Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО ЖЫРАУ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ'

ТВОРЧЕСТВО ЖЫРАУ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

948
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жырау / национальная идея / философия / традиция / Устное Слово / :zhyrau / national idea / philosophy / tradition / Oral Word.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М Ж. Спанов, З Б. Малгараева

В статье анализируется феномен жырау как один из институтов формирования, укоренения и трансляции ценностей национальной идеи казахского народа. Показана многогранная деятельность жырау, начиная от собирания и передачи в поэтической форме исторических преданий до непосредственного участия в политической власти в качестве советников ханов, батыров и рядовых воинов, и оплота нравственности, единства казахского народа. В статье делаются выводы: институт жырау являлся фактором формирования гражданского сознания, одним из основ демократического правления, важнейшим институтом сдержек и противовесов политической власти. Жырау носители степных традиций, они становились примером подражания политической и культурной элиты казахского общества и были продолжены в деятельности Абая, Шакарима, М.Жусупа, представителей Алаша и т.д. Творчество жырау продолжая традицию Устного Слова, во многом стало источников знаний об исторических событиях Казахского ханства, исторических личностях. На основании той многогранной роли, которую выполняли жырау в казахском обществе, в статье делается вывод, что институт жырау выполнял функцию носителя, создателя и ретранслятора национальной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the zhyrau phenomenon as one of the institutions for the formation, rooting and transmission of the values of the national idea of the Kazakh people. The multifaceted activity of zhyrau is shown, from collecting and transmitting historical legends in poetic form to direct participation in political power as advisers to khans, batyrs and ordinary soldiers and a stronghold of morality, the unity of the Kazakh people. The article concludes: the zhyrau institution was a factor in the formation of civic consciousness, one of the foundations of democratic government, the most important institution of checks and balances of political power. Zhyrau bearers of the steppe traditions, they became an example of imitation of the political and cultural elite of the Kazakh society and were continued in the activities of Abai, Shakarim, M. Zhusup, representatives of Alash, etc. The creativity of zhyrau, continuing the tradition of the Oral Word, has in many ways become a source of knowledge about the historical events of the Kazakh state, historical figures. Based on the multifaceted role that the zhyrau played in Kazakh society, the article concludes that the zhyrau institute performed the function of a carrier, creator and relayer of the national idea

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО ЖЫРАУ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

ТВОРЧЕСТВО ЖЫРАУ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

М. Ж. Спанов., З. Б. Малгараева

Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан,

Казахстан

В статье анализируется феномен жырау как один из институтов формирования, укоренения и трансляции ценностей национальной идеи казахского народа. Показана многогранная деятельность жырау, начиная от собирания и передачи в поэтической форме исторических преданий до непосредственного участия в политической власти в качестве советников ханов, батыров и рядовых воинов, и оплота нравственности, единства казахского народа.

В статье делаются выводы: институт жырау являлся фактором формирования гражданского сознания, одним из основ демократического правления, важнейшим институтом сдержек и противовесов политической власти. Жырау - носители степных традиций, они становились примером подражания политической и культурной элиты казахского общества и были продолжены в деятельности Абая, Шакарима, М.Жусупа, представителей Алаша и т.д. Творчество жырау продолжая традицию Устного Слова, во многом стало источников знаний об исторических событиях Казахского ханства, исторических личностях. На основании той многогранной роли, которую выполняли жырау в казахском обществе, в статье делается вывод, что институт жырау выполнял функцию носителя, создателя и ретранслятора национальной идеи.

Ключевые слова: жырау, национальная идея, философия, традиция, Устное Слово.

The article analyzes the zhyrau phenomenon as one of the institutions for the formation, rooting and transmission of the values of the national idea of the Kazakh people. The multifaceted activity of zhyrau is shown, from collecting and transmitting historical legends in poetic form to

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

direct participation in political power as advisers to khans, batyrs

April, 2022

and ordinary soldiers and a stronghold of morality, the unity of the Kazakh people.

