7. Караваев, Н.Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде : монография / Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева. - Киров : Вятский государственный университет, 2019. - 105 с. -Текст : непосредственный.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования : утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 92. - URL: https://www.fgosvo.ru/. - Текст : электронный.
REFERENCES
1. Deterding S. Gamification: Toward a definition/ Sebastian Deterding. Conference: CHI 2012 Gamification Workshop Proceedings. URL: https://www.researchgate.net/publication/273947177_Gamification_Toward_a_definition.
2. Kapp K. Defelice R.A. Microlearning: Short and Sweet. Association for Talent Development, 201. 200 p. URL: https://www.amazon.comdp/1949036731/ref=as_sl_pc_tf_til?tag=wwwkarlkappco-20&hnkCode=w00&linkId=9f6c59f80914a858921183e8f53fab62&creativeASIN=1949036731.
3. Lee G.Y. The effectiveness of the ED-Escape game for promoting high school students' motivation to learn. Journal of Educational Computing Research, 2019, no. 57 (7), pp. 1710-1727.
4. Linder C., Christian B., Koll H. ED-Escape--An Innovative Learning Game for Educational Courses. E-learning and Education (ELEED), 2018, no. 14.
5. Morgan M.J., Grant-Hale K. The effectiveness of incorporating the ED-Escape game into an English language course. Journal of Educational Computing Research, 2018, no. 56 (2), pp. 285-303.
6. Stader D.L., Xiao Y. ED-Escape game and students' communication and social support. Journal of Educational Computing Research, 2019, no. 57 (7), pp. 1740-1758.
7. Karavaev N.L., Soboleva E.V. Sovershenstvovanie metodologii gejmifikacii uchebnogo processa v cifrovoj obra-zovatel'noj srede: monografija [Improving the methodology of gamification of the educational process in the digital educational environment]. Kirov: Vjatskij gosudarstvennyj universitet, 2019. 105 p.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija: utv. prikazom M-va obrazovanija i nauki RF ot 9 fevralja 2016 g. N 92 [Federal State Educational Standard of Higher Education]. URL: https://www.fgosvo.ru/.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
А.И. Михайлова, аспирант, ассистент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадрин-ский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
A.I. Mikhailova, Graduate Student, Instructor, Department of Pre-School and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 377 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_116
Юлия Леонидовна Нетунаева г. Шадринск
Усиление исследовательского потенциала проектной деятельности как условие формирования проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа
Статья посвящена одному из педагогических условий модели формирования проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа - усилению исследовательского потенциала проектной деятельности. Актуальность исследования обоснована отсутствием методических знаний студентов об основах исследовательской деятельности. Анализ психологической, педагогической, методологической литературы по исследуемой теме, систематизирование и сравнение полученных данных, наблюдение и опрос были выбраны в качестве основных методов исследования. Педагогическое условие реализуется посредством поэтапного формирования вышеназванной компетенции. Автор выделяет четыре этапа: подготовительный, учебный, практический, исследовательский. В качестве основы формирования компетенции автор выделяет учебный этап, на котором предлагает применение лекций-бесед и учебно-исследовательских кейсов. В статье дана содержательная характеристика понятия. Результатом исследования является разработанный учебно-исследовательский кейс. Значимость исследования состоит в применении полученных материалов в теории, методике и практике преподавания.
Ключевые слова: компетенция, проектно-исследовательская компетенция, кейс, кейс-метод, учебно-исследовательский кейс.
Yulia Leonidovna Netunaeva
Shadrinsk
Strengthening of project activity research potential as a condition for the college students project-research competence formation
The article is devoted to the pedagogical conditions of the college students project-research competence formation model - strengthening of project activity research potential. The significance of the study is justified by the lack of methodological knowledge of students about the basics of research activities. Observation, analysis of psychological, pedagogical, methodological literature, systematization and comparison of the data obtained are the main research methods. The pedagogical condition is implemented through the competence gradual formation. The author identifies four stages: preparatory, educational,
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 116_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_ 2542-029l
practical, and research. As a basis for the formation of competence, the author suggests the educational stage, the usage of conversation lectures and educational and research cases. A meaningful characteristic of the educational and research case is given. Educational and research case was designed as the result of the study. The obtained materials can be used in the theory, methodology and practice of teaching.
