Научная статья на тему 'КИНОТЕАТРЫ ЧЕЛЯБИНСКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОСТРАНСТВО ПРОПАГАНДЫ И «ДОСТУПНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ»'

КИНОТЕАТРЫ ЧЕЛЯБИНСКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОСТРАНСТВО ПРОПАГАНДЫ И «ДОСТУПНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КИНЕМАТОГРАФ / КИНОПРОКАТ / КИНОСЕТЬ / КИНОТЕАТР / КИНОЗРИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОСУГ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / УРАЛ / ЧЕЛЯБИНСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков Евгений Владимирович, Сапронов Максим Викторович

В статье предпринята попытка реконструкции особенностей функционирования кинотеатров тылового уральского города Челябинска в период Великой Отечественной войны с точки зрения концепта «социального пространства» французского философа и социолога Анри Лефевра (1901 - 1991). Согласно данной концепции, социальное пространство применительно к кинотеатру включает три уровня. Во-первых, это «репрезентация пространства»: набор официально зафиксированных норм, которые власть и специалисты в области киносети «навязывают» потребителям с позиций собственного представления о наиболее эффективном его устройстве и функционировании (архитектурный облик и интерьеры кинотеатра, репертуар, агитационная работа и т.п.). Во-вторых, это «пространственные практики» - функционирование кинотеатра в реальных условиях посредством деятельности его персонала, позиции которого в отношении наилучшей организации кинопросмотра могли существенно расходиться с официальной версией. В-третьих, «пространство репрезентаций» - это «взгляд снизу», то есть восприятие («переживание») практики «похода в кино» самими зрителями. Исходя из такого представление о кинотеатре, авторы статьи на основе анализа репертуара и специфики работы кинотеатров Челябинска военного времени, управленческой деятельности партийных и государственных учреждений, ведающих кинопрокатом и киносетью, сделали следующие выводы. Кинотеатры военного времени продолжали играть преимущественно роль центров досуга и развлечений, но при этом широко использовались властями как агитационная площадка для мобилизационной пропаганды среди населения. В этот трудный военный период советские кинозрители посредством знакомства с американской и британской кинопродукцией («фильмы союзников») открыли для себя на экране новый мир и приобрели новый жизненный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHELYABINSK MOVIE THEATERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: THE SPACE OF PROPAGANDA AND “AFFORDABLE ENTERTAINMENT”

Using the concept of “social space” by the French philosopher and sociologist Henri Lefebvre (1901 - 1991), the authors of the article make an attempt to reconstruct the specificities in the work of movie theaters in Chelyabinsk, a rear city in the Urals during the Great Patriotic War. According to this concept, social space, as applied to a movie theater, comprises three levels. Firstly, it is a “space representation”, i.e. a set of officially fixed norms, which are imposed on consumers by the authorities and experts in the movie theater network following their own idea as to its most effective arrangement and operation (the architectural design and interior of a movie theater, a repertoire, propaganda work, etc.). Secondly, it means “space practices”, i.e. the functioning of a movie theater in real circumstances through the efforts of its personnel whose views as to the best film distribution and arrangement could considerably divert from the official opinion. Thirdly, “the space of representations”, “a look from below”, that is “experiencing” the practice of “going to the movies” on the part of moviegoers themselves. Applying the above concept to the movie theater and having analyzed the repertoire and work of movie theaters in Chelyabinsk during the wartime, and the administrative activities of party and state institutions in charge of film distribution and movie theater network, the authors came to the following conclusions. The movie theaters during the wartime mainly continued to play the role of entertainment centers, but, alongside with that, were used by the authorities as a place for mobilizing propaganda among the population. In this hard wartime period soviet movie audiences being introduced to American and British film production (“the allies’ films”) discovered a new world on the screen acquiring a new life experience.

Текст научной работы на тему «КИНОТЕАТРЫ ЧЕЛЯБИНСКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОСТРАНСТВО ПРОПАГАНДЫ И «ДОСТУПНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ»»

РОССИЙСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ Everyday Life in Russia

Е.В. Волков, М.В. Сапронов

КИНОТЕАТРЫ ЧЕЛЯБИНСКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОСТРАНСТВО ПРОПАГАНДЫ И «ДОСТУПНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ»*

E.V. Volkov and M.V. Sapronov

Chelyabinsk Movie Theaters during the Great Patriotic War: The Space of Propaganda and "Affordable Entertainment"

Советская киноиндустрия периода Великой Отечественной войны стала предметом исследований уже сразу после ее завершения и в последующие десятилетия советской эпохи. Справедливо отмечая огромную роль, которую наравне с другими факторами духовно-психологического воздействия на население СССР сыграло киноискусство, исследователи, изучая киноиндустрию, в основном оперировали источниками официального характера (постановления, указы, делопроизводственная документация) и искусствоведческим анализом содержания кинопродукции1.

В конце XX в. российские и зарубежные исследователи изучали советское кино военного периода в контексте тоталитарной си-стемы2. В последние десятилетия фокус начал смещаться в сторону выявления особенностей функционирования кинопроката военных лет, как на уровне общесоюзном, так и отдельных киностудий3. Активно стала изучаться и история кинопроизводства и кинопроката в регионах, включая киноиндустрию Урала времен Великой Отечественной войны4.

