Научная статья на тему 'Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России'

Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / АТАМАН / ATAMAN / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-MANAGEMENT / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / РОЛЬ ЛИЧНОСТИ / ROLE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терновая Л. О.

В статье анализируется связь между практикой внутреннего управления общин казачества, осуществляемого атаманами, и возможностями привлечения казачества к решению геополитических задач государства. Этот уникальный опыт позволял казакам под предводительством атаманов не только открывать новые земли, но и устраивать охрану таких территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper examines the relationship between the practice of internal management communities Cossack atamans implemented, and opportunities to attract Cossacks to solve geopolitical problems of the state. This unique experience allowed the Cossacks led by chieftains not only discover new lands, but also to organize the protection of such areas.

Текст научной работы на тему «Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России»

ГЕОПОЛИТИКА И АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет)

Наше внимание не только к событиям прошлого, но и главным фигурам, благодаря которым ход этих событий развивался в определенную сторону, безусловно, определяется современными реалиями, либо прямо выступающими непосредственным продолжением былого, либо наводящими нас на непосредственную аналогию с явлениями прошедшего времени. Так и обращение к образам атаманов не было столь актуальным в связи с активизацией движения казачества, как оно стало из-за украинских событий, вновь поставивших вопросы

0 судьбах пограничных территорий, людей, живущих на них и помогающих своим соплеменникам, согражданам со-органи-зоваться, о возможностях и пределах коллаборационизма.

Сложно найти в российской истории фигуру более яркую, поэтическую и одновременно трагическую, чем фигура атамана, бывшего предводителем и у степных народов, и у казаков. Об авторитете атамана говорят практически все версии происхождения этого слова, например, от тюркского «ата» -

1 «Атаман» - песня, записанная В. Цоем весной 1990 г. на кассетный магнитофон на демо-кассету с черновиками, ставшими затем основой для будущих песен «Черного альбома». Это последняя вышедшая на сегодняшний день песня группы «Кино» и также последняя песня, записанная группой.

Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России

Ох смотри не промахнись, атаман, Чтоб не дрогнула рука невзначай, Да, смотри, не заряди холостым, Да не думай о петле палача.

А не то наступит ночь, ночь, И уйдут от нас поля и леса, Перестанут петь для нас небеса, И послушаем земли голоса.

Виктор Цой1

«отец», «дед» с личным окончанием «ман» («мен») и буквально означает «я отец», «я дед», что в патриархальном тюркском обществе было равнозначно утверждению «я - главный». Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения. Некоторые исследователи считают, что слово «атаман» заимствовано у поляков, где было понятие «гетман» (у англосаксов и скандинавов - Headman, а у немцев - Hauptmann). Поляки же в свою очередь могли заимствовать это слово от армян Украины, а те - от крымских готов, которые гатмана-ми называли крымских христиан, назначаемых старостами поселений и зазывавших русских переселяться в Ханскую Украину. Не исключается версия связи слова «атаман» с немецким «Amtman», который был начальником службы, главой канцелярии, а также немецким «harter Mann» - твердый, крепкий человек. Есть и иные версии, но в каждой из них отражена позиция главенства, силы и ответственности лица, обозначаемого этим словом2. И здесь можно высказать предположение, что у разных народов именно такое сочетание звуков [а], [т], [м] - четкое, ясное, краткое - отвечало потребности обозначать главного человека в данной социальной общности, распорядителя и хозяина.

Первые сведения о казачестве на Руси относятся к временам Золотой орды. Уже в XIII в. в грамотах, например, грамоте великого князя Андрея Александровича (1294) отмечалось, что князья отправляли ватаги во главе с ватамманом (ватага-маном, атаманом) к Белому морю и Северному океану за рыбою, зверем и птицею. Возможно, здесь проявились основы не только русского казачества, но и будущих компаний вольных промышленников и купечества, позже сформировавших известные казацко-купеческие рода, занесенные в самом начале XIX в. Министерством коммерции в Бархатную книгу знатных купеческих родов для «увековечивания в потомстве памяти родов первостатейного купечества».

