Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУЛЛИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна, Маслова Ирина Александровна

С быстрым распространением новых средств массовой информации, Интернета и мобильных устройств, получило развитие новое явление современного цифрового мира - кибербуллинг. Кибербуллинг можно рассматривать как преднамеренное агрессивное действие в Интернете. Обычно оно направлено на причинение вреда жертве виртуального насилия. Кибербуллинг включает в себя подвергание жертвы оскорблениям, принуждению, притеснениям, преследованиям и клевете с использованием электронных средств связи. Барьер для издевательств над другими чрезвычайно низок благодаря анонимности в Интернете. Жертвы часто оказываются бессильными перед подобными атаками. Кибербуллинг оказывает огромное негативное влияние на людей. Будь то частное лицо, общественный деятель или корпорация, цифровое насилие может нанести долгосрочный ущерб. Таким образом, существует реальная опасность разрушительных психологических воздействий на человека. Именно поэтому важно знать и понимать психологические аспекты кибербуллинга, которые будут рассмотрены в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLYING IN THE MODERN WORLD: PSYCHOLOGICAL ASPECTS

With the rapid spread of new media, the Internet and mobile devices, a new phenomenon of the modern digital world has developed - cyberbullying. Cyberbullying can be considered as a deliberate aggressive action on the Internet. It is usually aimed at harming the victim of virtual violence. Cyberbullying involves subjecting the victim to insults, coercion, harassment, harassment and slander using electronic means of communication. The barrier to bullying others is extremely low due to anonymity on the Internet. Victims often find themselves powerless in the face of such attacks. Cyberbullying has a huge negative impact on people. Whether it's an individual, a public figure, or a corporation, digital violence can cause long-term damage. Thus, there is a real danger of destructive psychological effects on a person. That is why it is important to know and understand the psychological aspects of cyberbullying, which will be considered in this paper.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Литература:

1. Варга, А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга. - Москва: ОГИ: Прагматика культуры, 2006. - 640 с.

2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва: Сфера, 2008. - 463 с.

3. Мартынова, А.А. Система семейных взаимоотношений у осужденных / А.А. Мартынова // Ученые записки СПБГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - № 4. - С. 86-90

4. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 704-707.

Психология

УДК 316.472.3

кандидат психологических наук, доцент Дохоян Анна Меликсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); старший преподаватель Маслова Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. С быстрым распространением новых средств массовой информации, Интернета и мобильных устройств, получило развитие новое явление современного цифрового мира - кибербуллинг. Кибербуллинг можно рассматривать как преднамеренное агрессивное действие в Интернете. Обычно оно направлено на причинение вреда жертве виртуального насилия. Кибербуллинг включает в себя подвергание жертвы оскорблениям, принуждению, притеснениям, преследованиям и клевете с использованием электронных средств связи. Барьер для издевательств над другими чрезвычайно низок благодаря анонимности в Интернете. Жертвы часто оказываются бессильными перед подобными атаками. Кибербуллинг оказывает огромное негативное влияние на людей. Будь то частное лицо, общественный деятель или корпорация, цифровое насилие может нанести долгосрочный ущерб. Таким образом, существует реальная опасность разрушительных психологических воздействий на человека. Именно поэтому важно знать и понимать психологические аспекты кибербуллинга, которые будут рассмотрены в данной работе.

Ключевые слова: интернет, информационные технологии, буллинг, кибербуллинг, травля, агрессия, психология.

Annotation. With the rapid spread of new media, the Internet and mobile devices, a new phenomenon of the modern digital world has developed - cyberbullying. Cyberbullying can be considered as a deliberate aggressive action on the Internet. It is usually aimed at harming the victim of virtual violence. Cyberbullying involves subjecting the victim to insults, coercion, harassment, harassment and slander using electronic means of communication. The barrier to bullying others is extremely low due to anonymity on the Internet. Victims often find themselves powerless in the face of such attacks. Cyberbullying has a huge negative impact on people. Whether it's an individual, a public figure, or a corporation, digital violence can cause long-term damage. Thus, there is a real danger of destructive psychological effects on a person. That is why it is important to know and understand the psychological aspects of cyberbullying, which will be considered in this paper.

Key words: Internet, information technology, bullying, cyberbullying, bullying, aggression, psychology.

Введение. Слово «буллер» обозначает человека, который намеренно мучает других. Это может происходить открыто и физически в ходе, а также скрытно или психологически из-за распространения слухов. Такое «издевательство» в конечном итоге может иметь место при всех способах общения друг с другом.

