ГЕОПОЛИТИКА И АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Терновая Л.О.
Доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет)
Наше внимание не только к событиям прошлого, но и главным фигурам, благодаря которым ход этих событий развивался в определенную сторону, безусловно, определяется современными реалиями, либо прямо выступающими непосредственным продолжением былого, либо наводящими нас на непосредственную аналогию с явлениями прошедшего времени. Так и обращение к образам атаманов не было столь актуальным в связи с активизацией движения казачества, как оно стало из-за украинских событий, вновь поставивших вопросы
0 судьбах пограничных территорий, людей, живущих на них и помогающих своим соплеменникам, согражданам со-органи-зоваться, о возможностях и пределах коллаборационизма.
Сложно найти в российской истории фигуру более яркую, поэтическую и одновременно трагическую, чем фигура атамана, бывшего предводителем и у степных народов, и у казаков. Об авторитете атамана говорят практически все версии происхождения этого слова, например, от тюркского «ата» -
1 «Атаман» - песня, записанная В. Цоем весной 1990 г. на кассетный магнитофон на демо-кассету с черновиками, ставшими затем основой для будущих песен «Черного альбома». Это последняя вышедшая на сегодняшний день песня группы «Кино» и также последняя песня, записанная группой.
Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России
Ох смотри не промахнись, атаман, Чтоб не дрогнула рука невзначай, Да, смотри, не заряди холостым, Да не думай о петле палача.
А не то наступит ночь, ночь, И уйдут от нас поля и леса, Перестанут петь для нас небеса, И послушаем земли голоса.
Виктор Цой1
«отец», «дед» с личным окончанием «ман» («мен») и буквально означает «я отец», «я дед», что в патриархальном тюркском обществе было равнозначно утверждению «я - главный». Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения. Некоторые исследователи считают, что слово «атаман» заимствовано у поляков, где было понятие «гетман» (у англосаксов и скандинавов - Headman, а у немцев - Hauptmann). Поляки же в свою очередь могли заимствовать это слово от армян Украины, а те - от крымских готов, которые гатмана-ми называли крымских христиан, назначаемых старостами поселений и зазывавших русских переселяться в Ханскую Украину. Не исключается версия связи слова «атаман» с немецким «Amtman», который был начальником службы, главой канцелярии, а также немецким «harter Mann» - твердый, крепкий человек. Есть и иные версии, но в каждой из них отражена позиция главенства, силы и ответственности лица, обозначаемого этим словом2. И здесь можно высказать предположение, что у разных народов именно такое сочетание звуков [а], [т], [м] - четкое, ясное, краткое - отвечало потребности обозначать главного человека в данной социальной общности, распорядителя и хозяина.
Первые сведения о казачестве на Руси относятся к временам Золотой орды. Уже в XIII в. в грамотах, например, грамоте великого князя Андрея Александровича (1294) отмечалось, что князья отправляли ватаги во главе с ватамманом (ватага-маном, атаманом) к Белому морю и Северному океану за рыбою, зверем и птицею. Возможно, здесь проявились основы не только русского казачества, но и будущих компаний вольных промышленников и купечества, позже сформировавших известные казацко-купеческие рода, занесенные в самом начале XIX в. Министерством коммерции в Бархатную книгу знатных купеческих родов для «увековечивания в потомстве памяти родов первостатейного купечества».
Примерно в то же время, что и рождение истории ватаг, уходит история Всевеликого Войска Донского. После поражения Тохтамыша от войска Тамерлана в сражении на Кондурче через одиннадцать лет после Куликовской битвы расширяется пространство анархии на землях возле Волги и Дона, а потому в целях сопротивления хаосу происходит самоорганизация христианско-
2 Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред. - издатель А.И.
Скрылов. Сан-Ансельмо (Калифорния), 1966-1970.