Keywords: competence, project-research competence, case, case-study, educational and research case.
Введение: Одним из важных требований к организации образовательного процесса колледжа является ориентация на проектную деятельность. Это подтверждают как, прописанные в последней редакции (от 12.08.2022 г.) ФГОС СОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые включают такие базовые исследовательские действия как владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания [10], так и общие компетенции, прописанные во ФГОС СПО (например, 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств): ОК 1 выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам, ОК 2 осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности [9].
Проектно-ориентированное обучение представляет собой «специально организованную педагогом самостоятельную детальность обучающихся по созданию нового продукта (проекта). Данный вид обучения основан на использовании проектных, проблемных, поисковых, исследовательских.
активных методов» [8, С. 6]. Основываясь на определении, можно выделить следующие характерные особенности проектно-ориентированного обучения [8]:
- во-первых, организация педагогом проектной деятельности обучающихся;
- во-вторых, обучение приобретает продуктивный характер, так продуктом является не только конкретный итог проекта, но и усвоенные знания, приобретенные умения, реализованные личностные особенности обучающихся;
- в-третьих, повышение уровня самостоятельности в обучении, что обеспечивается высокой мотивированностью обучающихся;
- в-четвертых, проблемный характер заданий, который напрямую связан с использованием исследовательских и проблемных методов в обучении.
Все выделенные особенности возможно реализовать в процессе формирования проектно-исследо-вательской компетенции студентов колледжа. Отметим, что под проектно-исследовательской компетенцией мы понимаем совокупность мотивации студента, навыков проектной и исследовательской деятельности, и наличия способности применять эти знания и умения как в профессиональной, так и в социальной деятельности. Более наглядно суть компетенции представлена на Схеме 1.
Проектно-исследовательская компетенция студентов колледжа
знания
умения
• этапы проектирования II исследования (постановка проблемы; изучение теории; подбор методик исследования; сбор материала, его анализ п обобщение, собственные выводы)
• совокупность знаний в определенной предметной области
• представления о конечном продукте
ОПЫТ
• выработка концепции
• наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения II обоснования гипотез, планировать деятельность, формулировать цель деятельности, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, предъявлять результаты исследования)
• решение исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, направленной на профессиональное будущее, самовыражение и открытость личности студента
• решение задачи по созданию конечного продукта
• решение реальной проблемы
• самостоятельное приобретение знаний и умений
• действовать самостоятельно (без алгоритма)
Рис.1. Схема проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа
Процесс формирования проектно-исследова-тельской компетенции студентов колледжа - длительный и целенаправленный. Для его реализации, как правило, создается модель. О разработанной
нами модели процесса формирования проектно-ис-следовательской компетенции студентов колледжа мы писали ранее. Модель формирования проектно-исследовательской компетенции студентов колле-
джа представлена четырьмя блоками, которые отражают внутреннюю организацию процесса формирования компетенции. Среди блоков мы выделяем: целевой (выполняет целеобразующиую функцию), средово-организационный (выполняет организационно-информационную функцию), процессуальный (выполняет формирующую функцию), оценочно-результативный (выполняет аналитическую функцию) блоки [7]. Эффективность применения данной модели напрямую зависит от условий, в которых она будет функционировать. Как в русскоязычных, так и в англоязычных толковых словарях условие трактуется как обстоятельство, от которого что-то зависит [8, 13]; необходимая ситуация [15]; основа, предпосылка чего-либо [3]. Так, условие выступает как внешний фактор, определяющий протекание процесса или явления. Существует множество определений понятия «педагогические условия» (П.И. Пидкасистый, Ю.К. Бабаский, Н.М. Яковлева, А.Ф. Аменд, Н.Ю. Посталюк, Н.В. Ипполитова, С.Л. Рубинштейн, А.Я. Найн, Б.Г. Куприянов, О.В. Башарина, Л.В. Львов). В нашей работе под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, образующих инновационную образовательную среду колледжа, соблюдение которых способствует достижению цели формирования проектно-исследовательской компетенции.
