Научная статья на тему 'Киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926–1928-е годы'

Киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926–1928-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кооперация / кино / кинопередвижки / киносеанс / зрительская аудитория / cooperation / movie / cinema movers / fi lm show / audience

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Васильевна Дианова

В данной статье рассматривается киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926–1928 годы. Актуальность темы исследования состоит в том, что на примере деятельности регионального кооперативного союза по кинообслуживанию населения можно выявить общественные факторы и механизмы социокультурной динамики. В качестве источника использованы материалы журналов «Сеятель правды» Самарского губернского союза потребительских обществ и «Кооперативный путь» Средне-Волжского областного и окружного союза потребкооперации. В журналах печатались анонсы фильмов, объявления о маршруте кинопередвижек, отчеты инструкторов о кинорейсах, отзывы зрителей. Основная научная проблема заключается в изучении способов организации кинообслуживания и результатов работы кооперативных передвижек Самарского губернского союза потребительских обществ. Методология исследования базируется на теории коммуникации. Для объективного количественного анализа содержания коммуникации используется контент-анализ. Также применялись нарративный, историко-генетический, историко-сравнительный, типологический методы научного познания. В ходе проведенного исследования удалось выяснить, что самарские кооператоры применили грамотную стратегию по привлечению зрителей, сделав ставку на активных пайщиков, полностью внесших паевые взносы, подписчиков журнала «Сеятель правды». Во время киносеансов, до и после показа фильмов шла вербовка новых членов кооперации и абонентов журнала «Сеятель правды», принимались паевые взносы. Данная политика губсоюза обеспечила окупаемость проката лент и кинорейсов. Организация киновечеров увязывалась с различными общественно-политическими и кооперативно-просветительными кампаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Film work of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives in 1926–1928

The article deals with the fi lm work of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives in 1926– 1928. The relevance of the research topic lies in the fact that, using the example of the activities of the regional cooperative union for fi lm services to the population, it is possible to identify social factors and mechanisms of sociocultural dynamics. As a source, the materials of the magazines «Sower of Truth» of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives and «Cooperative Way» of the Middle Volga Regional and District Union of Consumer Cooperatives were used. The magazines published announcements of fi lms, announcements about the route of fi lm shifts, instructors’ reports on fi lm fl ights, and reviews from viewers. The main scientifi c problem is to study the ways of organizing cinema services and the results of the work of cooperative movements of the Samara Provincial Union of Consumer Cooperatives. The research methodology is based on the theory of communication. For an objective quantitative analysis of the content of communication, content analysis is used. Narrative, historical-genetic, historical-comparative, typological methods of scientifi c knowledge were also used. In the course of the study, it was possible to fi nd out that the Samara cooperators used a competent strategy to attract viewers, relying on active shareholders who fully paid their share contributions, subscribers of the Sower of Truth magazine. During fi lm screenings, before and after the fi lms were shown, new members of the cooperatives and subscribers of the Sower of Truth magazine were recruited, and share contributions were accepted. This policy of the Gubernia Union provided a return on the rental of tapes and fi lm fl ights. The organization of movie nights was linked to various socio-political and cooperative educational campaigns.

Текст научной работы на тему «Киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926–1928-е годы»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 791(470+571)

DOI: 10.18287/2542-0445-2023-29-3-32-39 ®

Дата поступления: 11.05.2023 рецензирования: 15.06.2023 принятия: 25.08.2023

Киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ

в 1926-1928-е годы

Е.В. Дианова

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7661-5181

Аннотация: В данной статье рассматривается киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926-1928 годы. Актуальность темы исследования состоит в том, что на примере деятельности регионального кооперативного союза по кинообслуживанию населения можно выявить общественные факторы и механизмы социокультурной динамики. В качестве источника использованы материалы журналов «Сеятель правды» Самарского губернского союза потребительских обществ и «Кооперативный путь» Средне-Волжского областного и окружного союза потребкооперации. В журналах печатались анонсы фильмов, объявления о маршруте кинопередвижек, отчеты инструкторов о кинорейсах, отзывы зрителей. Основная научная проблема заключается в изучении способов организации кинообслуживания и результатов работы кооперативных передвижек Самарского губернского союза потребительских обществ. Методология исследования базируется на теории коммуникации. Для объективного количественного анализа содержания коммуникации используется контент-анализ. Также применялись нарративный, историко-генетический, историко-сравнительный, типологический методы научного познания. В ходе проведенного исследования удалось выяснить, что самарские кооператоры применили грамотную стратегию по привлечению зрителей, сделав ставку на активных пайщиков, полностью внесших паевые взносы, подписчиков журнала «Сеятель правды». Во время киносеансов, до и после показа фильмов шла вербовка новых членов кооперации и абонентов журнала «Сеятель правды», принимались паевые взносы. Данная политика губсоюза обеспечила окупаемость проката лент и кинорейсов. Организация киновечеров увязывалась с различными общественно-политическими и кооперативно-просветительными кампаниями.

