Научная статья на тему 'КЕЙС-МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

КЕЙС-МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод кейс-стади / компетенция / исследовательская деятельность / студенты / исследовательская компетенция / case-study method / case method / competence / research activity / students / research competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Макаренко, И.В. Осадчая

В статье обоснована актуальность формирования исследовательской компетенции будущих педагогов, рассматривается case-study как научный метод исследовательской деятельности студентов и как метод профессионально ориентированного обучения. Кейс-метод можно использовать как эффективное средство развития критического, творческого, аналитического, интегративного мышления студентов. Отмечаются компоненты готовности студентов к исследовательской деятельности: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и требуемые компетенции. В статье делается вывод о том, что метод кейс-стади следует рассматривать как еще один инструмент для применения теоретического знания к решению реальных практических вопросов и разрешения ситуаций, где необходимо умение выслушивать мнение всех участников обсуждения и высказывать собственную точку зрения. Объединяя преподавателей как составителей и ведущих учебных практических кейсов и студентов как субъектов образовательного процесса, метод кейс-технологии способствует формированию исследовательских компетенций при совместной работе по разрешению проблемных ситуаций и учебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.В. Макаренко, И.В. Осадчая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CASE METHOD IN THE PROCESS OF FORMING RESEARCH COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article substantiates the relevance of forming research competence among future teachers, considers the case-study method as a scientific method of student research and as a method of professionally oriented learning. The case method can be used as an effective means of developing students’ critical, creative, analytical, and integrative thinking. The components of students’ readiness for research activities are noted: motivational, cognitive, activity, reflexive and required competencies. The article concludes that the case-study method should be considered as another tool for applying theoretical knowledge to solving real practical issues and resolving situations where it is necessary to be able to listen to the opinion of all participants in the discussion and express one’s own point of view. By uniting teachers as compilers and facilitators of educational practical cases, and students as subjects of the educational process, the case technology method contributes to the formation of research competencies in joint work to solve problem situations and educational tasks.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

фактором интеграции всех партнеров формируемой проектной технологической сети ГЧП, определяя необходимость разработки вариативных моделей сетевого развития в контексте опоры на систему непрерывного образования современной России.

В современной социокультурной ситуации представляется целесообразным интеграционное объединение институтов, организующих ГЧП в форме проектной технологической сети, каждый элемент которой может выступить базовым, основным, отойти на второй план, совершенно безболезненно выйти из сетевой формации. Таким образом, институт ГЧП рассматривается как целостный феномен, но организованный не системно, а каждый элемент в котором наделен «ролевой» многофункциональностью. Сетевая форма позволяет осуществлять быструю адаптацию каждого из участников к изменениям, решая при этом поставленные задачи оптимальным способом. Сетевые партнеры имеют быстрый и свободный доступ к имеющимся ресурсам, компетенциям, что позволяет минимизировать издержки при реализации проектов различной направленности.

Рассмотрим жизненный цикл сети. Он представлен следующими этапами: первый соотносим с появлением перспективной идеи в организации, наличием инновационных разработок в этом направлении, далее - с определением возможных партнеров для коммерциализации получаемого продукта и выстраивания сетевого взаимодействия между ними; второй этап - это рост, установление устойчивых технологических цепочек с рядом производственных государственных и частных предприятий, вузом (вузами); третий этап определяется категорией «зрелость - достижение» весьма значимых масштабов, осуществляемой сетевыми партнерами деятельности, получение итогового продукта; четвертый этап соотносим с преобразованием сети, расширением инновационной инфраструктуры, обновлением технологий, выдвижением новой идеи, реализация которой востребует обновления состава участников сети с целью обеспечения устойчивого развития технологической сети.

В качестве интегративной основы, обеспечивающей взаимодействие всех участников сети, представляется оправданным организация Центра опережающего технологического мастерства, цель которого - обеспечение непрерыв-

