Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3175
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИНСТРУМЕНТЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА / УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / PUBLIC DEBT DEFICIT / BUDGET BALANCE / FEDERAL BUDGET / BUDGET BALANCE TOOLS / BUDGET SYSTEM STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянова Людмила Михайловна, Сурхаев Ислам Даниялович

Статья посвящена рассмотрению проблемы сбалансированности бюджета с точки зрения формы реализации принципа построения бюджетной системы Российской Федерации и состояния федерального бюджета при условии, когда все его расходы покрыты его доходами. Если доходов недостаточно, возникает бюджетный дефицит. Методология исследования предусматривает сравнительный анализ понятий и содержания сбалансированности бюджета, инструментов его обеспечения, основных направлений бюджетной политики и решений стратегических задач. Результатом исследования являются предложения по оценке сбалансированности бюджета для покрытия дефицита и необходимости в источниках финансирования дефицита бюджета. Сформулированные рекомендации ориентированы на оптимизацию доходов, расходов, формирование и использование бюджетных резервов, управление государственным долгом, а также эффективное регулирование межбюджетных отношений. Дефицит федерального бюджета подлежит регулированию в направлении его сокращения, для чего определены инструменты его сбалансированности и приоритетные направления для деятельности финансовых органов Правительства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCE OF THE FEDERAL BUDGET

The article is devoted to the problem of balancing the budget from the point of view of the form of implementation of the principle of building the budgetary system of the Russian Federation and the state of the federal budget, provided that all its expenses are covered by its revenues. If income is insufficient, a budget deficit occurs. The research methodology provides for a comparative analysis of the concepts and content of budget balance, tools for its provision, the main directions of budget policy and solutions to strategic problems. The result of the study is the proposals for assessing the balance of the budget to cover the deficit and the need for sources of financing the budget deficit. The formulated recommendations are focused on the optimisation of income, expenditures, the formation and use of budgetary reserves, public debt management, as well as effective regulation of intergovernmental fiscal relations. The federal budget deficit is subject to regulation in the direction of its reduction, for which the instruments for balancing it and priority directions for the activities of the financial bodies of the Government of the Russian Federation have been determined.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-4-52-62 УДК 330.50(045) JEL E6

(CC) (

Сбалансированность федерального бюджета

Л. М. Куприянова3, И. Д. Сурхаев"

а Финансовый университет, Москва, Россия; b Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия

а https://orcid.org/0000-0002-9453-6425; b https://orcid.org/0000-0002-7538-063X

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы сбалансированности бюджета с точки зрения формы реализации принципа построения бюджетной системы Российской Федерации и состояния федерального бюджета при условии, когда все его расходы покрыты его доходами. Если доходов недостаточно, возникает бюджетный дефицит. Методология исследования предусматривает сравнительный анализ понятий и содержания сбалансированности бюджета, инструментов его обеспечения, основных направлений бюджетной политики и решений стратегических задач. Результатом исследования являются предложения по оценке сбалансированности бюджета для покрытия дефицита и необходимости в источниках финансирования дефицита бюджета. Сформулированные рекомендации ориентированы на оптимизацию доходов, расходов, формирование и использование бюджетных резервов, управление государственным долгом, а также эффективное регулирование межбюджетных отношений. Дефицит федерального бюджета подлежит регулированию в направлении его сокращения, для чего определены инструменты его сбалансированности и приоритетные направления для деятельности финансовых органов Правительства Российской Федерации. Ключевые слова: дефицит федерального бюджета; сбалансированность бюджета; федеральный бюджет; инструменты сбалансированности бюджета; устойчивость бюджетной системы

Для цитирования: Куприянова Л. М., Сурхаев И. Д. Сбалансированность федерального бюджета. Учет.Анализ.Аудит. = Accounting.Analysis.Auditing. 2020;7(4):52-62. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-4-52-62

ORIGINAL PAPER

Balance of the Federal Budget

L. M. Kupriyanovaa, I. D. Surkhaev b

a Finance University, Moscow, Russia; b Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0002-9453-6425; b https://orcid.org/0000-0002-7538-063X

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of balancing the budget from the point of view of the form of implementation of the principle of building the budgetary system of the Russian Federation and the state of the federal budget, provided that all its expenses are covered by its revenues. If income is insufficient, a budget deficit occurs. The research methodology provides for a comparative analysis of the concepts and content of budget balance, tools for its provision, the main directions of budget policy and solutions to strategic problems. The result of the study is the proposals for assessing the balance of the budget to cover the deficit and the need for sources of financing the budget deficit. The formulated recommendations are focused on the optimisation of income, expenditures, the formation and use of budgetary reserves, public debt management, as well as effective regulation of intergovernmental fiscal relations. The federal budget deficit is subject to regulation in the direction of its reduction, for which the instruments for balancing it and priority directions for the activities of the financial bodies of the Government of the Russian Federation have been determined.

