Научная статья на тему 'КИНО КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА НА ОТПОР ВРАГУ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

КИНО КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА НА ОТПОР ВРАГУ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УРАЛ / КИНОФИКАЦИЯ / КИНОХРОНИКА / ИГРОВОЕ КИНО / КИНОСЕТЬ / КИНОФЕСТИВАЛЬ / КИНОЛЕКТОРИЙ / ОБОРОННЫЙ РЕЙД / ФРОНТОВОЙ МЕСЯЧНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сперанский А.В.

Дана характеристика форм и методов работы партийно-государственных органов, направленных на всемерное и эффективное использование советской киноиндустрии в деле трудовой и патриотической мобилизации жителей Урала в годы Великой Отечественной войны. Анализируются проблемы развития документального кино, становления на Урале игрового киноискусства, показан процесс функционирования региональной киносети, отражены вопросы укрепления ее материально-технической и кадровой основы. Использование разнообразных форм массово-политической работы в сочетании с показом кинофильмов усиливало эмоциональность восприятия уральцами происходящих событий, способствовало укреплению их морального духа и уверенности в неминуемом разгроме врага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA AS A MEANS OF MOBILIZATION OF THE POPULATION OF THE URALS TO REPEL THE ENEMY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper describes the forms and methods of work of the Party and State bodies aimed at the full and effective use of the Soviet film industry in the labour and patriotic mobilization of the residents of the Urals. The problems of the development of documentary films are analyzed. It is noted that despite the pronounced emphasis on the rear issues, the Ural documentarians also focused on the needs and aspirations of the front-line soldiers. Demonstrating on the front line the achievements of the “supporting edge of the power”, they gave soldiers confidence in the steadfastness of the rear, capable of supporting the victories of the Red Army with all its might. The process of formation of feature film art in the Urals is shown. The activities related to the organization of the Sverdlovsk studio of feature films are described: the decisions made by the authorities, their practical implementation, expressed in specific construction works, the installation of the necessary equipment, and the solution of personnel tasks. Special attention is paid to the analysis of the functioning of the regional cinema network; the issues of strengthening its material and technical base, the formation of the personnel base are reflected. It is proved that the rate of restoration of the cinema network in the Urals in the second half of the war was ahead of all-Russian indicators, making the region one of the main consumers of film products. Considerable place is devoted to the analysis of the successful combination of various forms of mass-political work with the show of documentaries and feature films. It is concluded that the organization of various kinds of defence film festivals and film festivals, patriotic film lectures and front-line monthlies increased the emotional perception of the events taking place in the Urals, helped to strengthen the morale and confidence of the population in the imminent defeat of the enemy.

Текст научной работы на тему «КИНО КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА НА ОТПОР ВРАГУ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 94(47).084.8

DOI 10.19110/1994-5655-2021-4-71-78

А.В. СПЕРАНСКИЙ

КИНО КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА НА ОТПОР ВРАГУ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Институт истории и археологии УрО РАН,

г. Екатеринбург

avsperansky@mail.ru

Аннотация

Дана характеристика форм и методов работы партийно-государственных органов, направленных на всемерное и эффективное использование советской киноиндустрии в деле трудовой и патриотической мобилизации жителей Урала в годы Великой Отечественной войны. Анализируются проблемы развития документального кино, становления на Урале игрового киноискусства, показан процесс функционирования региональной киносети, отражены вопросы укрепления ее материально-технической и кадровой основы. Использование разнообразных форм массово-политической работы в сочетании с показом кинофильмов усиливало эмоциональность восприятия уральцами происходящих событий, способствовало укреплению их морального духа и уверенности в неминуемом разгроме врага.

A.V. SPERANSKY CINEMA AS A MEANS OF MOBILIZATION

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, Урал, кинофикация, кинохроника, игровое кино, киносеть, кинофестиваль, кинолекторий, оборонный рейд, фронтовой месячник

OF THE POPULATION OF THE URALS Abstract

TO REPEL THE ENEMY DURING THE GREAT

PATRIOTIC WAR

Institute of History and Archaeology, Ural Branch, RAS, Ekaterinburg

The paper describes the forms and methods of work of the Party and State bodies aimed at the full and effective use of the Soviet film industry in the labour and patriotic mobilization of the residents of the Urals. The problems of the development of documentary films are analyzed. It is noted that despite the pronounced emphasis on the rear issues, the Ural documentarians also focused on the needs and aspirations of the front-line soldiers. Demonstrating on the front line the achievements of the "supporting edge of the power", they gave soldiers confidence in the steadfastness of the rear, capable of supporting the victories of the Red Army with all its might. The process of formation of feature film art in the Urals is shown. The activities related to the organization of the Sverdlovsk studio of feature films are described: the decisions made by the authorities, their practical implementation, expressed in specific construction works, the installation of the necessary equipment, and the solution of personnel tasks. Special attention is paid to the analysis of the functioning of the regional cinema network; the issues of strengthening its material and technical base, the formation of the personnel base are reflected. It is proved that the rate of restoration of the cinema network in the Urals in the second half of the war was ahead of all-Russian indicators, making the region one of the main consumers of film products. Considerable place is devoted to the analysis of the successful combination of various forms of mass-political work with the show of documentaries and feature films. It is concluded that the organization of various kinds of defence film festivals and film festivals, patriotic film

lectures and front-line monthlies increased the emotional perception of the events taking place in the Urals, helped to strengthen the morale and confidence of the population in the imminent defeat of the enemy.

