Научная статья на тему 'Кейс-метод как современная технология профессиональноориентированного обучения студентов'

Кейс-метод как современная технология профессиональноориентированного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6570
1564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CASE STUDY METHOD / COMPETENCE APPROACH / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирза Наталья Викторовна, Умпирович Мария Игоревна

В статье рассматриваются проблемы внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case method as a modern technology of professional-oriented training of students

This article discusses the implementation of case-method in the practice of higher education. The analysis of requirements is carried out for the development and application of the method of case studies in the educational process.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод как современная технология профессиональноориентированного обучения студентов»

Section 7. Pedagogy

Mirza Natalya Viktorovna, professor

Umpirovich Mariya Igorevna, postgraduate student, Karaganda State University named after the academician E. A. Buketov, pedagogical faculty E-mail: d61975@rambler.ru

Case method as a modern technology of professional-oriented training of students

Abstract: This article discusses the implementation of case-method in the practice of higher education. The analysis of requirements is carried out for the development and application of the method of case studies in the educational process.

Keywords: case study method, the competence approach, vocational education.

Мирза Наталья Викторовна, профессор

Умпирович Мария Игоревна, магистрант, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, социально-педагогический факультет

E-mail: d61975@rambler.ru

Кейс-метод как современная технология профессиональноориентированного обучения студентов

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе.

Ключевые слова: метод кейс-стади, компетентностный подход, профессиональное образование.

При упоминании метода case-study сразу появляются ассоциации с бизнес-образованием. И не удивительно. Ведь именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется. Однако в последнее время все чаще можно услышать об использовании метода case-study применительно к другим областям знаний — социологии, педагогике, психологии, журналистике, экологии и т. д.

Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий — лекций и практикумов — дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами по разбору конкретной, реальной управленческой ситуации. Результатом столь полезной для учебного процесса рекомендации стали систематические, вскоре ставшие уже традиционными, приглашения в студенческие аудитории руководителей фирм и организаций, которые делились со студентами своими внутрифирменными проблемами, совместно

анализировали их и к обоюдному удовлетворению разрабатывали рекомендации по их решению. В 1920 году новый декан Гарвардской бизнес-школы, Wallace B. Donham, настоятельно рекомендовал преподавателям написать и издать сборник кейсов по менеджменту, который увидел свет в 1921 году. Декан Donham, адвокат, обученный по методу сase-study, на себе прочувствовавший его пользу и осознавший важность его использования в процессе обучения будущих менеджеров, выступил инициатором перевода всей системы обучения в Гарвардской школе бизнеса на метод сase-study [1, 112].

В настоящее время казахстанское высшее профессиональное образование смещено в сторону обучения, причем обучения теоретического. При этом теоретические знания явно доминируют над практическими навыками. Выходом из сложившейся ситуации может стать переход от «учебного образования» к «образованию компетентностному», которое значительно более эффективно.

Одним из методов компетентностного образования является метод кейсов или case-study. «Случай» (case) — это пространственно ограниченный

82

Секция 7. Педагогика

феномен, наблюдаемый в какой-то конкретный момент или на протяжении определенного времени. Следует также отметить другую трактовку методов кейсов, данную профессором Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности». Метод кейсов включает в себя два взаимодополняющих подхода. Первый предполагает детальное изучение одного конкретного примера для выявления типичных свойств целого класса явлений или, скажем, закономерностей того или иного процесса (собственно case-study). Второй подход связан с изучением небольшого числа примеров (cross-case-study—метод «перекрестных кейсов») [2]. Внедрение «метода кейсов» в практику современного казахстанского образования в настоящее время является очень актуальной задачей. Острая необходимость массового внедрения метода заключается в том, что он представляет собой начало преодоления кризиса образования в современном мире. Метод кейсов отлично расширяет рамки понимания изучаемого предмета через призму конкретной практической ситуации.

Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования крайне актуальна из-за двух тенденций:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса [3].

Метод кейсов позволяет решать поставленные задачи перед современной казахстанской системой образования, так как является интерактивным, личностно-ориентированным исследованием

реалистичных и конкретных ситуаций, которые в разы повышают эффективность обучения. В процессе применения метода обучаемые получают дополнительные знания, формируют уверенность в себе и своих способностях, приобретают навыки:

- выявления и решения проблем;

- формулировки задач;

- работы с информацией, осмысления значения деталей, описанных в ситуации;

- анализа и синтеза информации и аргументов;

- работы с предположениями и заключениями;

- оценки альтернатив;

- принятия решений;

- слушания и понимания других людей (навыки групповой командной работы) [4].

«Метод кейсов» уже около столетия успешно применяется за рубежом. С момента появления метода и по настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая — предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

Следует отметить, что за время существования метода были определены основные его идеи:

- метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, то есть нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле;

- акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик — демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы;

- результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;

- технология «метода кейсов» довольно проста. По определенным правилам разрабатывается

83

Section 7. Pedagogy

модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от одной до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли диспетчера процесса сотворчества.

Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Преодолевается классический стереотип традиционного обучения, связанный с сухостью, теоретизированностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает игровую ситуацию [5].