The article concludes: the zhyrau institution was a factor in the formation of civic consciousness, one of the foundations of democratic government, the most important institution of checks and balances of political power. Zhyrau - bearers of the steppe traditions, they became an example of imitation of the political and cultural elite of the Kazakh society and were continued in the activities of Abai, Shakarim, M. Zhusup, representatives of Alash, etc. The creativity of zhyrau, continuing the tradition of the Oral Word, has in many ways become a source of knowledge about the historical events of the Kazakh state, historical figures. Based on the multifaceted role that the zhyrau played in Kazakh society, the article concludes that the zhyrau institute performed the function of a carrier, creator and relayer of the national idea.

Keywords:zhyrau, national idea, philosophy, tradition, Oral Word.

ВВЕДЕНИЕ

Любое государство начинает поиски своего цивилизационного места с осознания национальной идеи. Национальная идея - это сложная и вместе с тем простая, общая для всех и близкая сердцу каждого человека идея о том, кто мы, какова цель и смысл нашей жизни, каково наше место в цивилизационном ряду человечества. Для ответа на эти вопросы национальная идея должна питаться корнями из народных идеалов, исторического прошлого, она должна объединять людей в одно целое, создавая понятие «Мы, народ». Цель национальной идеи - это создание мощной мотивирующей объединяющей установки, которая дает импульс развитию каждому человеку, всем социальным группам и на много времени вперед.

Другой важный момент, это вопрос о том, каковы пути осознания и принятия обществом национальной идеи. Как она работает, как доходит до сердца каждого человека, находит отклик в душах людей и становится уже их жизненными установками. Каждое общество ищет свои способы решения этой проблемы. Школа, семья, институты, церковь, гражданское общество - все они нацелены на то, чтобы национальная идея стало частью жизни каждого человека.

В казахском традиционном обществе носителями национальной идеи, ее ретрансляторами были особые личности. Говоря словами Л. Гумилева, пассионарии. Это бии, жырау, батыры, сер^ салы, акыны. Национальная идея выкристаллизовывалась,

April, 2022

145

воплощалась и актуализировалась через жизнь и поступки этих народных героев.

Таким образом, наиболее значимую роль в процессе национального самоопределения, формирования и укоренения национального кода в истории казахов сыграли эти выходцы из народа. Именно на плечи этих людей ложилась огромная историческая ответственность за будущее казахского народа, сохранение его жизнеутверждающих принципов, легитимизации политической власти.

Сегодня мы шаг за шагом приходим к идее осознания огромной исторической роли биев, жырау, батыров. Знания эти очень важны, через них мы узнаем черты настоящей казахской элиты.

Методология исследования

Анализ феномена «жырау» опирался на труды известных философов, исследователей казахской культуры Ч. Валиханова, М. Ауэзова, М. Магауин, Г. Есим, Е. Турсунова, А. Нурмуханбетова, А. Султангалиевой и др. Сквозной анализ подходов и концепции исследователей разных эпох позволил выделить наиболее значимые, вневременные ценностные аспекты феномена «жырау».

Необходимо понимать, что феномен «жырау» является практическим конструктом, не имеющих прямого аналога в истории мировой культуры, направленным на латентное изменение внутренних кодов и архетипов народа с целью формирования наиболее жизненно важных с точки зрения всего общества ценностей.В этой связи анализ особенностей феномена «жырау» опирался на методологию конструктивизма, где он выступает как дискурсивный концепт, создающий новую социальную реальность. В работе также использовались принципы историзма, конкретно-исторического анализа, герменевтики, конструктивизма и др.

Сила Устного Слова

В казахском обществе всегда высоко ценилось меткое красноречивое слово. Народная память донесла до нас крылатые фразы, свидетельствующие об этом: «Энералдыкызылтш, бiрден соцы мергеншш» - «Начало искусства -красноречие, поэтому вначале стань метким в этом искусстве», «^ылышжарасыб^ер, тшжарасыбггпес» - «Рана от сабли заживет, рана от несправедливого слова не заживет», «Жаксысез - жарымырыс» - «Хорошее слово - половина

April, 2022

146

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

счастья». Таким образом, непреходящей ценностью казахов было и остаётся умение емко выражать мысль, импровизировать в поэтической форме, говорить образно и иносказательно.

