Научная статья на тему 'Элементы методологии современного образовательного менеджмента как основа организации повышения квалификации учителя'

Элементы методологии современного образовательного менеджмента как основа организации повышения квалификации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОАКТИВНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ / EDUCATION / ADVANCED TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / MANAGEMENT IN EDUCATION / PROACTIVITY / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мылова Ирина Борисовна

В статье рассматривается проблема развития профессионально-личностных качеств учителя при повышении квалификации в системе постдипломного педагогического образования. Приводится совокупность метаспособностей, которая имеет особую значимость для эффективного выполнения учителем профессиональной деятельности. Делается акцент на применении элементов методологии образовательного менеджмента как интегративной научно-практической области знаний для развития метаспособностей педагогов в процессе повышения квалификации. Анализируется возможность организации учебного процесса на основе применения научных знаний таких областей образовательного менеджмента, как персональный менеджмент и менеджмент знаний. Изложены методологические установки этих областей образовательного менеджмента, обеспечивающие приращение и обновление профессиональных знаний, а также развитие проактивности педагогов. В работе представлен практический подход к организации учебного процесса на основе методологических компонент современного образовательного менеджмента в рамках повышения квалификации учителей школьного учебного предмета «Информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мылова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of the contemporary education management’s methodology as an organizational basis of the teacher’s professional skill improvement

The article deals with the problem of development of professional and personal qualities of teachers in the system of postgraduate pedagogical education. The article describes a set of meta-abilities, which is of particular importance for the effective implementation of the teacher's professional activities. The emphasis is placed on the application of the elements of the methodology of educational management as an integrative scientific and practical field of knowledge for the development of teachers' meta-abilities in the process of professional development. The article analyzes the possibility of organizing the educational process on the basis of the application of scientific knowledge in such areas of educational management as personal management and knowledge management. Methodological guidelines of these areas of educational management, providing the increment and update of professional knowledge, as well as the development of proactivity of teachers, set out. The paper presents a practical approach to the organization of the educational process on the basis of methodological components of modern educational management in the framework of training of teachers of the school subject “Informatics”.

Текст научной работы на тему «Элементы методологии современного образовательного менеджмента как основа организации повышения квалификации учителя»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 371.123+378.091.398

Элементы методологии

современного образовательного менеджмента

как основа организации повышения квалификации учителя

И. Б. Мылова

Elements of the contemporary education management's methodology as an organizational basis of the teacher's professional skill improvement

I. Б. Mylova

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития профессионально-личностных качеств учителя при повышении квалификации в системе постдипломного педагогического образования.

Приводится совокупность метаспособно-стей, которая имеет особую значимость для эффективного выполнения учителем профессиональной деятельности.

Делается акцент на применении элементов методологии образовательного менеджмента как интегративной научно-практической области знаний для развития метаспособностей педагогов в процессе повышения квалификации. Анализируется возможность организации учебного процесса на основе применения научных знаний таких областей образовательного менеджмента, как персональный менеджмент и менеджмент знаний.

Изложены методологические установки этих областей образовательного менеджмента, обеспечивающие приращение и обновление профессиональных знаний, а также развитие проактивности педагогов.

В работе представлен практический подход к организации учебного процесса на основе методологических компонент современного образовательного менеджмента в рамках повыше-

ния квалификации учителей школьного учебного предмета «Информатика».

Abstract. The article deals with the problem of development of professional and personal qualities of teachers in the system of postgraduate pedagogical education. The article describes a set of meta-abilities, which is of particular importance for the effective implementation of the teacher's professional activities. The emphasis is placed on the application of the elements of the methodology of educational management as an integrative scientific and practical field of knowledge for the development of teachers' meta-abilities in the process of professional development. The article analyzes the possibility of organizing the educational process on the basis of the application of scientific knowledge in such areas of educational management as personal management and knowledge management. Methodological guidelines of these areas of educational management, providing the increment and update of professional knowledge, as well as the development of proactivity of teachers, set out. The paper presents a practical approach to the organization of the educational process on the basis of methodological components of modern educational management in the framework of training of teachers of the school subject "Informatics".

