Научная статья на тему 'КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артамонова Т.В., Аверьянов И.В., Макарова Э.В., Спирина И.К., Березанцева-Низяева Т.В.

Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи базовых и специфических кинестетических координационных способностей с показателями спортивной подготовки у юных футболистов. Методика и организация исследования. В ходе работы определяли уровень проявления и корреляционную зависимость силовых, временных и пространственных базовых и специфических кинестетических координационных способностей, а также - показателей физической, технической, тактической, психологической подготовленности и соревновательной деятельности юных футболистов. Результаты исследования и выводы. Обнаружено, что у юных футболистов плотность взаимодействия пространственных, силовых и временных параметров выше в структуре базовых кинестетических координационных способностей в сравнении со специфическими. Наиболее тесная связь выявлена с показателями технических параметров. Исходя из полученных данных, необходимо планировать в программах задания для совершенствования специальных координационных способностей параллельно с заданиями для технического совершенствования, осуществлять совершенствование базовых координационных способностей в рамках подготовительного этапа макроцикла, тактической подготовке уделять больше внимания на специально-подготовительном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артамонова Т.В., Аверьянов И.В., Макарова Э.В., Спирина И.К., Березанцева-Низяева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINESTHETIC COORDINATION ABILITIES IN THE STRUCTURE OF SPORTS TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Objective of the study was to reveal the features of the relationship between basic and specific kinesthetic coordination abilities and indicators of sports training among young football players. Methods and structure of the study. In the course of the work, the level of manifestation and correlation dependence of power, temporal and spatial basic and specific kinesthetic coordination abilities, as well as indicators of physical, technical, tactical, psychological readiness and competitive activity of young football players were determined. Results and conclusions. It was found that in young football players the density of interaction of spatial, power and temporal parameters is higher in the structure of basic kinesthetic coordination abilities in comparison with specific ones. The closest connection was found with the indicators of technical parameters. The nature of the mutual influence has its own characteristics - in the structure of specific ones, the largest number of reliable correlations are formed by spatial parameters of kinesthetic coordination abilities, and in the structure of basic ones - with temporal and power ones. Based on the data obtained, it is necessary to plan tasks in the programs for improving special coordination abilities in parallel with tasks for technical improvement, improve basic coordination abilities within the preparatory stage of the macrocycle, and pay more attention to tactical training at the special preparatory stage.

Текст научной работы на тему «КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

УДК/UDC 796.332

Поступила в редакцию

Информация для связи с автором:

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Артамонова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Аверьянов2, 7 Доктор педагогических наук, доцент Э.В. Макарова3 Кандидат педагогических наук, доцент И.К. Спирина4' 5 Кандидат экономических наук Т.В. Березанцева-Низяева6 'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

2Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва 3Московский политехнический университет, Москва

4Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

5Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар 6Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №3

Москомспорта, Москва 7Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), Москва

KINESTHETIC COORDINATION ABILITIES IN THE STRUCTURE OF SPORTS TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

PhD, Associate Professor T.V. Artamonova1 PhD, Associate Professor I.V. Averyanov2,7 Dr. Hab., Associate Professor E.V. Makarova3 PhD, Associate Professor I.K. Spirina4, 5 PhD T.V. Berezantseva-Nizyaeva6 'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow 2Bauman Moscow State Technical University, Moscow 3Moscow Polytechnic University, Moscow

4Kuban State University of Education, Sport and Tourism, Krasnodar 5Kuban State Medical University, Krasnodar

6Moscow Secondary Special School of the Olympic Reserve No. 3 of Moskomsport, Moscow 7Russian Biotechnological University (ROSBIOTECH), Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи базовых и специфических кинестетических координационных способностей с показателями спортивной подготовки у юных футболистов.

Методика и организация исследования. В ходе работы определяли уровень проявления и корреляционную зависимость силовых, временных и пространственных базовых и специфических кинестетических координационных способностей, а также - показателей физической, технической, тактической, психологической подготовленности и соревновательной деятельности юных футболистов. Результаты исследования и выводы. Обнаружено, что у юных футболистов плотность взаимодействия пространственных, силовых и временных параметров выше в структуре базовых кинестетических координационных способностей в сравнении со специфическими. Наиболее тесная связь выявлена с показателями технических параметров.

