Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / распространенность кибербуллинга / буллинг / травля в сети / образовательная среда / родители / подростки / cyberbullying / cyberbullying prevalence / bullying / online bullying / educational environment / parents / teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Н. Бородина, А И. Петимко

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме кибербуллинга среди подростков в образовательной среде. Распространение данного феномена за последние годы вызывает беспокойство во всем мире, ставя под угрозу безопасность подростков, пользующихся Интернетом. Показано, что не только подростки-жертвы имеют психологические и поведенческие проблемы, но и подростки-агрессоры также страдают от последствий данного феномена и подвергаются риску поведенческих девиаций и нарушения психического здоровья. Рассматривается проблема соотношения и сочетания кибербуллинга и традиционного буллинга в образовательной среде. Основное внимание в работе акцентируется на том, что благоприятный школьный климат может сыграть роль фактора, препятствующего возникновению кибербуллинга. Учителя и школьная администрация должны создать более комфортную и безопасную среду для обучения и развития подростков в школе. Успешное развитие личности подростка, его интеллектуальное и духовно-нравственное становление должно осуществляться в тесном взаимодействии родителей учащихся с учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Н. Бородина, А И. Петимко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLYING AMONG TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SUBJECT OF RESEARCH

The article deals with a current problem of cyberbullying among teenagers in the educational environment. In recent years the spread of this phenomenon has caused concern around the world, endangering the safety of teenagers who use the Internet. It has been shown that not only teenage victims have psychological and behavioral problems, but teenage aggressors also suffer from the consequences of this phenomenon and they are at risk of behavioral deviations and mental health disorders. The problem of correlation and combination of cyberbullying and traditional bullying in the educational environment is considered. The main attention in the work is focused on the fact that a favorable school climate can play the role of a factor preventing the emergence of cyberbullying. Teachers and school administrators must create a more comfortable and safer learning and development environment for teenagers in school. The successful development of the personality of a teenager, his intellectual, spiritual and moral formation should be carried out in close interaction between the parents of the students and the teacher.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

40%; 4% студентов не привязаны к месту, так как используют смартфоны. При этом при использовании мобильного сотового трафика связь бывает не столь устойчивой, что приводит к ее разрыву с сайтом и потере несохраненных данных и результатов работы в СДО Moodle.

Студенты отмечают такие положительные стороны использования СДО Moodle, как доступ ко всем учебным материалам (80%), самоконтроль по разделам дисциплины (46%), итоговые оценки (88%), обратная связь (100%), повторная сдача тестов (100%), открытый доступ в любое время и с любого места (100%). Также указали отрицательные стороны, такие как ограниченность во времени и в попытке при прохождении некоторых тем и модулей (86%). Одним из минусов все (100%) отметили отсутствие живого общения с преподавателем.

Преподаватели считают положительными моментами использования СДО Moodle самостоятельность работы студентов (100%), повышение заинтересованности к предмету (85,7%), навыки работы с новыми технологиями (57,1%). К слабым сторонам преподаватели относят трудоемкую работу при подготовке теоретических и контролирующих материалов (100%), затратность в покупке соответствующего оборудования для работы в системе (100%), трудность при идентификации студентов во время работы в системе (100%), отсутствие журнала и автоматического оценивания знаний студентов согласно критериям балльно-рей-тинговой системы (71,4%).

«Глоссарий» - сложность групповой работы (психологический барьер: боязнь ошибки и публичности, зависимость от мнения окружающих). Многие преподаватели низко оценили «Форум» и «Чат», предпочитая «живое» общение.

Таким образом, преимущества использования СДО Moodle в учебном процессе заключаются в следующем: удобство пользования платформой независимо от того, пользуемся мы ей через компьютер или через смартфон; персонализированное пользование; разнообразие инструментов при обучении (банки данных, тесты, форумы, чаты, глоссарий и др.); легкая загрузка данных (привязка видеофайлов, фотографий, аудиофайлов и др.). К недостаткам виртуальной среды можно отнести следующие факторы: необходимость прохождения курса обучения перед пользованием; затратность времени при подготовке материалов и курса; нехватка живого общения с преподавателем, что может служить причиной снижения мотивации; недобросовестное выполнение некоторых заданий; требования к авторству материалов. Однако приведенные недостатки никак не снижают важности и значимости данной системы.

