Научная статья на тему 'КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЦИКЛИЧЕСКОГО БАЛАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЦИКЛИЧЕСКОГО БАЛАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов Михаил Евгеньевич

Рассматривается использование кейнсианской концепции повышения экономической активности государства и увеличения уровня занятости в ситуации кризиса. В процессе балансирования бюджета Российская Федерация сталкивается с бюджетным дефицитом, для покрытия которого используются различные методы. Концепция Кейнса в современном мире остается релевантной ввиду похожести экономических циклов. Российская Федерация также использует концепцию балансирования бюджета, однако сталкивается с рядом трудностей ввиду необходимости решения проблемы разной бюджетной обеспеченности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KEYNESIAN CONCEPT OF «CYCLICAL BALANCING OF THE BUDGET» AND ITS IMPLEMENTATION IN MODERN RUSSIA

The use of the Keynesian concept of increasing the economic activity of the state and increasing the level of employment in a crisis situation is considered. In the process of balancing the budget, the Russian Federation faces a budget deficit, which is covered by various methods. The concept of Keynes in the modern world remains relevant due to the similarity of economic cycles. The Russian Federation also uses the concept of balancing the budget, but faces a number of difficulties due to the need to solve the problem of different budget provision of the regions.

Текст научной работы на тему «КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЦИКЛИЧЕСКОГО БАЛАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-293-297 NIION: 2003-0059-1/23-592 MOSURED: 77/27-003-2023-01-791

Кейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» и ее реализация в современной России

Михаил Евгеньевич Косов1-2'3

1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, kosovme@mail.ru

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

3 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия

Аннотация. Рассматривается использование кейнсианской концепции повышения экономической активности государства и увеличения уровня занятости в ситуации кризиса. В процессе балансирования бюджета Российская Федерация сталкивается с бюджетным дефицитом, для покрытия которого используются различные методы. Концепция Кейнса в современном мире остается релевантной ввиду похожести экономических циклов. Российская Федерация также использует концепцию балансирования бюджета, однако сталкивается с рядом трудностей ввиду необходимости решения проблемы разной бюджетной обеспеченности регионов.

Ключевые слова: балансирование бюджета, экономический кризис, Российская Федерация, бюджетный дефицит

Для цитирования: Косов М. Е. Кейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» и ее реализация в современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 293-297. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-293-297.

Original article

The Keynesian concept of «cyclical balancing of the budget» and its implementation in modern Russia

Mikhail E. Kosov1A3

1 Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, kosovme@mail.ru

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

3 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The use of the Keynesian concept of increasing the economic activity of the state and increasing the level of employment in a crisis situation is considered. In the process of balancing the budget, the Russian Federation faces a budget deficit, which is covered by various methods. The concept of Keynes in the modern world remains relevant due to the similarity of economic cycles. The Russian Federation also uses the concept of balancing the budget, but faces a number of difficulties due to the need to solve the problem of different budget provision of the regions.

Keywords: budget balancing, economic crisis, Russian Federation, budget deficit

For citation: Kosov M. E. The Keynesian concept of «cyclical balancing of the budget» and its implementation in modern Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):293-297. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-293-297.

Джон Мейнард Кейнс жил в такое время, когда роль государства начала смещаться от исключительно политического института к предпринимателю, инвестору, кредитору и, в то же время, потребителю и должнику. Это начало происходить в первой половине двадцатого века.

Причиной появления таких идей послужил поток хронических бюджетных дефицитов, с которыми столкнулись государства в 1930-е гг. Ввиду необходимости решения возникшей проблемы ряд эконо-

© Косов М. Е., 2023

мистов осознали необходимость отказа от ежегодного балансирования национальных бюджетов.

Появление новых теорий, связанных с увеличением государственных расходов и растущим государственным долгом, сталкивалось с консервативностью экономической мысли. В этот же период началась Великая депрессия, которая существенно повлияла на экономическое состояние и развитие не только Соединенных штатов Америки, но и многих других государств.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Снижение баланса бюджета во время депрессии, в первую очередь, было не преднамеренной политикой, а практической необходимостью. За исключением нескольких случаев, бюджеты никогда не были сбалансированы во время депрессии. Депрессия вызвала падение всех видов государственных доходов и, в то же время, увеличение общих государственных расходов, особенно на социальные услуги. Меры по согласованию двух частей бюджета за счет увеличения налоговых ставок и максимального сокращения расходов не привели к сбалансированности бюджета.