Keywords: public debt deficit; budget balance; federal budget; budget balance tools; budget system stability

For citation: Kupriyanova L. M., Surkhaev I. D. Balance of the federal budget. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis. Auditing. 2020;7(4):52-62. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-4-52-62

© Куприянова Л. М., Сурхаев И.Д., 2020

BY 4.0

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной целью бюджетной политики Российской Федерации является долгосрочная сбалансированность бюджетной системы, для достижения которой расширяются границы планирования, вводятся новые усовершенствованные правила формирования бюджета, используются индикаторы его сбалансированности для оценки эффективности деятельности органов власти. Сбалансированность бюджета выступает одним из важнейших принципов бюджетной системы, декларируемых Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ).

Сбалансированность бюджета довольно часто связывают с «бюджетными правилами» [1]. В отечественной научной литературе существуют различные толкования данной терминологической конструкции. В целях всестороннего научно обоснованного определения сущности сбалансированности рассмотрим, как последнюю определяют отечественные исследователи-экономисты.

Известный российский экономист-финансист Н. Я. Кривоносова приводит аргументацию, согласно которой сбалансированность бюджета характеризуется как междисциплинарное понятие, привлекающее внимание экономистов и юристов. В экономической науке этот термин нередко определяется как фиксированная на определенный момент величина — результат сопоставления доходов и расходов [2].

В [3] Т. А. Найденова утверждает, что сбалансированность бюджета представляет собой равенство доходов и расходов, а поскольку это трудно обеспечить, данную проблему невозможно решить, так как это связано с постоянно изменяющимися приоритетами государства, общества, а также имеющимися возможностями государства.

Е. А. Баева и С. В. Позднякова рассматривают сбалансированность бюджета с точки зрения основного показателя экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов. При этом авторы отмечают, что обеспечить такое равенство частей бюджета достаточно сложно. Его можно добиться, если постоянно сдерживать рост государственных расходов и установить в стране такой уровень налогообложения, который будет достаточен при формировании доходных статей с целью покрытия общественных потребностей [4].

Профессор В. М. Родионова считает, что сбалансированность бюджета — это свойство, включающее в себя такие параметры, как доходы и расходы.

Именно размер этих параметров, а также динамика и структура характеризуют состояние бюджета, а также его устойчивость к различным видам риска [5].

Другой точки зрения придерживается Е. В. Кузнецова1, трактующая суть термина как некое качество бюджета, которое отражает степень его способности обеспечивать бесперебойное финансирование необходимых расходов с целью удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, это качество позволяет достигать поставленных задач, выполнять функции соответствующего публично-правового образования (федерации, субъекта федерации, муниципального образования) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, несмотря на экономическую ситуацию и различного рода воздействия внутренних и внешних факторов.

Сформированная на основе обобщения приведенных точек зрения табл. 1 позволяет сделать вывод, что сбалансированность бюджета является понятием многогранным, но все авторы связывают ее с доходами и расходами, учитывая их равенство, сопоставление либо соотношение.

Исследование сбалансированности с точки зрения формы реализации принципа построения бюджетной системы Российской Федерации и состояния федерального бюджета позволяет наиболее правильной и принципиальной признать позиции Е. А. Баева и С. В. Позднякова, которые более точно и объективно дают определение данной категории, поскольку детальнее отражают ее содержание. Перекладывая определение на реальную экономику, следует отметить, что сбалансированности можно достичь путем увеличения обязательных платежей и оптимизации расходов. В текущем периоде, в целях ее обеспечения для развития российской экономики, наблюдаются варианты повышения ставки НДФЛ до 15% для людей с высокими годовыми зарплатами на уровне 7-10 млн руб., а также введение налогового вычета для слоев населения с доходом ниже прожиточного минимума. Однако считаем, что необходимо обеспечить повышение собираемости налогов и оптимизации расходов.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним относятся сте-

1 Кузнецова Е. В. Сбалансированность бюджетов Российской Федерации: проблемы и пути обеспечения. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. 2012.