Исходя из полученных данных, необходимо планировать в программах задания для совершенствования специальных координационных способностей параллельно с заданиями для технического совершенствования, осуществлять совершенствование базовых координационных способностей в рамках подготовительного этапа макроцикла, тактической подготовке уделять больше внимания на специально-подготовительном этапе.

Ключевые слова: базовые и специфические кинестетические координационные способности, юные футболисты, спортивная подготовка.

Abstract

Objective of the study was to reveal the features of the relationship between basic and specific kinesthetic coordination abilities and indicators of sports training among young football players.

Methods and structure of the study. In the course of the work, the level of manifestation and correlation dependence of power, temporal and spatial basic and specific kinesthetic coordination abilities, as well as indicators of physical, technical, tactical, psychological readiness and competitive activity of young football players were determined.

Results and conclusions. It was found that in young football players the density of interaction of spatial, power and temporal parameters is higher in the structure of basic kinesthetic coordination abilities in comparison with specific ones. The closest connection was found with the indicators of technical parameters. The nature of the mutual influence has its own characteristics - in the structure of specific ones, the largest number of reliable correlations are formed by spatial parameters of kinesthetic coordination abilities, and in the structure of basic ones - with temporal and power ones. Based on the data obtained, it is necessary to plan tasks in the programs for improving special coordination abilities in parallel with tasks for technical improvement, improve basic coordination abilities within the preparatory stage of the macrocycle, and pay more attention to tactical training at the special preparatory stage.

Keywords: basic and specific kinesthetic coordination abilities, young football players, sports training.

Введение. Достижение высоких результатов в футболе невозможно без осуществления в процессе тренировочной деятельности своевременной и грамотно выстроенной технико-тактической подготовки игроков. Эффективность такой подготовки напрямую зависит от уровня развития и проявления разных координационных способностей [1, 3, 4]. По этой причине на всех этапах многолетнего тренировочного процесса задача развития и совершенствования у футболистов координационных способностей остается приоритетной [6, 8]. Особенно актуальна она в юном возрасте, когда физиологически обусловленная способность обучаться сложным пространственно-временным действиям наиболее выраженна [2, 7]. В то же время, перспективность юных футболистов определяется достигнутым уровнем владения технико-тактическими действиями, связанными с умением тонко дифференцировать свои усилия, обеспечивая точность владения мячом [5, 8]. Такие способности к выполнению точных движений, дифференцированию, отмериванию, воспроизведению пространственных, силовых, временных параметров движений связывают в теории и методике физического воспитания и спорта с кинестетическими координационными способностями.

Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи базовых и специфических кинестетических координационных способностей с показателями спортивной подготовки у юных футболистов.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие футболисты 10-11 лет СДЮШОР-14 г. Омска и ЦДЮС г. Мытищи Московской области в количестве 36 человек.

В процессе тестирования методом экспертных оценок (в качестве экспертов выступили три тренера) было произведено оценивание уровня технической, физической, психологической (оценивались общая психологическая устойчивость, психическая надежность, волевые качества), тактической подготовленности и эффективности соревновательной деятельности по 20-балльной шкале. Согласованность мнений экспертов определялась по величине коэффициента конкор-дации ^=0,87).

Для определения уровня развития кинестетических координационных способностей (ККС) измеряли величину отклонения от эталона при отмеривании, воспроизведении, оценке и дифференцировании временных, силовых и пространственных параметров движений в базовых и специфических тестах.

Оценку базовых временных, базовых силовых и базовых пространственных параметров движения осуществляли в тестовых упражнениях без зрительного контроля [1-3]. Специфические временные параметры движения измеряли в ходе жонглирования футбольным мячом в движении без зрительного контроля, специфические силовые параметры движения измеряли при ударе по футбольному мячу, а специфические пространственные параметры движения измеряли оценкой точности попадания ударом по футбольному мячу и ориентирования

на футбольном поле. Полученные результаты измерений были подвергнуты корреляционному анализу.

Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы понять, какова плотность взаимозависимости параметров базовых и специфических ККС, было подсчитано количество значимых корреляционных связей с показателями спортивной подготовленности.