го населения в казачьи отряды, к которым присоединяются тюр-коязычные жители этого региона. Предводитель Войска Донского, избиравшийся войсковым кругом, народным собранием всего казачьего войска, назывался войсковым атаманом. Выборы эти отражали остроту разногласий в Войске и могли перерастать в кровопролитные схватки противников. От атамана требовалась честность и доблесть, которые отличали многих казаков, поэтому, во-первых, понятие «атаман» распространилось на высшее сословие войска, а, во-вторых, стать атаманом можно было не по рождению и принадлежности к данному сословию, а, заслужив это право в боях и походах, сопряженных с опасностью и лишениями. Понятно, почему такое право закрепилось в поговорке: «Терпи казак, атаманом станешь».
Смысл поговорки ярко иллюстрирует жизнь казачьего атамана. В 2009 г. в России была выпущена почтовая марка с изображением трех легендарных атаманов. Первый из них - исторический завоеватель Сибири для Российского государства
Ермак Тимофеевич (1532/1534/1542 - 1585). Он был сначала атаманом одной из дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге разбойными нападениями на купеческие караваны, затем - командиром казачьей сотни на Ливонской войне, под началом воеводы Дмитрия Хворостинина 1581 г. В успешном рейде на Литву Ермак дошел по Днепру до Могилева. В феврале 1582 г. на заключительном этапе этой войны участвовал в победе Хворостинина над шведами в битве у села Лялицы близ города Ям. А потом уже было завоевание Сибири.
Масштабность личности Ермака ощущается и через множество веков, что заставляет некоторых исследователей искать неожиданные, а порой и околонаучные сопоставления персон, вершивших историю. Так, авторы теории радикального пересмотра Всемирной истории, известной как «Новая хронология», Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко считают, что атаман Ермак и конкистадор Эрнан Кортес представляют собой отражения одной и той же фигуры завоевателя XVI в. По исторической схеме Носовского и Фоменко получается, что Ермак покорил не азиатскую Сибирь, а Центральную Америку3. Сторонники «Новой хронологии» утверждают, что знаменитый поход Ермака был описан в испанских летописях как мексиканская экспедиция Кортеса. Понятно искушение совершенно иными глазами взглянуть на историю освоения
3 Носовский Г.В., Фоменко А.Т Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и
мятеж Реформации глазами «древних» греков. М., 2009.
Америки. Как отмечают названные выше авторы, реконструкция, предлагаемая ими, является предположительной, хотя они отвечают за точность и надежность вычисленных ими датировок. Спорность теоретических основ «Новой хронологии» не должна закрывать факта, что в XVI столетии действительно шли бурные процессы освоения новых земель, начатые открытием Америки Колумбом. Импульс геополитического продвижения набирающих силу государств в сопредельные и более далекие территории не ограничивался Новым Светом, он отражал общие потребности общества не только в обновлении товарной базы, но и расширении горизонтов знаний и обитания.
И эту задачу понимал другой землепроходец, казачий атаман Семен Иванович Дежнёв (?-1673), который начал свою службу в Тобольске рядовым казаком. В начале XVII в. Тобольск был главным городом Сибири, обладавшим самым многочисленным на восточной окраине России гарнизоном, включающим детей боярских, казаков, стрельцов и пушкарей. В 1638 г. Дежнёв был направлен в составе отряда П.И. Бекетова в Якутский острог. Он был участником первых походов по Крайнему Азиатскому Северу, позже служил на реке Колыме, в 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой. Именно Дежнёв решил важную географическую задачу, представив доказательство того, что Америка - это самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Дежнёв стал автором ценных описаний путешествий по крайнему Северо-Востоку. Мыс, названный по имени этого легендарного казака, обрастает легендами. Например, в романе немецкого писателя Йозефа Мартина Бауэра So weit die Füße tragen («Пока ноги несут») на мысе Дежнёва находился лагерь ГУЛАГа, в котором отбывал срок заключения главный герой книги - немецкий военнопленный Клеменс Форель. В 1949 г. этот герой сбегает из лагеря, пересекает всю Сибирь и Среднюю Азию, направляясь в Иран. По книге в 2001 г. был снят художественный фильм «Побег из Гулага» (нем. So weit die Füße tragen). А на самом деле, на мысе Дежнёва никогда не было лагерей ГУЛАГа.