Keywords:

the Great Patriotic War, the Urals, filmography, newsreel, feature films, cinema network, film festival, cinema lecture hall, defence raid, frontline monthlies

В годы Великой Отечественной войны выдающуюся роль в мобилизации всех сил и средств на отпор врагу сыграло кино. Председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин считал, что оно мобилизовало советских людей «... на еще более эффективную помощь фронту в борьбе с фашистскими варварами» [1, с. 63]. Поэтому, учитывая действенность и наибольшую доступность этого вида искусства широким массам населения, партийно-государственные органы СССР направляли деятельность кинематографистов в необходимое идеологическое русло, ставили перед ними задачи, отвечающие требованиям военного времени.

Жесткое руководство кинематографом в период войны осуществлялось на основе постановлений и приказов центральных органов управления, которые дублировались и принимались к исполнению всеми местными структурами власти. Так, уже в начале военных событий 25 ноября 1941 г. вышел приказ Комитета по делам кинематографии при СНК СССР «О работе органов кинофикации и проката в условиях военного времени», определивший меры по перестройке кинодеятельности [2, с. 59]. В дальнейшем «важнейший вид искусств» на протяжении всей войны находился в поле зрения властных структур, принимавших эффективные решения как на ведомственном (приказ Комитета по делам кинематографии при СНК СССР о расширении выпуска широкопленочной и передвижной аппаратуры, 1943 г.), так и на самом высоком партийно-государственном уровне (Постановление сНк РСФСР «О мероприятиях по восстановлению киносети в городах и районах, освобожденных от немецкой оккупации», 1943 г.; Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения», 1944 г.; Постановления ЦК ВКП(б) «О производстве киножурналов и документальных фильмов», «О работе кинотеатров и кинопередвижек в Ульяновской области») [3, с. 425, 426; 4, с. 229].

Решения высших партийно-государственных органов строго определяли основные направления работы кинематографа, указывали конкретные пути реализации поставленных перед ним задач, подводили промежуточные итоги его развития. Учитывая экстремальность военных условий, властные структуры, естественно, требовали от киноискусства разжечь в массах смертельную ненависть к врагу, поднять на предельную высоту трудовой энтузиазм народа, укрепить его лучшие военно-патриотические традиции. Достижению этих целей должны были быть посвящены как сами документальные и художественные фильмы, так и организация их проката для широкой зрительской аудитории.

Немалый вклад в летопись Великой Отечественной войны внесли уральские кинематографисты, чья деятельность, как и повсюду в стране, определялась, контролировалась и регулировалась властными структурами. Подготовка и выпуск на экраны документальных и художественных фильмов, обеспечение всех районов региона стационарными и передвижными киноустановками, строительство новых кинотеатров, обучение кадров киномехаников, организация агитационно-пропагандистской работы со зрителем - все эти вопросы, напрямую связанные с использованием киноискусства в целях мобилизации масс, являлись предметом самого пристального внимания руководящих органов Уральского региона - от исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся до областных комитетов ВКП(б). Партийное руководство Свердловской, Челябинской, Молотовской (ныне Пермский край), Чкаловской (ныне Оренбургская) областей рассматривало вопросы: о совершенствовании кинообслуживания населения, об улучшении работы киносети в сельской местности, о расширении киносети в промышленных центрах, о недостатках в работе кинотеатров, кинопередвижек и др. Неоднократно вопросы, связанные с развитием кинофикации, обсуждались областными партийными организациями Зауралья, Башкирии и Удмуртии.

Вплотную решением актуальных задач, стоящих перед кино, занимались исполнительные комитеты областных, городских, районных Советов депутатов трудящихся всех уральских областей и республик. Они в основном решали задачи организационного характера: изменение структуры, штатов, управленческого аппарата и т.д. Активность в решении этих проблем проявляли городские и районные комитеты ВКП(б). В частности, на заседаниях бюро Свердловского городского комитета ВКП(б) рассматривались вопросы о строительстве киностудии, о работе кинотеатров и т.п. Бюро Нижнетагильского ГК ВКП(б) обсуждало вопрос об улучшении кинообслуживания населения города. Районные партийные власти заслушивали отчеты о деятельности отдельных кинотеатров. К примеру, Ленинский РК ВКП(б) г. Свердловска (ныне г. Екатеринбург) анализировал в годы войны работу кинотеатра «МЮД», Сталинский РК рассмотрел вопрос о деятельности кинотеатра «Октябрь». Отделы пропаганды и агитации райкомов утверждали планы агитационно-пропагандистской работы кинотеатров, контролировали их выполнение [5, с. 235, 236].