Известное крылатое выражение: «Батыр кол бастайды. ^ол бастайтын батыр болу да кымбат; кесем жол бастайды, жол бастайтын кесем болуда кымбат; шешен сез бастайды, бэршен де ел тагдырын шешетш шешен болу кымбат» - «Батыр предводитель воинов. Быть батыром трудно и почетно; вождь определяет стратегию, быть вождем трудно и почетно. Оратор начинает со слова, но быть оратором ценнее всех, потому что от него зависит решение судьбы народа», - приписывают самому Абылай-хану [1].

Откуда корни такого уважения и фантастического почитания Устного Слова.

Во-первых, вся многовековая история казахского народа, его быт, обычаи, право, достижения и потери дошли до нас из глубины веков, прежде всего, благодаря устной традиции. Поэмы, дастаны, жыры описывают события тех времен, деяния исторических личностей. При этом максимально объективно передавая информацию. «Изумительно, с какой свежестью сохранили киргизы (казахи)свои древние предания и поверья, - пишет Ч. Валиханов, - и еще изумительнее, что во всех отдаленнейших концах степи, особенно стихотворные саги, передаются одинаково и при сличении были буквально тождественны, как списки одной рукописи» [2, С. 391].

Во-вторых, кочевой образ жизни, рассеянность по большой территории становились факторами достаточно автономного существования казахских родов, и чтобы не потерять духовную связь друг с другом именно Устное Слово (дастаны, жыры, жоктау, сказки) становилось фактором единения, узнавания и сохранения рассеянного по большой территории народа.

В-третьих, традиция Устного Слова была имманентна свободолюбивому духу казахов и являлась одним из принципов степной демократии. Меткое, емкое, разящее Слово, сказанное публично, сдерживало политическую власть от непопулярных в обществе решений, была открытой трибуной, через которую доносились помыслы народа. Для выполнения этой высокой миссии носители Слова (бии, жырау) были аккумуляторами и примерами высокой нравственности, знания истории, традиций. Таким образом, совершенно естественно то, что люди, обладающие даром высокого Слова, входили в ближайшее окружение ханской власти,

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

влияли на принятие политических решений, тем самым создавая прецеденты демократического правления.

В-четвертых, Устное Слово было каналом духовной связи казаха со своими предками, сохранения и передачи накопленного опыта потомкам. Таким образом, через ретрансляцию опыта Устное Слово выполняло функцию сохранения целостного ядра казахской культуры, а через это воспитание молодого поколения. Возможно, поэтому для казаха священными звучат слова: «Атадан калган асыл сез» - «Благородные слова наших дедов».

Таким образом, практически каждый акт общественной, семейной, личной жизни казаха сопровождался устными народными изречениями, песнями, историческими преданиями. Русский исследователь XIX века Я. Гавердовский писал: «Все киргизцы, начиная от детей до старца, имеют природну склонность сочинять песни без приготовления... На границе даже ввелось в пословицу, что «киргизец горами едет о горах поет, по лесам - о лесах»» [3, С. 255-256].

Таким образом, Устное Слово на протяжении веков являлось культурной матрицей казахского народа, что обеспечивало его историческое единство в пространственно-временном континууме.

По мнению Е. Турсунова и А. Нурмуханбетова «жырау появились в эпоху, когда автономное существование племен уступило место межродовым союзам и возникновению государственности... и возникает в период между началом Тысячелетия до н.э. и серединой I тысячелетия н.э.» [4, С. 99-101]. Философ А. Кодар пишет, что поэзия жырау «появляется на развалинах Золотой Орды как бы вопреки книжной культуре», однако корни поэзии жырауберут начало в сакаральных доавестийских гимнах» [5, С. 4].

Определяя миссию жырау, Е. Турсунов пишет: «Если баксы укрепляет дух человека, акын укрепляет дух рода, жырау укрепляет дух нации» [4, С. 101]. Таким образом, жырау были носителями и проводниками, прежде всего, идеологии национального и политического единства.

