Section 7. Pedagogy
Mirza Natalya Viktorovna, professor
Umpirovich Mariya Igorevna, postgraduate student, Karaganda State University named after the academician E. A. Buketov, pedagogical faculty E-mail: [email protected]
Case method as a modern technology of professional-oriented training of students
Abstract: This article discusses the implementation of case-method in the practice of higher education. The analysis of requirements is carried out for the development and application of the method of case studies in the educational process.
Keywords: case study method, the competence approach, vocational education.
Мирза Наталья Викторовна, профессор
Умпирович Мария Игоревна, магистрант, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, социально-педагогический факультет
E-mail: [email protected]
Кейс-метод как современная технология профессиональноориентированного обучения студентов
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе.
Ключевые слова: метод кейс-стади, компетентностный подход, профессиональное образование.
При упоминании метода case-study сразу появляются ассоциации с бизнес-образованием. И не удивительно. Ведь именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется. Однако в последнее время все чаще можно услышать об использовании метода case-study применительно к другим областям знаний — социологии, педагогике, психологии, журналистике, экологии и т. д.
Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий — лекций и практикумов — дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами по разбору конкретной, реальной управленческой ситуации. Результатом столь полезной для учебного процесса рекомендации стали систематические, вскоре ставшие уже традиционными, приглашения в студенческие аудитории руководителей фирм и организаций, которые делились со студентами своими внутрифирменными проблемами, совместно
анализировали их и к обоюдному удовлетворению разрабатывали рекомендации по их решению. В 1920 году новый декан Гарвардской бизнес-школы, Wallace B. Donham, настоятельно рекомендовал преподавателям написать и издать сборник кейсов по менеджменту, который увидел свет в 1921 году. Декан Donham, адвокат, обученный по методу сase-study, на себе прочувствовавший его пользу и осознавший важность его использования в процессе обучения будущих менеджеров, выступил инициатором перевода всей системы обучения в Гарвардской школе бизнеса на метод сase-study [1, 112].
В настоящее время казахстанское высшее профессиональное образование смещено в сторону обучения, причем обучения теоретического. При этом теоретические знания явно доминируют над практическими навыками. Выходом из сложившейся ситуации может стать переход от «учебного образования» к «образованию компетентностному», которое значительно более эффективно.
Одним из методов компетентностного образования является метод кейсов или case-study. «Случай» (case) — это пространственно ограниченный
82
Секция 7. Педагогика
феномен, наблюдаемый в какой-то конкретный момент или на протяжении определенного времени. Следует также отметить другую трактовку методов кейсов, данную профессором Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности». Метод кейсов включает в себя два взаимодополняющих подхода. Первый предполагает детальное изучение одного конкретного примера для выявления типичных свойств целого класса явлений или, скажем, закономерностей того или иного процесса (собственно case-study). Второй подход связан с изучением небольшого числа примеров (cross-case-study—метод «перекрестных кейсов») [2]. Внедрение «метода кейсов» в практику современного казахстанского образования в настоящее время является очень актуальной задачей. Острая необходимость массового внедрения метода заключается в том, что он представляет собой начало преодоления кризиса образования в современном мире. Метод кейсов отлично расширяет рамки понимания изучаемого предмета через призму конкретной практической ситуации.
Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования крайне актуальна из-за двух тенденций:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса [3].
Метод кейсов позволяет решать поставленные задачи перед современной казахстанской системой образования, так как является интерактивным, личностно-ориентированным исследованием
реалистичных и конкретных ситуаций, которые в разы повышают эффективность обучения. В процессе применения метода обучаемые получают дополнительные знания, формируют уверенность в себе и своих способностях, приобретают навыки:
- выявления и решения проблем;
- формулировки задач;
- работы с информацией, осмысления значения деталей, описанных в ситуации;
- анализа и синтеза информации и аргументов;
- работы с предположениями и заключениями;
- оценки альтернатив;
- принятия решений;
- слушания и понимания других людей (навыки групповой командной работы) [4].
«Метод кейсов» уже около столетия успешно применяется за рубежом. С момента появления метода и по настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая — предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
Следует отметить, что за время существования метода были определены основные его идеи:
- метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, то есть нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле;
- акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик — демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы;
- результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;
- технология «метода кейсов» довольно проста. По определенным правилам разрабатывается
83
Section 7. Pedagogy
модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от одной до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли диспетчера процесса сотворчества.
Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Преодолевается классический стереотип традиционного обучения, связанный с сухостью, теоретизированностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает игровую ситуацию [5].
Особенностью кейс-метода является то, что его можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.
В настоящий момент, образовательная система Республики Казахстан требует серьезных преобразований. Необходимо кардинальным образом менять подход к обучению, в частности, в учебный процесс должны быть включены образовательные и экзаменационные кейсы, когда студенты получают кейсы перед экзаменом, для анализа и отчета с ответами на поставленные в нем вопросы, либо когда студенты получают кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки. Полагаем, что при внедрении преобразований, следует разработать такие контрольно-измерительные материалы, которые позволят быть преподавателю минимально субъективным.