Энергичные меры партийно-государственных органов по осуществлению руководства системой кинофикации, как и в других сферах искусства, носили двойственный характер: с одной стороны,

подвергая работу деятелей киноискусства жесткому контролю и регламентации, ограничивая ее строгими идеологическими границами, власти сдерживали творческую инициативу, способствовали проникновению на экраны политической конъюнктуры; с другой стороны, используя кино как мощное средство массово-политической работы, управленческие структуры концентрировали деятельность киноработников на проблемах мобилизации и патриотического воспитания масс, способствовали расширению материальной базы системы кинофикации, что в условиях военного времени, несомненно, носило позитивный характер.

Важнейшим направлением в деятельности уральских кинематографистов в период войны было создание документальных кинофильмов. Но, если документалисты центральных студий кинохроники снимали в основном фронтовые сюжеты, то уральцы отражали тыловую проблематику. Находившаяся в Свердловске студия кинохроники была единственной в Уральском регионе, где создавалась военная киноистория «опорного края державы». Чтобы она могла решать поставленные задачи, партийно-государственные органы сделали все для обеспечения ее необходимой аппаратурой и достаточным количеством профессионально подготовленных кадров. В результате, это позволило студии всемерно отразить в своих киножурналах тему «Урал в обороне», показать труд людей, отдающих все без остатка силы для общей победы. Уже 25 июня 1941 г. был подготовлен номер киножурнала «Сталинский Урал», полностью посвященный проблемам начавшейся войны. Всего за годы военного лихолетья уральскими кинематографистами было отснято 1 484 400 м пленки, выпущено 242 киножурнала, включавших в себя 552 сюжета, рассказывающих о рождении новых заводов, о крупных стройках военного времени, о самоотверженном труде уральцев на промышленных предприятиях, колхозных полях, в шахтах и научных лабораториях, об их братской помощи районам, освобожденным от немецкой оккупации. Уральские мастера документального кино готовили материалы и для союзного киножурнала, предоставив ему за годы войны 136 сюжетов.

Свердловская студия кинохроники за военный период представила на экраны страны целый ряд короткометражных документальных фильмов, среди которых наибольшим успехом пользовались «Город Н», «Шестнадцатая параллель», «Урал -ЗИС», «Урал кует победу» и «Свердловск - столица Урала». Эти кинокартины, показывающие трудовой подвиг уральцев, мощь и несокрушимость региона, оказывали мобилизующее воздействие как на тружеников тыла, так и на фронтовиков. Они демонстрировались солдатам и офицерам Красной армии прямо на передовой линии фронта, вызывая чувства искренней благодарности и несокрушимой уверенности в победе. Сердечный отклик среди бойцов получили специально направленные для просмотра воинам Уральского добровольческого танкового корпуса киножурнал-письмо и документальный фильм «Столица Урала», отражающие трудовые свершения тыла [6, с. 170, 171].

В годы Великой Отечественной войны Урал в силу ряда объективных и субъективных факторов превратился в один из крупнейших промышленных и культурных центров страны. Он стал не только кузницей оружия и главным арсеналом, но и сосредоточением многих духовных ценностей. В частности, на Урал были эвакуированы Киевская, Одесская, Ленинградская киностудии, что давало уникальную возможность создания здесь, наряду со студией кинохроники, студии по производству художественных фильмов. Для выяснения обстоятельств, позволяющих открыть уральскую «фабрику грез», в декабре 1942 г. в Свердловск специально выезжал председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большаков. После обсуждения с представителями партийных и советских органов материально-технических и кадровых вопросов было принято решение организовать на базе «конструктивистского» здания, построенного по проекту архитектора Я.А. Коринфельда, Свердловскую киностудию художественных фильмов, полностью обеспечив ее необходимым оборудованием и персоналом. Приказ № 59, подписанный Большаковым 9 февраля 1943 г., стал отправной точкой в творческой деятельности самой молодой в стране студии игровых фильмов [7, с. 206].

С первых дней строительства киностудии глубокую заинтересованность в быстрейшем ее вводе в эксплуатацию проявили городские власти столицы Среднего Урала. На основе постановления «О строительстве Свердловской киностудии», принятом бюро Свердловского ГК ВКП(б) в январе 1943 г., строительству этого важного объекта была оказана значительная помощь. В условиях войны, когда оборонная промышленность требовала львиную долю материальных и людских ресурсов, решать хозяйственные вопросы, связанные со строительством киностудии, было очень сложно. Однако в результате строгого административного контроля за соблюдением графика работ, конкретной помощи, выразившейся в выделении на нужды строительства 800 кубометров леса, 260 тыс. кирпичей, 8 т кровельного железа, 200 т алебастра, 15 км провода и т.п., Свердловская студия художественных фильмов начала свою производственную деятельность уже к концу 1943 г.