Библиографический список

ного технико-технологического опережающего образования. Необходима разработка учебной программы, содержание которой обновляется в соответствии с новыми ориентирами технологического развития государства, общества, личности, обеспечение работы Центра-функционала вуза, выступающего обязательным участником проектной технологической сети. Реализуемые в Центре программы, по сути дополнительного образования, должны быть освоены всеми коллективами участников сети, однако при этом процесс обучения необходимо организовать таким образом, чтобы в приоритете была актуализация футурологической роли науки. Научные идеи выступают фактором, дающим импульс развитию разработок прикладного характера. Но и инновационные прикладные разработки, в свою очередь, обусловливают развитие научного знания в аспекте опережения. В числе перспективных стратегий деятельности Центра назовем следующие: концентрация на интеллектуальном развитии личности, обретение востребованных в настоящее время компетентностей, ориентация на реализацию творческого потенциала каждого участника обучения, на интересы личности в соответствии с тенденциями развития современного общества. Итог работы в результате реализации программы, рассчитанной, например, на 72 часа, - проектная модель нового перспективного продукта, предлагаемого для практической реализации в рамках институциональной сетевой структуры ГЧП. Таким образом, Центр выступает генератором инновационных идей опережающего характера, практика осуществления которых позволит «запустить» процесс постоянного обновления производства не в результате указов и распоряжений извне, а изнутри, от непосредственных исполнителей предложенных проектов. В заключение отметим несколько проблем, которые требуют дальнейшего исследования и проработки:

- разработка содержания опережающего образования в блоке «наука -образование - производство» - ГЧП;

- формирование комплекса проектов, реализация которых осуществима в формате вариативных моделей проектной технологической сети;

- проработка Национального проекта «Образование - наука - практика» для оборонной промышленности.

1. Bourdieu P. Le Cens pratique. 1980.

2. Giddens A. Studies Social and Political Theory. New York, 1977.

3. Мертон Р Создание парадигмы структурного функционализма в версии тории среднего уровня. Available at: http://ecosman.hse.ru data/337/641/1219/t15.pdf

4. Галиуллина Г.Ф., Кузнецова С.Б., Мингалеева Л.Б. Проблемы реализации государственно-частных проектов в оборонно-промышленном комплексе страны. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2014; № 3: 4-10

5. Глыбин М.Ю. Государственно-частное партнерство в военно-промышленном комплексе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2014; № 3: 100-110.

6. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

7. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

References

1. Bourdieu P. Le Cens pratique. 1980.

2. Giddens A. Studies Social and Political Theory. New York, 1977.

3. Merton R. Sozdanie paradigmy strukturnogo funkcionalizma v versii toriisrednego urovnya. Available at: http://ecosman.hse.ru data/337/641/1219/t15.pdf

4. Galiullina G.F., Kuznecova S.B., Mingaleeva L.B. Problemy realizacii gosudarstvenno-chastnyh proektov v oboronno-promyshlennom komplekse strany. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2014; № 3: 4-10

5. Glybin M.Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v voenno-promyshlennom komplekse. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. 2014; № 3: 100-110.

6. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium imezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

7. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

Статья поступила в редакцию 10.03.24

УДК 378

Makarenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: makarenkojv@yandex.ru Osadchaya I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: makarenkojv@yandex.ru

A CASE METHOD IN THE PROCESS OF FORMING RESEARCH COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS. The article substantiates the relevance of forming research competence among future teachers, considers the case-study method as a scientific method of student research and as a method of professionally oriented learning. The case method can be used as an effective means of developing students' critical, creative, analytical, and integrative thinking. The components of students' readiness for research activities are noted: motivational, cognitive, activity, reflexive and required competencies. The article concludes that the case-study method should be considered as another tool for applying theoretical knowledge to solving real practical issues and resolving situations where it is necessary to be able to listen to the opinion of all participants in the discussion and express one's own point of view. By uniting teachers as compilers and facilitators of educational practical cases, and students as subjects of the educational process, the case technology method contributes to the formation of research competencies in joint work to solve problem situations and educational tasks.

Key words: case-study method, case method, competence, research activity, students, research competence

Ю.В. Макаренко, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: makarenkojv@yandex.ru

И.В. Осадчая, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: makarenkojv@yandex.ru

КЕЙС-МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье обоснована актуальность формирования исследовательской компетенции будущих педагогов, рассматривается case-study как научный метод исследовательской деятельности студентов и как метод профессионально ориентированного обучения. Кейс-метод можно использовать как эффективное средство развития критического, творческого, аналитического, интегративного мышления студентов. Отмечаются компоненты готовности студентов к исследовательской деятельности: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и требуемые компетенции. В статье делается вывод о том, что метод кейс-стади следует рассматривать как еще один инструмент для применения теоретического знания к решению реальных практических вопросов и разрешения ситуаций, где необходимо умение выслушивать мнение всех участников обсуждения и высказывать собственную точку зрения. Объединяя преподавателей как составителей и ведущих учебных практических кейсов и студентов как субъектов образовательного процесса, метод кейс-технологии способствует формированию исследовательских компетенций при совместной работе по разрешению проблемных ситуаций и учебных задач.