Таблица 1 / Table 1 Содержание сбалансированности бюджета / Balance budget content

Авторы / Authors Предлагаемая суть для формулирования / Proposed essence for formulation

Н.Я. Кривоносова Фиксированная на определенный момент величина, представляющая собой результат сравнения доходной и расходной части бюджета

Т.А. Найденов Равенство доходов и расходов

Е.А. Баев, С. В. Поздняков Равенство доходов и расходов, которое достигается ростом государственных расходов и установлением в стране уровня налогообложения, который будет достаточным при формировании доходов

В.М. Родионова Соотношение понятий - доходы бюджета, собственные доходы бюджета, поступления в бюджет, расходы бюджета

Е.В. Кузнецова Качество бюджета, степень его возможности обеспечить финансирование расходов

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

пень централизации доходов в федеральном бюджете и децентрализации расходных полномочий; механизм межбюджетных отношений. При этом параметрами бюджетного потенциала территории являются:

• структура экономики;

• финансовое состояние организаций;

• социально-демографическая ситуация;

• занятость населения;

• личные доходы граждан;

• налоговая задолженность и др.

В число наиболее важных внутренних факторов влияния входят следующие:

• взаимная уравновешенность полномочий и ответственности между бюджетными уровнями;

• уровень самостоятельности бюджетов;

• формы организации межбюджетного перераспределения доходов и финансовой помощи и др.

С целью повышения собираемости налогов и оптимизации расходов считаем правильным ориентироваться на три основных принципа, сформулированные профессором Е. В. Марковой2, соблюдение которых позволит России провести масштабные бюджетные реформы:

1) структурные реформы, позволяющие достичь устойчивого баланса бюджета;

2) широкая общественная поддержка в виде общественного договора;

3) тесная координация фискальной и денежно-кредитной политики.

2 Маркина Е. В. Финансы. Учебник. М.: КноРус; 2017. 424 с. ISBN 978-5-406-05544-1.

Структуру видов сбалансированности бюджета, по материалам диссертационной работы Е. В. Кузнецовой, иллюстрирует рис. 1.

Другой подход к видам сбалансированности предлагается Н. Я. Кривоносовой, которая выделяет краткосрочную, долгосрочную, фактическую и запланированную сбалансированность [2].

На основе обобщения предложений ученых-экономистов на рис. 2 представлена схема видов обеспечения бюджета по классификационным признакам.

Методы, с помощью которых можно достичь сбалансированности бюджета (некоторые авторы отождествляют с ее видами), представлены в табл. 2.

В работе [6] предложена матрица методов достижения сбалансированности бюджета. При этом четыре института (собственные доходы, межбюджетное взаимодействие, долговые заимствования, бюджетный риск-менеджмент) составляют бюджет-но-правовой институт регулирования, выполняющий свои функции на этапах составления и исполнения бюджета. Вместе с тем важно знать инструменты сбалансированности, позволяющие обеспечить ее реализацию в бюджетном процессе, при этом уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (рис. 3).

Как показывают результаты исследования, минимизацию размера дефицита бюджета целесообразно выделить в отдельный принцип функционирования бюджета, при этом существенное значение имеет финансово-правовое регулирование распределения и использования бюджетов на основе принципов согласования интересов органов государствен-

Виды

сбалансированности бюджета

Общая

сбалансированность! бюджета

Привлечение возвратных финансовых ресурсов

к Базовая

сбалансированность бюджета

Общая сумма доходов бюджета — межбюджетные трансферты

Собственная

сбалансированность

бюджета

Доходы бюджета — безвозмездные поступления

Рис. 1 / Fig. 1. Виды сбалансированности бюджета / Types of budget balancing

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

Рис. 2 / Fig. 2. Виды обеспечения сбалансированности бюджета / Budget Balancing Types

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

Таблица 2 / Table 2 Методы сбалансированности бюджета / Metods of budget balancing

Авторы / Authors Классификационный признак / Classification attribute Характеристика / Characteristic