Еще один персонаж с этой марки - герой войны 1812 г., Матвей Иванович Платов (1751-1818) - атаман Всевеликого войска Донского (с 1801), генерал от кавалерии (1809). В 1812 г. Платов получает графский титул с девизом «За верность, храбрость и неутомимые труды» по ходатайству Кутузова. Он принимал уча-
стие во всех войнах Российской империи конца XVIII - начала XIX вв. и в немалой степени способствовал упрочению европейской славы казаков в заграничных походах. В 1805 г. Он сопровождал императора Александра I в его поездке в Британию в 1814 г.
Оксфордский университет присвоил Платову степень доктора права, его именем был назван восьмидесятипушечный линейный корабль английского флота4. Не случайно Платов становится литературным персонажем. В рассказе Н.С. Лескова «Левша» (1881) этот казачий атаман выступает посредником между англичанами и тульским мастером Левшей, отдавая приказ ему и двум его товарищам изготовить такую вещь, которая превзошла бы заморское изобретение. И здесь Платов выступает не просто в роли патриота, но изобличителя иноземного коварства5.
Платов основал Новочеркасск, перенеся в него столицу Донского казачьего войска из Черкасска (ныне станица Старочеркасская), что было вызвана экономическими, социально-политическими и экологическими причинами, в частности, практически ежегодным длительным затоплением Черкас-ска водами разливающегося весной Дона. Наличие столицы, центра казачьего войска, указывало на сплоченность этой социальной силы, проявившуюся в знаковый исторический момент. Об этом же говорила и складывавшаяся система атаманских чинов, которая помимо подчеркивания иерархии, служила как социальным маяком, так и геополитическим, ибо отражала координаты территорий, требующих особой охраны и заботы. Чин Атаман Походный присваивался в военное время генералам казачьих войск при каждой армии; они наблюдали за правильным использованием и сбережением казачьих войск; погоны имели такие же, как и у генеральского состава. Чин Атаман Войсковой Наказной присваивался главноначаль-никам военного и гражданского управления Донского,Сибир-ского, Кавказских и Приамурских казачьих войск. Чин Атаман Наказной присваивался главноначальникам военного и гражданского управления в Терском, Кубанском, Астраханском, Уральском, Семиреченском, Забайкальском, Амурском и Уссурийском казачьих войсках. Почетный чин Августейший Атаман всех Казачьих Войск с 1827 г. присваивался Наследнику Цесаревичу до вступления его на престол.
4 Астапенко М.П. Атаман Платов. Историческое повествование. Ростов н/Д., 2003.
5 Лесков Н.С. Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе / Лесков Н.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том III. М., 1981.
Как ни странно, в работах отечественных авторов практически не уделяется внимания институту атаманской власти, как уникальному явлению, созданному казачеством, гибко реагирующему как на внутренние вызовы, так и на внешние угрозы. Например, в период походов походные атаманы получали почти неограниченную власть, однако, существовал также институт атаманов зимовых и легких станиц, атаманов городков (позже станиц) и хуторов. После реформ князя Г.А. Потемкина в Земле войска Донского произошли серьезные изменения в системе местного управления. Кроме того, что решали задачи местного управления, атаманы выступали в роли представителей центральной власти, обличенных полномочиями во внешних сношениях.
Со второй половины XVII в. войсковой атаман принимал турецких, татарских и калмыцких послов, вел с ними предварительные переговоры и только после этого окончательное решение передавал на суждение круга. Неудивительно, что Богдан Хмельницкий, будучи гетманом, а так на Украине звался войсковой атаман, вел наиактивнейшую дипломатическую деятельность. Частью такой дипломатии и стало обращение в Москву с настойчивой просьбой к царю Алексею Михайловичу о принятии его в подданство. 1 октября 1653 г.