Ключевые слова: метод кейс-стади, компетенция, исследовательская деятельность, студенты, исследовательская компетенция

Актуальность исследования: основной и ведущей целью в современных реалиях высшего образования следует считать подготовку высококвалифицированного профессионала, конкурентоспособного и ответственного работника, имеющего знания и навыки определенного профиля. Наиболее востребованы в производстве и научной деятельности компетентные, свободно владеющие профессией специалисты, умеющие ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности и способные к высокоэффективному труду по специальности на уровне мировых стандартов. Готовность к планомерному и постоянному профессиональному развитию, высокий уровень социальной мобильности является основой продуктивной деятельности студентов и выпускников вузов.

С учетом быстроменяющейся образовательной практики растет значение исследовательского аспекта педагогической работы. Спрос на такие навыки и компетенции педагога, как способность решать задачи в неопределенных ситуациях и находить оптимальные решения в поисковом и творческом режиме, возрастает.

Развитие системы высшего образования на современном этапе можно характеризовать как этап переосмысления общей значимости получаемых студентами знаний, рассмотрения их через призму необходимости творческого, неординарно мыслящего специалиста, способного самостоятельно сориентироваться в огромном объеме научной и практической информации, принять нестандартное решение, сформулировать выводы и привести аргументы. Конкурентоспособность специалиста в итоге определяется способностью к творческому мышлению, исследовательской деятельности и креативности, поэтому высокие требования к студентам высшей школы - это настоятельно необходимая и социально-экономическая потребность общества, удовлетворение которой возможно только при использовании разнообразных методов и интерактивных технологий обучения [1-8].

Цель данной статьи - теоретическое обоснование внедрения новых подходов к организации практической исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах и развитие их исследовательских компетенций.

Основные задачи статьи видятся в следующем: раскрыть, описать и обосновать сущность и содержание исследовательской компетентности.

Научная новизна статьи заключается в том, что проанализирована совокупность положений, идей и тенденций, составляющих теоретико-методологическую основу организации исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения, которая направлена на развитие его устойчивых личностных характеристик, способствующих проявлению творческой активности.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении научного представления о содержании процесса формирования исследовательских компетенций студентов вуза.

Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при создании рабочих программ и учебных курсов, учебных, и учебно-методических пособий, в практической деятельности вузовских преподавателей.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Современное общество заинтересовано в специалистах, способных не только ставить, но и решать задачи профессионального характера, выдвигая при этом альтернативные решения за счет выработки эффективной технологии в исследовательской деятельности. Необходимо своевременно выявлять и разрешать возникающие проблемные ситуации в профессиональном образовании, что обусловливает исследовательскую деятельность в качестве необходимого элемента деятельности профессионала в целом. Специалисты, которые должны обладать глубокими и прочными теоретическими знаниями, специальными практическими навыками и умениями, способны к нетривиальным решениям при рассмотрении проблемных ситуаций. Современное интерактивное вузовское образование должно предполагать иную логику обучения - не от теоретических основ учебного материала, а через формирование собственного опыта при изучении получаемых знаний и их применении в деятельности. Таким образом, целостный опыт всех участников образовательной деятельности, их знания будут непосредственным источником взаимоотношений, взаимообучения и получения дополнительного опыта. Повышению мотивации к получению знаний и высокой

продуктивности самого образовательного процесса способствует взаимообмен знаниями и опытом профессиональной деятельности, при котором студенты частично принимают на себя некоторые обучающие функции преподавателя [5]. С другой стороны, традиционный академический образовательный процесс в вузах построен со значительным преобладанием объяснительных методов подачи учебного материала с направленностью к накоплению заданного объема знаний и выработке необходимых умений. Классический способ организации обучающего процесса включает лекционные курсы, семинарские и лабораторные занятия, практикумы, аттестационный семестровый контроль, но при этом серьезно ограничивает применение интерактивных моделей. Именно поэтому наиболее рациональным решением в использовании организационно сложных интерактивных форм в обучении студентов является кейс-метод как современная технология профессионально ориентированного обучения. Case-study-метод является одним из передовых и интерактивных подходов, который успешно применяется для решения проблемных и профессиональных исследовательских задач. В ходе семинарских занятий вводятся инновационные методы, такие как деловые игры, презентации и, конечно же, анализ кейсов. Эти методы способствуют активной работе студентов, которые проявляют упорство и стремление к успеху в решении кейсов.