Следующим шагом - на наш взгляд - должно стать комплексное и глубокое, в контексте советской повседневности, изучение взаимодействия производителей фильмов и основного их потребителя - зрителя. Точкой пересечения указанных субъектов зачастую был кинотеатр, который может быть позиционирован как особое соци-

* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальный исследований «Городской кинотеатр советской эпохи: трансформация социального пространства (Москва - Ленинград - Челябинск)» (№ 20-09-00-107) = The reported study was funded by RFBR, project number 20-09-00-107.

альное пространство, имеющее собственные, явно выделяющиеся среди всех остальных, характерные черты.

Ярким и интересным примером истории «киноповседневности» военного времени является попытка историка Д.Н. Ряпусовой показать механику «похода в кино» в Уральском регионе5. К сожалению

- и это не вина автора - данное исследование ограничено количеством релевантных источников, в виде письменных и устных эго-документов. Данная задача еще ждет своего исследователя.

Цель настоящей статьи - реконструировать городской кинотеатр одного из областных центров Урала, находящегося в период войны в тыловом регионе, как особое социальное пространство. Французский социолог и философ Анри Лефевр (1901 - 1991) предложил рассматривать любое социальное пространство в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, это «репрезентация пространства», то есть как представляли власть и компетентные специалисты кинотеатр в качестве особого объекта, его устройство и деятельность. Сюда же следует отнести и архитектурный облик кинотеатра, воплощенный в жизнь на основе конкретных проектов и планов. Во-вторых, это «пространственные практики»: непосредственный способ практической реализации данного социального пространства, его функционирование в реальных условиях. В-третьих, это «пространство репрезентаций», это «взгляд снизу», то есть как некий пространственный феномен представляется его потребителям в контексте нахождения в нем6.

Для достижения поставленной исследовательской цели были изучены специфика работы кинотеатров и проблемы их функционирования в военное время. Кроме того, выявлены операционные возможности потенциального потребителя (зрителя) кинопродукции («куда пойти» и «что посмотреть»). Под «возможностями» в данном случае подразумеваются количество точек и сеансов просмотра, а также репертуар кинотеатров (жанровые особенности фильмов). Еще одна сторона исследования - характеристика форм агитационной работы, которую проводили в кинотеатрах в военное время.

Источниками для написания статьи стали материалы нескольких фондов Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО) и главной городской газеты «Челябинский рабочий»

- основного медиа-информатора населения в тех условиях. На основе анонсов и афиш «Челябинского рабочего» был проанализирован репертуар кинотеатров. В ходе работы с архивными источниками выявлена специфика функционирования кинотеатров Челябинска в военный период.

* * *

Накануне и в начальный период войны в Челябинске имелось три постоянных кинотеатра - «Пролетарий» (на 300 мест), «МЮД»

(на 425 мест) и «имени А.С. Пушкина» (на 889 мест) и четыре летних кинозала - в городском саду им. А.С. Пушкина («Рот Фронт»), в саду ЧТЗ (Челябинского тракторного завода) и две киноустановки в парке Челюскинцев. В 1942 г. для военных нужд закрыли кинотеатр «Пролетарий» и сезонные кинотеатры в городском саду и парке Челюскинцев7. Однако, уже в следующем, 1943 г., в городе открылся новый кинотеатр на 300 мест - «XXV лет Октября», перестроенный из здания ресторана «Южный Урал»8. Планы открыть в 1943 г. в привокзальном районе города еще один временный кинотеатр «кар-касно-засыпного типа» на 450 мест9 не были реализованы.

В начале января 1945 г. в Челябинске имелось три постоянных кинотеатра, не считая клубных и заводских киноустановок. При этом стоит заметить, что ведущий челябинский кинотеатр «имени А.С. Пушкина», открывшийся в 1937 г., имел два зала и являлся уникальным для СССР того времени архитектурным проектом10. Однако самым большим кинотеатром области стал строившейся с 1940 г., но затем законсервированный, и открытый в конце 1943 г. магнитогорский кинотеатр «Магнит», имевший два зала на 500 и 600 мест11.

Всего в городах Челябинской области в январе 1942 г. насчитывалось 16 городских кинотеатров, а на январь 1945 г. их количество сократилось до 11 кинотеатров, но при этом было 14 стационарных киноустановок в клубах (на правах аренды) и 12 звуковых кинопередвижек. Здесь следует учесть, что в феврале 1943 г. была образована Курганская область, куда передали 32 района и два города Челябинской области с кинотеатрами и киноустановками12.

Все кинотеатры и другие киноустановки подчинялись областному Управлению кинофикации. В сентябре 1943 г создали самостоятельное городское Управление кинофикации в связи с переводом Челябинска в статус города республиканского подчинения13. Поставка кинофильмов осуществлялась Челябинской конторой Глав-кинопроката, отделения которой также работали в Магнитогорске и Златоусте. У сотрудников кинофикации имелся свой профсоюз в виде Челябинского областного союза кинофотоработников, возглавляемого выборным комитетом, который решал главным образом вопросы социального обеспечения.

Не забывало о кинопрокате и партийное руководство. В период войны вышло три постановления обкома ВКП(б) относительно вопросов, связанных с кинообслуживанием населения: «Об улучшении сельской киносети в Челябинской области» (11 сентября 1943 г.), «О восстановлении и ремонте киноаппаратуры, имеющейся в районах области», «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения Челябинской области» (18 ноября 1944 г.)14. Кроме того, в июле 1943 г. появился проект постановления Челябинского обкома ВКП(б) «Об улучшении кинообслуживания населения гор. Челябинска»15, который тогда не удалось принять и реализовать.

