МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378.147:004.92 Т. Ю. ПОЗДНЯКОВА
Омский государственный педагогический университет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ОБЛАСТИ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ_______________________
Проблема освящаемая в статье связана с ориентацией на опережающий характер подготовки студента-дизайнера с использованием компьютерных технологий способствующей его профессиональному становлению При помощи анализа специализированных источников выявлены необходимые педагогические условия эффективной подготовки студентов в области компьютерной графики.
Ключевые слова компьютерная графика профессиональные компетенции, метод проектов, портфолио кейс-метод.
Профессиональное обучение будущих специалис-тов-дизайнеров в области компьютерной графики должно быть ориентировано на подготовку конкурентоспособного специалиста, востребованного рынком труда в условиях нарастающих темпов информатизации образования, создания единой информационной среды и формирования соответствующих профессиональных компетенций в условиях стремительно развивающихся программных, интеллектуальных продуктов и решений в области информационных компьютерных технологий.
Современного специалиста-дизайнера невозможно представить без компьютера, который стал его основным инструментом. Практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. Информационные технологии в настоящее время активно интегрируются даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки для формирования соответствующих компетенций. Становление успешной профессиональной деятельности будущего специалиста-дизайнера связано с развитием профессиональной
компетентности в образовательном процессе вуза, которую мы рассматриваем (вслед за В. А. Козыревым, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной) как «интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности».
Современный студент, зная требования рынка труда и запросы работодателей, ставит перед педагогом высокую планку проработки содержания учебных дисциплин и формулирует будущие цели не как «знать» область компьютерной графики, а как «уметь решать» с её помощью определенные учебнопрофессиональные задачи.
В основу построения методической системы изучения компьютерных технологий для студентов-дизайнеров положен Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн» с фиксированным перечнем модулей, которые определяют основные этапы формирования профессиональных компетенций выпускника.
Сформулируем некоторые компетенции, которыми должен владеть будущий специалист в области дизайна для того, чтобы выстроить траекторию обучения современным информационным технологиям.
Общенаучные компетенции:
— представление об информации, информационных процессах и современных информационных технологиях;
— способность использовать компьютерные технологии и программные средства для поиска, хранения, обработки и передачи информации.
Профессионально-профильные компетенции:
— умение пользоваться методической и научной литературой по профилю подготовки и в смежных областях;
— опыт использования современных информационных технологий в ходе предпроектного анализа и практического проектирования;
— способность самостоятельно отслеживать изменения, происходящие в сфере компьютерных технологий дизайна, и подбирать наиболее эффективные средства для решения проектных задач, а также для использования в педагогической деятельности.
Очевидно, что компьютер как инструмент широко используется в художественно-графической деятельности, в связи с чем разработаны и используются многочисленные методики преподавания информатики и компьютерной графики таких авторов, как А. Н. Агошкова, А. В. Богомолов, К. А. Гребенников, Т. Ю. Забавникова, В. В. Корешков,
B. С. Кузнецов, Л. Я. Нодельман, С. Н. Падалко,
C. А. Ульянов и др. В учебных пособиях по информационным технологиям (ИТ) [1, 2] определены принципы построения содержания учебных дисциплин с использованием компьютерных средств обучения: соответствие содержания современному развитию ИТ; прогностический характер содержания; учет характера труда обучаемых и его изменения в условиях ИТ; соблюдение формы представления информации, соответствующей конкретной деятельности.
Ориентируясь на базовые знания по использованию ИТ в образовательной деятельности, на принципы построения содержания учебных дисциплин в условиях ИТ, остановимся более подробно на анализе использования компьютерной графики как учебного средства в системе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.
Педагогический опыт доказывает, что эффективное влияние на развитие способностей, формирование интереса учащихся к творчеству оказывает деятельность, в которой необходима интеграция знаний, умений и навыков различных областей. Компьютерная графика — предмет, соединяющий эстетику рисунка, живописи и композиции с техническими возможностями, поэтому при обучении важно поставить акцент на синтезе и взаимообогащении изобразительного искусства и компьютерных технологий.