Смысл и общественное предназначение жырау передают слова, сказанные про Коркыт-ата: «Огыз ж^ртыныц басына ею талай ю тYCсе, пэтуаны Коркыт ата айтатьщ. Мацызды мэселелердщ барлыгы да соньщ алдынац да етуге тшс едг Коркыт ата берген кецес

Носители степных традиций

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

жерде жерде калмайды, оньщ ак дегенi алгыс, кара дегеш каргыс болды» [6, С.

Рождение и жизнь этих философов Степи окутаны легендами. Согласно легендам, отец Асан Кайгы Сабит был святым, предсказателем, известным охотником, который понимал язык птиц, животных. С малых лет он обучал своему искусству будущего жырау. Историк Курбангали Халид в «Тауарих Хамса» пишет, что Асан Кайгы - шестой потомок Майкы бия, сподвижника Чингис - хана [7, С. 24].

Согласно одной из легенд, имя Бухар будущему жырау дал известный на всю Степь Анет баба, дав следующее напутствие - бата: Ешмщ Б^кар болсын, Мiнгенiц т^лпар болсын, Даусьщ с^нкар болсын, Iсiце халкыц щкэр болсын[8, С. 209].

Жырау были образованными, интеллектуальными людьми. Доспамбетжырау получил глубокое религиозное образование, бывал в Стамбуле и Бахчисарае, был хорошо знаком с жизнью мусульманских городов

Историк Ж. Омари пишет: «Бухар-жырау в совершенстве владел несколькими языками: арабским, казахским, джунгарским, персидским, получил образование в Бухаре в известном медресе Кокельташ» [10, С. 34, 38]. Служа наставником (муддарис) в медресе в Карнакемолодой Бухар полностью изменил учебный процесс, с тем, чтобы молодые казахи не просто запоминали Коран, а знали арабский язык и литературу, грамматику, логику и ораторское искусство (мантык), законы (усул), учение о праве собственности (фараиз). Также Бухар-жырау изучение «Хикметов» Яссави поднял до уровня основного предмета. Занятия он проводил в песенной форме, что было привычно казахам и способствовало развитию памяти [10, С. 46-47].

Бухаржырау в молодости попадает в свиту Тауке-хана и до конца его жизни становится советником. Предания передают: «Как-то на большом собрании Тауке-хан задал вопрос сидящим: «Что на свете не умирает?». Присутствующие давали разные ответы, которые хан Тауке быстро опровергал. Тогда вызвался Бухаржырау: «Алдияр, господин. Позвольте мне сказать»: Элмегенде не елмейдi -Жаксынын, аты елмейд^

11].

[9, С. 35 ].

Галымнын, хаты елмейдг

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

С этого дня Бухар участвовал во всех маслихатахТауке-хана» [10, С. 66]. Е. Турсунов и А. Нурмуханбетов пишут: «Как тип служителей степной духовности, жырау имеет своими корнями древних магов - провидцев... В дальнейшем они эволюционировали в особенный род ясновидящих, именуемых «жаурыншы». Их функциями было предугадывать направление возможного удара врага, давать воинам советы, каким образом следует отбить нападение... Кроме жаурыншы существовал также тип служителей Духа - «сыншы». Они также занимались духовной разведкой, умели по внешнему виду мальчиков предугадывать их будущность как воинов, а по внешнему виду лошадей (и даже по помету) - определять их скаковые возможности. Таким образом, феномен жырау возник из сложного синтеза этих двух категорий степных духовных служителей, прибавив к этому шаманов - сказителей» [4, С. 88].

Практически все жырау были провидцами, что не раз спасало казахов от беды. Известно, что перед началом крупного сражения Абылай-хан советовался с Бухаржырау, толковал его сны. Акын предсказывал хану благоприятное время для похода и советовал, как поступать в сложных ситуациях [2, С. 216].