В таких условиях и появилась теория циклического балансирования бюджета, став одной из наиболее популярных теорий того периода. Стоит рассмотреть, что предполагает данная теория и как она использовалась государствами в XX в.

В противовес ежегодному балансированию бюджета Кейнс предложил балансировать бюджет в течение экономического цикла, т. е. каждые 57 лет. Для стимулирования экономического роста в период рецессии он предложил использовать бюджетно-налоговые инструменты и прибегать к увеличению государственных расходов и снижению налоговых ставок. До этого, опасаясь дефицита и роста государственного долга, правительства использовали только сдерживающие меры, которые вызывали ускорение инфляции.

Примером использования кейнсианской теории могут служить США во времена президенства Рузвельта. Правительство пошло на беспрецедентный шаг увеличения государственных расходов. Очевидно, дефицит федерального бюджета значительно увеличился, но, вместе с тем, повысилась экономическая активность, уменьшился уровень безработицы.

Успешное применение теории Кейнса в США сделало ее преобладающей как в экономической теории, так и на практике среди развитых государств. При этом экономисты пришли к тому, что бюджетный дефицит может иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия.

Если в краткосрочной перспективе дефицит бюджета приводит к положительным последствиям в виде увеличения производственных возможностей и роста занятости, то в долгосрочной — ситуация меняется. Вследствие бюджетного дефицита растет государственный долг, что только усугубляет положение государства.

Существуют и критики концепции Кейнса, которые приводят следующие аргументы:

♦ увеличение государственных расходов влияет на «присутствие» частных инвестиций;

♦ периоды подъема и рецессии не всегда совпадают по продолжительности;

♦ не решается проблема возрастающей инфляции, которая всегда сопровождает бюджетный дефицит;

♦ сложность выбора времени для балансирования ввиду разной продолжительности периодов.

Опять же, циклическое балансирование бюджета может быть затруднено, если в период бума, когда доходы растут, есть потребность в снижении налогообложения или дополнительных расходов на определенные социальные услуги. Наконец, отсутствие точных знаний о продолжительности цикла представляет собой важное практическое препятствие.

Существуют различные методы балансирования бюджета, которые приводят к преодолению бюджетного дефицита:

1) секвестрование — бюджетные средства пропорционально сокращаются для покрытия дефицита;

2) заимствования — у физических, юридических лиц, у других государств, у международных организаций;

3) эмиссия денежных средств на сумму, покрывающую дефицит или увеличение объема денег в обороте;

4) введение новых налоговых или увеличение существующих налоговых ставок;

5) «подушка безопасности» — финансовый запас, находящийся в неприкосновенности, обычно сумма на полгода в кризисной ситуации.

В Российской Федерации реализуется именно эта модель балансирования бюджета. Принцип сбалансированности юридически закреплен ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с основными принципами бюджетной деятельности.

На региональном уровне принцип балансирования бюджета обеспечивается как через вертикальную сбалансированность местных бюджетов (сокращение разрыва между доходами и расходами на местном уровне), так и через горизонтальную (бюджетное выравнивание с целью сокращения дифференциации по уровню обеспеченности).

Существует ряд факторов, которые влияют на сбалансированность региональных бюджетов в Рос-

ECONOMIC SCIENCE

сийской Федерации. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести:

♦ макроэкономическую ситуацию в государстве;

♦ состояние и развитие межбюджетных отношений;

♦ нормативно-правовые акты, которые регулируют межбюджетную деятельность;

♦ Бюджетный потенциал субъекта РФ.

В свою очередь, внутренние факторы могут быть следующими:

♦ исполнение регионального бюджета;

♦ формирование и распоряжение резервным фондом;

♦ планирование и прогнозирование регионального бюджета;

♦ долговая политика региона.

Стоит отметить, что реализация концепции балансирования бюджета в Российской Федерации не является эффективной. Было проведено исследование по анализу сбалансированности регионов России, которое показало, что только девять субъектов имеют профицит бюджета. Это приводит к необходимости межбюджетного выравнивания, которое может быть осуществлено за счет:

1) межбюджетных трансфертов;

2) бюджетных кредитов;

3) государственных заимствований;

4) покрытия кассовых разрывов.

Таким образом, мы можем прийти к следующим выводам.

Во-первых, концепция «циклического балансирования бюджета» Кейнса была инновационной в XX в. и способствовала повышению экономической активности государств.

Во-вторых, данная модель продолжает функционировать до сих пор во многих государствах и становится особенно релевантной в период экономического кризиса.