Первым художественным руководителем уральской «фабрики грез» стал известный советский режиссер А.А. Ивановский, первым директором - А.С. Шитов. В 1944 г. в павильонах киностудии Александром Ивановским была снята кинокартина «Сильва», первый и единственный уральский художественный фильм за период войны. Премьера состоялась в Свердловске 13 ноября 1944 г. В феврале 1945 г. фильм был показан в Москве. Первая в мире экранизация знаменитой оперетты Имре Кальмана имела невероятный успех. Чему способствовала блестящая игра московских (Зоя Смирнова-Немирович, Нияз Даутов, Маргарита Сакалис, Сергей Мартинсон) и свердловских (Сергей Дыбчо, Георгий Кугушев ) актеров. Весной 1945 г. фильм демонстрировался офицерам и солдатам Красной армии в освобожденной Венгрии. Однако на широкий экран он вышел уже после войны. Первые мас-

совые сеансы прошли 13 ноября 1945 г. в свердловских кинотеатрах «Октябрь» (ныне «Колизей»), «МЮД» (ныне «Салют») и «Темп» [8, л. 131; 9, л. 911,12; 10, л. 71; 11, л. 15].

В военные годы, наряду с производством и выпуском на экраны документальных и художественных фильмов, одной из важнейших задач в области развития киноискусства на Урале было сохранение, а по возможности и расширение материальной базы киносети. Первоначально киносеть подверглась резкому сокращению во всех областях и республиках региона. Это объяснялось тем, что почти во всех помещениях стационарных кинотеатров были развернуты эвакуационные пункты, эвакуированные предприятия, мобилизационные центры, госпитали и т.п. Львиная доля автомобилей, обслуживающих в довоенный период киносеть, была отправлена на фронт, что привело к значительному сокращению количества кинопередвижек. К началу 1943 г. общая численность киноустановок в Уральском регионе по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась с 2 115 до 1 302, что составило 38,4 %. Особенно резкому свертыванию была подвергнута киносеть Башкирии - на 68 %, Оренбуржья - на 57,5 %, Южного Урала - на 46,7 % и Удмуртии - на 35,3 % (см. таблицу).

новок было восстановлено на 12,4 % больше, а доля Урала в РСФСР по этому показателю в сравнении с 1941 г. увеличилась с 22,9 до 27,3 % (см. таблицу).

Расширение киносети на Урале во второй половине войны обозначило нехватку киномехаников, что объяснялось мобилизацией опытных работников кинофикации в действующую армию. Значительные кадровые потери имелись практически в каждой области и республике региона. Естественно, что начавшийся с 1943 г. процесс восстановления киносети потребовал решения задачи подготовки новых кадров работников кино. Основываясь на решениях властей, в регионе первоначально стали организовываться курсы киномехаников с сокращенной программой. Затем в 1943 г. в Свердловске были открыты централизованные курсы механиков звукового кино в количестве 97 чел. К концу войны такие курсы были организованы в Алапаевске, Ир-бите, Туринске, Ревде, Манчаже, Бутке, и количество готовившихся работников кинофикации в Свердловской области достигло 300 чел.

Средний Урал в годы войны был основным центром подготовки киномехаников. Однако и в других областях и республиках Уральского края создавались учебные заведения этого профиля. Курсы

Изменение численности стационарных и передвижных киноустановок на Урале и в РСФСР в 1941 - 1945 гг.

Changes in the number of stationary and mobile cinema installations in the Urals and in the RSFSR in 1941 - 1945

Область, республика 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. 1943 г. к 1941 г., % 1945 г. к 1941 г., %

Курганская - - - 62 122 - -

Молотовская 381 346 313 298 324 82,1 85,0

Свердловская 546 451 454 470 552 83,1 101,0

Челябинская 302 185 161 171 181 53,3 59,9

Чкаловская 362 154 154 213 185 42,5 51,1

Башкирская 365 117 117 135 158 32,0 42,3

Удмуртская 159 103 103 124 128 64,7 80,5

УРАЛ 2 115 1 356 1 302 1 473 1 650 61,6 78,0

РСФСР 9 200 3 512 4 039 5 059 6 039 43,9 65,6

Источники: Культурное строительство РСФСР: Стат. сб. М.: Госстатиздат, 1958. С. 429, 432, 433,434; ГАРФ. Ф. 374. Оп. 10. Д. 119. Л. 21, 21 об, 22, 22 об, 37, 37 об, 38, 38 об, 39; Д. 138. Л. 36, 37, 38, 53, 56, 58, 59, 61; Д. 171. Л. 52, 56, 57, 58, 59.