Ключевые слова: кооперация; кино; кинопередвижки; киносеанс; зрительская аудитория. Цитирование. Дианова Е.В. Киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 19261928-е годы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2023. Т. 29. № 3. С. 32-39. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-3-32-39. Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Дианова Е.В., 2023

Елена Васильевна Дианова - доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории, Институт истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет, 185910, Российская Федерация, г Петрозаводск, пр. Ленина, 33.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 11.05.2023 Revised: 15.06.2023 Accepted: 25.08.2023

Film work of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives

in 1926-1928

E.V. Dianova

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7661-5181

Abstract: The article deals with the film work of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives in 19261928. The relevance of the research topic lies in the fact that, using the example of the activities of the regional cooperative union for film services to the population, it is possible to identify social factors and mechanisms of sociocultural dynamics. As a source, the materials of the magazines «Sower of Truth» of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives and «Cooperative Way» of the Middle Volga Regional and District Union of Consumer Cooperatives were used. The magazines published announcements of films, announcements about the route of film shifts, instructors' reports on film flights, and reviews from viewers. The main scientific problem is to study the ways of organizing cinema services and the results of the work of cooperative movements of the Samara Provincial Union of Consumer Cooperatives. The research methodology is based on the theory of communication. For an objective quantitative analysis of the content of communication, content analysis is used. Narrative, historical-genetic, historical-comparative, typological methods of scientific knowledge were also used. In the course of the study, it was possible to find out that the Samara cooperators used

a competent strategy to attract viewers, relying on active shareholders who fully paid their share contributions, subscribers of the Sower of Truth magazine. During film screenings, before and after the films were shown, new members of the cooperatives and subscribers of the Sower of Truth magazine were recruited, and share contributions were accepted. This policy of the Gubernia Union provided a return on the rental of tapes and film flights. The organization of movie nights was linked to various socio-political and cooperative educational campaigns. Key words: cooperation; movie; cinema movers; film show; audience.

Citation. Dianova E.V. Film work of the Samara Provincial Community of Consumer Cooperatives in 1926-1928. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2023, vol. 29, no. 3, pp. 32-39. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-3-32-39. (In Russ.) Information on the conflict of interests: author declares no conflict of interest.

© Dianova E.V., 2023

Elena V. Dianova - Doctor of Historical Sciences, associate professor, associate professor at the Department of National History, Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University, 33, Lenin Avenue, Petrozavodsk, 185910, Russian Federation.

Введение

С переходом к нэпу кооперация как организация, обслуживающая мелких производителей и потребителей, оказалась востребована для развития товарно-денежных отношений, восстановления сельского хозяйства и кустарных промыслов, для укрепления смычки между городом и деревней. В 1920-е гг. наряду с хозяйственной (торговой, производственной, заготовительной, сбытовой) деятельностью кооперативные объединения занимались и непрофильной работой, в том числе кинообслуживанием населения.

В целом библиография по истории кооперативного движения достаточно обширна. Можно назвать научные работы регионального характера [Безгина 2009; 2018; Ягов 2012]. Непосредственно с темой данной публикации связаны статьи о развитии кинематографа в Самарской губернии [Буданова 1996] и Среднем Поволжье [Миронов 2013; Семенова 2007], об использовании кино в культурно-просветительных мероприятиях кооперации [Дианова 2016].

В качестве источниковой базы привлекались журналы «Сеятель правды» Самарского губернского союза потребительских обществ и «Кооперативный путь» Средне-Волжского областного и окружного союза потребкооперации. Медиатек-сты кооперативной периодики когерентны первоисточнику, т. е. тем материалам и сведениям, ко -торые собирались кооперативными союзами о деятельности потребительских обществ на местах, поэтому статистические данные, опубликованные в кооперативной печати, вполне объективны и достоверны. Некоторые материалы о культурно-просветительной деятельности кооперации обнаружены в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ. Ф. 484).

Методология исследования базируется на теории коммуникации. С точки зрения Ю.М. Лотма-на, кино является «коммуникативной системой», так как «режиссер, киноактеры, авторы сценария, все создатели фильма что-то нам хотят сказать своим произведением. Их лента - это как бы письмо, послание зрителям» [Лотман 1973, с. 6]. Широкие коммуникативные функции даже немого кинематографа обеспечивали условия для передачи информации, создавали коммуникативное пространство, необходимое кооператорам для прове-

дения пропагандистских акций и культмассовых мероприятий по привлечению новых пайщиков и индоктринации кооперативных идей.

Для объективного количественного анализа содержания коммуникации используется контент-анализ, метод сопоставления различных потоков информации. С целью создания наиболее полного представления о деятельности Самарского губернского союза по кинообслуживанию населения также применялись общеисторические методы научного познания. Среди них можно назвать историко-генетический, нарративный, истори-ко-сравнительный, типологический методы. Исто-рико-генетический метод позволяет применить последовательный анализ изменений в сельском социуме, происходивших в процессе «продвижения кино в деревню» (рост активности сельских жителей и подписчиков журнала «Сеятель правда», создание кооперативов, инкорпорация новых пайщиков). Исторический нарратив дает возможность описать работу «вокруг кино» инструкторов губсоюза в целях индокринации кооперативных идей. Для выяснения общего и особенного в организации киносеансов на местах использован компаративистский подход, или историко-сравнитель-ный метод. Типологический метод способствовал обнаружению схожих явлений в работе кинопередвижек Самарского губсоюза.