Примерно в то же время, что и рождение истории ватаг, уходит история Всевеликого Войска Донского. После поражения Тохтамыша от войска Тамерлана в сражении на Кондурче через одиннадцать лет после Куликовской битвы расширяется пространство анархии на землях возле Волги и Дона, а потому в целях сопротивления хаосу происходит самоорганизация христианско-

2 Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред. - издатель А.И.

Скрылов. Сан-Ансельмо (Калифорния), 1966-1970.

го населения в казачьи отряды, к которым присоединяются тюр-коязычные жители этого региона. Предводитель Войска Донского, избиравшийся войсковым кругом, народным собранием всего казачьего войска, назывался войсковым атаманом. Выборы эти отражали остроту разногласий в Войске и могли перерастать в кровопролитные схватки противников. От атамана требовалась честность и доблесть, которые отличали многих казаков, поэтому, во-первых, понятие «атаман» распространилось на высшее сословие войска, а, во-вторых, стать атаманом можно было не по рождению и принадлежности к данному сословию, а, заслужив это право в боях и походах, сопряженных с опасностью и лишениями. Понятно, почему такое право закрепилось в поговорке: «Терпи казак, атаманом станешь».

Смысл поговорки ярко иллюстрирует жизнь казачьего атамана. В 2009 г. в России была выпущена почтовая марка с изображением трех легендарных атаманов. Первый из них - исторический завоеватель Сибири для Российского государства

Ермак Тимофеевич (1532/1534/1542 - 1585). Он был сначала атаманом одной из дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге разбойными нападениями на купеческие караваны, затем - командиром казачьей сотни на Ливонской войне, под началом воеводы Дмитрия Хворостинина 1581 г. В успешном рейде на Литву Ермак дошел по Днепру до Могилева. В феврале 1582 г. на заключительном этапе этой войны участвовал в победе Хворостинина над шведами в битве у села Лялицы близ города Ям. А потом уже было завоевание Сибири.

Масштабность личности Ермака ощущается и через множество веков, что заставляет некоторых исследователей искать неожиданные, а порой и околонаучные сопоставления персон, вершивших историю. Так, авторы теории радикального пересмотра Всемирной истории, известной как «Новая хронология», Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко считают, что атаман Ермак и конкистадор Эрнан Кортес представляют собой отражения одной и той же фигуры завоевателя XVI в. По исторической схеме Носовского и Фоменко получается, что Ермак покорил не азиатскую Сибирь, а Центральную Америку3. Сторонники «Новой хронологии» утверждают, что знаменитый поход Ермака был описан в испанских летописях как мексиканская экспедиция Кортеса. Понятно искушение совершенно иными глазами взглянуть на историю освоения

3 Носовский Г.В., Фоменко А.Т Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и

мятеж Реформации глазами «древних» греков. М., 2009.

Америки. Как отмечают названные выше авторы, реконструкция, предлагаемая ими, является предположительной, хотя они отвечают за точность и надежность вычисленных ими датировок. Спорность теоретических основ «Новой хронологии» не должна закрывать факта, что в XVI столетии действительно шли бурные процессы освоения новых земель, начатые открытием Америки Колумбом. Импульс геополитического продвижения набирающих силу государств в сопредельные и более далекие территории не ограничивался Новым Светом, он отражал общие потребности общества не только в обновлении товарной базы, но и расширении горизонтов знаний и обитания.

И эту задачу понимал другой землепроходец, казачий атаман Семен Иванович Дежнёв (?-1673), который начал свою службу в Тобольске рядовым казаком. В начале XVII в. Тобольск был главным городом Сибири, обладавшим самым многочисленным на восточной окраине России гарнизоном, включающим детей боярских, казаков, стрельцов и пушкарей. В 1638 г. Дежнёв был направлен в составе отряда П.И. Бекетова в Якутский острог. Он был участником первых походов по Крайнему Азиатскому Северу, позже служил на реке Колыме, в 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой. Именно Дежнёв решил важную географическую задачу, представив доказательство того, что Америка - это самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Дежнёв стал автором ценных описаний путешествий по крайнему Северо-Востоку. Мыс, названный по имени этого легендарного казака, обрастает легендами. Например, в романе немецкого писателя Йозефа Мартина Бауэра So weit die Füße tragen («Пока ноги несут») на мысе Дежнёва находился лагерь ГУЛАГа, в котором отбывал срок заключения главный герой книги - немецкий военнопленный Клеменс Форель. В 1949 г. этот герой сбегает из лагеря, пересекает всю Сибирь и Среднюю Азию, направляясь в Иран. По книге в 2001 г. был снят художественный фильм «Побег из Гулага» (нем. So weit die Füße tragen). А на самом деле, на мысе Дежнёва никогда не было лагерей ГУЛАГа.

