Научная статья на тему 'КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ВСЕЛЕННУЮ'

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ВСЕЛЕННУЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

225
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / философия / история / традиции / духовность / наука / value / philosophy / history / traditions / spirituality / science

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Айша Бақташқызы Шалдарбекова, Назира Полатовна Танкиш, Жолдас Асылхан

Хочется отметить, что традиционная казахская философия, которая началась с Коркыта и продолжилась в поэтах и ораторах Махамбета, Абая, Шакарима, Гумар Караш и нашла свое достойное место в современности. В советское время извне навязывалась марксистско-ленинская философия, которая противоречит нам, казахам, казахскому менталитету, процессу мышления. Человек самое уникальное и изумительное существо, самое поразительное творение природы. Бесчисленные мифы и легенды религиозные учения и философские системы порождены человеком в попытках найти ответ на эти мучительные вопросы, познать себя, свое предназначение и свою судьбу, связи человека с космосом. Исследуя творчество казахских мыслителей, «еще раз окунаясь в их бессмертные наследия, мы открываем новые грани мудрых заветов наших национальных гениев». Их творчество, их философия призывает быть философией свободной, творчески активной и общественной жизнедеятельностью человека, определяющей роли нравственного фактора в решении важных проблем, как отдельной человеческой личности, так и всего человечества в целом, это философия, призывающая человека стать хозяином своей судьбы, построить свою жизнь в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями. В этой связи утверждение роли нравственного фактора не ограничивается защитой духовных ценностей отдельного индивида, а всего рода человеческого. Таким образом, в истории казахской философии произошел большой перелом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I would like to say that we are talking about the traditional Kazakh philosophy, which began in Korkyt and continued in poets and orators Makhambet, Abai, Shakarim, GumarKarash. In Soviet times, Marxist-Leninist philosophy was imposed from the outside, which contradicts us, the Kazakhs, the Kazakh mentality, the process of thinking.Man is the most unique and amazing being, the most amazing creation of nature. Countless myths and legends, religious teachings and philosophical systems are generated by man in an attempt to find an answer to these painful questions, to know himself, his destiny and his destiny, man's connection with the cosmos. Exploring the creativity of Kazakh thinkers, "once again plunging into their immortal heritage, we discover new facets of the wise precepts of our national geniuses." Their creativity, their philosophy calls for being a philosophy of free, creatively active and social life activity of a person, determining the role of the moral factor in solving important problems, both of an individual human personality and of humanity as a whole, this is a philosophy that calls on a person to become the master of his destiny, to build his life in accordance with humanistic ideals and values. In this regard, the assertion of the role of the moral factor is not limited to the protection of the spiritual values of an individual, but of the entire human race. Thus, a great turning point has occurred in the history of Kazakh philosophy.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ВСЕЛЕННУЮ»

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ

ВСЕЛЕННУЮ

Айша Бакташкызы Шалдарбекова

Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова, кандидат философских наук, старший преподаватель aishashaldar1975@mail.ru

Назира Полатовна Танкиш

Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова, PhD, старший преподаватель tankish81 @mail .ru

Жолдас Асылхан

Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова,

преподаватель Asylxan.zholdas@inbox.ru

АННОТАЦИЯ

Хочется отметить, что традиционная казахская философия, которая началась с Коркыта и продолжилась в поэтах и ораторах Махамбета, Абая, Шакарима, Гумар Караш и нашла свое достойное место в современности. В советское время извне навязывалась марксистско-ленинская философия, которая противоречит нам, казахам, казахскому менталитету, процессу мышления.

Человек самое уникальное и изумительное существо, самое поразительное творение природы. Бесчисленные мифы и легенды религиозные учения и философские системы порождены человеком в попытках найти ответ на эти мучительные вопросы, познать себя, свое предназначение и свою судьбу, связи человека с космосом. Исследуя творчество казахских мыслителей, «еще раз окунаясь в их бессмертные наследия, мы открываем новые грани мудрых заветов наших национальных гениев». Их творчество, их философия призывает быть философией свободной, творчески активной и общественной жизнедеятельностью человека, определяющей роли нравственного фактора в решении важных проблем, как отдельной человеческой личности, так и всего человечества в

April, 2023

925

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-925-930

целом, это философия, призывающая человека стать хозяином своей судьбы, построить свою жизнь в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями. В этой связи утверждение роли нравственного фактора не ограничивается защитой духовных ценностей отдельного индивида, а всего рода человеческого. Таким образом, в истории казахской философии произошел большой перелом.

