Научная статья на тему 'Казачья фамилия как предмет геополитического исследования'

Казачья фамилия как предмет геополитического исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1812
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / АНТРОПОНИМИЯ / ОНОМАСТИКА / ГЕОПОЛИТИКА / ФРОНТИР / COSSACKS / ANTHROPONYMY / ONOMASTICS / GEOPOLITICS / FRONTIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терновая Л. О.

Для каждой национально-этнической общности свойственен свой путь формирования личных имен. Изучение антропонимической панорамы дает ученым основание для различных выводов, включая геополитические. Особенно ценен такой подход применительно к антропонимии народов, живущих в пограничных регионах. К ним относится и российское казачество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачья фамилия как предмет геополитического исследования»

Терновая Л.О.

доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный Государственный Технический Университет)

Казачья фамилия как предмет геополитического исследования

Изучения событий, происходящих не только в сферах, далеких от международных отношений, но и весьма отдаленных от нашего времени, помогает понять, насколько прочной оказывается устойчивость национально-этнических социумов под тяжестью новых рисков. Многие из них имеют внешние причины, обнаруживающиеся в прошлых соприкосновениях представителей разных народов и культур. Такие соприкосновения могли носить мирный характер, но часто были конфликтными. Это добавляет значимости любым направлениям историко-геополитических исследований и требует расширения научного инструментария геополитики. Последнее стало ответом, с одной стороны, на новые геополитические вызовы, а, с другой - на исчерпанность исследовательских подходов этой науки, опиравшихся как на классическую методологию, так и методы постмодерна. Поскольку состояние геополитики корреспондируется с предметным полем истории и генеалогии, то и у специалистов обнаружилась потребность обобщения и осмысления информации о происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий, которые оставили заметный геополитический след.

Одним из аспектов такого исследования выступает ан-тропонимический подход, на основе которого принимающие различные формы имена людей, их компоненты, включая личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и пр., происхождение, особенности имянаречения входят в систему геополитической аргументации. Имя человека - ключ к нему, к общению с ним. От того, кто и как пользуется этим ключом, складываются самые разные модели международного общения. Оно может быть доверительным, а может -враждебным, личным или официальным. Даже при наличии определенного имени, данного от рождения, есть множество возможностей его модификации, например, использование в официальной практике уменьшительных форм имен. Мотивы выбора имен позволили одному из крупнейших отече-

I сц\

■■■; ,' Альманах «Казачество» '' '

. ственных ономастов В.А. Никонову разделить имена на три больших класса по их семантическому значению: имена-описания (дескриптивы), имена-пожелания (дезидеративы) и имена-посвящения (меморативы)1.

В прошлом имя было еще и социальным знаком, указывающим на статус его носителя. Но оно же могло и предначертать его судьбу. Имя не было простым набором звуков, оно всегда что-то означало, подтверждая связь между существительным nomen («имя») и глаголом nosco («знаю»), разъясняло, что «называть - значит познавать». В этом, казалось бы, простом и прозрачном подходе, с течением времени накопились пласты сложностей понимания происхождения имени, создающие геополитические легенды.

Традиция наречения именем проходит через время и пространство, сохраняя связь поколений, обеспечивая безусловное узнавание по одному имени, откуда этот человек и чего можно от него ожидать. Бесконечно так продолжаться не могло. Рано или поздно кипучая энергия должна была переворошить привычные именословы. Такая энергия удваивалась, когда к жажде выделить своего ребенка среди других детей примешивались религиозные чувства. Имена с отсылкой к фамилиям предков выступают индикаторами социального положения их носителей. В частности, они указывают на дворянское происхождение, поскольку наиболее ранняя традиция давать в качестве личных имен фамилии существовала в основном в дворянских семьях. Однако в некоторых странах, например, в Исландии, где каждый житель знает свою родословную почти за тысячелетнюю историю семьи, практика давать фамилии не получила распространения. Ее заменяет употребление личных имен, первое из которых и есть личное имя, а второе, как раз напоминающее фамилию, будет указывать на то, что он приходится сыном того-то. 10 ноября 1913 г. альтинг, исландский парламент, издал закон, исключавший принятие исландцами фамилий. Фамилию могли носить лишь иностранцы-иммигранты, а также те исландцы, их жены и потомки, которые по каким-либо причинам получили фамилию до начала ХХ в. В небольшом по территории и численности населения государстве, где большинство жителей знают друг друга, отношения между людьми можно охарактеризовать почти как семейные. Там даже обращение на «Вы»

' 1 Никонов В.А. Имя и общество. М.: Наука, 1974. С. 96-102.