был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решен в утвердительном ключе. А 8 января 1654 г. в Переяславле, городе, расположенном на реке Тру-беже, левом притоке Днепра, была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырех государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного»6.
Атаманы могли вести открытую дипломатическую активность, а могли участвовать и даже возглавлять партизанскую борьбу. Именно это делали харамбаши (арамбаши), выборные атаманы гайдуков, организуя партизанскую войну с турками и Габсбургами. Слово «харамбаша» образовано из турецких слов: харам - «незаконный» и баш - «голова». И так как успех всей группы зависел от атамана, на эту должность выбирался
6 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт.
(Сборник документов и материалов 1620-1654 гг., посвященных освободительной войне Б. Хмельницкого и Переяславской раде). М., 1953. Т. 3. С. 373.
Илья Репин. Иван Дмитриевич
Серко. Этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889)
Почтовая марка России, 2009 г.: Ермак, Дежнёв, Платов
самый смелый, мудрый и в то же время жестокий казак. Активность гайдуков была в первую очередь отмечена на военной границе Османской империи и империи Габсбургов.
Действия в приграничном протранстве во многом определяли психологию атамана. Необходимость и возможность неоднократного перехода границы между государствами или княжескими владениями способствовали формированию представлений, а с ними и некоторых навыков перехода через иные границы, среди которых есть и нравственные, обозначающие границы добра и зла. Такой сложный моральный выбор обострялся в переходные, революционные периоды. Это очень ярко раскрывается в мемуарах атаманов: «Записках донского атамана» А.К. Денисова, воспоминаниях П.Н. Краснова, А.И. Деникина, А.В. Голубинцева. В сборниках «Помнят степи Донские», «Донская летопись», «Белое дело» содержатся многочисленные подборки и отрывки мемуаров атаманов. Эти сведения показывают, что реальные результаты их действий не были похожи на их прежние представления о себе и о реальности, в которой им пришлось выбирать не только свой собственный политический путь, но и тех, кто был в их подчинении7.
7 Помнят степи донские: Сборник воспоминаний / Лит. запись Я.З.
Марголина и Д. А. Малиева. Ростов н/Д, 1967; Донская летопись. Сборник материалов
г %
Шг '
Баклановский значок
Такую же картину позволяют увидеть письменные источники, оставленные самими известными атаманами. Знакомясь с публицистикой и эпистолярным наследием Симона Петлюры, можно представить совсем не того человека и политика, образ которого десятилетиями создавался в СССР8. При этом важно не сформировать новый, романтический миф о Главном атамане. Критический взгляд на его действия и убеждения дает основания судить о том, что правда о Петлю-ре бесконечно далека от ставшего привычным образа бандита и погромщика. Осмысление короткого жизненного пути позволяет скорее понять слабости и трагическую судьбу и лично Симона Петлюры, и украинской интеллигенции, различные группы которой в эпоху грандиозной катастрофы пытались осуществить давние национальные и социальные идеалы.
О знаменитом повстанческом атамане Несторе Ивановиче Махно написано немало сочинений, созданы кинофильмы. К сожалению, их авторы истинный облик атамана нередко вольно или невольно искажали. Сейчас на основании неизвестных ранее документов и воспоминаний можно составить картину поведения Махно, как народного «батьки» и заступника угнетенных. Не случайно книга Н.С. Семанова, в основу которой легли сведения, полученные во время бесед с вдовой и единственной дочерью атамана Махно, издана в серии «Исторические расследования»9.
В романе «Тихий Дон», Шолохов, описывая службу Григория Мелехова в 12-м Донском казачьем полку, упоминает, что командиром полка был полковник Каледин. Судьба Алексея Максимовича Каледина может рассматриваться как пример еще одного пограничного существования - между жизнью и насильственной смертью. Оно было свойственно многим казакам и их атаманам. Эта грань отмечена на Баклановском значке. Когда в начале 1851 г. герою Кавказской войны командиру
Донского 17-го казачьего полка Якову Петровичу Бакланову почтовым обозом доставлена была неизвестно от кого и откуда посылка. В ней оказался черный значок с вышитой головой с двумя перекрещенными костями и под нею круговой надписью шли слова из «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Бакланов закрепил ткань на древке, превратив ее в личное знамя.
по новейшей истории Донского Казачества со времени Русской революции 1917 года. Издание Донской Исторической Комиссии. Белград, 1923, 1924. (№ 1, 2, 3).
8 Петлюра С.В. Главный атаман. В плену несбыточных надежд. М., 2008.
9 Семанов С.Н. Махно. Судьба атамана. М., 2004.
Сейчас известно о трех покушениях на Атамана Всевелико-го Войска Донского Каледина. Раньше признавалась лишь одна версия - самоубийство, несмотря на его отрицание в заявлениях близко стоявших к нему людей. Также есть ряд неясных обстоятельств и косвенных данных, из которых выстраивается иная версия - хорошо организованное убийство10. Причины появления открытых и тайных врагов у атаманов отлично видны из истории атамана Бориса Владимировича Анненкова, прошедшего путь от сотника 1-го Сибирского казачьего имени Ермака Тимофеева полка до командующего Семи-реченской армией. Он собрал самые уничижительные эпитеты, а его дела характеризовались как бандитские11. В советских исторических трудах можно было встретить такие выражения: «яркая по своему безобразию фигура», «зверь», «черный герой Гражданской войны, забросавший свой кровавый путь черепами и костями десятков тысяч трудящихся России», «кумир всей белогвардейской накипи». Позже стали задумываться, были ли у Анненкова особые причины бороться за восстановление рухнувшей монархии, справедливы ли предъявленные ему обвинения, правдивы ли легенды о нем. Но на многие из этих вопросов ответы не найдены.
До сих пор остаются неизвестными многие аспекты истории формирования атаманских режимов в годы Гражданской войны в России. Само слово «атаманщина» применительно к периоду Гражданской войны родилось в Сибири, под сенью «верховного правителя» Александра Васильевича Колчака. Территория белых на востоке России состояла из многих полунезависимых казачьих респу-блик-атаманств. Если на белом юге России власть донского, кубанского, терского казачьих атаманов представляла собой некое подобие регулярной государственной власти, то на востоке все было по другому. Колчак после ареста рассказывал: «Там шла, например, правильная охота на торговцев опиумом... Занимались этим солдаты и частные лица. Обычно в вагон входила кучка солдат, заявляла такому продавцу опиума: «Большевистский шпион», арестовывала, опиум вытаскивала и затем убивала его, а опиум продавала»12. Но в то же время атаман Уссурийского ка-
10 Родионов В.Г. Тихий Дон атамана Каледина. М., 2007.
11 Гольцев В.А. Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова. М., 2014.
12 Бутаков Я.А. Атаманы в пыльных шлемах // Известия. 2014. 4 июня.
зачьего войска Иван Калмыков официально Колчаком был назначен сначала командиром бригады, потом - дивизии, охранявшей стратегически важный участок Транссиба.
Вопреки сложившемуся представлению о том, что казачьи атаманы сразу же безоговорочно встали на сторону царской власти, некоторые из них в те смутные времена вначале оказались в стане «красных», поднимали народные бунты, а крестьянские вожди Поволжья и Украины объявляли свое воинство «вольными казаками» и под лозунгом: «Земли и воли!» громили «коммунию». Атаманов Антонова, Зеленого, Григорьева, Булах-Банаховича, Дутова, Семенова, Рогова, Серова, Тундутова-Дундукова советская пропаганда окрестила «демонами»13. Например, атаман Никифор Григорьев в 1918 г. организовал партизанский отряд, действовавший против австро-германских оккупантов на Украине, затем примкнул к Петлюре и стал полковником армии Украинской Народной Республики14.