Ключевые слова: образование, повышение квалификации, профессиональное развитие учителя, образовательный менеджмент, про-активность, менеджмент знаний.

Keywords: education, advanced training, professional development of teachers, management in education, proactivity, knowledge management.

Изменения, происходящие в системе школьного образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО), актуализируют проблему разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров, в частности учителей информатики.

Так, раздел «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» федерального стандарта определяет необходимость освоения учителем дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих право на ведения данного вида образовательной деятельности, в том числе учреждениях системы дополнительного профессионального образования [1].

Акцентируем внимание на целях обучения в рамках повышения квалификации учителей, на достижение которых должен быть направлен педагогический процесс. Согласно нормативным документам повышение квалификации педагогических кадров должно обеспечить:

- удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (Федеральный закон «Об образовании в РФ», ст. 76, п. 1) [2];

- удовлетворение (учет) потребности организации, по инициативе которой осуществляется дополнительное профессиональное образование (там же, п. 6);

- овладение работниками профессиональными знаниями и навыкам, которые соответствуют квалификационным требованиям профессиональных стандартов (там же, п. 9);

- оптимальное вхождение работников образования в систему ценностей современного образования (Примерная основная образователь-

ная программа основного общего образования, п. 3.2.1) [3, с. 525];

- овладение методологией ФГОС ОО (новая система требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации) и методическими знаниями, необходимыми для осуществления образовательного процесса (учебно-методические и информационно-методические ресурсы) (там же).

Таким образом, ожидаемые результаты повышения квалификации предполагают изменения в личностном и когнитивном опытах обучаемых, которые определяют развитие не только профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей качественное выполнение трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте [4], но и ряда общих способностей, не связанных с профессиональной специализацией. К таким общим или метаспо-собностям, в частности, относятся:

- эмоциональная предрасположенность и адаптивность к работе в условиях перемен;

- интегративная способность личности работать в команде для конструктивного сотрудничества с коллегами при решении задач развития образовательного учреждения, выполнения проектов в рамках инновационной, методической деятельности организации;

- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний, обеспечивающая профессиональное развитие и совершенствование;

- способность к принятию и интериориза-ции новых идей, позиций, подходов, определяющая возможность овладения нетрадиционной методологией;

- способность к продуцированию идей, усовершенствованию объектов окружающего мира, лежащая в основе методического поиска учителя, педагогически эффективного применения им методических знаний на практике.

Для достижения результатов обучения, определяемых через понятие «личностное качество», к которым относятся профессиональные компетентности и общие способности, необходимо целенаправленное проектирование преподавателями организационных условий, обеспечивающих необходимые педагогические воздействия. Эта работа включает в себя выбор технологических средств, разработку педагоги-

чески целесообразных учебных информационных ресурсов и способов организации с ними учебной работы, подбор образовательных технологий и приемов организации познавательной деятельности обучаемых на аудиторных занятиях, организацию учебного процесса на основе сделанного выбора.

Признак целесообразности воздействий, которым характеризуется процесс обучения, дало основание исследователям усматривать в нем аналогию с управлением.

Современный педагогический лексикон включает в себя понятия «образовательный менеджмент», «педагогический менеджмент», «школьный менеджмент» и другие схожие понятия. Они указывают на перенос средств и методов современного менеджмента в сферу образования. Среди них наиболее общим является понятие образовательного менеджмента.

«Образовательный менеджмент - специфическая отрасль педагогических наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга» [5, с. 25].

Отметим, что в научных исследованиях понятие образовательного менеджмента используется для описания разных по сути и содержанию направлений менеджмента: как направлений управления образовательными системами разного уровня, так и направлений применения различных сфер современного менеджмента в образовании [6]. Например, термин «образовательный менеджмент» вбирает в себя понятия управление системой образования, руководство школой, управление обучением персонала организации, а также менеджмент знаний, персональный (личностный) менеджмент.

