Научная статья на тему 'Государственный бюджетный дефицит: сущность и методы балансирования'

Государственный бюджетный дефицит: сущность и методы балансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3887
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный бюджет / бюджетный дефицит / методы балансирования / государственный долг / эмиссия / налогообложение / state budget / budget deficit / methods of balancing the national debt / the issue of taxation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э. И. Гайнетдинова, Л. И. Назырова

На сегодняшний день наиболее важным государственным инструментом регулирования экономической и социальной сфер является государственный бюджет. Однако зачастую бюджетная система сталкивается с тем, что расходы государства превышают доходы – образуется дефицит, характерный для большинства современных стран. Вышесказанное делает изучение данной проблемы актуальной. В ходе исследования было выявлено, что наличие бюджетного дефицита в допустимых размерах приемлемо; были определены пути его предотвращения и методы балансирования бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE BUDGET DEFICIT: ESSENCE AND METHODS OF BALANCING

On our modern day, the most important state instrument for regulating the economic and social spheres is the state budget. However, often the budget system is faced with the fact that government expenditures exceeds revenues and there are a deficit, which is typical for most modern countries. The above makes the study of this problem relevant. The study found that the presence of a budget deficit in acceptable amounts is acceptable; the ways of its prevention and methods of balancing the budget were determined.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджетный дефицит: сущность и методы балансирования»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ

БАЛАНСИРОВАНИЯ

Э.И. Гайнетдинова, студент Л.И. Назырова, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11443

Аннотация. На сегодняшний день наиболее важным государственным инструментом регулирования экономической и социальной сфер является государственный бюджет. Однако зачастую бюджетная система сталкивается с тем, что расходы государства превышают доходы - образуется дефицит, характерный для большинства современных стран. Вышесказанное делает изучение данной проблемы актуальной. В ходе исследования было выявлено, что наличие бюджетного дефицита в допустимых размерах приемлемо; были определены пути его предотвращения и методы балансирования бюджета.

Ключевые слова: государственный бюджет, бюджетный дефицит, методы балансирования, государственный долг, эмиссия, налогообложение.

Один из главных инструментов государственного регулирования экономики -государственный бюджет. Он является ведущим звеном финансовой системы, в котором объединяются расходы и доходы государства. Бюджет объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные доходы и расходы.

Государственный бюджет - это форма образования и израсходования фонда де-

нежных средств, направленных на финансовое обеспечение задач и функций государства местного самоуправления [1]. Расходы и доходы государственного бюджета совпадают не всегда. Если расходы превышают доходы, то у правительства возникают проблемы с бюджетным дефицитом [2].

Сделаем краткий обзор на состояние государственного бюджета РФ за 20062018 гг. (табл. 1).

Таблица. Краткая информация об исполнении федерального бюджета (млрд. руб.) [3]

2G1G 2G11 2G12 2G13 2G14 2G15 2G16 2G17 2G18

Доходов, всего 83G5,4 11367,7 12855,5 13G19,9 14496,9 13659,2 1346G,G 15G88,9 19454,4

Расходов, всего 1G117,5 1G925,6 12895,G 13342,9 14831,6 1562G,3 16416,4 1642G,3 16713,G

Дефицит (-)/ Профицит (+) -1812,G 442,G -39,4 -323,G -334,7 -1961,G -2956,4 -1331,4 2741,4

Как видно по данным таблицы наибольший государственный дефицит приходится на период с 2015 по 2016 года. Резкое увеличение дефицита в 2015 году связан с обвалом цен на нефть в 2014 году, который привел к сокращению нефтегазовых доходов, и казне пришлось использовать сбережения резервных фондов. 2016 год, по итогам которого бюджет недосчитался более 2,6 трлн руб., стал переломным. Расходы достигли пика из-за господдержки оборонных предприятий, а бюджетный дефицит вырос до максимума за 6 лет.

Превышение доходной части бюджета над расходной не следует считать обязательной составляющей «здоровой» экономики, т.к. мировой опыт показывает, что на определенных этапах развития государства вполне допустим бюджетный дефицит. Но ее величина не должна превышать предельно допустимый размер, который определяется 2-3% ВВП.

Без обеспечения динамичного развития экономики, невозможно «оздоровить» ее от бюджетного дефицита, а без ощутимой эффективности нельзя достичь финансовой устойчивости государства в целом.

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [4]. Под дополнительными доходами подразумевается эмиссия денег, государственных облигаций, осуществление внутренних и внешних займов.

Не всегда отсутствие положительного бюджетного сальдо связано с чрезвычайными обстоятельствами. Например, дефицит может быть отражением намерения государства вложить большие средства в развитие и модернизацию различных отраслей хозяйства для достижения структурных сдвигов в общественном производстве.

Однако чаще дефицит отражает все же кризисные явления в экономике, а именно ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

Рассмотрим виды бюджетного дефицита:

1) циклическим называется дефицит, который возник в результате спада производства. Он носит негативный характер, поскольку иллюстрирует падение экономической активности и означает недоиспользование производственных мощностей;

2) структурный дефицит возникает из-за специально принимаемых правительством мер с целью увеличения государственных расходов и снижения налогов для предотвращения спада. Данный дефицит применяется правительством для стабилизации экономики;

3) общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга называется операционным дефицитом;

4) разность между величиной общего дефицита и всей суммы выплат по долгу, является первичным дефицитом;

5) квазифискальным или квазибюджетным дефицитом является скрытый дефицит, который возник в результате квазифискальной деятельности государства.