свидетельствует о неприязненных отношениях. Прозрачность . истоков происхождения личных имен и фамилий позволяет мгновенно получить ответ на вопрос о происхождении предков их современных носителей и их причастности к геополитическому становлению государства. Однако в крупных странах, имеющих многонациональный состав населения, такие вопросы требуют тщательных изысканий.

Национальные модели присвоения фамилий отразили не только процесс социального развития собственных государств, но и иноземных влияний на формирование социума, уклад жизни. История формирования русских фамилий прослеживается с XIII столетия от Новгородской земли. В частности, летописец упоминает среди новгородцев, павших в Невской битве в 15 июля 1240 г., имена: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника. Распространение фамилий среди граждан Великого Новгорода и его северных владений раньше, чем среди знати, говорит о связи этого типа идентификации человека с его личной свободой, в то числе свободой передвижения. Неудивительно, что фамилии оказываются необходимыми жителям территорий пограничных, неоднократно переходивших и одних государств в другие. Фамилиями обладала значительная часть населения Белоруссии до Смоленска и Вязьмы и Малороссия, то есть земель, входивших в Речь Посполитую до того, как они оказались в составе Русского государства.

Власти государства озаботились фиксацией фамилий лишь при Петре I, когда 18 июня 1719 г. Сенатским Указом официально были введены и самые ранние документы полицейского учета — проезжие грамоты (паспорта). Они потребовались в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности. Паспорт содержал следующие сведения: имя, фамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об одном отце или обоих родителях. Однако еще до этого Указа в XVI в. фамилиями была наделена значительная часть коренного населения черноземных губерний, потомков служилых людей: однодворцев, государственных крестьян.

Имело фамилии и казачество. Некоторыми исследователями, к которым принадлежит и Н.М. Карамзин, наличие казачьих фамилий связывается с прозвищами представителей .

. черных клобуков, с конца XI в. бывших тюркскими вассалами киевских князей. С XIII в. вместо такого названия этой группы в хрониках и актах появляются слова «черкасы» и «казаки». Имевшиеся у донских казаков в первой половине XVIII в. фамилии Аркашарин, Каледин, Колиманов (Колома-нов) могут быть фамилиями потомков вождей черных клобуков XIII - XV вв.

Пополнение рядов казачества за счет бежавших от помещиков крестьян или посадских людей, столкнувшихся с разными жизненными проблемами, и поэтому имевших необходимость скрываться обусловливало процесс появления новых фамилий, которые прятали бы прежнее происхождение их владельца. Этим обстоятельством можно объяснить отмечаемую исследователями распространенность в фамильной антропонимии казачества фамилий, образованных от описательных прозвищ. Прозвища, как правило, запечатлевали черты внешнего облика или характера человека, могли иметь в своей основе термины родства (Тонконогов, Усачев, Ленивов, Вдовин, Дедов)2. За созданными на такой базе фамилиями можно было легко утаить историю появления их носителей среди казаков.

Еще одной особенностью формирования антропонимии казаков стало их существование в приграничной зоне, фрон-тире. Здесь на перечне фамилий сказывались все изменения приграничных связей, включая перемены этнического состава населения по другую сторону границы. Самый ранний этап этого процесса связан с периодом золотоордынского владычества. Донские казаки оказались в составе орды, где, естественно, роль главного языка общения играл тюркско-татарский. Его использовали те казаки, которые проживали в непосредственной близости от татар, при общении с ними, при посещении Сарая. В XVI-XVII вв. и само казачество начало пополняться за счет представителей тюркско-татарских народов. Казачий фамильный ряд, имеющий окончания -ый, -ой, -ей, -а, -ас, отразил процесс включения в состав казачества представителей тюркских народностей, что видно на примере ряда фамилий (Берендей, Кочубей, Кундувдей, Палей). Такие казачьи фамилии, как Секретев, Тургенев, Чувильдеев, имеют татарское происхождение. Например, секреть по-татарски

2 Щетинин Л.М. Русские имена (Очерки по донской антропонимии). 3-е

' изд., испр. и доп. Ростов н/Д:Изд-во Рост. ун-та, 1978.

