УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-219-227
ББК 74.48
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
CASE TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE MEANS OF ACHIEVING INDICATORS OF COMPETENCE FORMATION IN TEACHING LAW STUDENTS
Сакулина Юлия Валерьевна
Доцент кафедры информационного права, Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Sakulina Julia V.
Assistant Professor at the Department of Information Law, Ural State Law University, Ekaterinburg, PhD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Ионова Елена Борисовна
Преподаватель кафедры информационного права, Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург E-mail: [email protected]
Ionova Elena B.
Lecturer at the Department of Information Law, Ural State Law University, Ekaterinburg E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблем и преимуществ использования кейс-технологий в образовательном процессе. Внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы жизненно необходим как самим учебным заведениям, так и в первую очередь студентам, выпускникам, которые будут в дальнейшем конкурентоспособными, то есть
Abstract. The article discusses the problems and advantages of using case technologies in the educational process. The introduction of modern digital technologies into the educational process of higher education is vital for both educational institutions themselves and, first of all, students, graduates who will be competitive in the future, that is, in demand in the labor
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Сакулина Ю. В., Ионова Е. Б., 2022
востребованными на рынке труда. Система образования на сегодняшний день претерпевает изменения в структуре обучения в высшем профессиональном звене, практически каждый год меняется не только структура образования, меняются подходы и методы в обучении различным дисциплинам. Таким образом, каждая компетенция может быть представлена через индикаторы знаний, умений и навыков. Методы кейс-технологий могут применяться на различных этапах обучения, в различных учебных учреждениях. Они приобретают все большую популярность, так как позволяют моделировать реальную практическую ситуацию в игровой исследовательской форме. При этом использование комбинации традиционных методов обучения и методов кейс-технологий отвечают существующим требованиям, использования инновационных методов обучения. Ценность кейс-технологии заключается в том, что она позволяет успешно формировать у студентов не только конкретные профессиональные компетенции, определенные ФГОС, по специальности, но и комплекс общих компетенций, необходимых любому специалисту, в том числе в наборе индикаторов сформированности компетенций и показателей успешности достижения результатов обучения.
Ключевые слова: кейс-метод, индикатор, компетенции, юриспруденция, показатели, технология.
Для цитирования: Сакулина Ю. В., Ионова Е. Б. Кейс-технологии как эффективное средство достижения индикаторов сформированности компетенций в обучении студентов юридического вуза // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 219-227. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-219-227.
market. The education system is currently undergoing changes in the structure of higher vocational education, almost every year not only the structure of education is changing, but also approaches and methods in teaching various disciplines are changing. Thus, each competence can be represented through indicators of knowledge, skills and abilities. Case-technology methods can be applied at various stages of training, in various educational institutions. They are becoming increasingly popular, as they allow one to simulate a real practical situation in a playful research form. At the same time, the use of a combination of traditional teaching methods and case-technology methods meet the existing requirements, the use of innovative teaching methods. The value of the case technology lies in the fact that it allows students to successfully form not only specific professional competencies defined by the Federal State Educational Standard in their field of expertise, but also a set of general competencies necessary for any specialist, including a set of indicators of competence formation and indicators of success in achieving learning outcomes.
Keywords: a case method, an indicator, competencies, jurisprudence, indicators, technology.
Cite as: Sakulina Ju. V., lonova E. B. Case technologies as an effective means of achieving indicators of competence formation in teaching law students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 219-227. DOI: 10.31862/22188711-2022-4-219-227.
Современные образовательные тенденции задают новое направление развития профессиональному образованию. Учитывая это, необходимо вводить в образовательный процесс методики использования новых технологий, которые позволяют формировать профессиональные компетенции студентов.
Реформирование системы образования породило спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределенности, специалистов, умеющих анализировать и принимать решения. В вузах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования [1].
Внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы жизненно необходим как самим учебным заведениям, так и в первую очередь студентам, выпускникам, которые будут в дальнейшем конкурентоспособными, то есть востребованными на рынке труда.
В последние годы внедрение цифровых технологий в учебный процесс чаще всего ограничивается только приобретением технических средств для обучения. Работе с цифровыми инструментами не уделяется должного внимания.
Система образования на сегодняшний день претерпевает изменения в структуре обучения в высшем профессиональном звене, практически каждый год меняется не только структура образования, меняются подходы и методы в обучении различным дисциплинам.
В сфере образования понятие индикаторов используется в различных значениях. Так, Н. Ф. Ефремова рассматривает их как индикаторы поведения, выделяя в качестве основных блоков описания компетенций. Ученый справедливо отмечает, что «индикаторы компетенций определяют итоги и результаты владения той или иной компетенцией, а не сами действия и поведение испытуемых при оценивании» [2, с. 185-187].