После изучения и анализа проблемы применения системы дистанционного обучения Moodle, определения наиболее подходящих элементов и ресурсов модулей для курса «Общая патология» и выявления сильных и слабых сторон можно сделать вывод о практической значимости и перспективе использования системы дистанционного обучения Moodle при подготовке квалифицированных медицинских кадров - академических медицинских сестер, преподавателей в

Таблица 2

Оценка элементов и ресурсов модулей курса «Общая патология»

Элементы и ресурсы Глоссарий Лекция Книга Папка Тест Форум/чат Файл Задание Гиперссылка

Студенты 2 5 5 5 5 4 1 5 4

Преподаватели 5 5 5 5 4 3 4 5 4

Из табл. 2 видно, что наиболее подходящими, по мнению респондентов, элементами и ресурсами СДО Moodle для курса «Общая патология» являются «Лекция», «Книга», «Папка», «Задание».

Низкие оценки элементов СДО у студентов получили ресурсы «Файл», что связано с его малой функциональностью во время работы («малокликабельны»);

Библиографический список

условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (СШЮ-19).

В перспективе нами планируется провести такое же исследование с учетом появления новых версий системы дистанционного обучения Moodle и усовершенствования квалификации педагогических кадров высшей школы.

1. Глухих С.И., Антипина У.Д., Протодьяконов С.В., Антипин ГП. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2016; № 1: 73 - 78.

2. Алексеева С.Н. Педагогический опыт в преподавании дисциплины «Патофизиология». Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017; № 1 (06): 50 - 54.

3. Проекты ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. Сестринское дело. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Москва, 2018. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/84

4. Писарев А.В. Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2011 - 2012; Выпуск 13: 71 - 74.

5. Якутский глобальный университет СВФУ Общая патология. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Якутск: Якутский глобальный университет СВФУ, 2016 - 2018. Available at: http://yagu.s-vfu.ru/course/view.php?id=2233

References

1. Gluhih S.I., Antipina U.D., Protod'yakonov S.V., Antipin G.P. Osobennosti podgotovki medicinskih sester v sovremennom professionalem obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; № 1: 73 - 78.

2. Alekseeva S.N. Pedagogicheskij opyt v prepodavanii discipliny «Patofiziologiya». Vestnik Severo-Vostochnogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Medicinskie nauki. 2017; № 1 (06): 50 - 54.

3. Proekty FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalavriata. Sestrinskoe delo. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Moskva, 2018. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/84

4. Pisarev A.V. Vozmozhnosti obrazovatel'noj platformy Moodle v obuchenii informacionnym tehnologiyam. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 6: Universitetskoe obrazovanie. 2011 - 2012; Vypusk 13: 71 - 74.

5. Yakutskij global'nyj universitet SVFU. Obschaya patologiya. Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K. Ammosova. Yakutsk: Yakutskij global'nyj universitet SVFU, 2016 - 2018. Available at: http://yagu.s-vfu.ru/course/view.php?id=2233

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 37.06

Borodina V.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Baltic Humanitarian Institute (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Petimko A.I., Cand. of Sciences (Psychology), St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

CYBERBULLYING AMONG TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SUBJECT OF RESEARCH. The article deals with a current problem of cyberbullying among teenagers in the educational environment. In recent years the spread of this phenomenon has caused concern around the world, endangering the safety of teenagers who use the Internet. It has been shown that not only teenage victims have psychological and behavioral problems, but teenage aggressors also suffer from the consequences of this phenomenon and they are at risk of behavioral deviations and mental health disorders. The problem of correlation and combination of cyberbullying and traditional bullying in the educational environment is considered. The main attention in the work is focused on the fact that a favorable school climate can play the role of a factor preventing the emergence of cyberbullying. Teachers and school administrators must create a more comfortable and safer learning and development environment for teenagers in school. The successful development of the personality of a teenager, his intellectual, spiritual and moral formation should be carried out in close interaction between the parents of the students and the teacher.

Key words: cyberbullying, cyberbullying prevalence, bullying, online bullying, educational environment, parents, teenagers.

