обеспечить возможность выбора студентами форм самостоятельной работы, позволить учащимся самостоятельно определять цель работы, этапы ее выполнения, форму представления результатов, и т.д.
Список литературы:
1. Гомоюнов К.К. О фундаментализации технического образования / К.К. Гомоюнов // Вестник высшей школы. - 1989. - № 4. - С. 83-91.
2. Суханова В.К., Плотникова О.В. Структурирование программ учебных дисциплин как фактор повышения качества образования / В.К. Суханова, О.В. Плотникова // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. - 2011. - № 3. - С. 141-146.
КЕЙС-МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
© Уколова А.М.*
Курганский государственный университет, г. Курган
В статье рассматривается применение кейс метода в профессиональном обучении педагогов-дизайнеров на занятиях дисциплин профессионального цикла и процессе итоговой аттестации.
Ключевые слова кейс метод, ситуация, методика профессионального обучения, выпускная квалификационная работа.
Эффективное функционирование и развитие системы дизайн-образования в большей степени зависит от уровня и качества подготовки педагога-дизайнера, способного реализовать себя в качестве педагога профессионального обучения в области дизайна, а также дизайнера, обладающего творческим системным проектно-образным мышлением.
Модель выпускника дизайн-школы, по мнению В.Ф. Сидоренко, может быть определена следующим образом - это человек нового мышления, находящийся в гармонии с природой, способный творчески применять любую информацию в будущей профессиональной деятельности, умеющий ценить, охранять культуру прошлого, настоящего, умеющий ставить цели, прогнозировать последствия, способный к самооценке и саморазвитию.
В контексте сказанного эффективность профессионального обучения педагогов-дизайнеров может быть обеспечена интерактивными технологиями на основе кейс-метода.
* Доцент кафедры Профессионального обучения, технологии и дизайна.
Методологически кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы различные методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои функции [3].
Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе [2].
Суть кейс-метода заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний и умений, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Заложенная в основу кейса проблема, как правило, является скрытой, замаскированной другими структурами. Задача студентов как раз заключается в том, чтобы четко сформулировать и квалифицировать проблему. А потом на основании её выработать определенный вариант деятельности, который ведет к её разрешению.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Кейс-методу характерны свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Признаки кейс-метода включают в себя:
1. наличие модели или реальной ситуации, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени;
2. коллективная выработка решений;
3. многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения);
4. единая цель при выработке решений;
5. управляемое эмоциональное напряжение обучаемых.
Технологические особенности кейс-метода определяются его содержательно-организационной направленностью, кейс-метод:
- включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;
- реализуется на основе коллективной формы обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией;
- интегрирует в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
- выступает как специфическая разновидность метода проектов -осознание и исследование проблемы и путей её решения осуществляется на основании кейса, который выступает одновременно в виде задания и источника информации для выбора вариантов эффективных действий;
- предусматривает активную познавательную деятельность студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых;
- основан на процессе формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём.
В Курганском государственном университете на кафедре профессионального обучения, технологии и дизайна использование кейсов в процессе профессионального обучения педагогов-дизайнеров осуществляется на основе традиционного Гарвардского метода. Это - открытая дискуссия, а также индивидуальный или групповой опрос или выполнение практических заданий, в ходе которых, студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации. Активизируется познавательная деятельность студентов, повышается познавательный интерес, а также облегчается осуществление контроля. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.
Несмотря на то, что классическая направленность кейс-метода - это обучение экономике и бизнес наукам, субъективно-вариативная его интерпретации позволяет эффективно использовать его на занятиях дисциплин профессионального цикла направления 051000.62 «Профессиональное обучение (ДНИ и дизайн)» и в процессе итоговой аттестации студентов, обучающихся по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)».
Разработан, апробирован и достаточно успешно применяется набор ситуаций, рассматривающий учебные элементы методики профессионального обучения на примерах содержания дисциплин специальной подготовки -живописи, проектирования и других.
В процессе занятий учебное назначение кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Ситуационные кейсы направлены на осмысление и применение изучаемой информации, а также на развитие поведенческих компетенций, например, навыков постановки задачи или предоставления обратной связи. Как правило, описывается ситуация, требуется найти оптимальное решение и способ его реализации.
Использование предлагаемых кейсов в сочетании с лекционным курсом на занятиях по методике профессионального обучения обеспечивает эффективное усвоение студентами учебного материала и повышение уровня их познавательной активности.
Например, на занятиях по изучению методики формирования практических умений и технологии организации производственного обучения на основе ориентировочной основы действий (ООд) студентам предлагается следующая ситуация.
Ситуация ООд: в группе дизайнеров на занятиях живописи после объявления темы преподаватель выдает задание: выполнить живописное изображение яблока в технике акварели. Для подготовки обучающихся к выполнению задания преподаватель формирует ориентировочную основу действия (ООд) в следующей последовательности:
- Выберите яблоко и положите его перед собой на белом фоне.
- Выполните построение лёгкими карандашными линиями
- Покройте цветом изображение, оставив белый блик
- Далее, по просохшему слою краски нанесите другие цветовые оттенки.
- Изобразите собственную и падающую тень.
Инструктаж по Оод сопровождается изображением рассматриваемого объекта на разных этапах выполнения акварели.
Задания и вопросы студенту:
- назовите тип ориентировочной основы действий и охарактеризуйте его целесообразность.
- предложите свой прием подготовки обучающихся к выполнению задания.
Обучение бакалавров на основе ситуаций обеспечивает формирование заданных ФГОС профессиональных компетенций, таких как:
- способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
- готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-22).
Достаточно эффективно применение кейс-метода в процессе итоговой аттестации студентов названной специальности, осуществляемое по двум направлениям:
- применение кейса ситуаций в качестве практических заданий при проведении государственного экзамена;
- использование кейс-метода в выпускных квалификационных работах при разработке методик и технологий профессионального обучения.
Так, в процессе государственного экзамена третий вопрос ориентирован на практическое применение психолого-педагогических и специальных знаний и содержит педагогическую ситуацию, подлежащую разъяснению.
Разработан кейс в количестве 25 ситуаций, охватывающих содержание следующих дисциплин: методика профессионального обучения, история и теория дизайна, проектирование, формообразование, рисунок и живопись.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы М.С. По-кальнетовой, студентом группы П-5938 разработаны и апробированы методические рекомендации для преподавателей учреждений среднего профессионального образования «Кейс-метод в процессе обучения дисциплине «Проектирование интерьера». Представлены основные концептуальные положения, цели, задачи, структура кейс-метода, требования к его содержанию, комплект кейс-ситуаций для теоретических и практических занятий по дисциплине. Применение кейс-метода на занятиях по проектированию интерьера позволяет учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями, кейс активизирует студентов, развивает творческие и коммуникативные способности.
Таким образом, применение кейс-метода в профессиональном обучении педагогов-дизайнеров способствует формированию профессиональных компетенций, развитию аналитических, коммуникативных, практических и социальных навыков, что обеспечивает эффективность профессионального образования.
Список литературы:
1. Бим-Бад Б.М., Безруких М.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
2. Бобохужаев Ш. Возможности применения в обучении кейс-методов: Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. - Т.
3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. - Томск: 2007. -158 с.
4. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития / Е.В. Ткаченко.
5. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schoiar.urc.ac.ru.