Научная статья на тему 'Кейс-метод: преимущества внедрения в старших классах'

Кейс-метод: преимущества внедрения в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1201
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КЕЙСЧЕМПИОНАТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Д.В., Бобарико С.А.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о внедрении кейс-метода в образовательные программы российских школ. В статье описывается, какие преимущества содержит кейс-метод и каким образом современное образование может повысить конкурентоспособность молодого поколения. Фундаментом научной работы стал анализ текущих недостатков образовательной системы и особенности подрастающей молодежи. Результатом исследования стало решение, способствующее улучшению качества образования за счет развития практических навыков обучающихся и появления дополнительных мер по профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Д.В., Бобарико С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод: преимущества внедрения в старших классах»

УДК 37.09

КЕЙС-МЕТОД: ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Воронов Д.В, Бобарико С.А., 2018 Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого, студенты,

Санкт- Петербург

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса о внедрении кейс-метода в образовательные программы российских школ. В статье описывается, какие преимущества содержит кейс-метод и каким образом современное образование может повысить конкурентоспособность молодого поколения. Фундаментом научной работы стал анализ текущих недостатков образовательной системы и особенности подрастающей молодежи. Результатом исследования стало решение, способствующее улучшению качества образования за счет развития практических навыков обучающихся и появления дополнительных мер по профессиональной ориентации.

Ключевые слова: инновационное образование, кейс-метод, профессиональная ориентация, кейс- чемпионаты, конкурентоспособность.

CASE-STUDY METHOD: ADVANTAGES OF INTRODUCTION AT SENIOR SCHOOL

Voronov D. V., Bobariko S.A., 2018 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, students, Saint-Petersburg

Annotation: the article is devoted to the consideration of the implementation of the case method at schools. The article describes advantages of the case method. There is the information about ways to improve the competitiveness of the younger generation. The basis of the research is the analysis of the current disadvantages of the educational system. The result of the scientific work helped to create a solution aimed to improve the quality of education.

Key words: innovative education, case-study method, professional orientation, case- tournaments, competitiveness.

Цель научной работы - познакомить учеников и представителей образовательной сферы с преимуществами внедрения метода case-study в старших классах.

Задачи:

1. Проанализировать «узкие места» образования в старших классах.

2. Изучить степень распространения кейс-движения в России.

3. Рассмотреть метод case-study с различных сторон и выявить преимущества от внедрения в

образовательную программу на систематической основе.

На сегодняшний день сфера образования стремительно развивается, в том числе растет рынок онлайн-обучения темпами, превышающими 15-20% ежегодно. Появляются современные действенные способы обучения (smart-приложения для развития определенных навыков, сетевые образовательные платформы для занятий онлайн с наставниками и другие), которые невозможно упустить из виду по следующим причинам: особенности подрастающего поколения (поколение «Z»), необходимость повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов, динамичность технологического развития.

В теории поколений принято считать, что поколение «Z» — это люди, которые родились в 2000-е годы. С уверенностью нам трудно размышлять о ценностях и привычках данного поколения в силу их неочевидности, однако можно утверждать о наличии размытости для этих людей виртуальной интернет-реальности и настоящего мира. Молодые люди обладают рядом особенностей, такими как невнимательность и рассеянная концентрация, уверенное владение новыми технологиями, быстрая обучаемость через увлекательные методы преподавания с элементами геимификации. Чтобы сохранить интерес подрастающего поколения к образованию, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности в формировании программы обучения [4].

В современных условиях компаниям трудно рассчитывать на квалифицированные молодые кадры, поэтому предприятию эффективнее создать собственные программы по взращиванию специалистов, однако качественные стажировки и практики способны реализовать лишь крупные корпорации. Часто выпускники 11-х классов не имеют четкого представления о дальнейшем образовательном пути и целях обучения. Так, по результатам проведенного нами анкетирования среди студентов Санкт-Петербургских ВУЗов выяснили, 67% студентов в течение первых 2-х лет обучения в университете признают, что не заинтересованы в дальнейшем собственном развитии в изучаемой сфере (см. Рисунок 1.). А по данным исследования «Education to employment: Getting youth into work», 70% выпускников университетов не работают по специальности, а 40% студентов вынуждены получать необходимое для работы образование вне ВУЗа [5]. Как видим, низкая конкурентоспособность кадров во-многом связана со слабой профессиональной ориентацией в более юные годы, потому что ученики имеют узкое представление о рынке труда и часто не осознают необходимости построения «дорожной карты» собственного развития, хотя бы мысленно. Чтобы повысить конкурентоспособность молодого поколения, необходимы новые форматы профессионально-ориентационных мероприятий для учеников.