Обнаружено, что наиболее тесная взаимосвязь показателей временных параметров выявлена с показателями технической и тактической подготовленности (по пяти значимым связям; от г=0,456; р<0,05 до г=0,720; р<0,01), а менее тесная - с показателем психологической подготовленности (одна значимая связь; г=0,420; р<0,05). С показателями физической подготовленности и соревновательной деятельности обнаружено по три значимых связи (от г=0,443; р<0,05 до г=0,706; р<0,01) (рис. 1).

Показатели силовых параметров особенно тесно связаны с показателями физической и технической подготовленности (по четыре значимых связи; от г=0,426; р<0,05 до г=0,624; р<0,05). Между показателями силовых параметров и показателями тактической подготовленности и между показателями силовых параметров и соревновательной деятельности обнаружено по три значимых связи (от г=0,510; р<0,05 до г=0,688; р<0,01), а с показателем психологической подготовленности выявлены две достоверные корреляционные связи (г=0,486; р<0,05 и г=0,702; р<0,01).

По три достоверных связи обнаружено между показателями пространственных параметров и показателями технической и тактической подготовленности (от г=0,502; р<0,05 до г=0,692; р<0,01). С показателями физической подготовленности и соревновательной деятельности выявлено по одной (г=0,516; р<0,05 и г=0,722; р<0,01), а с показателями психологической подготовленности - две достоверные корреляционные связи (г=0,476; р<0,05 и г=0,678; р<0,01).

Таким образом, для базовых ККС характерны более тесные связи с показателями технической, тактической и физической подготовленности (соответственно 12, 11 и 9 значимых связей) (от г=0,488; р<0,05 до г=0,742; р<0,01), а менее плотные - с показателями психологической подготовленности (пять значимых связей) (от г=0,420; р<0,05 до г=0,734; р<0,01).

В результате корреляционного анализа обнаружилось, что наиболее тесная связь показателей пространственных параметров наблюдается с показателями технической подготовленности (пять значимых связей) (от г=0,404; р<0,05 до г=0,670; р<0,05) (рис. 2). Достаточно плотной она сохраняется с показателями тактической подготовленности (четыре значимых связи) (от г=0,408; р<0,05 до г=0,634; р<0,05), с показателями психологической и физической подготовленности (по три значимых связи) (от г=0,454; р<0,05 до г=0,654; р<0,05), а менее тесной - с показателями соревновательной деятельности (одна) (г=0,512; р<0,05).

Рис. 1. Взаимосвязь показателей базовых кинестетических координационных способностей (ККС) с показателями спортивной подготовки

Рис. 2. Взаимосвязь показателей специфических кинестетических координационных способностей (ККС) с показателями спортивной подготовки юных футболистов

Между показателями силовых параметров и показателями физической подготовленности выявлены три значимые связи (от г=0,480; р<0,05 до г=0,726; р<0,01). С показателями технической, тактической и психологической подготовленности силовые параметры коррелируют одинаково (по две значимых связи) (от г=0,412; р<0,05 до г=0,676; р<0,05).

Теснота взаимосвязи показателей технической, физической и психологической подготовленности, а также соревновательной деятельности с показателями временных параметров идентична - обнаружено по одной значимой корреляционной связи (г=0,410; р<0,05 и г=0,724; р<0,01). С показателями тактической подготовленности данный параметр коррелирует более тесно (две значимые связи) (г=0,482; р<0,05 и г=0,710; р<0,01).

Таким образом, специфические кинестетические координационные способности, особенно показатели пространственных параметров движения, плотнее взаимосвязаны с показателями технических и тактических параметров юных футболистов и менее плотно - с показателями соревновательной деятельности.

Выводы. В результате проведенного исследования обнаружено, что у юных футболистов плотность взаимодействия пространственных, силовых и временных параметров выше в структуре базовых кинестетических координационных способностей в сравнении со специфическими. При этом и для базовых, и для специфических ККС характерны наиболее тесные связи с показателями технических и тактических параметров подготовленности. Вместе с тем, первым свойственно слабое взаимодействие с показателями психологической подготовленности, а вторым - с показателями соревновательной деятельности.

Кроме того, отдельные элементы координационных параметров имеют неоднозначное значение в структуре базовых и специфических кинестетических координационных способностей. Так, для реализации базовых ККС, важны силовые, и особенно временные параметры, а для специфических на первом месте оказались пространственные параметры.