Еще один персонаж с этой марки - герой войны 1812 г., Матвей Иванович Платов (1751-1818) - атаман Всевеликого войска Донского (с 1801), генерал от кавалерии (1809). В 1812 г. Платов получает графский титул с девизом «За верность, храбрость и неутомимые труды» по ходатайству Кутузова. Он принимал уча-

стие во всех войнах Российской империи конца XVIII - начала XIX вв. и в немалой степени способствовал упрочению европейской славы казаков в заграничных походах. В 1805 г. Он сопровождал императора Александра I в его поездке в Британию в 1814 г.

Оксфордский университет присвоил Платову степень доктора права, его именем был назван восьмидесятипушечный линейный корабль английского флота4. Не случайно Платов становится литературным персонажем. В рассказе Н.С. Лескова «Левша» (1881) этот казачий атаман выступает посредником между англичанами и тульским мастером Левшей, отдавая приказ ему и двум его товарищам изготовить такую вещь, которая превзошла бы заморское изобретение. И здесь Платов выступает не просто в роли патриота, но изобличителя иноземного коварства5.

Платов основал Новочеркасск, перенеся в него столицу Донского казачьего войска из Черкасска (ныне станица Старочеркасская), что было вызвана экономическими, социально-политическими и экологическими причинами, в частности, практически ежегодным длительным затоплением Черкас-ска водами разливающегося весной Дона. Наличие столицы, центра казачьего войска, указывало на сплоченность этой социальной силы, проявившуюся в знаковый исторический момент. Об этом же говорила и складывавшаяся система атаманских чинов, которая помимо подчеркивания иерархии, служила как социальным маяком, так и геополитическим, ибо отражала координаты территорий, требующих особой охраны и заботы. Чин Атаман Походный присваивался в военное время генералам казачьих войск при каждой армии; они наблюдали за правильным использованием и сбережением казачьих войск; погоны имели такие же, как и у генеральского состава. Чин Атаман Войсковой Наказной присваивался главноначаль-никам военного и гражданского управления Донского,Сибир-ского, Кавказских и Приамурских казачьих войск. Чин Атаман Наказной присваивался главноначальникам военного и гражданского управления в Терском, Кубанском, Астраханском, Уральском, Семиреченском, Забайкальском, Амурском и Уссурийском казачьих войсках. Почетный чин Августейший Атаман всех Казачьих Войск с 1827 г. присваивался Наследнику Цесаревичу до вступления его на престол.

4 Астапенко М.П. Атаман Платов. Историческое повествование. Ростов н/Д., 2003.

5 Лесков Н.С. Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе / Лесков Н.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том III. М., 1981.

Как ни странно, в работах отечественных авторов практически не уделяется внимания институту атаманской власти, как уникальному явлению, созданному казачеством, гибко реагирующему как на внутренние вызовы, так и на внешние угрозы. Например, в период походов походные атаманы получали почти неограниченную власть, однако, существовал также институт атаманов зимовых и легких станиц, атаманов городков (позже станиц) и хуторов. После реформ князя Г.А. Потемкина в Земле войска Донского произошли серьезные изменения в системе местного управления. Кроме того, что решали задачи местного управления, атаманы выступали в роли представителей центральной власти, обличенных полномочиями во внешних сношениях.