Компьютерная графика — область научных знаний, охватывающая технологии (инструментарий, методы, средства) создания компьютерных двухмерных и трехмерных изображений различного характера (растровых, векторных двухмерных, векторных трехмерных, фрактальных и др.).
Компьютерная графика — это учебный предмет, который характеризуется двумя взаимосвязанными компонентами. Это овладение инструментами и приемами создания различных видов компьютерной графики и использование творческого подхода для создания учебных проектов реального назначения, которые могут быть востребованы в других областях знаний и на рынке труда.
Компьютерные технологии открывают ряд преимуществ перед теми, кто постигает основы дизайна с их помощью. Перечислим наиболее очевидные положительные моменты:
— компьютерные технологии сокращают время освоения основ дизайна, смещая акцент с тренировки технических навыков на изучение и понимание теории; многие рутинные операции, с которыми приходилось сталкиваться дизайнеру, компьютер выполняет быстрее и качественнее;
— и учащиеся, и профессиональные дизайнеры часто используют одни и те же инструменты в своей деятельности, а следовательно, базовые операции могут быть унифицированы, что, несомненно, приведет к большей продуктивности работы.
Результаты анализа существующих на сегодняшний день подходов и методик использования компьютерной графики в профессиональном художественном обучении показали, что, в основном, она применяется с целью освоения конкретных графических программ и выполнения в их среде заданий профессиональной направленности. Однако современные графические пакеты могут быть также использованы как средство интенсификации процесса формирования профессиональных художественных навыков.
Под методикой обучения компьютерной графике мы понимаем организацию процесса изучения дисциплин области «компьютерная графика» (комплекс принципов, содержание, методы, средства и формы). Методика, разработанная автором статьи, нацелена на активизацию креативной деятельности и учет индивидуальных предпочтений обучаемого, на формирование готовности будущего специалиста к решению профессиональных задач в области компьютерной графики. Учебно-методическое обеспечение дисциплин компьютерной графики разрабатывалось на основе системы последовательно усложняющихся заданий, отражающей логику изучения учебного материала и позволяющей соблюдать планомерность в организации учебной деятельности за счет сопоставления учебных элементов как структурных единиц содержания предмета и компонентов учебной деятельности.
Нами были выделены следующие этапы подготовки студента-дизайнера к применению компьютер-
*
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
ных технологий в учебно-профессиональной деятельности:
1). изучение основ информатики, обеспечивающее базовую подготовку и освоение стандартного программного обеспечения;
2). изучение компьютерной графики, предоставляющее возможность применения информационных технологий в курсах формообразования, проектирования, визуальных коммуникаций, шрифтовой графики и ряде других дисциплин профессионального и специального блоков;
3). компьютерное обеспечение дизайн-проектирования. Этот этап подготовки нацелен на овладение компьютерными технологиями, применяемыми в современном графическом, средовом дизайне.
Мы предлагаем общую траекторию информационно-технологической подготовки дизайнера. Детальная проработка содержания подготовки должна проводиться непосредственно в образовательном учреждении, с учетом возможностей технической базы и квалификации педагогов, а также требований, предъявляемых к специалистам работодателями конкретного региона. Универсальными могут быть только требования к содержанию первого и второго этапов подготовки.
Целью подготовки студентов в области компьютерных технологий является формирование определенных навыков эффективного использования информационного ресурса в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности.
При достижении данной цели возникает проблема выявления педагогических условий, способствующих эффективной подготовке студентов вуза в области компьютерной графики. Опираясь на позиции, характеризующие становление профессиональной деятельности будущего дизайнера в образовательном процессе вуза, представляется возможным говорить о следующих педагогических условиях:
— индивидуализация учебно-познавательной деятельности студентов;
— осуществление разработки и комплексного использования специальных учебно-профессиональных заданий;
— учет личностных достижений студентов в образовательном процессе вуза.
Рассмотрим подробно каждое из вышеперечисленных условий.
