DOI 10.24411/2076-1503-2020-10134 ХУБИЕВА Лаура Муратовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева e-mail: [email protected]
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье дается различное толкование понятия «кейс-технологии», раскрывается суть кейс-метода в процессе обучения школьников по биологии, раскрывается содержание кейс-портфеля на уроках биологии, определяются преимущества и недостатки использования кейс-технологий в системе обучения.
Ключевые слова: биология, кейс-методы, кейс-технологии, кейс-портфель, образовательный процесс, процесс обучения, ситуационные аналитические процедуры.
KHUBIEVA Laura Muratovna,
candidate of biological sciences, associate Professor, Department of Biology and Chemistry, Aliev Karachay-Cherkess State University
MODERN TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING PHYSIOLOGY
Annotation. The article gives a different interpretation of the concept of"case technology", reveals the essence of the case method in the process of teaching students biology, reveals the contents of the case portfolio in biology classes, identifies the advantages and disadvantages of using case technologies in the training system.
Key words: biology, case methods, case technologies, case portfolio, educational process, learning process, situational analytical procedures.
Один из основных инструментов процесса обучения учащихся средней школы во многих дисциплинах на современном этапе развития системы образования - кейс-технологии, которые приобретают все большую популярность, исключением не стала и биология. Применение кейс-технологий в образовательном процессе школьников способствует
развитию их навыков, умению четко формулировать свои мысли, повышению мотивации учения и стимулирования познавательной деятельности. Для более полного понимания сущности и значения кейс-технологий в системе учебного процесса в табл. приводится их интерпретация отдельными исследователями.
Таблица
Понятие «кейс-технология» и его характеристика
№ п/п Автор(ы) Трактовка понятия «кейс-технология»
1. Долгоруков А.М. Инструмент, способствующий использовать теоретические знания для решения практических задач, способствуя формированию у студентов самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и разумно выражать свое мнение [1].
2. Толочина О.П Обучение действием, суть которого заключается в том, что усвоение знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием умственные способности имеют место [2].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
3. Раджабалиев Г. П., Нурмагомедова Н.Х. Технологии, основой которых является комплектация наборов, учебно-методических материалов и их предоставление учащимся для самостоятельного изучения [3].
4. Колесникова О.И. Не просто точное описание событий, а единый информационный комплекс, который позволяет разобраться в ситуации. Кроме того, он должен включать в себя ряд вопросов, которые способствуют решению проблемы [4].
Как свидетельствуют данные табл., основой кейс-технологий является самостоятельное изучение тех или аспектов и их решение, используя информацию, предоставленную в кейсе.
Сам же термин «кейс-технология» переводится с английского языка как описание конкретной ситуации, возникшей на практике.
Кейс-метод в условиях коренных преобразований в сфере среднего образования РФ приобретает огромную значимость и выступает основным инструментом эффективного процесса обучения биологии и повышения уровня получаемых знаний учащимися. Но при этом его применение в процессе обучения биологии, как абсолютно верно считают Р.П. Софронов, Л.В. Сидорова, «связано с противоречием между возможностью использования кейсов для повышения биологических знаний учащихся и недостаточной разработанностью содержания и практики применения кейсов в процессе обучения биологии» [5, с. 64, 65].
Суть метода кейса заключается в том, что усвоение знаний и формирование навыков есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в процессе которой творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и
приобретает интеллектуальный характер. С его помощью школьники получают возможность показать и улучшить свои навыки оценки и анализа, научиться работать в команде и найти наиболее подходящее решение проблемы.
Основным методом кейс-технологий, используемых на уроках биологии, являются ситуационные аналитические процедуры, позволяющие глубоко и основательно изучить сложную ситуацию. В этом случае школьнику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задачей, которую необходимо решить. В тексте описываются уже предпринятые действия, принятые решения, анализ их целесообразности. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется весьма важным при обучении специалиста. Метод кейс-стадии способствует развитию способности анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать лучший вариант и планировать его реализацию. И если во время цикла обучения этот подход применяется неоднократно, то у ученика вырабатывается устойчивый навык для решения практических задач.
Готовый пакет кейсов по биологии, впрочем, как и других дисциплин, должен состоять из видов, обозначенных на рис.
Рис. Кейс-портфель процесса обучения биологии в средней школе ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
Поэтому кейс-технологии рассматриваются в виде комплекта действий для создания кейсов и их использования в образовательном процессе, которые обеспечивают достижение поставленных целей обучения. Суть этой технологии заключается в том, что приобретение знаний и формирование навыков есть результат предпринимательской самостоятельной работы студентов по поиску путей, способов разрешения противоречий, напрямую, по этой причине, творческого осмысления с помощью профессиональных знаний, навыков, способностей, а также развитие интеллектуальных способностей.