67%

70%

40%

студентов

ПРИЗНАЮТ НЕДОВОЛЬСТВО В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

студентов

НЕ РАБОТАЮТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ВУЗа

студентов

ПОЛУЧАЮТ НЕОБХОДИМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕ ВУЗа ДЛЯ РАБОТЫ

Рисунок 1. Результаты исследования «Education to employment: Getting youth into work» и анкетирования студентов на тему эффективности профессионально-ориентационных мероприятий.

Эффективной мерой может стать внедрение кейс-метода в старших классах российских школ, что позволит решить сразу несколько трудностей, с которыми сталкивается молодое поколение. К ним относится:

1. Существенный уклон на теоретизацию школьного образования;

2. Приверженность многих преподавателей и специалистов к консервативным методам обучения;

3. Осознание у студентов ошибочного выбора изучаемой сферы в университете;

4. Отсутствие желания у работодателей нанимать специалистов без опыта работы и практических навыков;

5. Недоверие у инвесторов относительно молодежи и их бизнес-идей в силу отсутствия практической и теоретической подготовки запуска проектов.

Не секрет, метод case-study стал известен благодаря уникальной образовательной программе Гарвардского университета, в основе которой с 1924 года лежат разборы и решения конкретных проблем с помощью анализа оригинальных материалов. Кейс - это реальная бизнес-задача компании, остросоциальная проблема, требующая от обучающегося разработки собственного решения на основе существующих данных. Например, разработка стратегии ребрендинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, внедрение новой продуктовой линейки компании Unilever или решение любой другой значимой задачи, требующей создание креативных идей и использования практических навыков.

Активные разговоры в российском профессиональном обществе о методе case-study (кейс-метод) ходят на протяжении последних лет, наибольшее развитие кейс-движение получило среди студентов в рамках крупных университетов (МГИМО, НИУ-ВШЭ, МГУ и т.д.). Однако среди более молодого населения, обучающегося в старших классах, существует очень узкий круг лиц, осознающий

пользу от решения кейсов. На данный момент в России есть успешные проекты, миссией которых является развитие молодежи путем приобщения их к кейс-движению: Changellenge, LeaderCup, HSE Case Club и кейс-клубы крупных университетов - MGIMO Business Club, POLYTECH Case Club. Если крупнейшие кейс-турниры среди студентов собирают более 4000 участников, то кейс-движение на уровне старших классов только зарождается. В 2018 году действует лишь один общеизвестный социальный проект «Эврика», организующий кейс-турниры для школьников старших классов. Как мы видим, метод обучения по кейсам получает все больше признания в профессиональных кругах. Поэтому для глубокого понимания современных тенденций в образовании, необходимо разобраться, какие бывают кейсы, каковы их цели и, почему метод case-study считается одним из самых эффективных.

Наиболее яркий и полезный формат использования кейс-метода - проведение турнира среди команд, заинтересованных в решаемой проблеме и собственном развитии. Любому соревнованию предшествует этап подготовки, мы уделим большее внимание особенностям кейс-турниров и их форматов (см. Таблицу 1.).

Таблица 1. Сравнительный анализ форматов кейс-турнира

Executive кейсы Тематические кейсы Гарвардские кейсы

Длительность кейс-турнира 1-2 часа До 24 часов 1-2 недели

Соревновательный эффект + ++ + + +

Состав команды До 10 участников 4-5 участников 4 участника

Цель проведения Брейнсторминг идей для решения проблемы с максимальной экономией времени. Развитие командной работы и навыка презентаций. Детальная проработка темы и рекомендаций. Погружение в анализируемую сферу. Глубокое погружение в проблему, поиск качественного решения. Отбор наиболее способных участников.

