Научная статья на тему 'Кейс-методика в педагогическом процессе формирования этикетных норм профессиональной деятельности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел'

Кейс-методика в педагогическом процессе формирования этикетных норм профессиональной деятельности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-нравственное сознание / мораль / нравственность / кейс-технологии / обучение / professional and moral consciousness / morality / morality / case technologies / training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Анатольевна Леонова

Предлагается вариант осуществления педагогической технологии кейс-метода в рамках реализации образовательных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принятых на службу в ОВД по различным должностным категориям. Обосновывается положение, согласно которому при реализации кейс технологии в рамках преподавания дисциплины «Морально-нравственные основы службы в ОВД» следует учитывать направленность применяемых технологий на формирование мировоззрения, что требует от обучаемого внутреннего осмысления и глубокого уровня принятия этикетных норм путем анализа конкретных ситуаций провокационного характера, через дискуссионное, критическое рассмотрение всех возможных вариантов разрешения базовой ситуации кейса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Анатольевна Леонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case-methodology in the pedagogical process of formation of etiquette norms of professional activity of persons first employed in the internal affairs bodies

This article offers a variant of the implementation of the pedagogical technology of the case method within the framework of the implementation of educational programs of vocational training (vocational training) of persons first employed in the Department of Internal Affairs in various job categories. The author substantiates the position according to which, when implementing a case technology within the framework of teaching the discipline «Moral foundations of service in the Department of Internal Affairs», it is necessary to take into account the orientation of the technologies used to form a worldview, which requires the learner to understand internally and a deep level of acceptance of etiquette norms by analyzing specific situations of a provocative nature, through a debatable, critical consideration of all possible solutions the basic situation of the case.

Текст научной работы на тему «Кейс-методика в педагогическом процессе формирования этикетных норм профессиональной деятельности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел»

Научная статья УДК 37; 1.17.174

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-135-139 EDN: https://elibrary.ru/WNXIYV NIION: 2018-0077-4/23-402 MOSURED: 77/27-024-2023-04-601

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группанаучныхспециальностей: 5.8. Педагогика; 5.7. Философия

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.7.4. Этика

Кейс-методика в педагогическом процессе формирования этикетных норм профессиональной деятельности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел

Ирина Анатольевна Леонова

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, LeonovaIA@bk.ru

Аннотация. Предлагается вариант осуществления педагогической технологии кейс-метода в рамках реализации образовательных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принятых на службу в ОВД по различным должностным категориям. Обосновывается положение, согласно которому при реализации кейс технологии в рамках преподавания дисциплины «Морально-нравственные основы службы в ОВД» следует учитывать направленность применяемых технологий на формирование мировоззрения, что требует от обучаемого внутреннего осмысления и глубокого уровня принятия этикетных норм путем анализа конкретных ситуаций провокационного характера, через дискуссионное, критическое рассмотрение всех возможных вариантов разрешения базовой ситуации кейса.

Ключевые слова: профессионально-нравственное сознание, мораль, нравственность, кейс-технологии, обучение Для цитирования: Леонова И. А. Кейс-методика в педагогическом процессе формирования этикетных норм профессиональной деятельности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №4. С. 135-139. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-135-139. EDN: WNXIYV.

Original article

Case-methodology in the pedagogical process offormation of etiquette norms ofprofessional activity ofpersons first employed

in the internal affairs bodies

Irina A. Leonova

Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V Lukyanov, Orel, Russia, officeLeonovaIA@bk.ru

Abstract. This article offers a variant of the implementation of the pedagogical technology of the case method within the framework of the implementation of educational programs of vocational training (vocational training) of persons first employed in the Department of Internal Affairs in various job categories. The author substantiates the position according to which, when implementing a case technology within the framework of teaching the discipline «Moral foundations of service in the Department of Internal Affairs», it is necessary to take into account the orientation of the technologies used to form a worldview, which requires the learner to understand internally and a deep level of acceptance of etiquette norms by analyzing specific situations of a provocative nature, through a debatable, critical consideration of all possible solutions the basic situation of the case.

Keywords: professional and moral consciousness, morality, morality, case technologies, training For citation: Leonova I. A. Case-methodology in the pedagogical process of formation of etiquette norms of professional activity of persons first employed in the internal affairs bodies II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):135-139. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-135-139. EDN: WNXIYV.

Для того, чтобы избежать ситуаций, влекущих полиции, следует целенаправленно формировать нрав-за собой негативное отношение граждан к сотрудникам ственный аспект профессионального сознания с первых

© Леонова И. А., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

135

дней профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». Такое формирование начинается с изучения дисциплины «Морально-психологическая подготовка», и не случайно этот раздел является одним из первых разделов модуля. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел подразумевают первоначальное знакомство с принципами и нормами профессиональной этики, правилами служебного общения и служебного этикета сотрудника ОВД России, служебными традициями и ритуалами полиции, национально-культурными и религиозными традициями народов России.

