Научная статья на тему 'Кейс-технологии в профессиональном образовании'

Кейс-технологии в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
172
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / CASE-TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВЫПУСКНИК / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Наталья Сергеевна, Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна

В статье раскрывается смысл применения кейс-технологии в профессиональном образовании. Установлено, что данный метод это исследование обучающимися множества ситуаций на определенном отрезке времени. Раскрыты основные цели кейсов и принципы их реализации. Кейс-метод достаточно универсален и может быть использован в любой сфере профессионального образования. Подробно описывается схема обучения по данной технологии. Было замечено, что одним из главных условий формирования кейс-задания является наличие противоречий для создания проблемной ситуации, поэтому в статье указаны примеры противоречий, которые могут возникнуть у студентов в процессе работы. Кроме основных особенностей метода исследования (идея строится вокруг проблемы, а не предмета; кейс должен иметь дело с конкретной ситуацией, а не только с теорией; обучающиеся должны занимать активную позицию в процессе обучения; ответов на задачу может быть несколько) было отмечено, что решение задания лучше всего выполнять в минигруппах, где проявляется особая степень самостоятельности, в связи с чем в статье выделяется ряд принципов, на которых и строится такой вид работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Наталья Сергеевна, Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

The article describes the application of case technology in vocational education. It is established that this method is the study of the students of a set of situations on a certain time interval. The main goals of the cases and the principles of their implementation are disclosed. Case-method is quite universal and can be used in any sphere of vocational education. Detailed description of the training scheme for this technology. It was noted that one of the main conditions for the formation of a case-study is the existence of contradictions for creating a problem situation, therefore the article contains examples of the contradictions that students may have in the process of work. In addition to the main features of the research method (the idea is built around a problem, not an object, the case should deal with a specific situation, not just with theory, students should take an active position in the learning process, there may be several answers to the problem), it was noted that the solution tasks are best performed in minigroups, where a special degree of independence is manifested, in connection with which the article singles out a number of principles on which this kind of work is based.

Текст научной работы на тему «Кейс-технологии в профессиональном образовании»

5. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. - В 6 т. - Т. 1 / К. Д. Ушинский. - М., 1988. - С. 155 - 156.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Абрамова Наталья Сергеевна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени

Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрывается смысл применения кейс-технологии в профессиональном образовании. Установлено, что данный метод - это исследование обучающимися множества ситуаций на определенном отрезке времени. Раскрыты основные цели кейсов и принципы их реализации. Кейс-метод достаточно универсален и может быть использован в любой сфере профессионального образования. Подробно описывается схема обучения по данной технологии. Было замечено, что одним из главных условий формирования кейс-задания является наличие противоречий для создания проблемной ситуации, поэтому в статье указаны примеры противоречий, которые могут возникнуть у студентов в процессе работы. Кроме основных особенностей метода исследования (идея строится вокруг проблемы, а не предмета; кейс должен иметь дело с конкретной ситуацией, а не только с теорией; обучающиеся должны занимать активную позицию в процессе обучения; ответов на задачу может быть несколько) было отмечено, что решение задания лучше всего выполнять в минигруппах, где проявляется особая степень самостоятельности, в связи с чем в статье выделяется ряд принципов, на которых и строится такой вид работы.

Ключевые слова: профессиональное образование, кейс-технология, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, специалист, выпускник.

Annotation. The article describes the application of case technology in vocational education. It is established that this method is the study of the students of a set of situations on a certain time interval. The main goals of the cases and the principles of their implementation are disclosed. Case-method is quite universal and can be used in any sphere of vocational education. Detailed description of the training scheme for this technology. It was noted that one of the main conditions for the formation of a case-study is the existence of contradictions for creating a problem situation, therefore the article contains examples of the contradictions that students may have in the process of work. In addition to the main features of the research method (the idea is built around a problem, not an object, the case should deal with a specific situation, not just with theory, students should take an active position in the learning process, there may be several answers to the problem), it was noted that the solution tasks are best performed in minigroups, where a special degree of independence is manifested, in connection with which the article singles out a number of principles on which this kind of work is based.

Keywords: professional education, case-technology, competence, competence, Federal state educational standard, specialist, graduate.

Введение. Стандарты нового поколения ставят внедрение практико-ориентированных (деятельностных и интерактивных) технологий на первое место. Преподаватели стремятся совместить традиционные методы обучения и современные образовательные технологии. В профессиональной подготовке кадров важная роль отводится практике. И метод анализа конкретной ситуации (кейс-метод) стал использоваться как наиболее оптимальный. Ранее он применялся в бизнес-образовании. Теперь же появляется на различных уровнях образовательных ступеней. Переход этой технологии в профессиональное образование был обусловлен неспособностью выпускников быстро адаптироваться в профессиональных условиях, применить свои знания на практике. Кейсы призваны решить эту задачу, однако на сегодняшний день рассмотрены не все возможности кейсов, что и обуславливает актуальность исследуемой темы.

Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, способные находить несколько вариантов решения поставленной задачи и выявлять лучшее, аргументировать свой выбор, ориентироваться в быстро изменяющихся условиях. Также одним из критериев результативности выпускника должна быть самостоятельность при выполнении заданий и выборе источников информации. Усвоение и переработка информации должным образом - главная идея востребованного на сегодняшний день в профессиональном образовании деятельностного подхода к обучению. Поэтому кейс-технологии можно считать одной из самых эффективных методик, где студент погружается в проблему и исследует ее как самостоятельно, так и при поддержке преподавателя.

Формулировка цели статьи. Выявить роль кейс-технологии в профессиональном образовании. Для этого необходимо решить следующие задачи: установить цели кейс-метода, принципы его реализации и выявить условия создания кейсов.

Изложение основного материала статьи. Кейс (case) в английском языке означает:

- папка, документ, портфель, чемодан (в рассматриваемом нами случае - это совокупность документов для работы обучающихся);

- конкретная ситуация, случай или их сочетание (в данном случае набор ситуаций, которые должны быть изучены студентами) [1].

Профессором Робертом Мери было отмечено, что case - метод это исследование обучающимися множества ситуаций на определенном отрезке времени. Кейс-метод выступает в роли метода инструктирования, где студент и преподаватель участвуют в прямом обсуждении деловых ситуаций и проблем [2].

Его основные цели:

- активизация обучающихся для повышения эффективности профессионального обучения;

- повышение мотивации к обучению;

- формирование навыков анализа ситуаций;

- формирование умения четко и аргументированно выражать позицию в устной и письменной форме по какому-либо вопросу, отстаивать свою точку зрения;

- отработка умения работы с информацией;

- моделирование решений разных ситуаций в соответствии с поставленной задачей с представлением различных подходов к разработке планов действий;

- критическое оценивание различных точек зрения;

- проведение рефлексии и корректировка собственных действий [3].

Суть деятельности студентов в процессе решения кейса состоит в анализе ситуации. Существует достаточно много разновидностей анализа, однако все они делятся на два типа: те, которые имеют инструментальный характер и те, которые тяготеют к объекту исследования. Кейс-метод - это второй тип анализа, где формируется свое собственное содержание аналитической деятельности. Обучающие возможности рассматриваемого нами метода прямо пропорционально зависят от количества используемых в нем аналитических методов, что, нельзя не отметить, зависит от уровня методологической культуры преподавателя.

Содержание аналитической деятельности в кейс-методе состоит из четырех основных видов анализа:

- проблемного;

- системного;

- праксеологического;

- прогностического [4].

Но при этом каждый курс имеет свои разновидности анализа, поэтому нельзя сказать, что содержание кейс-метода ограничивается сформулированными задачами. В разных ситуациях выделяют такие вида анализа как: экономический, управленческий, психологический, педагогический.

Использование кейс-метода имеет явные преимущества по отношению к простому изложению материала. Его задачи отличаются от тех, которые используются при проведении семинарских и практических занятий. Такое обучение дает студентам возможность приобрести более широкий круг навыков.

Разбирая кейсы, студенты получают готовое решение, которое можно будет применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение такого опыта у студента позволит ему увеличить вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, сформирует навыки решения более серьезных проблем. Разновидностей кейсов встречается много. Классифицируют их по различным признакам. Одним из самых используемых подходов к классификации является сложность. При этом выделяют иллюстративные учебные ситуации (обучение студента алгоритму принятия решения); учебные ситуации-кейсы с формированием проблемы (выделяется задача и четко сформулированная проблема для проведения студентом диагностики ситуации и принятия им самостоятельного решения); учебные ситуации-кейсы без формирования проблемы (для самостоятельного выявления проблемы и предложения своего варианта ее решения).

Его идея заключается в том, что формирование должным образом знаний и умений не происходит без самостоятельных действий студента по решению конкретной задачи. При активной же позиции обучающегося, происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, которые применяются на практике.

Реализация рассматриваемого нами метода происходит на основе двух принципов:

- педагог берет на себя руководство процессом обсуждения, где отдельные студенты и группа в целом занимаются исследованием конкретной ситуации во всей ее сложности;

- для реализации эффективного руководства дискуссией должен использовать детали, которые содержатся в описании ситуации [5].

Взаимодействие преподавателя и обучающихся дает право приравнять кейс-технологию к интерактивным методам обучения.