Со второй половины XVII в. войсковой атаман принимал турецких, татарских и калмыцких послов, вел с ними предварительные переговоры и только после этого окончательное решение передавал на суждение круга. Неудивительно, что Богдан Хмельницкий, будучи гетманом, а так на Украине звался войсковой атаман, вел наиактивнейшую дипломатическую деятельность. Частью такой дипломатии и стало обращение в Москву с настойчивой просьбой к царю Алексею Михайловичу о принятии его в подданство. 1 октября 1653 г.

был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решен в утвердительном ключе. А 8 января 1654 г. в Переяславле, городе, расположенном на реке Тру-беже, левом притоке Днепра, была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырех государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного»6.

Атаманы могли вести открытую дипломатическую активность, а могли участвовать и даже возглавлять партизанскую борьбу. Именно это делали харамбаши (арамбаши), выборные атаманы гайдуков, организуя партизанскую войну с турками и Габсбургами. Слово «харамбаша» образовано из турецких слов: харам - «незаконный» и баш - «голова». И так как успех всей группы зависел от атамана, на эту должность выбирался

6 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт.

(Сборник документов и материалов 1620-1654 гг., посвященных освободительной войне Б. Хмельницкого и Переяславской раде). М., 1953. Т. 3. С. 373.

Илья Репин. Иван Дмитриевич

Серко. Этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889)

Почтовая марка России, 2009 г.: Ермак, Дежнёв, Платов

самый смелый, мудрый и в то же время жестокий казак. Активность гайдуков была в первую очередь отмечена на военной границе Османской империи и империи Габсбургов.

Действия в приграничном протранстве во многом определяли психологию атамана. Необходимость и возможность неоднократного перехода границы между государствами или княжескими владениями способствовали формированию представлений, а с ними и некоторых навыков перехода через иные границы, среди которых есть и нравственные, обозначающие границы добра и зла. Такой сложный моральный выбор обострялся в переходные, революционные периоды. Это очень ярко раскрывается в мемуарах атаманов: «Записках донского атамана» А.К. Денисова, воспоминаниях П.Н. Краснова, А.И. Деникина, А.В. Голубинцева. В сборниках «Помнят степи Донские», «Донская летопись», «Белое дело» содержатся многочисленные подборки и отрывки мемуаров атаманов. Эти сведения показывают, что реальные результаты их действий не были похожи на их прежние представления о себе и о реальности, в которой им пришлось выбирать не только свой собственный политический путь, но и тех, кто был в их подчинении7.

7 Помнят степи донские: Сборник воспоминаний / Лит. запись Я.З.

Марголина и Д. А. Малиева. Ростов н/Д, 1967; Донская летопись. Сборник материалов

г %

Шг '

Баклановский значок

Такую же картину позволяют увидеть письменные источники, оставленные самими известными атаманами. Знакомясь с публицистикой и эпистолярным наследием Симона Петлюры, можно представить совсем не того человека и политика, образ которого десятилетиями создавался в СССР8. При этом важно не сформировать новый, романтический миф о Главном атамане. Критический взгляд на его действия и убеждения дает основания судить о том, что правда о Петлю-ре бесконечно далека от ставшего привычным образа бандита и погромщика. Осмысление короткого жизненного пути позволяет скорее понять слабости и трагическую судьбу и лично Симона Петлюры, и украинской интеллигенции, различные группы которой в эпоху грандиозной катастрофы пытались осуществить давние национальные и социальные идеалы.

О знаменитом повстанческом атамане Несторе Ивановиче Махно написано немало сочинений, созданы кинофильмы. К сожалению, их авторы истинный облик атамана нередко вольно или невольно искажали. Сейчас на основании неизвестных ранее документов и воспоминаний можно составить картину поведения Махно, как народного «батьки» и заступника угнетенных. Не случайно книга Н.С. Семанова, в основу которой легли сведения, полученные во время бесед с вдовой и единственной дочерью атамана Махно, издана в серии «Исторические расследования»9.