Во второй половине Великой Отечественной войны тенденцию сокращения киносети на Урале удалось остановить, что объясняется стабилизацией фронтовой обстановки и, как следствие этого, укреплением тыловой материально-технической базы. К концу войны численность киноустановок в регионе составляла 78,0 % от довоенного уровня. Передовые позиции по этому показателю занимали Свердловская область, где число киноустановок составило 101 %, Молотовская область и Удмуртия, восстановившие киносеть на 85,0 и 80,5 % соответственно. Хуже обстояли дела в Челябинской, Чка-ловской областях и Башкирии, где киносеть была восстановлена на 59,9 %, 51,1 и 42,3 %. Возобновительный процесс киносети на Урале шел значительно быстрее, чем в целом по России. К середине 1945 г. в областях и республиках региона киноуста-

работников кинофикации открылись в Чкалове (1944 г.), где уже к концу года было подготовлено более 180 специалистов. В Зауралье в конце 1944 -начале 1945 гг. подобные курсы стали действовать в Кургане, Шадринске и Куртамыше. К концу войны они выпустили 75 мотористов, механиков звукового и немого кино. С 1944 г. начали работу курсы киномехаников в Уфе, Челябинске и ряде других городов [5, с. 240, 241].

Наряду с централизованным обучением работников кинофикации, в годы войны на Урале большое распространение получила и такая форма подготовки кадров, как ученичество. Ученик, пройдя подготовку у опытного специалиста, сдавал экзамен специальной аттестационной комиссии и при успешном результате получал квалификацию помощника киномеханика. Эта форма подготовки исполь-

зовалась во всех областях и республиках региона, но наибольшее распространение имела в Оренбуржье, где только в 1942 г. к ученичеству были привлечены 125 чел. [12, л. 37].

Работа киномехаников военной поры была очень нелегкой. Часто приходилось сутками, не смыкая глаз, колесить на своей кинопередвижке из одного конца района в другой, чтобы продемонстрировать труженикам тыла с нетерпением ожидаемый сеанс. Лучшие киномеханики в это трудное для страны время проявляли подлинные образцы организаторской и агитационно-пропагандисткой инициативы. Так, 16-летний киномеханик Шалинского района Свердловской области Таранжин, весной 1942 г., когда половодье бурно разлившейся р. Чу-совой отрезало кинопередвижку от намеченного маршрута, своими руками соорудил плот и, погрузив на него всю аппаратуру, сумел своевременно добраться до пунктов назначения. В Сухоложском районе Свердловской области киномеханик Сека-чев организовал школьников, которые разносили по домам билеты, рекламировали фильм еще задолго до прибытия в тот или иной населенный пункт кинопередвижки. Отлично трудились в годы войны киномеханики Евстигнеева, Молочкова, Шмакова (Свердловская область), Доронин, Ощепков, Решетников (Молотовская область), Томина, Захлебин, Лавринев (Чкаловская область) и многие другие [8, л. 99, 98; 13, л. 38].

В годы войны властные структуры управления старались максимально использовать кино в целях идеологического воздействия на массы. Под жестким контролем партийно-государственных органов находилось не только кинопроизводство, но и весь прокат фильмов на экранах страны. Большое внимание власти обращали на формирование кинорепертуара. Отделы пропаганды и агитации партийных органов вменяли в обязанность управлениям кинофикации демонстрировать зрителю только фильмы заданной тематики.

На Урале в годы войны в определенном властями репертуаре было выделено несколько главных направлений. Во всех областях региона уральцам демонстрировались фильмы, воспитывающие патриотизм и чувство гордости за героическое прошлое русского народа («Петр I», «Суворов»), показывающие силу Красной армии («В тылу врага»), отражающие героику революционных событий и Гражданской войны («Чапаев», «Щорс», «Пархоменко»), пробуждающие ненависть к фашистским оккупантам («Если завтра война», «Профессор Ма-млок», «Семья Опингейм»), способствующие повышению бдительности («На границе», «Высокая награда»), прививающие любовь к большевистской партии и ее вождям («Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году»).

Особое внимание уделялось показу киножурналов, сборников кинохроники, воспроизводившим на экранах героические эпизоды из жизни фронта и тыла. Главная цель проведения такой жесткой репертуарной политики заключалась в том, чтобы в полной мере использовать агитационно-пропагандистские возможности кино в решении основной задачи - мобилизации населения на отпор внеш-

нему врагу под устраивающими политический режим идеологическими лозунгами. Как правило, демонстрация фильма сочеталась с активными идейно-воспитательными формами. В кинотеатрах проводили выставки фотодокументов, агитплакатов, устраивали политинформации по вопросам внешней и внутренней политики, организовывали лекции и беседы на агротехнические и санитарные темы. Часто в их помещениях действовали агитпункты, кружки ПВХО, ГСО, в витринах выставлялись агит-окна. При этом наиболее крупные кинотеатры старались иметь собственное лицо, отличавшее их работу от других. Так, в челябинском кинотеатре имени А.С. Пушкина акцент делался на устную агитацию, в курганском кинотеатре «Прогресс» хорошо организовывалась наглядная агитация, в свердловском кинотеатре «Темп» целенаправленно велась консультативная работа по вопросам медицины и здравоохранения, в кинотеатре «Октябрь» проводились художественные выставки о героическом прошлом русского народа и т.п.