Также существует открытый и скрытый бюджетный дефицит. Открытый дефицит официально провозглашен в законе о бюджете на текущий год, скрытый же не объявлен официально. Это означает, что не стоит полностью доверять абсолютным размерам бюджетного дефицита, к тому же задолженность увеличивается с ростом ВВП [5].

Дефицит может возникнуть по следующим причинам:

1) кризис в экономике;

2) неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию страны;

3) чрезвычайные обстоятельства, такие как война, террористические акты, природные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, и т.д.;

4) милитаризация экономики в мирное время;

5) крупные централизованные вложения в развитие производства и осуществление структурной перестройки;

6) увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП и т.д.

В экономических системах, где количество денег строго фиксировано, правительство обычно использует три способа покрытия государственного бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогового бремени, увеличение денежной массы в обращении.

Государственные займы могут быть внутренним или внешними. Они осуществляются благодаря выпуску государственных ценных бумаг, т.е. облигаций и казначейских векселей. Их доля в государственном бюджете может составлять 1020%. Внешний долг уместен, если уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой, плюс имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс. В РФ на 01.11.2019 структура государственных займов выглядит следующим образом (рис. 1).

■ Внутренний госдолг

■ Внешний госдолг

Рисунок. Структура государственных займов [3]

На 1 ноября 2019 года внешний госдолг РФ составил 3 451 млрд рублей, тогда как внутренний - 10 678,1 млрд рублей.

Налоговое покрытие - введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения - «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. Так, с 1 января 2019 года был повышен налог на добавленную стоимость с 18 до 20%. Еще одним примером служит налог на профессиональный доход - это специальный налоговый режим для самозанятых граждан. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

К эмиссии бумажных и кредитных денег правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, то есть при превышении расходов над доходами. Но в современные дни не просто напечатать деньги, ибо это чревато усилением инфляции. Данные операции должны иметь незначительный размер для того, чтобы не возникло пагубных последствий.

Эмиссия проявляется как следствие превышение темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП [2]. Это приводит к повышению среднего уровня цен, в результате все экономические аген-

ты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Также можно сократить бюджетные расходы. Данный способ преодоления дефицита самый простой и очевидный, однако болезненный, потому что происходит сокращение социальных программ, пособий и трансфертов. Это ведет к росту напряженности в народе, что может привести к политической нестабильности. Этот способ применяется в крайних случаях.

Рассмотрим методы балансирования государственного бюджета. Сегодня правительство озабочено тем, чтобы привести к равновесию государственные расходы и доходы. В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита:

1) первая концепция гласит о том, что бюджет должен балансироваться ежегодно, но минус данного метода в том, что он не дает решать антициклические задачи.

2) вторая концепция - бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла. Например, когда в стране экономический спад, правительству надо снижать налоги и увеличивать расходы, то есть целенаправленно вызывается дефицит. После наступления подъема, налоги повышаются, а расходы снижаются. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет

государственный долг, который появился в период спада. Таким образом, бюджет сбалансируется в период цикла.

3) согласно третьей концепции, цель государственных финансов - обеспечение макроэкономической стабильности. Для этой цели вводятся любые дефициты.

В нашей стране финансовая политика ориентируется на первую концепцию.

Таким образом, кратко можем перечислить стратегические направления для сокращения дефицита:

а) реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;

б) совершенствование налоговой системы и системы межбюджетных отношений;

в) усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;

г) четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и т.д.

В настоящее время бюджетный дефицит стал вполне типичным состоянием для большинства стран. Он может быть последствием как неблагоприятной экономической конъюнктуры, так и целенаправленно проводимой бюджетной политики.

Важные решения в совершенствовании бюджетного устройства РФ сделаны в законодательной, институциональной и финансово-кредитной сферах. Было создано Федеральное казначейство РФ - система, которая позволила на основе четко определенных объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения

федерального бюджета.

Библиографический список

1. Тищенко Т. Государственный бюджет // Экономическое развитие России. - 2015. -Т. 22, №1. - С. 8-12.

2. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. - 2016. - №1. - С. 262.

3. Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения: 04.12.19).

4. Еланчук О.В. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №2. - С. 360.

5. Пешкова Х.В. Бюджетное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 404 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dx.doi.org/10.12737/textbook_595f3f3ed71a37.89214748. (Дата обращения 03.12.19).

STATE BUDGET DEFICIT: ESSENCE AND METHODS OF BALANCING

E.I. Gainetdinova, Student L.I. Nazyrova, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. On our modern day, the most important state instrument for regulating the economic and social spheres is the state budget. However, often the budget system is faced with the fact that government expenditures exceeds revenues and there are a deficit, which is typical for most modern countries. The above makes the study of this problem relevant. The study found that the presence of a budget deficit in acceptable amounts is acceptable; the ways of its prevention and methods of balancing the budget were determined.

Keywords: state budget, budget deficit, methods of balancing the national debt, the issue of taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.