Научная статья на тему 'Готовность студентов-бакалавров к обучению в вузе'

Готовность студентов-бакалавров к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (АСТУР) / МЕТОД ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ / МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА (МЕТОД CASESTUDY) / A TEST OF MENTAL DEVELOPMENT (ASTURIAS) / SITUATIONAL ANALYSIS METHOD (CASE STUDY METHOD) / PROFESSIONAL COMPONENT / CREATIVE COMPONENT / PERSONAL COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / A METHOD OF DIAGNOSTICS OF LEARNING MOTIVATION AND EMOTIONAL ATTITUDE TO LEARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камалова Элеонора Камиловна

В данной статье рассматриваются компоненты психологической готовности, а именно мотивационный компонент. Представлены результаты исследования психологической готовности студентов, а так же результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE BACHELOR STUDENTS FOR UNIVERSITY STUDIES

This article discusses the components of mental readiness, namely the motivational component. The results of the study of psychological readiness of students as well as the results of the diagnostics of learning motivation and emotional attitude to learning are presented.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов-бакалавров к обучению в вузе»

УДК 378

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

© 2013 Э.К.Камалова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию17.06.2013

В данной статье рассматриваются компоненты психологической готовности, а именно мотивационный компонент. Представлены результаты исследования психологической готовности студентов, а так же результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Ключевые слова: профессиональный компонент, творческий компонент, личностный компонент, мотивационный компонент, тест умственного развития (АСТУР), метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, метод ситуационного анализа (метод CaseStudy).

Педагогическая деятельность студента в образовательном процессе связана с постоянным обновлением его содержательных и технологических аспектов, позволяющих постепенно «переводить» учебную деятельность студента в профессиональную деятельность специалиста. При этом происходит смещение мотивации учебной деятельности к мотивации непрерывного совершенствования студента как личности, и как будущего специалиста.

В литературе много работ посвящено анализу психологической готовности к отдельным видам профессионально-психологической деятельности. Так, в частности, Е.Ю.Райкова выделяет три компонента психологической готовности: 1) профессиональный компонент, который определяется значимостью эмоционально-волевой направленности будущего специалиста; 2) творческий компонент, переживаемый личностью как неосознаваемая уверенность в своих способностях, способствующий разрешению кризисных и проблемных ситуаций, несмотря на то, что до этого у индивида не было опыта разрешения подобных ситуаций; 3) личностный компонент, включающий в себя содержание и направленность системы смысложизненных ценностей, совокупность психологических и социальных свойств человека как субъекта деятельности1 .

В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т.к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна дея-

Камалова Элеонора Камиловна, аспирант кафедры химии и методики ее преподавания. E-mail: eleonora kamalova@mail.ru 1 Райкова Е.Ю. Содержание и формы психологического консультирования по проблемам роди-тельско-детских отношений // Психология обучения и воспитания. Ученые записки кафедры психологии. Сб. статей. - Т. 2. - Самара: 2005.

тельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения»2.

Развитие мотивации познавательного интереса происходит путем постепенного превращения ситуационно порождаемых интересов в устойчивые личностные побуждения, которые закономерно проявляются в однородных условиях и становятся мощным побудителем учебной деятельности3.

Важным является и то, что развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности предопределяет и послевузовскую активность специалиста, так как сложившиеся иерархические связи мотивов закрепляются в структуре личности. Студент, учение которого находит мотив в своем содержании, вырастает в инициативного, творческого специалиста4.

В настоящее время учителя начального и среднего звена образования, а так же преподаватели высших учебных заведений столкнулись с существенной проблемой, а именно с отсутствием желания учиться у детей. При этом возникает вопрос: можно ли используя современные методы обучения, повысить уровень умственного развития и мотивации учащихся? С этой целью нами были проведены исследования психологической готовности студентов - бакалавров по следующим параметрам: 1) Изучение умственного развития; 2) Изучения уровня мотивации.

Изучение умственного развития происходило на основе теста разработанного сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции психиче-

2 Санжаева Р.Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Личность в системе деятельности. Тезисы докладов регион.науч. практической конференции. - Новосибирск: 1993. -С. 90 - 114.