При разработке требований к применению метода кейсов в учебном процессе необходимо учесть следующие принципы:
1) Принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, её принципами, приемами и методами. Профессиональной потребностью пре-подавателя-кейсолога является постоянное изучение методики и дидактики, целенаправленное их использование в учебном процессе.
2) Принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в процессе обучающей деятельности, на коллективном обсуждении ситуаций, взаимодействий.
3) Принцип смещения роли преподавателя с трансляции к организации процесса самостоятельного обучения. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного «держателя» научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.
4) Принцип усвоения достижений педагогической и психологической науки, опыта, накопленного коллегами. Психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя-кейсолога от преподавателей, использующих классические методы обучения. Дело в том, что подготовка кейса изначально предполагают решение вопроса о его эффективности.
5) Принцип творчества, который подразумевает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуальный неповторимый творческий продукт. При этом кейс-обучение значительно расширяет пространство творчества, которое охватывает творческую деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектировании процесса обучения, совершенствовании технологии его преподавания, вовлечении в сотворчество студентов, в усилении роли творческой импровизации в ходе обучения и другие.
6) Принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, а также возможных результатов обучения. Если преподаватель-традиционалист практически не задумывается о результатах своего обучения, либо сводит их к оценке, которая отражает в значительной мере лишь знания, то преподаватель-кейсолог планирует результат с точки зрения формирования
84
Секция 7. Педагогика
у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней [7].
Применение метода кейсов выполняет несколько функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. На практике эти функции довольно часто реализуются разрозненно, то в процессе применения кейсов наблюдается их органическое единство.
Метод case-study — это своего рода комбинация других методов, каждый из которых имеет свои образовательные задачи и роль в целостном процессе. А в результате получается приобретение обучаемыми конкретного опыта, который может быть использован ими в дальнейшем в конкретной реальной ситуации. Следует также отметить, что наращивание опыта при помощи метода case-study в условиях обучающего процесса происходит безболезненно как для участника, так и для предмета обсуждения. К тому же, наряду с приобретением практических навыков анализа и работы с конкретной ситуацией, с которой участники могут столкнуться в своей практической деятельности, данный метод позволяет потренировать ряд качеств, которые необходимы каждому человеку для эффективного функционирования в современном обществе и на рынке труда. Однако, как и у любого другого метода, у метода case-study есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, следует сказать об отсутствии профессиональных кейсов. Это означает, что тот, кто захочет использовать данный метод в своей работе, столкнется с проблемой поиска подходящего кейса или самостоятельной разработки и написания кейсов. Эффективным в этом плане было бы создание определенного банка кейсов и обмена ими среди представителей образования, работающих с данным методом. Данный метод требует действительно
“подготовленных" участников и особенно — опытного ведущего. Ведь от него в данном случае требуется как предметная компетентность (связанная с темой, в русле которой лежит проблематика ситуации), так и методологическая (связанная с владением множеством методов, их комбинацией в процессе работы, умением анализировать, резюмировать, быстро реагировать на происходящее в аудитории).
Участники, в свою очередь, должны быть готовы к восприятию именно того кейса, который им предоставлен. Он не должен быть для них слишком легким (чтобы не был потерян интерес к работе) или слишком трудным, но в настоящее время возникают трудности с реальным оцениванием степени подготовленности участников к работе с той или иной ситуацией до начала занятий.
Реализация названного метода требует слишком много времени, поскольку участники приходят к определенным результатам именно в ходе обсуждения и обучающим является сам этот процесс. С одной стороны, метод действительно является неоднозначным и в какой-то мере сложным для осуществления. С другой стороны, он обладает большим образовательным потенциалом.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате высшая школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой сама школа мало что знает. В современном быстро меняющемся мире увеличение объёма знаний уже давно не означает повышения уровня образованности. Ключ к успеху образовательной системы — компе-тентностный подход, т. е. личностно-ориентированное образование [6]. И именно метод кейсов — первый и очень значимый шаг к компетентностному подходу в высшем образовании.
Список литературы:
1. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия//Маркетинг. - 1999. - № 1. - с. 109-117.
2. Геринг Д. Исследование ситуаций: принципы и практика. - Кэмбридж: Кэмбридж юниверсити пресс, - 2007.
3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. - URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html
4. Boehrer J. and Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question./New Directions for Teaching and Learning, No. 42. Jossey-Bass Inc, - 1990.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс_метода/Под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, - 2002.
6. Лебедев О. Компетентностный подход в образовании/О. Лебедев. Школьные технологии. - 2004. - № 5.
7. Что такое кейс- метод/URL: http://casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
85