Задача формирования педагогических условий, обеспечивающих достижения планируемых образовательных результатов в процессе повышения квалификации, относится к сфере компетенций одного из направлений образовательного менеджмента - педагогического менеджмента.

«Педагогический менеджмент комплекс принципов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности» [7, с. 79].

Вместе с тем для выбора педагогических ресурсов (содержание, методы, средства, формы

организации образовательной деятельности [8]), необходимых для развития метаспо-собностей на учебных занятиях, привлечем внимание к принципиальным установкам и практическим методикам таких областей образовательного менеджмента, как персональный менеджмент и менеджмент знаний.

Отметим, что исходно менеджмент как область научно-практической деятельности ориентирован на управление коммерческой организацией с целью повышения ее эффективности, увеличения прибыли. Слово «менеджмент» производное от английского глагола "manage", который обладает смысловыми нюансами. На русский язык глагол может быть переведен как «управлять», «руководить», «распоряжаться», а также как «ухитряться», «умудряться». Поэтому в отличие от термина «управление», который ассоциативно связывается с понятием «принуждение», слово «менеджмент» обладает смысловым аспектом регулирования действий людей, которое основано на добровольном подчинении. Особенностью менеджмента как области практической деятельности является разработка конкретных методик и рекомендаций, обеспечивающих перенос научных знаний в практику управления.

В менеджменте в качестве фактора успешности и конкурентоспособности компании рассматривается способность организации к постоянному обучению и развитию всех членов организации с ориентацией на лидерство на рынке товаров и услуг.

Обучение может быть ориентировано на развитие профессиональных компетенций сотрудников, а также на развитие их личностных качеств (целеустремленность, инициативность, способность к продуктивному общению и творческому сотрудничеству, креативность и др.), значимых для успешной работы организации.

Стратегию (общий план организации процесса обучения), которая направлена на развитие профессиональных компетенций сотрудников, определяют как обучение на опыте, дея-тельностное обучение, деятельностный подход к обучению.

Стратегию, направленную на развитие когнитивных способностей и паттернов поведения сотрудников, называют стратегией проак-тивного обучения, проактивным обучением.

Каждая из стратегий определяет свои варианты организации учебного процесса.

В процессе обучения стратегии могут сочетаться или определять самостоятельное направление учебной работы. Проактивным называют человека, который осознал свои глубинные ценности, свои цели, сформулировал свои принципы и далее действует согласно этим принципам [9]. Проактивность относится к основополагающим понятиям персонального (личностного) менеджмента.

Кови С. выделяет совокупность интегратив-ных личностных качеств, обеспечивающих успешность в жизни и профессиональной работе [9]:

- проактивность - способность осуществлять осознанный контроль над своими эмоциями и поступками, рефлексивное самосознание;

- персональное лидерство - целеустремленность, способность к предвидению, настойчивость в достижении цели;

- персональное управление дисциплинированность, следование установленному порядку, исполнительность;

- межличностное лидерство - способность строить многосторонние, прочные, высокоэффективные отношения с другими людьми;

- эмпатическое общение - способность понять другого человека и донести свою точку зрения до собеседника;

- творческое сотрудничество - способность работать в группе и организовать коллективную работу, включающая в себя способность ценить различия между людьми и перечисленные выше личностные качества;

- сбалансированное самообновление - способность к физическому, духовному, интеллектуальному и социально-эмоциональному совершенствованию.

К методологическим установкам проактив-ного обучения относятся следующие позиции:

- целенаправленное усложнение учебных задач, которое предусматривает повышение усилий обучающихся для их решения;

- создание педагогических условий, обеспечивающих рефлексию, самооценку и корректировку обучаемыми мотивов и способов профессионального поведения и общения.

В учебном процессе первая позиция может быть реализована посредством разработки учебных кейсов с дифференциацией заданий на

разных основаниях. Например, с дифференциацией по уровню сложности, трудоемкости, тематике заданий др. Реализация второй позиции предполагает организацию выполнения учебных заданий в малых группах, что обеспечивает такой важный компонент влияния на выработку мотивов и навыков поведения обучаемого, как контроль и оценка его действий со стороны других людей. Менеджмент знаний (англ. knowledge management) - направление научных и прикладных исследований о передаче информации, знаний с целью их дальнейшего применения, совершенствования, продуцирования.