Стоит отметить, что кейс-метод универсален и может быть использован в любой сфере профессионального образования, в том числе и при подготовке специалистов, в будущей деятельности которых большое значение имеет ответственность за принятое решение.

Для более полного рассмотрения сущности и установления значимости кейс-метода обозначим примерную схему обучения по данной технологии.

Еще до начала занятий преподаватель должен разработать кейсы, подобрать соответствующий список литературы, который студенты могут использовать в процессе работы. На этом этапе педагог формулирует проблемы и обязательно учитывает, что: большой объем учебного материала усваивается достаточно медленно; материал, сформированный в определенную систему, воспринимается и усваивается легче; акцент на смысловых опорных пунктах будет способствовать эффективности запоминания материала [6].

Во время занятий должна идти организация предварительного, и впоследствии итогового обсуждения содержания кейса. Студенты при этом изучают дополнительную информацию для более полного овладения материалом и выполнения задания, представляют свой вариант решения задачи, выслушивают точки зрения других участников. Каждому студенту необходимо усвоить, как именно нужно работать с практическими ситуациями. Любая самостоятельная деятельность имеет единое основание - индивидуальное познание, которое базируется на следующих видах деятельности студента:

- усвоение понятий и закономерностей, применение имеющейся информации в знакомой ситуации;

- деятельность, с помощью которой студент добывает необходимую ему информацию для решения новой ситуации;

- самостоятельная деятельность для решения творческих задач [7].

Оформление работ. Исправляются ошибки, на которые указала экспертная группа и преподаватель. На этапе подведения итогов студентами проводится рефлексия. Преподаватель беседует со студентами. По окончанию дискуссии объявляются результаты [8].

Одним из главных условий формирования кейс-задания является наличие противоречий для создания проблемной ситуации, задачи для нахождения студентами наиболее подходящего решения. Противоречия могут возникнуть например между:

- известными и новыми для обучающихся фактами;

- имеющимися знаниями и теми, которые необходимо приобрести для решения поставленной задачи;

- сложившимися способами использования знаний и необходимостью выработки новых действий [9].

Кейс-метод является одним из самых востребованных в подготовке менеджеров, юристов, экономистов

так как активизирует множество различных факторов: теоретические знания по предмету, практический опыт обучающихся, их способность формулировать свои мысли, высказывать предложения, аргументированно доказывать свою точку зрения. Метод кейса хорош в тех дисциплинах, где задачи могут иметь множество вариантов решения, способные конкурировать по степени истинности [10].

К особенностям метода исследования относят:

- идея строится вокруг проблемы, а не предмета;

- кейс должен иметь дело с конкретной ситуацией, а не только с теорией;

- обучающиеся должны занимать активную позицию в процессе обучения;

- поиск нескольких вариантов решения задачи [11].

Каждый конкретный способ создания проблемной ситуации зависит от нескольких факторов, к примеру, от сложности изучаемого материала, количества выделенного учебного времени или от контингента студентов. Самое главное при этом соблюдать правило наличия проблемы, которую студентам необходимо изучить, проанализировать и представить аргументированное решение. В кейсе должно содержаться достаточно информации для студентов, чтобы они могли определить суть задачи.

Стоит отметить, что в применении кейс-технологии важную роль играет работа в микрогруппах. Так как это хороший способ обмена опытом. Разделившись на подгруппы, студенты начинают самостоятельно работать. Самостоятельная работа в таком случае выполняется на основе следующих принципов:

- сотрудничество (сочетание совместной и индивидуальной деятельности);

- коллективизм (участие каждого студента в постановке целей и задач, в работе на протяжении всего времени. Осознание каждым, что он член коллектива и на нем лежит определённая ответственность за выполнение задания);

- ответственность (студенты отчитываются по заданию не столько перед преподавателем, сколько перед своими сокурсниками. За счет такого подхода студенты учатся самоконтролю и самооценке.

В процессе применения кейс-технологии обеспечивается конструктивное взаимодействие педагогической теории и практики; развивается позитивная мотивация, которую, как мы уже говорили, должен обеспечить преподаватель; развиваются умения и навыки социальной коммуникации в профессиональной сфере; формируются необходимые профессиональные компетенции; происходит развитие интеллектуальных способностей обучающихся, их самостоятельности, креативности.

Выводы. Кейс-метод, являясь одним из видов интерактивного обучения, оказывает положительное влияние на формирование выпускников как высококвалифицированных специалистов, поскольку развивает аналитические (умение классифицировать, определять важную и второстепенную информацию, находить пропуски информации и восполнять ее недостаток), оценочные навыки, навыки самоанализа (несогласие принять сторону других участников склоняет студента к анализу своего и прочих мнений), учит работать в команде, применять на практике теоретический материал, помогает увидеть неоднозначность проблем в реальной жизни в профессиональной сфере и на бытовом уровне, и находить более рациональное решение.