Среди трудностей, связанных с работой кинотеатров в данный

период, необходимо выделить следующие.

В связи с массовым притоком беженцев и эвакуацией на Урал предприятий и учреждений, когда ряд кинотеатров был закрыт для военных нужд, встала проблема с количеством киномест. Так, согласно отчетной документации, по Челябинску количество киномест сократилось с 5 027 в 1941 г. до 3 626 мест в 1943 г. (не считая летних кинотеатров). В результате этого, а также по причине роста населения за счет эвакуированных, если до войны на 1 киноместо в Челябинске приходилось 58 человек, то в 1943 г. - 12016.

Данная проблема решалась, во-первых, за счет увеличения дней просмотров и сеансов наиболее популярных фильмов. Например, в 1943 г. кинофильм «Секретарь райкома» только в кинотеатре «имени А.С. Пушкина» просмотрело 120 тыс., а фильм «Котовский» - 103 тыс. зрителей17. Другой факт: по сообщению газеты «Челябинский рабочий», в 1944 г. за 17 дней демонстрации популярного фильма «В шесть часов вечера после войны» в кинотеатре «имени А.С. Пушкина», его посмотрело около 90 тыс. человек18, что составило более 20 % от всего населения города. При увеличившемся в период войны количестве жителей города до 450 тыс. (по состоянию на 1943 г.) это большие цифры, свидетельствующие об активных кинозрителях и популярности ряда фильмов. Учитывая, что многие востребованные кинокартины (советские новинки и иностранные фильмы) периодически повторялись в репертуарах кинотеатров, то ситуацию с обеспеченностью просмотра кинопродукции можно считать вполне удовлетворительной.

Иной подход к решению проблемы количества киномест, использовавшийся властями, - это строительство и открытие новых кинотеатров. В январе 1945 г. вышло постановление СНК СССР: в ближайшей перспективе построить в городе 12 кинотеатров. Два временных кинотеатра «имени 27-летия РККА» (на 480 мест) и «Строитель» (на 210 мест) начали функционировать уже в феврале-марте того же года в рабочих поселках на территории Челябинска19. Через десять лет, в 1955 г., в городе будет функционировать уже 10 постоянных кинотеатров20.

Другая проблема кинопроката военного времени - это частые сбои с подачей электроэнергии, в результате чего срывались сеансы. Кроме того, имели место изношенность кинотехники и невысокая квалификация киномехаников, из-за чего рвалась пленка и фильмы порой приходили в негодность, а иногда даже случались пожары. В 1941 г в кинотеатрах области произошло четыре возгорания, за что киномехаников привлекли к уголовной ответственности21.

Для пополнения кадрами открылись дополнительные курсы киномехаников, которые к концу первого года войны дали 150 новых специалистов. Кроме того, было распространено ученичество в рамках индивидуального обучения. В целом, ситуация с количеством киномехаников в 1941 г. оказалась даже еще лучше, чем в

предшествующий невоенный год. Однако уже в 1942 г. 8 директоров кинотеатров и 200 киномехаников были мобилизованы на военную службу, и вновь встала проблема подготовки новых специалистов. В июле 1943 г. в Челябинске организовали трехмесячные курсы киномехаников звуковых кинопередвижек, которые окончило 18 человек. Индивидуально в 1943 г. по системе ученичества подготовили 37 киномехаников. На начало 1944 г. в области не хватало 82 специалиста по киноустановкам22. Для Челябинска вопрос наличия профессиональных киномехаников не стоял так остро, как в сельской местности и менее крупных городах области: многие окончившие курсы киномехаников, как правило, стремились остаться и работать в областном центре23.

Несвоевременная поставка фильмов Главкинопрокатом и почти полное отсутствие рекламы в виде плакатов, фотографий и какой-либо информации о кинокартинах также являлись проблемами киноиндустрии городского масштаба24. Поскольку все кинопремьеры первоначально проходили в ведущем кинотеатре «имени А.С. Пушкина» и не было технических возможностей оперативно сразу их показать, то присланные из Главкинопрокта копии фильмов часто лежали какое-то время на складе, дожидаясь своей очереди. В среднем, по данным на 1943 г., получалось, что новый фильм в течение одного месяца до 14 дней находился в пути, 7 дней лежал на складе, и только 9 дней демонстрировался на экране25.

По нашим подсчетам, период времени между премьерой нового фильма в Москве и показом его в Челябинске занимал в среднем от 20 дней до двух месяцев. Особенно оперативно и в относительно короткие сроки поставлялись хроника и документальные киноленты военно-политического содержания.

При отсутствии широкой кинорекламы зрителям приходилось опираться на мнения людей, уже посмотревших ту или иную кинокартину, и на информацию из газет. Следует отметить, что «Челябинский рабочий», за редким исключением, в каждом номере публиковал афишу кинотеатров. Время сеансов указывалось нерегулярно (скорее всего, жители знали примерную их периодичность). Однако - если в кинотеатре в один день демонстрировалось несколько фильмов - всегда об этом сообщалось (верхний и нижние залы в кинотеатре «имени А.С. Пушкина»; утренние, дневные и вечерние сеансы в других кинотеатрах). Для новых советских кинокартин в большинстве случаев публиковался анонс, который достаточно ярко выделялся на газетной полосе. Как правило, через 2-3 дня после премьерного показа в печати появлялся обзор фильма, иногда достаточно большой, как в случае с фильмами о Сталине («Оборона Царицына») или о военных исторических деятелях прошлого («Кутузов»). Иногда публиковалась дополнительная информация о специфике сеансов: например, о дополнительном показе документального фильма перед основной кинокартиной.