Н.Я. Кривоносова По периодичности достижения Краткосрочная сбалансированность (один год); долгосрочная сбалансированность (ряд лет); фактическая сбалансированность (результат исполнения бюджета); запланированная сбалансированность (нормативным актом: законом)

Е.В. Кузнецова По степени достижения Общая (привлечение заимствований); базовая (доходы бюджета + безвозмездные поступления); собственная (доходы бюджета - безвозмездные поступления)

А.В. Галухин, О. И. Тишутина Оптимальная сбалансированность - обеспечение сбалансированности бюджета исключительно за счет налоговых и неналоговых доходов (собственные доходы территорий); регулируемая сбалансированность - обеспечение баланса не только за счет налоговых и неналоговых доходов, но и межбюджетных трансфертов (собственные доходы и полученные межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета); общая сбалансированность бюджета - баланс достигается с помощью привлечения возвратных заимствований для покрытия дефицита

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

Рис. 3 / Fig. 3. Методы обеспечения сбалансированности бюджета / Methods for balancing the budget

Источник/Source: разработано авторами на основе [6] / developed by the authors based on [6].

Рис. 4/Fig. 4. Инструменты обеспечения сбалансированности бюджета / Budget balancing tools

Источник/Source: разработано авторами на основе: Маркина Е. В. Финансы. Учебник. М.: КноРус; 2017. 424 с. / developed by the authors based on Markina E.V. Finance. Textbook. Moscow: KnoRus; 2017. 424 p.

Инструменты обеспечения сбалансированности бюджета

ной власти и местного самоуправления, учитывая разграничение их полномочий и ответственности. В условиях сбалансированности бюджета на каждом отдельном уровне бюджетной системы необходимо ориентироваться на разработку законодательного механизма финансирования обязательств, которые принимают на себя органы государственной власти и местного самоуправления.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нормативно-законодательными документами РФ подчеркивается, что составление бюджета ориентировано на сбалансированность как на главную составляющую бюджетного процесса, при этом основополагающими требованиями, принципами и положениями сбалансированности бюджетов являются:

• определение бюджетных правил формирования доходов и расходов бюджета;

• ограничения бюджетного дефицита;

• адекватность механизма распределения доходов между бюджетными уровнями;

• формирование бюджетного резерва;

• адекватные инструменты бюджетного регулирования;

• эффективные методы бюджетного планирования;

• экономическое прогнозирование и финансовое планирование в рамках расширения возможностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендуемый состав инструментов сбалансированности бюджета, предложенный профессором Е. В. Маркиной [7], представлен на рис. 4.

Как показало исследование, именно использование данных инструментов должно стать приоритетным для высших финансовых органов Российской Федерации, поскольку они охватывают оптимизацию доходов, расходов, формирование и использование бюджетных резервов, управление государственным долгом, а также эффективное регулирование межбюджетных отношений. Можно утверждать, что сбалансированности бюджетов во многом способствует наличие эффективной технологии их исполнения. При этом казначейской системе необходимо:

• регламентировать процесс исполнения бюджетов, использую такие инструменты как лимит бюджетных обязательств, бюджетная классификация и бюджетное расписание;

• контролировать бюджетные потоки;

• учитывать все проводимые операции в главной книге казначейства;

• поддерживать ликвидную позицию казначейства;

• представлять органам власти достоверную и оперативную информацию об исполнении бюджета;

• проводить мониторинг кредиторский задолженности и создавать условия для прекращения роста кредиторский задолженности;

• повышать эффективность управления процессом исполнения бюджетов и управления ресурсами.

Схема принципиального механизма образования дефицита или профицита государственного бюджета представлена на рис. 5.

Для покрытия дефицита необходимы финансовые меры, в частности: выпуск в обращение дополнительной денежной массы, выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг), финансирование и кредитование других государств (внешний долг). Дефицит государственного бюджета подлежит регулированию в направлении сокращения.

В международной практике отсутствует опыт обеспечения сбалансированности бюджета в ситуации равенства как доходов, так и расходов между собой, т.е. бюджеты принимаются либо с дефицитом, либо с профицитом. В каждой стране происходят определенные структурные экономические сдвиги: инфляция, безработица и др., поэтому достижение сбалансированности бюджета при помощи отдельных ее инструментов и методов необходимо для изучения и практического применения в независимости от типа государственного устройства и состояния экономики [8].