Большое внимание при организации политико-массовых мероприятий в кинотеатрах уделялось детской аудитории. Кинотеатры осуществляли специальную подборку кинофильмов, рассчитанную на юного зрителя. Свердловский кинотеатр «МЮД» ежедневно давал четыре детских сеанса, перед которыми организовывались беседы педагогов, врачей, устраивались музыкальные и литературные викторины, встречи с тружениками тыла и фронтовиками. При кинотеатре имелись детская библиотека, читальный зал и игровая комната. При челябинском кинотеатре имени А.С. Пушкина была организована тимуровская команда, которая оказывала помощь семьям фронтовиков, инвалидам войны, давала концерты в школах, госпиталях, воинских частях, на агитпунктах [14, с.159, 160; 15, л. 96 об.].

На Урале, наряду с повседневной агитационно-массовой работой, сопровождающей демонстрацию кинофильмов, энергично использовались и единовременные кампании. Наиболее популярной формой подобного рода мероприятий были кинофестивали. Как правило, они проводились под контролем партийно-государственных структур на основе жестко определенных идеологических установок и преследовали, главным образом, мобилизационные цели. Особенно часто, вследствие отсутствия стационарных кинотеатров, фестивали проводились в сельской местности. В отдаленные районы направлялись агиткинобригады, которые в течение нескольких недель, а то и месяцев, используя средства кино, наглядной агитации, вели разъяснительную работу, пропагандировали в нужной властям идеологической окраске героическую борьбу народа за свободу и независимость своей Родины.

За годы войны на Урале прошли десятки кинофестивалей на самые различные темы. Наибольший общественный резонанс имели колхозно-совхозные кинофестивали, проводившиеся как массово-политические мероприятия, мобилизующие тружеников села на быстрое и качественное выполнение заданий военного времени. О размахе подобных акций можно судить по кинофестивалю,

прошедшему в Свердловской области в 1942 г. Работа кинофестиваля проходила под непосредственным руководством областного комитета большевистской партии, потребовавшего от партийных структур всех уровней «обеспечить идеологический контроль и широкий охват населения всеми агитационно-массовыми средствами» [16, л. 39]. Фестиваль проходил с 5 января по 5 апреля 1942 г., охватив 810 населенных пунктов в 18 районах области. Дано 2 400 киносеансов, на которых присутствовали 180 тыс. зрителей. Помимо показа кинофильмов, в рамках фестиваля были проведены сотни лекций, бесед, докладов, художественных и фотовыставок. Только работники свердловских кинотеатров «МЮД» и «Октябрь», участвовавшие в работе кинофестиваля, организовали и провели в сельской местности более 600 различных мероприятий [8, л. 89, 98].

Подобные кинофестивали с успехом проводились и в других областях и республиках Уральского региона. Уже в ноябре 1941 г. в четырех районах Чкаловской области был проведен совхозно-колхозный кинофестиваль, в рамках которого демонстрировались оборонно-патриотические фильмы. За 12 дней труженикам села было показано восемь художественных фильмов, четыре номера фронтового киносборника, прочитано 117 лекций, бесед. В Курганской области ежегодные кинофестивали проводились в сельской местности во время посевных и уборочных работ. На весеннем севе 1944 г. специально созданная агиткинобригада осуществляла показ фильмов оборонной, военно-патриотической тематики в 11 районах Зауралья, охватив около 30 тыс. зрителей в 120 колхозах, 20 МТС и пяти совхозах [17, л. 189; 18, л. 9; 19, л. 63].

В годы войны на Урале проводились и городские кинофестивали. Они организовывались работниками ведущих стационарных кинотеатров крупных городов. Тематика городских кинофестивалей соответствовала событиям войны и отражала главным образом проблемы обороны страны, разоблачения злодеяний немецких оккупантов и фашистской идеологии. В частности, в 1943 г. в челябинском кинотеатре имени А.С. Пушкина прошел кинофестиваль «Фашизм - злейший враг человечества». В его рамках показывались антифашистские фильмы, организовывались беседы, увязанные с тематикой фильма, встречи с героями фронта и тыла. В фойе демонстрировалась выставка фотоматериалов, агитплакатов, художественных произведений, разоблачающих фашизм и призывающих на борьбу с ним [20, л. 9].

На базе свердловского кинотеатра «МЮД» был проведен оборонно-патриотический кинофестиваль, в течение которого зрителям демонстрировался фильм «Доклад И.В. Сталина 6 ноября 1942 года» и ряд художественных фильмов по военной тематике. Перед сеансами проходили встречи с фронтовиками и участниками партизанского движения. В холлах кинотеатра были размещены художественные выставки «Великая Отечественная война», «Наступление наших войск продолжается» [14, с. 160, 161].

Популярными в военный период на Урале были оборонные рейды, отличавшиеся от кинофес-

тивалей ограниченностью времени и небольшим количеством демонстрируемых фильмов. Как правило, в течение недели шел целенаправленный показ одного-двух фильмов сходной тематики при оперативном перемещении кинопередвижки по выбранной территории. Так, в декабре 1942 г. специально созданная кинобригада с фильмами «Фронтовые подруги» и «В тылу врага» обслужила шесть районов Челябинской области, перевыполнив план посещаемости в четыре раза [5, с. 245].