Согласно установившимся еще в довоенный период правилам, перед каждым художественным фильмом демонстрировали кинохронику. В военное время это были номерные «Боевые киносборники» или выпуски киножурнала «Сталинский Урал», создававшегося свердловскими кинематографистами. За весь период войны на Урале было создано 252 номера этого киножурнала26.

В довоенный период возникали проблемы с показом киножурналов и документальных фильмов учебного и научно-популярного характера, поскольку это увеличивало продолжительность сеанса, и некоторые директора кинотеатров неохотно брали их в областной конторе Главкинопроката или попросту не включали в план просмо-тра27. Но в условиях войны ситуация резко изменилась: кинохроника и документальные фильмы демонстрировались в обязательном порядке.

Сообщения об иностранных кинокартинах в прессе были очень скудными. Практически какие-либо анонсы на них отсутствовали. Иногда кратко сообщалось о «новом звуковом английском/американском художественном фильме». И не всегда эта информация являлась достоверной в плане указания страны-производителя. Только в начале 1945 г. в челябинской прессе появились первые анонсы иностранной кинопродукции28. У зарубежных фильмов, при почти полном информационном вакууме, как правило, была длинная прокатная история: две-три премьерные недели и затем периодические повторы. Судя по количеству дней проката и отдельным отзывам зрителей военных лет, такие фильмы имели большой успех, и билеты в первые дни их показа приобрести было трудно29.

Однако в официальном дискурсе тех лет присутствовала, за редким исключением, информация лишь о советской кинопродукции. Так, в отчете Отдела пропаганды и агитации Челябинского горкома ВКП(б) за 1943 г. указывался список исключительно советских кассовых фильмов, которые вышли на экраны челябинских киноте-атров30. Хотя в этот год в городе демонстрировался целый ряд зарубежных фильмов, таких как «Очарован тобой» (США, 1936), «Три мушкетера» (США, 1939), «Леди Гамильтон» (Англия, США, 1941), «Песнь о любви» (США, 1936), «В старом Чикаго» (США, 1937), «Большой вальс» (США, 1938), «Сто мужчин и одна девушка» (США, 1937), «Мелодии вальса» (США, 1937), «Джордж из Динки-джаза» (Англия, 1940). Данные картины, безусловно, завоевали популярность у зрителей и принесли большой доход в кассы кинотеатров благодаря своим мелодраматическим, комедийным или острым сюжетам. Единственным политическим зарубежным игровым фильмом американского производства, который увидели челябинские кинозрители осенью 1943 г., стала картина «Миссия в Москву». В основу фильма была положена история пребывания посланника американского президента Дж. Дэвиса в СССР в начальный период Второй мировой войны и его личные впечатления. За военное время

с октября 1941 г. в челябинских кинотеатрах демонстрировалось не менее 17 зарубежных художественных фильмов. Можно отметить, что, несмотря на трудный военный период, советские кинозрители посредством знакомства с американской и британской кинопродукцией («фильмы союзников») открыли для себя на экране новый мир и приобрели новый жизненный опыт.

Конечно, в репертуаре кинотеатров доминировали советские фильмы, как созданные ранее, так и новинки. Среди них по своим жанрам выделялись историко-революционные («Броненосец "Потемкин"», «Ленин в 1918 году», «Мы из Кронштадта», «Щорс», «Чапаев», «Яков Свердлов», «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Оборона Царицына», «Александр Пархоменко», «Человек с ружьем», «Котовский», «Тринадцать», «Как закалялась сталь» и другие), «оборонные» кинокартины с военной и антифашисткой тематикой («Если завтра война», «В тылу врага», «Семья Оппен-гейм», «Танкисты», «Непобедимые», «Партизаны в степях Украины», «Она защищает Родину», «Неуловимый Ян», «Два бойца», «Фронт», «Зоя», «Малахов курган», «Нашествие» и другие), исторические фильмы («Петр Первый», «Минин и Пожарский», «Степан Разин», «Александр Невский», «Суворов», «Богдан Хмельницкий», «Лермонтов», «Кутузов» и другие), мелодрамы («Любимая девушка», «Последний табор», «Возвращение», «Актриса», «В шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Цирк», «Девушка с характером» и другие), комедии, в основном музыкальные («Богатая невеста», «Девушка спешит на свидание», «Светлый путь», «Веселые ребята», «Антон Иванович сердится», «Музыкальная история», «Волга-Волга», «Запоздалый жених», «Новые похождения Швейка», «Сердца четырех» и другие) и, наконец, кинокартины с детективной и остросюжетной основой, в том числе о борьбе с «врагами народа» («Ночь в сентябре», «Партийный билет», «Золотое озеро», «Три товарища», «Честь», «Сокровище погибшего корабля», «Горный поток», «Заключенные» и другие).

На экраны в этот период вышел и ряд фильмов-экранизаций литературных произведений: «Медведь», «Иудушка Головлев», «Гобсек», «Пышка», «Коллежский регистратор», «Руслан и Людмила», «Дело Артамоновых», «Дубровский», «Маскарад», «Бесприданница», «Семья Оппенгейм», «Враги», «Детство Горького», «Мои университеты», «Человек в футляре», «Свадьба», «Юбилей», «Миргород», «Маска», «Налим», «Хирургия», «Петербургская ночь», «Гроза», «Как закалялась сталь».