В годы Гражданской войны некогда дружное сообщество казаков раскололось на несколько групп, участвовавших в братоубийственной бойне. Сначала - в оренбургских степях, затем - на Дону и Кубани, а потом - практически во всех регионах России. И в значительной мере именно антагонизм, который пролег между двумя составными силами антибольшевистской коалиции - казачеством и армиями под началом бывших царских генералов, в итоге и привел к закономерному краху белого движения на территории бывшей Российской империи. Казачий дух наполнял старые мехи, но проливался на землю не вином, а кровью. Казачий эксперимент по строительству «новой юли» был потоплен, проигран, а память о нем уничтожалась десятилетиями.
В истории России совершенно особый опыт был накоплен казачеством, сформировавшим институт атаманов. Интерес к нему продиктован не только возрождением казачества, но и тем, что необходимо искать собственные формы организации гражданского общества. Три последних десятилетия идет процесс возрождения движения казачества. Как и любое восстановление утраченных традиций, он требует тщательного изучения истории казачьего управле-
13 Марковчин В.В. Три атамана. М.: Звонница-М, 2003; Савченко В.Н. Атаманы казачьего войска. М., 2006.
14 Бутаков Я.А. Указ. соч.
ния, являвшегося уникальным институтом власти атамана, и его связи с казачьим самоуправлением, имевшим и общие черты, и отражавшим особенности местного управления в национальных окраинах Российской империи.
Внимательное прочтение истории атаманства, раскрытие принципов организации и функционирования атаманской власти показывают, что такие же принципы свободного и гласного избрания руководителей территорий и общин, открытость их деятельности и ответственность перед обществом характерны для современных демократических обществ. Но вот, к сожалению, демократические общества Запада не могут, как казаки и их атаманы связывать эти принципы внутренней организации общины с ее внешними задачами, совпадающими с геополитическими целями государства. Именно об отсутствии этого умения говорят и их реакция на внешнюю политику своих стран, и восприятие той Гражданской войны, которая выпала на долю Украины.
Список литературы:
1.Астапенко М.П. Атаман Платов. Историческое повествование. Ростов н/Д.: НПК «Гефест», 2003.
2.Бутаков Я.А. Атаманы в пыльных шлемах // Известия. 2014. 4 июня.
3. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. (Сборник документов и материалов 1620-1654 гг., посвященных освободительной войне Б. Хмельницкого и Переяславской раде). М.: Издательство Академии наук СССР, 1953.
4. Гольцев В.А. Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова. М.: Вече, 2014.
5. Донская летопись. Сборник материалов по новейшей истории Донского Казачества со времени Русской революции 1917 года. Издание Донской Исторической Комиссии. Белград, 1923, 1924. (№ 1, 2, 3).
6. Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред. - издатель А.И. Скрылов. Сан-Ансельмо (Калифорния), 1966-1970.
7. Лесков Н.С. Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе / Лесков Н.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том III. М.: «Правда», 1981.
8. Марковчин В.В. Три атамана. М.: Звонница-М, 2003.
9. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков. М.: АСТ, Астрель, 2009.
10. Петлюра С.В. Главный атаман. В плену несбыточных надежд. М.: Летний сад, 2008.
11. Помнят степи донские: Сборник воспоминаний / Лит. запись Я.З. Марголина и Д. А. Малиева. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1967.
12. Родионов В.Г. Тихий Дон атамана Каледина. М.: Алгоритм, 2007.
13. Савченко В.Н. Атаманы казачьего войска. М.: Яуза, Эксмо, 2006.
14. Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Вена: ООО Типография Лингва, 1924.
15. Семанов С.Н. Махно. Судьба атамана. М.: АСТ-Пресс Книга, 2004.
16. Сенюткин М. Донцы. Исторические очерки военных действий. А. Петровский. Опись войсковым, наказным и войсковым наказным атаманам. М.: В. Секачев, 2011.
17. Чижикова Ю.А. Институт атаманства на Дону: середина XVI - начало XX вв.: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Ростов н/Д, 2007.