годы с момента начала использования сети Интернет. Знакомство современных студентов с Интернетом пришлось на детский и подростковый возраст. Опираясь на полученные эмпирические данные, мы сформировали две группы студентов. В группу А вошли потенциально склонные к интернет- зависимости студенты (22 человека), а в группу В - обычные пользователи сети (38 человек).

Для диагностики интроверсии - экстраверсии у пользователей сети Интернет мы использовали Личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) (Г. Айзенк). В целях нашего исследования имеет смысл

проанализировать показатели по шкале интроверсия - экстраверсия. Применение Личностного опросника EPI (Eysenck Personality Inventory) (Г. Айзенк) позволило установить, что в группе А (куда вошли студенты, чрезмерно увлеченные Интернетом) больше половины - интроверты (55 % - интроверты, 45 % - экстраверты). Та же тенденция характерна и для группы В обычных пользователей сети (55 % - интроверты, 45 % -экстраверты). Более подробный анализ данных по интроверсии - экстраверсии студентов представлен в таблице 2.

Таблица 2. Распределение респондентов по категориям в зависимости от уровня интроверсии - экстраверсии

Студенты

Уровень экстраверсии -интроверсии Группа А (чрезмерно увлеченные Интернетом) Группа В (обычные пользователи) t-критерий Стьюдента

Абс. % Абс. %

Умеренная интроверсия 7 32 10 26

Значительная интроверсия 5 23 11 29

Умеренная экстраверсия 10 45 16 42 0,6

Значительная экстраверсия 0 0 1 3

Итого 22 100 38 100

Примечание: *2 при p<0,05; **2,66 при p<0,01

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в обеих группах преобладают лица с умеренной экстраверсией (45 % в группе А, 42 %в группе В). Студенты с преобладанием экстраверсии, как правило, более общительны, имеют широкий круг знакомств, их деятельность направлена вовне. Тем не менее, другая половина студентов в обоих группах является интровертами. Так, среди чрезмерно увлеченных Интернетом умеренный и значительный уровень интроверсии выявлен у 32 % и 23 % респондентов соответственно, а среди обычных пользователей Интернета - у 26 % и 29 % респондентов соответственно. При применении t-критерия Стьюдента длянезависимых выборок не было выявлено статистически значимых различий (t3 = 0,6).

Анализируя результаты таблицы 2, можно сделать вывод о том, что в группе студентов, склонных к интернет - зависимости преобладает умеренная интроверсия, среди обычных пользователей Интернета - количество респондентов с умеренной и значительной интроверсией распределены почти равномерно. Для них характерна погруженность в себя, трудность установления контактов, уравновешенность, склонность к самоанализу. Что касается экстравертов, то среди потенциальных аддиктов были выявлены лишь умеренные экстраверты. Среди обычных пользователей Сети преобладают респонденты с умеренной экстраверсией. Выявлены также респонденты со значительной экстраверсией. Их отличает общительность, импульсивность, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах, ориентированность на внешний мир, непереносимость монотонности.

Полученные нами результаты противоречат распространенному в научной литературе мнению относительно количественного преобладания экстравертов [1; 2]. Предположительно, такие результаты можно объяснить возрастными особенностями респондентов. Характерной особенностью юношеского возраста является повышенный интерес к своему внутреннему миру. В этом возрасте формируется самосознание и мировоззрение, поэтому процесс рефлексии занимает особое место в жизни юношей.

Таким образом, преобладание интроверсии у респондентов можно объяснить скорее возрастными, а не личностными особенностями. В юношеском возрасте молодые люди (не зависимо от установки сознания - на внутренний или внешний мир) склонны проявлять черты интроверсии.

Список литературы/References

1. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета / Е.В. Шумакова // Профессиональное образование. Столица, 2019. № 6. С. 39-40

2. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с интернет - зависимостью / А.Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2018. № 2. С. 20-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.