Кейс-метод можно рассматривать как ведущую форму обучения, основанную на обсуждении в студенческой группе реальной и конкретной профессиональной задачи, разрешение которой потребует многостороннего исследования. Для кейс-метода характерно формирование проблемы (задачи) и возможных решений на основе предоставленных или подготовленных в процессе индивидуальной работы материалов с разнообразным описанием ситуации, полученной из научно-методической или специальной литературы, публицистических или научно-популярных изданий. Подготовленные в письменном или печатном формате кейсы составляют исходя из проверенных фактов, после чего под руководством преподавателя или куратора учебной группы тексты читаются, обсуждаются студентами.

Нет строгой формальной схемы применения кейс-метода, однако необходимо следование некоторым принципам при использовании технологии: изучение практических ситуаций студентами должно быть самостоятельно; развитие дискуссионного умения в процессе решения задач; формирование у студентов собственного видения решения проблемы [3].

К.Ф. Херрейдом был предложен и апробирован метод прерванного кейса при рассмотрении реальных ситуаций, причем этот вариант технологии дал отличный результат в больших группах студентов. При этом лекционный зал автоматически становится пространством интерактивного сотрудничества и взаимодействия через отработанную систему обратной связи, что позволяет решить достаточно быстро сложные проблемные задачи [3].

Метод исследования, известный как кейс-стади, представляет собой эмпирический подход к познанию современных явлений в реальной жизненной ситуации, где границы между ними неясны и требуют множественных источников для подтверждения. Стратегия этого исследования включает эмпирическое изучение конкретного современного явления в контексте реальной жизни с использованием множества источников для подтверждения его доказательств. По сути, метод кейс-стади является методом активного проблемно-ситуационного анализа, в основе которого лежит обучение через создание и выявление путей разных решений реальных или конкретных задач (ситуаций) - решение кейсов.

Совершенно очевидно, что формированию устойчивого познавательного исследовательского интереса к деятельности, в том числе профессиональной, способствует активное обучение на реальных примерах. Получение конкретных решений в проблемных задачах профессионального плана способствует как формированию профессиональных компетенций, так и серьезной оптимизации обучения и развитию аналитических, коммуникативных, практических и социальных навыков у будущих специалистов. Кейсы, которые используются на тренингах студентов, закрепляют полученные в учебном процессе знания через отработку различных стилей поведения, поэтому они создаются в максимально детальной наглядно-иллюстративной форме. Основной смысл практического кейса сводится к получению, осмыслению и интерпретации найденной студентами в процессе индивидуального или группового поиска информации с последующей выработкой конкретных навыков конструктивного оперативного решения практических или исследовательских задач в профессиональной деятельности.

Практически все кейсы создаются по типовой заданной структуре, которая включает в себя описание ситуации (случая, казуса, проблемы, реальной истории и проч.); предлагаемую к рассмотрению ситуацию в контексте, в частности описание особенностей участников или их действий; авторские комментарии ситуации или проблемы; задания (вопросы, варианты), которые необходимо выяснить в процессе работы с кейсом; приложение (статистика, показатели).

В качестве исследовательской стратегии, использующейся при описании ситуаций, где заявлены проблемы изучения личности или некоторой группы людей, вовлеченных в социально-политические и общественные явления, метод кейс-стади дает возможность изучить специфические характеристики деятельности реальных организаций и целесообразности принятия управленческих решений, выяснить варианты индивидуального жизненного цикла и т. д. По сути, под исследовательским методом кейс-стади следует понимать эмпирический (опытный, экспериментальный) метод познания конкретного явления в современном контексте сложившейся жизненной проблемы или ситуации, причем границы произошедшего видны неявно, неопределенно, поэтому при анализе необходимо использовать несколько информационных источников для доказательства гипотезы.

Основные стандартные этапы формирования кейса:

1. Определить место кейса в системе достижения целей обучения.

2. Разработка или построение конкретной ситуации.

3. Описание ситуации, ее участников (деталей).

4. Сбор участниками группы необходимой и дополнительной информации.

5. Презентационная демонстрация кейса.

6. Обсуждение ситуации, рассмотрение вариантов решения проблемы (задачи).