Исходя из федеральных государственных образовательных стандартов, реализация учебного процесса должна включать в себя новые информационные технологии обучения, которые позволяют приобретать профессиональные знания, умения и навыки. Такой подход обуславливает применение активных и интерактивных форм и методов обучения, позволяющих формировать профессиональные компетенции согласно ФГОС.
Индикаторы сформированности компетенций - это совокупности описаний знаний, умений и навыков обучающегося, приобретенных в ходе образовательного процесса (результатов обучения), представленные в виде измеримых параметров и свидетельствующие об уровне достижения компетенции.
Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» [3] показывает, что их разработчики, формулируя положения об оценке качества освоения образовательной программы, как правило, подчеркивают лишь создание фондов оценочных средств, позволяющих оценить уровень сформированности компетенций, проведение в целях оценки качества таких мероприятий, как текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и итоговая государственная аттестация выпускников, а также положения о
рецензировании образовательной программы и привлечении представителей работодателей к осуществленной оценке. При этом каких бы то ни было положений о системе оценивания уровня сформированности компетенций, описания показателей оценивания, принципов его осуществления в анализируемых стандартах не содержится.
Таким образом, с одной стороны, должна быть поставлена и достигнута цель формирования у обучающихся требуемых компетенций на как можно более высоком уровне, с другой стороны, необходима разработка такой системы оценки качества освоения образовательной программы, которая позволила бы сделать объективные и достоверные выводы об уровне сформированности компетенций.
Результат освоения образовательных программ в современных образовательных стандартах высшего образования связывается со сформированностью определенного набора компетенций.
Во ФГОС по направлению подготовки «Юриспруденция» содержатся такие индикаторы, как [3]:
ИОПК-8.1. Получает из различных источников, включая правовые базы данных, юридически значимую информацию, обрабатывает и систематизирует ее в соответствии с поставленной целью.
ИОПК-8.2. Применяет информационные технологии для решения конкретных задач профессиональной деятельности.
ИОПК-8.3. Демонстрирует готовность решать задачи профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности.
Именно для достижения этих компетенций кейс-методы будут наиболее эффективны.
Достижение тех или иных компетенций предполагает усвоение и способность к воспроизведению определенной информации (знаний), способность к их применению на практике (то есть выработку умения) и формирование определенного опыта воспроизведения действий, умения применять знания и совершать действия в нетипичных, сложных ситуациях (овладение навыками). Таким образом, каждая компетенция может быть представлена через индикаторы знаний, умений и навыков.
Может быть предложено следующее определение индикаторов сформированности компетенций - это совокупности описаний знаний, умений и навыков обучающегося, приобретенных в ходе образовательного процесса (результатов обучения), представленные в виде измеримых параметров и свидетельствующие об уровне достижения компетенции.
В этом могут помочь кейс-технологии. Кейс-технология - это интерактивная техно -логия для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций [4]. Такая технология позволяет формировать знания, умения и навыки, направленные на формирование профессиональных компетенций. Чаще всего в качестве кейс-методов используются: анализ конкретных ситуаций (ситуационный анализ), решение ситуационных задач и упражнений.
Цель использования кейс-технологии в высшей школе - способствовать овладению общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями на основе развития мотивации учения путем решения жизненно важных проблем, стимулирования использования имеющихся знаний и освоения новых.
Кейс предполагает наличие совокупности взаимосвязанных фактов, событий, явлений, характеризующих жизненные проблемы и требующих конкретных ответственных решений. Важная роль отводится рефлексии по поводу принятых решений и роли каждого участника [5]. Ситуации, представленные в кейсах, могут быть представлены в разном виде и нацелены на разные цели и задачи:
• проблемная ситуация;
• оценочная ситуация;
• иллюстративная ситуация;
• тренировочные ситуации (отработка навыков, повторяющиеся упражнения).
Суть кейс-технологии заключается в создании проблемной ситуации и ее решении.
Где, как не на «Правовой информатике», можно широко использовать данный метод! Именно здесь можно использовать различные ситуации, которые когда-либо случаются с человеком. Решение, точнее, разрешение какой-либо из этих ситуаций студенты могут найти с помощью справочно-правовых систем, таких как «Гарант», «Кодекс», «Косультант+», азы правильного использования которых даются на занятиях по данной дисциплине, а благодаря созданию проблемной ситуации, когда группа может задавать вопросы по данной проблеме, а студент должен найти корректные ответы, повысит мотивацию к дальнейшему обучению по дисциплине «Юриспруденция».
Кейсы направлены на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Они позволяют формировать навыки принятия решений, умения работать в команде, способствуют развитию убеждать и искать компромиссы. Данные методы предназначены для того, чтобы научить студентов принимать решения, находить ответы на проблемные вопросы. И тем самым это способствует достижению индикаторов сформированности профессиональных компетенций.