В-третьих, бюджетный дефицит, возникающий в результате использования данной концепции, может быть полезен в краткосрочном промежутке времени, но должен быть покрыт до начала активного роста государственного долга.

В-четвертых, Российская Федерация также использует концепцию балансирования бюджета, однако сталкивается с рядом трудностей ввиду необходимости решения проблемы разной бюджетной обеспеченности регионов.

Библиографический список

1. Абрекова А. М., Романенко Л. С. Основные методы балансирования государственного бюджета в Российской практике // World science: problems and innovations: сб. ст. XXIX междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 28 февраля 2019 г.). Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. С. 139-141.

2. Алехин Б. И. Золотое правило фискальной стабильности в Европе // Экономический журнал.

2012. № 2(26). С. 7-22.

3. Алпатов А. А., Чорноус А. А. Концептуальные подходы к управлению дефицитом национального бюджета // Финансовая экономика. 2012. № 1. С. 45-50.

4. Ахинов Г., Закирова Ю. Бюджетная политика: вопросы теории и практики // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 7. С. 44-48.

5. Балицкая О. И. Эволюция взглядов на понятие государственных расходов // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 37. С. 158-167.

6. Глушакова О. В. Подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики в контексте совершенствования казначейских технологий управления бюджетной ликвидностью // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 15 (423). С. 19-40.

7. Камашева Т. Ю., Файберг Т. В. Управление ликвидностью единого счета бюджета субъекта Российской Федерации как метод обеспечения бюджетной сбалансированности // Baikal Research Journal. 2016. № 6.

8. Капогузов Е. А. Роль кейнсианских идей в эволюции парадигм государственного управления // Историко-экономические исследования. 2017. Т. 18. № 2. С. 244-256.

9. Кибизов Э. Г., Боброва В. А. Теоретические аспекты состояния государственного долга // Синергия Наук. 2020. № 47. С. 107-111.

10. Клочкова М. В., Иваненко О. Б. Балансирование бюджета: мировой опыт и Российская практика // Стратегии развития государства и экономики в условиях турбулентности: сб. ст. Мюнхен : GRIN Verlag, 2021. С. 114-122.

11. Козырев В. М. Джон Мейнард Кейнс: его вклад в экономическую науку // Вестник РМАТ.

2013. № 1(7). С. 24-42.

12. Лысенко Ю. А. Дефицит и профицит бюджета // Фундаментальные и академические приклад-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ные исследования: сб. науч. тр. по мат. I междунар. науч.-практ. интердисцип. конф. (Москва, 15 мая 2017 г.). М. : Научная общественная организация «Профессиональная наука», 2017. С. 91-99.

13. Николина М. В. Методы балансирования государственного бюджета в Российской практике // Научная дискуссия современной молодежи: экономика и право: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 28 сентября 2016 г.). Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2016. С. 326-329.

14. Ромащенко Т. Д., Герсонская И. В. Кейнси-анская концепция государственного регулирования экономики: границы применения в российских реалиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-10.

15. Сажина М. А. Бюджетная политика государства // Финансы и кредит. 2005. № 27(195). С. 2-12.

16. Сембиева Л. М. Роль фондов благосостояния в социальноэкономическом развитии стран ЕАЭС // Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст: сб. науч. ст. В 2 ч. Гродно : Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2017. С. 115-127.

17. Семкина А. Е. Дефицит бюджета: причины и способы финансирования // Развитие предпринимательства в России — история, опыт, перспективы: региональный аспект: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов (Симферополь, 21 апреля 2021 г.). В 2 ч. Симферополь : Университет экономики и управления, 2021. С. 37-40.

18. Синицкая Ю. П. Эволюция теорий долговых финансовых инструментов // Философия права. 2007. № 1(20). С. 59-63.

19. Хузина А. Ф. Теоретические основы обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального (государственного) бюджета // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-7. С. 115-120.

20. Черковская М. Ю. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования // Государственное администрирование и государственная служба: вчера, сегодня, завтра в условиях электронного правительства и цифровой экономики: сб. науч. ст. / под общ. ред. В. Л. Макарова; ред. англ. яз. Е. В. Нестеренко. М. : ООО «МАКС Пресс», 2019. С. 57-67.

Bibliographic list

1. Abrekova A. M., Romanenko L. S. Basic methods of balancing the state budget in Russian practice // World science: problems and innovations: coll. Article XXIX International scientific-practical conf. (Penza, February 28, 2019). Penza : «Science and Education» (IP Gulyaev G. Yu.), 2019. P. 139-141.