Асан^айгы, который вместе с ханами Жанибек и Кереем стоял у основания Казахского ханства, пророчествовал: М^нан сон, килы-килы заман болар, Заман азып, зан тозып жаман болар... Ол кYнде карындастан кайырым кетер, Ханнан кYш, карагайдан шайыр кетер. ¥лы, кызьщ орыска бодан болып, Кайран ел, есш ж^ртым сонда не етер [11, С. 111].

Имена жырау становились ураном, призывом казахов. Известно, что имя Жиембет жырау стало ураном рода тана [7, С. 67].

Традиции жырау передавались в следующие поколения. Известно, что жившие после эпохи великих жырау - Чокан, Абай, Шакарим, МашхурЖусуп, представители Алаша продолжали их традиции: глубоко знали казахскую историю, виртуозно владели словом, знали языки (арабский, персидский, русский), изучали науки, были образцами нравственной чистоты. Эти традиции, передаваясь из поколения в поколение, выкристаллизовывались в императивы казахской ментальности.

Великие летописцы земли казахской

April, 2022

Творчество жырау в основном нам дошло благодаря устной традиции. Однако к нам дошла лишь небольшая часть. МашхурЖусуп так образно передает эту мысль: «Б^л юсшщ (Бухар жырау) тYгел жазамын деуш^е Нухтын, емiрi, Аюбтыц сабыры...Аплатоннын, акылы керек екен»[7, С. 98].

Главными поэтическими произведениями жырау были толгау, терме. Практически все они являются эпохальными историческими повествованиями, в которых рассказывалось о важнейших событиях в жизни казахского народа. Например, в поэме «Елим-ай» Кожбергенжырау описывает историю нашествия джунгар на казахскую землю и его пиковое событие - «Актабан ш^бырынды».

Жырау также были носителями особого знания - шежiре - истории казахских родов и племен. В шежiре передавались нюансы жизни предков, их заслуги перед обществом, каждому роду давалась всесторонняя и меткая характеристика. Таким образом, шежiре, являясь летописью одного рода, в той или иной степени отражала историю целого народа.

С именами жырау связаны истории родов и земли. Известно, что Асан ^айгы в поисках Жер Уйыка объезжает четыре стороны Света, дает меткие емкие характеристики каждой земле. «Мына шiркшнщ топырагы асыл екен. Алты ай арыктатып мшген ат бiр айда майга бiтетiн жер екен бос жылкы шiдерлеп кайгандай токтайтын жылкынын, жерi екен» [7, С. 30]. Так появилось название местности и реки Шидерты.

Хотя толгау являются творческими художественными раздумьями, цель их была максимально правдиво передать потомкам исторические события. Ч. Валиханов пишет: «Предания киргиз занимают почетное место по своей чрезвычайной простоте, ясности и по отсутствию сверхъестественного ... и во многом подтверждаются известиями Абульгази и особенно Джамиат-Таварих... несмотря на изустную передачу, все древние джиры... сохранились в довольно чисто и все их списки. чрезвычайно сходны» [12, С. 157].Философ А. Кодар связывает этот факт с культом Митры, карающего за нарушение договора [5, С.

4].

При исполнении жыра особое значение имело настроение, эмоциональный подъем. Нередко жыраувыступали непосредственно перед сражением. Татикаражырау «произносил свои зажигательные речи перед воинами непосредственно за несколько мгновений до битвы, чем воодушевлял их на новые подвиги» [13, С. 129].

Е. Турсунов отмечает, что, в отличие от акынов, жырау чаще играли на кобызе - главном магическом инструменте,

April, 2022

151

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

имевшем сакральное значение. «В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза... В трагических местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных местах - смех и одобрительные крики разносились по всей степи, но иногда жырау мог играть в гробовом молчании» [14].

Но любой жыр - это всегда импровизация. Жыр есть квинтэссенция казахских ценностей: вольности, свободы, открытости, критического мышления, способного мгновенно переигрывать смыслообразы. Эпическое пение, мимика, движения тела, блеск одежды, подбрасывание инструмента - всё это придавало особый сакральный характер исполнению. При этом за всем внешним декором стояла главная задача - передача сакрального опыта предков, донесения его как актуального и корректирующего.