Учитывая тот факт, что процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную требует от студента личностной активности, участия в становлении себя как будущего специалиста, и, исходя из понимания, что личность становится субъектом через свободу использования права выбора, мы определяем первое условие — индивидуализация учебнопознавательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.
С целью повышения индивидуализации учебнопознавательной деятельности студентов применялся индивидуальнно-дифференцированный подход, который выражался: в выборе оптимальных темпов обучения; в создании специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества студента; в дифференциации трудности учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; в выдаче студенту практических заданий в соответствии с его возможностями; в оказании оперативной помощи студенту на занятии.
Это условие предполагает выполнение обучаемыми творческих самостоятельных работ с достижением «собственных образовательных границ», что
позволит не только постигать определенный объем содержания, но и выходить за рамки основного уровня содержания образования в ходе свободного выбора получаемой информации путем структурирования содержания обучения.
Второе условие — осуществление разработки и комплексного использования специальных учебнопрофессиональных заданий (проекты, кейсы).
Разработанная система графических заданий направлена на постепенное изменение характера познавательной деятельности от усвоения студентами новой информации к организации репродуктивной деятельности, основанной на вариативном применении знаний и умений, а затем все более эвристической, поисковой деятельности в решении графических задач с помощью компьютера.
При проведении занятий активно используются проектный метод и кейс-метод. Метод проектов — система обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [3]. Методика обучения, основанная на методе проектов, предусматривает поэтапное выполнение проекта с решением задач каждого этапа. Метод проектов позволяет в процессе обучения студентов интегрировать знания из разных областей наук: эргономики, социологии, психологии, экологии, философии, эстетики и т.д.
Метод конкретных ситуаций (или кейс-метод) базируется на ситуационном подходе, его основной задачей является развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в профессиональной деятельности [4]. Использование кейс-метода на практических занятиях по дисциплинам «Компьютерная графика», «Информационные технологии в дизайне», «Информационные технологии в дизайне среды» предполагает выполнение студентами индивидуальных заданий, включенных в кейс. При этом в содержании заданий отражена реальная проблема, с которой они могут столкнуться в профессиональной деятельности. В ходе выполнения задания учащимся необходимо предложить возможные варианты решения проблемы, а также спрогнозировать возможное развитие проблемной ситуации при её решении. Результатом работы с кейсом должен быть готовый проект, подкрепленный соответствующими проектно-графическими материалами, расчетами, эскизами, чертежами, выполненный средствами программного продукта (СогеШга~^ А^Ье РИо1;о8Ьор, А^Ье 1пОев1дп, Аи1;оСАВ), выбор которого необходимо обосновать. Важной частью работы с кейсом является окончательная экспозиция дизайн-проекта, процедура и форма его официального авторского представления.
Внедрение кейс-метода в структуру занятий позволяет усилить практическую ориентацию процесса обучения, установить обратную связь между теоретическими положениями и профессиональными действиями специалистов в данной области, активизировать интеллектульно-творческую деятельность студентов.
Третье условие — учет личностных достижений студентов в образовательном процессе вуза — предполагает создание портфолио — организованной, целенаправленной документации профессионального роста студента и достигнутой компетентности в процессе обучения.
Педагогическая технология «Портфолио» относится к технологии, позволяющей организовать процесс накопления и оценивания достижений обучаю-
щегося. Под учебно-профессиональными достижениями мы понимаем результат формирования индивидуальных качеств и способности обучаемого к компетентному выполнению профессиональной деятельности на определенном этапе обучения. В основе разрабатываемой модели портфолио учебно-профессиональных достижений лежит процесс формирования готовности обучаемого демонстрировать профессиональные качества на рынке труда.