Появляется в эти годы и новые жанровые категории кинофильмов: о советских патриотах, осваивающих Север («Семеро смелых» и «Романтики»), успешно сражающихся на спортивных аренах («Вратарь» и «Боксеры») и социальные драмы о советских тружениках в разных сферах деятельности («Танкер Дербент», «Парень из тайги», «Азамат», «Большая земля», «Родные поля»).

В кинопрокате, конечно, имелась, и целая группа детских фильмов («Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Наездник из Ка-барды», «Василиса Прекрасная», «Конек-Горбунок», «Красные дьяволята», «Дети капитана Гранта», «Кошкин дом», «Волшебное зерно», «Принц и нищий», «Белеет парус одинокий», «Золотой ключик» и другие). Причем в феврале 1944 г. появились новые правила Наркомпроса о посещении кинотеатров детьми до 16 лет только «во внеурочное время в организованном порядке в сопровождении взрослых, учителей, пионервожатых». При этом должны были учитываться успеваемость и поведение учащихся, а также репертуар представленных фильмов31.

Челябинским зрителям показывали преимущественно черно-белые, иногда цветные, звуковые картины, но в некоторых случаях и «немые» фильмы («Броненосец "Потемкин"», «Закройщик из Торжка», «Человек из ресторана», «Праздник святого Йоргена» и другие).

Среди документальных кинолент, имевших широкий прокат в Челябинске, как, видимо, и по всей стране, стоит отметить такие как «Линия Маннергейма», «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «День войны», «Черноморцы», «Сталинград», «Народные мстители», «Урал кует победу», «Битва за Севастополь», «Возрождение Сталинграда». В 1943 г. на экранах челябинских кинотеатров появился даже британский документальный фильм «Победа в пустыне» о завершении известной военной операции в Северной Африке под Эль-Аламейном, а в 1944 г. челябинские зрители увидели американский документальный фильм «Битва за Россию».

Если говорит о цензуре, то некоторые игровые фильмы, даже после того, как вышли на большой экран во время войны, в дальнейшем были либо полностью запрещены, либо купированы. К таким советским картинам относятся, например, «60 дней» и «Семеро смелых».

Одним из вариантов киносеанса являлись «киноконцерты», которые представляли собой снятые на камеру выступления артистов, в том числе из союзных республик (фильмы-концерты «Под звуки домбр», «Живи, родная Беларусь», «Щит Джургая» и другие).

Таким образом, кинорепертуар в условиях войны значительно изменился. С одной стороны, на экране демонстрировались в большом количестве «оборонные» фильмы с военной тематикой, как художественные, так и документальные. Но в то же время советским кинозрителям стали доступны некоторые зарубежные фильмы, преимущественно мелодрамы и комедии, американского и британского производства.

Кроме собственно фильмов, развлечений для зрителей в челябинских кинотеатрах было не так много. В частности, в некоторых из них имелась возможность послушать музыку. Так, перед зрителями в кинотеатрах «Пролетарий» и «имени А.С. Пушкина» играли

музыканты, объединенные в «джаз-оркестры». Но в июле 1941 г. по указанию Главного управления кинофикации все виды дополнительных развлечений в кинотеатрах сократили. В результате остался только один оркестр, состоящих из 24 музыкантов, в ведущем городском кинотеатре «имени А.С. Пушкина». Этот коллектив периодически в 1941-1942 гг. давал концерты в госпиталях города32. Но со временем ситуация стала меняться. Уже в 1943 г. в штате кинотеатра «имени А.С. Пушкина» числились пианист и 13 музыкантов оркестра, при кинотеатре «МЮД» состоял пианист и джаз-оркестр из 10 человек, а в кинотеатре «XXV лет Октября» играл баянист, что говорит о продолжении традиции музыкального обслуживания публики перед сеансами33.

Еще одним важным развлекательным событием, особенно для детей, являлись новогодние праздники, устраивавшиеся в кинотеатрах. Эта традиция не исчезла и в период войны. Например, в конце декабря 1941 г. такие «новогодние елки» провели в 15 кинотеатрах и клубах, а новый 1942-й г. отмечали в 9 кинотеатрах Челябинской области34.

С началом войны кинотеатры были включены в сферу массовой агитационной работы. Главной их функцией, конечно, являлась кинопропаганда посредством показа игровых и документальных фильмов, а также кинохроники соответствующей, прежде всего военной и политической, тематики. В прессе периодически публиковалась информация о городских кинофестивалях с афишей на весь период их проведения. Уже в ноябре 1941 г. в кинотеатрах «имени А.С. Пушкина» и «МЮД» проводились «оборонные» кинофестивали на темы: «Фашизм - злейший враг всего передового человечества» и «Оборона отечества есть священный долг каждого гражданина». Согласно отчету руководства, «фестивали прошли с большим успе-хом»35. Судя по сообщениям в прессе, в 1943 г. челябинские кинотеатры стали местом проведения кинофестивалей в честь 25-летия Красной армии; для детей в связи с началом учебного года; в честь 25-летия ВЛКСМ, а в 1944 г. в Челябинске прошли предмайские кинофестивали исторических и «оборонных» фильмов, а также молодежных кинокартин. Весной 1945 г. состоялся молодежный комсомольский кинофестиваль36.

