Научная статья на тему 'Кейс-метод в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС ВПО по подготовке студентов-бакалавров'

Кейс-метод в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС ВПО по подготовке студентов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС / МЕТОД ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ / EDUCATIONAL SYSTEM / INCLUSIVE EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ACTIVE METHOD OF TRAINING / CASE METHOD / CASE / DIAGNOSTIC TECHNIQUE OF LEARNING MOTIVATION AND EMOTIONAL ATTITUDE TO LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Элеонора Камиловна

В статье рассматриваются изменения в системе образования, анализируется федеральные государственные образовательные стандарты, инклюзивное образование. Рассматривается активный метод обучения кейс-метод. Представлен авторский курс, с применением кейсов и результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CASE METHOD IN FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE FSES OF BASIC GENERAL EDUCATION AND FSES OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE PREPARATION OF BACHELOR STUDENTS

This article considers the changes in the educational system and analyzes federal state educational standards, inclusive education. The active method of training-case method is considered. The author's course with application of cases and results of diagnostics of learning motivation and emotional attitude to learning are presented.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС ВПО по подготовке студентов-бакалавров»

УДК 378

КЕЙС-МЕТОД В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И ФГОС ВПО ПО ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

© 2015 Э.К.Камалова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 29.06.2015

В статье рассматриваются изменения в системе образования, анализируется федеральные государственные образовательные стандарты, инклюзивное образование. Рассматривается активный метод обучения - кейс-метод. Представлен авторский курс, с применением кейсов и результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Ключевые слова: система образования, инклюзивное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, активный метод обучения, кейс-метод, кейс, метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Школа - это неотъемлемая часть современного общества. Она всегда была и остается важным элементом процесса развития страны. В последнее время наблюдается определённое пребывание школы в состоянии непрерывного кризиса. Проблем множество, и одна из проблем это нехватка творчески работающих учительских кадров.

В 2010 году Д.А.Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», он подчеркнул, что суть и смысл этого проекта - в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны1.

Выделим особо актуальные характеристики современной школы: 1) «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации...»2; 2) «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и

Камалова Элеонора Камиловна, аспирант кафедры химии, географии и методики их преподавания. E-mail: eleonora kamalova@mail.ru

1 Официальный ресурс Министерства образования и науки РФ. Национальная образовательная инициатива "наша новая школа" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://минобрнауки.рф/документы/1450

2 http ://минобрнауки.рф/документы/1450

уверенными в себе людьми.»3. Инициатива «Наша новая школа» явилась толчком к изменению в системе образования, а именно переходом на новые образовательные стандарты и вступлением в силу Федерального закона N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Особое внимание уделяется единству образовательного пространства РФ, позволяющего получить образование так же отдельным категориям лиц обучающихся, путем создания адаптивной среды для развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью их социализации в современном обществе. Это новый подход для российского образования, называемый инклюзия в образовании, и, соответственно, образование - инклюзивное образование. «Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно - этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются.» «вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.», «которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку»4.

Нововведения не оставили без внимания и современного учителя, открытого ко всему новому. Выдвинутые требования стандартов по подготовке поставили особые задачи перед вузами. Исследовав изменения, считаем, что особое внимание должно уделяться развитию личности студента, способного грамотно выбирать методы обучения и использо-

3 http :/7минобрнауки.рф/документы/'1450

4 Инклюзивное образование в России. - М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. - С. 8.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015

вать, современные образовательные технологии, умению ориентироваться в потоке информации, мыслить критически и творчески.

Изучив литературу, выделим мнения С.Л.Рубинштейна5 и Н.В.Тельтевской6, которые считают, что развитие мотивации познавательного интереса предопределят послевузовскую активность специалиста, развитие же мотивации происходит путем постепенного превращения ситуационно порождаемых интересов в устойчивые личностные побуждения и тем самым становятся мощным побудителем учебной деятельности.

С целью «взращивания» творческого специалиста, открытого ко всему новому, мы акцентировали внимание на использование инновационных методов и технологий обучения. Среди таких методов большое значение приобретают активные методы обучения, основанные на самостоятельном приобретении студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В классификации активных методов обучения выделим метод коллективного анализа ситуации (кейс-метод (case study)) относящийся к неигровому имитационному методу7.

Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Предлагаемые студентами решения могут быть оценены по степени эффективности, по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими заданию. Таким образом, учебный материал подается студентам в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целепо-лагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов8.

5 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - С. 151.

6 Тельтевская, Н.В. Психолого-педагогические факто-ры развития творческой активности студентов / Н.В.Тель-тевская // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2. -№3(7). - С. 301 - 305.

7 Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособ. / М.Г.Савельева. - Ижевск: УдГУ, 2013. - С. 7.

8 СавельеваМ.Г. Педагогические кейсы: .... - С. 7.

