Научная статья на тему 'Формирование государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой после распада СССР (исторический и правовой аспекты)'

Формирование государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой после распада СССР (исторический и правовой аспекты) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
775
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / РОССИЙСКО-ЛИТОВСКИЙ УЧАСТОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ДЕЛИМИТАЦИЯ / ДЕМАРКАЦИЯ / STATE BORDER / THE RUSSIAN-LITHUANIAN STATE BORDER / INTERNATIONAL LEGISLATION / DELIMITATION / DEMARCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казило Алексей Дмитриевич

В статье изложены взгляды на становление Российско-Литовского участка государственной границы после распада СССР. Рассмотрены особенности международно-правового оформления, делимитации, демаркации государственной границы, а также размежевания территориальных вод в Российской Федерации и Литовской Республике в Балтийском море на участке Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the post-Soviet Russian-Lithuanian state border (historical and legal aspects)

The article focuses on the post-Soviet formation process of the Russian-Lithuanian state border. It also gives an account of international legislation, delimitation, demarcation of the above mentioned state border as well as territorial waters of the Russian Federation and the Republic of Lithuania within the Baltic Sea domain in the Kaliningrad region area.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой после распада СССР (исторический и правовой аспекты)»

А.Д. КАЗИЛО аспирант Национального института бизнеса

Формирование государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой после распада СССР

(исторический и правовой аспекты)

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. СССР переживал острый политический и экономический кризис. Противник, с которым Советский Союз несколько десятилетий вел «холодную войну», изменил свою тактику. Он перешел от доктрины «сдерживания коммунизма» к «гибридным войнам», в которых ставка делалась на психологическую и информационную войну, создание разветвлен-

~ 1

ной сети антисоветских националистических организаций , постепенное расшатывание идеологических устоев советского государства. Эта изощренная тактика оказалась эффективной в условиях застойных процессов в экономике страны и слабости центральной власти: широкое развитие получили центробежные тенденции на окраинах государства, которые, в конечном счете, привели к распаду СССР.

Наиболее активно разрушительные центробежные тенденции проходили в республиках Прибалтики. Деятельность иностранных спецслужб в этом регионе находила широкую поддержку среди местных жителей. Литва первой из союзных республик объявила о своей независимости. В республике возникали различные общественно-политические движения, которые стремились добиться независимости Литвы. Ситуацию усугубляла антисоветская и антирусская пропаганда, которую, начиная с конца 1988 года, вели литовские СМИ. Карикатуры, оскорбительные статьи регулярно появлялись в газетах и листовках. К сожалению, в центральной печати и со стороны центральных органов власти не было должного отпора деятельности подрывных элементов. Призывы «Иван, домой!» стали повсеместным атрибутом митингов «саюдистов»2. Учас-

* Казило Алексей Дмитриевич, e-mail: kazj136v57@gmail.com

1 В конце 80-х гг. в Литве зарегистрирована деятельность около 500 неформальных организаций и групп, часть из которых стоит на позициях воинствующего национализма.

2 Швед В.Н. Вильнюсская трагедия - 91 // Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие», 2011, 13 января .

тились нападения на военнослужащих и членов их семей.

На этом фоне позиции «Саюдиса» укрепились, и на выборах в Верховный совет Литвы в начале 1990 г.кандидаты от «Саюдиса» получили большинство мест.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литовской Республики провозгласил Акт о восстановлении независимости Литвы. В феврале 1991 г. на референдуме, в условиях масштабной антироссийской пропаганды, более 90% граждан Литвы проголосовали за ее независимость. 6 сентября 1991 г. Союз Советских Социалистических Республик признал независимость Литовской Республики.

С распадом СССР между Российской Федерацией и Литовской Республикой встал вопрос о международно-правовом оформлении государственной границы. Договор об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Литовской Республикой был подписан 29 июля 1991 г. в Москве, который был ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации 17 января 1992 г. Россия и Литва провозгласили в своих отношениях принцип нерушимости существующих границ.

В ноябре 1992 г. было подписано Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О придании границе Российской Федерации с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой правового статуса Государственной границы». В результате чего границы России с Литвой и другими государствами Балтии изменили свой правовой статус, из административных превратились в государственные.

1 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», что имело важное значение для пограничного ведомства. Он закрепил суверенное право России на свою государственную территорию. В Законе были определены нормы, регулирующие режимные мероприятия на границе, ответственность за правонарушения, полномочия субъектов охраны границы, дана регламентация ресурсного обеспечения охраны .

Российско-литовские переговоры по делимитации границы1 и разграничению морских пространств проводились с июля 1993 г. Российскую делегацию возглавил заместитель главы администрации Калининградской области. Однако переговоры были приостановлены и в конце 1994 г. была создана новая российская делегация во главе с представителем МИД России.

По итогам переговоров 24 октября 1997 г. в Москве президентами России и Б. Н. Ельциным и Литвы А. Бразаускасом были подписаны договоры о российско-литовской государственной границе и разграничении морских пространств на Балтике.

1 Делимитация - согласование государствами линии прохождения границы и нанесения ее на карту, прилагаемую к договору.

Договоры предусматривали закрепление линии государственной границы на суше фактически по прежней административной границе, обозначенной на карте 1963 г., и установление линии разграничения между Россией и Литвой на Балтике на базе срединной равностоящей линии1.

Так, Литве передано 18,9% акватории Виштынецкого озера в размере 342 га (что учитывает интересы литовского населения в отличие от границы 1928 г.), 1,4 га к западу от поселка Виштитис (часть фермы гражданина Литвы Мацкявичуса, оказавшаяся на российской территории), 2,7 га акватории водохранилища на реке Лепона, 7,7 га на правом берегу реки Шервинта и 60 га акватории Куршского залива - всего 413,8 га. К России отошло 46 га суши южнее Виштынецкого озера и 368,8 га акватории Куршского залива - всего 413,8 га2.

На первый взгляд указанные базовые договоры от 1997 г. представляли взаимоувязанное, «пакетное» решение вопросов на основе баланса интересов сторон. Так, для Калининградской области важным было оставление в российском морском пространстве нефтяного месторождения «Кравцовское» (Д-6), а также подтверждение границы в устье реки Неман, но из-за противодействия части политиков обеих стран договоры были ратифицированы только через шесть лет.

В мае 2003 г. комитет по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подготовил к рассмотрению законопроекты «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе» и «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море»3.

Федеральное собрание Российской Федерации настоящий договор ратифицировало 28 мая 2003 г. В этот же день был ратифицирован договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море.

27 ноября 2005 г. в Вильнюсе состоялось подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Литовской Республики и Правительством Республики Польша об определении точки стыка государственных границ. К

1 Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе // Бюллетень международных договоров, 2004, № 9, сентябрь.

2 Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М. - Волгоград, 2002, с. 209-232.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 24. 16.06.

Соглашению прилагалась крупномасштабная Карта района точки стыка государственных границ.

30 ноября 2005 г. в Вильнюсе было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Королевства Швеция и Правительством Литовской Республики о точке стыка границ исключительных экономических зон и континентального шельфа на Балтике. Тем самым, с подписанием указанных соглашений завершается начатый Договорами от 24 октября 1997 г. процесс делимитации российско-литовской государственной границы.

В результате несмотря на возникшие противоречия определение государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой оказалось наименее конфликтным в сравнении с переговорами России по делимитации границ с Латвийской и Эстонской Республиками. Вдоль границы с Литвой практически не было спорных территорий, однако, много вопросов у сторон вызывало прохождение водных границ по Виштынецкому озеру, дельте реки Неман и акватории Балтийского моря. Процесс подготовки соглашения занял более 5 лет. Тем не менее, договор о границе был подписан на условиях, удовлетворивших обе стороны.

В 2006 г. был запущен процесс демаркации границы1 между Российской Федерацией и Литовской Республикой, хотя полевые работы на местности начались лишь в июле 2011 г.

В соответствии со ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе, для установления и обозначения государственной границы на местности и составления соответствующих демаркационных документов была образована двусторонняя демаркационная комиссия на паритетных началах.

Совместной комиссии было определено разработать следующие документы:

1) инструкция о порядке создания карты с изображением линии российско-литовской государственной границы;

2) инструкция о порядке воспроизведения литовских географических названий на русском языке и российских географических названий на литовском языке;

3) инструкция о порядке обозначения пограничными знаками и оборудования российско-литовской государственной границы;

4) инструкция по гидрографическим работам на российско-литовской государственной границе;

5) правила упрощенного порядка пересечения российско-литовской государственной границы персоналом, выполняющим работы по демаркации, транспортными и техническими средствами, а также временного их нахождения на территории другого государства;

1 Демаркация - обозначение на местности линии прохождения государственной границы.

6) инструкция по определению местоположения пограничных знаков на российско-литовской государственной границе;

7) инструкция для совместных российско-литовских демаркационных рабочих групп;

8) инструкция о порядке составления протокола-описания прохождения линии российско-литовской государственной границы;

9) инструкция по оформлению и изданию документов демаркации российско-литовской государственной границы.

Была проделана значительная работа и 28 декабря 2015 г. процесс демаркации государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой завершился. У пункта пропуска Чернышевское-Кибартай был установлен последний, 572-й по счету, элемент обозначения государственной границы1.

Таким образом, государственная граница Российской Федерации с Литовской Республикой стала первой государственной границей, оформленной юридически после распада СССР.

Завершение переговоров по формированию государственной границы Российской Федерации и разграничению морских пространств в Балтийском море позволило окончательно установить географические параметры территории Калининградской области, а также прилегающих к ней территориальных вод и исключительной экономической зоны России. В результате общая протяженность государственной границы России по литовскому участку составляет 285,9 км, в том числе сухопутная часть - 28,2 км, речная -207,9 км, озерная - 8,7 км, морская - 41,1 км2.

Современный российско-литовский участок государственной границы проходит через Куршскую косу и Куршский залив, затем по рекам Неману, Шешупе, Шервинта, Лепоне, акватории Виштынецкого озера. Сухопутные участки находятся между Неманом и Шешупой, между Лепоной и северной оконечностью Виштынецкого озера и между южной оконечностью Виштынецкого озера и точкой, где сходятся границы трёх государств - России, Польши и Литвы. В целом линия государственной границы проходит по суше, пограничным водоемам (рекам и озерам), Куршскому заливу и Балтийскому морю.

Таким образом, в настоящее время российско-литовский участок государственной границы полностью оформлен в международно-правовом отношении. В то же время он является одним из наиболее сложных в военно-политическом отношении участков государственной границы, требующих надежного обеспечения охраны и защиты.

Подводя итог, необходимо отметить, что завершение договорного процесса закрепления государственной границы на участках,

1 Опубликовано на сайте Российской газеты 28.12.2015 года (www.rg.ru)

2 См.: Дмитриева С.И. Лимология. Учеб. пособие. Воронеж, 2008, с. 3031, 43.

не оформленных в международно-правовом отношении, являлось одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Это в полной мере относится и к установлению государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой. Сегодня Россия не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и нерушимости существующих границ.

Казило А.Д. Формирование государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой после распада СССР (исторический и правовой аспекты). В статье изложены взгляды на становление Российско-Литовского участка государственной границы после распада СССР. Рассмотрены особенности международно-правового оформления, делимитации, демаркации государственной границы, а также размежевания территориальных вод в Российской Федерации и Литовской Республике в Балтийском море на участке Калининградской области.

Ключевые слова: государственная граница, российско-литовский участок государственной границы, международно-правовое оформление, делимитация, демаркация.

Kazilo A.D. Formation of the post-Soviet Russian-Lithuanian state border (historical and legal aspects). The article focuses on the post-Soviet formation process of the Russian-Lithuanian state border. It also gives an account of international legislation, delimitation, demarcation of the above mentioned state border as well as territorial waters of the Russian Federation and the Republic of Lithuania within the Baltic Sea domain in the Kaliningrad region area.

Key words: state border, the Russian-Lithuanian state border, international legislation, delimitation, demarcation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.