Помимо этого, власти стремились активно использовать в кинотеатрах и другие формы пропаганды. Во-первых, это касалось наглядной агитации в кинотеатрах в виде плакатов (на фасадах и внутри зданий), стенгазет (в помещении кинотеатров), выставок в фойе кинотеатров (например, о противовоздушной и химической обороне; о санитарии и т.д.)37.

Одним из новых приемов в наглядной агитации с применением кинотехники стала «световая газета» - орган Челябинского горкома ВКП(б), которая в начальный период войны информировала о положении на фронте (причем подчеркивались колоссальные боевые

успехи Красной армии в боях с германскими войсками) и трудовых достижениях рабочих городских предприятий. Всего в августе - ноябре 1941 г. было продемонстрировано в челябинских кинотеатрах не менее семи номеров «световой газеты»38.

Помимо наглядной агитации, в кинотеатрах перед сеансами широко использовалась устная пропаганда силами партийных и советских работников, а также преподавателей вузов. Например, по данным исследователя А.В. Сперанского, в 1942 г. в кинотеатре «имени А.С. Пушкина» было проведено не менее 100 лекций и бесед39.

Согласно отчетам областного Управления кинофикации, большая работа велась с детским зрителем. Специальные педагогические работники проводили в кинотеатрах и клубах беседы, тематика которых была различной: о советских праздниках; о русских и советских поэтах и писателях; о фильмах и их создании; о героях Советского Союза; о вооружении и военной технике (устройство пулемета, противогаза и т.д.). Кроме того, проводились викторины по «оборонной» тематике. Устраивалась читка сводок и сообщений с фронтов войны40.

При кинотеатрах развернулась работа по организации детей в группы и кружки. Уже летом 1941 г. в трех челябинских кинотеатрах - «Пролетарий», «МЮД» и «имени А.С. Пушкина» - под руководством детских работников были созданы «тимуровские команды» (по несколько десятков человек). Главная их деятельность заключалась в оказании помощи семьям фронтовиков; проведении концертов художественной самодеятельности в госпиталях; сборе металлолома, чтобы на вырученные от этого деньги собрать и отправить посылки для воинов Красной армии. Подобные детские команды были созданы при кинотеатрах некоторых других городов области (Магнитогорск и Миасс)41. Безусловно, в создании такого рода детских групп отразилось сильное влияние и популярность фильма «Тимур и его команда», созданного по одноименной повести А. Гайдара, (режиссер А.Е. Разумный) и вышедшего в 1940 г. на экраны СССР.

Кроме этого, взрослыми наставниками организовывались кружки юных кинолюбителей (изучали кинотехнику) и художественной самодеятельности. Проводились массовые детские мероприятия:

игры, хоровые выступления, викторины42.

* * *

Таким образом, в период войны социальное пространство кинотеатров Челябинска с одной стороны, под влиянием наплыва новых кинозрителей, а с другой стороны в результате политики, проводимой партийными и советскими властями, подвергалось трансформации.

Если рассматривать кинотеатр как социальное пространство с

точки зрения концепции Лефевра, то на основе вышеизложенного видно, как власть, особенно в военный период, стремилась превратить это место в пропагандистскую площадку для идеологической обработки общественного сознания и использовать различные формы агитации мобилизационного типа. Однако, судя по тому, что массовый зритель предпочитал преимущественно кинокартины развлекательного жанра, как отечественного, так и зарубежного производства, он прежде всего желал видеть в кинотеатре место для отдыха, рекреации, развлечений, мысленного ухода от существующей непростой и трудной реальности.

Так в условиях военного периода советский кинотеатр как социальное пространство соединял в себе и развлекательное, и агитационное начало. Кинотеатр военного времени, безусловно, с одной стороны являлся местом досуга, а с другой - площадкой для проведения агитационно-массовой работы.

Примечания Notes

1 Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. Москва, 1977.

2 Kenez P. Soviet Cinema in the Age of Stalin // Stalinism and Soviet Cinema. London; New York, 1993. P. 54-68; Turovskaya M. The 1930s and 1940s: Cinema in Context // Stalinism and Soviet Cinema. London; New York, 1993. P. 34-53.

3 Пережить войну: Киноиндустрия в СССР, 1939 - 1949 годы. Москва, 2018; Фомин В.И, Гращенкова И.Н., Зиборова О.П., Косинова М.И. История российской кинематографии (1941 - 1968 гг.): Управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров. Москва, 2019; Храмкова Е.Л. Отечественная историография истории кино 1941 - 1945 годов на рубеже XX - XXI веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 78. С. 123-130; Галкин А.В. О работе киносети Чувашии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 35-39; Заводчиков В.В. Становление Куйбышевской студии кинохроники и ее деятельность накануне Великой Отечественной войны // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-2. С. 431-438; Косинова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 147-155.

4 Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996; Кириллова Н.Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013; Ряпусова Д.Н. По сценарию великой мечты: Киноиндустрия Урала в 1941 - 1953 гг. Екатеринбург, 2017; Ряпусова Д.Н. Киноиндустрия «Большого Урала» в годы Великой

Отечественной войны // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. № 28 (204). С. 58-64.

5 Ряпусова Д.Н. «На вечернем сеансе в небольшом городке...»: Кино в контексте Великой Отечественной войны по воспоминаниям и письмам уральцев // Вестник Пермского университета. История. 2015. № 3 (30). С. 99-109; Ряпусова Д.Н. По сценарию великой мечты: Киноиндустрия Урала в 1941 - 1953 гг. Екатеринбург, 2017. С. 43-58.

6 ЛефеврА. Производство пространства. Москва, 2015. С. 51, 52.