В годы войны на Урале проводились и фронтовые месячники, целью которых было поднятие уровня обслуживания зрителей в кинотеатрах. В период месячников в фойе кинотеатров организовывались концерты, встречи с киноактерами, кинорежиссерами, устраивались обсуждения просмотренных фильмов. Большое внимание уделялось посещениям кинотеатров целыми трудовыми коллективами. Для удобства зрителей осуществлялся прием коллективных заявок по телефону. В свердловском кинотеатре «Октябрь» организовывалась даже доставка билетов на дом.

Еще одной формой работы со зрителем, получившей распространение в Уральском регионе, были кинолектории. Они организовывались во многих городах и посвящались, как правило, героическому прошлому русского народа. Особенно популярен был свердловский кинолекторий, который постоянно посещали более 700 чел. На его занятиях квалифицированные историки читали слушателям лекции на темы: «Ледовое побоище 1242 года и разгром немецких псов-рыцарей», «Изгнание интервентов из Москвы в XVII веке», «Великий полководец Александр Суворов», «Разгром немецких оккупантов в 1918 году» и др. По окончании выступлений лекторов демонстрировались фильмы: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Щорс» и т. д. Подобного рода кинолектории давали участникам не только общеисторические знания, но и вызывали эмоциональный подъем, способствовавший утверждению в сознании патриотических чувств [21, л. 1; 22].

Разнообразие форм массовой работы со зрителем позволило работникам системы кинофикации Уральского региона не только сохранить довоенные показатели, но уже к началу 1943 г. значительно превзойти их. В Свердловской области к концу 1942 г. системой кинопроката были охвачены 20 млн. зрителей, в то время как лучший показатель довоенного времени на превышал 13,5 млн. За этот же период в Чкаловской области количество зрителей увеличилось с 6 до 8 млн. Рост посещаемости наблюдался в Курганской, Челябинской, Молотовской областях, Башкирии и Удмуртии. За годы войны на Среднем, Южном, Западном Урале, в Оренбуржье и Зауралье к просмотру художественных и документальных фильмов был привлечен 181 млн.чел.

Активное участие населения Уральского региона в период войны в просмотре художественных и документальных фильмов способствовало значительному росту валового сбора от продажи билетов. Только по Свердловской области он увеличился в три раза. Тенденция к росту по сравнению с довоенными показателями прослеживается и в дру-

гих областях: Челябинской и Молотовской - в 2,5 раза, Чкаловской - в 2 раза, Курганской - в 1,5 раза [5, с. 246, 247; 23, с. 282; 24, с. 22].

Таким образом, в трудных условиях военного времени роль кино в общественном развитии страны приобрела особую значимость. Все формы и средства киноискусства были направлены на достижение главной цели - мобилизации всех сил на защиту Отечества. Применение разнообразных форм массово-политической работы в сочетании с показом кинофильмов повысило эффективность воспитания, усилило эмоциональность восприятия населением происходящих событий и, несмотря на неизбежную в условиях господства тоталитарного режима идеологическую направленность, способствовало укреплению морального духа народа.

Список сокращений

ОГАЧО - Объединенный государственный архив Челябинской области

ЦДООСО - Центр документации общественных организаций Свердловской области

ЦДНИОО - Центр документации новейшей истории Оренбургской области

РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства

РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории

ГАСПИКО - Государственный архив социально-политической истории Курганской области

Литература

1. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза (доклады, речи, выступления, приказы). М.: Госполитиздат, 1953. 208 с.

2. Ряпусова Д.Н. Киноиндустрия «Большого Урала» в период Великой Отечественной войны // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2010. № 28. Вып. 15. С. 59 - 64.

3. История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1970. Т. 5. Кн. 1. 722 с.

4. Максакова Л.В. В рядах воюющего народа (Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг.). М.: Мысль, 1965. 310 с.

5. Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 349 с.

6. Во имя Победы. Свердловск в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. / Гл. ред. А.В. Сперанский. Изд. 2-е, дополн., пе-рераб. Екатеринбург: Формат, 2010. 272 с.

7. Ряпусова Д.Н. Свердловская киностудия в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы // Историко-педагогические чтения. 2007. № 11. С. 204 -208.

8. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 37. Д. 182. Л. 131.

9. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 39. Д. 110. ЛЛ. 9 - 11,12.

10. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 40. Д. 12. Л. 71.

11. ЦДООСО.Ф. 161. Оп. 6. Д. 1592. Л. 15.

12. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 247. Л. 37.

13. РГАЛИ. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 142. Л. 38.

14. Во имя Победы. Свердловск в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. / Гл. ред. А.В. Сперанский. Екатеринбург: Баско, 2005. 256 с.

15. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 6. Д. 119. Л. 96 об.

16. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 1642. Л. 39.

17. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 5. Д. 293. Л. 189.

18. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 247. Л. 9.

