Подготовка педагогов
УДК 378.046.4+159.9
Кейс-метод в развитии психолого-педагогический знаний учителей общеобразовательных организаций
Case-method in the development of psychological and pedagogical knowledge of general educational organizations teachers
Ильясов Д.Ф., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected]
Ilyasov D., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.005
Ключевые слова: повышение квалификации, кейс-метод, развитие психолого-педагогических знаний, учитель, динамические знания, образование взрослых.
Keywords: advanced training, case method, development of psychological and pedagogical knowledge, teacher, dynamic knowledge, adult education.
Аннотация. Актуальность статьи определена необходимостью повышения качества обучения учителей в направлении развития их психолого-педагогических знаний. Описывается целесообразность применения кейс-метода в учреждениях дополнительного профессионального образования. На основе анализа научной литературы делается вывод о широких возможностях кейсов в развитии целого комплекса знаний у различных субъектов образовательных отношений. Утверждается важность их использования для развития психолого-педагогических знаний учителей. Ставиться цель описания алгоритмов конструирования, применения и рефлексии кейсов для развития психолого-педагогических знаний учителей. В качестве методологии предлагается положение К. Фопеля о динамических знаниях. Принципиальная особенность данных знаний заключается в том, что они усваиваются самостоятельно и становятся частью профессиональной личности. Научная новизна исследования выражена в описании алгоритмов использования кейсов в учреждениях дополнительного профессионального образования. В качестве авторских решений предлагаются три алгоритма работы с кейсами. Первый алгоритм связан с конструированием кейсов. Второй - с их применением для повышения квалификации учителей в общепедагогическом и психологическом направлении. Третий алгоритм описывает пошаговый процесс рефлексии преподавателем опыта включения кейсов в занятие и их направленности на профессиональное развитие слушателей. Теоретическая значимость разработанных алгоритмов представлена в описании их как инструментов обогащения образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования учителей. Практическая ценность работы состоит в возможности применять предложенные алгоритмы для совершенствования профессионального мастерства учителей в части углубления их психолого-педагогических знаний.
Abstract. The relevance of the article is determined by the need to improve the quality of teachers' training in the development of their psychological and pedagogical knowledge. The expediency of case-method application in the institutions of additional professional education is described. Based on the analysis of scientific literature the conclusion is made about the wide possibilities of cases in the development of a whole set of knowledge in various subjects of educational relations. The importance of their use for the development of psychological and pedagogical knowledge of teachers is stated. The aim is to describe algorithms of designing, application and reflection of cases for the development of teachers' psychological and pedagogical knowledge. K. Vopel's position on dynamic knowledge is offered as a methodology. The fundamental feature of this knowledge is that it is learned independently and becomes part of the professional personality. The scientific novelty of the study is expressed in the description of algorithms for the use of cases in institutions of additional professional education. Three algorithms of case management are offered as the author's solutions. The first algorithm is related to the construction of cases. The second algorithm is related to their application to the professional development of teachers in the general pedagogical and psychological direction.
41
The third algorithm describes the step-by-step process of the teacher's reflection on the experience of including cases in the lesson and their focus on the professional development of students. The theoretical significance of the developed algorithms is presented in describing them as tools to enrich the educational process in institutions of further professional education for teachers. The practical value of the work consists in the possibility of applying the proposed algorithms to improve the professional skills of teachers to deepen their psychological and pedagogical knowledge.