7 Объединенный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1600. Оп. 1.Д. 34.Л. 130.

8 Там же. Л. 61.

9 ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 7. Д. 115. Л. 19, 30.

10 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 37. Л. 26; Конышева Е.В. Кинотеатр им. А.С. Пушкина // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001. С. 374, 375.

11 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 61, 120.

12 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 6, 190; Д. 49. Л. 247.

13 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 49. Л. 247.

14 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 68-69; Д. 55. Л. 1-3; Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996. С. 235.

15 ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 7. Д. 115. Л. 19-22.

16 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 54. Л. 1.

17 Там же. Л. 10.

18 Челябинский рабочий. 1944. 27 дек.

19 Беляев П. С честью выполним план городского строительства // Челябинский рабочий. 1945. 2 февр.; Челябинский рабочий. 1945. 23 февр.; Челябинский рабочий. 1945. 10 марта.

20 ОГАЧО. Ф. П-92. Оп. 13. Д. 51. Л. 61.

21 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 196.

22 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 132, 199; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп.1. Д. 49. Л. 274.

23 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 8. Д. 264. Л. 13.

24 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 131.

25 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 54. Л. 8об.-9.

26 Сванидзе А. Мое военное отрочество: Челябинск // История людей на Южном Урале: Альманах. Вып. 7. Челябинск, 2007. С. 56; ОГАЧО. Ф. Р-989. Оп.1. Д. 179. Л. 1-3, 44; Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996. С. 237.

27 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 3. Д. 611. Л. 6-7.

28 Челябинский рабочий. 1945. 27 марта.

29 Багрецова Н. Челябинск, сороковые // История людей на Южном Урале: Альманах. Вып. 1. Челябинск, 2005. С. 263.

30 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 243. Л. 58-59, 68.

31 Челябинский рабочий. 1944. 6 февр.

32 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 23а. Л. 73; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л.197; ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 223. Л. 1, 8, 23, 42.

33 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 39. Л. 11-13; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 46. Л. 1-2.

34 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 131, 197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 196.

36 Челябинский рабочий. 1944. 21 апр.; Челябинский рабочий. 1945. 6 марта.

37 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 131.

38 ОГАЧО. Ф. П-92. Оп. 5. Д. 48. Л. 1-33.

39 Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996. С. 243.

40 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 198.

41 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 23а. Л. 12; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп 1. Д. 34. Л. 198.

42 ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 198.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Волков Евгений Владимирович - докт. ист. наук, доцент, ЮжноУральский государственный университет (Челябинск)

ORCГО ГО: 0000-0002-8038-0431

evgeny-volkov@mail.ru

Сапронов Максим Викторович - канд. ист. наук, доцент, ЮжноУральский государственный университет (Челябинск)

ORCГО ГО: 0000-0001-7676-6078

mvsapronov@mail.ru

В статье предпринята попытка реконструкции особенностей функционирования кинотеатров тылового уральского города Челябинска в период Великой Отечественной войны с точки зрения концепта «социального пространства» французского философа и социолога Анри Лефевра (1901 - 1991). Согласно данной концепции, социальное пространство применительно к кинотеатру включает три уровня. Во-первых, это «репрезентация пространства»: набор официально зафиксированных норм, которые власть и специалисты в области киносети «навязывают» потребителям с позиций собственного представления о наиболее эффективном его устройстве и функционировании (архитектурный облик и интерьеры кинотеатра, репертуар, агитационная работа и т.п.). Во-вторых, это «пространственные практики» - функционирование кинотеатра в реальных условиях посредством деятельности его персонала, позиции которого в отношении наилучшей организации кинопросмотра могли существенно расходиться с официальной версией. В-третьих, «пространство репрезентаций» - это «взгляд снизу», то есть восприятие («переживание») практики «похода в кино» самими зрителями.

Исходя из такого представление о кинотеатре, авторы статьи на основе анализа репертуара и специфики работы кинотеатров Челябинска военного времени, управленческой деятельности партийных и государственных учреждений, ведающих кинопрокатом и киносетью, сделали следующие выводы. Кинотеатры военного времени продолжали играть преимущественно роль центров досуга и развлечений, но при этом широко использовались властями как агитационная площадка для мобилизационной пропаганды среди населения. В этот трудный военный период советские кинозрители посредством знакомства с американской и британской кинопродукцией («фильмы союзников») открыли для себя на экране новый мир и приобрели новый жизненный опыт.

Великая Отечественная война, кинематограф, кинопрокат, киносеть, кинотеатр, кинозритель, социальное пространство, досуг, идеологическое воспитание, повседневность, Урал, Челябинск.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Galkin, A.V. O rabote kinoseti Chuvashii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [On the Work of the Chuvashia Movie Theater Network during the Great Patriotic War.]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2009, no. 3, pp. 35-39. (In Russian).

2. Khramkova, E.L. Otechestvennaya istoriografiya istorii kino 1941 -1945 godov na rubezhe XX - XXI vekov [Russian Historiography of Cinema between 1941 - 1945 at the Turn of the 21st Century.]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2008, no. 78, pp. 123-130. (In Russian).

3. Kosinova, M.I. Istoriya vzaimootnosheniy otechestvennogo kinematografa so zritelskoy auditoriyey [The History of the Relationship of Russian Cinema with the Audience.]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 2014, no. 4, pp. 147-155. (In Russian).