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

4. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.

6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

7. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.

8. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

9. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5.С. 201-207.

10. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

11. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.

Педагогика

УДК: 371.11

кандидат педагогических наук Авгусманова Татьяна Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные предпосылки для возможных изменений профессионального образования руководителей образовательных организаций в современных условиях. Уточняются факторы, обеспечивающие достижение новых задач перед системой дополнительного профессионального образования в связи с меняющимися условиями социально-образовательной среды, требованиями к профессиональной деятельности руководителя образовательной организации, направленности его внимания к результатам образования как общекультурным достижениям.

Обосновывается необходимость формирования и развития новых компетенций у преподавателей системы дополнительного профессионального образования, которые проявляются в части оптимизации содержания материала, мобильного освоения ими новых форм и методов работы со взрослыми обучающимися, освоения информационно-коммуникационных технологий работы.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, руководители образовательных учреждений, методическая работа, обновление, глобализация.

Annotation. The article considers possible prerequisites for possible changes of the professional education of heads of educational organizations in modern conditions.

The factors providing achievement of new tasks before the system of additional vocational education in connection with the changing conditions of the social and educational environment, the requirements for the professional activity of the head of the educational organization, the focus of his attention to the results of education as general cultural achievements are specified.

The necessity of formation and development of new competencies for teachers of the system of additional vocational education is substantiated. These are manifested in the optimization of the material content, mobile development of new forms and methods of work with adult learners, and the development of information and communication technologies of work.

Keyword: additional vocational education, heads of educational institutions, methodical work, renewal, globalization.

Введение. В процессе формирования глобального информационного поля современного дополнительного профессионального педагогического образования актуальным становится обращение к вопросу о ведущих направлениях его ближайшего развития.

В статье В.В. Серикова, посвященной критическому анализу традиционной модели целостного подхода к проектированию педагогических систем, автор делает выводы, которые на наш взгляд, могут быть применимы и при проектировании педагогической реальности в системе дополнительного профессионального образования. Так, он отмечает, что кризис наступает тогда, когда мир меняется, а мы мыслим по-старому. Преобразующие силы человека, его субъектная позиция в мире выросли настолько, что учить и воспитывать его по-старому стало просто невозможно. Современное образование с его «личностными результатами», метапредметными «универсальными учебными действиями», с содержанием, которое задается не «сверху», а строится «на местах», поставило перед педагогической наукой такие задачи, что остаться на позициях классической методологии «объективного знания» и естественнонаучных моделей системности не представляется возможным. Становится все более очевидным, что механическое построение «систем», «деятельностей» и «процессов», не являющихся порождением собственной смысловой реальности субъектов воспитания, не обеспечивает планируемые новообразования в личностной сфере воспитанников [14].

Становится очевидным, что при «изменении образовательного мира» изменяется и сектор технологий дополнительного профессионального педагогического образования (и информационных, и коммуникационных) - он обогащается инструментарием интерактивных форм обучения взрослых, использование которых нельзя не учитывать: интерактивное дистанционное образование, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных, что, несомненно, придает дополнительный импульс к ускоренному распространению знаний посредством глобальной коммуникационной сети [13].

Таким образом, целью исследования является выявление ведущих предпосылок, которые содействуют изменениям в системе дополнительного профессионального образования, так как в настоящее время перед ними стоит невероятно трудная задача - в очень сжатые временные сроки рассмотреть варианты по созданию (совершенствованию) развивающей профессиональной среды, в которой могут быть удовлетворены запросы руководителей образовательных организаций, преследующих, в большинстве своем, субъективно значимые цели, и при том, что она должна способствовать развитию региональной (муниципальной) системы образования.

Изложение основного материала статьи. С разработкой проекта профессионального стандарта руководителя, у специалистов системы ДПО остро встает вопрос поиска новых форм организации его введения; оценки уже имеющегося уровня профессиональных компетенций руководящих работников, так как в связи с процессами информатизации и глобализации, утверждения новых нормативно-правовых актов, им приходится «с колёс» решать вопросы о первоочередности совершенствования отдельных профессиональных компетенций в самое ближайшее время; осуществления «контроля» и ответственности за то, чтобы обмен идеями, который «ведет к приумножению знаний» не был хаотичным; оперативности в удовлетворении профессиональных потребностей руководителей образовательных учреждений.

С одной стороны для того, чтобы удовлетворить потребности руководителей системы образования в связи с реализацией ФГОС, специалист системы ДПО должен владеть содержанием темы, знать то, содержание, с которым непосредственно работает руководитель (в соответствии с требованиями ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.