С середины XX столетия исследователями начинает разрабатываться теория нового общества, описывающая изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с процессом глобальной информатизации, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации (Э. Тоффлер [10], Д. Белл [11], Ф. Махлуп [12], М. Кастельс [13] и др.). В экономике, согласно этой теории, источником конкурентных преимуществ становится информация и знания, составляющие основу ее интеллектуального капитала.

В этот период категории «знание» и «информация» становятся объектом научных исследований. Появляются новое понятие «менеджмента знаний» (Карл Вииг, 1986) и первые системы менеджмента знаний на основе компьютерных технологий и средств информационного обмена.

Менеджмент знаний - общее название методик, реализуемых средствами компьютерных технологий, обеспечивающих извлечение новых и обновление существующих знаний сотрудников корпоративных сообществ, необходимых для решения производственных задач, принятия решений и получения нужных знаний в нужное время. Он ориентирован на формирование ресурсов знаний компании и последующего распространения производственной информации таким образом, чтобы она усваивалась сотрудниками.

Отметим, что IT-решения и компьютерный инструментарий являются лишь средством практической реализации правил процесса управления знаниями.

Акцентируем внимание на базисных положениях, лежащих в основе накопления и продуцирования знаний, которые необходимо учитывать при организации работы с учебной информацией в процессе обучения, в том числе с использованием компьютерного инструментария [14, с. 280-284; 15; 16, с. 11-14]:

- Ценность знаний заключается в их изобилии.

Для эффективной работы и профессионального развития каждый сотрудник должен иметь возможность оперировать знаниями следующих типов: методологические и интеллектуальные знания ключевых членов организации (понятийные знания); знания, включенные в технологии, нормы и организационные процедуры; знания, включенные в культуру, отражающие ценностно-смысловые установки в работе компании; знания, основанные на деятельности ключевых членов организации (практические знания).

- Носителями знаний являются как базы знаний, так и люди (сотрудники организации).

Передача знаний происходит во время общения между людьми. В процессе общения сотрудники приобретают знания, которые невозможно почерпнуть из документации и других источников информации. Это взаимодействие должно быть направлено на достижение цели, генерацию новых идей и обновление существующих знаний.

- Для формирования новых знаний значимо передача неявных (неформализованных) знаний, к которым относятся новые идеи, эффективные приемы работы, предположения (догадки) и др. Генерирование новых знаний осуществляется по спирали: социализация (невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому) - экстернализа-ция (превращение скрытого знания в явное) -комбинация (передача явных знаний) - интер-нализация (превращение явного знания в скрытую форму у другого члена организации).

- Формированию новых знаний способствуют неформальные сообщества, в которых осуществляется обмен опытом и генерация новых знаний.

Отметим, что указанные методологические аспекты проактивного обучения и менеджмента знаний в настоящее время используются при организации учебного процесса не только в си-

стеме корпоративного обучения, но и высшего профессионального образования [17; 18].

Их внедрение в процесс повышения квалификации учителей информатики осуществлялось сотрудниками кафедры математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2017 году при реализации дополнительных образовательных программ «Методика обучения информатике: компьютерные средства и технологии обучения» и «Реализация системно-деятельностного подхода как технологическая основа ФГОС ОО», объемом 108 учебных часов. Методическая работа, направленная на выбор педагогического инструментария для развития метаспо-собностей, являлась составляющей общей системы профессиональной деятельности по совершенствованию образовательного процесса, реализуемого на основе компетентностного подхода.

В рамках этого направления деятельности сотрудниками кафедры осуществлялась модификация базы учебных ресурсов, а также выбор педагогического инструментария, применение которого на учебном занятии, обеспечивает:

- формирование системы ценностей как результата собственной деятельности, а также коллективных размышлений и споров;

- реализацию спирали знаний;

- коллективное решение проблем;

- генерирование идей.