В романе «Тихий Дон», Шолохов, описывая службу Григория Мелехова в 12-м Донском казачьем полку, упоминает, что командиром полка был полковник Каледин. Судьба Алексея Максимовича Каледина может рассматриваться как пример еще одного пограничного существования - между жизнью и насильственной смертью. Оно было свойственно многим казакам и их атаманам. Эта грань отмечена на Баклановском значке. Когда в начале 1851 г. герою Кавказской войны командиру

Донского 17-го казачьего полка Якову Петровичу Бакланову почтовым обозом доставлена была неизвестно от кого и откуда посылка. В ней оказался черный значок с вышитой головой с двумя перекрещенными костями и под нею круговой надписью шли слова из «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Бакланов закрепил ткань на древке, превратив ее в личное знамя.

по новейшей истории Донского Казачества со времени Русской революции 1917 года. Издание Донской Исторической Комиссии. Белград, 1923, 1924. (№ 1, 2, 3).

8 Петлюра С.В. Главный атаман. В плену несбыточных надежд. М., 2008.

9 Семанов С.Н. Махно. Судьба атамана. М., 2004.

Сейчас известно о трех покушениях на Атамана Всевелико-го Войска Донского Каледина. Раньше признавалась лишь одна версия - самоубийство, несмотря на его отрицание в заявлениях близко стоявших к нему людей. Также есть ряд неясных обстоятельств и косвенных данных, из которых выстраивается иная версия - хорошо организованное убийство10. Причины появления открытых и тайных врагов у атаманов отлично видны из истории атамана Бориса Владимировича Анненкова, прошедшего путь от сотника 1-го Сибирского казачьего имени Ермака Тимофеева полка до командующего Семи-реченской армией. Он собрал самые уничижительные эпитеты, а его дела характеризовались как бандитские11. В советских исторических трудах можно было встретить такие выражения: «яркая по своему безобразию фигура», «зверь», «черный герой Гражданской войны, забросавший свой кровавый путь черепами и костями десятков тысяч трудящихся России», «кумир всей белогвардейской накипи». Позже стали задумываться, были ли у Анненкова особые причины бороться за восстановление рухнувшей монархии, справедливы ли предъявленные ему обвинения, правдивы ли легенды о нем. Но на многие из этих вопросов ответы не найдены.

До сих пор остаются неизвестными многие аспекты истории формирования атаманских режимов в годы Гражданской войны в России. Само слово «атаманщина» применительно к периоду Гражданской войны родилось в Сибири, под сенью «верховного правителя» Александра Васильевича Колчака. Территория белых на востоке России состояла из многих полунезависимых казачьих респу-блик-атаманств. Если на белом юге России власть донского, кубанского, терского казачьих атаманов представляла собой некое подобие регулярной государственной власти, то на востоке все было по другому. Колчак после ареста рассказывал: «Там шла, например, правильная охота на торговцев опиумом... Занимались этим солдаты и частные лица. Обычно в вагон входила кучка солдат, заявляла такому продавцу опиума: «Большевистский шпион», арестовывала, опиум вытаскивала и затем убивала его, а опиум продавала»12. Но в то же время атаман Уссурийского ка-

10 Родионов В.Г. Тихий Дон атамана Каледина. М., 2007.

11 Гольцев В.А. Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова. М., 2014.

12 Бутаков Я.А. Атаманы в пыльных шлемах // Известия. 2014. 4 июня.

зачьего войска Иван Калмыков официально Колчаком был назначен сначала командиром бригады, потом - дивизии, охранявшей стратегически важный участок Транссиба.

Вопреки сложившемуся представлению о том, что казачьи атаманы сразу же безоговорочно встали на сторону царской власти, некоторые из них в те смутные времена вначале оказались в стане «красных», поднимали народные бунты, а крестьянские вожди Поволжья и Украины объявляли свое воинство «вольными казаками» и под лозунгом: «Земли и воли!» громили «коммунию». Атаманов Антонова, Зеленого, Григорьева, Булах-Банаховича, Дутова, Семенова, Рогова, Серова, Тундутова-Дундукова советская пропаганда окрестила «демонами»13. Например, атаман Никифор Григорьев в 1918 г. организовал партизанский отряд, действовавший против австро-германских оккупантов на Украине, затем примкнул к Петлюре и стал полковником армии Украинской Народной Республики14.