В кино 1920-х гг. художественная интерпретация действительности акцентирует внимание на социально-экономических процессах в доколхоз-ной деревне, на социокультурных преобразованиях с участием самих крестьян. Многие фильмы, например «Всем на радость», демонстрировали открывшиеся после революции возможности «перемещения в социальной иерархии» [Почепцов 2001, с. 361]. Поскольку кинокартины, в том числе о кооперации, постулируя новые коллективные ценности, воспроизводили традиционные представления об общинном характере крестьянского социума, то сельский зритель мог понять и расшифровать «информационные коды, которые ему уже знакомы» [Постникова 2006, с. 22].

В статье рассматривается киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926-1928 гг. Данный хронологический отрезок времени ограничен началом развертывания активной деятельности губсоюза по кинообслуживанию

населения Самарской губернии (январь 1926 г.) и преобразованием Самарского губернского союза в Средне-Волжский областной и окружной союз (август 1928 г.). Несмотря на непродолжительный период работы, самарские кооператоры смогли выстроить целенаправленную и хорошо продуманную стратегию по кинообслуживанию низовой сети и получили одобрение со стороны Всероссийского Центрального союза потребительских обществ (Центросоюза). В публикации представлены сведения о работе кооперативных кинопередвижек в уездах Самарского губернии; обозначены основные способы привлечения зрителей на периферии. Выявлены основные формы кооперативно-просветительной и культмассовой работы «вокруг кино» с учетом интересов аудитории, показаны достижения и трудности на пути «продвижения кино в деревню» (Советские художественные фильмы).

Кинообслуживание низовой сети

Во второй половине 1920-х гг. потребительская кооперация стала «главным каналом продвижения кино в деревню». Управление культуры Центросоюза напоминало кооперативным организациям, что они должны «принять решительные меры к превращению кино в мощное орудие кооперативно-просветительной и общей культурной работы», «яркую форму художественной пропаганды» (Информационный бюллетень Центросоюза 1929, № 17, с. 398). С точки зрения кооператоров, «аппарат народного просвещения был не в состоянии обслужить деревню, инициативу постановки такой кооперативной агитации и пропаганды в деревне должна взять на себя сама потребительская кооперация», поэтому (Кооперативные кампании 1924, с. 3) Совет Центросоюза счел необходимым перейти к «систематической киноработе через потребкооперацию». Работа «вокруг кино» включала показ картины, ее объяснение, беседы о фильме, чтение докладов и лекций (Информационный бюллетень Центросоюза 1927, № 30, с. 12).

Кинообслуживание низовой сети входило в систему общей культурно-просветительной деятельности кооперативных союзов, которые использовали кино в кампаниях по паенакоплению и снижению цен, по борьбе с частной торговлей, за привлечение женщин и молодежи в кооперацию, по мобилизации средств, хлебозаготовкам, продвижению книги в деревню. Не случайно, по мнению некоторых работников Управления культуры Центросоюза, «культурно-просветительная работа кооперации должна вестись не с целью самодовлеющей работы, ставящей своей задачей поднятие культурного уровня населения. Эту задачу выполняет советское государство. Культурно-просветительная работа кооперации должна преследовать утилитарную цель как вспомогательное средство в работе кооперации по организации и овладению рынка. Только при такой постановке мыслима и возможна культурно-просветительная работа кооперации» (РГАЭ. Ф. 484. Оп. 3. Д. 399. Л. 78).

С 1926 г. эффективную киноработу развернул Самарский губернский союз потребительских обществ. Предварительно в журнале «Сеятель правды» появилась информация об отправке в сельскую местность кинопередвижки: «Чтобы теснее связаться с крестьянством, узнать его нужды и запросы, ознакомить крестьянина с громадным значением кооперации, продвинуть в самые глухие уголки крестьянский журнал, Самарский губсоюз потребительской кооперации и редакция журнала "Сеятель правды" отправили в деревню кинопередвижку». Здесь же сообщалось об условиях посещения киносеансов: «Для членов потребительских обществ и подписчиков журнала "Сеятель правды" вход бесплатный». Таким образом, правлением Самарского губсоюза «сделана ставка на члена потребительского общества и подписчика журнала» (Сеятель правды 1926, № 80, с. 1), что обеспечило приток новых пайщиков, уплату паевых взносов и подписку на журнал «Сеятель правды».

Правление разработало маршрут кинопередвижки. В течение шести дней, с 29 января по 3 февраля 1926 г., кинопередвижка посетила такие села и деревни Обшаровской волости Самарского уезда, как Нижне-Печерское, Березовка, Александровка и Обшаровка. Затем кинопередвижка отправилась дальше на юг Самарского уезда в села Натальино, Преполовенка, Верхне-Печерское, Тростянка, Мосты, Приволжье.