Введение. Необходимость развития психолого-педагогических знаний учителей общеобразовательных организаций продиктована рядом позиций. Во-первых, они связанны с трансформацией современного общества в условиях цифровизации всех процессов, в том числе и образовательных. Такая трансформация может привести к изменению ценностных ориентиров подрастающего поколения: смещению акцентов с обучения на развлечение. Во-вторых, наблюдаются тревожные тенденции роста детей, имеющих отклонения в развитии, препятствующие им в освоении образовательных программ. Обнаруживается увеличение числа школьников с девиантным поведением, имеющим низкую учебную мотивацию и склонность к нарушению школьной дисциплины. В-третьих, позиции развития психолого-педагогических знаний учителей обозначены в нормативных документах, регламентирующих их профессиональную деятельность. Так, в профессиональном стандарте педагога четко определены его трудовые функции, включающие трудовые действия, необходимые умения и знания. Среди них уместно назвать такие, как «применение психолого-педагогических
технологий», «использование психологических подходов», «составление психолого-
педагогической характеристики личности обучающегося», «знание основ
психодиагностики» [1, с.10-11] и многое другое. Все эти аспекты определяют актуальность развития психолого-педагогических знаний современных педагогических работников и необходимость использования для этого целесообразных методов.
Применение активных методов обучения в повышении квалификации педагогических работников обусловлено необходимостью усиления качества их образования, формирования мотивации на непрерывное профессиональное развитие. Сегодня бурно происходит обновление информации, наблюдается стремительное появление новых технологий, которые могут значительно повысить работоспособность личности. Современный учитель не может отставать от своих учеников в уровне осведомлённости о новых социальных тенденциях, цифровых инструментах, популярных молодежных течениях. Только
непрерывно развиваясь, он сможет быть эффективным, успешным, понятым и референтным. Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», в системе образования взрослых важно создать условия для саморазвития и профессионального
совершенствования современных учителей, оказывать им содействие в освоении новых методов обучения детей. При этом сами педагоги не всегда мотивированы к таким направлениям своей профессиональной деятельности. Многие учителя не придают особой значимости психолого-педагогическим знаниям, не стремятся освоить новые технологии и методы работы, избегают необходимости повышать свой общекультурный уровень. При этом даже, оказывавшись на курсах повышения квалификации, часть из них занимает пассивную позицию, пытается устраниться от взаимодействия с коллегами и преподавателем. Это связано не только с позицией учителя, а с уровнем мобильности и профессионализма преподавателя, который использует устаревшие подходы к обучению взрослых. Некоторые преподаватели недооценивают значимость включения активных методов в обучение слушателей, транслируют информацию, не резонирующую с профессиональными потребностями учителей.
В последнее время популярность завоевывает динамическое обучение [2], согласно которому обучающиеся становятся не только зрителями или активными участниками образовательного процесса, но и его инициаторами и трансляторами. Пользуется широким признанием кейс-метод, предполагающий моделирование и решение затруднительных ситуаций в профессиональной деятельности специалистов. На важность обращения к активным методам обучения, в том числе к кейс-методу, указывают многочисленные публикации, описывающие перспективные инструменты обновления содержания и форм профессионального образования будущих и действующих специалистов.
Среди его преимуществ называются такие, как возможность формирования личности будущего профессионала, приобретения необходимых навыков самоанализа, обогащение «бесценным опытом, в том числе ошибочных
рассуждений и решений» [3, с.68], полученным в учебной ситуации. Очень точно, на наш взгляд, подмечено, что кейсы дают возможность тренироваться будущим специалистам в решении профессиональных ситуаций и не бояться ошибаться, так как ситуация не реальная, а моделируемая. Именно так накапливается профессиональный опыт и развивается личностная уверенность.
Особенности кейсов заключаются в том, что при их решении актуализируются психологические знания, происходит более глубокое понимание сути педагогической деятельности у будущих учителей [4], студенты осваивают навыки командной работы, развиваются их аналитические и рефлексивные способности [5], формируется опыт принятия самостоятельных педагогических решений, совершенствуются умения устанавливать взаимодействие в профессиональном общении [6]. С уверенностью можно сказать, что решение кейсов позволяет студентам и преподавателям оценить их готовность к будущей профессиональной деятельности.
Кейс-метод активно применяется и в системе дополнительного образования педагогических работников. Его эксплуатируют для оценки знаний слушателей, полученных на курсах повышения квалификации. В частности в научных работах описывается использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов [7]. Решение учителями педагогических ситуаций позволяет им не только оценить уровень сформированной психолого-педагогической компетентности, но и интегрировать полученные знания в прогнозирование своих дальнейших
педагогических решений и действий.