Ключевые слова: ценность, философия, история, традиции, духовность,

наука

I would like to say that we are talking about the traditional Kazakh philosophy, which began in Korkyt and continued in poets and orators Makhambet, Abai, Shakarim, GumarKarash. In Soviet times, Marxist-Leninist philosophy was imposed from the outside, which contradicts us, the Kazakhs, the Kazakh mentality, the process of thinking.Man is the most unique and amazing being, the most amazing creation of nature. Countless myths and legends, religious teachings and philosophical systems are generated by man in an attempt to find an answer to these painful questions, to know himself, his destiny and his destiny, man's connection with the cosmos. Exploring the creativity of Kazakh thinkers, "once again plunging into their immortal heritage, we discover new facets of the wise precepts of our national geniuses." Their creativity, their philosophy calls for being a philosophy of free, creatively active and social life activity of a person, determining the role of the moral factor in solving important problems, both of an individual human personality and of humanity as a whole, this is a philosophy that calls on a person to become the master of his destiny, to build his life in accordance with humanistic ideals and values. In this regard, the assertion of the role of the moral factor is not limited to the protection of the spiritual values of an individual, but of the entire human race. Thus, a great turning point has occurred in the history of Kazakh philosophy.

Keywords: value, philosophy, history, traditions, spirituality, science

После обретения нашей страной независимости, нам - философам, лингвистам, историкам, - необходимо задуматься о казахской истории, казахском языке и литературе, казахской философии, возродить нашу забытую историю, философию, литературу, традиции, восстановить навыки казахского мышления.

ABSTRACT

April, 2023

Традиционная казахская мысль отличалась глубиной, созидательностью, красноречием, поэзией, критикой и диалогом. В советское время от всего этого пришлось отказаться. Теперь нужно было их модернизировать. Как философы, мы задумались о природе и особенностях казахской философии, ее отношении к мировой философии и начали исследовать и публиковать свои мысли по этим вопросам в докладах, статьях, монографиях, диссертациях, учебниках.[1]

Философия — это сложный мир с множеством граней и функций. Не существует универсальной философии, одинаковой для всех философов всех стран и народов. Учение Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, когда-то они проживали в одной стране и учились вместе, не смотря на всё это, их взгляды неодинаковы. Между восточной философией и западной философией есть существенная разница. Трудно найти сходство между казахской философией и классической немецкой философией. На казахстанской земле никогда не существовало таких философов, как Кант и Гегель. Но было бы наивно думать, что «у казахов на Востоке нет философии». Также существует утверждение, что «у Толстого и Абая не было философии». Они, конечно, мыслители. В то же время Толстой, Достоевский, Абай и Шакарим в своих произведениях затрагивали актуальные философские проблемы и делали глубокие философские выводы.[1]

Маркс восхваляет Сократа как «создателя философии», а «настоящая философия начинается с Сократа». Маркс между тем говорит, что Сократ признал философию мудростью и обратил ее к человеку, раскрыв связь между философией и наукой. По Сократу, наука имеет дело с внешним миром, а философия — с человеком.

Западная философия, развитая наукой, постепенно отказалась от мудрости и оттолкнула человека. Таким образом, она перестала быть внутренне противоречивой, мудрой, софийной, а стала теоретической системой для профессионалов, которую никто не может освоить. И Платон, и Гегель считали, что философия — дело не всех. Сократ, с другой стороны, хотел встретиться со всеми и вовлечь их в философскую беседу и научить их думать и копать глубоко.

Никто не может найти ответов на волнующие его мирские вопросы у Гегеля и Маркса. На такие вопросы могут ответить учения Сократа, Монтеня, Достоевского, Толстого, Абая.

Задача философии, по Сократу, — воздействовать, мыслить, учить, исправлять каждого. Для этого философия

April, 2023

927

должна быть привлекательной и понятной. Простая, прямолинейная философия масс не признается некоторыми «поверхностно». Такое отношение к философии неправильное. Слова Абая отличаются простотой мысли и ясностью. Можно ли в этом отношении считать учение Абая поверхностным? Действительно, суждение основоположных мыслей считать поверхностными -неправильно. Абай глубоко мыслящий ученый, многие его высказывания трудно поддаются пониманию. Они не идут по пути, указанному Абаем.[2]

Мы хотим отметить, что между наукой и философией нет границы. Они, безусловно, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Есть наука, есть философия, которая развилась и созрела благодаря науке. К этой категории относится, например, философия Канта, Гегеля, Маркса. Но нельзя быть равнодушным к философии, развившейся иным путем, например мудрости, наставничества, антропологии, как «далекой от науки».