Так одним из педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели, мы видим усиление исследовательского потенциала проектной деятельности. Отметим, что проектная деятельность для А.В. Леонтовича - это «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности, Непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности»; а исследовательская - «деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере» [6]. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность тесно связаны друг с другом как взаимовложенные части единого целого.
О развитии исследовательских умений в рамках проектной деятельности писали А.А. Губайдуллин, О.Г. Бутузова, А.Б. Рахмонов, Е.В. Плещевая. По замечаниям ученых исследовательская деятельность в виду отсутствия методических знаний вызывает у обучающихся больше затруднений, чем проектная.
Анализ психологической, педагогической, методологической литературы по исследуемой теме, систематизирование и сравнение полученных данных, наблюдение и опрос были выбраны в качестве основных методов исследования. Так согласно
118
опросу студентов первого и второго курса ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж» о проектно-исследовательской деятельности 54% студентов отметили, что не совсем понимают, что такое проектно-исследовательская деятельность. В тоже время, большинство опрошенных отметили, что занимались проектной деятельностью в школе. Согласно наблюдениям за деятельностью обучающихся, у них слабо развиты умения деятельности без алгоритма, студентам тяжело дается постановка целей, задач, обоснование актуальности. Таким образом, данные опроса и наблюдения еще раз подчеркивают актуальность и необходимость детальной разработки данного педагогического условия для обеспечения эффективного функционирования модели.
Исследовательская часть:
Как нами было обозначено выше, исследовательский компонент проектно-исследовательской деятельности вызывает у студентов наибольшие сложности, в виду чего его формированию следует уделять особое внимание. Так среди способов формирования исследовательских умений ученые выделяют:
- формирование общих приемов познавательной деятельности, позволяющих студентам самостоятельно осуществлять аналитическую деятельность (работа с источниками информации: статьями, монографиями, разделами учебников; реферирование; рецензирование и т.д.);
- повышение доли исследования в проектной деятельности посредством последовательного усложнения проектов
Так, например, самыми простыми являются практико-ориентированные проекты, целью которых является проведение практически-значимого эксперимента; далее по сложности следует выделить ознакомительно-ориентировочные проекты, цель которых представление результата по обработанной информации; наиболее сложными являются исследовательские проекты, имеющие структуру, подлинно совпадающую с научным исследованием, цель которых исследование проблемы и разработка путей ее решения.
- увеличение удельного веса самостоятельной проектной деятельности;
- использование метода фасилитации при организации проектно-исследовательской деятельности.
В виду вышеобозначенного, в целях усиления исследовательского потенциала проектной деятельности формирование проектно-исследователь-ской компетенции мы предлагаем разделить на четыре этапа: подготовительный, учебный, практический, исследовательский.
На подготовительном этапе происходит выравнивание знаний по общеобразовательному предмету, развитие критического мышления, умений сравнивать, обобщать и анализировать, умения работать с разными источниками информации. На данном этапе преподаватель посредством наблюдения осуществляет проверку умений студентов
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023
вести проектную деятельность, при необходимости выполняет корректировку этих умений. На данном этапе студентам предлагаются творческие, ролевые и прикладные проекты.
Учебный этап направлен на формирование базовых знаний о проектно-исследовательской деятельности. Студентам важно знать этапы проектно-исследовательской деятельности; как поставить цель и задачи, сформулировать проблему исследования, выбрать предмет и объект; как выбрать методы исследования, какие источники информации можно считать надежными, как правильно оформить результаты исследования. На данном этапе широко применяются ознакомительно-ориентировочные проекты, которые в дальнейшем могут быть интегрированы в полноценную исследовательскую деятельность студентов.
На практическом этапе происходит приобретение опыта проектно-исследовательской деятельности. Тематика исследовательских проектов направлена, в том числе на будущую профессиональную деятельность студентов.
Исследовательский этап направлен на расширение и углубление навыков проектно-исследова-тельской деятельности. Работа над исследовательским проектом происходит индивидуально, а не в малых группах, как на предыдущих этапах. Студенты участвуют как во внутренних, так и во внешних конкурсах проектно-исследовательских работ.