За их бескорыстное служение родине, народ им давал свои уважительные ласковые имена. Бухаржырау называли «Эулиекемекей» - «Святая гортань»: «Кара сездi бшмейд^ сейлесе кемекеш бYлкiлдеп жырлай бастайды екен» [7, С. 98]. АсанСабитулы - «АсанКайгы», за то, что он смело и открыто говорил о трудностях жизни народ. «Каргабойлы Казт^ган» называли в народе Казтуган жырау, в поэме «Ер Таргын» Сыпыра жырау называют «Тогыз ханды тYзеткен кiсi».

Известно, что феномен жырау возрождается в период Казахского ханства. Необходимость этнической консолидации, политического объединения вызвала к жизни важнейший инструмент «степной демократии» в лице жырау. Ставшие ближайшими сподвижниками ханов, жырау, прежде всего, отстаивают идею объединения народа, зашиты его интересов и интересов государства. Но жырау не всегда находились в ханской ставке. Чтобы выражать мнение народа, большую часть времени они проводили с ним, оказывали всевозможную поддержку. Однако в важнейшие моменты жизни государства, голос и участие жырау было обязательным. В некоторых случаях, их авторитет был настолько высок, что до тех пор, пока они не выскажут публично свое мнение, политические решения не принимались.

Знаменитый Асан Кайгы был советником Жанибек-хана, Бухар жырау Тауке и Аблай ханов, Жиембет жырау, Маргаска жырау -Есим хана, Шалкииз жырау - советником правителя

Жырау и власть

April, 2022

Ногайской Орды Тимур бия, казахского хана Хакназара, Таттикара, Умбетей жарау - Аблай хана и т.д.

Жырау выполняли другие политические функции. Прежде всего, в их творчестве находит отражение проблема политического будущего народа и государства. Асан Кайгы, которые вначале не поддерживал идею ухода части казахского народа от власти Абулхаир хана, впоследствии до конца оставался советником Жанибек хана: «Уакытша табыска мастанып кеттщ, казак халкынын, болашагын жете ойламайсын,» [7, С. 33].

Жырау поют о том, какой должна быть политическая власть.

Хан будет хорош, когда сведет в семью единую свой народ.

Тогда будут все уважать его, достойного пояса своего.

На троне своем золотом все три жуза объединяешь,

Вдов и сирот никогда, справедливый, не обижаешь.

Ты держишься правоты, очень умно действуешь ты.

(Обращение Бухаржырау к Абылай-хану) [15, С. 69, 107].

Как справедливо замечает Г. Есим, «хотя жырау не обладает юридической властью, но он является посредником между правителем и простым народом. Жырау пробивают себе дорогу к ханскому шатру исключительно своими личностными качествами, широтой познания, острым, метким словом, ораторским искусством, активной гражданской позицией» [16, С. 4].

Таким образом, жырау - это важнейший институт публичной власти, который обеспечивал механизм сдержек и противовесов. Если хан в государстве был носителем государственной власти, то жырау были представителями общественной власти. Поэтому на их весах всегда перевешивали не мнение хана, политической элиты или сиюминутные политические дивиденды, а единство и благополучие народа.

Жырау - философы казахской Степи

Если всматриваться в историческую миссию жырау, то первой мыслью, которая возникает - это смысловая параллель в философствовании и образе жизни между жырау и античными философами. И те, и другие были, по сути, скитальцами, не имеющими большого имущества, добровольно отказавшимися от социальных статусов и привилегий людьми. Они были голосом народа, и для того, чтобы сохранить свой независимый взгляд на жизнь и политику, они дистанцировались от политической власти, но не от политической жизни. Известно, что горячо любимые в

April, 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

153

народе жырау имели в лучшем случае одну юрту и небольшое стадо овец. АсанКайгы, который сыграл колоссальную роль в создании первого казахского государства, имел только одного верблюда - знаменитого Желмая, с помощью которого он в считанные дни пересекал огромные расстояния. Бухаржырау также по степным меркам был беден, не имел даже самого необходимого для степняка скота [13, С. 66 ].