В годы Гражданской войны некогда дружное сообщество казаков раскололось на несколько групп, участвовавших в братоубийственной бойне. Сначала - в оренбургских степях, затем - на Дону и Кубани, а потом - практически во всех регионах России. И в значительной мере именно антагонизм, который пролег между двумя составными силами антибольшевистской коалиции - казачеством и армиями под началом бывших царских генералов, в итоге и привел к закономерному краху белого движения на территории бывшей Российской империи. Казачий дух наполнял старые мехи, но проливался на землю не вином, а кровью. Казачий эксперимент по строительству «новой юли» был потоплен, проигран, а память о нем уничтожалась десятилетиями.

В истории России совершенно особый опыт был накоплен казачеством, сформировавшим институт атаманов. Интерес к нему продиктован не только возрождением казачества, но и тем, что необходимо искать собственные формы организации гражданского общества. Три последних десятилетия идет процесс возрождения движения казачества. Как и любое восстановление утраченных традиций, он требует тщательного изучения истории казачьего управле-

13 Марковчин В.В. Три атамана. М.: Звонница-М, 2003; Савченко В.Н. Атаманы казачьего войска. М., 2006.

14 Бутаков Я.А. Указ. соч.

ния, являвшегося уникальным институтом власти атамана, и его связи с казачьим самоуправлением, имевшим и общие черты, и отражавшим особенности местного управления в национальных окраинах Российской империи.

Внимательное прочтение истории атаманства, раскрытие принципов организации и функционирования атаманской власти показывают, что такие же принципы свободного и гласного избрания руководителей территорий и общин, открытость их деятельности и ответственность перед обществом характерны для современных демократических обществ. Но вот, к сожалению, демократические общества Запада не могут, как казаки и их атаманы связывать эти принципы внутренней организации общины с ее внешними задачами, совпадающими с геополитическими целями государства. Именно об отсутствии этого умения говорят и их реакция на внешнюю политику своих стран, и восприятие той Гражданской войны, которая выпала на долю Украины.

Список литературы:

1.Астапенко М.П. Атаман Платов. Историческое повествование. Ростов н/Д.: НПК «Гефест», 2003.

2.Бутаков Я.А. Атаманы в пыльных шлемах // Известия. 2014. 4 июня.

3. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. (Сборник документов и материалов 1620-1654 гг., посвященных освободительной войне Б. Хмельницкого и Переяславской раде). М.: Издательство Академии наук СССР, 1953.

4. Гольцев В.А. Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова. М.: Вече, 2014.

5. Донская летопись. Сборник материалов по новейшей истории Донского Казачества со времени Русской революции 1917 года. Издание Донской Исторической Комиссии. Белград, 1923, 1924. (№ 1, 2, 3).

6. Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред. - издатель А.И. Скрылов. Сан-Ансельмо (Калифорния), 1966-1970.

7. Лесков Н.С. Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе / Лесков Н.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том III. М.: «Правда», 1981.

8. Марковчин В.В. Три атамана. М.: Звонница-М, 2003.

9. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков. М.: АСТ, Астрель, 2009.

10. Петлюра С.В. Главный атаман. В плену несбыточных надежд. М.: Летний сад, 2008.

11. Помнят степи донские: Сборник воспоминаний / Лит. запись Я.З. Марголина и Д. А. Малиева. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1967.

12. Родионов В.Г. Тихий Дон атамана Каледина. М.: Алгоритм, 2007.

13. Савченко В.Н. Атаманы казачьего войска. М.: Яуза, Эксмо, 2006.

14. Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Вена: ООО Типография Лингва, 1924.

15. Семанов С.Н. Махно. Судьба атамана. М.: АСТ-Пресс Книга, 2004.

16. Сенюткин М. Донцы. Исторические очерки военных действий. А. Петровский. Опись войсковым, наказным и войсковым наказным атаманам. М.: В. Секачев, 2011.

17. Чижикова Ю.А. Институт атаманства на Дону: середина XVI - начало XX вв.: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Ростов н/Д, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.