Кейс-метод применяется также при осуществлении профессиональной
переподготовки учителей для обеспечения соответствия их профессиональной
компетентности требованиям профессионального стандарта. Кейсы нашли воплощение в части развития естественно-математических знаний учителей [8] их финансовой грамотности [9]. Этот метод может использоваться и в качестве диагностического инструмента для выявления актуальных педагогических проблем, в том числе в условиях дистанционного обучения [10], организации командной работы учителей различных профилей [11]. В последнем случае речь идет о междисциплинарных кейсах.
Более того, кейсы активно внедряются и в обучение школьников, в частности, для развития их личностных характеристик и духовных
качеств. Они используются для
совершенствования уровня родительской грамотности. Например, на портале «Я родитель» предлагается кейс-игра «А как бы поступили вы?» [https://www.ya-roditel.ru/contests-
promotюns/cases/]. Она представляет собой набор различных жизненных ситуаций, в которых оказывается ребенок, его семья. Здесь же предлагаются различные варианты реагирования родителей на детское поведение. Даются ценные комментарии по поводу целесообразности тех или иных родительских решений. Также на данном сайте представлены методические рекомендации для специалистов (педагогов, психологов) по проведению этой игры в психолого-педагогическом сопровождении
родителей обучающихся.
Итак, обзор научных исследований показал большой потенциал кейс-метода в развитии профессионализма как будущих, так и действующих педагогов, а также других специалистов. Кейс-метод применяется в обучении взрослых и образовании детей. Он может быть направлен на повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Все это открывает широкие возможности кейс-метода в развитии целого комплекса знаний различных участников образовательных отношений.
Однако при высоком образовательном значении кейс-метода недостаточно
исследований посвящено вопросам развития психолого-педагогический знаний учителей общеобразовательных организаций его средствами. Отсутствуют рекомендации по конструированию педагогических кейсов для преподавателей, актуализирующих знания учителей в области возрастной психологии, психологии общения, использования
современных образовательных технологий. Не описаны алгоритмы применения преподавателем кейсов и осуществления рефлексии качества проведенного занятия на их основе.
В связи с этим актуализируется необходимость осмысления подходов к процедурам разработки и использовании кейсов в развитии психолого-педагогических знаний учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования. Соответственно цель исследования связана с описанием алгоритмов конструирования, применения и рефлексии кейсов для развития психолого-педагогических знаний учителей.
Методология исследования.
Методологическим основанием исследования выступают положения К. Фопеля о динамических знаниях. Данные знания «живые», в их получении
субъект играет ключевую роль. Они добываются творческим путем и влияют на совершенствование практических действий субъекта образования. В отличие от технических и поверхностных знаний динамические знания являются частью профессиональной личности [12, с.18]. Придерживаясь данной методологии, мы снимаем ключевую роль преподавателя в освоении учителями психолого-педагогических теорий и практик. Он лишь выступает инициатором в развитии учителями психолого-педагогических знаний, используя на занятиях кейс-метод. Уходя от роли «всезнающего», преподаватель учится вместе с учителями, расширяя их представления в сфере научных и прикладных знаний, развиваясь параллельно в ними. Данная методология позволяет выделить решающую роль преподавателя при подготовке к занятиям и второстепенную при их проведении. Однако, даже при разработке кейсов преподаватель системы повышения
квалификации отталкивается от потребностей учителей. Первоначально он актуализирует их запросы, профессиональные дефициты в сфере психолого-педагогических знаний, а затем создает условия для их преодоления, разрешения, осмысленного постижения.
Результаты исследования. Данные методологические основания лежат в основе проектирования процесса развития психолого-педагогический знаний учителей
общеобразовательных организаций на основе включения в занятия кейс-метода. Они позволяют определить алгоритмы конструирования, применения и проведения рефлексии преподавателем опыта использования кейсов и их направленности на обогащение представлений слушателей в области педагогики и психологии.