В село Обшаровка Самарского уезда кинопередвижка с кооперативной картиной «Всем на радость» прибыла 1 февраля 1926 г., в этот день состоялись перевыборы правления потребительского общества (сельпо). Кино привлекло так много зрителей, что вместо одного дня передвижка работала три дня. В первый день бесплатный киносеанс был устроен специально для членов потребкооперации (около 500 человек). На второй день кино показывали для допризывников (почти 450 человек), на третий день - для подписчиков журнала «Сеятель правды», пионеров и комсомольцев (около 300 человек). В селе Березовка Обшаровской волости киносеанс устроили в частном доме, там собралось 162 человека мужчин, женщин и детей разного возраста. Даже «приходилось отказывать публике за недостатком мест в зале» (Сеятель правды 1926, № 81, с. 16, 17).

Появление кооперативной передвижки в деревню Мосты Обшаровской волости Самарского уезда тоже стало «большим праздником». В течение двух вечеров 8 и 9 февраля 1926 г. показывалась кооперативная картина «Всем на радость». В заметке «Заветы Ильича выполняются» местный селькор сообщал: «Из картины мужики наглядно увидели, как беднота сообща может улучшить свое положение посредством кооперативов. После первого же вечера перед крестьянами встал ребром вопрос о необходимости иметь свой кооператив. После сеанса подробно переговорили об этом с инструктором, а на следующий вечер 9 февраля

1926 г. перед сеансом состоялось общее собрание граждан нашей деревни, где инструктор толково объяснил пользу кооперирования и возможность открыть в деревне кооперативную лавку. В тот же вечер в кооператив записалось 50 новых членов». Изначально кооператив объединял всего 10 человек, а после киносеанса в его состав входило уже 60 членов (Сеятель правды 1926, № 84, с. 22).

Приезд кинопередвижки в деревни вызывал всплеск активности крестьян. Для того чтобы попасть на киносеанс, они охотно подписывались на журнал «Сеятель правды», вступали в кооперативы. Так, с 29 января по 3 февраля 1926 г. в четырех селах Обшаровской волости Самарского уезда -Нижне-Печерском, Березовке, Александровке и Обшаровке - на журнал подписались 150 человек, в ряды кооперации вступили 24 человека и пополнили пай 13 человек. 10 февраля 1926 г. в Мостовском сельсовете возникла «необыкновенная давка», так как «приходили записываться в кооператив те, кто не записался накануне вечером». Тут же они оформляли подписку на журнал «Сеятель правды» (подписались больше 20 человек). По мнению зрителей, «такая работа губсоюза на деле отражает лозунг "Лицом к деревне"» (Сеятель правды 1926. № 81. С. 16, 17).

Затем в нескольких номерах журнала «Сеятель правды» печатались сообщения о проведении киносеансов в различных волостях и приводились восторженные отклики деревенских зрителей. Сведения, поступавшие с мест, говорили «о большом успехе этого полезного начинания»: «Кино своим приездом буквально выбило из колеи не только ребятишек, но и взрослых»; «Многие впервые увидели кино»; «Крестьяне были очень довольны. Они говорили: "Сколько радости привезло нам кино!"» (Сеятель правды 1926, № 91, с. 15).

Весной 1926 г. кинопередвижка Самарского губсоюза посещала села Бугурусланского уезда. 11 апреля в деревне Преображенской Сергиевской волости «прошел слух, что к крестьянам прибыло кино. Многих удивляло, что за зверь это кино, так как до сих пор некоторые еще не имели понятия о таковом. Вечером на кино повалила масса народа, среди которых взрослые, молодежь и старики, и каждый при себе имел кооперативную книжку или журнал "Сеятель правды". Они входили в помещение, где проходил киносеанс, с такой смелостью и быстротой, что отталкивали близстоящего человека, который не был членом потребительского общества. Тут-то вот он и почесывал в затылке, думая войти в члены кооператива». В селе Ивановка Бугурусланского уезда «пронесся слух, что в школу приехали показывать "живые картины". Поднялся целый переполох. Со всех концов повалили мужики, бабы, ребятишки. Около школы собралось все село, но тут объявили, что войти могут только члены кооперации и подписчики "Сеятеля правды". Народ заволновался. Большинство не принадлежало ни к тем, ни к другим. Когда сказали, что можно сейчас же подписаться на журнал

и войти, народу набилось битком». Как и в других селах, в Ивановке и деревне Преображенской приезд кинопередвижки и показ кино обеспечили приток новых членов в потребительские общества, вызвали массовую подписку на кооперативный журнал «Сеятель правды» (Сеятель правды 1926, № 91, с. 15).

В целом зимой-весной 1926 г. кинопередвижка Самарского губернского союза кооперативов посетила 41 село в районе деятельности Обшаров-ского, Приволжского, Кабановского, Матвеевского и Пригород-Сергиевского обществ потребителей. Всего киносеансы посетили 16 529 человек, причем для членов кооперации и подписчиков журнала «Сеятель правды» вход был бесплатный. В результате работы кинопередвижки в кооперацию вступили 393 человека, пополнили паи 224 человека, подписались на журнал «Сеятель правды» 1180 человек более чем на 1000 экземпляров (Сеятель правды 1926, № 93, с. 14).