Были разработаны учебные планы указанных дополнительных образовательных программ, включающие вариативные учебные модули (18 часов), содержание которых базируется на результатах диссертационных исследований аспирантов кафедры.

В дистанционную базу учебных материалов были включены следующие тематические разделы:

- нормативная база учителя информатики, в которой представлены тексты документов федерального и регионального уровней, актуальные для учителя информатики;

- инновационная деятельность школ Санкт-Петербурга, где представлено описание результатов опытно-экспериментальной работы региональных инновационных площадок и школ -победителей региональных конкурсов, значимых для этой категории педагогов;

- научная и методическая работа педагогов, где публикуются практические результаты научной работы преподавателей и аспирантов кафедры, а также лучшие методические разработки слушателей курсов повышения квалификации. Была обновлена и структурно преобразована база учебных заданий по различным разделам образовательной программы таким образом, чтобы она обеспечивала слушателям возможность выбора заданий вариативной методической или предметной сложности.

При организации работы с учебными материалами на аудиторных занятиях было отдано предпочтение групповым и коллективным формам познавательной деятельности слушателей, организованных на основе таких образовательных технологий, как:

- технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС, автор В. В. Гузеев), которая направлена на формирование системы ценностей как результата собственной деятельности и групповой деятельности обучающихся;

- «Жужжащие группы» (Д. Филлипс) - технология поиска решений;

- «Дерево решений», «Таблица решений» -образовательные технологии, основанные на способе принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу, позволяющие визуализировать неявные знания (предположения, идеи, догадки).

В настоящее время сотрудниками кафедры разрабатываются материалы для проведения педагогической диагностики результатов обучения, направленного на развитие метаспособ-ностей.

Современные требования к результатам повышения квалификации педагогических кадров предполагают не только развитие способностей, обеспечивающих качественное выполнение трудовых функций, но и ряда метаспособ-ностей, к которым относятся: эмоциональная предрасположенность и адаптивность к работе в условиях перемен; интегративная способность личности работать в команде при решении задач развития образовательного учреждения, выполнения проектов в рамках инновационной, методической деятельности организации; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний,

обеспечивающая профессиональное развитие; способность к принятию и интериоризации новых идей, позиций, подходов, определяющая возможность овладения нетрадиционной методологией; способность к продуцированию идей, лежащая в основе методического поиска учителя и применения им методических знаний на практике.

Применение элементов методологии различных разделов образовательного менеджмента позволяет осуществлять выбор педагогически целесообразного инструментария развития у слушателей указанных метаспособностей в процессе повышения квалификации. Дальнейшая работа в этом направлении будет способствовать решению теоретических и практических аспектов проблемы подготовки педагогических кадров.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национальной ассоциации развития образования и науки. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.02.2019).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 27.06.2018) № 273-Ф3 [Электронный ресурс] // Закон «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http://zakonobobrazova nii.ru/ (дата обращения: 10.02.2019).

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) [Электронный ресурс] // Реестр примерных общеобразовательных программ Минобрнауки РФ. - Режим доступа: http:// fgosreestr.ru/ (дата обращения: 10.02.2019).

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Профстандартпедагога. РФ (Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога). - Режим доступа: Йф://профстандартпеда гога.рф/ (дата обращения: 10.02.2019).

5. Барановский А. И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления /

А. И. Барановский // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. -С. 25-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Петряков П. А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований / П. А. Петряков // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 117-122.

7. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспи-ров. - М. : Академия, 2000. - 176 с.

8. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.

9. Кови Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей / Р. Кови Стивен. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2018. - 396 с.

10. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. -М. : ACT, 2002. - 557 с.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М. : Academia, 2004. - 944 с.

12. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махпул. - М. : Прогресс. -1966. - 462 с.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М. : ГУ ВШЭ. 2000. - 608 с.

14. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - СПб. : Питер, 2004. - 825 с.

15. Нонака И. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. - М. : Олимп-Бизнес. - 2011. - 384 с.

16. Паникарова С. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом : учебное пособие / С. В. Паникарова, М. В. Власов / М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 140 с.