В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц., Балтийский гуманитарный институт, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

А.И. Петимко, канд. психол. наук, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

кибербуллинг среди подростков

в образовательной среде как предмет исследования

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме кибербуллинга среди подростков в образовательной среде. Распространение данного феномена за последние годы вызывает беспокойство во всем мире, ставя под угрозу безопасность подростков, пользующихся Интернетом. Показано, что не только подростки-жертвы имеют психологические и поведенческие проблемы, но и подростки-агрессоры также страдают от последствий данного феномена и подвергаются риску поведенческих девиаций и нарушения психического здоровья. Рассматривается проблема соотношения и сочетания кибербуллинга и традиционного буллинга в образовательной среде. Основное внимание в работе акцентируется на том, что благоприятный школьный климат может сыграть роль фактора, препятствующего возникновению кибербуллинга. Учителя и школьная администрация должны создать более комфортную и безопасную среду для обучения и развития подростков в школе. Успешное развитие личности подростка, его интеллектуальное и духовно-нравственное становление должно осуществляться в тесном взаимодействии родителей учащихся с учителем.

Ключевые слова: кибербуллинг, распространенность кибербуллинга, буллинг, травля в сети, образовательная среда, родители, подростки.

С развитием информационных и коммуникационных технологий Интернет стал важной частью учебы, работы и жизни людей. Возможности, которые открывает всемирная компьютерная сеть перед подростком, безграничны. Это не только получение образовательных услуг, информации из мирового информационного пространства, но и виртуальное общение. Хотя Интернет, безусловно, принес много преимуществ, он также может быть причиной множества негативных последствий, одним из которых является кибербуллинг На сегодняшний день кибербуллинг среди подростков в образовательной среде является широко распространенным явлением, и его рост вызывает беспокойство в современном обществе. Еще в 2000-х годах данное явление было редкостью. С тех пор с каждым годом оно распространятся все сильнее, вовлекая все больше учащихся во всем мире. Согласно проведенным исследованиям в США, число учащихся средних и старших классов, которые подвергались кибербуллингу в течение своей жизни, удвоилось (с 18% до 36%) с 2007 по 2019 гг. [1]. В России также отмечается рост распространения данного явления. В 2019 г К.Д. Хломовым и др. было отмечено, что около 70% подростков страдают от кибербуллинга, а 44,3% выступают в роли агрессоров [2]. Необходимо принять во внимание, что подавляющее большинство подростков признают онлайн-домогательства как серьезную проблему.

Таким образом, развитие информационных и коммуникационных технологий способствовало возникновению тенденции негативного/агрессивного поведения/коммуникации в виртуальном мире. Следует отметить, что данная проблема имеет широкое распространение во всем мире, ставя под угрозу безопасность детей и подростков, пользующихся Интернетом, что и определяет актуальность темы нашего исследования.

Учитывая вышесказанное, целью исследования стало выявление особенностей кибербуллинга среди подростков в образовательной среде.

Задачи данной статьи: в процессе теоретического анализа рассмотреть проблему кибербуллинга среди подростков в образовательной среде, а также разработать основные стратегии по противодействию кибербуллингу для всех субъектов образовательного процесса.

В последнее десятилетие появилось множество работ как зарубежных (М. Гарайгордобиль, Р.М. Ковальски, С.П. Лимбер, Д. Олвеус, Д. Пэтчин, С. Хин-дуя и др.), так и отечественных авторов (А.А. Бочавер, Е.Н. Волкова, ГУ. Солда-това, К.Д. Хломов, Н.Ю. Федунина и др.), посвященных изучению данной проблемы. Научная новизна нашего исследования заключается в проведенном анализе закономерностей в возникновении проявлений данного феномена, который соотносится и сочетается с традиционным буллингом в образовательной среде и имеет тесную связь со школьным климатом.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении возможностей всех субъектов образовательного процесса, направленных на предотвращение и снижение случаев кибербуллинга.

Практическая значимость исследования заключается в определении основных стратегий по противодействию кибербуллингу для психологов, педагогов, родителей, учащихся, которые могут быть опорой для разработки конкретных программ по профилактике и противодействию распространения данного феномена, что будет способствовать безопасному использованию информационных технологий и выработке наиболее конструктивного поведения, направленного на снижение переживания стресса и разрешение ситуаций, связанных с он-лайн-травлей.

Нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме кибербуллинга, изучение педагогического опыта.

В настоящее время существует много определений кибербуллинга, тем не менее это новая область исследований с еще не устоявшейся терминологией [2]. На наш взгляд, наиболее полно раскрывают данный феномен исследователи J.W. Patchin, S. Hinduja, которые под кибербуллингом понимают преднамеренное, постоянное (неоднократное) агрессивное поведение с использованием различных современных технических электронных средств в социальных сетях против человека, который не может защитить себя. Они указывают на такие особенности кибербуллинга (в отличие от традиционного буллинга, спора, насмешки), как 1) намеренное издевательство; 2) вредное воздействие (цель - запугать); 3) постоянное повторение (травля может продолжаться 24 часа в сутки, 7 дней в неде-

лю, подключается много людей, которые передают информацию, фотографии); 4) использование Интернета, технических устройств [1].

Еще одно различие между кибербуллингом и традиционным буллин-гом заключается в том, что травля в сети не имеет границ. Ученые отмечают, что кибербуллинг часто носит анонимный характер (жертва не всегда знает своего обидчика), вирусное распространение (вовлечение большого количества людей за короткое время), вызывая сильнейшие страдания жертвы [там же]. Анонимная природа данного явления снижает/снимает ответственность агрессора, который в виртуальном пространстве будет говорить или делать то, чего не сказал или не сделал бы «лицом к лицу». Кроме того, при традиционном буллинге агрессоры могут наблюдать, как их поведение влияет на жертву. При онлайн-издевательствах преследователь не «видит» результата своих деяний, страданий жертвы, не учитывает всех последствий для объекта травли. Поэтому это может привести к минимальному сопереживанию со стороны агрессора, его отстраненности от жертвы. Кибербуллинг не требует обладания какими-либо определенными качествами, например, физической силой, необходимой при офлайн-травле. Учащиеся, вовлеченные в ситуацию онлайн-травли, могут не различаться по возрасту, конституциональному типу, по рейтингу в группе и т.д., однако подростки с разным уровнем овладения техническими навыками могут рассматриваться как имеющие разные возможности по оказанию воздействия на другого. Данный факт способствует вовлечению в ситуацию издевательства в интернет-пространстве значительного числа участников-преследователей. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что из-за анонимного характера травли в сети агрессор преследует жертву, причиняя непоправимый вред ее психическому здоровью, осознавая, что его не смогут отследить и остановить. Жертва ощущает себя уязвимой, одинокой и бессильной. Таким образом, кибербуллингом можно заниматься практически везде (достаточно иметь техническое устройство и выход в Интернет), в любое время и постоянно.

Следует отметить, что, хотя повторение считается важной характеристикой онлайн-издевательств, не все исследователи с этим согласны. Так, например, D. Espelage, L. De La Rue [3] описали несколько судебных дел, в которых жертвы травли в сети совершали самоубийства, однако учителя школы не предпринимали никаких действий, поскольку предполагаемые случаи издевательств не повторялись. Тем не менее большинство ученых [1 и др.] сходятся во мнении относительно того, что повторяемость является существенной характеристикой кибербуллинга, потому что электронные материалы можно легко сохранять, быстро и широко распространять и часто ими обмениваться.

Кибербуллинг реализуется через различные действия агрессора в интернет-пространстве, начиная от распространения слухов, недостоверной информации о человеке, обидных комментариев, повторяющихся оскорбительных сообщений, сообщений-угроз, в том числе членам семьи, исключения из сообществ, кражи персональных данных и их распространение в сети, интенсивного эмоционального обмена репликами с вовлечением большого количества людей до распространения конфиденциальной информации, интимных фотографий другого человека без его разрешения. Для осуществления данных негативных действий используются электронная почта, чаты, сайты социальных сетей, веб-страницы, фотографии, видеоматериалы, онлайн-игры и т.д.