4. Ryapusova, D.N. Kinoindustriya "Bolshogo Urala" v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The Film Industry of the "Greater Urals" during the Great Patriotic War.]. Vestnik Yuzhno-Uralskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-gumanitarnyye nauki, 2010, no. 28 (204), pp. 58-64. (In Russian).

5. Ryapusova, D.N. "Na vechernem seanse v nebol'shom gorodke...": Kino v kontekste Velikoy Otechestvennoy voyny po vospominaniyam i pismam uraltsev ["At an Evening Movie Show in a Small Town...": Cinema in the Context of the Great Patriotic War Based on the Memoirs and Letters of the Urals Residents.]. Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya, 2015, no. 3 (30), pp. 99-109. (In Russian).

6. Zavodchikov, V.V. Stanovleniye Kuybyshevskoy studii kinokhroniki i eye deyatelnost nakanune Velikoy Otechestvennoy voyny [The Establishment of the Kuibyshev Newsreel Studio and Its Activity on the Eve of the Great

Patriotic War.]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2011, vol. 13, no. 3-2, pp. 431-438. (In Russian).

(Essays, Articles, and Papers from Books, Proceedings, and Research Collections)

7. Kenez, P. Soviet Cinema in the Age of Stalin. Stalinism and Soviet Cinema / Ed. by R. Taylor, D. Spring. London; New York: Routledge, 1993, pp. 54-68. (In English).

8. Turovskaya, M. The 1930s and 1940s: Cinema in Context. Stalinism and Soviet Cinema / Ed. by R. Taylor, D. Spring. London; New York: Routledge, 1993, pp. 34-53. (In English).

(Monographs)

9. Fomin, V.I., Grashchenkova, I.N., Ziborova, O.P. and Kosinova, M.I. Istoriya rossiyskoy kinematografii (1941 - 1968 gg.): Upravleniye, obshchestvennyye organizatsii, repertuarnaya politika, kinoproizvodstvo, kinofikatsiya, kinoprokat, kinotekhnika, zarubezhnyye svyazi, podgotovka kadrov [The History of Russian Cinematography (1941 - 1968): Management, Public Organizations, Repertoire Policy, Film Production, Film Qualification, Film Distribution, Film Equipment, Foreign Connections, Personnel Training.]. Moscow, 2019, 735 p. (In Russian).

10. Kirillova, N.B. Kino Urala: ot proshlogo k budushchemu [The Cinema of the Urals: From the Past to the Future.]. Ekaterinburg, 2013, 407 p. (In Russian).

11. Lefebvre, H. Proizvodstvo prostranstva [The Production of Space.]. Moscow, 2015, 405 p. (In Russian). = Lefebvre, H. La production de l'espace. Paris: Éditions Anthropos, 1974, 485 p. (In French).

12. Maksakova, L.V. Kultura Sovetskoy Rossii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The Culture of Soviet Russia during the Great Patriotic War.]. Moscow, 1977, 343 p. (In Russian).

13. Perezhit voynu: Kinoindustriya v SSSR, 1939 - 1949 gody [To Survive the War: The Film Industry in the USSR, 1939 - 1949.]. Moscow, 2018, 647 p. (In Russian).

14. Ryapusova, D.N. Po stsenariyu velikoy mechty: Kinoindustriya Urala v 1941 - 1953 gg. [According to the Screenplay of the Great Dream: The Film Industry of the Urals, 1941 - 1953.]. Ekaterinburg, 2017, 264 p. (In Russian).

15. Speranskiy, A.V. V gornile ispytaniy: Kultura Urala v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Trial by Fire: The Culture of the Urals during the Great Patriotic War.]. Ekaterinburg, 1996, 347 p. (In Russian).

Authors, Abstract, Key words

Evgeniy V. Volkov - Doctor of History, Associate Professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)

ORCID ID: 0000-0002-8038-0431

evgeny-volkov@mail.ru

Maksim V. Sapronov - Candidate of History, Associate Professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia) ORCID ID: 0000-0001-7676-6078 mvsapronov@mail.ru

Using the concept of "social space" by the French philosopher and sociologist Henri Lefebvre (1901 - 1991), the authors of the article make an attempt to reconstruct the specificities in the work of movie theaters in Chelyabinsk, a rear city in the Urals during the Great Patriotic War. According to this concept, social space, as applied to a movie theater, comprises three levels. Firstly, it is a "space representation", i.e. a set of officially fixed norms, which are imposed on consumers by the authorities and experts in the movie theater network following their own idea as to its most effective arrangement and operation (the architectural design and interior of a movie theater, a repertoire, propaganda work, etc.). Secondly, it means "space practices", i.e. the functioning of a movie theater in real circumstances through the efforts of its personnel whose views as to the best film distribution and arrangement could considerably divert from the official opinion. Thirdly, "the space of representations", "a look from below", that is "experiencing" the practice of "going to the movies" on the part of moviegoers themselves.

Applying the above concept to the movie theater and having analyzed the repertoire and work of movie theaters in Chelyabinsk during the wartime, and the administrative activities of party and state institutions in charge of film distribution and movie theater network, the authors came to the following conclusions. The movie theaters during the wartime mainly continued to play the role of entertainment centers, but, alongside with that, were used by the authorities as a place for mobilizing propaganda among the population. In this hard wartime period soviet movie audiences being introduced to American and British film production ("the allies' films") discovered a new world on the screen acquiring a new life experience.

World War II, cinema, film distribution, movie theater network, movie theater, moviegoer, social space, leisure, ideological indoctrination, everyday life, Urals, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.