17. Нотин Д. Г. Концептуальные элементы про-активного управления знаниями в университете / Д. Г. Нотин // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 7 (39). -Новосибирск : СибАК, 2014. - С. 40-45.

18. Горькая Ж. В. Некоторые аспекты применения проактивной стратегии обучения в вузе / Ж. В. Горькая, А. С. Горький // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.). - Самара :

Изд-во Самарского университета, 2017. -С. 466-472.

References:

1. Federal state educational standard of basic general education (in the ed. Order of the Ministry of education and science of Russia dated 29.12.2014 No. 1644) [Federal'nyj gosudarstvennyj obra-zovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obra-zovaniya] [Web resource], Official website of the National Association for the development of education and science, access mode: https://fgos.ru/ (accessed date: 02/10/2019).

2. Federal law "About education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 (ed. from 27.06.2018) No. 273-FZ [Federal'nyj zakon Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http://zakonobobrazovanii. ru/ (accessed date: 02/10/2019).

3. Approximate basic educational program of basic general education (approved by the decision of the federal educational-methodical Association for general education, Protocol of 08.04.2015, No. 1/15) [Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya] [Web resource], Register of exemplary General education programs of the Ministry of education, access mode: http://fgosreestr.ru/ (accessed date: 02/10/2019).

4. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" [Professional'nyj standart "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, sred-nem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource], access mode: http://профстандарт педагога.рф/ (accessed date: 02/10/2019).

5. Baranovsky A. I. Educational management: actual problems of formation [Obra-zovatel'nyj menedzhment: aktual'nye problemy stanovleniya], Modern high technologies, 2008, No. 1, pp. 25-28.

6. Petryakov P. A. Educational management as an object of interdisciplinary research [Obra-zovatel'nyj menedzhment kak ob"ekt mezhdisci-plinarnyh issledovanij], Human and education, 2013, No. 3 (36), pp. 117-122.

7. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Y. Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary educational institutions [Pedago-

gicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij], Publishing center "Academy", 2000.176 p.

8. Konarzewski Y. A. Analysis of the lesson [Analiz uroka], Center "Pedagogical search", 2000. 336 p.

9. Covey Stephen R. The seven habits of highly effective people [Sem' navykov vysokoeffektivnyh lyudej], Alpina Business Books, 2018. 396 p.

10. Toffler A. Future Shock [Shok budushche-go], 2002. 557 p.

11. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting [Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt social'nogo prognozirovaniya], 2004. 944 p.

12. Machlup F. The production and distribution of knowledge in the United States [Proizvodstvo i rasprostranenie znanij v SSHA], 1966. 462 p.

13. Castells M. Information age: economy, society and culture [Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura], Higher school of Economics, 2000. 608 p.

14. Armstrong M. The practice of human resource management [Praktika upravleniya che-lovecheskimi resursami], Saint Petersburg, 2004. 825 p.

15. Nonaka I., Takeuchi H. Company is the creator of knowledge. The origin and development of innovation in Japanese firms [Kompaniya soz-datel' znaniya. Zarozhdenie i razvitie innovacij v yaponskih firmah], 2011. 384 p.

16. Panikarova S. V., Vlasov M. V. Knowledge and intellectual capital management: textbook [Upravlenie znaniyami i intellektual'nym kapitalom: uchebnoe posobie], Yekaterinburg, Ministry of education and science of the Russian Federation, Ural Federal University, 2015. 140 p.

17. Notin D. G. Conceptual elements of proactive knowledge management at the University [Konceptual'nye elementy proaktivnogo upravleni-ya znaniyami v universitete], Novosibirsk, Economics and modern management: theory and practice: articles XXXIX international scientific-practical conf., 2014, No. 7 (39), pp. 40-45.

18. Gorkaya Zh. V., Gorkiy A. S. Some aspects of the use of a proactive strategy of education at the University [Nekotorye aspekty primeneniya proaktivnoj strategii obucheniya v vuze], Samara, Education in the modern world: strategic initiatives: collection of scientific works of the all-Russian scientific-methodical conference with international participation, pp. 466-472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.