Итак, обозначим первый алгоритм конструирования кейсов, направленного на развитие психолого-педагогических знаний учителей.
1. Первоначально преподавателю важно актуализировать типичные проблемы, испытываемые учителями в сфере расширения и применения психолого-педагогических знаний. Для этого целесообразно провести стартовую диагностику в виде тестирования, анкетирования, опроса слушателей.
2. Исходя из выявленных затруднений, определить цель, которую важно достигнуть с помощью решения кейса, конкретизировать область психолого-педагогического знания.
3. Уточнить категорию обучающихся, с которыми работает учитель (младшие школьники, подростки, старшеклассники) или
характеристику субъекта образовательных отношений (обучающийся, родитель, педагог).
4. Определить индивидуальные особенности субъектов (действующих лиц) проектируемой ситуации (тревожность, возбудимость, замкнутость, импульсивность) в зависимости от испытываемых учителями трудностей в профессиональных коммуникациях.
5. Дать подробное описание ситуации: места, времени события, наличии возможных свидетелей и других участников проектируемой ситуации.
6. При необходимости включить в описание ситуации косвенное указание на причину произошедшего, к примеру, предысторию развития взаимоотношений. Подробно описать ситуацию с учетом представленных шагов.
7. Обозначить ключевые вопросы, по которым данная ситуация будет анализироваться и решаться.
8. Выбрать форму работы с кейсами: индивидуальную, подгрупповую, коллективную.
9. Определить сопутствующие методы, которые возможно применить в решении кейса (дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра).
10. Уточнить способ презентации решения: устный или письменный, публичная демонстрация решения.
Данный алгоритм примерный и может уточняться конкретным преподавателем на основе адресного подхода к обучению слушателей. Для проектирования кейсов преподавателю целесообразно опираться на педагогический опыт самих учителей, педагогические ситуации, отраженные в кинофильмах, или использовать данные из открытых источников информации (сайты, сетевые профессиональные сообщества, материалы новостных каналов). Ценной практикой может стать создание копилки психолого-педагогических кейсов, их описание в методических разработках или научных публикациях преподавателей.
Далее представим второй алгоритм, предполагающий применение разработанного кейса на занятиях со слушателями. Разработанный кейс преподаватель может использовать на практических занятиях со слушателями или в качестве диагностического средства при проведении промежуточной или текущей аттестации. Итак:
1. Преподаватель предлагает слушателям сконструированную ситуацию для ее решения в индивидуальной или групповой форме. При этом, несмотря на запланированный вариант работы, он
учитывает желания самих слушателей в выборе форм работы с материалом.
2. Далее преподаватель дает краткую инструкцию по анализу кейсов, не ограничивая учителей в свободе действий.
3. В процессе решения слушателями кейсов преподаватель отвечает на вопросы, содействует активной работе всех учителей.
4. Если у слушателей возникают затруднения, он пытается не давать им готовых решений, а направить на источники поиска информации, либо актуализировать опыт самих учителей или их коллег.
5. Когда педагоги готовы представить решение, он совместно с ними выбирает варианты презентации педагогических идей, инициируя групповое обсуждение проблем.
6. На этапе презентации преподаватель поощряет активность учителей, их смелость в высказывании психолого-педагогических решений, корректно указывает на ошибочные суждения (при их выявлении).
7. После обсуждения всех представленных решений кейсов проводится рефлексия (индивидуальная или групповая), в которой участвуют слушатели и преподаватель.
8. Преподаватель при этом ссылается в комментариях к предложенным учительским решениям не только на собственный опыт и опыт учителей, но и на классические психологические концепции и педагогические теории, а также современные научные знания.
9. В завершении обсуждения решений преподаватель подводит итог, обобщая полученную на занятии информацию.
10. Далее определяются перспективы развития учителей в области психолого-педагогических знаний, предлагается определить иные варианты совершенствования профессионального мастерства в период межкурсовой подготовки.
Этот алгоритм также не является жестко регламентированным, он лишь выступает ориентировочной основой, особо необходимой для преподавателей, которые только осваивают методику применения кейсов на учебных занятиях.