.__

означает особую породу рыбы. Иногда фамилии казаков скла- . дывались одновременно из слов разных языковых групп. Так, фамилия Туроверов образовалось из тюркского слова «тур» -неправильный, неверный и славянского слова «вера». Их соединение в фамилии характеризовало туровера как человека неправильной веры, иноверца.

Часто выходцы из орды занимали в казачьей общине заметное положение. Это обусловливало необходимость другим представителям донской старшины говорить по-татарски. Кроме того, Московское государство с учетом распространения тюркско-татарского языка среди казачества даже начале XVII в. практиковало направление волжским казакам грамот на татарском языке. Вероятно, то была часть казачества, что примыкала не к Русской стороне, а Крымской-Ногайской. Поэтому склонить ее на поддержку Московского государства было важной геополитической задачей. И использование татарского языка лишь подчеркивало, что на этой стороне казаков не ожидают преследования. Из расширения области применения этого языка проистекала возможность использования тюркско-татарских слов для формирования основ казачьих фамилий.

Казачество отличалось открытостью пополнения своих рядов. О приеме в них представителей других народов свидетельствует группа фамилий, восходящих к прозвищам этно-нимического характера (Греков, Калмыков, Литвинов, Ляхов, Мордовин, Поляков, Чувашин). По окончанию казачьих фамилий можно найти сохранили следы того, что предки носителей этих фамилий украинцами или поляками (Буковский, Калиновский, Кохановский, Левицкий, Хрещатицкий).

Для понимания особенностей поведения казачьего социума важно знать не только этническое происхождение новых казаков, но и особенности предыдущих мест проживания их или непосредственных предков, поскольку «гений места» всегда оставляет след в характере человека. Среди казачьих фамилий обнаруживаются фамилии оттопонимического происхождения или образованные от прозвищ топографического характера (Московкин, Загороднов). Особую значимость имеет выявление фамилий казаков, основанных на со-словно-должностных и профессиональных прозвищах, часто связанных с воинской службой (Солдатов, Хорунжев, Полковников Генералов). Это указывает на своеобразный отпечаток .

. ответственного отношения к такому поприщу.

Геополитический смысл вложен в казачьи фамилии, несущие информацию о памятных событиях в жизни носителей прозвищ, их которых и были сформированы фамилии. Они, в частности, отразили реалии XVI-XVII вв., касающихся южных набегов донского казачества. Например, фамилия Купле-нов (станица Иловлинская) произошла от прозвища казака, выкупленного из азовского плена; Недуванов (станица Старочеркасская) - от неучастия в каком-то запомнившемся современникам дележе (дуване) военной добычи после набега на турок или татар и т.д.

Антропонимическая панорама позволяет выявить тесные связи казачества и калмыков. По одной из версий, фамилия Менделеев ведет происхождение от калмыцкого слова «менд» (приветствие). Также казачьи фамилии могли происходить от личных калмыцких имен (Галда - Галдин). Фамилия Кунде-леков связана с калмыцким мурзой первой половине XVIII в., принявшем христианство и ставшего казаком. В Отечественной войне 1812 г. отличились донские калмыки-казаки бузавы. Предположительно самоназвание происходит от слова «бу» (ружье), т.е. вооруженный человек. Когда в 1813 г. войска союзников торжественным маршем вступали в Париж, то первыми, в признание воинских заслуг, войти в столицу Франции были удостоены чести бузавы. Под развевающимся старым боевым знаменем, пробитым в шести местах французскими пулями, в конном строю во главе со своим командиром калмыцкий полк торжественно проехал по улицам Парижа, удивляя парижан красивой формой, дисциплиной и мастерством всадников. Французы убедились, что россказни о том, что калмыки - «дикари, варвары и людоеды» - всего лишь «страшные сказки». А всего калмыков было около 500 человек. Дикий вид, крики, и самое главное - нескончаемый поток всадников, были военной хитростью Тюменя и Милорадовича. Тюмень, зная, какие ужасы рассказывают о калмыках французы друг другу, предложил, чтобы во время переговоров калмыки сняли форму и на неоседланных конях и верблюдах, с оружием наголо, измазавшись в крови, с дикими криками скакали между холмами, создавая впечатление неисчислимого множества людей. Так, благодаря военной хитрости, Париж был взят без единого выстрела. Отечественная война 1812 г. оставила заметный след

. в фольклоре калмыцкого народа. Парижане называли калмы-

ков «ангелами» потому, что они были вооружены луками. А . известная калмыцкая фамилия «Французовы» и «Пранцузо-вы» - бузавские.