Кибербуллинг предполагает использование информационных и коммуникационных технологий для преднамеренного, повторяющегося и враждебного поведения отдельного лица или группы лиц, направленного на причинение вреда другим. Примеры кибербуллинга включают в себя подлые текстовые сообщения или электронные письма, слухи, отправленные по электронной почте или размещенные в социальных сетях, а также фотографии, видео, веб-сайты или поддельные профили [1]. Под кибербуллингом понимаются различные формы клеветы, оскорблений, преследований, притеснений, разоблачений или принуждения людей с помощью электронных средств связи через Интернет, которые охватывают длительные периоды времени.

Кибербуллинг может быть абсолютно разрушительным для жертв. Очевидно, что издевательства существовали еще до появления «кибермира». Это не новая концепция. Многие антропологи считают, что издевательства на самом деле были очевидны с самого рождения нашего вида и были унаследованы от наших первобытных предков. Согласно Кристоферу Бему, доктору философии, в его книге «Происхождение морали», обезьяны и шимпанзе регулярно совершали действия, похожие на издевательства, которые давали буллеру такие преимущества, как повышение социального статуса, столь необходимые ресурсы или «репродуктивные возможности».

Изложение основного материала статьи. Перенесемся к рождению человека разумного и добавим к этому человеческие компоненты языка и культуры, и издевательства превратятся из социального доминирования или стратегии выживания в коварную и разрушительную деятельность. Способность языка облегчать общение, координировать поведение, выражать мысли и сплетничать полностью изменила интенсивность и воздействие издевательств.

В нашем современном обществе, где терпимо относятся к жестоким видеоиграм, фильмам, телешоу, создается новая культурная норма, которая влияет на мысли и действия общества.

Разница между кибербуллингом и буллингом. Для объяснения кибербуллинга необходимо для начала рассмотреть приставку «кибер». Если рассмотреть эту приставку, то она означает «относящийся к виртуальному воображаемому миру, созданному компьютерами, например, киберпространству. Таким образом, определение термина несложно вывести - это издевательства, которые происходят в виртуальном мире, то есть через Интернет или мобильный телефон.

Традиционное издевательство возможно только в ограниченном пространстве и времени. Это означает, что жертва, над которой издеваются, должна встретиться лицом к лицу с буллером как в пространстве, так и во времени, чтобы в первую очередь подвергнуться издевательствам. Кибербуллинг исключает эту необходимость, ведь он вне пространства и времени.

Чтобы проиллюстрировать это на примере, можно представить оскорбительный комментарий на странице профиля учащегося в Вконтакте [5], написанный буллером. Этот комментарий доступен для чтения всем друзьям человека, над которым издеваются, и он будет доступен в любое время. Ученику, над которым издеваются в этом случае, даже не обязательно сразу узнавать об этом. Это подводит к еще одному моменту, который отличает кибербуллинг от

традиционного буллинга, а именно к размеру аудитории. Если перенести только что приведенный пример в сферу традиционного буллинга, это, вероятно, будет выглядеть так, как если бы жертва подверглась словесному буллингу в классе. Таким образом, мало того, что акт насилия был бы ограничен определенным периодом времени, а именно продолжительностью школьного урока в данном случае, и пространством, аудитория также была бы, вероятно, во много раз меньше.

Другое различие заключается в базовом балансе сил жертвы и преступника. Подходы кибербуллинга зачастую раскрывают аспект, который противоречит общепринятому определению буллинга - что издевательства возникают, когда более влиятельный человек нападает на менее влиятельного человека. Часто бывает, что менее влиятельные люди или группа людей используют Интернет для нападения на более влиятельных людей или группу людей.

Опять же, это особая характеристика кибербуллинга. Тот, кто в реальном мире был бы решительно неспособен запугивать кого-либо, не обязательно должен быть не в состоянии сделать это и в Интернете [2]. Технически подкованные кибербуллеры также одновременно представляют собой еще одну ключевую характеристику кибербуллинга - анонимность. Тот, кто более одарен в использовании компьютеров и Интернета, может не только запугивать различными способами (например, загрузка собственных видео на YouTube, постобработка изображений и т.д.), Но также умеет воздействовать анонимно и незаметно для жертвы. Таким образом, в то время как при традиционном буллинге необходимо учитывать ситуацию «лицом к лицу», в виртуальной форме даже не требуется знакомство между преступником и жертвой.

На самом деле, некоторые люди могут просто не осознавать серьезный вред, который они причиняют, потому что они не видят реакции жертвы.