С установлением санного пути начался новый этап по «продвижению кино в деревню». С 7 ноября по 21 декабря 1926 г. кинопередвижка посетила 33 села в Самарском уезде, где было устроено 35 киновечеров, на которых присутствовало 9180 человек. Перед показом фильма инструктор Самарского губернского союза А.Н. Сурков выступал с докладом о кооперации, затем демонстрировалась картина «Всем на радость» с подробными разъяснениями. Условия пропуска на киносеанс были прежними - членство в кооперации и подписка на журнал «Сеятель правды». В связи с большим притоком зрителей пришлось ввести очередность. В первую очередь бесплатно по членским книжкам пропускались члены, только что вступившие в кооператив; потом шли пайщики, полностью уплатившие паевой взнос; затем -пайщики, уплатившие половину пая, но с учетом их социального положения; в завершение - подписчики журнала «Сеятель правды».

Киносеансы устраивались в народных домах и сельских школах, но зрителей было так много, что помещения не вмещали всех желающих, так как везде наблюдался наплыв публики, пришедшей посмотреть кино за несколько верст из других сел. В селе Канцевка Самарского уезда в зал Народного дома поместилось 380 человек, но еще «целая вереница оставалась на улице». В Кормежско-Журавлихинском селе Пугачевского уезда внутрь старой глиняной школы смогло войти только 100 человек, тогда как на улице образовался «хвост» в 300 человек. Они говорили: «Возьмите деньги, только пустите». В селе Ивановка учитель Брусникин даже разобрал в школе перегородку, «чтобы больше поместилось народу» (Сеятель правды 1927, № 14, с. 22).

В селе Малый Красный Яр киносеанс проводился в церкви. Поскольку там служба давно уже не проходила, разрешение на показ кино церковный совет дал без проволочек. Внутреннее убранство церкви тоже не мешало натянуть полотно,

так как иконы были все сняты и сложены в алтаре, в правом углу иконостаса висел красный флаг, а над иконостасом - лозунг «Владыкой мира будет труд. Через правильный севооборот и механизацию труда крестьянство идет к социализму». Посмотреть кино пришли 320 человек, из них 30 % - «бородачей». Один крестьянин сказал, что на киносеансе «было столько же народу, сколько и на пасхальной заутрене» (Сеятель правды 1927, № 14, с. 23).

Проведение киносеансов способствовало большему участию крестьянства в кооперативной работе. В период с 7 ноября по 21 декабря 1926 г. во время киновечеров в члены кооперации вступили 126 человек, пополнили паи 154 человека, на журнал «Сеятель правды» подписались 836 человек. В деревнях киносеансы совмещали с собраниями пайщиков, проводились перевыборы правлений сельпо и крестьянских комитетов. На собраниях нередко принимались решения об увеличении ассигнований на избу-читальню и на содержание сельских школ. Действенную помощь в проведении киновечеров оказывали, как правило, работники кооперации, учителя, комсомольцы и избачи. Подводя итоги о работе кинопередвижки в ноябре-декабре 1926 г., кооперативные инструкторы с удовлетворением отмечали: «Всюду крестьяне были довольны киновечерами и благодарили губсоюз за кооперативное просвещение. Картина убедила их в громадной пользе кооперации и показала, чего можно добиться при дружном объединении всех крестьян в кооперативы» (Сеятель правды 1927, № 15, с. 16).

В 1927 г. правление Самарского губернского союза кооперативов продолжило кинообслуживание своей низовой кооперативной сети. 25 января 1927 г. кинопередвижка отправилась в Бу-зулукский уезд, где в течение полутора месяцев посещала населенные пункты в районе деятельности Павловского, Борского и Колтубановского многолавочных кооперативов. Кинопередвижка разъезжала от села к селу, везде показывали кооперативную картину «Всем на радость», и еще демонстрировались две комические ленты, которые «смотрелись с большим удовольствием при почти беспрерывном смехе зрителей». Условия пропуска зрителей были прежние. В первую очередь проходили новые, только что поступившие пайщики, затем ранее состоящие и полнившие пай, потом подписчики журнала «Сеятель правды». Всего было устроено 34 киновечера, где присутствовали 8099 человек, из них 3388 мужчин, 2318 женщин и 2444 детей и подростков. По словам инструктора А.Н. Суркова, «лучше всего удалось обслужить села Державино, Косовское, Петровка, Павловка и поселок Колтубанка, где кино посмотрело почти все взрослое население». В Бузулукском уезде 128 человек стали членами кооперации, 609 человек пополнили паи на сумму 840 руб., 638 человек подписались на журнал «Сеятель правды» (Сеятель правды 1927, № 23, с. 18).

В целом в 1926/27 хозяйственном году инструктор Самарского губсоюза А.Н. Сурков побывал в 137 селах, где лично провел 64 киновечера, на которых удалось кооперировать 773 человека, пополнили паи 956 человек, и 3480 человек оформили подписку на журнал «Сеятель правды» (Сеятель правды 1927, № 23, с. 18).