В современной России нормативно-правовые основы обеспечения сбалансированности федерального бюджета определены целым рядом нормативно-законодательных документов (рис. 6.)

Базисом обеспечения сбалансированности федерального бюджета является ст. 33 БК РФ, в которой приводится понятие принципа сбалансированности бюджета.

Касаясь основных направлений бюджетной политики, в ней четко отмечается, что бюджет подстраивался к новой внешней реальности исходя из осуществления бюджетной политики, которая реализовалась на основе двух основных стратегических задач:

• обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в условиях снижения цен на нефть;

• обеспечение макроэкономического равновесия со стабильными и предсказуемыми экономическими, налоговыми и финансовыми условиями [9].

Более того, в настоящее время ни в одной из зарубежных стран обеспечение сбалансированности не является императивом для исполнения и рассматривается как определенный идеал равенства доходов и расходов [1]. Заметим, что в некоторых зарубежных правилах для обеспечения сбалансированности используются также «бюджетные правила», которые позволяют регулировать структурный баланс бюджета публично-правового образования [10]. Кроме

1)

Бюджет

Доход

Расход

0

сальдо

2)

Бюджет

Доход V J Расход >1-

Дефицит

0

Сбалансированность

3)

Бюджет V ^

г Доход Расход

Сбалансированность

Профицит

Рис. 5/Fig. 5. Механизм балансировки государственного бюджета / State budget balancing mechanism

Источник / Source: Дефицит и профицит бюджета. URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/deficit-byudzheta. html (дата обращения: 27.05.2020) / Budget deficit and surplus. URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/deficit-byudzheta.html (accessed on 27.05.2020).

того, во многих странах, а не только в Российской Федерации, используются так называемые стабилизационные фонды для обеспечения устойчивости бюджета, поскольку они позволяют в периоды кризисов обеспечивать исполнение расходов [11].

Подчеркнем, что с точки зрения теории баланс — это равенство доходов и расходов, однако на практике нередко происходит иначе, например, в нашей стране федеральный бюджет может приниматься и с дефицитом (дисбаланс).

В проекте новой редакции БК РФ принцип сбалансированности сопоставляется с устойчивостью бюджета [12], даже появилась ст. 10 «Принцип сбалансированности и устойчивости бюджета», которая в предыдущей редакции кодекса называлась «Принцип сбалансированности бюджета». При этом

а

т

е

я еж

ид

ню

ео

пг

со

ен

бь

ол

а вара ° й сне

соф —

я и

ат

нас

Й 2

лн

ен

та

ав

до

ор

ни

ос

кн

аа

Зл

а

б

с

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный закон «О федеральном бюджете»

Иные федеральные законы

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»

Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Рис. 6/Fig. 6. Законодательная основа обеспечения сбалансированности федерального бюджета / Legislative framework ensuring the balance of the federal budget

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

заметим, что в новой редакции БК РФ отсутствует понятие принципа сбалансированности, однако приводятся условия ее осуществления. На рис. 7 приведена принципиальная схема таких условий.

Более того, в новой редакции БК РФ появилась статья о предельном размере дефицита федерального бюджета, определяющая, что он утверждается Федеральным законом3 и не может превышать разницы между объемом доходов и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствии с бюджетным правилом.

В этой связи следует отметить и такую особенность бюджетной системы России, как концентрация в ней общественных финансовых потоков. По мнению ряда аналитиков, собственные доходные источники бюджетов регионального и местного уровня не являются исчерпывающими, и одна из причин — это несбалансированность бюджетов публично-правовых образований субфедерального

3 Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-Ф «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

и муниципального уровня [13, 14]. Следовательно, необходимо межбюджетное выравнивание за счет предоставления межбюджетных трансфертов и привлечения бюджетных кредитов для покрытия временных кассовых разрывов, которые возникают при исполнении бюджетов и осуществлении государственных заимствований.

ВЫВОДЫ

К законодательной основе обеспечения сбалансированности федерального бюджета относится ст. 94 БК РФ, содержащая не только перечень источников финансирования дефицита бюджета помимо источников доходов бюджета, но и направления расходов [15]. Отмечается, кроме того, что несбалансированным признается также бюджет, принятый с профицитом.