Основу формирования проектно-исследова-тельской компетенции представляет учебный этап, так как именно на нем формируются представления студентов об этом виде деятельности. Как мы отметили ранее, согласно результатам опроса и наблюдения студенты имеют представление о проектной деятельности и умеют ее осуществлять, однако, выдвижение гипотезы, постановка цели, задач, определение объекта и предмета, изучение источников, анализ и сравнение полученных данных вызывают у студентов сложности, поэтому усиление исследовательского потенциала проектной деятельности целесообразно проводить на этом этапе.
Ознакомить студентов с инструментарием проектно-исследовательской деятельности на занятиях по предмету «Иностранный язык» можно посредством серии лекций-бесед, которые являются одним из методов технологии проблемного обучения. Проведение части занятия в форме лекции-беседы. - эффективный метод активизации деятельности студентов с целью получения от них обратной связи. Выбор данного метода организации занятия обусловлен, во-первых, тем, что высокая эмоциональность и доверительный тон преподавателя активизируют студентов и вовлекают их в диалог; во-вторых, лекция-беседа идеально подходит для чтения в малых группах (а не на курсе или потоке), что способствует лучшему восприятию материала слушателями [11].
Лекция-беседа подразумевает постановку проблемы преподавателем и поиск студентами ее решения. Условиями возникновения проблемной
ситуации являются недостаточность знаний или не владение способами деятельности для решения ситуации. Даже если студентам сложно найти решение проблемы, и им необходима помощь преподавателя, активная мыслительная деятельность также является не менее ценной, чем само решение [5].
Задания на усиление исследовательского потенциала можно представить как послетекстовые задания. Например:
What is the problem highlighted in the text? Imagine that you are going to write a project on this topic.
- What will be object and subject of your project?
- Write the plan, aim, objectives, topicality of your project.
- Choose the research methods for your project.
- What sources of information could you use?
Каждый из вопросов представляет собой отдельную тему для лекции-беседы и может быть интегрирован в любую тему рабочей программы учебного предмета. Сначала студентам предлагается, работая в малых группах, ответить на вопрос самостоятельно, осуществив поиск неизвестной информации, затем, при необходимости, преподаватель корректирует неточности, объясняет принцип решения проблемной задачи.
Для создания положительного психологического настроя и поддержания активности студентов во время изучения материала целесообразно применение различных типов вопросов. Так, например, открытый вопрос позволяет студенту построить развернутое высказывание, что стимулирует развитие его логического мышления. Закрытый вопрос можно задавать студентам, которые не уверены в своих знаниях. Альтернативный вопрос подходит для нерешительных студентов, так как оба варианта являются, как правило, верными, что способствует созданию положительного настроя на усвоение теоретических знаний. Ориентирующий вопрос дает студенту возможность получить знание, так как его структура ориентирует студента согласиться с тем, что говорит преподаватель. Уточняющий вопрос помогает преподавателю подтолкнуть студента к правильному ответу, когда у первого возникли сомнения насчет того, правильно ли понял он ответ студента [1].
Для лучшего понимания студентами этапов проектно-исследовательской деятельности и ее инструментария на учебном этапе также предлагается применение учебно-исследовательских кейсов [12]. Кейс-метод, по определению И.А Бисько, представляет собой интерактивный метод обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений [2]. Ядром кейс-метода является проблемная ситуация, к которой студенты посредством изучения теоретического материала и выполнения практических работ исследовательского характера должны самостоятельно найти решение [4]. Умение студента действовать самостоятельно,
без алгоритма является ценным для формирования проектно-исследовательской компетенции.
Л.Г. Светоносова отмечает, что учебно-исследовательский кейс обладает определенной структурой. Кейс начинается с вводной части (аннотации), цель которой заключается в описании ситуации, заданий кейса и привлечению интереса к его содержанию. Основная часть кейса содержит всю необходимую информацию для его решения. Она представлена в виде текстовой или графической информации. Заключительная часть включает в себя проектно-ориентиро-ванные задания и вопросы к кейсу [12].
На основе анализа педагогической литературы по исследуемой теме, систематизирования и сравнения полученных данных нами был разработан следующий учебно-исследовательский кейс по предмету «Иностранный язык» (по теме «Отели») для студентов первого курса:
Аннотация: Вы познакомитесь с необычным отелем в Великобритании. Вам необходимо проанализировать содержание кейса, воспользовавшись интернет-источниками отметить отель на карте Великобритании, проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются гости номера отеля, разыграть диалог между гостем и менеджером отеля, предложить тему для исследовательского проекта, автором, которого можете быть Вы, написать план, цель, задачи, обосновать актуальность темы проекта.