Кибербуллинг оказывает негативное воздействие на жертву, например, снижает самооценку, усиливает депрессию и вызывает чувство бессилия. Те учащиеся, которые подвергались онлайн-издевательствам, переживали разочарование, гнев, обиду, тревогу, социальную изоляцию. J.W. Patchin, S.Hinduja в своем исследовании указывают на связь между травлей в сети и низкой самооценкой, семейными проблемами, снижением успеваемости, насилием в школе и различными видами преступного поведения, причем проблемы имеют не только подростки-жертвы, но и подростки-агрессоры. Более 60% учащихся, подвергшихся кибербуллингу, сообщили, что это негативное явление сильно повлияло на их способность учиться и чувствовать себя в безопасности в школе [1]. Учащиеся средних и старших классов, подвергавшиеся школьным или онлайн-издеватель-ствам, значительно чаще сообщали о суицидальных мыслях, намерениях. При этом исследователями отмечается, что виктимизация кибербуллинга была более тесно связана с суицидальными мыслями и поведением, чем виктимизация школьных издевательств [там же].

Таким образом, не только подростки-жертвы имеют психологические и поведенческие проблемы, но и подростки-агрессоры также страдают от последствий данного феномена и подвергаются риску поведенческих девиаций и нарушения психического здоровья. Исследования показывают, что агрессоры/жертвы испытывают негативные психологические последствия, потому что они одновременно участвуют в ситуации кибербуллинга и как обидчики, и как жертвы. В подростковом возрасте, по мнению Е.Н. Волковой, Л.А. Цветковой и др., отмечается неустойчивая ролевая структура, поэтому подросток «примеряет» на себя роли агрессора, жертвы и свидетеля [4]. Помимо агрессора и жертвы, Н. Vandebosch и др. различает три типа свидетелей: первый тип свидетелей поддерживает преследователя, другой свидетель выступает в роли защитника, помогающего или поддерживающего жертву, третий тип - это тот, кто игнорирует издевательства, выступая в качестве пассивного наблюдателя [5]. Приведенные выше исследования показывают, что кибербуллинг является серьезной проблемой, последствия которой могут быть драматическими. Поэтому успешное раннее выявление попыток кибербуллинга имеет ключевое значение для психического здоровья и благополучия подростков.

Необходимо отметить, что ситуации буллинга и кибербуллинга могут быть взаимосвязаны. Так, исследователи отмечают, что одни и те же подростки выступают в роли агрессора в традиционном буллинге и в травле онлайн. Тоже происходит и с жертвами: если над подростками издевались в школе (или в других местах), то они чаще страдали от этого и в Интернете [1]. Данные виды издевательств дополняют друг друга, тем самым усугубляя положение жертвы. Подростки, которые издеваются традиционным способом, могут с большей вероятностью совершать определенные виды кибербуллинга, рассчитывая на анонимность, и быть объектами кибербуллинга в других местах. Не исключено, что жертвы кибербуллинга могут участвовать в совершении традиционных издевательств.

Еще одним важным аспектом, связанным с кибербуллингом среди подростков, является значительное число актов агрессии, совершаемых в виртуальной среде подростками, которые в реальной жизни сами являются жертвами буллин-га [6]. Другими словами, жертвы иногда берут на себя роль агрессора в кибер-пространстве как способ «защитить себя» от нападок сверстников в ситуации традиционного буллинга. В связи с этим пострадавший подросток (независимо от того, происходит ли агрессия в режиме офлайн или онлайн) найдет в виртуальной среде наиболее благоприятное пространство для осуществления такого поведения в качестве «защитного» акта. В онлайн-контексте жертвы находят средство, которое они считают более безопасным и более благоприятным для мести своим агрессорам, скрывают свою личность, изменяют баланс сил, таким образом избегая социального неодобрения со стороны наблюдателей.

Данные формы издевательств могут пересекаться не полностью, так как часть подростков подвергается только кибербуллингу, не испытывая издевательства традиционным способом.

Исследования, изучающие связь восприятия школьного климата и ситуации кибербуллинга, немногочисленны. Например, в проведенном в Израиле исследовании среди 12-14-летних подростков R. Gofin, М. Avitzour подчеркивают, что жертвы онлайн-издевательств чаще сообщали о чувстве страха в школе [7]. Ж. РакЫп, S. Н^^а также считают, что учащиеся, которые подвергались онлайн-издевательствам (как в качестве жертвы, так и в качестве агрессоров), воспринимали климат в своей школе как более неблагоприятный, чем те, кто не сталкивался с данной ситуацией [1].