Сам И. Кант в своем фундаментальном труде «Критика чистого разума», поднявшем философию на высоту науки, сделал антропологическое отступление и считал необходимым думать о человеке. Он указывал на проблемы, стоящие перед каждым: «Что я могу знать?», «Что мне делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?». Мы не можем найти ответы на эти вопросы в науке. Придется обратиться к философии, в частности, к антропологии, к философии мудрости. Кант хвалит свою антропологию: «Моей философией является учение, которое учит человека жить как человек». [2]

Существует принцип, который Кант описывает как «непреложный категорический императив»: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Данное утверждение действительно гуманистическое.

Философия в основном изучает человека. Она смотрит на людей с разных сторон и в разных ситуациях. А способ быть человеком, жить, как подобает человеку - это понятие, ведущее к мудрости.

Любая наука уделяет особое внимание внешним объектам. Вот почему в науке нет человека, а когда нет человека, нет и мудрости, и ему не нужна мудрость. Это объясняет, почему философия науки не заботится о мудрости.

Теперь вернемся к нашей теме. Так что же такое казахская философия? Слово «философия» означает любовь к мудрости. Хочется отметить, что казахи, особенно наши предки, увлечены мудростью. Казахская философия и литература полна

April, 2023

928

мудрости, красноречия, стихотворений, пословиц. Например, в Казахстане издана многотомная книга «Бабалар сезЬ>, в которых нашли отражения творчество Коркыт-Ата, А.Яссауи, Асанкайгы, Толе би, Бухаржырау, Абай, Шакарима и другие.

Мы можем с гордостью сказать, что «у казахов была философия мудрости». Больше всего, она отразилась в литературных трудах, в творчестве акыной-жырау.

Казахская философия оставалась мудрой до начала ХХ века. Позже, как часть советской, марксистско-ленинской философии, она развивалась через науку. Теперь, после обретения независимости, казахская философия должна развиваться как философия мудрости. Философия мудрости близка человеку, может воздействовать на человека, показывает человеку, как жить как человеку. Задача философии не в том, чтобы «изменить мир», как когда-то сказал Маркс, а в том, чтобы изменить человека, направить ориентиры человечества в правильное русло.

Посетившие Казахстан иностранные представители - Янушкевич, А. Гумбольдт, В. Радлов, В. Даль и другие - говорили и писали о красноречии, поэтичности, изобретательности и понимании казахов. Профессор востоковедения Василий Радлов писал: «Казахский — один из самых чистых и богатых языков». Казахский язык мелодичный, красивый и красноречивый. «Особенно когда дело доходит до дебатов, ловкость и острота, изобретательность языка поражает всех».

Традиционный философский подход к пониманию - это диалог, обмен идеями, сопоставление мыслей и слов. Ошибочно думать, что диалог есть только у греков, Протагора, Сократа, Платона. Настоящий диалог, вопросы и ответы, аргументы встречаются у казахов, в казахском мышлении. Греки планируют и готовят свои разговоры заранее. Как только казахские танцоры и ораторы встречаются, они задают друг другу вопросы, чтобы проверить друг друга и ответить на них. И вопросы, и ответы содержательны, осмысленны и логичны. По выражению русского ученого Радлова, «получается ритмично, стройно, артистично». В казахском языке часто встречается импровизация [3].

Хотелось бы подчеркнуть еще один аспект казахской философии -наставничество. Философия, ориентированная на человека, впитывающая мудрость и имеющая ясное лицо, уделяет особое внимание вопросу образования. Студенты иногда спрашивают: "Каким образом И. Кант, не состоящий в браке и не имевший детей,

April, 2023

929

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-925-930

написал книгу "О педагогике", в которой анализировались проблемы воспитания?". Это неудивительно

Не только Шакарим, но и все казахские мыслители могли и говорили: «Я исправлю человека». Все занимались воспитательной работой. Современное образование, данное Богом, с развитием науки, образования и культуры уже не так эффективно, как во времена жырау, биев, просветителей. Казахи того времевсегдани умели воспитать рассудительных, примерных, вежливых, застенчивых и почтительных мальчиков и девочек. Какие ораторы, поэты, богатыри, вожди вышли из казахов!

В настоящее время идет процесс возрождения духовной культуры. Особо уделяется внимание проблемам совершенствования человека. В этом плане, миссия философии заключается - изменение жизненных ориентиров чееловечества в сторону гуманизма, милосердия и созидения добра.

REFERENCES

1. Нысанбаев А. Глобализация и проблема межкультурного диалого в 2-х томах, Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН Республики Казахстан, 2004, 1.1. - 274 с.

2. Назарбаев Н. Казакстан 2050: Бiр максат, бiр мYДде, бiр болашак. Казахстан халкына жолдау // Акикат, 2014 №2 - 5-13б.

3. Калиев Н. Жаца элем - кандай элем? // Егемен Казакстан, 2007 ж. 16 маусым

5-6 б.

April, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.