Весной 1927 г. инструктор А.Н. Сурков отправился в район Пригород-Сергиевского потребительского общества. Правление общества «настойчиво просило губсоюз прислать кинопередвижку», объясняя свою просьбу намерением одновременно с киносеансами провести отчетную кампанию за период с октября 1926 г. по февраль 1927 г. На собрании пайщики прослушали отчетный доклад о работе общества за пять месяцев и содоклад о задачах кооперации. Работа правления признана «вполне продуктивной», отчетный период отмечен ростом паевого капитала, увеличением оборотных и собственных средств (Сеятель правды 1927, № 31, с. 20). Затем участники собрания смотрели кинокартину «Кирпичики» (Межрабпом-Русь, 1925).

За время поездки с 24 марта по 10 апреля 1927 г. кинопередвижка посетила 12 населенных пунктов, где организовано 17 киносеансов (13 бесплатных и 4 платных), где присутствовали 3655 человек, в том числе 1776 мужчин, 680 женщин, 1199 детей и подростков. Условия пропуска были такие же, что и прежде. Но в некоторых деревнях, где помощь кооперативной кинопередвижке оказывали сельсоветы, финансируя ее приезд, посещение киносеанса увязывалось с социальным статусом жителей. Так, председатель Успенского сельсовета пропускал крестьян на киновечер, учитывая социальное положение, т. е. бедняки проходили бесплатно.

Многонациональный состав зрителей в Мику-шине, Одемякове и других деревнях потребовал комментария к картине и на русском, и чувашском языке. Секретарь Микушинского волисполкома М.А. Арсентьев выехал вместе с кооперативной передвижкой в соседнее село Ново-Ганькино, где во время сеанса разъяснял картину «Кирпичики» на чувашском языке. Приезд кинопередвижки местное население встретило с воодушевлением. После киновечера «у собравшихся бородачей настолько было поднято настроение, что они в момент все кооперировались», открыли «потребил-ку», собрали паевые взносы на сумму 169 руб. 85 коп. и тут же отправили извозчиков за товаром (Сеятель правды 1927, № 31, с. 20). Общий эмоциональный подъем ускорил кооперирование населения и создание потребительского общества.

В целом поездка кинопередвижки весной 1927 г., сопряженная с рядом трудностей (распутица, пост, «истощение у крестьян средств»), дала определенные результаты (пополнение паев и привлечение новых пайщиков). Как и прежде, шла вербовка новых подписчиков на журнал «Сеятель правды». Так, в селе Ново-Ганькино на журнал подписались 48 крестьян, всего - 233 человека. Крестьяне вы-

ражали недовольство тем, что стоимость журнала выросла с 20 до 30 коп. Действительно, во время проведения кампании за снижение цен в 1927 г. подписка подорожала - «вот тебе и снижение цен!» (Сеятель правды 1927, № 31, с. 21).

В период с 18 июня по 16 июля 1927 г. кинопередвижка находилась в Бугурусланском уезде, где посетила 15 деревень и провела 19 киновечеров с показом картины «Всем на радость» и документального фильма «Наша кооперация». 19 киносеансов посетили 4997 человек, из них 2396 мужчин, 965 женщин и 1636 детей. Крестьяне воспринимали кино как «небывалое зрелище». Желание увидеть «живые картины» было настолько велико, что во время киносеансов в помещении школы или Народного дома «запертая дверь срывалась с крючков и даже петель, толпа врывалась в переполненное здание с криками: "Возьмите деньги! Дайте взглянуть хоть одним глазом!"» (Сеятель правды 1927, № 43, с. 23).

В селе Старо-Чесноковка Бугурусланского уезда киносеанс проводился в здании сельсовета, где собралось 300 человек, в том числе крестьяне из деревень Починовки и Дмитриевки. В помещении «было настолько душно, что не горели лампы, аппарат и кинолента покрылись потом, а о присутствующих и говорить было нечего. К концу сеанса буквально дышать было нечем, но все же крестьяне убедительно просили: "Покажите нам еще комическую (картину) - повеселее"». Даже в таких тяжелых условиях «вечер прошел в полном порядке, с громадным подъемом» (Сеятель правды 1927, № 46, с. 14).

Стремясь усилить киноработу на селе, правление Самарского губсоюза приобретало новые киноаппараты. В преддверии 1927/28 хозяйственного года в распоряжении губсоюза имелось три кинопередвижки, а к апрелю 1928 г. - уже четыре аппарата. За период с 1 октября 1927 г. по 1 апреля 1928 г. кинопередвижки Самарского губсоюза объехали 154 населенных пункта, там было дано 329 сеансов, пропущена 41 тыс. зрителей (Сеятель правды 1928, № 80, с. 19). Идя навстречу пожеланиям первичных кооперативов, в маршрутный лист кинопередвижки в первую очередь записывались потребительские общества, где еще не устраивались киносеансы. Приезд кинопередвижки осуществлялся по заявкам обществ и совмещался с отчетно-перевыборными кампаниями, вербовкой новых членов, пополнением паев, подпиской на журнал «Сеятель правды». В самом журнале появилась отдельная рубрика «Кино в деревне», где печатались отчеты кооператоров-инструкторов о поездках на периферию и отзывы сельских зрителей о просмотренном фильме.