Причины кибербуллинга. Что касается причин, кибербуллинг мало чем отличается от традиционного буллинга или других форм физического или психологического насилия - и во многих случаях, и особенно среди молодежи, буллинг и кибербуллинг происходят параллельно. Может быть много разных факторов, которые приводят к тому, что кто-то становится кибербуллером [4].

Причиной могут быть психологические проблемы со здоровьем. Например, проблемы с агрессией [3], гиперактивностью или импульсивностью.

Кроме того, стать кибербуллерами могут люди с личностными качествами, такими как нарциссизм или психопатия. Эти люди, как правило, испытывают низкий уровень сочувствия к другим людям и могут запугивать других, чтобы выразить свои чувства, укрепить власть или ценность.

Кибербуллерами иногда становятся те, кто сами испытали кибербуллинг. Таким образом, они могут «нанести удар» после того, как почувствовали себя жертвой.

Люди часто унижают других, чтобы тем самым повысить свой статус в глазах какой-либо группы. Например, кто-то стал свидетелем того, как другого унизили, и теперь, чтобы избежать попадания в группу «неудачников», он сам начинает издеваться.

Издевательства также могут иметь очень конкретный повод, имеющий непосредственное отношение к жертве. Классические примеры - это разорванные дружеские отношения, когда кто-то чувствует себя обделенным и не может с этим справиться.

Также может случиться так, что буллер в какой-то момент почувствовал себя неполноценным по отношению к жертве. Поводы для этого могут выглядеть совершенно незначительными с точки зрения жертвы: например, обидчик неправильно ответил на вопрос преподавателя, на который последующая жертва затем ответила правильно, или аналогичная ситуация в трудовой жизни.

Некоторые люди участвуют в кибербуллинге из-за скуки или желания попробовать себя в новом образе в Интернете. Этот тип кибербуллинга обычно носит анонимный характер.

Кибербуллерами также могут быть люди, которые борются с чувством изоляции или одиночества в обществе. Если человек чувствует, что другие игнорируют его, он, возможно, начнет буллить кого-то, чтобы почувствовать себя лучше или выразить свой гнев обществу.

Последняя причина, по которой люди, которые не издеваются в реальной жизни, могут быть вовлечены в кибербуллинг, - это отсутствие обратной связи со стороны их жертвы. Кибербуллеры, как правило, участвуют в издевательствах в течение длительного периода времени, главным образом потому, что, как правило, от жертвы нет обратной связи, как в случае личного общения. Тот, кто в реальной жизни увидит последствия для своей жертвы, может отступить, но, возможно, не поступит так же в случае киберзапугивания.

Способы кибербуллинга. Несколько примеров наиболее распространенных проявлений:

• Надоедание.

К ним относятся массовая рассылка терроризирующих и оскорбительных сообщений через приложения для обмена сообщениями, текстовые сообщения или электронную почту, а также оскорбительные сообщения в социальных сетях. Другой вариант - отправить нежелательный контент (видео, изображения, вирусы и т.д.) жертве или другим лицам от ее имени.

• Компрометация.

Публикация интимной информации жертвы. Таким образом, через Интернет распространяются личные истории или секреты. Этот тип кибербуллинга особенно обременителен, потому что часто информацию нельзя классифицировать как сфабрикованную, и из-за этого жертве становится стыдно.

• Клевета и нанесение ущерба репутации.

То же самое, что и с разоблачением, только клеветнические утверждения не соответствуют действительности. Используется распространение постобработанные фотографий, а также поддельные сведения, электронные письма, публикации и тому подобное. Чаще всего жертва сначала даже не осознает этого сразу, а только позже, когда остальная часть школы, коллег по работе или других людей уже подшучивают над ним или над ней. Также злоумышленник может использовать для клеветы чужие учетные записи, пароли которые были предварительно обнаружены или раскрыты. В этом случае это называется «кражей личных данных».

• Унижение.

При этом преступник чаще всего стремится получить прямую реакцию жертвы. В целом, все форумы и сообщества уязвимы для такого рода кибербуллинга, если там можно публиковать комментарии и сообщения без контроля со стороны модератора. Другой вариант - это специализированные «группы ненависти» в социальных сетях или мессенджерах. Они специально нацелены на конкретного человека, и во многих случаях пострадавший не имеет к ним доступа. Таким образом, можно только догадываться, какие подлости распространяются в группе.

• Угроза.

Хотя этот особенно агрессивный вид кибербуллинга всегда осуществляется напрямую, он часто осуществляется анонимно или под вымышленным именем. Потенциальное содержание угроз включает в себя все, что люди могут сделать

друг с другом, от нанесения ущерба репутации до уничтожения предметов и физического нападения. Угрозы убийством тоже не редкость. Угрозы, исходящие из чужих почтовых ящиков, учетных записей мессенджеров и т.д. имеют двойной эффект. В этом случае в дело также будут вовлечены фактические владельцы этих профилей и учетных записей.