Метод кейс-стади обладает целым рядом преимуществ в плане профессионального обучения студентов [4]:

- формирование умения воспринимать материал критически;

- при решении проблем (задач) уметь рассмотреть их с другого ракурса (с позиции других людей);

- приобретать опыт через обучение и наоборот;

- развитие когнитивных способностей;

- формирование умения командной работы;

- формирование умений анализа аргументов и концепций решения;

- умение синтеза идей и доказательств;

- создавать нетривиальный взгляд на возможное решение проблемы, разрабатывать варианты продвижения;

- развивать умение адекватно оценивать доказательства или аргументы участников группы;

- развивать умение вести дискуссию, умение создавать презентации, доклады, выступления перед аудиторией.

В процессе кейс-стади, как особо интенсивной технологии активного профессионального обучения, ведется работа не только по сотрудничеству с преподавателями и другими студентами, но и осуществлению взаимодействия с компьютером. При этом особое внимание при работе в группе отводится реализации межличностного общения, развитию коммуникативных и социальных компетенций студентов, формированию системы профессиональных ценностей. При работе над кейсом студентами приобретаются навыки исследовательской и профессиональной деятельности, проявляется собственная личностная позиция, происходит эффективное развитие критического и творческого мышления, развивается умение формулирования вероятностных прогнозов. Особенностью метода кейс-стади является то, что студентам предлагается самостоятельно продумать и осмыслить представленную в кейсе ситуацию, выявить проблему, найти вероятные пути разрешения через умение задавать правильные вопросы и выслушивать ответы других участников совместной работы. Обычно предлагаемая преподавателями задача напрямую связана с изучаемым предметом или учебным материалом, но особое достоинство кейс-метода заключается в возможности решения проблемы в междисциплинарном рассмотрении, т. е. предлагая решение проблемы с ракурса других дисциплин. Это формирует активное умение студентов использовать расширенный круг сведений. В отличие от сухого языка академической подачи учебного материала, в кейс-стади постоянно присутствует особое эмоциональное напряжение при решении задачи,

Библиографический список

которое поддерживается недостатком полной информации о ситуации (объекте исследования), конкуренцией между мини-группами или отдельными студентами, порой психологическими проблемами внутри самой группы из-за отсутствия психологической совместимости. В ходе рассмотрения ситуации студенты находятся в команде, поэтому учатся сочетать интенсивную работу и личностное несогласие с манерой поведения других участников группы, находить оптимальный компромисс.

Идеи метода кейс-стади:

- назначение метода: улучшение и повышение ориентации студентов в учебном материале через рассмотрение проблемы (ситуации);

- перенос акцента обучения на сотворчество студента и преподавателя с целью выработки учебного знания - это принципиальное отличие метода кейс-стади и традиционной формы подачи материала, студент равноправен с другими студентами и с преподавателем при обсуждении проблемы;

- технологическое оформление кейса: предлагается модель (теоретическая) некой ситуации, в которой отражен специальный комплекс знаний и практических умений, которые необходимы для освоения заданий. При этом преподаватель выступает как ведущий или генератор идей, он фиксирует ответы (решения) и поддерживает дискуссию, выступает как участник сотворчества;

- в процессе работы студенты не только получают необходимые знания, но и формируют собственные личностные ценности, позволяющие в дальнейшем сформировать профессиональную позицию специалиста;

- это интерактивный эмоционально насыщенный метод обучения, вызывающий у студентов стойкое позитивное отношение к обучению, обеспечивающий при этом полноценное освоение как теоретических знаний, так и формирующий практические навыки овладения учебным материалом.

Метод кейс-стади воздействует на развитие профессиональных компетенций студентов, формирует интерес к исследовательской профессиональной деятельности. Оформление кейса выступает как сформированный образ мышления преподавателя, позволяющий активно действовать, развивая собственный творческий потенциал.

Специалистами отмечается важная особенность кейс-метода - это выработка студентами способности быстро и оперативно приспособиться к изменяющимся в процессе обсуждения условиям работы с информацией (недостаток или недостоверность материала) [2]. Причем для анализа всего объема информации требуется достаточный уровень интегративного мышления студентов для рассмотрения нелинейных связей в процессе разрешения ситуации, сформированная коммуникативная компетенция.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что необходимость использования интерактивных форм обучения не вызывает сомнения. Кейс-стади - это сочетание профессиональной деятельности и деловой игры под руководством преподавателя как своеобразного диспетчера-руководителя, фиксирующего работу группы, но не мешающего ей. Таким образом, можно сделать вывод об использовании метода в качестве активной формы получения учебных знаний по тем дисциплинам, где на поставленный вопрос могут равнозначно существовать несколько ответов с достаточной степенью вероятности. Перенесение акцента с получения знаний на выработку учебных понятий позволяет осваивать навыки собственно профессиональной деятельности в сочетании с формированием жизненных ценностей.

