Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ТРАВЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золотухина О.С.

Актуальность. В современном обществе Интернет представляет собой огромный информационный банк, основы использования которого очень многогранны. Сеть Интернет дает огромную возможность пользователям, но вместе с этим дает неограниченную свободу для создания различной информации, которая может нанести вред другим людям, может быть опасной. Цель: разобраться в сути явления кибербуллинга, его отрицательном влиянии на общество. Метод: изучение литературы на изучаемую тему Выводы: в наше время кибербуллинг является действительно актуальной проблемой, ведь сейчас информационное поколение, и люди не могут находиться без гаджетов, ноутбуков, навигаторов и сотовых телефонов ни минуты. Так же с помощью социальных сетей и Интернета происходят запугивания, манипуляция и угрозы среди подростков, которые не могут противостоять этому, постоять за себя. Нужно принимать меры для решения этой проблемы и соблюдать меры предосторожности, которые помогут не стать жертвой кибербуллинга детям и подросткам, сидящим в интернете ежедневно. Ребенок, который становится жертвой кибербуллинга, подвергается психическим заболеваниям, происходит нарушение нервной системы. Последствия могут быть очень плачевными, доходить вплоть до самоубийства подростков и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

использование наиболее качественных и полезных ресурсов» [3]. Список использованной литературы:

1. Пироженко Е. Е. Педагогический потенциал электронных образовательных платформ в обучении иностранному языку //Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. - 2021. - №. XIII. -С. 309-314.

2. Рудомётова Л. Т. Опыт применения дистанционного обучения на примере преподавания дисциплин «иностранный язык» и «профессиональный иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей //Вестник педагогических наук. - 2020. - №. 2. - С. 17-23.

3. Ивинская М. С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе //Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - №. 3 (24). - С. 217-223.

© Данько Ю.В., 2023

УДК 336

Золотухина О.С.

ГСКУ АО " СРЦ для несовершеннолетних "Вера", СРО " Гармония"

Педагог-психолог

Астраханская область, Харабалинский район, с. Сасыколи КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

Актуальность. В современном обществе Интернет представляет собой огромный информационный банк, основы использования которого очень многогранны. Сеть Интернет дает огромную возможность пользователям, но вместе с этим дает неограниченную свободу для создания различной информации, которая может нанести вред другим людям, может быть опасной.

Цель: разобраться в сути явления кибербуллинга, его отрицательном влиянии на общество.

Метод: изучение литературы на изучаемую тему

Выводы: в наше время кибербуллинг является действительно актуальной проблемой, ведь сейчас информационное поколение, и люди не могут находиться без гаджетов, ноутбуков, навигаторов и сотовых телефонов ни минуты. Так же с помощью социальных сетей и Интернета происходят запугивания, манипуляция и угрозы среди подростков, которые не могут противостоять этому, постоять за себя. Нужно принимать меры для решения этой проблемы и соблюдать меры предосторожности, которые помогут не стать жертвой кибербуллинга детям и подросткам, сидящим в интернете ежедневно. Ребенок, который становится жертвой кибербуллинга, подвергается психическим заболеваниям, происходит нарушение нервной системы. Последствия могут быть очень плачевными, доходить вплоть до самоубийства подростков и детей.

Ключевые слова:

кибербуллинг, социальные сети, интернет, травля,

Виртуальное общение становится все более популярным. Но иногда, когда вы переписываетесь в социальной сети, возникают виртуальные конфликты. Такие конфликты могут перерасти из обычных оскорблений в продолжительные угрозы. Виртуальное общение отличается от реальных взаимодействий анонимностью, посредничеством, неконтролируемостью, уменьшением границ моральных и социальных

границ, что может привести к случаям буллинга в сети. Буллинг в реальном общении происходит в разных возрастных группах, например, в рабочих группах или в армии, но чаще всего наблюдается в среде подростков (яркий пример описан в рассказе В.К. Железникова «Чучело"). Травля в Интернете, получила название кибербуллинга.

Кибербуллинг - это преднамеренное, враждебное поведение отдельных лиц или групп с целью причинения вреда другим с помощью информационных и коммуникационных технологий (Интернет и мобильные телефоны) [2]. Он отслеживает ухудшение эмоциональной сферы жертвы или разрушение ее социальных отношений. Виртуальный психологический террор имеет травмирующие последствия (депрессия, самоубийство и т. д.), которые приводят к длительным личностным изменениям, которые создают трудности в социализации препятствуя его способности самореализоваться в будущем.