Поступая на службу в органы внутренних дел, молодой человек или девушка, вчерашние обычные граждане, ничем не отличающиеся в выполнении на практике моральных требований, принятых в обществе, от большинства себе подобных сверстников, попадают в поле совершенно иной этики ответственности, носящей деонтологический характер, принять которую сразу порой бывает крайне сложно. Если вчера он или она спокойно ехал(а) в городском транспорте, не обращая внимания на категории населения, требующие повышенного внимания, не уступая никому место в общественном транспорте, поскольку данная моральная норма практическим превратилась в рудимент современного общества, то само по себе переодевание в форменное обмундирование не изменит его или ее отношения к проблеме, так как сознание молодого человека не привыкло воспринимать подобный алгоритм действий как ошибку. Здесь необходима длительная воспитательная работа по разъяснению и усвоению молодыми кадрами элементарных правил общественного этикета с постановкой акцента на особенностях этикета служебного, на его регламентации, влекущей за собой дополнительную ответственность, на восприятии нарушений норм поведения не только как нарушений служебной дисциплины, но как некого морального осознания принадлежности к профессии, находящейся под пристальным вниманием общественности.

Для реализации подобного понимания на практике недостаточно иметь знания в области исполнения права, необходимо овладеть всеми моральными тонкостями и нюансами, которые не прописаны в законе, но требуются от сотрудника в служебной деятельности. Так, зачастую, молодые люди, только-только поступившие на службу в полицию, не понимают, почему они не могут совершать те или иные действия, если в нормативно-правовых актах конкретно об этом не упоминается. Здесь в качестве примера можно вспомнить ряд громких нашумевших случаев.

Обратимся к одному из них, например, 11 марта 2010 года в городе Самара двое сотрудников конной милиции остановили мужчину в состоянии легкого опьянения и предложили ему пройти с ними в отделение для освидетельствования. Мужчина отказался, чтобы не дать ему сбежать, девушка-сотрудник пристегнула гражданина наручниками к седлу лошади. В результате ее необдуманных действий, непредусмотренной реакции

животного, итогом задержания стала гибель мужчины и уголовное наказание сотрудника милиции [12]. В ходе судебного разбирательства в одном из интервью представителям СМИ уполномоченное лицо заявило, что в законе о милиции в статьях, регламентирующих применение специальных средств, ничего не прописано о запрете ограничения движений гражданина посредством использования наручников и служебного животного.

Данный случай мы всегда анализируем на практических занятиях модуля профессиональной подготовки при решении задач с разными категориями обучающихся, поскольку кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических ситуаций, расширяя академические представления о категориях профессиональной этики, вырабатывая навык более широкого их практического восприятия. Прошло более десяти лет, а в группе обязательно находится два-три, а иногда и больше, человек, которые не понимают в чем вина сотрудника, рассуждая так же как то уполномоченное лицо в интервью: «В законе не написано, что к лошадям пристегивать нельзя!» Особенно странно видеть недоумение на лице действующих сотрудников конных подразделений, по их глазам ты понимаешь, что они и по сей день поступают так же, просто им больше везет или есть хоть какие-то первоначальные навыки работы с животными.

Давая нравственный анализ и понимание того, что такое моральный выбор на примере случая в Самаре, безусловно, приходится исходить из ситуации изначально неверного профессионального отбора сотрудников без учета особенностей профессионально-нравственного сознания кавалериста, неверного подбора сотрудников для несения службы в наряде. Главный нравственный посыл, который не прописан в законе, но четко должен быть усвоен кандидатами на поступление в подобное подразделение - работать предстоит не с машинами и механизмами, а с животными.

Во-первых, ученые признают, что лошади наделены интеллектом, они способны мыслить на уровне интеллекта трехлетнего ребенка, следовательно, работа со служебным животным требует от сотрудника умения устанавливать с ним контакт беспрекословного подчинения, и даже если сотрудник имеет опыт обращения с лошадьми, не следует забывать, что животные не любят запаха алкоголя, а задержанный у нас был в состоянии алкогольного опьянения, что могло послужить причиной агрессивного поведения животного.