Методология использования кейс-технологии в образовательном процессе заключается в разработке структуры конкретной ситуации согласно определенным правилам, которые были или могут быть в реальной жизни, в определении уровня знаний и практических навыков, необходимых для усвоения, при этом сам учитель выступает в роли лидера, задавая вопросы, фиксируя ответы, поддерживая дискуссию, т.е. в роли главного в процессе совместного творчества. Суть обучения с использованием этой технологии заключается в том, что каждая группа или каждый из участников на основе приобретенных знаний, практического опыта и интуиции представляет различные варианты разрешения ситуации.
В этом случае деятельность учителя с использованием кейс-метода включает в себя два этапа. Первый этап - это сложная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Он проводится вне аудитории и включает в себя исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность преподавателя. Однако хорошо подготовленного случая недостаточно для эффективного урока. Для этого еще необходимо подготовить методическую поддержку, как для самостоятельной работы студентов, так и для предстоящего урока. Второй этап включает деятельность учителя в классе, где он дает вступительные и заключительные замечания, организует небольшие группы и дискуссии, поддерживает деловой дух в аудитории и оценивает вклад школьников в анализ ситуации.
Несомненно, использование кейс-технологий в образовательном процессе способствует развитию мышления, восприятия учащихся, повышает мотивацию обучения и стимулирует познавательный интерес учащихся, но требует серьезной долгосрочной подготовки и, конечно, больше времени на подготовку учителя для урока, также «способствует формированию и развитию у учащихся образовательных компетенций, формирует коммуникативные навыки, учит четко выражать свои мысли» [6, с. 233].
Вышеизложенное позволяет сказать, что изучение и внедрение кейс-технологий в учебный
процесс по биологии способствует не только стимулированию школьников к получению необходимых знаний и навыков, но и учит использовать эти знания и навыки в своей жизнедеятельности.
Список литературы:
[1] Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. 2013. URL: http://www. vshu.ru (дата обращения: 21.12.2019).
[2] Толочина О.П. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 21.12.2019).
[3] Раджабалиев П.П., Нурмагомедова Н.Х. Кейс-технологии в образовании // Вестник социально-педагогического ин-та. - 2015. - № 2 (14). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.12.2019).
[4] Колесникова О.И. Использование кейс-технологий с целью активизации самостоятельной учебной деятельности студентов педагогических специальностей // Вестник Екатерининского ин-та. - 2009. - № 2 (6). - С. 3, 4.
[5] Софронов Р.П., Сидорова Л.В. Кейс-технология в процессе биологии в школе // Вестник Бурятского гос. ун-та. - 2015. - № 15. - С. 64-67.
[6] Попова Т.Н., Поликова Т.В. Методические особенности кейс-технологии на уроках биологии // Современное естественнонаучное образование: достижение и инновации. - Красноярск, 2013.
- С. 230-233.
Spisok literatury:
[1] Dolgorukov A.M. Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professional'no-orienti-rovannogo obucheniya. 2013. URL: http://www.vshu. ru (data obrashcheniya: 21.12.2019).
[2] Tolochina O.G. Kejs-tekhnologii kak odin iz innovacionnyh metodov obrazovatel'noj sredy. URL: https://nsportal.ru (data obrashcheniya: 21.12.2019).
[3] Radzhabaliev G.P., Nurmagomedova N.H. Kejs-tekhnologii v obrazovanii // Vestnik social'no-ped-agogicheskogo in-ta. - 2015. - № 2 (14). URL: https:// cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 21.12.2019).
[4] Kolesnikova O.I. Ispol'zovanie kejs-tekh-nologij s cel'yu aktivizacii samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskih special'nos-tej // Vestnik Ekaterininskogo in-ta. - 2009. - № 2 (6).
- S. 3, 4.
[5] Sofronov R.P., Sidorova L.V. Kejs-tekh-nologiya v processe biologii v shkole // Vestnik Bury-atskogo gos. un-ta. - 2015. - № 15. - S. 64-67.
[6] Popova T.N., Golikova T.V. Metodicheskie osobennosti kejs-tekhnologii na urokah biologii // Sovremennoe estestvennonauchnoe obrazovanie: dostizhenie i innovacii. - Krasnoyarsk, 2013. - S. 230-233.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020