Например, последствия кибербуллинга для людей с ОВЗ носят особенно серьезный характер, к ним относятся: снижение самооценки; потеря уверенности в себе; нарушение психического развития; психические расстройства; психоэмоциональная нестабильность; постоянная тревога, беспокойство, развитие паранойяльных суицидальных мыслей [3]. Последствия кибербуллинга для людей с ОВЗ особенно серьезны.

Одной из причин растущего интереса к теме буллинга и кибербуллинга является его связь с образованием. Поскольку учащиеся проводят большую часть своего времени в учебном заведении, нельзя отрицать, что это оказывает значительное влияние на социальное, интеллектуальное и поведенческое развитие учащегося. Образовательная среда является важной частью обеспечения безопасности личности учащегося. С нашей точки зрения, предположение о том, что академическая успеваемость улучшается в атмосфере всесторонней поддержки и безопасности, является правильным [4]. Психологическая травля в любом ее проявлении является важным показателем развития проблем психосоциальной адаптации. Безопасная среда создается в ситуации, когда учащиеся чувствуют себя значимыми и признанными своими сверстниками и взрослыми. Дети, которые участвуют в позитивных отношениях с учителями и сверстниками и получают от них поддержку, с большей вероятностью будут иметь более высокий уровень самоуважения и с большей вероятностью смогут постоять за себя. Учащиеся, у которых был негативный опыт общения со сверстниками и учителями, могут страдать от низкой самооценки и иметь проблемы с социальной адаптацией.[5] J.W. Патчин, С.Хиндуджа в своем исследовании указывает на связь между травлей в сети и низкой самооценкой, семейными проблемами, снижением успеваемости, насилием в школе и различными видами преступного поведения, причем проблемы возникают не только у несовершеннолетних жертв, но и у нападавших-подростков. Более 60% учащихся, подвергшихся кибербуллингу, сообщили, что это негативное явление серьезно повлияло на их способность учиться и чувствовать себя в безопасности в школе.[6] Следовательно, не только жертвы-подростки имеют проблемы с психическим здоровьем и поведением, но и нападавшие-подростки также страдают от последствий этого явления и подвержены риску поведенческих отклонений и нарушений психического здоровья.

В заключение следует отметить, что образовательное пространство оказывает существенное влияние на формирование и развитие личности учащегося. Создание безопасных условий в учебных заведениях помогает учащимся чувствовать себя значимыми и признанными своими сверстниками и взрослыми. В наши дни кибербуллинг - действительно актуальная проблема. Таким образом, проблема кибербуллинга является распространенной проблемой в подростковой среде и требует проведения целенаправленной и систематической профилактической работы. Первична профилактика должна носить массовый и просветительский характер, проводиться в форме диалоговых площадок, классных часов, встреч со специалистами, правового часа и др.

Список использованной литературы: 1. Пэтчин Д., Хиндуя С. Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным.

Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020.

2. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право. 2019; Т. 9. № 2: 276 - 295.

3. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д: Феникс. 2006. 160 с.

4. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

5. Лэйн Дэвид А. Школьная травля (Буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. 2001. С. 240-274.

6. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. C. 102-116.

© Золотухина О. С., 2023

УДК 372.8

Уренева А.И.

студентка 4 курса МГПУ им. М.Е. Евсевьева

г. Саранск, РФ

Научный руководитель: Вишленкова С.Г.

канд. филол., доцент МГПУ им. М.Е. Евсевьева

г. Саранск, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования социальной сети Вконтакте на уроке английского языка в старших классах средней школы. На данной ступени обучения у учащихся уже должны быть сформированы языковые навыки и необходимо их интенсивное развитие. Автор приводит методические рекомендации для эффективного проведения урока с помощью социальной сети Вконтакте, отмечают особенности ее функционала и заданий, размещенных там.

Ключевые слова

Языковые навыки, социальная сеть, старшие классы, английский язык, информационно-

коммуникационные технологии.

В старших классах у обучающихся, как правило, уже сформирован интерес к тому или иному предмету, поэтому бывает очень сложно организовать активную работу на уроке, особенно когда речь идет о дальнейшем развитии ранее сформированных навыков. В современном обществе ни один ребенок не остается в стороне от Интернета. Интерес детей к нему растет с каждым днем. В процессе учебной деятельности Интернет и социальные сети не только отвечают интересам обучающихся и повышают их мотивацию, но и ориентированы на индивидуальный подход к каждому.

Чтобы грамотно построить образовательный процесс нужно иметь представление о том, на чем он строится.

Любой образовательный процесс связан с «присвоением» учащимся определенной совокупности знаний, навыков и умений [2, с. 16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.