Кейс: There are many hotels in Britain that people say are haunted. One of them is Scotland Comlon-gon Castle.
Comlongon Castle is a 15th-century castle in a small village near Dumfries in south-west Scotland. The castle is haunted by the ghost of Lady Marion Car-ruthers. Lady Marion was unhappy because she was married to a man she did not love, and in 1570 she jumped from the castle walls and killed herself. Many strange things happen in the hotel - doors open and close, and lights go on and off in the Carruthers suite. An American couple once opened the door of their room (the Carruthers suite) and saw a young woman sitting on the bed. They left because they thought they were in the wrong room. In fact it was their room, but when they came back the room was empty [14, с. 64].
Задания:
1. Read the text and answer the questions:
- Who is the ghost in the hotel?
- Would you like to stay in the Carruthers suite? Why? Why not?
2. Mark the Comlongon Castle on the map (студентам выдается карта Великобритании, на которой обозначены крупные города).
3. Tick the problems people face in the in Com-longon Castle:
- people feel that somebody is watching them
- people hear strange noises
- people see somebody
- lights go on and off
- things fall on the floor
- doors open and close
120
4. Work in pairs. Role play the dialogue
Student A. You are a guest in Comlongon Castle.
You have The Carruthers suite. You have some problems in your room. Tell the hotel manager:
- about your problems in the room;
- that you are afraid;
- that you want another room.
Student B. You are a hotel manager in Comlon-gon Castle. Your guest is unhappy.
- listen to the guest;
- say you are very sorry about the problems;
- explain the reason of the problems;
- calm the quest down and offer another room.
5. Read the text once again, make up the topic for the research project. Write the plan, aim, objectives and topicality to the project, define the research methods you will use.
Задания 1-4 учебно-исследовательского кейса носят проблемный характер и нацелены на развитие коммуникативной компетенции, что обусловлено спецификой изучения предмета. В задании 1 обучающимся необходимо построить связные монологические высказывания с опорой на прочитанный текст; в задании 2 студентам необходимо решить проблемную задачу - найти отель на каре Великобритании, воспользовавшись фрагментарной информацией в тексте (страна и название деревни) и Интернет-источниками; задание 3 направлено на контроль поискового чтения - обучающимся необходимо выбрать из списка проблемы, с которыми сталкиваются гости отеля; в задании 4 обучающимся необходимо разыграть диалог, опираясь на информацию текста и поставленную задачу в задании. Эти задания служат опорой для выполнения следующего задания. Задание 5 учебно-исследовательского кейса представляет собой выбор темы проекта, составление плана работы, постановку цели, задач, написание актуальности и выбор методов исследования. Задание подобного характера помогает студентам лучше понять, в чем заключается исследовательский компонент проектной деятельности.
Отметим, что учебно-исследовательские кейсы подходят для актуализации и закрепления пройденного материала, поэтому наиболее эффективное их применение будет в конце изученного раздела.
На начальном этапе формирования проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа целесообразно организовывать решение учебно-исследовательских кейсов совместно с преподавателем. Далее, по мере освоения студентами ее основ, преподаватель выполняет роль фасилитатора.
Заключение: Таким образом, в статье представлен обзор основной литературы по теме, разработано одно из условий модели формирования про-ектно-исследовательской компетенции студентов колледжа - усиление исследовательского потенциала проектной деятельности, которое может быть реализовано посредством последовательного
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291
усложнения проектов, увеличения доли самостоятельной работы в проектной деятельности, использования метода фасилитации преподавателем. Для реализации вышеобозноченного мы предлагаем процесс формирования проектно-исследователь-ской компетенции разделить на четыре этапа: подготовительный, учебный, практический, исследовательский. Возможности по усилению исследовательского потенциала проектной деятельности мы также видим в правильной организации учебного этапа, так как именно он отвечает за формирование базовых знаний о проектно-исследовательской деятельности. Для этого на учебном этапе мы предлагаем применение лекций-бесед и учебно-исследовательских кейсов.