Третий алгоритм мы связываем с осуществлением рефлексии преподавателем качества проведенного занятия и эффективности использования кейс-метода для развития психолого-педагогических знаний учителей. Рефлексия проводится на завершающем этапе занятия или после его окончания. Она предполагает следующие шаги:
1. Преподаватель оценивает соответствие спроектированных кейсов профессиональным затруднениям, дефицитам и потребностям учителей в области психолого-педагогических знаний.
2. Далее он определяет целесообразность выбранных форм и сопутствующих методов работы по решению кейсов.
3. Анализируется заинтересованность и активность учителей в решении и презентации идей по кейсам, причины их сопротивления.
4. Отдельное внимание может быть уделено способностям учителей работать в группе, сотрудничать, обмениваться знаниями в процессе решения кейсов.
5. Определяется качество предложенных учителями психолого-педагогических решений, их связь с практическими и научными знаниями.
6. Уточняется их готовность самостоятельно конструировать подобные ситуации на основе собственного опыта или различных источников информации.
7. Анализу подвергается выраженность мотивации слушателей на дальнейшее профессиональное развитие в области психолого-педагогических знаний.
8. Далее оценивается собственная способность преподавателя занимать позицию как обучающего, так и обучающегося вместе со слушателями.
9. Определяются ошибки, которые возможно допустил преподаватель в профессиональной коммуникации со слушателями.
10. Проектируются направления дальнейшего научного, методического и психолого-педагогического развития преподавателя.
Третий алгоритм зачастую не применяется преподавателями, так как он не входит в рамки учебного занятия. Однако именно благодаря ему осуществляется непрерывное профессиональное совершенствование самого преподавателя системы дополнительного профессионального образования.
Предложенные алгоритмы используются на модульных курсах, курсах повышения квалификации и профессиональной
переподготовки в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышении квалификации работников образования» специалистами кафедры педагогики и психологии. Они применяются как в очных форматах работы (включая онлайн-обучение), так и дистанционных. Эти алгоритмы достаточно гибкие, при необходимости могут сокращаться или разворачиваться, детализироваться до более конкретных шагов. Алгоритмы работы с кейсами
универсальны и перспективны для интеграции в образовательные процессы других учреждений дополнительного профессионального
образования.
Заключение. Совершенствование системы повышения квалификации направлено на обогащение профессионального мастерства учителей. Именно это является важным условием роста качества современного образования. Для повышения мотивации учителей к развитию психолого-педагогических знаний, обновления содержательных и организационных аспектов обучения учителей целесообразно использовать кейс-метод. Данный метод позволяет актуализировать профессиональный опыт учителей и обогатить его новыми научными знаниями в области педагогической и психологической наук. Нами разработаны и реализуются: алгоритм конструирования кейсов, алгоритм их применения для повышения
квалификации учителей и алгоритм рефлексии преподавателем опыта включения в занятие кейсов, их направленности на профессиональное развитие слушателей. Эти алгоритмы нашли свое практическое воплощение в деятельности преподавателей кафедры педагогики психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Перспективой их дальнейшего практического применения является включение в курсы повышения квалификации других педагогических работников: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-библиотекарей, завучей по воспитательной работе и пр. Если говорить о возможностях последующей научной разработки этих алгоритмов, то стоит упомянуть о целесообразность оценки их эффективности с помощью методов математической обработки информации.
Литература:
1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/G1.GG1.pdf
2. Селиванова Е.А. Принципы динамического обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования / Е.А. Селиванова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1-1. - С. 1073.
3. Лежнина Л.В. Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект / Л.В. Лежнина // Наука и школа. - 2008. - № 5. - С. 68-70.
4. Темина С.Ю. Интеграция системного и ситуационного подходов в процессе применения кейстехнологий в профессиональной подготовке учителя / С.Ю. Темина // Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - № 15(3). - С. 469-473.