Эти исследования показывают, что благоприятный школьный климат может сыграть роль фактора, препятствующего возникновению кибербуллинга. Подростки, считающие себя связанными со своей школой и воспринимающие климат в ней как позитивный, сообщают о меньшем количестве случаев травли в сети. Неблагоприятный школьный климат может вызвать чувства неудовлетворенности и дискомфорта у некоторых учащихся, и в ответ на эти чувства учащиеся могут вести себя агрессивно в интернет-пространстве.

Исходя из этого, нужно признать, что школьный климат является важной частью школьной безопасности. Поэтому учителя и школьная администрация должны создать более комфортную и безопасную среду для обучения и развития подростков в школе. Следует обратить внимание на то, что некоторые учителя не всегда осведомлены о происшедших издевательствах, не прилагают усилий, чтобы отреагировать на увиденное. Зачастую деятельность педагогов, направленная на предупреждение, сокращение случаев буллинга/кибербуллинга, недостаточна эффективна. Из-за крайне негативных воздействий данных явлений на учащихся руководство школы, учителя должны принимать действенные меры по сокращению числа инцидентов как внутри школы, так и за ее пределами. Несмотря на то, что онлайн-травля происходит за территорией школы, она способствует социальной дезадаптации и деформации личности учащегося и может привести к серьезным последствиям для жертв.

Библиографический список

Е.А. Дегтярев, подчеркивая роль образовательной организации в профилактике буллинга/кибербуллинга, большое значение придает медиативному подходу, способствующему поддержанию положительного психоэмоционального состояния у участников спора, развитию таких качеств личности, как эмпатия, толерантность, коммуникативные способности, осознание ценности общения и этики поведения [8]. Благодаря взаимодействию со сверстниками подростки учатся сотрудничать, принимать разные точки зрения и удовлетворять потребность в общении.

Необходимо отметить, что родители также играют жизненно важную роль в предотвращении кибербуллинга. Очень важно сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Осведомленность родителей имеет решающее значение для обеспечения не только физической, но и виртуальной безопасности их детей. В качестве факторов, влияющих на возникновение кибербуллинга/ кибервиктимизации, исследователи указывают на дисгармоничные детско-роди-тельские отношения: родители имели низкий уровень эмоционального принятия детей, отсутствие привязанности со стороны ребенка, низкую вовлеченность в жизнь своих детей, неконструктивный (как низкий, так и чрезмерный) характер родительского контроля, использование родителями как завышенного уровня требований, так и недостаточной требовательности к ребенку [9 и др.]. И, наоборот, можно предположить, что подростки, в семье которых теплые эмоциональные отношения, чьи родители демонстрировали демократический стиль общения, высокий уровень контроля с поощрением автономии ребенка, с меньшей вероятностью будут участвовать в ситуации травли в сети. Таким образом, гармоничные детско-родительские отношения будут выступать в роли фактора, препятствующего распространению кибербуллинга.

Исходя из вышесказанного, нами были разработаны следующие стратегии по борьбе с кибербуллингом:

1. Для педагогов, психологов: создание благоприятного школьного климата, выявление случаев буллинга/кибербуллинга, оказание психолого-педагогической помощи жертвам; проведение просветительских мероприятий, направленных на распространение и разъяснение учащимся, родителям сведений о кибербуллинге, правилах поведения в интернет-пространстве. Особое внимание следует обратить на свидетелей, которые могут противодействовать онлайн-травле и оказать поддержку жертве. Исследования показали [10], что в качестве свидетелей, которые с большей вероятностью вмешаются, чтобы остановить агрессивные действия преследователей, выступают чаще всего девочки, которые обладают высокой эмпатией, любимы своими сверстниками и имеют позитивные отношения со своими родителями, учителями и школой.

2. Для родителей: родители должны способствовать установлению с детьми отношений эмоционального принятия, доверия, поддержки и т.д. Каждый родитель должен контролировать онлайн-активность своих детей, учить тому, чтобы принимать меры предосторожности против кибербуллинга. В случае обнаружения первых признаков онлайн-травли нужно немедленно обратиться к администратору сообщества или веб-сайта с просьбой удалить нежелательный контент. Кроме того, родители должны информировать своих детей о последствиях данного негативного явления.

3. Для подростков: не отвечать на подозрительные сообщения, иметь высокую защиту паролей своего профиля, не передавать/не публиковать личные данные, блокировать агрессора, никому не сообщать свой пароль.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к следующим выводам: во-первых, в последние годы в нашей стране наблюдается значительный рост случаев кибербуллинга, в том числе среди подростков в образовательной среде. В связи с этим возникла острая необходимость разработки стратегий по противодействию кибербуллингу для всех субъектов образовательной организации (для психологов, педагогов, родителей, учащихся); во-вторых, требуется создание педагогами благоприятного школьного климата с целью поддержания чувства физической и психологической безопасности; в-третьих, необходимо сделать акцент на своевременном выявлении случаев буллинга/кибербуллинга среди подростков и принятии мер по предотвращению негативных последствий; в-четвертых, в профилактическую программу следует включить просветительские мероприятия по разъяснению данных феноменов.

В заключение необходимо отметить, что образовательное пространство оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ученика. Создание безопасных условий в школе способствует тому, что учащиеся чувствуют себя значимыми и признанными своими сверстниками и взрослыми. Поэтому большое значение необходимо придавать формированию в современном обществе ценности взаимного уважения и сотрудничества между людьми. Успешное развитие личности подростка, его интеллектуальное и духовно-нравственное становление должно осуществляться в тесном взаимодействии родителей учащихся с учителями.

1. Пэтчин Д., Хиндуя С. Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020.

2. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право. 2019; Т. 9. № 2: 276 - 295.

3. Espelage D., De La Rue L. School bullying: its nature and ecology. International Journal of Adolescent Medicine & Health. 2012; № 24: 3 - 10. Available at: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/22909906/

4. Волкова Е.Н., Цветкова Л.А., Волкова И.В. Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга. Сибирский психологический журнал. 2019; № 74: 88 - 100.

5. Vandebosch H., Van Cleemput K., Mortelmans D., Walrave M. Cyberpesten bijjongeren in Vlaanderen: Een studie in opdracht van het viWTA. Brussels: viWTA, 2006.

6. Garaigordobil M., Machimbarrena J.M. Victimization and perpetration of bullying/cyberbullying: Connections with emotional and behavioral problems and childhood stress. Psychosocial Intervention. 2019; № 28 (2): 67 - 73. Available a:t https://www.researchgate.net/publication/331456735_Victimization_and_Perpetration_of_BullyingCyberbullying_ Connections_with_Emotional_and_Behavioral_Problems_and_Childhood_Stress

7. Gofin R., Avitzour M. Traditional Versus Internet Bullying in Junior High School Students. Maternal and Child Health Journal. 2012; № 16 (8): 1625 - 1635. Available at https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22447501/

8. Дегтярев Е.А. Стратегия профилактики буллинга и кибербуллинга образовательной организации в подростковой среде. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 121 - 123.

9. Makri-Botsari E., Karagianni G. Cyberbullying in Greek adolescents: The role of parents. Social and Behavioral Sciences, 2014; № 116: 3241 - 3253. Available at: https://www. researchgate.net/publication/275543360_Cyberbullying_in_Greek_Adolescents_The_Role_of_Parents

10. Lambe L.J., Della Cioppa V., Hong I.K., Craig W.M. Standing up to bullying: A social ecological review of peer defending in offline and online contexts. Aggression and Violent Behavior, 2019; № 45: 51 - 74.

References

1. P'etchin D., Hinduya S. Napisannoe ostaetsya. Kak sdelat' internet-obschenie bezopasnym i komfortnym. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2020.

2. Hlomov K.D., Davydov D.G., Bochaver A.A. Kiberbulling v opyte rossijskih podrostkov. Psihologiya i pravo. 2019; T. 9. № 2: 276 - 295.

3. Espelage D., De La Rue L. School bullying: its nature and ecology. International Journal of Adolescent Medicine & Health. 2012; № 24: 3 - 10. Available at: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/22909906/

4. Volkova E.N., Cvetkova L.A., Volkova I.V. Metodologicheskie osnovaniya dlya razrabotki programm profilaktiki podrostkovogo bullinga. Sibirskijpsihologicheskijzhurnal. 2019; № 74: 88 - 100.

5. Vandebosch H., Van Cleemput K., Mortelmans D., Walrave M. Cyberpesten bij jongeren in Vlaanderen: Een studie in opdracht van het viWTA. Brussels: viWTA, 2006.