Во-вторых, и для античных философов, и для казахских жырау - главной добродетелью была правда и справедливость в обществе. Пути достижения, конечно, были разные: Сократ вел беседы, Диоген проповедовал, жырау через жыры и дастаны были глашатаями правды и гуманизма. Как и античные философы, жырау, бии участвовали в интеллектуальных состязаниях (айтыс).

В-третьих, как и античные мудрецы, степные философы поднимали вопросы смысла и предназначения человека, что есть смерть, познание мира.

В широко известном произведении Бухаржырау «^ршштлектшещз» оставил нравственное завещание своему народу, в котором раскрывает смысл жизни человека.

Жырау свои мысли облекали в меткие афористичные фразы, которые впоследствие становились крылатыми фразами, афоризмами.

Элец - сездщ данасы, шындыктыц шырак анасы [7, С. 196].

«Базары жакын байымас, мазары жакын кебеймес» (Асан Кайгы).

Акылсыз достан, акылды д^шпанац артык.

Жаксылардыц езi елсе де, сезi елмейдi» (Шалкииз) [7, С. 62].

Алла деген ар болмас, актыцжолы тар болмас.

Тар пешлдшещмес, кецпейiлдiкемiмес [7, С. 186].

Таким образом, главными моральными добродетелями, о которых не уставали петь жырау, были справедливость и честность, доброта и умеренность, отсутствие гордыни, образованность, сдержанность. Думается, что нам, гражданам Независимого Казахстана, эти нравственные качества также важны, поскольку именно благодаря им казахи смогли выстоять и выжить, несмотря на вызовы истории. Значит именно эти качества должны и сегодня составить стержень современного высокоразвитого казаха, и только через них мы сможем вести цивилизованный равноправный диалог с миром.

Валиханов называл АсанКайгы степным философом. Как и мудрецы всех времен и народов, казахские философы - жырау поют о священной земле и счастливом времени («Жидели - Байсын» Бухаржырау, «Жер-уюк» АсанКайгы), где все будут

April, 2022

154

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

счастливы и равны, где не будет угнетения и войн. М. Ауэзов пишет: «Путь к ней лежит через пустыни, и только выносливый, терпеливый, умеющий преодолевать трудности, знающий, что такое счастье и что такое борьба за счастье - только такой народ сможет достичь ее» [17, С. 82].

Из дошедших до нас песен и поэм мы узнаем, что многие из них были знатоками коранической литературы, придерживались норм ислама, обучались в известных медресе (Бухаржырау, Доспамбет, Айтекеби, Умбетейжырау), Доспамбетжырау (XVI в.) был в хадже.

Исследователь А. Султангалиева пишет: «Творчество акынов-жырау станет все более исламизированным, чем прежде. При этом они максимально адаптируют ислам к местной почве, например, подбирая казахские эквиваленты арабским терминам. С этого времени исламизируется и казахский язык, пополняясь исламской терминологией» [18, С. 88-89].

В произведениях степных жырау активно используется исламо-суфийская лексика. Слова «мурит», «тр», «гарш», «мерт», «абыз», «Алла», «хадж», «аулие» и др. встречается у большинства жырау, поэтов.

Бухаржырау (XVII в.), официальный идеолог Казахского ханства, в своих обращениях говорит о необходимости выполнять намаз, быть милосердным, помогать бедным, славить Аллаха: Айтар болсац алланы айт, Тацертец азан шакырган Дауыс с^л^ молланы айт [19, С. 102].

Умбетей жырау (ХУШв.) понимает ислам как основу казахской морали:

Дш п^сырман баласы

Адамдыктан жерiмес,

Тш п^сырман, карашы,

Арамдыктан шегiнбес [19, С. 73, 75].

Таким образом, жырау, бии, акыны, серi становятся проводниками и защитниками ислама, особенно в части этических ценностей. Они в реальном режиме действовали и как знатоки шариата, так и традиционных казахских ценностей, не различая где ценности ислама, а где - кочевой традиции. В том-то и дело, что исламские ценности были во многом аутентичны казахскому сознанию.