Несмотря на то, что подборка материала для лекций-бесед и разработка учебно-исследователь-
ских кейсов является для преподавателя трудоёмким процессом, временные затраты оправдываются результатами их применения в образовательном процессе. Лекции-беседы и учебно-исследовательские кейсы играют важную роль в процессе формирования проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа. Отметим, что их они могут быть интегрированы в любую часть учебной программы по учебному предмету или дисциплине. Систематическое применение лекций-бесед и учебно-исследовательских кейсов будет способствовать успешному усвоению инструментария проектно-исследовательской деятельности, что в свою очередь будет способствовать формированию проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лекция-беседа в методическом инструментарии преподавателя русского языка как иностранного / М.И. Васильева, С.С. Владимирова, Н.С. Федотова, Т.Г. Шарри. - Текст : электронный // Научный диалог. - 2017. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-beseda-v-metodicheskom-instrumentarii-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 09.04.2023).
2. Бисько, И.А. Кейс-технологии в подготовке специалистов информационно-экскурсионной деятельности / И.А. Бисько. - Текст : непосредственный // Мир человека. - 2009. - № 1. - С. 164-175.
3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. Санкт-Петербург : Норинт, 2014. - URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 02.05.2022). - Текст : электронный.
4. Варганова, Г.В. Кейс-стадис как метод научного исследования / Г.В. Варганова. - Текст : электронный // Биб-лиосфера. - 2006. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadis-kak-metod-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 18.02.2023).
5. Деревлева, Н.В. Лекция-беседа как пример использования технологии проблемного изучения материала на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Н.В. Деревлева, Е.М. Савчук. - Текст : непосредственный // Язык. Общество. Медицина : материалы X Республ. науч.-практ. студ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения А.П. Чехова : материалы VII науч.-практ. семинара для преподавателей «Технологии обучения языкам и проблемы преподавания в иноязычной аудитории», Гродно, 06 дек. 2011 г. / отв. ред. А.А. Мельникова. - Гродно : Гродненский государственный медицинский университет, 2011. - С. 288-292.
6. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович. - Текст : непосредственный // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - C. 18-24.
7. Нетунаева, Ю.Л. Особенности построения модели формирования проектно-исследовательской компетенции в инновационной образовательной среде колледжа / Ю.Л. Нетунаева. - Текст : непосредственный // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2022. - № 4 (37). - С. 200-204.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 02.05.2022). - Текст : электронный.
9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) : приказ от 09.12.2016 N 1582 (ред. от 01.09.2022). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210749/. - Текст : электронный.
10. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9e7628dab70844966/. - Текст : электронный.
11. Рыжук, В.Д. Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий / В.Д. Рыжук, С.В. Чичин. - Текст : электронный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-beseda-kak-forma-i-metod-provedeniya-zanyatiy (дата обращения: 09.04.2023).
12. Светоносова, Л.Г. Учебно-исследовательские кейсы в проектно-ориентированном обучении студентов педагогического вуза : учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Пед. образование» и 44.03.05 «Пед. образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова, С.В. Сидиров ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2021. - 82 с. - Текст : непосредственный.
13. Cambridge Dictionary. - Cambridge : Cambridge University Press, 1999. - URL: https://dictionary.cambridge.org (accessed: 02.05.2022). - Text. Image : electronic.
14. Latham-Koenig, C. English file : Elementary Student's book / Cristina Latham-Koenig, Clive Oxenden, Paul Seligson. - Third edition. - Oxford : Oxford University press. - Text : direct.
15. Mariam Webster Dictionary. - URL: https://www.merriam-webster.com/ (accessed: 02.05.2022). - Text. Image : electronic. REFERENCES
1. Vasil'eva M.I., Vladimirova S.S., Fedotova N.S., Sharri T.G. Lekcija-beseda v metodicheskom instrumentarii prepo-davatelja russkogo jazyka kak inostrannogo [Lecture-conversation in the methodological tools of a teacher of Russian as a foreign language]. Nauchnyjdialog [Scientificdialogue], 2017, no. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-beseda-v-metodicheskom-instrumentarii-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (Accessed 09.04.2023).