Полученные результаты послужат основой для разработки научно-обоснованных тренировочных программ, направленных на развитие и совершенствование координационных способностей юных футболистов. Исходя из полученных данных, необходимо планировать в программах задания для совершенствования специальных координационных способностей параллельно с заданиями для технического совершенствования, осуществлять совершенствование базовых координационных способностей в рамках подготовительного этапа макроцикла, тактической подготовке уделять больше внимания на специально-подготовительном этапе.

Литература

1. Аверьянов И. В. Программа оценки уровня развития кинестетических координационных способностей у футболистов высокой

квалификации / И. В. Аверьянов, И. Ю. Горская // Современные технологии в спортивных играх: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Омск: СибГУФК, 2005. - С. 127.

2. Артамонова Т. В. Особенности взаимосвязей уровня физической и технической подготовки с показателями кинестетических координационных способностей у футболистов разной квалификации / Т. В. Артамонова, И. В. Аверьянов, Е. Р. Парнюгина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). -С. 20-24.

3. Зерег Ф. Комплексный контроль координационных способностей в методике их совершенствования у футболистов 14-15 лет / Ф. Зерег, М. В. Жийяр, С. М. Кутчук, Х. Бензидане // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 65-70.

4. Лях В. И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В. И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. - С. 21-25.

5. Фриха М. Х. Развитие координации движений и пространственной ориентации юных футболистов 11-13 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Х. Фриха - СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 21 с.

References

1. Averyanov I.V., Gorskaya I.Yu. Programma otsenki urovnya razvitiya kine-steticheskikh koordinatsionnykh sposobnostey u futbolistov vyso-koy kvalifikatsii [The program for assessing the level of development of kinesthetic coordination abilities in highly qualified football players]. Sovremennyye tekhnologii v sportivnykh igrakh [Modern technologies in sports games]. Proceedings national scientific-practical conference. Omsk: SibGUFK publ., 2005. p. 127.

2. Artamonova T.V., Averyanov I.V., Parnyugina E.R. Osobennosti vzaimosvyazey urovnya fizicheskoy i tekhnicheskoy podgotovki s pokazatelyami kinesteticheskikh koordinatsionnykh sposobnostey u futbolistov raznoy kvalifikatsii [Peculiarities of interconnections between the level of physical and technical training and indicators of kinesthetic coordination abilities among football players of different qualifications]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022. No. 2 (204). pp. 20-24.

3. Zereg F., Zhiyar M.V., Kutchuk S.M., Benzidane H. Kompleksnyy kontrol koordinatsionnykh sposobnostey v metodike ikh sovershenstvovaniya u futbolistov 14-15 let [Complex control of coordination abilities in the methodology of their improvement in football players aged 14-15 years]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017. No. 3 (145). pp. 65-70.

4. Lyakh VI, Witkowski Z., Zhmuda V. Spetsificheskiye koordinatsionnyye sposobnosti kak kriteriy prognozirovaniya sportivnykh dostizheniy fut-bolistov [Specific coordination abilities as a criterion for predicting sports achievements of football players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2002. No. 4. pp. 21-25.

5. Frikha M.H. Razvitiye koordinatsii dvizheniy i prostranstvennoy oriyen-tatsii yunykh futbolistov 11-13 let [Development of coordination of movements and spatial orientation of young football players aged 11-13]. PhD diss. abstract. Lesgaft University. St. Petersburg, 1998. 21 p.

6. Hirtz P. Koordinative Fähigkeiten Gewandtheit - motorische Kompetenz. In: Koordinative Fähigkeiten - koordinative Kompetenz. Herausg.von G. Und B. Ludwig. Univ. Kassel. Kassel, 2002. pp. 59-65.

7. Ljach W. Koordinationstraining im System des mehrjährigen Leistung-sauffaus -ausgewählte theoretisch metodische grundpositione. In: Koor-dinative Fähigkeiten koordinative Kompetenz. Herausg.von G. Und B. Ludwig. Univ. Kassel. Kassel, 2002. pр. 228-233.

8. Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Ksztattowanie i diagnozowanie koor-dynacyjnych zdolnosci motorycznych. Podrecznik dla nauczycieli, tren-eröw i studentöw. Katowice, AWF, 2002. 237 р.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.