6. Garaigordobil M., Machimbarrena J.M. Victimization and perpetration of bullying/cyberbullying: Connections with emotional and behavioral problems and childhood stress. Psychosocial Intervention. 2019; № 28 (2): 67 - 73. Available a:t https://www.researchgate.net/publication/331456735_Victimization_and_Perpetration_of_BullyingCyberbullying_ Connections_with_Emotional_and_Behavioral_Problems_and_Childhood_Stress

7. Gofin R., Avitzour M. Traditional Versus Internet Bullying in Junior High School Students. Maternal and Child Health Journal. 2012; № 16 (8): 1625 - 1635. Available at https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22447501/

8. Degtyarev E.A. Strategiya profilaktiki bullinga i kiberbullinga obrazovatel'noj organizacii v podrostkovoj srede. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 121 - 123.

9. Makri-Botsari E., Karagianni G. Cyberbullying in Greek adolescents: The role of parents. Social and Behavioral Sciences, 2014; № 116: 3241 - 3253. Available at: https://www. researchgate.net/publication/275543360_Cyberbullying_in_Greek_Adolescents_The_Role_of_Parents

10. Lambe L.J., Della Cioppa V., Hong I.K., Craig W.M. Standing up to bullying: A social ecological review of peer defending in offline and online contexts. Aggression and Violent Behavior, 2019; № 45: 51 - 74.

Статья поступила в редакцию 23.11.21

УДК 378

Grigoryeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Satretdinova R.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING FOR FOREIGN MASTER STUDENTS AND POSTGRADUATES IN WRITTEN SCIENTIFIC SPEECH ACTIVITY. The article discusses an issue of teaching written scientific speech to foreign master students and postgraduates. The method presents teaching written scientific speech aimed at developing linguistic competence of students. The paper proposes a system of creative tasks for the development of academic writing. Using practical experience, the authors of the article distinguish several stages of teaching foreign students to the peculiarities of the scientific style of speech, genres of written scientific speech and the linguistic characteristics of scientific texts at lexical and grammatical levels. The work with foreign master students and postgraduate students is based on a gradual transition from tasks on the analysis of ready-made scientific texts to the production of their own speech creativity: scientific articles, reports, graduation paper research.

Key words: Russian as a foreign language, scientific style of speech, written scientific speech, academic writing, scientific text modeling.

М.А. Григорьева, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р.С. Сатретдинова, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин),

г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

обучение иностранных

магистрантов и аспирантов

письменной научной речевой деятельности

В данной статье рассмотрен вопрос обучения иностранных аспирантов и магистрантов письменной научной речи. Представлена методика обучения письменной научной речи, направленная на развитие лингвистической компетенции студентов; предложена система творческих заданий по освоению академического письма. Авторы статьи, используя практический опыт, выделяют несколько этапов обучения иностранных студентов особенностям научного стиля речи, жанрам письменной научной речи и языковым характеристикам научного текста на лексическом и грамматическом уровнях. Работа с иностранными магистрантами и аспирантами строится на постепенном переходе от заданий по анализу готовых научных текстов к продуцированию собственного речевого творчества: научных статей, докладов, диссертационного исследования.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, научный стиль речи, письменная научная речь, академическое письмо, моделирование научного текста.

В Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрин) (далее НГАСУ (Сибстрин) в течение последних лет обучаются иностранные магистранты и аспиранты. Многие из них окончили бакалавриат в НГАСУ (Сибстрин) и имеют подготовку II сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. Магистранты, изучавшие русский язык у себя на родине, как правило, имеют языковую подготовку только в рамках базового уровня, что совершенно недостаточно для ведения научно-исследовательской работы на русском языке [1]. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью переосмысления мето-

дики обучения иностранных аспирантов и магистрантов письменной научной речи, а также поиска новых подходов в преподавании русского языка как иностранного.

Научная новизна исследования заключается в создании модели обучения иностранных аспирантов и магистрантов технике академического письма и написания, оформления собственных научных текстов (докладов, научных статей, диссертационного исследования).

Практическая значимость: результаты исследования могут служить теоретико-методической основой для дальнейшей разработки моделей техники акаде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.