Во-вторых, любой сотрудник, осуществляя свою профессиональную деятельность, несет ответственность за охрану общественного порядка, за защиту личности от противоправных посягательств [4]. При формировании профессионально-нравственного сознания будущих стражей правопорядка важно донести понимание того, что отвечать за честь и достоинство другого невозможно, не имея собственного представления об этих этических категориях. Категория «достоинство» предполагает характеристику личности со стороны его внутренней ценности и сложна тем, что не имеет нормативного закрепления. В п. 1 ст. 21 Конституции Российской Феде-

рации мы находим отсылку к этой категории: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» [1]. Однако конкретного понятия, что такое достоинство здесь не дано и это еще одна причина, почему при формировании профессионального сознания особого внимания заслуживает его нравственная составляющая.

Не имея большого опыта работы, сотрудники из нашего примера в своих действиях руководствовались ст. 20.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая гласит: «Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность влечет наложение административного штрафа» [2]. К этой же статье обращаются и слушатели, решающие задачу. Молодой человек или девушка, только-только начинающие свою службу в органах внутренних дел имеют разную степень усвоения моральных ценностей общества и соответственно дают свою интерпретацию понятию оскорбления человеческого достоинства.

В разъяснениях к статье Кодекса поясняется, в чем заключается особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения. Понятие «оскорбление человеческого достоинства» и «общественной нравственности», в частности, подразумевает не просто появление в нетрезвом виде в общественном месте, но и явные нарушения норм морали при этом, такие как: грубые выкрики, непристойные жесты, высказывания, назойливые приставания к гражданам, появление в неприличном виде, вызывающем брезгливость и отвращение (например, мокрая, грязная, расстегнутая одежда), либо утрата ориентации (хаотичное передвижение с места на место, бесцельное нахождение на одном месте, нарушение координации движений, бесчувственное состояние). Ничего из вышеперечисленного в рассматриваемом нами примере не было.

В третьих, сами сотрудники нарушили п. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, который гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [1]. Пристегнув человека, предположительно находящегося в состоянии алкогольного состояния (по выводам визуального осмотра), к седлу лошади, они тем самым приравняли его к животному, чем унизили человеческое достоинство. При наличии основания на применение специальных средств в соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудник имеет право пристегнуть наручниками гражданина к себе, но никак не к животному, которое может быть непредсказуемо в своем поведении, что и случилось в реальности и повлекло за собой получение мужчиной травм приведших к летальному исходу. По сути, мы имеем аналог средневековой казни «волочение» принятой у кочевых народов, что никак не сочетается с принципами законности, гуманизма и справедливости, которыми должен руководствоваться современный сотрудник полиции. В нашей стране кон-

ная полиция встречается почти в каждом крупном городе. Ее задача стоит в том, чтобы патрулировать улицы, обеспечивать порядок в парках, скверах, при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также различных митингов и демонстраций [7]. Конная полиция - это вид полиции, несущий службу верхом на лошади, а никак не инструмент казни.

Педагогические приемы использования аксиологического подхода в обучении курсантов и слушателей для укоренения нравственных ценностей в их профессиональном сознании раскрыты в учебно-методическом пособии Г. В. Марченко [10].

Несмотря на то, что изначально метод кейсов был предложен школой бизнеса в 1924 году [8], он не менее актуален при обучении в сфере социального общения современного общества. Рассматривая в аудитории задачи, основанные на реальном фактическом материале, обучающиеся исследуют ситуацию, объемно, со всех сторон, разбираются в сути проблемы и должны найти лучшее решение. В учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение [11]. Для подготовки сотрудников полиции по должности служащего «Полицейский» особенно важно научиться, анализируя информацию, обобщить ее, сформулировать суть проблемы и из возможных вариантов поведения выбрать и усвоить наилучший из них, соответствующий требованиям не только закона, но и критериям моральных норм. Поскольку, еще раз подчеркнем, сложность современного этапа подготовки полицейских заключается в том, что к ним предъявляется высокий уровень не только физической подготовки, но и нравственной ответственности за свои действия. Потенциал таких качеств определяется уровнем профессионального мастерства. Вчерашнему гражданскому лицу, привыкшему к свободной форме поведения как в культуре речи, так и в манере держаться, трудно быстро перестроиться и стать образцом чести и достоинства, здесь требуется серьезная педагогическая работа по разъяснению и пониманию особенностей служебного этикета.

На наш взгляд, эффективной педагогической технологией формирования профессионального этикета сотрудников полиции выступает кейс-метод. При этом кейс-метод в рамках реализации модуля «Нравственно-этические основы службы в ОВД» для обучающихся по программам профессиональной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, следует делать заведомо провокационным. В основе его важно положить событие, внешне не нарушающее нормы права, но внутренне конфликтное в плане этикетных норм. Следует добиваться того, чтобы выбранная ситуация показательно характеризовала уровень сформированное™ профессионального сознания молодых сотрудников, выявляла проблемы морально-нравственного плана. Важно также создавать видимость внешней «простоты» ситуации, так чтобы по мере разработки кейса обучающиеся вскрывали все более и более серьезные разногласия, способные породить дискуссии и мотивировать обучающихся к самостоятельной по-

СКИЕ НАУКИ 137

знавательнои активности, аргументации точки зрения и критическому анализу действий.