В то же время, как отмечают авторы (Ю.В. Сорокопуд, П.Д. Абдурахманова, Л.Ф. Артеменкова, Ф.Р. Асадулаева, Е.В. Везетиу и др. [6; 7; 8]), успешное применение кейс-метода в образовательную практику возможно лишь при соответствующем уровне профессиональной компетентности преподавателей, которую необходимо постоянно повышать, осваивать методику эффективного применения кейсов в образовательном процессе в ходе преподавания различных дисциплин.

Метод кейс-стади следует рассматривать как еще один инструмент для применения теоретического знания к решению реальных практических вопросов и разрешения ситуаций, где необходимо умение выслушивать мнение всех участников обсуждения и высказывать собственную точку зрения. Объединяя преподавателей как составителей и ведущих учебных практических кейсов и студентов как субъектов образовательного процесса, метод кейс-технологии способствует формированию исследовательских компетенций при совместной работе по разрешению проблемных ситуаций и учебных задач.

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организации и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007.

2. Зданович О.В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов - будущих учителей. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; Выпуск 11.

3. Екимова В.И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности. Современная зарубежная психология. 2014; № 1.

4. Метод кейсов (case study). Available at: http://evolkov.net/case/case.study.html

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2008.

6. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения. Вестник университета. 2012; № 6: 284-287.

7. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография. Москва, 2016.

8. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 44-47.

References

1. Abakumova N.N., Malkova I.Yu. Kompetentnostnyjpodhod v obrazovanii: organizaciii diagnostika. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2007.

2. Zdanovich O.V. O strukture i soderzhanii issledovatel'skoj kompetencii studentov - buduschih uchitelej. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; Vypusk 11.

3. Ekimova V.I. Kejs-metod v vysshej shkole: problemy primeneniya i ocenki 'effektivnosti. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2014; № 1.

4. Metod kejsov (case study). Available at: http://evolkov.net/case/case.study.html

5. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby akiivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2008.

6. Sorokopud Yu.V. Podgotovka prepodavatelej vysshej shkoly v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya. Vestnik universiteta. 2012; № 6: 284-287.

7. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R. i dr. Aktual'nyeproblemypsihologo-pedagogicheskih nauk: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

8. Vezetiu E.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k realizacii pedagogicheskogo proektirovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 44-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 37.013.42

Manakhova E.B., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: EManahova@fa.ru

ACCOUNTING FOR DEVIANCE IN TRAINING THE LANGUAGE OF SPECIALTY WITH BACHELORS. The article discusses certain types of student deviances based on the analysis of psychological and pedagogical sources and sociological theories of deviant behavior. Deviations may contain both negative and positive connotations, so the methods used in mitigating the former and positive reinforcement of the latter can be used when teaching undergraduates in the discipline "Foreign Language in the Professional Sphere." A number of measures of pedagogical influence, preventive measures and practical recommendations are proposed. All of them could support students on their way of obtaining higher education in general as well as in mastering a foreign language in particular. It is concluded that within the framework of the social science approach, deviance can be considered as a necessary condition for the society existence, since any deviations from the norm contribute to its development.

Key words: deviance, deviant behavior, students, foreign language training, sociology, lecturers

Е.Б. Манахова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: EManahova@fa.ru

УЧЕТ ДЕВИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются отдельные виды девиаций студентов на основе анализа психолого-педагогической литературы и социологических теорий девиантного поведения. Девиации могут иметь как отрицательную, так и положительную коннотацию, поэтому способы митигации первых и позитивное подкрепление вторых можно использовать при обучении студентов бакалавриата по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Предложен ряд мер педагогического воздействия, превентивные меры и практические рекомендации, которые могли бы помочь студентам в ходе получения высшего образования вообще и в освоении иностранного языка в частности. Делается вывод о том, что в рамках социологического подхода девиация может рассматриваться как необходимое условие существования общества, поскольку любые отклонения от нормы способствуют его развитию.

Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, студенты, иноязычная подготовка, социология, педагоги

В психолого-педагогической литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос девиантного поведения обучаемых во всех типах учебных заведений: в школах, колледжах, вузах. Старшему поколению всегда кажется, что именно нынешние школьники и студенты ведут себя иначе, чем их родители в своей молодости, вызывающе одеваются, у них странные увлечения. Обвинять молодежь в том, что она во всем отличается от предшественников, - тренд совсем не новый. Каждому поколению может показаться, что вот в их-то годы... (и далее по списку все, с чем они не согласны или отторгают).

Актуальность данной статьи определяется попыткой понять: 1) любой ли отклоняющийся от нормы поступок и самопозиционирование современной учащейся молодежи следует рассматривать с точки зрения теории девиантного поведения; 2) что можно считать девиантным поведением в студенческой среде вуза.

Цель статьи заключается в исследовании вариантов девиантного поведения при обучении языку специальности в бакалавриате и в описании формальных отклонений от социальной нормы. Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- определить понятие термина «девиантность» и «девиантное поведение»;

- определить ключевые формы поведения индивида в условиях аномии;

- провести анализ теорий девиантного поведения;

- показать, как могут решаться проблемы с отклонениями от социальной нормы при обучении языку специальности в бакалавриате неязыкового вуза.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- анализ опыта эффективного применения превентивных мер для снижения последствий девиантного поведения в среде обучающихся.

Научная новизна статьи заключается в поиске причин девиантности (биологические, социальные и воспитательные девиации).

Теоретическая значимость - в определении не только отрицательных, но и положительных девиаций в ходе освоения языка специальности. Практическая значимость состоит в предложенных профилактических мерах, которые способны митигировать или совсем устранять элементы девиантного поведения в учебной группе.

Прежде всего, нужно напомнить, что включает в себя понятие «девиация». Большинство исследователей сходятся во мнении, что девиация (девиантность) представляет собой отклонение от нормы, а также ее неприятие и вместе с тем невыполнение содержащихся в ней требований. Подобное поведение в социуме называют отклоняющимся. Важно подчеркнуть, что ученые предписывают отклонениям от социальной нормы в поведении отдельной личности или соци-

альной группы как негативный характер, так и позитивный [7, с. 186]. Об этом же упоминал в своих трудах и Э. Дюркгейм, рассматривающий девиантное поведение как естественный, присущий всем обществам феномен, который несет не только отрицательные, но и положительные заряды, поскольку необходим для нормальной эволюции морали и права. Данный ученый полагал, что девиации способствуют социальным изменениям, совершенствуя социальные нормы и предлагая альтернативу существующему положению дел. «Девиация нормальна при условии, если не превышает уровня, характерного для определенного типа общества» [4, с. 39-40]. Понятиям социальных девиаций посвящены многие работы Я.И. Гилинского, который утверждает, что «девиантность (deviance) - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям». Также следует разграничивать термин «девиантность» (под ним понимается состояние субъекта девиации) и термин «девиантное поведение» (т. е. поведенческое проявление) [3, с. 7].

На основе трудов Э. Дюркгейма Загребин В.В. выделяет две основные формы поведения индивида в условиях аномии, под которой понимается нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания и которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом общества. Ученый характеризует первую форму - ретристскую - как уход человека от социальных проблем по причине невозможности изменить собственное положение без изменения общественной структуры. Вторая - агрессивная -зиждется на поведении индивида в рамках социальной структуры, когда человек сам является действующим лицом в ходе трансформации кризисного общества. Обе этих формы предполагают, что в период социальных трансформаций будет происходить формирование новых норм и ценностей для всего социума [5, с. 307-309]. В современных условиях геополитических, экономических и социальных изменений ретристская форма девиантного поведения особенно явно проявляется во всех слоях общества, в том числе в студенческой среде.

Анализ исследований в психологической, педагогической, социальной литературе показывает, что любой новый феномен и его проявление в реакциях и поведении индивида можно назвать девиацией, проявляющейся как отклонение от общепринятого стандарта. Однако наибольший интерес у исследователей вызывают негативные проявления отклонений (с высокими рисками для устоев социума, организации и самой личности). Социологические теории девиантного поведения (табл. 1) описывают массу отклонений и рисков для среды и индивида, из наиболее значимых для процесса обучения теорий можно выделить пять основных.

Каким образом можно использовать знания данных теорий при обучении бакалавров языку специальности? Прежде всего, они позволяют педагогам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.