Особенностью кейс-метода является то, что его можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

В настоящий момент, образовательная система Республики Казахстан требует серьезных преобразований. Необходимо кардинальным образом менять подход к обучению, в частности, в учебный процесс должны быть включены образовательные и экзаменационные кейсы, когда студенты получают кейсы перед экзаменом, для анализа и отчета с ответами на поставленные в нем вопросы, либо когда студенты получают кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки. Полагаем, что при внедрении преобразований, следует разработать такие контрольно-измерительные материалы, которые позволят быть преподавателю минимально субъективным.

При разработке требований к применению метода кейсов в учебном процессе необходимо учесть следующие принципы:

1) Принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, её принципами, приемами и методами. Профессиональной потребностью пре-подавателя-кейсолога является постоянное изучение методики и дидактики, целенаправленное их использование в учебном процессе.

2) Принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в процессе обучающей деятельности, на коллективном обсуждении ситуаций, взаимодействий.

3) Принцип смещения роли преподавателя с трансляции к организации процесса самостоятельного обучения. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного «держателя» научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.

4) Принцип усвоения достижений педагогической и психологической науки, опыта, накопленного коллегами. Психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя-кейсолога от преподавателей, использующих классические методы обучения. Дело в том, что подготовка кейса изначально предполагают решение вопроса о его эффективности.

5) Принцип творчества, который подразумевает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуальный неповторимый творческий продукт. При этом кейс-обучение значительно расширяет пространство творчества, которое охватывает творческую деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектировании процесса обучения, совершенствовании технологии его преподавания, вовлечении в сотворчество студентов, в усилении роли творческой импровизации в ходе обучения и другие.

6) Принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, а также возможных результатов обучения. Если преподаватель-традиционалист практически не задумывается о результатах своего обучения, либо сводит их к оценке, которая отражает в значительной мере лишь знания, то преподаватель-кейсолог планирует результат с точки зрения формирования

84

Секция 7. Педагогика

у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней [7].

Применение метода кейсов выполняет несколько функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. На практике эти функции довольно часто реализуются разрозненно, то в процессе применения кейсов наблюдается их органическое единство.

Метод case-study — это своего рода комбинация других методов, каждый из которых имеет свои образовательные задачи и роль в целостном процессе. А в результате получается приобретение обучаемыми конкретного опыта, который может быть использован ими в дальнейшем в конкретной реальной ситуации. Следует также отметить, что наращивание опыта при помощи метода case-study в условиях обучающего процесса происходит безболезненно как для участника, так и для предмета обсуждения. К тому же, наряду с приобретением практических навыков анализа и работы с конкретной ситуацией, с которой участники могут столкнуться в своей практической деятельности, данный метод позволяет потренировать ряд качеств, которые необходимы каждому человеку для эффективного функционирования в современном обществе и на рынке труда. Однако, как и у любого другого метода, у метода case-study есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, следует сказать об отсутствии профессиональных кейсов. Это означает, что тот, кто захочет использовать данный метод в своей работе, столкнется с проблемой поиска подходящего кейса или самостоятельной разработки и написания кейсов. Эффективным в этом плане было бы создание определенного банка кейсов и обмена ими среди представителей образования, работающих с данным методом. Данный метод требует действительно

“подготовленных" участников и особенно — опытного ведущего. Ведь от него в данном случае требуется как предметная компетентность (связанная с темой, в русле которой лежит проблематика ситуации), так и методологическая (связанная с владением множеством методов, их комбинацией в процессе работы, умением анализировать, резюмировать, быстро реагировать на происходящее в аудитории).

Участники, в свою очередь, должны быть готовы к восприятию именно того кейса, который им предоставлен. Он не должен быть для них слишком легким (чтобы не был потерян интерес к работе) или слишком трудным, но в настоящее время возникают трудности с реальным оцениванием степени подготовленности участников к работе с той или иной ситуацией до начала занятий.

Реализация названного метода требует слишком много времени, поскольку участники приходят к определенным результатам именно в ходе обсуждения и обучающим является сам этот процесс. С одной стороны, метод действительно является неоднозначным и в какой-то мере сложным для осуществления. С другой стороны, он обладает большим образовательным потенциалом.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате высшая школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой сама школа мало что знает. В современном быстро меняющемся мире увеличение объёма знаний уже давно не означает повышения уровня образованности. Ключ к успеху образовательной системы — компе-тентностный подход, т. е. личностно-ориентированное образование [6]. И именно метод кейсов — первый и очень значимый шаг к компетентностному подходу в высшем образовании.

Список литературы:

1. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия//Маркетинг. - 1999. - № 1. - с. 109-117.

2. Геринг Д. Исследование ситуаций: принципы и практика. - Кэмбридж: Кэмбридж юниверсити пресс, - 2007.

3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. - URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html

4. Boehrer J. and Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question./New Directions for Teaching and Learning, No. 42. Jossey-Bass Inc, - 1990.

5. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс_метода/Под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, - 2002.

6. Лебедев О. Компетентностный подход в образовании/О. Лебедев. Школьные технологии. - 2004. - № 5.

7. Что такое кейс- метод/URL: http://casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.