Помимо учебного процесса, предлагаемого кафедрой дизайна, студенты заняты выполнением самостоятельных творческих работ, при реализации которых они ставят задачи, решают вопросы, возникающие в ходе проектирования, тем самым ещё раз закрепляя знания, полученные на занятиях. Студенты кафедры дизайна принимают участие в международных, всероссийских и региональных выставках и конкурсах по разработке фирменного стиля, упаковки, иллюстрации, плаката и пр. Выполнение внеучебных проектов способствует их адаптации к условиям и потребностям современного рынка, к тенденциям и течениям моды. Как правило, за время обучения студент выполняет большое количество самостоятельных проектов, а участие в выставках является критерием оценки данных работ. Кроме того, самостоятельная работа над проектом выявляет и чисто профессиональные аспекты деятельности дизайнера, которые в обычном учебном процессе могут не проявлять себя: общение с заказчиком, технологами и издателями. Таким образом, студент на каждом этапе обучения формирует индивидуальный портфель документов (учебных работ в области дизайна, компьютерной графики), отражающих соответствующие компетенции профессионального творчества и к моменту окончания обучения в вузе располагает своим портфолио, что очень важно при устройстве на работу.
Анализ успехов студентов систематизирован благодаря методике «Портфолио достижений», которая отражает как субъективное отношение студента к собственной деятельности — рефлексивное осмысление личностных достижений, так и объективное отношение профессионального сообщества (педагогов вуза, профессиональных дизайнеров, сокурсников) к успешности будущего специалиста-дизайнера. В контексте нашего исследования разработана форма портфолио, включающая в себя два раздела: «Портрет» (заполняется по форме резюме), «Мои успехи» (содержит описание достижений студента в академической и внеучебной деятельности; подтверждающие документы (копии): характеристики, грамоты, дипломы) .
При формировании портфолио учебно-профессиональных достижений студент анализирует и осознает профессионально важные качества, которыми он должен обладать, а также переосмысливает полученные результаты учебно-профессиональных дос-
Книжная полка
тижений, проектирует учебную деятельность в освоении профессии.
Учёт внеучебных достижений студентов 2-го и 3-го курсов специальностей «Графический дизайн» и «Дизайн среды» обнаружил, что 10 % из 100 % обучаемых принимают участие в выставках и конкурсных программах в сферах науки, культуры и искусства, социально-полезной деятельности. Анализ рефлексивной части «Портфолио достижений» позволил определить, что у 20 % обследуемых наблюдаются затруднения в формулировании учебно-профессиональных целей, отсутствие горизонтов планирования, четкого представления о себе как будущем профессионале в конкретной сфере деятельности. Возникают сложности самооценивания успехов, текст «Портфолио» содержит перечень событий, в которых студенты принимали участие, не отражающих рефлексивное осмысление их достижений. Исходя из этого, можно говорить о необходимости развития навыков рефлексивной (самооценочной) деятельности обучающихся, о стимулировании рефлексии студента, поскольку именно рефлексия результатов творческой деятельности является её обязательным этапом.
Предложенный в статье комплекс педагогических условий не претендует на исчерпывающую полноту, может варьироваться, подвергаться дополнениям и изменениям в силу стремительно развивающихся программных, методических разработок и решений в области компьютерных технологий. В конечном итоге выполнение вышеперечисленных педагогических условий при изучении компьютерной графики призвано способствовать эффективному развитию профессиональных качеств и художественно-творческих способностей студентов-дизайнеров.
Библиографический список
1. Орлов, В. И. Методические основы обучения / В. И. Орлов. - М., 1989. - 242 с.
2. Фролова, Г. В. Педагогические возможности ЭВМ / Г. В. Фролова. — Новосибирск, 1988. — 168 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат [и др.] // Под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 272 с.
4. Темина, С. Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С. Ю. Темина // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 1. — С. 44 — 46.
ПОЗДНЯКОВА Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна.
Адрес для переписки: e-mail: ptyu@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.04.2011 г.
© Т. Ю. Позднякова
Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты : учебное пособие для вузов. — М. : Академический проект Альма Матер, 2009. - 533 с. - 18В№ 978-5-902766-82-7.
Сборник содержит методики диагностики познавательных способностей. Наряду с отечественными методиками в работе представлены зарубежные опросники, направленные на диагностику способностей. В ряде случаев методики иностранных авторов даны в двух вариантах.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