Предложим в качестве базовой ситуации кейс-метода следующий гипотетический случай: «Во время несения службы в одном из республиканских центров, передвигаясь по территории маршрута, включающего главную площадь города, двое сотрудников пешего патруля ППСП решили отдохнуть на установленных на площади качелях. В это время на площади появились глава субъекта федерации и другие руководители региона, о чем сотрудников патруля предупредил находящийся рядом гражданин. Реакция сотрудников полиции оказалась, по меньшей мере, странной для гражданского лица, но вполне приемлемой для самих сотрудников, они остались раскачиваться на качелях и не встали при приближении официальных лиц. Объясняя позже свое поведение непосредственному руководителю, сотрудники привели следующие аргументы: «В нормативных актах не прописано, что мы должны вставать при появлении руководства города или республики, поскольку они не являются нашими прямыми начальниками, а также у нас устали ноги и ничего страшного от того, что мы присели, не произошло, охрана общественного порядка от этого не пострадала».

Суть кейс-метода в данном случае заключается в необходимости формирования целостного пакета решений данной ситуации. Важно на основе этой задачи сформировать у обучающихся понимание того, что в современном обществе возникают новые идеи и субкультуры, имеющие разные взгляды на жизнь, моральные ценности и власть, однако сотрудник полиции не должен идти на поводу у модных тенденций, его задача помнить о принципе нейтральности, находящем законодательное закрепление в ст. 13 п. 4 Ф3-342 от 30 ноября 2011 г. [5], он обязан уметь обращаться с разным контингентом людей, не создавая конфликтных ситуаций.

Анализ предложенной задачи показывает, что правильное ее решение дают только те обучающиеся, в моральном сознании которых есть твердая установка наува-жение старшего, как по возрасту, так и по должности. Действительно, нормативные правовые акты не прописывают каждый шаг в поведении сотрудника, не разъясняют, когда можно сидеть, а когда следует встать, для этого существуют правила этикета. Решая задачу, ряд слушателей расходятся в понимании термина «субординация», отраженного в гл. 2 п. 5 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации [3]. Слушатели полагают, что лицо гражданское, даже если оно является руководителем высшего ранга, не подпадает под этот пункт, а потому вставать не обязательно. Вопросы подобного рода никогда не возникают только в среде обучающихся, прибывших из Северо-Кавказского федерального округа, где традиции уважения старшего еще актуальны в культуре.

Преподавателю на практических занятиях с использованием метода кейсов следует проявлять особый такт и выдержку, чтобы своими эмоциями, не показать раньше времени группе правильное решение задачи, ведь он является наблюдателем. Его миссия выявить все пробелы

в нравственном воспитании начинающего свою службу в полиции молодого человека или девушки, чтобы в дальнейшем сформировать у него нужные качества профессионально-нравственного сознания. Порой педагогу приходится проявлять невероятное терпение, видя как взрослый человек 25 лет, не понимает, что п. 6.6 Кодекса Этики «вести себя достойно и вежливо» [6] и есть то самое требование «встать при входе руководителя, преподавателя, человека старше тебя по возрасту», но в работе группы важно, чтобы они сами общим решением пришли к такому выводу, преподаватель лишь филигранно направляет процесс обсуждения в правильное русло.

К сожалению, среди большинства молодых людей утеряны элементарные правила культуры и вежливости. Страшно это, во-первых, тем, что через какое-то время данные сотрудники сами могут стать руководителями и воспитателями личного состава, а как говорил А. С. Макаренко: «Лучше совсем не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан» [9].

Во-вторых, через подобные ситуации неполноценного понимания значимости своей профессиональной роли происходит дискредитация имиджа сотрудника полиции. В предложенной нами задаче, гражданин сообщил сотрудникам наряда ППСП о появлении вышестоящего руководства и посоветовал им встать с качелей. Сотрудники же проигнорировали его информацию и советы, продемонстрировали безразличие и к самому гражданину и к высшему должностному лицу региона. Безусловно, у гражданина в дальнейшем может не возникнуть больше желания сотрудничать с полицией, даже в ситуациях, когда его помощь будет важна. Кроме того, он непременно расскажет о произошедшем своим знакомым. Итог, требование п. 7 ст. 13 Ф3-342 от 30 ноября 2011 г. «выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне» [5] из-за незнания элементарных норм морали двумя сотрудниками полиции будет обесценено, делая моральный кризис общества еще более глубоким.