Методы кейс-технологий интегрирует в себе:
• метод моделирования;
• метод поиска, анализа и мониторинга различной, в том числе и правовой, информации;
• описательный метод;
• метод создания проблемных ситуаций;
• различные игровые методы и игровые ситуации;
• метод мозгового штурма;
• метод дискуссии.
Для того чтобы использовать кейс-технологии, необходимо подготовить и проработать конкретную ситуацию. Подготовленная и проработанная практическая задача по этой ситуации выносится на обсуждение. Это делается для создания благоприятной атмосферы группового обсуждения.
Помимо этого, разработанный практический кейс должен соответствовать учебному курсу или рабочей программе, в рамках дисциплины, где планируется использовать кейсы. Правильно и качественно разработанный кейс позволяет сформировать необходимые профессиональные навыки. В итоге мы получаем эффективное средство для достижения индикаторов сформированности компетенций.
Существует множество различных кейсов, но все они позволяют научить студентов анализу, устанавливать взаимосвязь между объектами (субъектами), выделять ключевые моменты и базовые принципы в различных ситуациях и процессах. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации - это необходимое, хотя не достаточное условие наличия учебной ситуации.
На практике рекомендуется использовать кейс-методы в сочетании с традиционными методами обучения [6]. Такая комбинация методов позволяет повысить уровень мотивации студентов и, как следствие, заинтересованности предметом, что в итоге приводит к формированию необходимых компетенций.
Этапы конструирования кейса:
• определить цель создания;
• отобрать тематическое содержание;
• поиск источников информации (по ключевым словам);
• анализ литературы, публикаций, статистики;
• сбор информации и подготовка первого варианта представления материалов в кейсе (макет, презентация - видео, печатная);
• обсуждение с привлечением аудитории и получение экспертной оценки перед апробацией (внести необходимые изменения);
• подготовка методических рекомендаций по использованию кейсов;
• разработка заданий для студентов, возможные вопросы для дискуссии и презентации.
Кейс-технологии позволяют:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, учет его интересов и потребностей.
2. Возможность проявления индивидуальных качеств обучающегося.
3. Обеспечение учебного процесса наглядными материалами, которые позволяют более качественно иллюстрировать создаваемые ситуации.
4. Не перегружать студентов теоретическим материалом, а фокусировать их внимание только на основных моментах.
5. Обеспечение доступности преподавателя для студента.
6. Формирование у студентов навыков и умений поиска, обработки и анализа информации.
Несмотря на несомненные положительные стороны кейс-технологий, существует и ряд проблем:
• применение комплексного подхода в сочетании традиционных и инновационных форм обучения для создания интересных познавательных ситуаций практической направленности;
• обоснованность и целесообразность применяемых форм обучения на конкретных занятиях;
• доскональная проработка всех кейс-ситуаций и задач с целью обеспечения эффективности и результативности процесса обучения;
• необходимость повышения квалификации и мастерства преподавателя в использовании кейс-технологий.
Нами был создан пакет кейсов с ситуациями, с которыми будущий юрист может столкнуться в своей профессиональной деятельности в дальнейшем, и наводящими готовыми вопросами. При использовании таких ситуаций на занятиях предмет «Правовая информатика» становится более «живым», а главное, полезным для развития компетенций по специальности «Юриспруденция».
Смысл данного кейса - приобретение способности действовать оптимально, он создает практическую модель ситуации, которая способствует познанию жизненных ситуаций.
Назначение подобного кейса сводится к тренингу у обучаемых умений и навыков поведения, а также закреплению знаний в данной ситуации. Следовательно, практические кейсы должны быть максимально детальными и наглядными.
Помимо практической составляющей, в наших кейсах присутствовала и обучающая составляющая. Предложенные проблемы являются сборной общей ситуационной моделью жизненных событий и ситуаций. Данный кейс дает возможность увидеть в подобранных ситуациях типичное и способствует развитию умения анализировать ситуации по аналогии.
В некоторых кейсах присутствуют элементы исследовательской работы. Применение метода моделирования служит обучающей функцией научного исследования.
Подводя итог, можно утверждать, что использование кейс-технологий помогает сформировать активную самостоятельную деятельность студентов. Известно, чтобы активировать самостоятельность студентов, нужно вызвать у них интерес, и подобные технологии помогают в этом.
Чтобы быть востребованными на рынке труда, педагогическим кадрам необходимо постоянно повышать уровень своей образованности, а главное, быть информационно активными, следить за изменениями в цифровых технологиях и постоянно совершенствовать свои умения для продуктивной работы с ними, активно применять новшества в учебном процессе.
Методы кейс-технологий могут использоваться на различных этапах обучения, в различных учебных учреждениях. Они приобретают все большую популярность, так как позволяют моделировать реальную практическую ситуацию в игровой исследовательской форме. При этом использование комбинации традиционных методов обучения и методов кейс-технологий отвечают существующим требованиям использования инновационных методов обучения.