Последствия кибербуллинга. У жертв кибербуллинга можно выделить определенные черты и характерные особенности, которые могут показать, что над человеком издеваются в Интернете. Они могут проявляться даже сильнее, чем при традиционном буллинге, поскольку жертва часто не может избежать оскорбительных ситуаций и могут включать в себя:

• Беспокойство по поводу издевательств;

• Повышенное чувство депрессии и перепады настроения;

• Повышенное чувство тревоги;

• Проблемы с засыпанием (например, бессонница);

• Суицидальные мысли или попытка самоубийства;

• Чувство заниженной самооценки или чувства собственного достоинства;

• Социальная изоляция, уход из круга друзей или проведение большого количества времени в одиночестве;

• Избегание вещей, которые раньше доставляли вам удовольствие;

• Плохая успеваемость в школе, в университете;

• Проблемы в отношениях с членами семьи и друзьями;

• Симптомы посттравматического стресса;

• Самоповреждения (например, порезы, удары руками, удары головой);

• Повышенное чувство гнева, раздражительности или вспышек гнева.

Выводы. Подключение к Интернету важно, поскольку оно обеспечивает молодым людям как образовательные, так и социальные преимущества. К сожалению, эти положительные качества уравновешиваются потенциально опасными последствиями.

Наряду с улучшением коммуникации и демократизацией доступа к информации, Интернет позволяет людям скрывать себя за маской анонимности. Это создает совершенно новый набор рисков для детей, а часто и для взрослых.

Интернет создает угрозу не только для подростков и взрослых, которые могут стать жертвами кибербуллинга, но и для самих детей, которые могут участвовать в онлайн-преступлениях, троллинге и кибербуллинге.

Школы, правительства и независимые организации пытаются повысить осведомленность о кибербуллинге и онлайн-преследовании, но статистика кибербуллинга, показывает, что проблема не исчезнет в ближайшее время, а во время пандемии угроза, возможно, даже возросла.

Наша задача как общества - работать над созданием систем, предотвращающих кибербуллинг. Должны быть созданы ресурсы для охраны психического здоровья, чтобы помочь жертвам кибербуллинга управлять своим психическим здоровьем. Кибербуллинг процветает благодаря одобрению. Он прекратится, когда его социальное неприятие станет широко распространенным. Кроме того, должны проводиться просветительские кампании о том, что издевательства в Интернете не только неприемлемы, но и являются признаком слабого социального статуса.

Литература:

1. Баранов, А.А. Психолого-педагогическое обеспечение безопасности личности / А.А. Баранов, А.В. Попков. -Ижевск, УдГУ, 2008. - 189 с.

2. Войскунский, А.Е. Психология и интернет / А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2010. - 439 с.

3. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология -2001. - № 1. - С. 60-65.

4. Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2014. - № 3. - С. 122-128.

5. Кондрашкин, А.В. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации / А.В. Кондрашкин, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 1. - C. 102-113

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В

ПРОЦЕССЕ ЕГО АНАЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения базовых категорий конфликтологии «объект» и «предмет» конфликта в процессе его аналитики. Особый исследовательский интерес вызывает представление современных научных подходов к структурной специфике межличностного конфликта и обоснование дифференциации его объективных и субъективных структурных элементов. Посредством комплекса теоретических и эмпирических методов исследования была обозначена проблемная область в структуре конфликта, которая стала предметом научного изучения, а также были выделены основные дифференцирующие признаки рассматриваемых нами основных методологических категорий.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, аналитическая деятельность, межличностный конфликт, объект конфликта, предмет конфликта.

Annotation. The problem of defining the conflictological basic categories "object" and" subject " of a conflict in the process of its analysis is discussed in the article. Particular research interest is to present modern scientific approaches to the structural specificity of interpersonal conflict and substantiate the differentiation of its objective and subjective structural elements. In the process of analyzing theoretical and methodological approaches to the structure of interpersonal confrontation, it was concluded that the modern methodological terminology of conflictology does not fully meet the practical tasks in the field of conflict analysis. In this regard, we propose a subject-object approach in differentiating the concepts of "object" and" subject " of conflict. The practical significance of the research is to increase the conflict competence of University students studying the course "Conflictology". Key words: conflictological competence, analytical activity, interpersonal conflict, object of conflict, subject of conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.