Исследование показало, что бюджетное законодательство страны вообще не рассматривает возможности обеспечения сбалансированности. Правовая регламентация такого механизма предусмотрена лишь для случаев принятия его с дефицитом, в то время как порядок и направления использования

Рис 7 /Fig. 7. Условия реализации принципа сбалансированности и устойчивости бюджета / Conditions for implementing the principle of balance and sustainability of the budget

Источник/Source: разработано авторами на основе БК РФ / developed by the authors

Использование реалистичных (обоснованных) показателей прогноза социально-экономического развития

профицита бюджета кодексом в настоящее время не регулируются [16-18]. Между тем, эффективной и безболезненной мерой по покрытию дефицита бюджета является механизм секвестирования расходов бюджета.

До принятия БК РФ бюджетное законодательство предусматривало реализацию механизма секвестирования расходов бюджетов, но при этом он применялся лишь в случае превышения предельного уровня дефицита бюджета, а также при значительном снижении поступления бюджетных доходов. Секвестр — пропорциональное снижение расходов на 5-15% ежемесячно. Необходимо отметить, что

сокращение расходов происходило по незащищенным статьям, в то время как защищенные (социально направленные статьи расходов) — под такое сокращение не подпадали.

К сожалению, современное бюджетное законодательство не упоминает о механизме секвестрования расходов, однако сокращение расходов бюджета происходит, и прежде всего, путем осуществления процедуры внесения изменений в закон о бюджете. Поэтому на нынешнем этапе развития бюджетной системы необходимо провести комплекс мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей сбалансированность

федерального бюджета, в том числе по механизму секвестирования его расходов. Считаем, что результаты исследования будут полезны специалистам, участвующим в подготовке основных направлений

бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также должностным лицам органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Schaechter A., Kinda T., Budina N., Weber A. Fiscal rules in response to the crisis; Toward the "next-generation" rules: A new dataset. IMF Working Paper. 2012;(12/187):1-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кривоносова Н. Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня. Известия ИГЭА. 2013;(6):61-65.

3. Найденова Т. А. Анализ качества сбалансированности бюджетов северных территорий. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016;(5-2):95-99.

4. Баева Е. А., Позднякова С. В. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения. Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2016;(6):44-48.

5. Родионова В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты. Финансы. 2012;(4):54-60.

6. Галухин А. В. Сбалансированность бюджета как условие обеспечения его устойчивости. Вопросы территориального развития. 2015;21(1). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1467 (дата обращения: 27.05.2020).

7. Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ; 2016. 344 с.

8. Alesina A. F., Perotti R. Budget deficits and budget institutions. Fiscal institutions and fiscal performance. Chicago: University of Chicago Press; 1999. 398 p.

9. Surkhaev I. D. Balancing the federal budget: Analysis of income, expenditures and deficit sources for 2013-2019. Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017;(4):87-91.

10. Geier A. The debt brake - The Swiss fiscal rule at the federal level. Working Paper of the FFA. 2011;(15):7-31.

11. Valdes R. O., Engel E. Optimal fiscal strategy for oil exporting countries. IMF Working Papers. 2000;(00/118):1-57.

12. Сурхаев И. Д. Вопросы сбалансированности бюджетов: российский и зарубежный опыт. Экономика. Бизнес. Банки. 2016;(S 9):112-120.

13. Качурина М., Мерзлова М. Формирование доходов региональных бюджетов: проблемы сбалансированности. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013;(3)71-78.

14. Пинская М. Р., Зиганшина Л. А. Сбалансированность региональных и местных бюджетов: проблемы и пути их решения. Инновационное развитие экономики. 2015;30(6):90-98.

15. Сурхаев И. Д. Баланс федерального бюджета: содержание, основные типы, методы и инструменты обеспечения. Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017;(3):82-86.

16. Сурхаев И. Д. Сбалансированность бюджета: опыт стран Европейского союза, США, Чили. Экономика. Бизнес. Банки. 2020;(8):54-62.

17. Сурхаев И. Д. Методология оценки прозрачности бюджетов. Экономика. Бизнес. Банки. 2020;(7):41-53.

18. Куприянова Л. М., Петрусевич Т. В. Анализ денежных потоков и их влияние на результаты деятельности организации. Экономика. Бизнес. Банки. 2014;(S 3):112-128.