Основания для привлечения ономастических данных в аналитику вопроса о степени реагирования казачества на внешние вызовы Российскому государству проистекают и из данных о появлении дворянских фамилий, представители которых активно служили в русской армии. Несмотря на то, что значительная часть казачьих фамилий не отсылает к социальному происхождению или положению их носителей, ряд казачьих фамилий принадлежат дворянским родам. Выделение этих фамилий важно для понимания значения службы казаков государству, их активного участия в геополитическом становлении России. На 1776 г. насчитывалось не больше десятка дворянских родов, хотя существовало несколько десятков старшин, имевших армейские чины и, тем самым, права Всероссийского дворянство, у представителей которого могли быть имения с крепостными. 22 сентября 1798 г. появился Высочайший указ Павла I на имя Военной коллегии: «Взирая всегда с удовольствием на ревность и службу войска Донскаго в знак признательности и благоволения Нашего к оному для уравнения чиновников в войске оном служащих повелеваем признавать их чинами по следующей табели, сохраняя им по службе прежние их название в войске Донском: войсковых старшин майорами, есаулов ротмистрами, сотников поручиками, хорунжих корнетами3. Милость эта была сообщена лично императором атаману Василию Петровичу Орлову. Отсюда день 22 сентября 1798 г. считается временем официального возникновения донского дворянства4.

Естественный интерес автора данной статьи вызывает происхождение фамилии Терновой, представляющей прилагательное или существительное, которое когда-то было прозвищем человека, закрепившееся в качестве его фамилии. Вероятно, это прозвище ведет исток от существительного «терн». Это - колючее деревце, которое растет в средней и южной полосе. Широкое распространение этого растения на юге России отразилось в топонимах. В Волгоградской области: поселок Терновой; Чилековское сельское поселение Котельниковско-

3 Савелов Л.М. Донское дворянство. Вып. 2. М.: Типо-литография тов. И.Н. Кушнерев и Ко, 1905. С. 12.

4 Корягин С.В. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Вып. 5.

М.: Русаки, 2008. С. 86-89. '

.^Х. го района; хутор в Клетском районе. В Ростовской области -хутора в Миллеровском Милютинском районе, Орловском и Песчанокопском районах. В составе АССР немцев Поволжья, существовавшей в 1937-1941 гг., была административно-территориальная единица Терновский кантон с административным центром в селах Терновке (1937-1939), а затем Квасниковке (1939-1941). Терновский кантон был образован в 1937 г. путем преобразования пригородной зоны города Энгельса. 7 сентября 1941 г. в результате ликвидации АССР немцев Поволжья Терновский кантон был передан в Саратовскую область и преобразован в Терновский район. Река Мертвый Донец, впадающая в Таганрогский залив, отделяется от Дона на территории Ростова-на-Дону. Ниже по ее течению находится исторический хутор Хапры, основанный казаками Хоперского полка. У Недвиговки река принимает правый приток — Каменную балку, чуть ниже от реки отделяется гирло Терновое, далее на правом берегу расположены остатки древнего города Танаис. Ниже Танаиса, река соединена с протокой Гирлом Терновым протокой, образуя остров Терновой, памятник природы. Фамилия Терновой вполне может иметь оттопонимическое происхождение.

Есть версия, что эта фамилия ведет начало от мирского имени Терн. Вероятно, так в народе называли нелюдимого, необщительного, замкнутого человека с «колючим» характером. Однако, как правило, мирское имя отражало качества, противоположные прямому смыслу, потому родители хотели, чтобы ребенок, наоборот, был общительным и обладал мягким характером, а природа воспринимала его как своего, перенося на него те полезные качества, которыми наделено это растение. Согласно другой гипотезе, это прозвище относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на деятельность человек. В старину из плодов терновника в старину делали терновую наливку (терновку). Возможно, предок обладателя фамилии Терновой занимался изготовление такой наливки.