Одновременно крупные потребительские общества стали обращаться в правление Самарского губсоюза с просьбой помочь приобрести собственные кинопередвижки. В связи с тем что киноаппарат стоил довольно дорого, предлагалось создавать кинотоварищества на паях и договор-

ных началах, куда могли войти несколько потребительских обществ. Из отчислений из прибыли они имели возможность создавать кинофонды, на эти средства приобрести технику и обслуживать район своей деятельности (Кооперативный путь 1928, № 17, с. 3).

Наряду с положительными моментами в кинообслуживании населения пришлось отмечать и некоторые отрицательные явления. Дело в том, что в годы нэпа возродились обычные для рабочей среды практики досуга, отдыха и проведения свободного времени, среди них бытовое пьянство, кабацкие застолья, а в деревне - самогоноварение, праздники с большим количеством спиртных напитков. Антиалкогольная и атеистическая пропаганда вменялась в обязанность кооператорам, поэтому во время проведения киносеансов инструкторы Самарского губсоюза по мере необходимости вели агитацию против пьянства, суеверий и предрассудков.

Деятельность Самарского губернского союза по кинообслуживанию своей периферии отмечена правлением Центросоюза. Заведующий кинобюро Центросоюза Н.А. Каринцев признал достижения самарских кооператоров «в области продвижения кино в деревню» «чрезвычайно ценными». Работника Центросоюза интересовали вопросы, связанные с организацией киносеансов, стоимостью кинорейсов, включая расходы на амортизацию кинопередвижки. Большой интерес вызвал выбор кинокартин для деревенских зрителей. Серьезного внимания заслуживала работа по кооперированию населения и привлечению новых пайщиков во время проведения киносеансов ( Сеятель правды 1927, № 23, с. 20). Положительный опыт Самарского союза кооперативов предполагалось использовать в развертывании киноработы потребкооперации в других регионах.

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что продуманная и четко выверенная стратегия Самарского союза потребительских обществ по «продвижению кино в деревню» дала серьезный положительный результат. Социокультурная динамика киноработы Самарского губсоюза отразилась в росте числа зрителей, расширении сферы кинообслуживания за счет увеличения протяженности пути кинопередвижки и посещения большего количества населенных пунктов. По заранее составленному маршруту кооперативные кинопередвижки посещали села Бугурусланского, Бузулукского, Мелекесского, Самарского уездов, где устраивались киновечера. Усиление материальной базы союза способствовало расширению охвата территории по кинообслуживанию уездов Самарской губернии, что, в свою очередь, дало возможность приобрести новые киноаппараты и брать напрокат художественные и документальные киноленты, среди них «Всем на радость», «Наша кооперации», «Кирпичики», «На дальнем берегу», «Случай на мельнице».

Рекламные кампании на страницах журнала «Сеятель правды» (анонсы фильмов, объявления о маршруте кинопередвижек, заметки с отзывами восторженных зрителей) «подогревали» интерес потенциальных посетителей киносеансов на местах. Привлечение «культурных сил» сельской местности к демонстрации фильмов и участию в киновечерах также повышало рейтинг кооперативных обществ. Весьма удачным можно назвать маркетинговый ход самарских кооператоров, сделавших ставку на активных пайщиков, полностью внесших паевые взносы, подписчиков журнала «Сеятель правды». Во время киносеансов, до и после показа фильмов проходила вербовка новых членов кооперации и абонентов журнала «Сеятель правды», принимались паевые взносы. Данная политика губсоюза обеспечила окупаемость проката лент и работы кинопередвижки.

В сельской местности при демонстрации фильмов с установлением тесного контакта присутствующих зрителей с инструкторами Самарского губсоюза возникала атмосфера доверия, создавалось особое коммуникативное пространство, которое оказывало влияние на мотивацию поведения, формировало положительный имидж кооперативного сообщества, способствуя инкорпорации новых членов. Киносеансы совмещались с общественно-политическими акциями, кооперативно-просветительной работой по случаю перевыборов волиспол-кома или правления сельпо, советских праздников, Международным днем кооперации, где читались доклады, проводились вечера вопросов и ответов, лекции и беседы об укреплении обороноспособности страны, международном положении, достижениях советской кооперации и кооперативном движении в нашей стране и за рубежом.

Материалы исследования

Информационный бюллетень Центросоюза - Информационный бюллетень Центросоюза. Кооперативный путь - Кооперативный путь.

Кооперативные кампании 1924 - Кооперативные кампании. Материалы для докладчиков. Вып. 1. Москва: МСПО, 1924. 16 с.

РГАЭ - Российский Государственный архив экономики. Сеятель правды - Сеятель правды.

Библиографический список

Безгина 2009 - Безгина О.А. К вопросу о положении отечественной кооперации в 1921-1923 гг. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2009. Т. 15, № 5. С. 164-169. URL: https://journals. ssau.ru/hpp/article/view/3992.

Безгина 2018 - Безгина О. А. Кооперативное движение Поволжья в конце XIX - начале ХХ века: взаимодействие власти и общества. Тольятти: Издательство Тольяттинского госун-та, 2018. 306 с. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35396607. EDN: https://elibrary.ru/xvritr.

Буданова 1996 - Буданова А.А. Развитие кинематографии в Самарской губернии за 1898-1917 гг. // Краеведческие записки. Самара, 1996. Вып. VIII. С. 119-133. URL: https://alabin.ru/biblioteka/kraevzap08/08_budanova. pdf?ysclid=lkv1vho4rb421400262.