2. Alekhin B. I. Golden rule of fiscal stability in Europe // Economic magazine. 2012. No. 2(26). P. 7-22.

3. Alpatov A. A., Chornous A. A. Conceptual approaches to managing the deficit of the national budget // Financial economy. 2012. No. 1. P. 45-50.

4. Akinov G., Zakirova Yu. Budget policy: questions of theories and practices // Problems of theories and practices of management. 2013. No. 7. P. 44-48.

5. Balitskaya O. I. Evolution of views of the concept of state expenditures // Current issues of modern science. 2014. No. 37. P. 158-167.

6. Glushakova O. V. Approaches to the implementation of budget balances in the conditions of cyclical development of the economy in the context of the improvement of treasury technologies of budget liquidity management // Accounting accounting in budget and noncommercial organizations. 2017. No. 15 (423). P. 19-40.

7. Kamasheva T. Yu., Faiberg T. V. Liquidity management of the single budget account of the subject of the Russian Federation as a method of ensuring budget balance // Baikal Research Journal. 2016. No. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kapoguzov E. A. The role of Keynesian ideas in the evolution of government paradigms // Historical and economic studies. 2017. Vol. 18. No. 2. P. 244-256.

9. Kibizov E. G., Bobrova V. A. Theoretical Aspects of State Government Debt // Synergy Nauk. 2020. No. 47. P. 107-111.

10. Klochkova M. V., Ivanenko O. B. Balancing the budget: international experience and Russian practice // State strategies and economies in turbulence conditions: coll. St. Munich : GRIN Verlag, 2021. P. 114-122.

11. Kozyrev V. M. John Maynard Keynes: ego contribution to economic science // Vestnik RMAT. 2013. No. 1(7). P. 24-42.

12. Lysenko Yu. A. Budget deficit and surplus // Fundamental and academic applied studies: collection. science tr. by mat. I international scientific-practical interdiscip. conf. (Moscow, May 15, 2017). M. : Scientific public organization «Professional science», 2017. P. 91-99.

13. Nikolina M.V. Methods of balancing the state budget in Russian practice // Scientific discussion of mo-

ECONOMIC SCIENCE

dem youth: economics and law: coll. st. int. scientific-practical conf. (Penza, September 28, 2016). Penza : «Science and Education» (IP Gulyaev G. Yu.), 2016. P. 326-329.

14. Romashchenko T.D., Gersonskaya I.V. Keyne-sian concept of government regulation of economics: fringes of applications in Russian realities // Journal of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2019. No. 2. P. 5-10.

15. Sazhina M.A. State budget policy // Finance and credit. 2005. No. 27(195). P. 2-12.

16. Sembieva L.M. The role of fund welfare in the social economic development of EAEU countries // Problems of modern economics: global, national and regional context: coll. science St. At 2 p.m. Grodno : Yanki Kupaly Grodno State University, 2017. P. 115-127.

17. Semkina A.E. Budget deficit: reasons and ways of financing // Entrepreneurship development in Russia — history, experience, perspectives: regional aspect: coll.

mat. international scientific-practical conf. teachers, students, graduate students, postgraduate students (Simferopol, April 21, 2021). At 2 p.m. Simferopol : University of Economics and Management, 2021. P. 37-40.

18. Sinitskaya Yu. P. Evolution of the theory of debt financial instruments // Philosophy of law. 2007. No. 1(20). P. 59-63.

19. Khuzina A.F. Theoretical foundations of the long-term balance of the federal (state) budget // Contemporary trends in science and technology development. 2015. No. 2-7. P. 115-120.

20. Cherkovskaya M. Yu. State budget as an instrument of state regulation // State administration and state service: yesterday, today, tomorrow in the conditions of electronic government and digital economy: coll. science st. / under general row V. L. Makarova; row English language EV Nesterenko. M. : OOO «MAX Press», 2019. P. 57-67.

Информация об авторе

М. Е. Косов — заведующий кафедрой «Государственные и муниципальные финансы» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, директор института «Юридического менеджмента» Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

M. E. Kosov — Head of the Department of State and Municipal Finance of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Associate Professor of the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor, Director of the Institute of Legal Management of the Higher School of Jurisprudence and Administration of the of the National Research University Higher School of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 05.12.2022; принята к публикации 18.01.2023.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 05.12.2022; accepted for publication 18.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.