Нельзя забыть и выражение «терновый венец», который считается символом мученичества, страдания. В Евангелие есть сказание о колючем терновом венке, надетом на Иисуса Христа воинами перед его казнью. Соответственно, фамилия Терновой могла быть образована в семинарской среде. В пе-

. риод Гражданской войны выражение «терновый венец» при-

обрело смысл страданий казачества. Оно, в частности, упоми- . нается в «Песне Сводного имени генерала Каледина полка». Автору ее слов, генералу Игнатию Чекатовскому удалось в поэтической форме изложить историю создания в 1917 г. Добровольческой армии, предшественниками которой были организации «Союз офицеров», «Военная лига», «Союз Георгиевских кавалеров». Их целью в 1917 г. объявлялось «объединение всех офицеров и нижних чинов, заинтересованных в укреплении силы и боеспособности армии». После выступления во главе с генералом Корниловым эти части были запрещены Временным правительством. 15 ноября 1917 г. генерал Алексеев обратился с воззванием к русским офицерам, призывая их собраться на Дону. В декабре в Новочеркасске был сформирован первый «триумвират»: атаман Каледин сохранял управление Донской областью, Алексеев решал вопросы внутренней политики, а Корнилов с 7 января 1918 г. вступил в командование Добровольческой армией. В тексте песни упоминается о могиле Каледина, который застрелился в феврале 1918 г., узнав об отказе донского казачества поддержать Белых5.

Споем про Дон, Кубань и Терек, Где наша честно кровь лилась, Где средь степей и гор скалистых Россия снова родилась...

Полков родных былую славу С тобой на Дон мы принесли, И в их страницы боевые Венки терновые вплели.

Выделение ядерной группы фамилий, из которых складывается антропонимическая панорама российского казачества, имеет значение для анализа русской антропонимии, помогая исследователям детально представлять исторические и географические условия, в которых шло формирование российского социума. Не менее ценной оказывается возможность находить следы этических и мировоззренческих позиций, влиявших на процесс образования фамилий в ареале проживания казачества и отражавших его отношение к службе по защите государства.

5 «Тернистый путь борьбы и муки. Песни Белого движения и Русского Зарубежья». CD. Исп. Мужской хор Института певческой культуры «Валаам», дирижер И. Ушаков. СПб.: ШЬЪ, 2004. '

-

Приложение: старинные казачьи блюда с использованием терна

Лапша (трехсотлетний рецепт со Среднего Дона)

Круто сваренная лапша заправляется обжаренным луком с мелкими кусочками дикой утки. Подается с моченым терном.

Обед в одной кастрюле (рецепт XIX в. из станицы Старочеркасской)

Мякоть свинины, посоленную и поперченную, обжаривают в кипящем жиру. Укладывают в чугунок или толстую кастрюлю, вместе с нарезанным картофелем, белым корнем, морковью, 2-3 луковицами, доливают холодной воды и тушат. Перед готовностью добавляют резаные помидоры, моченый терн, 2-3 гвоздики.

Квас из терна (рецепт ХУШ-Х1Х вв. из станицы Старочеркасской)

Протереть 1 кг терна. Отжимки залить 4 л воды, прокипятить 15 минут. Остудить, процедить и всыпать 300 г. сахара, вновь вскипятить. Сироп охладить и влить терновый сырой сок. Добавить 15 г. дрожжей, размешать, разлить по бутылкам, плотно закрыть пробками, и выдержать 5 дней.

Напитки с моченым терном

Смешать один стакан моченого терна, 3 стакана крепкого кофе. Добавить мед по вкусу.

Половину стакана сюзьмы, на Дону кушанья из процеженного кислого молока (из тур. 8угта «просочившееся»), смешать с половиной стакана моченого терна и разбавить водой.

Список литературы:

1. Корягин С.В. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Вып. 5. М.: Русаки, 2008.

2. Никонов В.А. Имя и общество. М.: Наука, 1974.

3. Русская ономастика и ономастика России. Словарь / Трубачев О.Н. (ред.). М.: «Школа-пресс», 1994.

4. Савелов Л.М. Донское дворянство. Вып. 2. М.: Типо-литография тов. И.Н. Кушне-рев и Ко, 1905.

5. Щетинин Л.М. Русские имена (Очерки по донской антропонимии). 3-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1978.

Bibliography

1. Korjagin S.V. Genealogy and Family History of Don Cossacks. Vol. 5. M.: Rusaki 2008.

2. Nikonov V.A. Name and Company. M.: Nauka, 1974.

3. Russian onomastics and Russia. Dictionary / Trubachov O.N. (Eds.). M.: "School-Press", 1994.

4. Savelov L.M. Don nobility. Vol. 2. M.: Tipo-lithography comrade. I.N. Kouchner and Co., 1905.

5. Schetinin L.M. Russian names (Essays on Don antroponimii). 3rd ed., Rev. and ext. Rostov n / D: Publishing House of the growth. Univ., 1978

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.