Таким образом, для того чтобы избежать ситуаций влекущих за собой негативное отношение граждан к сотрудникам полиции, следует целенаправленно формировать нравственный аспект профессионального сознания с первых дней поступления на службу, при прохождении первоначальной профессиональной подготовки. Одним из ведущих методов здесь будет метод использования кейс-технологий. Анализ ситуаций поведения сотрудников полиции, вызвавших общественный резонанс, позволит ознакомить обучающихся с проблемой толкования нравственной составляющей в процесс применения права и найти решение самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения. Через решение подобных задач происходит гармоничное соединение теории и практики. Анализ последствий принятого решения на чьем-то примере, дает возможность избежать собственных ошибок. Данная технология предназначена не просто для передачи определенного знания, но позволяет научить обучающихся принимать решения и находить ответы в сложных ситуациях, предвидя последствия необдуманных действий.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.07.2023).

3. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 22.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.07.2023).

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» II СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.07.2023).

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» II СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.07.2023).

6. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» II СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 18.07.2023).

7. Действия сотрудников патрульно-постовой службы полиции в типовых ситуациях : памятка. М. : ДГСК МВД России, 2014. С. 57.

8. Гозман, О. Путеводитель по МВА в России и за рубежом / О. Гозман, А. Жаворонкова, А. Рубаль-ская. М. : BeginGroup, 2004. С. 47.

9. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4 Лекции по воспитанию детей / А. С. Макаренко. М. : Педагогика, 1984. С. 7.

10. Марченко, Г. В. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел : учебно-методическое пособие / Г. В. Марченко. СПб., 2021. С. 128.

11. Шкуратова, И. В. Кейс-технология как один из инновационных методов образовательной среды / И. В. Шкуратова// URL: https://nsportal.ru/shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/09/17/ keys-tehnologiya-kak-odin-iz#:~:text.

12. Затоптала человека, наказана условно II URL: https://www.gazeta.ru/social/2011/ll/07/3825474.shtml.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments dated 12/30/2008 No. 6-FKZ, dated 12/30/2008 No. 7-FKZ, dated 02/05/2014 No. 2-FKZ, dated 07/01/2020 No. 11-FKZ) II Rossiyskaya Gazeta. 1993. No. 237. December 25.

2. Code of Administrative Offences of the Russian Federation No. 195-FZ of December 30, 2001 (as amended on 06/24/2023) //LRF «ConsultantPlus». URL: http://www.con-sultant.ru/ (date of access: 07/18/2023).

3. Decree of the President of the Russian Federation dated October 14,2012 No. 1377 «On the Disciplinary Statute of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation» (ed. dated 12/22/2021) //LRF «ConsultantPlus». URL: http://www.con-sultant.ru/ (date of appeal: 07/18/2023).

4. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On Police» II LRF «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant. ru/ (date of access: 07/18/2023).

5. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» II LRF «ConsultantPlus». URL: http://www. consultant.ru / (date of appeal: 07/18/2023).

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated June 26, 2020 No. 460 «On approval of the Code of Ethics and Official Conduct of Employees of Internal Affairs bodies of the Russian Federation» II LRF «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru / (date of access: 07/18/2023).

7. Actions of police patrol officers in typical situations : memo. M. : DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. P. 57.

8. Gozman, O. Guide to MBA in Russia and abroad /

0. Gozman, A. Zhavoronkova, A. Rubalskaya. M. : BeginGroup, 2004. p. 47.

9. Makarenko A. S. Pedagogical works: in 8 volumes. 4 Lectures on child rearing / A. S. Makarenko. M.: Pedagogy, 1984. p. 7.

10. Marchenko, G. V Professional ethics and official etiquette of employees of internal affairs bodies : an educational and methodical manual / G. V Marchenko. St. Petersburg., 2021. P. 128.

11. Shkuratova, I. V Case technology as one of the innovative methods of the educational environment /

1. V Shkuratova II URL: https://nsportal.ru/shkola/obsh-chepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/09/17/keys-tehnologiya-kak-odin-iz#:~:text.

12. Trampled a man, was conditionally punished II URL: https://www.gazeta.ru/social/2011/ll/07/3825474.shtml.

Информация об авторе

И. А. Леонова - доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук.

Information about the author I. A. Leonova - Assistant Professor of Chair of Social and humanitarian Disciplines, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior ofRussia, PhD in Law.

Статья поступила в редакцию 18.07.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 18.07.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication 25.12.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.