На основе исследований, разработали авторский курс «Использование кейс-метода при изучении некоторых тем общей и неорганической химии», рассчитанный на 24 часа. Курс позволяет студентам научиться работать с кейсами, создавать образовательные кейсы, а так же применять кейсы для изучения школьного материала. Рабочая программа курса состоит из следующих тем: Тема 1. Введение в курс «Использование кейс - метода при изучении тем общей и неорганической химии»; Тема 2. Глубины истории развития химии и становление науки; Тема 3. Важнейшие классы веществ неорганической химии; Тема 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома химического элемента; Тема 5. Теория электролитической диссоциации; Тема 6. Скорость химической реакции; Тема 7. Энергетика химических процессов. Ниже приводится отрывок авторского кейса:

«Представьте себе какой-нибудь германский город в средние веки, эти узенькие, неправильные улицы, высокие, пестрые готические домики и среди них какой-нибудь ветхий, почти валящийся, считаемый необитаемым, по растреснувшимся стенам кото-рого лепится мох и старость, окна глухо заколочены — это жилище... Ничто не говорит в нем о присутствии живущего, но в глухую ночь голубоватый дым, вылетая из трубы, докладывает о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но все еще неразлучного с надеждою, — и благочестивый ремесленник средних веков со страхом бежит от жилища, где, по его мнению, духи основали приют свой, и где вместо духов основало жилище неугасимое желание, непреоборимое любопытство, живущее только собою и разжигаемое собою же, возгорающееся даже от неудачи — первоначальная стихия всего европейского духа, — которое напрасно преследует инквизиция, проникая во все тайные мышления человека: оно вырывается мимо и, облеченное страхом, еще с большим наслаждением предается своим занятиям»9. Задания: 1) О каком периоде развития химии идет речь? 2) С чем связан страх средневекового люда?

3) Какова цель данного периода в истории развития химии? Какова формула неизведанного камня?

4) Как развивалась химия в России и в мире? 5) Разработайте кейс, с использованием лабораторного занятия по теме: «Определение относительной молекулярной массы оксида углерода (IV)», адаптированный на специальный (коррекционный) класс.

В процессе изучения студентами ПГСГА разработанного курса, нами были получены следующие результаты исследования, представленные в таб. 1.

9 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. / Н.В.Гоголь. - М.: Изд-во АН СССР, 1952, - Т. 8. - С. 23.

Таб. 1. Результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Результаты диагностики до изучения курса Результаты диагностики после изучения курса

Уровни мотивации % Уровни мотивации %

I 0 I 65

II 31 II 33

III 54 III 2

IV 15 IV 0

V 0 V 0

Исходные данные исследования были опубликованы ранее в статье «Готовность студентов - бакалавров к обучению в вузе»10. Исследования проводились с помощью метода диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению на основе опросника Ч.Д.Спилберга с дополнительной модификацией А.Д.Андреевой11.

Полученные в результате диагностики данные свидетельствуют о том, что у большей части студентов (65%) проявилась продуктивная мотивация, преобладает познавательной мотивации к учению и положительным эмоциональным отношением к нему, повысились показатели и II уровня с 31% до 33% - позитивное отношение у большинства стала соответствовать социальному нормативу. У 2% студентов сохранилась несколько сниженная познавательная мотивация. Особенно хотелось бы отметить, что в результате изучения курса у студентов отсутствовало чувство «школьной скуки», они не ощущали желание не учиться.

На наш взгляд, кейс-метод позволил заинтересовать студентов в изучении предмета, способствовал активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Прежде всего, он научил студентов работать в системе кейс-метода, создавать образовательные кейсы и применять для

изучения школьного материала. Лишь в этом случае были сформированы профессиональные компетентности, умения и навыки мыслительной деятельности, развитие способности личности, среди которых особое внимание уделялось способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

10 Камалова, Э. К., Панфилова, Л В. Особенности преподавания химии в коррекционных классах школы VI вида / Э.К.Камалова. Л.В.Панфилова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - т. 14. № 2 (4). - С. - 900 - 902; Камалова, ЭК. Готовность студентов-бакалавров к обучению в вузе/ Э.К.Камалова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 15. - № 2(4). - С. - 895 - 897.

11 Тест опросника диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы основан на опроснике Ч.Д.Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для использования в России осуществлена А.Д.Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002 - 2003 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. zipsites.ru/psy/psyliMnfb.php?p=2413

THE CASE METHOD IN FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE FSES OF BASIC GENERAL EDUCATION AND FSES OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE PREPARATION OF

BACHELOR STUDENTS

© 2015 E.K.Kamalova °

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article considers the changes in the educational system and analyzes federal state educational standards, inclusive education. The active method of training-case method is considered. The author's course with application of cases and results of diagnostics of learning motivation and emotional attitude to learning are presented.

Key words: educational system, inclusive education, federal state educational standard, active method of training, case method, case, diagnostic technique of learning motivation and emotional attitude to learning.

Kamalova Eleonora Kamilovna, Postgraduate of the Department of chemistry, geography and methods of their teaching. E-mail: eleonora kamalova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.