19. ГАСПИКО. Ф. 166. Оп. 2. Д. 306. Л. 63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 37. Л. 9.

21. ЦДООСО. Ф. 4322. Оп. 1. Д. 6. Л. 1

22. Газета. Уральский рабочий. 1942. 24 июля.

23. Урал в панораме ХХ века. / Гл. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург: СВ-96, 2000. 496 с.

24. Сперанский А.В. Урал и Великая Отечественная война: вопросы истории в контексте национальной безопасности // Вклад Урала в разгром фашизма: исторический опыт и современные проблемы национальной безопасности. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2005. С. 14 - 24.

References

1. Stalin I.V. O Velikoj Otechestvennoj vojne Sovetskogo Soyuza (doklady, rechi, vystupleniya, prikazy) [About the Great Patriotic War of the Soviet Union (reports, speeches, statements, orders)]. Moscow: Gospolitizdat, 1953. 208 р.

2. Ryapusova D.N. Kinoindustriya «Bol'shogo Urala» v period Velikoj Otechestvennoj vojny [Film industry of the «Big Urals» during the Great Patriotic War] // Bull. of the Southern Urals State Univ. Series "Social and humanitarian sciences". 2010. № 28. Issue 15. P. 59 - 64.

3. Istoriya Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza [History of the Communist Party of the Soviet Union]. Moscow: Polit-izdat, 1970. Vol. 5. Book 1. 722 p.

4. Maksakova L.V. V ryadah voyuyushchego naroda (Iz istorii sovetskoj kul'tury v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. 1941 - 1945 gg.) [In the ranks of warring people (From the history of Soviet culture during the Great Patriotic War. 1941 - 1945)]. Moscow: Mysl', 1965. 310 p.

5. Speransky A.V. V gornile ispytanij. Kul'tura Urala v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [In the crucible of trials. Culture of the Urals during the Great Patriotic War]. Ekaterinburg: Ural Branch, RAS, 1996. 349 p.

6. Vo imya Pobedy. Sverdlovsk v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. 1941 - 1945 gg. [In the name of Victory. Sverdlovsk during the Great Patriotic War. 1941 - 1945] / Ch. Ed. A.V.Speransky. 2nd edition, revised and updated. Ekaterinburg: Format, 2010. 272 p.

7. Ryapusova D.N. Sverdlovskaya kinostudiya v period Velikoj Otechestvennoj vojny i pervye poslevoennye gody [Sverdlovsk Film Studio during the Great Patriotic War and the first post-war years] // Historical and pedagogical readings. 2007. № 11. P. 204 - 208.

8. Documentation Center of Public Organizations of the Sverdlovsk Region. F. 4. Op. 37. D. 182. L. 131.

9. IBID. F. 4. Op. 39. D. 110. LL. 9 - 11,12.

10. IBID. F. 4. Op. 40. D. 12. L. 71.

11. IBID. F. 161. Op. 6. D. 1592. L. 15.

12. Documentation Center of the Contemporary History of the Orenburg Region. F. 371. Op. 6. D. 247. L. 37.

13. Russian State Archive of Literature and Art. F. 2473. Op. 1. D. 142. L. 38.

14. Vo imya Pobedy. Sverdlovsk v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. 1941-1945 gg. [In the name of Victory. Sverdlovsk during the Great Patriotic War. 1941-1945] / Ch.Ed. A.V.Speransky. Ekaterinburg: Basko, 2005. 256 p.

15. United State Archive of the Chelyabinsk Region. F. 288. Op. 6. D. 119. L. 96 ob.

16. Russian State Archive of Social and Political History. F. 17. Op. 43. D. 1642. L. 39.

17. Documentation Center of the Contemporary History of the Orenburg Region. F. 371. Op. 5. D. 293. L. 189.

18. IBID. F. 371. Op. 6. D. 247. L. 9.

19. State Archive of Social and Political History of the Kurgan Region. F. 166. Op. 2. D. 306. L. 63.

20. United State Archive of the Chelyabinsk Region. F. R-1600. Op. 1. D. 37. L. 9.

21. Documentation Center of Public Organizations of the Sverdlovsk Region. F. 4322. Op. 1. D. 6. L. 1.

22. Uralskij rabochij [The Ural worker], 1942. July 24.

23. Ural v panorame XX veka [The Urals in the panorama of the XX century] / Ch.Ed. V.V. Alekseev. Ekaterinburg: SV-96, 2000. 496 p.

24. Speransky A.V. Ural i Velikaya Otechestven-naya vojna: voprosy istorii v kontekste nacional'noj bezopasnosti [The Urals and the Great Patriotic War: issues of history in the context of national security] // Vklad Urala v razgrom fashizma: istoricheskij opyt i sovremennye problemy nacional'noj bezopas-nosti [The contribution of the Urals to the defeat of fascism: historical experience and modern problems of national security]. Ekaterinburg: Inst. of History and Archaeo-logy, Ural Branch, RAS, 2005. P. 14 - 24.

Статья поступила в редакцию 10.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.