5. Малкова Л.Л. Возможности использования кейс-технологии в преподавании дисциплин по направлению подготовки «Управление персоналом» / Л.Л. Малкова, А.А. Кольев // Пенитенциарная наука. -2017. - № 3(39). - С. 88-92.
6. Ниязова А.Е. Активизация процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка посредством «Кейс-метода» / А.Е. Ниязова // Язык и культура. - 2014. - № 2(26). - С. 163-173.
7. Колосова Н.Н. Использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов / Н.Н.Колосова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 4(45). -С. 32-38.
8. Вендина А.А. Применение интерактивных методов обучения при переподготовке учителей математики в контексте реализации требований профессионального стандарта педагога / А.А. Вендина, К.А Киричек // Мир науки. Педагогика и психология. -2016. - № 4(2). - С. 6-12.
9. Денисова Г.С. Финансовая грамотность в контексте гражданского просвещения: кейс-стади обучения сельских учителей / Г.С. Денисова, В.Ю. Апрыщенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 3. -С. 138-142.
10. Савельев В.А. Применение метода кейсов в дополнительном профессиональном образовании педагогов с использованием технологий дистанционного обучения / В.А. Савельев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 4(29). - С. 62-68.
11. Азбель А.А. Опыт применения междисциплинарного кейса в повышении квалификации учителя / А.А. Азбель, Л.С. Илюшин // Человек и образование. - 2020. - № 4(65). - С. 98-104.
12. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов; пер. с нем. - М.: Генезис, 2010. - 360 с.
References:
1. Professional standard. Teacher (pedagogical activity / Order of the Ministry of Labor and Social Protection of
in preschool, primary general, basic general, secondary the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n. -
general education) (educator, teacher) [Electronic resource]
Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 01.001.pdf
2. Selivanova E.A. Principles of dynamic teaching of teachers in the system of additional professional education / E.A. Selivanova // Modern problems of science and education. - 2015. - № 1-1. - S. 1073.
3. Lezhnina L.V. Case-method in teaching educational psychologists: scientific and methodological aspect / L.V. Lezhnina // Science and school. - 2008. - № 5. - S. 68-70.
4. Temina S.Yu. Integration of systemic and situational approaches in the process of applying key technologies in the professional training of a teacher / S.Yu. Temina // Bulletin of the Kostroma State University. - 2009. - № 15(3). - S. 469-473.
5. Malkova L.L. Possibilities of using case technology in teaching disciplines in the direction of training "Personnel Management" / L.L. Malkova, A.A. Kol'ev // Penitentiary Science. - 2017. - № 3(39). - S. 88-92.
6. Niyazova A.E. Activation of the process of professional training of a foreign language teacher by means of the "Case-method" / A.E. Niyazov // Language and Culture. - 2014. - № 2(26). - S. 163-173.
7. Kolosova N.N. The use of case testing in the conditions of distance learning for teachers / NN Kolosova
// Scientific support of the system of advanced training of personnel. - 2020. - № 4(45). - S. 32-38.
8. Vendina A.A. The use of interactive teaching methods in the retraining of mathematics teachers in the context of the implementation of the requirements of the teacher's professional standard. Vendina, K.A. Kirichek // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2016. - № 4(2). - S. 6-12.
9. Denisova G.S. Financial literacy in the context of civic education: case studies of teaching rural teachers / G.S. Denisova, V.Yu. Apryshchenko // Humanities, socioeconomic and social sciences. - 2018. - № 3. - P. 138-142.
10. Saveliev V.A. Application of the case method in additional professional education of teachers using distance learning technologies / V.A. Savelyev // Scientific support of the personnel development system. - 2016. - № 4(29). -S. 62-68.
11. Azbel A.A. Experience in the use of an interdisciplinary case in improving the qualifications of a teacher / A.A. Azbel, L.S. Ilyushin // Man and education. -2020. - № 4(65). - S. 98-104.
12. Fopel K. Psychological principles of adult education. Conducting workshops: seminars, master classes; per. with him. - M.: Genesis, 2010. - 360 p.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:
Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected]