Научная статья на тему 'КАЗАХСТАН И УЗБЕКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЛИТИМАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ)'

КАЗАХСТАН И УЗБЕКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЛИТИМАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

121
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казахстан / Узбекистан / Туркменистан / делимитация / демаркация / исполнение задачи / государственная граница / международное отношение / международно-правовые акты / обязанность / Kazakhstan / Uzbekistan / Turkmenistan / delimitation / demarcation / task execution / state border / international relations / international legal acts / obligation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ермек Туленович Бекбосынов, Гулнара Ануаровна Мамашарипова, Гулсапар Мырзакадировна Жайлауова

Делимитация и демаркация государственных границ является особой задачей всех существующих стран мира, в том числе стран Центральной Азии, которые все заинтересованы приемлего и эффективного решения данного вопроса. В статье отмечается, что делитимация границ этих двух государств полностью завершена, почти завершена демаркация, поэтому остается пока завершающий этап, который важен для обоих стран. В связи с этим прямо предлагается логическое завершение (выполнение) межгосударственногопроцесса урегулирования по вопросам демаркации государственных границ, который застрялся перед финишом, и не завершается в течении несколько лет. Поэтому стратегически цель не достигнута. Поскольку историко-правовой обзор и сравнительный анализ международно-правовых актов и ратификации этих показывает, что с юридической точки зрения (то есть де юре) обязанность имеются, однако де факто исполнение обязанностей с обоих сторон идет медленным темпом. Таким образом, авторы статьи в заключении делает вывод о том, что транзит власти двух стран дает импульс и надежду на завершения долгожданной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ермек Туленович Бекбосынов, Гулнара Ануаровна Мамашарипова, Гулсапар Мырзакадировна Жайлауова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The delimitation and demarcation of State borders is a special task of all existing countries of the world, including the countries of Central Asia, which are all interested in an acceptable and effective solution to this issue. The article notes that the delimitation of the borders of these two states is fully completed, the demarcation is almost completed, so the final stage remains, which is important for both countries. In this regard, the logical completion (implementation) of the interstate settlement process on the demarcation of state borders, which has been stuck before the finish line, and has not been completed for several years, is directly proposed. Therefore, the strategic goal has not been achieved. Since the historical and legal review and comparative analysis of international legal acts and the ratification of these shows that from a legal point of view (that is, de jure) there are obligations, but de facto the fulfillment of obligations on both sides is slow. Thus, the authors of the article conclude that the transit of the authorities of the two countries gives impetus and hope for the completion of the long-awaited task

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАН И УЗБЕКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЛИТИМАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ)»

КАЗАХСТАН И УЗБЕКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЛИТИМАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ)

Ермек Туленович Бекбосынов

Ph.D(международное право), заведующий кафедры «Международное отношение и международное право», Юридический факультет, ЮжноКазахстанский университет имени М.Ауэзова, ermek_lawer@mail. ш

Гулнара Ануаровна Мамашарипова

Кандидат исторических наук (международное отношение), доценткафедры «Международное отношение и международное право», Юридический факультет, Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова,

gulnar_19.1977@mail.ru

Гулсапар Мырзакадировна Жайлауова

магистр юридических наук, старший преподаватель кафедры «Международное отношение и международное право», Юридический факультет, ЮжноКазахстанский университет имени М.Ауэзова, zhailauovagulsapar!979@gmail .com

АННОТАЦИЯ

Делимитация и демаркация государственных границ является особой задачей всех существующих стран мира, в том числе стран Центральной Азии, которые все заинтересованы приемлего и эффективного решения данного вопроса. В статье отмечается, что делитимация границ этих двух государств полностью завершена, почти завершена демаркация, поэтому остается пока завершающий этап, который важен для обоих стран. В связи с этим прямо предлагается логическое завершение (выполнение)

межгосударственногопроцесса урегулирования по вопросам демаркации государственных границ, который застрялся перед финишом, и не завершается в течении несколько лет. Поэтому стратегически цель не достигнута. Поскольку историко-правовой обзор и сравнительный анализ международно-правовых актов и

April, 2022

136

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-136-143

ратификации этих показывает, что с юридической точки зрения (то есть де юре) обязанность имеются, однако де факто исполнение обязанностей с обоих сторон идет медленным темпом. Таким образом, авторы статьи в заключении делает вывод о том, что транзит власти двух стран дает импульс и надежду на завершения долгожданной задачи.

Ключевые слова: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, делимитация, демаркация, исполнение задачи, государственная граница, международное отношение, международно-правовые акты, обязанность.

The delimitation and demarcation of State borders is a special task of all existing countries of the world, including the countries of Central Asia, which are all interested in an acceptable and effective solution to this issue. The article notes that the delimitation of the borders of these two states is fully completed, the demarcation is almost completed, so the final stage remains, which is important for both countries. In this regard, the logical completion (implementation) of the interstate settlement process on the demarcation of state borders, which has been stuck before the finish line, and has not been completed for several years, is directly proposed. Therefore, the strategic goal has not been achieved. Since the historical and legal review and comparative analysis of international legal acts and the ratification of these shows that from a legal point of view (that is, de jure) there are obligations, but de facto the fulfillment of obligations on both sides is slow. Thus, the authors of the article conclude that the transit of the authorities of the two countries gives impetus and hope for the completion of the long-awaited task.

Keywords: Kazakhstan, Uzbekistan, Turkmenistan, delimitation, demarcation, task execution, state border, international relations, international legal acts, obligation.

Республика Казахстан и Республика Узбекистан - это две государства в Центральной Азии, которые являются не только исторически тюркоязычными странами, кроме этого у вышеназванных государств имеется новый этап в системе международных отношений и международного права. Прежде всего, надо в кратце сделать историко-правовой обзор международно-политических отношений и аналогично международно-правовых отношений между этими странами по вопросам делимитации и демаркации государственных границ.

ABSTRACT

April, 2022

Несколько ученые и эксперты изучили разные аспекты международного сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Например, И.Е. Ханова в своей научной статье «Казахстан - Узбекистан:история сотрудничестваи перспективы взаимодействия» отмечает, что «в целом сотрудничествомежду Казахстаном и Узбекистаном имеет положительную динамику. Договорно-правовая база двусторонних отношений охватывает практически все его сферы. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достаточно стабилен. У двух государстводна цель - сохранить стабильность и мир в регионе и всестороннеразвивать тесные добрососедские связи. Казахстан и Узбекистанкак два лидера Центральной Азии имеют огромный потенциал дляразвития политических, экономических, культурно-гуманитарныхотношений»[1, С.87]. Мы соглашены с констатацией факторов автора, поэтому здесь мы хотим добавить к этому, что во время государственного управления Н.А. Назарбаева и И.А. Каримова были конфликты политического характера, однако потом наладились отношения, и при этом в Ташкенте 31 октября 1998 года заключили «Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан» [2]. Данный международный договор ратифицированы этими странами. «О ратификации Договора о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан» Закон Республики Казахстан от 27 мая 1999 года № 388[3]. Постановлениеолий мажлиса Республики Узбекистан «О ратификации Договора о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан» [4]. После ратификации этого договора, между этими странами была значительный темп развития международных отношений, и в том числе также международно-правовых отношений. Поскольку в 2-ой статье данного договора гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают существующую административно-территориальную границу как основу государственной границы и создадут совместную комиссию с целью формализации всех вопросов режима совместной границы» [2].В связи этим стороны приняли «Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе (г. Астана, 16 ноября 2001 года)» [5]. Потомэтот договор со стороны Казахстанаи Узбекистана ратифицированы четыре нормативные правовые акты, которыерегулируют международно-правовые отношения касающиеся практических вопросов делимитации и демаркации государственных границ.Здесь нами прямо представлены эти действующие нормативные правовые акты.

April, 2022

138

1. Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года N 453 «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе» [6].

2. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы» Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года N 452. [7].

3. Постановление Олий мажлиса Республики Узбекистан13.12.2002 г^ 450-П «О ратификации договора между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан об узбекско-казахстанской государственной границе» [8].

4. Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 13.12.2002 г. N 451-П и «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан об отдельных участках узбекско-казахстанской Государственной границы» [9].

Здесь следует отметить, что вышеназванные нормативные правовые акты приняты в соответствии «Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе»и «Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы», которые в свою очередь являются международно-правовыми актами. После ратификации этих двусторонних договоров, они сами в форме закона вошли в систему законодательства обоих государств. Это придает в свою очередь обосновательно можно утвердит, что стороны договора должны выполнять и соблюдать принципы и нормы этих международно-правовых договоров, в том числе нормативных правовых актов.

В других научных статьях констатированы факты, что «сложнее шел процесс оформления рубежей Казахстана сУзбекистаном.Прохождение 96% пограничной линии казахстанско-узбекской границыбыло определено подписанным 16 ноября 2001 года в Астане Договороммежду Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской границе. Решение о принадлежности четырех спорных участковзатруднялось давлением со стороны казахстанских средств массовой информации и оппозиции по вопросу, в первую очередь, поселков Туркестанец и Багыс на границе с Южно-Казахстанской областью. Подписанный9 сентября 2002 года Договор об отдельных участках

April, 2022

139

межгосударственнойграницы стал завершением тщательного урегулирования спорных вопросов и проявил дипломатическое искусство сотрудников казахстанскогои узбекского МИДов. «...поселок Багыс с прилегающей территорией, также как и Арнасайская плотина, отошел к Казахстану (Узбекистан в качестве компенсации получил равноценные участки), поселок Туркестанеци три населенных преимущественно узбеками пункта, расположенных настыке Кзылординской области и Республики Каракалпакия — к Узбекистану» [10, С. 128] и [11].

В официальном сайте Министерства иностранных дел Республики Казахстан 16 октября 2019 года размещена материал [12], где утверждается, что «процесс делимитации казахстанско-узбекской границы можно разделить на два этапа.

Первый. Подготовка Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской Государственной границе, подписанного главами государств 16 ноября 2001 года в Астане, который определил прохождение 96% линии границы от общей ее протяженности.

Второй. Подготовка Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской Государственной границы, подписанного Президентами Казахстана и Узбекистана 9 сентября 2002 года в Астане, который полностью завершил определение линии совместной границы.

Данные договоры вступили в силу 5 сентября 2003 года» [12].

Далее в данном материале информируется, что «процесс демаркации казахстанско-узбекской государственной границы начался в 2003 году, а непосредственно полевые работы - в апреле 2004 года.

Полевые демаркационные работы по установке пограничных столбов на границе казахстанской стороной практически завершены.

В настоящее время сторонами проводится работа по подготовке итоговых документов демаркации государственной границы» [12]. Из этой официально размещенной информации проясняется, что правительствам этих государств предстоит завершающий этап демаркации казахстанско-узбекской государственной границы. Значит, можно сказать, что процесс демаркации казахстанско-узбекистанских государственных границ на 100 процентов еще не закончена.

Несмотря на этот существующий факт, следуеть сказать, что данное время действует «Договормежду

April, 2022

140

Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистано районе точки стыка государственныхграниц трех государств» [13], который заключен в г. Самарканд, 10 ноября 2017 года.Здесь хотим отметить, что перед заключением данного договора, стороны составили двусторонние договоры между собой (Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской Государственной границе от 16 ноября 2001 года[5]; Вышеназванном договоре отмечается, что заключен «Договор между Республикой Узбекистан и Туркменистаном о делимитации государственной границы»[13].После этого стороны конкретно Узбекистан ратифицировал двухсторонний международный договор, который нами уже представлены ниже.

1. Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан15.12.2000 г.Ш76-П «О ратификации договорамежду Республикой Узбекистани Туркменистаном о делимитациигосударственной границы» [14].

Здесь еще раз мы хотим отметить, что относительно«Договор между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трех государств» имеется другой закон Республики Казахстан от 5 ноября 2018 года № 190-VI «О ратификации Договора между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трех государств» [15].