2. Bis'ko I.A. Kejs-tehnologii v podgotovke specialistov informacionno-jekskursionnoj dejatel'nosti [Case technologies in the training of specialists in information and excursion activities]. Mir cheloveka [The world of man], 2009, no. 1, pp. 164-175.
3. Kuznecov S.A. (ed.) Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Large explanatory dictionary of the Russian language]. [Case studies as a method of scientific research]. Sankt-Peterburg: Norint, 2014. URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (Accessed 02.05.2022).
4. Varganova G.V. Kejs-stadis kak metod nauchnogo issledovanija [Case studies as a method of scientific research]. Bibli-osfera [Bibliosphere], 2006, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadis-kak-metod-nauchnogo-issledovaniya (Accessed 18.02.2023).
5. Derevleva N.V., Savchuk E.M. Lekcija-beseda kak primer ispol'zovanija tehnologii problemnogo izuchenija materiala na zanjatijah po inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze [Lecture-conversation as an example of using the technology of problem-based study of material in foreign language classes at a non-linguistic university]. Mel'nikova A.A. (ed.) Jazyk. Ob-shhestvo. Medicina: materialy X Respubl. nauch.-prakt. stud. konf., posvjashh. 150-letiju so dnja rozhdenija A.P. Chehova: materialy VII nauch.-prakt. seminara dlja prepodavatelej «Tehnologii obuchenija jazykam i problemy prepodavanija v in-ojazychnoj auditorii», Grodno, 06 dek. 2011 g. [Language. Society. Medicine]. Grodno: Grodnenskij gosudarstvennyj medicin-skij universitet, 2011, pp. 288-292.
6. Leontovich A.V. Ob osnovnyh ponjatijah koncepcii razvitija issledovatel'skoj i proektnoj dejatel'nosti uchashhihsja [About the basic concepts of the concept of development of research and project activities of students]. Issledovatel'skaja rabota shkol'nikov [Research work of schoolchildren], 2003, no. 4, pp. 18-24.
7. Netunaeva Ju.L. Osobennosti postroenija modeli formirovanija proektno-issledovatel'skoj kompetencii v innovacionnoj obrazovatel'noj srede kolledzha [Features of constructing a model for the formation of design and research competence in the innovative educational environment of the college]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Guman-itarnye issledovanija [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies], 2022, no. 4 (37), pp. 200-204.
8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian language]. URL: https://slovarozhegova.ru/ (Accessed 02.05.2022).
9. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 15.02.14 Osnashhenie sredstvami avtoma-tizacii tehnologicheskih processov i proizvodstv (po otrasljam): prikaz ot 09.12.2016 N 1582 (red. ot 01.09.2022) [On the approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 15.02.14 Equipping with automation of technological processes and production (by industry)]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_210749/.
10. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta srednego obshhego obrazovanija: prikaz ot 17.05.2012 N 413 (red. ot 12.08.2022) [On the approval of the Federal State educational standard of secondary general education]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec 182d89af9e7628dab70844966/.
11. Ryzhuk V.D., Chichin S.V. Lekcija-beseda kak forma i metod provedenija zanjatij [Lecture-conversation as a form and method of conducting classes]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 1997, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-beseda-kak-forma-i-metod-provedeniya-zanyatiy (Accessed 09.04.2023).
12. Svetonosova L.G., Sidirov S.V. Uchebno-issledovatel'skie kejsy v proektno-orientirovannom obuchenii studentov pedagogicheskogo vuza: ucheb. posobie dlja studentov-bakalavrov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 44.03.01 «Ped. obrazovanie» i 44.03.05 «Ped. obrazovanie» (s dvumja profiljami podgotovki) [Educational and research cases in project-oriented teaching of pedagogical university students]. Shadrinsk: ShGPU, 2021. 82 p.
13. Cambridge Dictionary. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. URL: https://dictionary.cambridge.org (Accessed 02.05.2022).
14. Latham-Koenig C., Oxenden C., Seligson P. English file: Elementary Student's book. Oxford: Oxford University press.
15. Mariam Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/ (Accessed 02.05.2022). СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.Л. Нетунаева, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Y.L. Netunaeva, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 122_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-U291