Казахские носители ислама

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

Выводы

Таким образом, философствованию жырау были характерны открытость и равноправие, образность, поэтичность и эмоциональность мышления, справедливость и открытость по отношению, как власти, так и народу, это был общественный институт сдержек и противовесов политической власти, институт меритократии, фактор государственной идеологии. Жырау были выдающими государственными деятелями, советниками, дипломатами, военачальниками, батырами и просто чрезвычайно образованными людьми. Одним словом, они были живыми носителями национальной идеи, поскольку задавали образцы достойного поведения. Их крылатые фразы, стиль жизни, «дерзкое утверждение своих понятий и образа жизни, неприятие чужого» [5, С. 8], манеры исполнения передавались из поколения в поколение как образец высокой культуры, достойный подражания. Можно согласиться со словами АуэзханКодара: «Поэзия жырау - это удивительно рациональное явление, без малейшей примеси религиозности или фетишизма. Это высший взлет степного интеллектуализма, имевшего в себе зачатки софистики и трагедии, это своеобразный кочевой театр, сценой которого была великая Степь» [5, С. 7].

REFERENCES

1. Зиманов С. Казахский суд биев - уникальная судебная система. [Электронный ресурс]. 2008. URL http: //https://lektsii.org/1-71928.html.

2. Валиханов Ч. Т. 1. - Алма-Ата: «Главная редакция Казахской советской энциклопедии», 1984. - 432 с.

3. Бурханов К., Нурмагамбетова Р. История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Т.5. - Алматы: «Дайк-Пресс», 2007. - 525 с.

4. Турсунов Е., Нурмуханбетов А. КДСИЕТ. Сила Духа Великой Степи. -Алматы: «¥лы Дала ЭлемЬ», 2013. - 140 с.

5. Кодар А. Сокровенное сказание монголов и поэзия казахских жырау позднего Средневековья // Тамыр. - № 2(7). -2002. - С. 3-9.

6. Бартольд В. Книга моего деда Коркута. - М.-Л., АН СССР, 1962. - 299 с.

7. Магауин М. Казак хандыгы дэуiршдеri эдебиет. - Алматы: «Ана тш», 1992.

8. Зиманов С. Кдзактыц ата зацдары: К^жаттар, деректер жэне зерттеулер. 3 т. -Алматы: «Жет Жаргы», 2004. - 613 б.

9. Жанайдаров О. Поэты пяти веков. Казахская поэзия XV-

175 б.

начала XX веков. - Алматы, «Жазушы», 1992. - 330 с.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-144-157

10. Омари Ж. Б^кар жырау. Он ею тарих. - Караганды, 1994. - 360 б.

11. К^рбангали Халид. Тауарих хамса (бес тарих). - Алматы: «Казахстан», 1992.- 304 с.

12. Валиханов Ч. Т.2. - Алма-Ата: «Главная редакция Казахской советской энциклопедии», 1985. - 416 с.

13. Жанайдаров О. Поэзия акынов и жырау. - Астана: «Аударма», 2009. - 302 с.

14. Уали М. Тысячелетие тюркских жырау. [электронный ресурс]. URLhttp: // http: //kazturan.ucoz. kz/.

15. Магауин М. Кобыз и копье. Повествование о казахских акынах и жырау XV-XVIII веков. - Алматы: «Мектеп», 2003. - 160 с.

16. ГарифоллаЕсим. Казахская философия // Вестник КазНУ. - № 2(33). - 2009.

17. Ауэзов М. Времен связующая нить. - Алматы: ИД «Жибек жолы», 2016. -

18. Султангалиева А. «Возвращение ислама» в Казахстан. - Алматы: «Казак университет», 2012. - 170 с.

19. Магауин М., Байдшдаев М. (к^р.). Бес гасыр жырлайды. Т.1. - Алматы, Жазушы, 1989. - 352 б.

С. 3-9.

758 c.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.