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: 2001.

4 Тельтевская Н.В. Развитие познавательных интересов учителей // Подготовка учителя в вузе. - Саратов: 1992. - С. 21 - 25.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(4), 2013

ского развития Психологического Института РАО. Он создан для абитуриентов и старшеклассников Тест Умственного Развития (АС-ТУР)5, но позволяет использовать тест для студентов 1-го и 2-го курсов. АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): 1) Осведомленность. 2) Двойные аналогии. 3) Понимание инструкций. 4) Классификации. 5) Обобщения. 6) Логические схемы. 7) Числовые закономерности. 8) Пространственные представления. 9) Двойные представления.

Таб. 1.Результаты теста умственного развития (АСТУР)

Уровень умственного развития %

Очень высокий 0

Высокий 0

Средний 69

Низкий 31

Очень низкий 0

Для каждого задание отводиться строго определенное время. В качестве экспериментальной группы были выбраны студенты 2 курса ЕГФ ПГСГА (г.о. Самара). Результаты исследования представлены в таб.1.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что большая часть студентов (69%) приближаются к социально - психологическому нормативу со средними показателями умственного развития, но и имеется часть с низким уровнем (31%). Таким образом, большинство студентов обладают хорошим уровнем осведомленности, умением классифицировать предметы, обобщать, умением визуализации и представлений.

С помощью метода диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению на основе опросника Ч.Д.Спилберга с дополнительной модификацией А.Д.Андреевой6, мы смогли получить следующие результаты исследования, представленные в таб. 2., а также выявить готовность студентов - бакалавров к восприятию учебного материала.

Метод позволяет выявить следующие уровни мотивации: I - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему; II - продуктивная мо-

5 Гуревич К.М., Акимова М.К. и др. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). - М.: 1995.

6 Спилберг Ч.Д., Андреева А.Д. Методика диагности-

ки мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. 1987 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / www.zipsites.ru/psy/psylib /info.php?p=2413 (Дата обращения 10.06.2013).

тивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; III - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; IV - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению; V - рез-коотрицательное отношение к учению.

Данные полученные в результате диагностики свидетельствуют о том, что большая часть студентов (54%) обладают несколько сниженной познавательной мотивацией, но 31% обладают все же позитивным отношением, что соответствует социальному нормативу. Однако не стоит забывать и о 15 % со сниженной мотивацией.

Таб. 2. Результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Уровни мотивации %

I 0

II 31

III 54

IV 15

V 0

Таким образом, абитуриенты поступили в ВУЗ со средним уровнем умственного развития и с несколько заниженной мотивацией, и нашей задачей является на ранних этапах обучения повысить мотивацию студента для дальнейшего развития не только интереса к выбранной специальности, но и развития мыслительных, умственных операций, позволяющих в дальнейшем достичь успеха при работе, как в средних образовательных учреждениях, так и в специальных.

Проанализировав дидактические методы и средства обучения, мы пришли к выводу, что достичь результата в развитии мотивации и направленности студентов на успех позволит один из современных методов - метод ситуационного анализа, или метод CaseStudy.

«Case-study - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей навыки групповой работы»7.

В связи с этим нашей дальнейшей целью является создание кейсов, при работе с которыми

7 Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Лекции // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ /www.vshu.ru (27. 05. 13)

студенты смогут получить не только определенный объем теоретической информации, но и сформировать практические навыки, необходи-

мые для работы с учащимися образовательных учреждений.

READINESS OF FUTURE BACHELOR STUDENTS FOR UNIVERSITY STUDIES

©2013 E.K.Kamalova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article discusses the components of mental readiness, namely the motivational component. The results of the study of psychological readiness of students as well as the results of the diagnostics of learning motivation and emotional attitude to learning are presented.

Keywords: professional component, creative component, personal component, motivational component, a test of mental development (Asturias), a method of diagnostics of learning motivation and emotional attitude to learning, situational analysis method (Case Study Method).

° Eleonora Kamilovna Kamalova, Postgraduate student of Department of chemistry and teaching methods. E-mail: eleonora kamalova&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.