REFERENCES

1. Schaechter A., Kinda T., Budina N., Weber A. Fiscal rules in response to the crisis; Toward the "next-generation" rules: A new dataset. IMF Working Paper. 2012;(12/187):1-47.

2. Krivonosova N. Ya. Theory and practice of balancing the budgets of the sub-federal level. Izvestiya IGEA = Bulletin ISAE. 2013;(6):61-65. (In Russ.).

3. Naidenova T. A. Analysis of the quality of the balance of the budgets of the northern territories. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences. 2016;(5-2):95-99. (In Russ.).

4. Baeva E. A., Pozdnyakova S. V. The problem of balancing the state budget and ways to solve it. Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya ROSMU = Scientific Notes of the Tambov Branch of RUYS. 2016;(6):44-48. (In Russ.).

5. Rodionova V. M. Balancing budgets: Theoretical and legal aspects. Finansy = Finance. 2012;(4):54-60. (In Russ.).

6. Galukhin A. V. Balance of the budget as a condition for ensuring its sustainability. Voprosy territorial'nogo razvitiya = Questions of Territorial Development. 2015;21(1). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1467 (accessed on 27.05.2020). (In Russ.).

7. Povetkina N. A. Financial stability of the Russian Federation. Legal doctrine and practice of security. Moscow: IZiSP, CONTRACT; 2016. 344 p. (In Russ.).

8. Alesina A. F., Perotti R. Budget deficits and budget institutions. Fiscal institutions and fiscal performance. Chicago: University of Chicago Press; 1999. 398 p. (In Russ.).

9. Surkhaev I. D. Balancing the federal budget: Analysis of income, expenditures and deficit sources for 2013-2019. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti = World Economy: Security Problems. 2017;(4):87-91. (In Russ.).

10. Geier A. The debt brake - The Swiss fiscal rule at the federal level. Working Paper of the FFA. 2011;(15):7-31.

11. Valdes R. O., Engel E. Optimal fiscal strategy for oil exporting countries. IMF Working Papers. 2000;(00/118):1-57.

12. Surkhaev I. D. Balancing budgets: Russian and foreign experience. Ekonomika. Biznes. Banki = Economics. Business. Banks. 2016;(S 9):112-120. (In Russ.).

13. Kachurina M., Merzlova M. Formation of income of regional budgets: Problems of balance. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2013;(3)71-78. (In Russ.).

14. Pinskaya M. R., Ziganshina L. A. Balancing regional and local budgets: Problems and solutions. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of the Economy. 2015;30(6):90-98. (In Russ.).

15. Surkhaev I. D. Balance of the federal budget: Content, main types, methods and instruments of support. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti = World Economy: Security Problems. 2017;(3):82-86. (In Russ.).

16. Surkhaev I. D. Balance of the budget: Wholesale of the European Union countries, USA, Chile. Ekonomika. Biznes. Banki = Economics. Business. Banks. 2020;(8):54-62. (In Russ.).

17. Surkhaev I. D. Methodology for assessing the transparency of budgets. Ekonomika. Biznes. Banki = Economics. Business. Banks. 2020;(7):41-53. (In Russ.).

18. Kupriyanova L. M., Petrusevich T. V. Analysis of cash flows and their impact on the results of the organization. Ekonomika. Biznes. Banki = Economics. Business. Banks. 2014;(S 3):112-128. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Людмила Михайловна Куприянова — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента бизнес-анализа и аудита, заместитель заведующего кафедрой «Экономика интеллектуальной собственности», Финансовый университет, Москва, Россия kuprianovalm@yandex.ru

Ислам Даниялович Сурхаев — сотрудник Центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия surkhaevislam@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Lyudmila M. Kupriyanova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor at Department of Business Analysis and Auditing, Deputy Head of the Chair of "Economics of Intellectual Property", Finance University, Moscow, Russia kuprianovalm@yandex.ru

Islam D. Surkhaev — employee of the Center for Budget Policy Research Financial Institute of the Ministry of

Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia

surkhaevislam@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2020; после рецензирования 10.07.2020; принята к публикации 17.07.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 01.07.2020; revised on 10.07.2020 and accepted for publication on 17.07.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.