Методика применения кейс-технологий позволяет преподавателю направлять деятельность студентов на достижение целей, то есть происходит самостоятельное усвоение и формирование знаний, умений и навыков по теме дисциплины. При таком способе проведения образовательного процесса все студенты оказываются вовлеченными в процесс обучения и познания.
Совместная деятельность позволяет каждому из студентов внести свой индивидуальный вклад в решение профессиональных задач и проблемных ситуаций. В процессе обучения идет взаимообмен знаниями, способами и методами решения. Коллективный поиск стимулирует интеллектуальную активность всех участников образовательного процесса.
Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями [7]:
• направленность высшего образования, на формирование профессиональных компетенций, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие личностных способностей, умения перерабатывать массивы информации;
• повышение качества подготовки специалиста, который должен соответствовать профессиональным требованиям к будущей профессии, уметь принимать решения в различных проблемных ситуациях, обладать знаниями и навыками в профессиональной области.
Таким образом, кейсы не только позволяют повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, но и способствуют освоению основных образовательных программ, что будет проявляться в том числе в наборе индикаторов сформированности компетенций и показателей успешности достижения результатов обучения.
Выбор кейс-технологий как ресурса формирования профессиональных компетенций для будущих специалистов исходит из того, что применение технологии повысит уровень мотивации студентов, а непосредственная работа с кейсами будет стимулировать их на поиск новой информации и тем самым будет способствовать достижению индикаторов сформированности профессиональных компетенций [8].
Ценность кейс-технологии заключается в том, что она позволяет успешно формировать у студентов не только конкретные профессиональные компетенции, определенные ФГОС по специальности, но и комплекс общих компетенций, необходимых любому специалисту.
Опыт, приобретенных на знаниях с применением кейс-метода, поможет студентам еще в вузе выработать навыки профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Адонина Н. П. Кейс-стади: история и современность // Высшее образование сегодня. 2018. № 11. С. 43-48.
2. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 216 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (в ред. от 11.01.2018) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (зарег. в Минюсте РФ 29.12.2016 № 45038). URL: http://publication.pravo.gov.ru/ File/GetFile/0001201612290116?type=pdf (дата обращения: 01.03.2022).
4. Грузкова С. Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. № 6. С. 3-14.
5. Кейс-метод в профессионально-технологическом образовании (Теоретический курс. Ч. 1): учеб. пособие. Волгоград: Волгоградский гос. социально-педагогический ун-т: Перемена, 2019. 167 с.
6. Темина С. Ю. Реализация проблемно-поисковых методов в воспитании молодого поколения как перспективное направление развития педагогической теории и практики // Изв. Российской академии образования. 2017. № 1. С. 59-64.
7. Фастова Е. И., Иванова О. Л. Инновационные педагогический технологии. Кейс успешного педагога. М.: Учитель, 2017. 79 с.
8. Шимутина Е. В. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. 2019. № 2. С. 172-179.
References
1. Adonina N. P. Keys-stadi: istoriya i sovremennost. Vysshee obrazovanie segodnya. 2018, No. 11, pp. 43-48.
2. Efremova N. F. Podkhody k otsenivaniyu kompetentsiy v vysshem obrazovanii: ucheb. posobie. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010. 216 p.
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 No. 1511 (v red. ot 11.01.2018) "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya (uroven bakalavriata)" (zareg. v Minyuste RF 29.12.2016 No. 45038). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/File/Get File/0001201612290116?type=pdf (accessed: 01.03.2022).
4. Gruzkova S. Yu. Keys-metod: istoriya razrabotki i ispolzovaniya metoda v obrazovanii. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem. 2019, No. 6, pp. 3-14.
5. Keys-metod v professionalno-tekhnologicheskom obrazovanii (Teoreticheskiy kurs. Part 1): ucheb. posobie. Volgograd: Volgogradskiy gos. sotsialno-pedagogicheskiy un-t: Peremena, 2019. 167 c.
6. Temina S. Yu. Realizatsiya problemno-poiskovykh metodov v vospitanii molodogo pokoleniya kak perspektivnoe napravlenie razvitiya pedagogicheskoy teorii i praktiki. Izv. Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 2017, No. 1, pp. 59-64.
7. Fastova E. I., Ivanova O. L. Innovatsionnye pedagogicheskiy tekhnologii. Keys uspeshnogo pedagoga. Moscow: Uchitel, 2017. 79 p.
8. Shimutina E. V. Keys-tekhnologii v uchebnom protsesse. Narodnoe obrazovanie. 2019, No. 2, pp. 172-179.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4
Статья поступила в редакцию 10.03.2022 The article was received on 10.03.2022