Дианова 2016 - Дианова Е.В. Кино в культурно-просветительной работе северной кооперации // Клио. 2016. № 7 (115). С. 153-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26489169. EDN: https://elibrary.ru/whrfpx.

Лотман 1973 - Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн: Ээсти Раамат, 1973. 138 с. URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Лотман%20Ю_Семиотика.pdf.

Миронов 2013 - Миронов Г.А. Развитие кинодела в Среднем Поволжье в 1890-1930 гг.: историография проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (38): в 3 ч. Ч. 2. C. 137-141. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_12-2_32.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=20797175. EDN: https://elibrary.ru/rncsnl.

Постникова 2006 - Постникова T.B. Коммуникация кинематографа в семиотике Ю.М. Лотмана: философско-антропологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. № 3. С. 1131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-kinematografa-b-semiotike-yu-m-lotmana-filosofsko-antropologicheskiy-analiz/viewer.

Почепцов 2001 - ПочепцовГ.Г. Теория коммуникации. Москва: Рефл-бук: Ваклер, 2001. 651 с. URL: http://socium. ge/downloads/komunikaciisteoria/pochepcov%20teoria%20komunikacii.pdf.

Семенова 2007 - Семенова Е.Ю. Кинематограф - феномен отечественной культуры в годы Первой мировой войны (по материалам поволжских губерний) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. Т. 9, № 2. С. 364-372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12888112. EDN: https://elibrary.ru/kwauod.

Советские художественные фильмы - Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог: Немые фильмы (1918-1935). Москва: Искусство, 1961. 529 с. URL: https://arttaller.com/books/kn/kat1/kinokatalogL.html? ysclid=lkv2ucjrcz134475992.

Ягов 2012 - Ягов О.В. Государственная финансовая политика по поддержке кооперативного сектора экономики Поволжья в 1920-е гг. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2012. Т. 18, № 2/2. С. 120-124. URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/3187.

References

Bezgina 2009 - Bezgina O.A. (2009) To the question about the state of domestic cooperation in 1921-1923 years. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 15, no. 5, pp. 164-169. Available at: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/3992. (In Russ.)

Bezgina 2018 - Bezgina O.A. (2018) Cooperative movement of the Volga region at the end of the XIX - beginning of the XX century: interaction between government and society. Togliatti: Izdatel'stvo Tol'yattinskogo gosun-ta, 306 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35396607. EDN: https://elibrary.ru/xvritr. (In Russ.)

Budanova 1996 - Budanova A.A. (1996) The development of cinematography in the Samara province for the period of 1898-1917. In: Local history notes. Samara, issue VIII, pp. 119-133. Available at: https://alabin.ru/biblioteka/ kraevzap08/08_budanova.pdf. (In Russ.)

Dianova 2016 - Dianova E.V. (2016) Cinema in the cultural and educational work of northern cooperation. Klio, no. 7 (115), pp. 153-161. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26489169. EDN: https://elibrary.ru/whrfpx. (In Russ.)

Lotman 1973 - Lotman Yu.M. (1973) Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics. Tallinn: Eesti Raamat, 138 p. Available at: http://library.lgaki.info:404/2017/noTMaH%20to_CeMHOTHKa.pdf. (In Russ.)

Mironov 2013 - Mironov G.A. (2013) Cinema affairs development in Middle Volga Region in 1890-1930: historiography of problem. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. Tambov: Diploma, no. 12 (38): in 3 parts, part 2, pp. 137-141. Available at: https://www.gramota.net/articles/ issn_1997-292X_2013_12-2_32.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=20797175. EDN: https://elibrary.ru/rncsnl. (In Russ).

Postnikova 2006 - Postnikova T.V. (2006) Communication of cinematograph in semiotic conception of Yu.M. Lotman: philosophical-anthropological analysis. Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy, no. 3, pp. 11-31. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-kinematografa-b-semiotike-yu-m-lotmana-filosofsko-antropologicheskiy-analiz/viewer. (In Russ.)

Pocheptsov 2001 - Pocheptsov G.G. (2001) Theory of communication. Moscow: Refl-book: Vakler, 2001. 651 p. Available at: http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/pochepcov%20teoria%20komunikacii.pdf. (In Russ.)

Semenova 2007 - Semenova E.Y. (2007) Cinema - the phenomenon of Russian culture in the years of the First World War (on materials of the Volga provinces). Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 9, no. 2, pp. 364-372. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 12888112. EDN: https://elibrary.ru/kwauod. (In Russ.)

Soviet feature films 1961 - Soviet feature films (1961). Annotated catalogue: silent films (1918-1935). Moscow: Iskusstvo, 527 p. Available at: https://arttaller.com/books/kn/kat1/kinokatalog1..html?ysclid=lkv2ucjrcz134475992. (In Russ.)

Yagov O.V 2012 - Yagov O.V. (2012) State financial policy on supporting the cooperative sector of Volga region economics in 1920-ies. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 18, no. 2/2, pp. 120-124. Available at: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/3187. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.