Таким образом, подытоживая наше изучение вопросов делимитации и демаркации государственных границ Республики Казахстан и Республики Узбекистан, можно делать вывод отом, что делимитациягосударственных границ Республики Казахстан и Республики Узбекистанпольностью сделана в соответствии двусторонним договором. Поэтому можно сказать, что данный этап давно завершился. По демаркации государственных границ этих стран почти совершены с соответствующими мероприятиями. Однако, этим странам теперь предстоит последний завершаюший этап, который позволяет сторонам вести логическое завершения межгосударственного процесса урегулирования по вопросам демаркации государственных границ, который на наш взгляд идет уже годами. В заключении мы хотим отметить, по нашему убеждению, что транзит власти обоих стран, в свою очередь прямо дает новый импульс к эффективному международному сотрудничеству по всем вопросам, в том числе демаркации государственных границ. Значит, если это особенная задача реализуется своевременно

April, 2022

141

и эффективно, то тогда это будет на благо наших государств.Поскольку уважение и соблюдение основных принципов международного права является обязанностью субъектов международного права. Делимитация и демаркация государственных границ осуществляются в целях мирного разрешения международных споров на основании принципов уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ обоих государств.

REFERENCES

1. Ханова И.Е. «Казахстан - Узбекистан:история сотрудничестваи перспективы взаимодействия». 2017//https://cvberleninka.m/article/n/kazahstan-uzbekistan-istoriva-sotrudnichestva-i-perspektivv-vzaimodevstviva.

2. «Договоро вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан» (Республика Узбекистан, Ташкент, 31 октября 1998 г.)//https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1012811&pos=3;-106#pos=3;-106.

3. «О ратификации Договора о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан» Закон Республики Казахстан от 27 мая 1999 года № 388//https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000388.

4. Постановление олий мажлиса Республики Узбекистан «О ратификации Договора о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан»//https : //lex.uz/ru/docs/2560339.

5. Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистано казахстанско-узбекской государственной границе(г. Астана, 16 ноября 2001 годаУ/https: //online.zakon.kz/Document/?doc_id=1038010.

6. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе» Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года N 453//https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000453.

7. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы» Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года N 452//https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000452.

8. Постановление О л и й М а ж л и с а Республики Узбекистан 13.12.2002 г. N 450-II «О ратификации договора между Республикой

Узбекистан и Республикой Казахстан об узбекско-казахстанской государственной

April, 2022

142

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-136-143

rpaHHue»//https://nrm.uz/contentf?doc=136610 postanovlenie oliy majlisa respubli ki uzbekistan ot 13 12 2002 g n 450ii .

9. Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 13.12.2002 г. N 451-II «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан об отдельных участках узбекско-казахстанской Госvдаpственнойфаницы»//l^ttps://buxgalter.uz/uz/doc?id=136611 postanovlenie oliy_majnsa_respubnki_uzbekistan_ot_13_12_2002_g_n_451 -ii_.

10. Молдаханова Г.И., Салий С.М. Пограничная политика как основа обеспечениянациональных интересов Республики Казахстанв пограничном пространстве//Научный аспект № 1 2020. - Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2020 . - Т1 . - 138 с. - С.125-137.

11. Голунов С.В. Проблемы пограничной политики Республики Казахстан. [Электронный ресурс]: Регионоведение и междунаpодныеотношения//cyberleninka.ru/article/n/problem-pogranichnoy-politici-respubliki-kazahstan.

12. Делимитация и демаркация государственной границы. 16 октября 2019 года. Материал размещена в официальном сайте Министерства иностранных делРК//https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/details/594?lang=ru.

13. «Договор между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трех государств» (г.Самарканд, 10.11.2017)//https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30060457.

14. Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан 15.12.2000 г. N 176-II «О ратификации договора между Республикой Узбекистан и Туркменистаном о делимитации государственной гpаницы»//https://шmuz/contentf?doc=37838 postanovlenie oliy majlisa respubli ki uzbekistan ot 15 12 2000 g n 176ii o ratifikacii dogovora mejdu respubliko y uzbekistan i turkmenistanom o delimitacii gosudarstvennoy granicy.

15. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трех государств» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000190.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.