Каждый из форматов по-своему интересен и имеет определенные границы проведения. Например, облегченная версия ехесийуе-кейс - это отличная возможность для преподавателей познакомить учеников с новым методом, используя соревновательный эффект. Тематические кейсы позволяют ученикам проявить себя в интересующей сфере (бизнес, 1Т-отрасль, медицина и т.д.). Наиболее престижный и трудоемкий формат кейс-турнира - гарвардские кейсы. Участники полностью погружаются в решение задачи, что гарантирует качественную проработку идей [2].

Решение любого кейса способствует развитию у членов команды практических навыков: кооперация и формирование разносторонних и сильных команд, анализ данных больших объемов, постановка конкретных и достижимых целей, генерирование креативных идей, принятие оптимального решения, лаконичная и эффектная презентация с результатами работы. Не секрет, школьное образование направлено на развитие иных важных способностей. Однако игнорировать вышеперечисленные жизненно необходимые навыки, имеющие решающее значение для успеха молодого поколения, является глубоким упущением [3].

Очевидно, что обучение кейс-методом развивает предпринимательский дух, прививает решать возникающие проблемы, а не быть сторонним свидетелем. Коммуникационные навыки, навыки привлечения инвестиций и презентации, оценка перспективности идей и критическое мышление -компоненты, приобретаемые в процессе решения кейсов, характерные для успешного предпринимателя. Рассматривая вопрос с данного ракурса, понимаем острую необходимость во внедрении кейс-метода в старших классах. Указ президента Российской Федерации от 07.05.18 №204

«О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» содержит задачу по увеличению числа занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн человек. Это говорит о высокой значимости развития предпринимательства в стране, однако достичь данной цели непросто. Появление новых предпринимателей неразрывно связано с качеством образования: учащиеся школ имеют представление, кто такой географ, медик, экономист или юрист, но никто не рассказывает о бизнесе, выдающихся предпринимателях и задачах, стоящих перед ними. Внедрение кейс-метода в старших классах школы может стать частью программы по достижению национальных целей страны [1].

Проанализировав узкие места школьного образования в старших классах и сущность кейс-метода, выделили следующие преимущества внедрения метода case-study.

1. Создание комфортной среды для реализации творческого и личностного потенциала в процессе получения образования, в дополнение к «сухости» стандартных методов обучения (образование выполняет важную функцию - передача знаний, но на вопрос - как применять полученные знания, в большинстве случаев ученики ответа не получают);

2. Помимо отработки теоретических знаний, ученики развивают практические навыки необходимые для деятельности в реальном мире (анализ данных, генерация новых и творческих идей, синтез наиболее качественных предложений и принятие итогового решения, развитие коммуникационных навыков, навыков командной работы и презентации). Наличие вышеперечисленных навыков положительно сказывается на конкурентоспособности молодых специалистов;

3. Сталкиваясь с решением реальных задачи из различных профессиональных областей, обучающиеся повышают степень осознанности, и дальнейший выбор профессии дается легче. Это способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодого поколения;

4. Городские и региональные кейс-турниры способны стать замечательной площадкой для поиска талантливых и способных учеников, которых в дальнейшем можно привлекать к решению остросоциальных, городских и региональных проблем с их свежими идеями.

Таким образом, результатом научной работы стало выявление конкретных преимуществ от внедрения кейс-метода в образовательную программу старших классов. Безусловно это не простая задача, однако путем простых действий (создание кейс-клубов в школах, организация школьник турниров и городских олимпиад по решению кейсов) возможно повысить качество образования и конкурентоспособность молодого поколения.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.09.2018)

2. Авдеева Т.П., Высокое М.И., Зыкова С.И. Применение метода case- study в преподавании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberl eninka.ru/arti cle/v/primenenie-metoda-case-study-v-prepodavanii (дата обращения: 31.08.2018)

3. Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужныСЖЬ: http://changellenge.com/chto-takoe-keysy/ (дата обращения: 03.09.2018)

4. Заметки о стратегии: три этапа разработки успешного решения URL: http://changellenge.com/strategy-steps/ (дата обращения: 01.09.2018)

5. Education to employment: Getting youth into work [Electronic resource], URL: https://www.mckinsey.eom/~/media/McKinsey/Industries/Socia (дата обращения: 09.09.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.